Реферат по предмету "Психология"


Детство человека и животного

Содержание
Введение
1. Исторический анализ понятия «детство»
2. Детство человека и животного
2.1 Врожденное поведение
2.2 Инстинкт собственности и замещающее поведение
2.3 «Воришки» и «консерваторы» вживотном и человеческом мире
2.4 Игры детей и животных
2.5 Игрушки
2.6 Страхи детей и детенышей животных
3. Родители и дети в животном и человеческом мире
Заключение
Список литературы
/>/>Введение
Детство — период, когдазакладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическуюустойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность ицелеустремленность. Эти духовные качества личности не развиваются спонтанно, аформируются в условиях выраженной родительской любви, когда семья создает уребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоватьсядругим людям, нести ответственность за себя и других, стремление научитьсямногому.
Детство — это период усиленногоразвития, изменения и обучения.
Человек, являясь на свет, наделенлишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическомустроению, организации нервной системы, по типам деятельности и способам еерегуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. По состоянию намомент рождения у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Какправило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится егодетство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков парадокс природы.
Цель данной работы — выявить исопоставить детство человека и детство животного.
Задачи:
изучить литературу по даннойтеме;
выявить основные закономерностив детстве человека и животного;
изучить взаимоотношенияродителей и детей в животном и человеческом мире.
/>1. Историческийанализ понятия «детство»
Человек, появляясь на свет,наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. Пофизическому строению, организации нервной системы, по типам деятельности испособам ее регуляции человек — наиболее совершенное существо в природе. Однакопо состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства- у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чемвыше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тембеспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы,который предопределяет историю детства.
В ходе истории непрерывно рослообогащение материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетиячеловеческий опыт увеличился во много раз. Но за это же время новорожденныйребенок практически не изменился. Опираясь на данные антропологов обанатомо-морфологическом сходстве кроманьонца и современного европейца, можнопредположить, что новорожденный современного человека ни в чем существенном неотличается от новорожденного, жившего десятки тысяч лет назад.
Детство — период, продолжающийсяот новорожденности до полной социальной и, следовательно, психологическойзрелости; это период становления ребенка полноценным членом человеческогообщества. При этом продолжительность детства в первобытном обществе не равнапродолжительности детства в эпоху Средневековья или в наши дни. Этапы детствачеловека — продукт истории, и они столь же подвержены изменению, как и тысячилет назад. Поэтому нельзя изучать детство ребенка и законы его становления внеразвития человеческого общества и законов, определяющих его развитие. Продолжительностьдетства находится в прямой зависимости от уровня материальной и духовнойкультуры общества.
В ходе истории росло обогащениематериальной и духовной культуры человечества. Но за тысячелетия новорожденныйребенок практически не изменился. Продолжительность детства находится в прямойзависимости от уровня материальной и духовной культуры общества.
Памятники культуры, имеющиеотношение к детям, бедны. Даже в тех, не очень частых случаях, когда вархеологических раскопках находят игрушки, это обычно — предметы культа,которые в древности клали в могилы, чтобы они служили хозяину в загробном мире.Миниатюрные изображения людей и животных использовались также в целяхколдовства и магии. Можно сказать, что экспериментальным фактам предшествовалатеория.
Исторически понятие детствасвязывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальнымстатусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с наборомдоступных для него видов и форм деятельности. Много интересных фактов былособрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его интересовало,как в ходе истории в сознании художников, писателей и ученых складывалосьпонятие детства и чем оно отличалось в различные исторические эпохи. Егоисследования привели его к выводу, что вплоть до XIIIвека искусство не обращалось к детям. Детство считалось периодом быстропроходящим и малоценным.
Открытие детства позволилоописать полный цикл человеческой жизни. Для характеристики возрастных периодовжизни в научных сочинениях XVI-XVIIвеков использовалась терминология, которая до сих пор употребляется в научной иразговорной речи: детство, отрочество, юность, молодость, зрелость, старость,сенильность (глубокая старость). В старину периоды жизни соотносились счетырьмя временами года, с семью планетами, с двенадцатью знаками зодиака. Совпадениечисел воспринималось как один из показателей фундаментального единства Природы[1].
Вопрос об историческомпроисхождении периодов детства, о связи истории детства с историей общества,без решения которых невозможно составить содержательное понятие о детстве, былпоставлен в детской психологии в конце 20-х годов XXвека и продолжает разрабатываться до сих пор. И хотя история детства еще неисследована в достаточной мере, важна сама постановка этого вопроса впсихологии XX века. Если на многие вопросы теориипсихического развития ребенка еще нет ответа, то путь решения уже можнопредставить. И видится он в свете исторического изучения детства.
Большое влияние на разработкуконцепции с общими установками бихевиоризма оказали идеи И.П. Павлова. Уже впервых экспериментах Павлова с выведенной наружу слюнной железой былареализована идея связи зависимых и независимых переменных, которая происходитчерез все исследования поведения и его генеза не только у животных, но и учеловека.
Атака на бихевиоризм и,особенно, на те его стороны, которые более близки психологии развития,проходила по нескольким направлениям. В современной психологии многие считали,что закономерности поведения могут быть получены только путем просеиванияиндивидуальных различий и случайных отклонений. Такая установка послужилапричиной еще большего расширения масштабов исследования[2].
Исследователей в европейскихстранах интересовали стадии и этапы развития поведения в фило- и онтогенезе. Так,после работ И.П. Павлова, Э. Торндайка, В. Келлера австрийский психолог К. Бюлерпредложил теорию трех ступеней развития: инстинкт, дрессура, интеллект. Проводяна детях эксперименты, К. Бюлер заметил сходство примитивного употребленияорудий у обезьян и ребенка, и поэтому период проявления первичных форм мышленияу ребенка он назвал шимпанзеподобным возрастом. Изучение ребенка с помощьюзоопсихологического эксперимента было важным шагом к созданию детскойпсихологии как науки.
/>2. Детствочеловека и животного
 2.1 Врожденное поведение
Много ли инстинктивных действиймы можем наблюдать у ребенка? Оказывается, их сотни. Ребенок родился и сосетмолоко — это сложный инстинктивный акт. Редко у кого из детей он бывает нарушен- тогда выкормить такого ребенка очень трудно, а научить сосать невозможно. Малышсосет и, вскидывая руки, судорожно сжимает пальцы. Если дать ему теплыйпушистый предмет — он сожмет его и замрет. Это древний инстинкт приматов — найти мать и уцепиться за ее шерсть. Мать стала другим видом — человеком илишена шерсти, а инстинкт жив.
Вот ребенок научилсяповорачиваться на бок, но не на любой, а на тот, что ближе к стене или болеетемному предмету. Это тоже инстинкт. Малыш ловит ногами погремушку, пробует всепредметы на вкус, особенно стремится подбирать все с земли — все это врожденныереакции.
У хвостатых приматов детеныш,обследуя мир, сохраняет спасительный контакт с матерью, держась за ее хвост. Ребенок,если он волнуется, цепляется вместо хвоста за юбку матери.
Выше уже было сказано, чторебенок, родившись, инстинктивно ищет мать, покрытую шерстью. Когда онволнуется или хочет спать, ему очень важно, чтобы рядом был пушистый предмет — игрушка, одеяло, волосы матери. Инстинктивная потребность успокоить себяконтактом с матерью остается на всю жизнь. В любом возрасте чаще других словчеловек в отчаянии кричит: «Мама!». И хватается руками за шерсть,которая всегда под рукой, — за собственные волосы. Точно также поступаютобезьянки, у которых на глазах утаскивают мать, но они хватаются за собственнуюшерсть в любом месте.
/>2.2 Инстинктсобственности и замещающее поведение
Инстинкт собственности — один изсамых мучительных для детей человека: из-за собственности приходится вступать вконфликты с другими детьми. Ребенок может быть добрым нежадным, но если у негосилен этот инстинкт, он не может не отнимать у других и отстаивать то, чтосчитает своим. Не сумев удержать собственность, он испытывает страшное горе.
У наших первобытных предковличная собственность являлась неприкосновенной. Поэтому после смерти человеканикто не смел взять ее. И его орудия, его собаку, позднее его жену погребаливместе с ним.
Лишение собственности илиограничение владения ею деформирует психику и взрослого человека, делает его завистливым,агрессивным.
Замещающее поведение широкораспространено среди животных. Два петуха конфликтуют, один напирает, а другойбоится драться, но и не хочет отступить. И в самый драматический момент онначинает клевать несуществующие зерна. Петух-забияка растерян, так как пищевоеповедение второго петуха совсем не агрессивно и драться не с кем.
Некоторые ученые считают, чтоложь ребенка имеет в основе своего формирования программы замещающего поведения.У собак замещающее поведение очень похоже на детское. Перед тем как лечь,собака скребет лапой паркет или линолеум (это начальная часть врожденнойпрограммы — образование центральной ямки в траве и земле), а затем, изогнувшисьдугой, крутится на месте (примятие травы в форме лунки) — из этого можно сделатьвывод, что собака полностью перешла на инстинктивное поведение, ведь онапрекрасно знает, что никакой травы вокруг нет./>2.3«Воришки» и «консерваторы» в животном и человеческом мире
К огорчению родителей, их совсеммаленькие, все имеющие дети вдруг попадаются на воровстве. Причем крадут нечто-то им нужное, а для других не существенное, а именно то, что красть нельзя,и именно там, где им этого делать никак не следовало. Детские психологи давнопоняли, что это не беда, что красть запретное детям очень хочется. Ребенкухочется украсть именно потому, что он прекрасно знает, что это запретно.
Для этологов в этом плане нетничего особенного: программа воровства есть у многих животных. В трудныхусловиях оно помогает выжить, особенно если животное оказалось на днеиерархической пирамиды в группе и его к пище не подпускают более сильныесородичи. У сытного животного воровство проявляется в виде игры. Живущие вдостатке городские вороны могут подолгу крутиться вокруг собаки, пока неукрадут из-под носа припрятанную кость. Ручные вороны крадут и прячут всеподряд. Этот инстинкт этологи назвали клептоманией.
Чайки — клептоманы, но, когдадел много, они воруют и отнимают редко. Среди птиц есть подлинные клепто-паразиты,например, некоторые поморники, у которых на основе воровской программы развилсяособый образ жизни. Поморник терпеливо ждет, когда какая-нибудь птица поймаетрыбу, а затем преследует ее, пока не отнимет.
У человеческих детей клептоманияврожденная и пока носит форму игры. Они не воры во взрослом понимании этогопорока, но кое-кто может им стать. Иногда встречаются люди, у которыхклептомания — болезнь.
Животные очень консервативны. Уних огромная потребность жить в бесконечно повторяющемся мире, где царит раз инавсегда заведенный порядок, который не всегда удобный и иногда даже нелепый. Ониходят по одной и той же дороге, осматривают одни и те же кормные места,отдыхают в одном и том же месте, останавливаются у одних и тех же предметов.
Среди людей навязчиваясклонность к излишнему порядку и строгому соблюдению ритуала проявляется удетей. В возрасте 2 — 4 лет ребенок требует, чтобы все лежало на определенныхместах, чтобы кормление и одевание происходили по неизменному порядку, чтобывзрослый держал книгу определенным образом, по много раз читал одну и ту жесказку, ставил один и тот же мультфильм и т.д. [3]
Разгадку такого поведения дал К.Лоренц. Мозг, не способный безошибочно разбираться в причинно — следственныхсвязях между событиями, не должен пользоваться результатами их анализа, потомучто, приняв следствие за причину, можно жестоко поплатиться. Лучше эти событиявоспринимать как единое целое, запоминать комбинации, оказавшиеся успешными илибезопасными, и стремиться их повторять. Например, если на этой поляне вчерапоймал зайца, то и сегодня надо искать его там же.
 2.4 Игры детей и животных
Молодые животные очень многоиграют — между собой, с родителями, с детенышами других видов, с предметами. Дажете виды, которые всю взрослую жизнь живут одиночками, — например, медведи,дикие кошки, — в детстве очень общительны и игривы. Игры не только приятноепровождение времени, они необходимы для полноценного развития особи, какфизического, так и психического. Лишенные игр детеныши вырастают агрессивными,трусливыми. Их реакция на ситуации, особенно при контактах с другими особями,часто ошибочны. Им трудно образовывать пары, жить в стае.
Этологи видят в играхтренировку, проверку выполнения врожденных программ поведения — как подходить ксвоим, как действовать с половым партнером, детенышами, объектами охоты, какубегать от хищника, как драться, как побеждать и уступать, строить, прятать.
В играх можно нарушать личнуюдистанцию, вступать в тесный контакт с партнером, бороться, то есть узнавать,что такое другая особь, чего от нее можно ожидать и как себя вести. Большинствоигр — вариации на три главные темы:
«хищник — жертва» — одинубегает, другой догоняет;
«брачные партнеры» — разыгрываютсяритуалы знакомства, ухаживания, спаривания, борьбы за самку, строительствогнезд;
«родители — дети» — одинделает вид, что кормит другого, защищает, согревает, чистит, переносит с местана место и т.п.
Для игр обязательна смена ролей.Сначала один изображает хищника, а другой — жертву, а потом — наоборот. Молодойсамец выполняет ритуалы то самца, то самки, а самка выполняет ритуалы самца. Молодаяособь проверяет не только те действия, которые ей всерьез предстоит производитьв будущем, но и те, которые будет выполнять партнер, объект охоты или враг.
В детстве воспроизводятся итакие программы, которыми взрослые уже не пользуются, но которые были у предков.Особенно ярко это можно проследить у кошек. Взрослые кошки охотятся двумяспособами: подкарауливает, затаившись, или прыгает, подкравшись. А котята,играя, демонстрируют еще несколько способов: догоняя, ударяют лапой по спинежертвы (как львы), догоняя, хватают двумя передними лапами (как гепарды),прыгая сверху, вцепляются в загривок жертвы (как леопарды и рыси). Играя нагладком полу шариком, они, согнув лапу крючком, резким движением поддевают егоснизу и подбрасывают его вверх. Это ловля рыбы из воды, так охотится кошка — рыболов.
Во что же играют человеческиедети? Игры в догонялки, прятки, пап и мам, мнимое кормление кукол, уход заними, игры в войну — все знакомые темы, общие с животными. Поэтому дети таклегко находят общий язык и играют со щенками, котятами.
Конечно, дети играют в неменьшей степени и в чисто человеческие игры, в которые со щенком не поиграешь,подражают труду взрослых, играют в специально разработанные родителями и воспитателямиигры, в игры, развивающие память, эрудицию и т.д.
У многих приматов естьврожденные программы строить себе убежища или занимать подходящие места — дупла, пещеры. И дети проходят период увлечения строительством примитивныхнастилов, шалашей, а к дуплам, пещерам и похожим на них выемкам их тянет оченьсильно. Но они не подражают взрослым, строящим свои дома. На оборудованнойплощадке для игр могут стоять домики, большие кубики, из которых можнопостроить дом, но, если где-нибудь в углу площадки растет дерево с большимдуплом, оно гораздо сильнее притягивает детей, чем подготовленные взрослымисооружения.
 2.5 Игрушки
Игрушки нужны детям, и, если ихим не хватает, они способны находить и делать их сами. Современного ребенкаокружает огромный мир игрушек. Большое количество специалистов создают всеновые и новые игрушки. Чем точнее игрушки воспроизводят настоящую вещь, тембольше они нравятся детям. Но с игрушками, изображающих животных, это не так. Точнаякопия животного меньше привлекает ребенка, чем искаженная, но искаженнаяопределенным образом. Голова должна быть большая и круглая, конечностиукорочены, нос приплюснут, уши большие, округлые и топорщиться, глаза смотретьвперед, живот большой и округлый. В таком исполнении ребенок одинаково хорошопринимает и мышь, и зайца, и медведя, и тигра. Его не смущает, что некоторые изних хищники. Но, если, наоборот, сделать голову меньше и удлиненней, ушиприжатыми и острыми, дети будут избегать таких игрушек, особенно изображающиххищников. Очень хорошо, если игрушка покрыта шерстью и эта шерсть мягкая идлинная.
Дело в том, что детям нравятсяигрушки, несущие общие для многих животных признаки детенышей. Это не зайцы,псы, медведи, а зайчата, щенята, медвежата и т.д. С ними можно играть, онибудут играть, а со взрослыми играть нельзя.
Многие животные оп этим жепризнакам узнают детенышей не только своего вида, но и многих чужих видов. Иесли в их программах есть табу обижать детеныша или обижаться на него, это табучасто срабатывает и на детеныша чужого вида. Очень хорошо это заметно поповадкам собак. Пес терпеливо сносит заигрывания ребенка, котенка потому, чтоон не может обижать щенка. Взрослые люди тоже испытывают теплое чувство,жалость, умиление к детенышам с ярко выраженными детскими признаками[4].
В играх, как известно, игрушкиоживают. Для ребенка противоречие между тем, что они заведомо неживые, и тем,что они должны быть живые, так как изображают животных, преодолимо. Первое знаниеразумное, второе — инстинктивное. Такая же двойственная реакция на модели живыхобъектов обнаружена у многих детенышей животных.
 2.6 Страхи детей и детенышей животных
Дети очень любят качели. И в этойстрасти они нашли бы общий язык с детенышами обезьян или медведей, но ни щенку,ни жеребенку качели не доставляют удовлетворения. Потому что у них нетврожденных программ брахиации (перепрыгивание с ветки на ветку, раскачавшись наруках), а у людей эти программы сохранились. И один из мотивов снов почти увсех людей — полеты во сне — полет брахиатора. И отсюда ночные кошмары,воспроизводящие ощущение при падении в бездну, — частый страх для брахиаторапромахнуться и разбиться. Темноты люди тоже боятся инстинктивно как все дневныеживотные, а не в силу каких-то реальных опасностей.
Все животные наделены инстинктомсамосохранения, страхом смерти — программами, обеспечивающими узнаваниеглавных, стандартных опасностей с первого предъявления. Для гусенка илииндюшонка это летящий темный крест с укороченной передней перекладиной — образхищной птицы. У многих детенышей птиц и зверей врожденный образ хищника — совы,кошачьих — это овал с острыми ушами, круглыми, нацеленными на них глазами.
Самый страшный хищник дляназемных приматов и первобытных людей — леопард. Увидев днем в листве маску — морду леопарда, дети пугаются ее сразу. Усиливая «хищные признаки» воблике животных, художники и мультипликаторы создают образы кровожадныххищников для того, чтобы дети пугались. Они хотят этого сами, нуждаются в этом.Если взрослые не дают этого, они придумывают их сами, то есть по сути самиустраивают для себя игровое обучение узнавать хищников и проверять своиврожденные реакции на них.
Для животных их хищник — этотот, кто, в конце концов, окончит их дни. Но для детенышей он не страшен иотвратителен, а завораживающе прекрасен. Таким его заставляет видеть программа,которая есть у очень многих животных.
Б. Спок выделяет в развитиидуховной жизни детей период после четырех лет как период интенсивного раздумьяо смерти, ее причинах, способах избежать ее. Не только разговоры взрослых илисмерть кого-то из них, но в большей мере наблюдения гибели мелких зверьков,птиц, насекомых, цветов питают размышления ребенка. В конце концов, маленькийчеловек осознает, что, скорее всего тоже смертен, но уверен, что ему удастсяперехитрить смерть. Современный ребенок, подчиняясь древней программе, упорноанализирует то, о чем, казалось бы, ему лучше пока что совсем ничего не знать. Именнов этом возрасте дети часто совершают внешне беспричинные, жестокие убийствамелких животных. Потребность своими глазами увидеть смерть — одна из причинэтого[5].
/>3. Родителии дети в животном и человеческом мире
У многих видов родителипривязаны к своим детям. Часто именно только к своим. Чайка клюет и может дажеубить чужого птенца, зашедшего на ее окологнездовую территорию. Есть и люди,которых тоже любят только своих детей. Но у большинства есть и другая любовь — любовь к детям вообще. Скорее всего, она возникла во времена первобытных людей.Крупные человекообразные обезьяны по образу жизни собиратели. Они живут нестадами, а малыми родственными группами. У человека много инстинктивныхпрограмм, соответствующих такому же образу жизни: территориализм с егостремлением не пускать посторонних на свою территорию, инстинкт собственности,индивидуальная дистанция — минимальное расстояние до другой особи, нарушениекоторого вызывает дискомфорт, агрессивность.
Как и некоторые животные, людипомнят и любят своих детей до конца жизни. Дети тоже, но их реакция имеетвозрастную программу. Ребенок, родившись, запечатлевает мать — ее голос, запах,даже ритм пульса. Все ее качества окрашиваются положительными эмоциями и необсуждаются рассудком, пока ребенок находится в зависимом возрасте.
У человеческого ребенка естьпотребность иметь отца. Это говорит о том, что у первобытных предков отцы былиподключены к заботе о потомстве. У человекообразных обезьян самцы о детях незаботятся и детеныши в отцах не нуждаются. Для многих животных, как и длялюдей, родитель противоположного пола — модель будущего брачного партнера. Поэтомудети часто проходят период влюбленности в одного родителя и ревности его кдругому. С наступлением половой зрелости молодого поколения семья у большинстваживотных должна распасться, чтобы дети начали самостоятельную жизнь. Инициативав осуществлении распада семьи у многих видов животных возложена на молодых. Ониначинают инстинктивно проявлять такое поведение, которое нетерпимо для взрослых.Подросшие самцы время от времени обращаются с отцом, как посторонние взрослыесамцы, раздражая его и даже угрожая ему. На старого самца такие нападки действуютвызывающе, и он дает отпор им, демонстрируя всю мощь своей агрессии, передкоторой молодой самец пасует и возвращается к зависимому детскому поведению. Однакостычки повторяются, и в конце концов выводок распадается, так как родителиперестают узнавать в молодых своих детенышей, а молодые — своих прежнихродителей.
В человеческом обществе это представленопроблемами «отцов и детей». Современные дети, особенно переходноговозраста, еще полностью зависимы от родителей юридически, территориально,материально и духовно. Они не могут покинуть семью, что усиливает конфликт. Можносказать, что подлинно человеческие отношения между родителями и детьмискладываются лишь после того, как переходный возраст пройдет.
/>Заключение
Исторически понятие детствасвязывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определеннымсоциальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периодужизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Много интересныхфактов было собрано французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Какуже отмечалось, вопрос об историческом происхождении периодов детства, о связиистории детства с историей общества, без решения которых невозможно составитьсодержательное понятие о детстве, был поставлен в детской психологии в конце20-х годов 20 века и продолжает разрабатываться до сих пор.
Как можно увидеть из проделаннойработы, человеческое детство и детство животных очень схожи между собой. Поэтомудетство людей можно изучать и соотносить с детством животных, и на этомосновании строить различные концепции и теории познания ребенка.
/>Списоклитературы
1.        Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. — М.: Просвещение, 1988. — 336с.
2.        Дольник В.Р. Непослушное дитя биосферы: Беседы о человеке в компанииптиц и зверей. — М.: Педагогика-Пресс, 1994. — 208с.
3.        Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. — М.: Тривола,1995. — 196с.
4.        Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психологияразвития человека. М.: Школьная пресса, 2000. — 416с.
5.        Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Питер, 1996. — 302с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансово-промышленные групы как специфическая организационная форма предпринимательской деятельности
Реферат Объединение земель вокруг Москвы. Русское государство в конце XV- начале XVI века
Реферат Францыск Скарына беларус
Реферат Сердечно сосудистая система
Реферат Оптимизация размещения и порядка бурения многоствольных скважин в процессе мониторинга разработки Кравцовского месторождения
Реферат Фондовая биржа Механизм функционирования
Реферат Основные показатели коммерческой логистики
Реферат Лечебная физкультура при заболеваниях почек и мочевыводящих путей
Реферат Гражданская война и реконструкция в США
Реферат Розробка математичної програми в середовищі С++
Реферат Розробка облікової системи організації на прикладі Microsoft Access
Реферат Таможенная политика в РФ
Реферат Достопримечательности Италии
Реферат Tuberculosis Essay Research Paper TuberculosisTB is a
Реферат Участие адвоката-защитника в подготовительной части судебного заседания