Реферат по предмету "Психология"


Группы и их классификация

БрестскийГосударственный университет им. А.С.Пушкина
Реферат
ГРУППЫ ИИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
Брест 2010

Основоположники научногокоммунизма раскрыли общественную сущность человека. «Индивид, — писал К.Маркс, — есть общественное существо». Социальная сущностьчеловека проявляется в его материальной и духовной жизни. Изолированный отдругих людей, он не мог превратиться из раба природы в ее повелителя.
Исторические условияжизни и общения привели к тому, что люди объединились в нации, государства,классы, партии и другие общности. Они складывались не по желанию, а в силуобъективных законов. Каждая общность характеризуется теми или инымипсихологическими особенностями. Марксизм выделяет, прежде всего, специфическиечерты психологии различных классов, которые В.И. Ленин определяет как «большиегруппы людей, различающиеся… по их отношению (большей частью закрепленному иоформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественнойорганизации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той долиобщественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группылюдей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различиюих места в определенном укладе общественного хозяйства».
Человек в течение жизнинепосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность.Это общение происходит в группах и коллективах. Эти общности неоднородны. Онимогут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости к глубине складывающихсяотношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др.Поэтому можно дать следующее определение понятию группа.
Группа – ограниченная в размерах общностьлюдей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков(характера выполняемой деятельности, структуры, уровня развития и т.д.). Все,кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессерешения стоящей перед группой задачи. Также каждый может общаться по мережелания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одинперед другим. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной илиделовой основе).
Теперь рассмотрим одну изнаиболее распространенных классификаций групп (рис.1)
/>
Рис. 1. Классификациягрупп

По размеру
Большая группа (условная)– количественно не ограничиваемаяусловная общность людей, выделяемая на основе определенных социальных признаков(пол, возраст, национальность и т.п.)
Большая группа(реальная)— значительная по размерам и сложноорганизованная общность людей, вовлеченных в ту или иную общественнуюдеятельность (например, коллектив вуза, предприятия и т.д.)
Малая группа – (от двух до нескольких десятков человек)относительно небольшое число непосредственно контактирующих индивидов, объединенныхобщими целями и задачами.
По общественномустатусу
Формальная (официальная) – реальная или условно социальнаяобщность, имеющая юридически фиксированный статус, члены которой в условияхобщественного разделения труда объединены социально заданной деятельностью,организующий их труд.
Формальные группы всегдаимеют определенную нормативно закрепленную структуру, назначенное или избранноеруководство, нормативно закрепленные права и обязанности ее членов. Например,студенческая группа, штат учителей и сотрудников школы и т.д. Между членамигруппы устанавливаются деловые контакты. Они предполагают соподчинение илиравенство. Официальная группа может перестраиваться, но это совершаетсяопять-таки на основе определенного решения. Взаимоотношения в официальныхгруппах, даже при одной и той же инструкции, не могут быть идентичны, посколькув контакты вступают люди с неповторимыми чертами характера, темперамента,способностей, стиля общения.
Неформальная(неофициальная) группа – реальная социальная общность, не имеющая юридически фиксированногостатуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий.
Группы неформальные могутвыступать как изолированные общности или складываться внутри формаль-IDD-ных групп. Например, складываютсягруппы товарищей по совместным играм, компании рыболовов, охотников и т.д.Симпатии и привязанности цементируют группу. Если же они исчезают, то группанепременно исчезает.
По непосредственностивзаимосвязей
Условная группа– объединенная по определенному признаку (характерудеятельности, полу, возрасту и т.д.). Например, спортивные журналисты решаютобразовать команду из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первойвеличины и объединяют их в списке. Игроки никогда не соберутся вместе, икоманда никогда не будет выступать на соревновании. Но она составлена и условносуществует.
Реальная группа – это объединение, где люди связаныреальными контактами, т.е. взаимоотношения его членов, общие цели и задачи (например,группа однокурсников). Реальная группа может существовать кратковременно илидлительно, быть численно большой или малой. Она существует и функционирует какобщность.
По личностнойзначимости
Референтная группа – реальная или условная социальнаяобщность, с которой индивид соотносит себя с эталоном и на нормы, мнения,ценности и оценки которой он ориентируется в своем поведении и самооценке.
Человек оформляет своиоценки, взгляды, находит образцы для подражания, которыми он дорожит и которымследует. Например, подросток стремится быть членом группы старших школьниковили взрослых. Если же это ему не удается, то он подражает нормам поведения,бытующим у старших.
Нереферентнаягруппа – этотакая группа, психология и поведение которой чужды или безразличны длячеловека.
Антиреферентнаягруппа – этотакая группа, поведение и психологию членов которой человек не приемлет,осуждает и отвергает.
По уровню развития
Низкий уровень
Диффузная группа – это общность, в которойотсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство, нет совместнойдеятельности, способной опосредовать отношение ее участников.
Ассоциация – группа, в которой отсутствуетобъединяющая ее совместная деятельность, организация и управление, а ценностныеориентации, опосредующие межличностные отношения, проявляются в условияхгруппового общения.
В зависимости отобщественной направленности опосредующих направленности опосредующих факторовразличают просоциальные ассоциации и асоциальные ассоциации.
Просоциальныеассоциации – этогруппы, в которые позитивные нравственные ценности привнесены из широкойсоциальной среды, сформированы и упрочены в процессе трудовой деятельности. Вслучае включения этих ассоциаций в совместную деятельность, обусловленнуюобщественно значимыми задачами и соответствующей им организацией ируководством, они проходят путь коллективообразования. Например, студенческаягруппа в начале учебного процесса.
Асоциальныеассоциации – этогруппы в ценностные ориентации имеют негативный, иногда антиобщественныйхарактер. Например, группа агрессивно настроенных подростков. Эти группы, вусловиях антиобщественно направленной организации и руководства, легкопревращаются в асоциальные корпорации.
Корпорацияпросоциальная –это организованная группа, характеризующаяся замкнутостью и максимальнойцентрализацией. Например, промышленные корпорации.
Корпорацияасоциальная(антиобщественная) – это группа, противопоставляющая себя другим социальнымобщностям на основе своих узкоиндивидуалистических интересов. Межличностныеотношения в корпорациях опосредующихся асоциальными, а зачастую антисоциальнымиценностными ориентациями. Например, хорошо организованная группа рэкетиров илимафия.
Высокий уровень
Коллектив – группа объединенных общими целямии задачами людей, достигшая в процессе совместной деятельности высокого уровняразвития. В коллективе формируется особый тип межличностных отношений,характеризующихся высокой сплоченностью как ценностно-ориентационным единством,коллективистической идентификацией и т.д. (рис.2)
/>
Рис. 2. Основныеособенности зрелого коллектива
 
Проблема группы какважнейшей формы социального объединения людей в процессе совместнойдеятельности и общения – одна из центральных в психологии. Группа, каксамостоятельный субъект деятельности, может быть рассмотрена с точки зрениясвоих свойств, процессов и структур.
Основные параметры, спомощью которых возможен социально-психологический анализ группы – этохарактеристики собственно группы и характеристики, определяющие положениячеловека в группе. К характеристике группы относятся ее композиция, структура игрупповые процессы. К характеристикам, определяющим человека в группе,относятся система групповых ожиданий, статусов и ролей членов группы.
Композиция группы,или ее состав –это совокупность характеристик членов группы, важных с точки зрения анализагруппы как целого. Например, численность группы, ее возрастной или половойсостав, национальность и т.д.
Структура группы рассматривается с точки зрения техфункций, которые выполняют ее отдельные члены, а также с точки зрениямежличностных отношений в ней.
Понятие группа можетрассматриваться с разных точек зрения.
 
Буржуазныетеории групп
Буржуазные теории группхарактеризуются неоднородностью исходных позиции, но их объединяет общее –стремление подменить социально-экономические, идеологические и классовыеотношения буржуазного общества профессиональными, социально-психологическими,психологическими.
Многие представители этихтеорий основными единицами общества считают социальную организацию и психологическуюгруппу. Социальная организация отвечает критериям: формализованныхотношений и существование иерархии власти.
Психологическая группахарактеризуется такими показателями: а) взаимозаменяемость между членамигруппы, б) общность взглядов, убеждений, норм, в) общность цели.
В зависимости отпонимания взаимоотношений личности и группы буржуазной социальной психологииобозначилось два направления: структуралисты и персоналисты. Первыесчитают, что в системе «организация – личность», т.е. в отношении группы и еечлена, ведущее значение имеет организация, структура. Она должна создать оптимальныеусловия для полного использования человеческих ресурсов. Если человек плохоработает, то причина в несовершенстве структуры группы, методов контроля,осуществления власти в ней. При этом вначале считалось, что наилучшейструктурой является формальная группа, а затем была выдвинута идея опреимуществе неформальной организации.
Персоналисты исходят издругих установок. Главный тезис персоналистов: структура группы (формальной инеформальной) не имеет никакого значения. Уровень эффективности человека зависитот его способностей, от того, как он их оценивает и в какой степени обладаетими.
Указанные концепции невыходят за рамки буржуазной идеологии. Они призваны найти способы укреплениякапиталистической системы организации труда, поднять производительность,обеспечить сверхприбыль. И то и другое направление в своих теоретических ипрактических выводах проповедуют выгоду, прагматизм.
 
Методыизучения групп
Основным методом изучениягрупп является наблюдение. Оно позволяет выяснить содержательную сторонужизни общностей, их структкру, уровень развития и др. социальной психологииразличают включенное и невключенное наблюдение. Первое предполагаетвхождение наблюдателя, исследователя в состав общности на правах его члена. Вэтом случае он как бы изнутри изучает группу. Он не только исследует, но и самучаствует во всех делах. Невключенное наблюдение – изучение общности состороны, без непосредственного участия в ее жизни. Учитель в силу специфики еготруда и своеобразия положения по отношению к детской группе (классу,пионерскому отряду, комсомольской группе) оказывается в позиции каквключенного, так и невключенного наблюдателя. В одних случаях он становитсячленом группы, в других – остается за пределами детской общности.
Для изучения некоторыхсторон жизни группы используется естественный эксперимент. Он проводитсяв обычных для испытуемых условиях, содержание эксперимента соответствуетдеятельности данной общности. Например, в классном коллективе практикуетсядиспут как форма внеклассной воспитательной работы. Но диспут может бытьэкспериментальным, если он решает исследовательские задачи и проводится, исходяиз этих задач. Поездка за город также может оказаться экспериментальной, если входе нее решаются некоторые исследовательские задачи.
Плодотворным при изучениигрупп является опрос, выявление мнений членов группы о разнообразных сторонахжизни данной общности. Например, в классе производится опрос о содержании и нормахвнеклассной работы, выявляется мнение школьников о состоянии учебы и т.д. Опросимеет несколько разновидностей. Наиболее часто используется интервью и анкета.Интервью предполагает получения сведений от лица при непосредственным общении;анкета – ответ на вопросы, зафиксированные письменно, что создает условие дляознакомления со всей анкетой и продумывания ответа на каждый вопрос. В интервьюи анкету могут быть включены открытые и закрытые вопросы. Для закрытыхвопросов в анкету включаются варианты ответов. Например: «Хорошо ли работаетваш пионерский отряд?» Варианты ответов: «Да»; «Нет»; «Не знаю». Для открытыхвопросов предполагается развернутый ответ. Например: «Что тебя привлекает вработе пионерского отряда?»
Таким образом, группапредставляет собой чрезвычайно сложный организм, активность которогоразворачивается одновременно во многих направлениях и требует особых усилий,объединения индивидуальных активностей в единое целое.

Литература
1.               Общая психологияПод редакцией: В.В. Богословского, А.Г. Ковалева, А.А Степанова
2.               Общая психология Подредакцией академика АПН СССР А.В. Петровского
3.               Психология А.В.Петровский


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.