Реферат по предмету "Психология"


Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)

Девиантное поведение подростков (на примере наркозависимости)

Введение
В настоящеевремя психологи отмечают, что происходящие перемены (политические,экономические, этнические и др.) вызывают у людей бурные эмоциональныепереживания. Современное поколение оказалось не приспособленным к условиямпостоянно меняющейся стрессогенной социальной действительности. К сожалению,педагоги и родители, поставленные в условия новой социально-стрессовойреальности, не могут оказывать эффективное воспитательное воздействие намолодежь, поскольку сами не обладают необходимыми знаниями, навыками исоциально-адаптивными моделями поведения. Это привело к тому, что выработкановых форм поведения у молодых людей происходит стихийно, бессистемно.
Подростковыйвозраст представляет собой период особой концентрации конфликтов, частоприводящих к различным поведенческим отклонениям, таким как делинквентность,агрессивное поведение, проживание в особой субкультуре (например, в религиознойсекте), наркомания, суициды.
Подростки неимеют определенных жизненных навыков, позволяющих самостоятельно справляться своздействием хронических стрессовых ситуаций и вырабатывать здоровый иэффективный жизненный стиль без дезадаптивных форм поведения. Они еще не готовыпротивостоять социальному давлению и поступают так, как принято и модно.Вследствие этого, подростки чаще используют саморазрушающие пути совладания сострессом – употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
В современноммире распространение наркоманий и токсикоманий приобрело характер эпидемии.
По данным Минздрава России, количество потребителейнаркотиков на первое полугодие 1999 года составило 315 тыс. человек. По мнениюэкспертов, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает этотпоказатель в 8–10 раз. Подростки злоупотребляют наркотиками в 7,5 раза, аненаркотическими в 11,4 раза чаще, чем взрослые. Исходя из этого, с учетом,прежде всего, возрастной категории большинства наркоманов (13–25 лет), подугрозой оказывается фактически все новое поколение страны.
Новым опасным явлением стало появление «семейной наркомании»,то есть случаев, когда один член семьи вовлекает в наркоманию других. Этоособенно заметно на уровне молодых семей, прежде всего в Москве и другихкрупных городах. Таким образом, начинается процесс деградации значительнойчасти тех, кто мог бы составить новую образованную и квалифицированную элитугосударства, в которой оно действительно крайне нуждается на этапе перехода крыночной экономике. Ведь подавляющее число хронических наркоманов не доживаетдо 30 лет.
Нельзя не обратить внимания на то, что, по данным МВД РФ, встране число беспризорных детей приближается к миллиону. Среди этой категориинаркомания становится повседневным явлением – практически каждый второй или ужепопробовал, или уже употребляет наркотики на более-менее регулярной основе.
Профилактические мероприятия, в основном, сводятся кдемонстрации гражданского пафоса в отношении наркотических веществ или, влучшем случае, к проповедям и призывам, что само по себе бесперспективно,расточительно и бесполезно. На самом деле, наркомания сегодня – это обрядсубкультурного крещения, проблема личностной свободы и запретного плода,проблема большего страха жизни, чем страха смерти…
Практическиважным, на наш взгляд, является вопрос выявления первопричин употреблениянаркотиков среди молодёжи. Система профилактики должна строиться на концепции,предусматривающую социальную и психологическую адаптацию к реалиям жизни. Чтодолжно включать научный и психологический анализ групп риска, склонности кдевиантному поведению, определяющий необходимость образовательных,профориентационных, социальных, дисциплинарно–организационных усилий поотношению к молодежи.
Исходя изактуальности проблемы, нами выбрана тема курсового исследования: «Девиантноеповедение подростков (на примере наркозависимости)».
Цель нашей работы – исследовать мотивы употребления и психологическиеособенности наркозависимых несовершеннолетних для выделения групп риска.
Объект исследования: несовершеннолетние наркозависимые.
Предмет исследования: мотивационные и личностные факторы,способствующие формированию наркотической зависимости.
Гипотеза исследования: определение факторов риска и пониманиемеханизмов формирования наркотической зависимости повышает целенаправленность иэффективность профилактических и реабилитационных программ.
Задачи:
§  изучитьтеоретические источники по проблеме подростковой наркозависимости;
§  составитьанкету для исследования мотивов употребления наркотиков подростками; провести ипроанализировать результаты;
§  подобратьметодики и провести диагностическое обследование наркозависимых подростков(группа 8 человек, возраст – 15–16 лет).
Выбор качественных методов (интервью и психодиагностика) висследовании не случаен. Качественные методы направлены на раскрытиепричинно-следственных связей, анализ процессуальных характеристик изучаемогоявления и не ставят своей целью проследить количественные закономерности. Именнораскрытие наиболее полной феноменологической картины является одним из условий,позволяющих анализировать внутреннюю структуру и взаимосвязи данного явления,выйти на более глубокий уровень понимания проблемы наркотической зависимости.

1. Анализ теоретических аспектов проблемы
1.1 Понятие девиантного поведения
Девиантным называют поведение, отклоняющееся от действующихсоциальных норм. Девиантное поведение человека можно также обозначить каксистему поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в общественормам и проявляющиеся в виде несбалансированности психических процессов,нарушения процесса самоактуализации или в виде уклонения от нравственного иэстетического контроля за собственным поведением.
Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующиеклинические формы:
§  агрессия,
§  аутоагрессия(суицидальное поведение),
§  злоупотреблениевеществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности(алкоголизация, наркотизация, табакокурение и др.),
§  нарушенияпищевого поведения (переедание, голодание),
§  аномалиисексуального поведения (девиации и перверсии),
сверхценныепсихологические увлечения (трудоголизм, гемблинг,коллекционирование, фанатизм – религиозный, спортивный, музыкальный),
§  сверхценныепсихопатологические увлечения («философическая интоксикация», сутяжничество икверулянтство, разновидности маний – клептомания, дромомания и др.),
§  характерологическиеи патохарактерологические реакции (эмансипации, группирования, оппозиции идр.),
§  коммуникативныедевиации (аутизация, гиперобщительность, конформизм, псевдология,нарциссическое поведение и др.),
§  безнравственноеи аморальное поведение,
§  неэстетическоеповедение[7].
Девиантное поведение считаетсязакономерным предиктом аддиктивного поведения и других психических расстройствподросткового возраста. С учетом значительной коморбидности (comorbidity –соболезненность, сочетание нескольких болезней) психических расстройств вподростковом возрасте с различными поведенческими и эмоциональными проблемаминеобходим скрининг и детальное исследование сопутствующей психопатологии. Частонеясно, вызваны те или иные симптомы последствиями злоупотребления веществамиили указывают на сопутствующую психическую патологию. Антисоциальное,делинквентное поведение нередко предшествует или сочетается с аддиктивнымповедением. Игнорирование рекомендаций учителей и врачей по поводу коррекцииагрессивного или «расторможенного» поведения в начальной школе приводит к тому,что у подростка регистрируется сочетание агрессивного и аддиктивного поведенияв старших классах. С другой стороны, непосредственный прием наркотиков можетстимулировать агрессию за счет прямого химического воздействия на определенныеструктуры мозга.
1.2 Механизмы формирования аддиктивного поведенияАддиктивное поведение является одной из форм отклоняющегосяповедения, выражающееся в уходе от реальности посредством измененияпсихического состояния. Человек «уходит» от реальности, которая его неустраивает.Развитие аддиктивного поведения определяется сложной системойфакторов и условий, обусловленных как внешними воздействиями, так и внутреннимихарактеристиками личности.
Неудовлетворяющая реальность – это всегда внутренняя реальность, так как и вслучаях внешней «средовой» реальности, последняя воспринимается, осознается илипроизводит эффект на подсознание, приводя к возникновению того или иного,вызывающего дискомфорт внутреннего психического состояния, от котороговозникает желание избавиться.
Факторпонимается как причина или движущая сила какого-либо процесса, определяющая егохарактер. Поэтому психологические факторы являются движущей силой развитияаддиктивного поведения.
Вповседневной жизни каждый человек имеет определенный, выработанный им впроцессе набор навыков избавления от психологического дискомфорта, и, особенноне задумываясь, достаточно эффективно использует их с этой целью.
Киндивидуально накопленному арсеналу средств относятся различные способыпереключения внимания на эмоционально стимулирующие события и активности:просмотр видеофильмов, спортивных состязаний, прогулки, общение с природой,физические упражнения, получение поддержки от друзей, знакомых илиродственников и др. Некоторые этого достигают иначе.
Развитиеаддиктивного поведения начинается с фиксации, которая происходит при встрече своздействием того, что произвело на будущего аддикта чрезвычайное, оченьсильное впечатление, остающееся в памяти и легко извлекаемое из неглубокогоподсознания.
Особенностьфиксации заключается в том, что она влечет за собой сильное желание повторитьпережитое измененное состояние еще раз. Такое непреодолимое желание впоследующем повторяется все более часто.
Аддикцияначинается с фиксации, но дальнейшее развитие процесса во многом определяетсяличностными особенностями и предрасположенностями.
1.        Развитиеаддиктивного процесса связано с недостаточно сформированным, слабым суперэго.Основной мотивацией является немедленное и гарантированное получениеудовольствия, при этом не обращается внимание на отдаленные участки по времениотрицательные последствия, недостаточно представлены самоанализ, чувство вины истыда.
2.        Прогрессированиеаддикции обусловлено нарушениями в структуре эго. Недостаточность эгозатрудняет преодоление фрустрации, мешает формированию необходимыхпрофессиональных и социальных навыков, волевых функций.
3.        Стремлениек аддиктивным реализациям связано с выраженным, не полностью осознаваемымпсихологическим дискомфортом. Дискомфорт является следствиемнеудовлетворенности человека своим ролевым поведением. В результате аддиктивнойреализации происходит временное избавление от ролевого поведения, облегчаетсявыход за пределы прагматичной реальности, появляется возможность реализоватьодну из фундаментальных потребностей.
4.        Аддиктивныйпроцесс развивается вследствие влияния на психическое состояние вытесненных вбессознательное комплексов. Находясь в бессознательном, комплексы провоцируютнеосознанное беспокойство, тревогу, дистимическое состояние.
5.        Аддиктивныйпроцесс стимулируется затруднениями в установлении социальных контактов,социальной фобией, чувством пустоты, скуки, одиночества.
6.        Развитиюаддикции способствует воспитание в условиях недостаточной эмоциональнойподдержки со стороны родителей и / или «первичной группы» – наиболее близкихчленов семьи в первые годы жизни.
7.        Эмоциональнаянестабильность, отсутствие постоянства в семье, непрогнозируемость событийсоздают условия для возникновения спутанности, неуверенности в себе, влюдях[5].
Аддиктивноеповедение является полифакториальным психологическим образованием.Психологические теории аддиктивное поведение связывают с отдельными личностнымихарактеристиками. К ним относится сочетание ряда особенностей личности:
§  несформированностьвысших эмоций,
§  ограниченностьинтересов,
§  отсутствиеустановок на труд и другую общественно полезную деятельность,
§  низкийвнутренний контроль,
§  стремлениек искусственному изменению своего состояния, обусловленному психическойнеуравновешенностью, чувством внутренней напряженности, патологическимстремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями,
§  нарушениепсихологических адаптивных механизмов.
§  ориентацияна референтную группу более старших и стеничных сверстников с девиантнымповедением.
Почтиу 2/3 зависимых лиц в доаддиктивном периоде констатируются личностные девиации,чаще встречающиеся в форме психопатий и реже – в форме акцентуацийхарактера[3].
Отмечается:
§  повышеннаявозбудимость,
§  безволие,
§  нестойкостьинтересов,
§  патологическаяконформность,
§  терпимостьк любого рода отклонениям от нормы,
§  меньшаястепень ориентации на достижение успеха тяжелым трудом,
§  большаянепокорность,
§  склонностьк депрессивным состояниям,
§  низкаяответственность за свое образование,
§  отсутствиестремления к достижению определенного социального статуса и минимальных плановна будущее,
§  отсутствиепотребности в одобрении обществом, в следовании социально приемлемым нормамповедения, низкая самооценка.
Расстройстваличности оказывают влияние не только на начальные этапы формированияаддиктивного поведения, но и являются прогностическим фактором течения и исходааддикций.
Аддиктивноеповедение связано с низкой переносимостью фрустраций, социальнойинфантильностью, гипертимностью и гедонистическими мотивами. Одной из ведущихпричин формирования и развития влечения к эйфоризантам является возникающее врезультате нарушения адаптации эмоциональное напряжение.
Эмоциональномусостоянию в процессе аддиктивной реализации присущи аффективные переживания,которые фиксируются на сознательном и бессознательном уровнях. Эмоциональныйкомпонент оказывает влияние на другие психические функции, изменяет отношение клюдям.
Возникаетощущение, при котором окружающие лица могут восприниматься с позициисобственного превосходства, как объекты возможного манипулирования.
Риск развитияаддиктивного поведения во многом связан с условиями воспитания в детстве.
Выделяютследующие семейные факторы, предрасполагающие к развитию аддиктивногоповедения:
1.        Люди,у которых в последствии развилось аддиктивное поведение, были наученыдистанцироваться от окружающих, вместо того, чтобы устанавливать с ними связь.Родители таких детей, как правило, не имели времени для общения с ними;
2.        Родителимогли быть носителями аддиктивного поведения, например, работоголизма. Попыткидетей устанавливать с родителями более близкие контакты не приводили к положительнымрезультатам;
3.        Всемье преобладали отношения друг к другу как к объектам, необходимым дляманипуляции. Дети обучались такому отношению к людям с детства, и поэтому ононе является для них чуждым.
Такие типы семьи формируют у детей чувства внутренней пустотыи изоляции, с возникновением желания заполнить эти чувства путем создания всвоих фантазиях особого мира, герои которого заменяют реальность[5].
 

2. Эмпирическое исследование
2.1 Методические подходы к социологическому исследованию
Практическая часть нашего исследования состояла из двухчастей – социологической и психологической, что позволило достичь комплексногоподхода в проведении исследования.
В первой части нами были составлены вопросы дляинтервьюирования несовершеннолетних, находящихся в наркологическом отделенииЦентральной городской больницы г. Бердска.
Форма проведения исследования – индивидуальное интервью.
Время проведения – сентябрь 2003 г. – апрель 2004 г.
Выборка – 50 подростков мужского пола.
Возраст – 15 – 16 лет.
Участие в исследовании – на добровольной основе.
Для интервьюирования использовались структурированные,полуструктурированные и неструктурированные вопросы, а также метод завершенияпредложений, позволяющий получить более непосредственную реакцию на изучаемуюпроблему (см. вопросы для интервью).
Вопросы для интервью
1.        Твое образование
2.        Как ты учишься(учился) в школе?
3.        Чем занимаешься всвободное время?
4.        Сколько времениупотребляешь наркотики?
5.        Откуда ты узнал онаркотиках?
6.        Что подтолкнулопопробовать наркотик впервые?
7.        Что заставляет тебяэто делать сейчас?
8.        Самое худшее, что мнеслучилось совершить…
9.        Как часто ты употребляешьнаркотики?
10.     Что может статьпричиной отказа от употребления наркотиков?
11.     Будущее кажется мне…
12.     В школе мои учителя…
13.     Мои друзья…
14.     Моя мать…
15.     Больше всего я боюсь…
16.     Наступит тот день,когда…
17.     Мой отец…
18.     Больше всего люблю…
19.     Где сейчас можнокупить наркотик?
20.     Как по-твоему, есть лисмысл борьбы с наркотиками?
Анализполученных данных.
1. На вопрос: «Твое образование?», ответы распределеныследующим образом:№
Образовательный уровень респондентов % 1 6–7 классов 52% 2 8–9 классов 36% 3 10–11 классов 12% 4 В настоящее время не работает, не учится 54%
1.   На вопрос «Как тыучишься (учился) в школе?» получены такие ответы, как:
§  «средне»– 44%;
§  «нормально»– 18%;
§  «таксебе» – 14%;
§  «хорошо»– 24%.
2.   Занятия в свободное времяне отличаются большим разнообразием:
§  «гуляю»– 56%;
§  «общаемсяс друзьями» – 38%
§  «смотрютелевизор» – 6%.
3.  Попродолжительности употребления наркотиков ответы распределены следующимобразом:
§  попробовалпервый раз – 34%;
§  1месяц – 26%
§  полгода– 22%
§  1 год– 10%;
§  2года –8%.
Таким образом, часть подростков впервые попробовала наркотикв 13 лет. Кроме того, некоторые подростки были неискренни в своих ответах,уменьшив срок употребления до месяца. Это является свидетельством того, что«лживость наркоманов не знает границ». При проведении интервью мы неакцентировали внимания на недостоверности сведений, которые дает о себеподросток.
Более трети подростков дали нейтральный ответ на этот вопрос«Все об этом говорят». С одной стороны, это также недоверие взрослым, нежеланиекого-то «подставить», с другой стороны, необходимо задуматься о дозированностии качественности информации о наркотиках, распространяющейся и в СМИ, в томчисле.
4.  Причиныупотребления наркотика в первый раз:
§  «заодносо всеми» – 28%;
§  «конфликтс родителями, назло им» – 20%;
§  «интереснобыло узнать, что там» – 18%;
§  «ссорас подругой» – 14%;
§  «заставили»– 14%;
§  «непомню» – 6%.
Лишь три человека ушли от ответа, остальные точно помнят какэто было в первый раз. Практически третья часть в данной выборке попробоваланаркотик в референтной группе, следуя групповым нормам и правилам. Конфликты,различные виды неблагополучия в семье, отсутствие эмоциональных связей – ещеодна причина, толкающая подростка на этот шаг. Возрастные особенности, желаниеэкспериментировать, даже если с риском для жизни – стоят на третьем месте.Следующие две категории ответов свидетельство неспособности противостоятьжизненным обстоятельствам (более сильным сверстникам и эмоциональным травмам).
5.  Ответы на вопрос опричинах употребления наркотиков в настоящий момент довольно пессимистичны:
«бесперспективность», «скучно», «а что еще делать».
И это не рисовка. Подобное умонастроение, отражает общуюситуацию, отчасти внушенную разговорами родителей, отчасти ранним опытомсобственной нескладывающейся жизни – половина респондентов имеет 6–7 классовобразования и в настоящее время не учится и не работает.
«Кайф» – вот то, ради чего. Получение удовольствия быстро,без собственных усилий, ради этого стоит рисковать.
6.  Самое худшее,что мне случилось совершить…
«Поругаться с девчонкой», «уйти из дома», «бросить школу» – такихответов единицы. Два человека пробу наркотиков оценили как самое худшее, что имприходилось совершить. Основная часть отвечающих ничего такого не совершала всвоей жизни. Вытеснение, отрицание существующей проблемы активные помощники вформировании завышенной самооценки, уверенности в правильности собственныхдействий подростка.
9. Как часто ты употребляешь наркотики? Этот вопросзадавался только тем подросткам, которые пробовали наркотик не впервые (33человека).
1 раз в неделю – 30%;
1 раз в 2 недели – 43%;
1 раз в месяц – 27%.
10. Распределение ответов на вопрос: «Что может статьпричиной отказа от употребления наркотиков?»
Желание мести, наказания родителей пусть даже ценой своейсмерти свидетельство глубокой психической травмы подростка, его эмоциональнойинфантильности, неспособности или невозможности конструктивно разрешитьвозникшую проблему. Отсюда же и желание вернуть таким способом любимую девушку.Настораживает неприятие проблемы как таковой и отсутствие мотива сотрудничествасо взрослыми для решения этой проблемы. Подростки склонны недооценивать наранних этапах последствий употребления и переоценивать собственные силы.
11. Оценка будущего довольно разнообразна,однако не внушает оптимизма:
«бесперспективным» – 22%;
«кайфным» – 20%;
«как у всех» – 18%;
«нормальным» – 16%;
«мрачным» – 14%;
«веселым» – 10%.
12. В школе мои учителя…
«Не любили меня», «мечтали поскорей меня выпустить из школы»,«были злые», «ненавидели меня» – такие ответы не редкость среди респондентов.Они являются свидетельством неблагополучия и в школьном взаимодействииподростков.
«Нормальные люди» – такой ответ дали 22% подростков.
13. Мои друзья…
«Такие же как я», «нормальные пацаны» довольно обтекаемыехарактеристики.
«Понимают меня», «ждут меня» – это то, чего им не хватает вшколе и дома.
«У меня нет друзей» – такая формулировка обозначает кризис ив этой сфере.
14. Моя мать…
«Ей плевать на меня», «занята своим новым мужем», «пьет», «уменя нет матери», «случайно родила меня», «не любит меня», «ненавидит меня»,«не справедлива ко мне» – отчаяние, обида, все невысказанные чувствасконцентрированы в этих коротких высказываниях подростков (36%).
«Хороший человек», «переживает за меня», «все время работает»– таких меньше (28%), но они есть.
15. Больше всего я боюсь…
«Я ничего не боюсь» – 34%;
«остаться один» – 28%;
«одиночества» – 18%;
«меня не простят родные» – 12%;
«я умру» – 8%.
Неосознаваемый страх смерти, (при ее поиске – своеобразныйпоединок: кто кого?), и страх одиночества то, что сопровождает наркоманавсегда. Нарушение или несформированность собственной идентичности, образа Я(что я из себя представляю, что могу, что значу в глазах окружающих), а отсюданеспособность быть одному составляют основу этих страхов.
16.Наступит тот день, когда…
«я добьюсь того, чего хочу» – 24%;
«когда все от меня отстанут» – 22%;
«все кончится» – 16%;
«все будут счастливыми» – 14%;
«все будет хорошо» – 10%;
«когда я остановлюсь» – 8%;
«он не наступит» – 4%;
«мы будем вместе» -2%.
Наркотики – это всего лишь способ доказать себе и всему миру,что ты чего-то стоишь, другого пути им не показал никто, а сами не нашли. Приэтом некоторые уже понимают, что могут проиграть, но назад дороги нет. Частьподростков разочарованы существующими отношениями с окружающими, сознательнохотят их прекращения (когда все от меня отстанут), хотя это скорее «крик опомощи», желание других, понимающих взаимоотношений. Подтверждение этому вответах на вопрос о том, что больше всего любишь (см. п. 18).
17.Мой отец…
«У меня нет отца» – 34%.
«Конченный человек», «никогда не понимал меня», «любит толькосебя», «ничего не понимает в этой жизни», «тряпка», «я ненавижу его» – отношенияс отцом, если он есть, также неблагополучны у большинства опрошенныхподростков. При этом вырвавшиеся слова более эмоционально (в сравнении соценками матери) насыщены негативными и критичными оценками близкого человека –46%.
«Нормальный», «хороший человек» – 14% опрошенных не высказаланегатива в отношении отца.
«Мог бы понять меня, если бы захотел» – 6% еще не потерялинадежду на взаимопонимание.
18.Больше всего люблю…
«не знаю, много чего» – 30%;
«когда не лезут в душу» -28%;
«когда меня не поучают» – 22%;
«когда любят меня» – 18%;
«отца, но об этом не знает» – 2%.
Часть ответов – свидетельство негативного опытавзаимодействия с миром взрослых. Неумение, незнание современных родителей какпомочь собственному ребенку, собственный страх, растерянность, паника переднаркотиками оборачиваются тотальным контролем, бесконечными расспросами,поездками к «лучшим специалистам», чтением нотаций о вреде наркотиков. Но этоне помогает, а лишь создает ощущение «заевшей пластинки», от которого хочетсяотстраниться.
Есть ответы, свидетельствующие о достаточно развитом желаниибыть любимым. С одной стороны, это искренняя неудовлетворенная потребность, сдругой, эгоистические тенденции подростков.
В последней формулировке смешанные чувства – любовь, горечь,отчаяние, тоска. Что мешает сказать об этом вслух? Страх быть не понятым, неуслышанным.
19.Где сейчас можно купить наркотик?
«везде», «хоть где» – это первая реакция подростков, последополнительных вопросов места распространения наркотиков иногда уточнялись:
«в школе» – 26%;
«на дискотеке» – 34%;
«у знакомых» – 14%.
Доступность и свобода в приобретении наркотиков являетсяодной из актуальных проблем и подтверждается полученными результатами.Подростки знают где, куда им обратиться, сколько это стоит, где можно взять вдолг, как отработать. Способы привлечения молодежи у наркодельцов разнообразны.
20.Как по-твоему, есть ли смысл борьбы с наркотиками?
«да» – 18%
«нет» – 56%
«это бесполезно» – 26%.
Эти последние цифры не прибавляют оптимизма, хотя ониотражают реальную картину. С наркоманией действительно бесполезно бороться, авот научиться сосуществовать рядом с ней, научить противостоять ей наших детейпросто необходимо. Для этого необходимо Знать. Знать о том, что происходит ичто нужно и можно делать с этой проблемой на всех этапах.
Проведенное мной социологическое исследование позволяетобозначить основные мотивы и причины употребления наркотиков:
§  различныефакторы неблагополучия семьи (неполные семьи, пьющие родители, конфликтные ипедагогически несостоятельные семьи, с нарушением эмоциональных связей);
§  экономическоерасслоение общества, безработица, «бесперспективность», потеря престижностимногих профессий;
§  снижениемотивации к обучению, невозможность или нежелание получить хорошее образованиеи профессию;
§  доступностьв приобретении наркотических веществ, широкое информационное поле, в т.ч. ичерез СМИ;
§  нарушениеконструктивного взаимодействия, эмоциональных связей с педагогами,сверстниками, неумение разрешать возникающие проблемы;
§  давлениереферентной группы, зависимость от правил и ценностей, принятых в группе;
§  растерянностьи отсутствие знаний у родителей, педагогов по этой проблеме.
Вот основной список социальных причин, подталкивающихподростков к этой пропасти. Однако, наркомания затягивает не всех. Есть ещевнутренние механизмы, специфические личностные особенности, способствующиеразвитию болезни. Их мы рассмотрим в следующем параграфе.
 
2.2 Методические подходы к психодиагностическому исследованию
В даннойработе использовался такой метод психологической диагностики как тестирование.Психологический тест – представляет собой стандартизированную методику,предназначенную для сравнительной количественной и качественной оценки учеловека изучаемого психологического качества. От других методов исследованиятесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработкипервичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации. Одной изважнейших характеристик теста является надёжность, то есть согласованностьпоказателей, полученных у тех же самых испытуемых при повторном тестированиитем же самым тестом или эквивалентной его формой. Но самой важнойхарактеристикой относительно всякого теста считается валидность – степень, вкоторой тест действительно измеряет то, для чего он предназначен. [6, С. 39].
Часто однимиз причинных факторов употребления наркотических веществ является наличиеакцентуаций характера у подростка, его эмоциональная стабильность.
Висследовании участвовали 8 подростков 15–16 лет, находящихся в наркологическомотделении г. Бердска, на добровольной основе.
Поэтому дляпроведения исследования мною были выбраны две методики – «Личностный опросник»Шмишека и «Личностный опросник» Айзенка.
ОпросникШмишека (Schmieschek Fragebogen) – опросник личностный. Предназначен длядиагностики типа акцентуации личности, является реализацией типологического подходак её изучению. Опубликован Г. Шмишеком в 1970 г., состоит из 88 вопросов, на которые требуется ответить «да» или «нет». [1, С. 387] С его помощью определяютсяследующие 10 типов акцентуации личности:
Демонстративныйтип.Характеризуется повышенной способностью к вытеснению. Эгоцентричен, жаждетпризнания, поддержки, сочувствия, стремится постоянно быть в центре внимания.Эта тенденция реализуется в оригинальности, демонстрации своего превосходства,нарочитых преувеличениях, расцвечивании своих переживаний, позёрстве,поступках. Рассчитанных на внешний эффект. Эмоции ярки, выразительны впроявлениях, но неустойчивы и неглубоки. С целью привлечения к себе внимания,способен пустить в ход фантазию, приписывать себе несуществующие качества инеобычные действия. В группе претендует на роль лидера или на исключительноеположение, пытается возвыситься над окружающими, пуская «пыль в глаза».Увлечения экстравагантные и не требующие упорного труда.
Педантичныйтип.Лица этого типа отличаются повышенной ригидностью, инертностью психическихпроцессов, неспособностью к вытеснению травмирующих переживаний. Отличаетсячрезмерной, преувеличенной приверженностью к определённому порядку. Противитсяизменениям, плохо переключается на что-либо новое в деятельности. Неуклонноследует принятому образу мыслей, устоявшимся привычкам. Придаёт большоезначение внешней стороне дела и мелочам. Склонен требовать того же от других.
«Застревающий»тип.Характерна чрезмерная стойкость аффекта. Длительное время переживает одни и теже чувства, настойчивый, упрямый, противится изменениям, трудно переключаетсяна что-то новое в деятельности. Интересы постоянные и односторонние. Проявляетповышенное самомнение и себялюбие, недовольство недостаточным признанием егодостоинств и заслуг. Озабочен своим престижем. Стремится превзойти других,выдвинуться в лидеры. Отличается повышенной чувствительностью к действительным имнимым несправедливостям, что в сочетании с тенденцией к самоутверждениюпорождает бдительное отношение к окружающим, склонность к обдумыванию ихдействий, недоверчив, возможно, злопамятен.
Возбудимыйтип.Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.Агрессивен, упрям, самолюбив и обидчив. Отличается постоянной внутреннейнапряжённостью, раздражительностью. Причём, интенсивность реакций несоответствует силе раздражителя. Проявляет властность, повышеннуютребовательность к окружающим, часто не желает считаться с их мнением.Неуживчив, склонен к конфликтам. Характерна чрезмерная сила влечений,неудержимость в их удовлетворении.
Гипертимическийтип.Повышенный фон настроения в сочетании с оптимизмом и высокой активностью. Добр,отзывчив, беззаботен. Обладает многосторонними способностями, но из-занеустойчивости внимания и недостаточной выдержки интересы поверхностны. Плохопереносит жёсткую дисциплину, строго регламентированный режим, критику в свойадрес. В необычных ситуациях находчив, умеет приспосабливаться к трудностям,бурно переживает неудачи, но они не выбивают его из колеи. К правилам и законамотносится легкомысленно. Рамки морали ему узки. Тяготится одиночеством, вгруппе добивается лидерства. При общении неразборчив в выборе знакомств, можетоказаться в неблагоприятной среде.
Дистимическийтип.Сниженный фон настроения, пессимизм, фиксация теневых сторон жизни,заторможенность. Испытывает частые и длительные изменения в сторону егоснижения, что проявляется в переживаниях, подавленности, тоске, предчувствияхнеприятности или безрадостных явлений.
Тревожно–боязливыйтип.Склонность к страхам, робость, пугливость. Испытывает ощущение неблагополучия,внутренней напряжённости. Проявляет повышенное внимание к отрицательнымсигналам. Обеспокоен возможными последствиями своих действий, поэтому частовозникают сомнения и колебания при необходимости принять решения. Неудовлетворён своими способностями разрешать жизненные трудности и достигатьжелаемого. Очень высокая тревожность плохо влияет на уровень достижений и можетвызывать физические нарушения.
Циклотимическийтип.Смена гипертимических и дистимических фаз. Периоды ровного настроениячередуются с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которыехарактеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости иутомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своихсилах. Мелкие неудачи и неприятности, которые нередко возникают в этот периодиз-за падения работоспособности, тяжело переживаются, вызывают уныние. Общениераздражает, компании избегаются. В период жизненного подъёма ускоряются мыслительныепроцессы, появляется оживлённость, подвижность, инициативность: идёт постоянныйпоиск источников развлечения. Длительность периодов с возрастом увеличивается.
Аффективно–экзальтированныйтип.Лёгкость перехода от состояния восторга к состоянию печали. Восторг и печаль –основные сопутствующие этому типу состояния. Склонен приходить в состояниевосторженного возбуждения по незначительным поводам и под влияниемразочарований впадать в отчаяние. Может наблюдаться истерика или нервный срыв.
Эмотивныйтип.Родственен аффективно – экзальтированному, но проявления не столь бурны. Лицаэтого типа отличаются особой впечатлительностью и чувствительностью. Отнастроения зависит и работоспособность, и общительность, и самочувствие.Соответственно настроению окружающий мир представляется то радужными красками,то серым и безрадостным. Вследствие большой подвижности чувств его влечения,стремления и интересы не устойчивы. В группе не претендует на роль лидера. Ищетэмоциональных контактов, стремясь занять положение любимца. Развитая интуицияпозволяет почти безошибочно определить отношение к себе окружающих:безразличие, расположение или неприязнь. Ответное отношение возникаетнезамедлительно и без попытки его утаить. Часто неспособен к волевым действиям,слабо выражено чувство долга.
Максимальныйпоказатель по каждому типу акцентуации – 24 балла. Признаком акцентуациисчитается показатель выше 12 баллов. Полученные данные могут быть представленыв виде «профиля личностной акцентуации». Основные черты – стержень личности,они определяют её развитие, процессы адаптации, психическое здоровье. Призначительной выраженности основные черты характеризуют личность в целом. Вслучае воздействия неблагоприятных факторов они могут приобретатьпатологический характер, разрушая структуру личности. [1, с. 388]
Личностныйопросник Айзенка (Eysenk Personality Inventory) предназначен длядиагностики нейротизма, экстраверсии – интроверсии и психотизма. EPI является одним изнаиболее распространённых тестов для оценки базальных свойств личности,предложенный Г. Айзенком и С. Айзенк в 1964 г. EPI содержит 57 вопросов, 24которых нацелены на выявление экстраверсии – интроверсии, 24 других – на оценкуэмоциональной стабильности – нестабильности (или нейротизма), остальные 9составляют контрольную группу вопросов, предназначенную для оценки искренностииспытуемого, его отношения к обследованию и достоверности результатов. [7; с. 113]Так же, с помощью EPI, можно выявить характеристику индивида со стороны его динамическихспособностей, то есть темперамент (сангвиник, флегматик, холерик илимеланхолик).
 
2.3 Описание проведения методик и анализ результатов обследования
Психологическоеобследование проводилось индивидуально. Испытуемому предлагалось ответить на дваопросника, состоящих из 88 (опросник Шмишека) и 57 вопросов (опросник Айзенка).Инструкция к первой и второй методике предлагалась одинаковая: «Ответьте,пожалуйста, на предложенные Вам вопросы. Отвечайте быстро, долго незадумывайтесь. Здесь нет правильных и неправильных ответов». Испытуемому былипредложены специальные бланки, которые он должен был заполнить, отвечая навопросы.
Результаты покаждому случаю приводятся ниже:
1. ИспытуемыйП (первая проба наркотика в 14 лет, стаж употребления 1 год) – диагностированэкзальтированный тип акцентуации характера, для которого характерна лёгкостьперехода от состояния восторга к состоянию печали. Ему свойственна высокаяконтактность, словоохотливость, привязанность к друзьям и зависимость от них.Это является свидетельством эмоциональной незрелости подростка. Так же выявленывысокие показатели по шкале нейротизма, что говорит о чрезмерной эмоциональнойнеустойчивости испытуемого, склонности к фрустрациям. Тип темперамента – меланхоликнизкий уровень психической активности, замедленность движений, сдержанностьчувств при их глубине и устойчивости, быстрая утомляемость.
2. Испытуемый К. (первая проба в 15 лет, стаж 1 год) –циклотимический тип акцентуации характера, характеризующийся сменой периодовровного настроения с периодами подъёма и субдепрессивными фазами, которыехарактеризуются сниженным, минорным настроением, чувством вялости иутомлённости, рассеянностью, замедленными реакциями, неуверенностью в своихсилах. От настроения зависит и самооценка. Так же высокие показатели по шкаленейротизма, свидетельствующие об эмоциональной неустойчивости, возбудимости. Потипу темперамента – смешанный тип меланхолик-холерик.
В период подъема настроения – жажда деятельности, повышеннаяговорливость, желание общаться с друзьями. В дистимной фазе – подавленность,замедленность реакций, раздражительность, уход от контактов.
3. ИспытуемыйЖ. (первая проба в 14 лет, стаж полгода) – диагностирован демонстративный типакцентуации характера. Испытуемый характеризуется живостью, подвижностью,легкостью в установлении контактов, некоторой рисовкой (красочно описывалсобственный наркотический опыт). Стремится к лидерству, жаждет признания состороны окружающих, готов постоянно находиться в центре внимания. Завышеннаясамооценка, самовлюбленность, чрезмерная самоуверенность. Не способен краскаянию. Психологический механизм защиты – вытеснение и отрицание неприятныхпереживаний. Тип темперамента – холерик, ему свойственна высокая общительность,активность, вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, что усугубляет чертыдемонстративности и затрудняет психологическую коррекцию.
4. ИспытуемыйО. (первый опыт в 16 лет, стаж полгода) – диагностирован гипертимический типакцентуации характера. Большая общительность, чрезмерная активность и самостоятельность,недостаток чувства дистанции в отношениях с другими, стремление к лидерству,притом неформальному – основные черты этого типа. Хорошее чувство новогосочетается с неустойчивостью интересов, а общительность с неразборчивостью ввыборе знакомств и увлечений. Склонен экспериментировать, плохо переноситодиночество, жесткую дисциплину, монотонность. Легко осваивается в незнакомойобстановке, но переоценивает свои возможности и строит нереальные планы набудущее.
По типутемперамента – сангвиник, высокие показатели по шкале экстраверсии подтверждаютвысокую активность и общительность испытуемого, а также ему свойственнуюнеобязательность, неразборчивость, поверхностность во всем.
5. ИспытуемыйД. (первый опыт в 14 лет, стаж 1,5 года) – Возбудимый тип акцентуации.Повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями,грубость, занудство. Претендует на роль лидера в группе. Агрессивен, упрям,самолюбив и обидчив, склонен к трениям и конфликтам, в которых сам и являетсяактивной провоцирующей стороной. Низкая контактность в общении, может бытьвластным, выбирая для общения более слабых. По типу темперамента – холерик.Высокий уровень психической активности, энергичность действий, резкость,стремительность, вспыльчивость, неспособность к самоконтролю.
6. ИспытуемыйИ. (первая проба в 15 лет, стаж 1 год) – диагностирован гипертимический типакцентуации характера. Повышенный фон настроения в сочетании соптимизмом и высокой активностью. Плохо переносит жёсткую дисциплину, строго регламентированныйрежим, критику в свой адрес. Большое стремление к самостоятельности можетслужить источником конфликтов. Характерны вспышки гнева, раздражения, особенно,когда встречает сильное противодействие или терпит неудачу. Претендует на рольлидера в группе. В силу неразборчивости в контактах может оказаться незаметнодля себя в дурной компании и попасть под влияние более сильного лидера. По типутемперамента – холерик. Эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость,возможность аффекта.
7. ИспытуемыйН. (первая проба в 14 лет, стаж 1 год) – диагностирован смешанныйдемонстративно-гипертимический тип акцентуации характера, сочетающий в себеосновные черты двух типов. Большая общительность, чрезмерная активность исамостоятельность, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими,стремление к лидерству, притом неформальному сочетается с неутомимым желаниембыть в центре внимания, жаждой признания со стороны окружающих, эгоцентризмом,завышенной самооценкой. Может раздражать излишней самоуверенностью и высокимуровнем притязаний при отсутствии действительных способностей, провоцируяконфликты, сам активно защищается. Выявлен смешанный тип темперамента –холерик-сангвиник. Направленность во вне, активность, необязательность,поверхностность и неразборчивость во всем.
8. ИспытуемыйМ. (первая проба в 15 лет, стаж 1 год) – диагностирован возбудимый типакцентуации характера. Ему характерна повышенная импульсивность, грубость,склонность к накоплению аффекта и поиск объекта, на котором можно было бы сорватьзло. Равнодушен к будущему, живет настоящим, желая извлечь из него массуразвлечений. Контакты всегда поверхностны. При строгом и непрерывном контроленехотя подчиняется, но всегда ищет случая отлынить. Самооценка завышенная. Типтемперамента – холерик. Высокий уровень психической активности, энергичностьдействий, резкость, стремительность, вспыльчивость, неспособность ксамоконтролю.
Такимобразом, средний возраст приобщения к наркотикам в данной группе испытуемыхравен 14,5 годам.
У всехиспытуемых диагностируется акцентуированный тип развития личности. Средибольных наркоманией подростков наиболее часто диагностируются такие акцентуацииличности, как гипертимический, демонстративный, возбудимый типы. Такжевстречаются циклотимный, экзальтированный, смешанный демонстративно-гипертимическийтипы развития личности.
По типамтемперамента встречаются все типы, за исключением флегматического типатемперамента.

Заключение
Применениекачественных методов исследования, направленных на раскрытие причинно-следственныхсвязей, анализ процессуальных характеристик изучаемой проблемы употреблениянаркотиков подростками позволили мне выделить основные причинные факторы,способствующие формированию наркозависимости у несовершеннолетних.
К нимотносятся такие социальные факторы, как:
§  различныефакторы неблагополучия семьи (неполные семьи, пьющие родители, конфликтные ипедагогически несостоятельные семьи, с нарушением эмоциональных связей);
§  экономическоерасслоение общества, безработица, «бесперспективность», потеря престижностимногих профессий;
§  снижениемотивации к обучению, невозможность или нежелание получить хорошее образованиеи профессию;
§  доступностьв приобретении наркотических веществ, широкое информационное поле, в т.ч. ичерез СМИ;
§  нарушениеконструктивного взаимодействия, эмоциональных связей с педагогами,сверстниками, неумение разрешать возникающие проблемы;
§  давлениереферентной группы, зависимость от правил и ценностей, принятых в группе;
§  растерянностьи отсутствие знаний у родителей, педагогов по этой проблеме.
§  Кромесоциальных факторов, определенные личностные особенности также являютсяфакторами риска употребления психоактивных веществ:
§  развитиеличности по гипертимному, демонстративному, возбудимому, неустойчивому,циклотимному типу;
§  неадекватностьсамооценки, эмоциональная незрелость личности, отсутствие внутреннего контроля,нарушение ценностно-мотивационной структуры личности.

Библиографический список
1.        БурлачукЛ.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психодиагностике – СПб: Питер Ком,1999.
2.        Введениев практическую социальную психологию. / Под ред. Ю. М, Жукова, Л.А. Петровской,О.В. Соловьевой. – М.: Смысл, 1996.
3.        ДмитриеваН.В., Четвериков Д.В. Психология аддиктивного поведения. – Новосибирск, 2002 г.
4.        ДружининВ.Н. Экспериментальная психология – СПб: Питер, 2000.
5.        КороленкоЦ.П., Дмитриева Н.В. Психосоциальная аддиктология. Новосибирск, Изд-во «Олсиб»,2001.
6.        Краткийпсихологический словарь / Ред.-сост. Л.А. Карпенко: Под общ. ред. А.В. Петровского,М.Г. Ярошевского. – Ростов-на – Дону: Издательство «Феникс», 1998.
7.        КулаковС.А. На приеме у психолога – подросток. – СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена;Изд-во «Союз», 2001.
8.        ЛевинБ.М., Левин М.П. «Наркомания и наркоманы». М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1995.
9.        Наркоманиии токсикомании у несовершеннолетних и молодежи. / Под ред. доцента Г.Т. Красильникова.– Новосибирск, 1995.
10.      «Новыйвариант адаптации личностного теста EPI», В.М. Русалов // Психологический журнал, том 8,№1, 1987.
11.      Психологияразвития. – СПб.: Издательство «Питер», 2000.
12.      Психологияподросткового и юношеского возраста. – СПб: Издательство «Питер», 2000.
13.      СердюковаН.Б. Наркотики и наркомания: книга для врача, преподавателя, родителя. – СПб,Изд-во «Феникс», 2000.
14.      УраковИ.Г. «Наркомания: мифы и реальность». – СПб: Изд-во «Евразия», 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.