Реферат по предмету "Психология"


Голос как средство эмоциональной коммуникации

Голоскак средство эмоциональной коммуникации
Интроекцияакустического мира оказывает важнейшее влияние на формирование личности.
Как показываютмногочисленные исследования, голос матери и его различные характеристики взначительной мере определяют особенности развития младенца и даже сказываютсяна внутриутробном развитии.
Пренатальноевосприятие звуков и голоса
Современнаяпсихоаналитически ориентированная психология располагает множеством фактов,свидетельствующих об аффективных переживаниях плода в ходе внутриутробногоразвития. То, что восприятие звуков и человеческого голоса возможно задолго дорождения, подтверждается данными исследований психического развитиянедоношенных детей. HenryTruby и JohnLind показали, что даже родившиеся напятом месяце беременности недоношенные дети уже способны воспринимать ивыделять голос матери (TrubyH.; LindJ., 1965). Есть данные, что еслимать во время беременности слушает музыку, дети в последующем обладаютзначительно лучшими музыкальными и лингвистическими способностями (JanusL., 1993, S. 42-43).
Один из источниковзнаний о жизни в утробе матери – длительные наблюдения за развитием плода припомощи ультразвукового исследования. Психоаналитик AlexandraPiontelli приводит такие данныесвоих наблюдений за внутриутробным развитием девочки: «Во время ультразвуковогоисследования Юлия казалась крайне спокойной, но не неподвижной. Большую частьвремени она двигалась в соответствии с ритмом дыхания матери в околоплодныхводах, как если бы дыхание матери качало ее» (PiontelliA., 1987, S.457).
Исследователивнутриутробного развития (Bürgin D., 1982;Zimmer K., 1984; ChamberlainD., 1983) выделяют следующуюпоследовательность развития сенсорных и моторных функций плода. На 7 неделебеременности закладывается способность к тактильной чувствительности инаблюдаются первые движения зародыша; к 16 неделе беременности уже полностьюформируется вестибулярный аппарат; в это же время, на 16 неделе, наблюдаетсяпервые мимические движения; на 17 неделе беременности формируются регулярныедыхательные движения; на 24 неделе формируется способность кричать; к 25 неделеформируется способность слышать; приблизительно к этому же времени формируютсяспособность испытывать вкусовые ощущения, видеть, ощущать давление, боль,закладывается температурная чувствительность. Таким образом, основадвигательной и сенсорной активности закладывается уже в первой половинебеременности.
Плод интенсивнореагирует на музыку. Предпочтение явно отдается произведениям Моцарта иВивальди, а против «угрожающей» рокмузыки наблюдается активный протест (JanusL., 1993, S. 42). На громкие звукиплод реагирует усилением частоты пульса. Похожая реакция наблюдается присильном эмоциональном волнении матери. Стрессовые гормоны матери передаютсячерез плаценту плоду.
Младенец узнает песни,которые он слышал еще в утробе матери. Он выделяет даже истории, которые емучитали до рождения из незнакомых для него историй (там же). Немецкийпсихоаналитик LudwigJanus рассказывает о матери,которая училась во время беременности играть на флейте. После рождения ребенокуспокаивался, когда мать играла ему на флейте. Причем этот эффект наблюдалсятолько при игре матери, которая была знакома ребенку еще до рождения, а не приигре виртуоза флейты Франса Брюггена (там же).
Младенец успокаивается,слыша знакомый ему еще по внутриутробному развитию стук сердца матери. В экспериментеLee Salkизолированным от матери детям на некоторое время включали магнитофонную записьсердцебиения матери. Младенцы из экспериментальной группы набирали в весезначительно быстрее, чем дети из контрольной группы, которые тоже былиизолированы от матери, но запись сердцебиения матери не слышали (SalkL., 1973, S.24-29). Успокаивающее воздействие звука сердцебиения матери бессознательноиспользуется многими женщинами, почти всегда прижимающих ребенка к левойстороне, как это можно видеть на 80% икон с изображением богоматери, держащейна руках младенца Христа.
Слуховоевосприятие и образование звуков у младенцев
Младенец связан сосвоими родителями через аудиофоническую систему коммуникации. Аппаратобразования звуков играет важную роль в выражении эмоций. Наряду соспецифическими звуками, которые издает младенец во время приема пищи, во времяпроцессов выделения, во время кашля, уже с самого момента рождения главнымсредством выражения звука для ребенка является крик.
В психологическойлитературе исследование крика младенца представлено с точки зрения его динамики(Винарская Е.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12; WolffP.H.,1969, p.p.81-109), как частный случай вокализации (LewisM.M.,1957; OtswaldP.F.,p.p.156-166), в связи с факторами, способствующими его прекращению и причинами, еговызывающими (BellS.M.,Ainsworth M.D.S.,1972, p.p.1171-1190; Salk. L.,1973, p.p.25-29).
При помощи анализаакустических параметров крика у трехнедельного младенца английскимисследователем P.H.Wolff (цит. по: AnzieuD., 1985) было выделено четыре видакрика, отличающихся друг от друга в структурном и функциональном отношении; это1) крик голода; 2) крик ярости; 3) крик боли, как при боли исходящей извне(например, при анализе крови), так и исходящей изнутри; 4) крик как ответ нафрустрацию (например, если забрать у младенца соску, которую он активно сосал).Для этих четырех видов крика можно выделить характерное временное развитие,определенную длину частоты, а также определенный частотный спектр. Так, крикболи, пронзительный и протяжный, длится долго и без перерывов, по интонациивысокий. Крик голода прерывается паузами, по интонации низкий.
По всей видимости,основополагающую природу имеет крик голода. Он не всегда связан сфизиологическим состоянием голода и может следовать за одним из трех другихвидов крика, которые в свою очередь можно считать чистыми физиологическимирефлексами. Так, крик новорожденного традиционно рассматривается какфизиологическая реакция, связанная с установлением кислородного баланса.Е.Н. Винарская отмечает, что первый крик новорожденного – следствиеврожденных синергий (сложных движений), которые являютсябезусловно-рефлекторной защитной реакцией в связи с прекращением пренатальногоразвития. Такие факторы, как падение температуры, уменьшение поступлениякислорода в кровь ведут к повышению мышечного тонуса (Винарская Е.Н.,Тонкова-Ямпольская Р.В., 1983, с. 3-12).
М.И. Борисова, изучаяэффективность взаимодействия матери и ребенка по тому, как мать распознает иреагирует на крик младенца, выделяет три наиболее характерных вида крика,типичных по форме у большинства детей в возрасте от 2 до 41/2 месяцев (БорисоваМ.И., 1986). Первый вид крика — это крик голода («есть»). Частота его основноготона составляет около 500 гц. Мелодика крика (контур частоты основного тона)имеет постоянную форму в виде дуги с опущенными вниз краями. Динамика крикаголода характеризуется увеличивающимися во времени фонациями, а промежуткимежду фонациями со времени сокращаются. Второй вид крика — крик усталости(«спать»). Для него характерно равномерное распределение интенсивности звука повсей длине крика. С возрастом средняя длительность фонаций и промежутков междуними увеличивается. Третий вид крика назван М.И. Борисовой «мокрым». Вбольшинстве случаев для него характерно понижение интенсивности звука к концуфонаций, которые по времени бывают довольно длительными. С возрастомувеличивается длительность промежутков между фонациями.
Как отмечает советскийпсихолог М.И. Лисина, «у ребенка постепенно складываются дифференцированныеспособы выражения некоторых своих нужд и состояний, а мать научается правильноих расшифровывать: по звуку голоса, по интонации плача» (Лисина М.И., 1983, с.15). В соответствии со своей интуицией, опытом и характером мать уже достаточнорано пытается различать различные виды крика.
Улыбка, лепет, гулениесвидетельствуют о комфорте ребенка и вызывают у матери положительные эмоции.Крик младенца является для матери чрезвычайно аффективно насыщенным сигналом инесет в себе информацию о ситуации дискомфорта для ребенка. Данные исследованийпоказывают, что крик вызывает у матери такие физиологические изменения, какучащение частоты сердцебиений, секрецию гормонов, изменение КГР (BellS.M.,Ainsworth M.D.S.,1972, p.p.1171-1190).
Мать реагирует на крикмладенца как на сигнал дискомфорта и устраняет неприятное для ребенкасостояние. Тем самым крик преобразуется в коммуникативный сигнал. Начиная стретьей недели жизни (если ребенок развивается в нормальной семейной среде) умладенца появляется «фальшивый крик о помощи» чтобы привлечь к себе внимание — ребенок начинает постанывать. Затем стон переходит в крик. Физическая структураэтого крика совершенно иная, чем у четырех базовых видов крика. Таким образом,возникает первое осознанное выражение звука, которое становится первойкоммуникацией.
Согласно исследованиюМ. Эйнсуорт, постоянный быстрый ответ матери на плач младенца приводит кустановлению крепкой привязанности между ними (BellS.M.,Ainsworth M.D.S.,1972, p.p.1171-1190). Взаимодействие между матерью и младенцем расширяется, связьстановится более прочной. Постоянное поддерживание матерью комфортногосостояния у ребенка рождает у него потребность в дальнейшем положительномэмоциональном контакте с матерью.
Крик младенца вызываету матери специфические реакции, цель которых прекратить крик. Одним из самыхэффективных средств для этого является голос матери. Начиная со второй неделижизни голос матери прерывает крик ребенка эффективнее чем любой другой звук иливизуальное восприятие человеческого лица.
В возрасте пяти недельмладенец начинает выделять голос матери из других голосов, хотя лицо матери онв это время еще не может отдифференцировать. WilliamCondon и LouisSander, снимая на камеруреакции младенца на голос матери, показали, что ребенок следует в своихдвижениях за ритмом и мелодией голоса матери, как бы отвечая ей своеобразным«танцем» (CondonW.; SanderL., 1974, S.456-462). AnthonyDeCasper и WilliamFifer в ходе эксперимента поизмерению интенсивности сосания младенцем соски при одновременном предъявлениизаписи голоса матери и отца показали, что ребенок выделяет голос матери ипредпочитает его голосу отца (DeCasperA., FiferW., 1980, S.1174-1176).
Еще до достижениявозраста одного месяца возникает способность понимать значение акустическихинтервенций взрослых. Реагирование на звуковые сигналы наблюдается у младенцазначительно раньше, чем визуальные и психомоторные реакции. По всей видимости,акустические реакции можно рассматривать как прототип (начало) более позднегодифференцированного научения.
Между вторым и третьиммесяцем жизни ребенок полностью увлечен производимыми им и воспринимаемымизвуками. Он играет с ними, учится их постепенно дифференцировать и произвольнопроизводить. Таким образом из большого выбора звуков и их комбинаций происходитотбор фонем наиболее часто встречаемых в родном языке, который ребенок слышитвокруг себя. Ребенок осваивает таким образом артикуляцию родного языка,формируя звуковой образ определенных звуков или определенных звуковыхкомбинаций.
Некоторые авторысчитают, что младенец спонтанно производит почти все возможные звуки и лишьзатем в ходе приспособления к окружающему миру и родному языку происходитредуцирование этого многообразия производимых звуков. Другие авторы придерживаютсяпротивоположной точки зрения. Они считают, что производство звуков на этойстадии развития происходит путем подражания слышимой вокруг речи и благодаряизбирательному восприятию звуков. Постепенно в звуковой репертуар ребенкадобавляются все новые и новые элементы.
Примерно на третьеммесяце жизни формируется визуально-моторные реакции: рука тянется к бутылочке.В это же время рука тянется также к материнскому голосу.
На этой стадии ребенокможет повторять лишь те движения, которые он может наблюдать у себя самого. Нааудиофонологическом уровне подражание значительно более разностороннее: ребенокв одинаковой мере может подражать как тому, что он слышит от других, так итому, что продуцирует сам.
Между восьмым иодиннадцатым месяцем жизни вокальная активность младенца и подражаниевоспринимаемым им звукам понижается. Это возраст, когда у ребенка появляетсястрах перед чужими людьми (их лица и их голоса). В то же время в этом возрасте,то есть примерно на десятом месяце, ребенок, научившись соединять большой иуказательный пальцы, может повторять различные жесты. Кроме того, в это времяон может представлять предметы и события, находящиеся вне поля его восприятия.Примерно в это же время и, скорее всего, в результате этого ребенок в большеймере изучает звуковое поведение других, чем свое собственное.
Акустическое восприятиевлияет на формирование структуры личности, вводя третье измерение приориентации в пространстве и при переживании расстояния, отдаленности. Крометого, акустическое восприятие определяет восприятие времени.
З.Фрейд о голосе и звуке
З. Фрейд отводит голосуважную роль в развитии ребенка. В работе «Очерк психологии» (FreudS., 1895,S. 410, 426, 457) он отмечает, что крик служит чистомоторной разрядке внутреннего разряжения, происходящей по рефлекторной схеме.Данный процесс характерен для первичной структуры психического аппарата.
Затем крик становитсядля ребенка и его окружения средством коммуникации, превращаясь во вторичнуюструктуру психического аппарата, выполняющую очень важную вторичную функциюпонимания (FreudS., 1895,S. 410).
Следующую, болеесложную, степень в организации психического аппарата образует, по мнению З.Фрейда, уровень желаний, основывающийся на образе воспоминаний обудовлетворяющем объекте. При этом З. Фрейд имеет в виду визуальный и моторныйобразы, а не звуковой образ, относящийся, по его мнению, к более простойступени психической организации. С другой стороны, образ воспоминаний служитосновой для первичного психического процесса галлюцинаторного исполненияжеланий. То есть, при помощи визуального и моторного образов воспоминаний можетпроисходить иллюзорное самоудовлетворение, в то время как прежде удовлетворениеребенка, основанное в том числе и на звуковом образе, зависело от его реальногоокружения.
Третья ступеньпсихической организации связывает, по мнению З. Фрейда, психические образы иинстинктивные побуждения в форме символизации. Тем самым психический аппаратподнимается над уровнем непосредственного реагирования на простой сигнал. Этатретья ступень в организации психического аппарата еще более усложняется врезультате соединения вербальных представлений (вербальных следов, образоввоспоминаний) с представлениями о соответствующих вещах. Тем самым становитсявозможным вторичный психический процесс, лежащий в основе мышления.
З. Фрейд отмечает, чтов первую очередь младенцем воспринимаются объекты, вызывающие боль, что, в своюочередь, сопровождается криком. Так как из-за боли у ребенка не возникаетникаких других положительных переживаний в связи с объектом, то крик болисвязывается для ребенка с характеристикой объекта. Из этого З. Фрейд делаетвывод, что первые сознательные воспоминания вызываются переживаниемнеудовольствия (Freud S.,1895, S. 457).
Восприятиезвуков и голоса как первая психическая оболочка
Современный французскийпсихоаналитик DidierAnzieu считает, что структураself возникает прежде всегокак звуковая оболочка, своеобразная «акустическая кожа» (AnzieuD., 1985). Ребенок находится как быв «купели звуков», сопровождающих процесс кормления и исходящих как из внешнегомира, так и производимых самим ребенком. Эта «купель звуков» становитсяпредпосылкой развития Я.
Восприятие звуковпозволяет младенцу пережить окружающее его пространство, делая возможнымвосприятие объема и взаимодействие с миром, в то время как процесс кормления ивыделения воспринимается младенцем только как однонаправленный процесс. Крометого, восприятие звуков делает возможным для ребенка создать свой первыйпространственно-акустический образ собственного тела. Наконец, восприятиезвуков становится для ребенка особой связью с окружающим миром по типуреального симбиоза с матерью. Без такой симбиотической акустической связи былобы невозможным последующее имагинативное слияние (на уровне воображения и фантазий).
В ходе дальнейшегоразвития формируется Я как относительно автономная инстанция. Одной изоснов Я является выделение из континуума производимых звуковопределенных фонем, соответствующих родному языку. С дальнейшим освоениемлексических, грамматических и синтаксических правил родного языка начинаетсяпреобразование архаического и садистического Сверх-Я в более зрелое Сверх-Я,которое будет регулировать мышление и поведение.
Лепетмладенца и песня матери как переходный объект
Звуки, которые слышитмладенец, и особенно те, которые он может сам повторять, дают ему возможностьпредставлять в своем воображении целый мир иллюзий. Д.В. Винникоттрассматривал лепет и улюлюканье младенца как переходный объект.Д.В. Винникотт считал, что переходный объект помогает ребенку постепенноперейти от стадии полной зависимости от матери к объективным и полноценнымотношениям в мире реальных объектов. Переходный объект занимает при этомпромежуточное положение между этими полюсами. Д.В. Винникотт называл этосостояниеинтермедиарным (промежуточным) или потенциальнымпространством, считая, что эта область познания образуется изосновополагающего феномена иллюзорных переживаний и иллюзий у ребенка. Впоследующем развитииинтермедиарная (промежуточная) областьпознания продолжается в феномене игры, в креативности (творческихспособностях), в философии и религии. Она также позволяет в дальнейшемнаслаждаться иллюзиями и субъективными представлениями в искусстве иобмениваться ими с другими людьми (Винникотт, Д.В., 1994; Обухов Я.Л.,1997, с. 24-39).
Особенно важнымпереходный объект становится при засыпании во время отхода ребенка ко сну. Сонозначает для ребенка уход от мира объектов, как бы «временную смерть». Песня,которую поет ребенку мать или которую ребенок напевает себе сам, помогает легчеперенести эту «потерю». Для взрослого человека в тяжелые периоды жизни песнятакже выполняет функцию переходного объекта. В то же время это регрессия кколыбельной песне матери, своеобразный суррогат матери (Обухов Я.Л., Отпесни к образу).
Архетипическийуровень переживания воспринимаемых звуков и голоса
 
С точки зренияаналитической психологии, переживание воспринимаемых человеком звуков взначительной мере обусловлено глубокими бессознательными структурами, имеющимиархетипическую природу. Архетипы как бы задают своеобразный алгоритмвосприятия, связанного с ним переживания и последующего действия.
В культуре и языкемногих народов голос и производство звуков непосредственно связывается сдыханием, жизнью, витальной силой и духовностью. В славянских языках слова«дух», «душа», «дыхание», «дышать» происходят от одного корня и связаны наархетипическом уровне. В древнееврейском языке «дух» и «дыхание» («раух») тожеоднокоренные слова, что отражает их глубинную связь.
По мнениюК.Г. Юнга, архетипы, уходящие своими корнями в первобытно-общинный периодчеловеческой истории, открываются для анализа через их проекцию нанадличностном уровне в религиозных представлениях, в образах богов, героевлегенд и мифов, а также в сказках. Особо важное значение для понимания природыархетипов К.Г. Юнг придавал греческой мифологии.
Чарующее,околдовывающее воздействие голоса на человека нашло отражение в образе сирен –полуптиц-полуженщин, демонических существ, рожденных рекой Ахелоем и одной измуз (по одной версии, Мельпоменой – музой трагедии, по другой версии,Терпсихорой – музой танца). От отца они унаследовали дикую стихийность, а отматери-музы – божественный голос. Греки считали, что сирены сидят на скалахострова, усеянного костями и высохшей кожей их жертв, которых они заманилисвоим пением. Мимо острова сирен проплыл Одиссей, приказав по совету волшебницыКирки (Цирцеи) привязать себя к мачте корабля и залив воском уши своихтоварищей. Таким образом он избегнул соблазна направить свой корабль на зовчарующего голоса. Когда мимо острова сирен проплывали аргонавты, Орфей заглушилголоса сирен своим пением и игрой на лире. Позднее сирен победили музы,похитили их перья и стали носить их на голове в качестве украшения. (Мифынародов мира, т. 2, 1997, с. 438; Словарь античности, 1989, с.526):
В восточно-славянскоймифологии и былинном эпосе разрушительная сила голоса связывается со страшнымпосвистом Соловья-Разбойника, сидящего в своем гнезде на двенадцати дубах ипреграждающего дорогу в Киев. В белорусском эпосе ему родственен Змей – рогатыйСокол или Соловей (Мифы народов мира, т. 2, 1997, с. 460).
То, что голос служитдля человека одним из самых достоверных источников информации, показываетрусская народная сказка «Волк и семеро козлят». Волку, чтобы проникнуть в домкозлят, недостаточно было изменить свою внешность. Ему потребовалось такжеподковать у кузнеца голос, чтобы имитировать голос матери козлят. Именноподделанный голос матери окончательно убедил козлят, что пришла их мама.
В восприятии и переживанияголоса важную роль играет способность младенца повторять слышимые им звуки. То,что визуальное и акустическое отражение связаны друг с другом в том числе и наархетипическом уровне, показывает рассказанная Овидием история о прекрасномюноше Нарциссе и влюбившейся в него нимфе Эхо. Юным Нарциссом любовались многиедевушки и юноши, сам же он оставался к ним равнодушным. Та же судьба постигла инимфу Эхо, она влюбилась в Нарцисса, потеряла аппетит и исхудала настолько, чтоот ее голоса остались только последние слоги, которые она могла повторять засловами других. В это же время Нарцисс, устав после долгой охоты, склонился,чтобы напиться, над источником и увидел в нем свое отражение. Это отражениепоказалось ему настолько прекрасным, что он влюбился в него, т. е. всамого себя. Нарцисс не смог оторваться от своего отражения и навеки застыл,превратившись в цветок. Так же, как и Эхо, он покинул мир, уйдя в своеотражение.
Эта легенда показывает,что акустическое отражение, акустический образ предшествует по временивизуальному образу. Архетип Эхо показывает также, что на уровне коллективногобессознательного голос имеет прежде всего женскую природу, а зрительный образ –мужскую. В любви Эхо к Нарциссу можно увидеть также архетипическую связь междуголосом, восприятием и выражением звуков, с одной стороны, и поиском любви, сдругой стороны.
Легенда об Эхо иНарциссе помогает понять также и механизмы патологического развития. Есличеловек замыкается только на собственном отражении (акустическом или визуальном),т. е. если он уходит целиком в свои проблемы и воспринимает только своюбеспомощность (как Эхо) или если он не видит ничего, кроме своего идеала (какНарцисс), то это неизбежно приводит к замыканию своих желаний, влечений, своеголибидо только на себе, что, в свою очередь, усиливает также и влечение ксаморазрушению, инстинкт смерти. Стремление к смерти становится, сэкономической точки зрения, преобладающим по сравнению с либидонознымивлечениями (стремлением к жизни).
Патогенныйголос
Известно, что материбольных шизофренией часто обладают характерным голосом: он однообразен,монотонен, с неправильным ритмом, металлический, без мелодии, негладкий, частосуровый, хриплый, трескучий, с особым ударением на глубокие тона (AnzieuD., 1985). У тех, кто слышит такойголос, возникает чувство смятения и смешения тонов. Кажется, что голосвторгается внутрь. Такой голос нарушает нормальное развитие личности: он незащищает, не служит оболочкой, производит неприятное впечатление. Нет ощущениянепрерывности, целостности.
При освоении ребенкомпервых артикуляций языка патогенный голос матери может препятствоватьсвязанному с развитием речи интеллектуальному развитию. Кроме того, на развитиелогического мышления негативно влияют также противоречащие друг другу указанияматери. Развитие ребенка может быть нарушено также в результате того, что матьобесценивает своим голосом, своими интонациями и своим поведением высказываниямладенца о самом себе (AnzieuD., 1985).
По мнению D.Anzieu, шизофренияразвивается только при сочетании двух патогенных факторов: фонематического,связанного с особенностями голоса матери, и семантического, связанного спротиворечивыми высказываниями матери. Если указанные патогенные факторывыражены в более слабой мере, то, как считает D.Anzieu, это может статьпредпосылкой для развития нарциссической личности. Если действует только первыйпатологический фактор (патогенные фонематические особенности голоса матери) безосложнения воздействием второго (семантического) фактора, то велика вероятностьразвития психосоматических реакций. При патологическом воздействии тольковторого (семантического) фактора без осложнения воздействием первого(фонематического) фактора велика вероятность проблем в интеллектуальномразвитии, социальной адаптации, школьных проблем (AnzieuD., 1985).
D.Anzieu выделяет следующиехарактеристики патогенного голоса:
его несоответствиеощущениям, ожиданиям и реакциям младенца;
его внезапность инепредсказуемость: иногда он слабый, иногда сильный, он все время меняется отодного крайнего проявления к другому, кажется ребенку произвольным инепонятным, постоянно вызывает микротравмы;
его отчужденность:голос матери не дает младенцу информации ни о себе самой, ни о ребенке;отношения с матерью становятся механическим; мать часто разговаривает вприсутствии ребенка сама с собой (вслух или про себя), не обращая при этомвнимания на ребенка (AnzieuD., 1985).
При патологическомвоздействии голоса матери у ребенка складывается ощущение, что он не имеетзначения для матери. Акустическое, а затем и визуальное отражение служитосновополагающей базой для развития личности. При помощи голоса мать сообщаетмладенцу что-то о себе, а также о самом ребенке, закладывая тем самымпредпосылку для развития структуры self,на базе которой развивается затем Я. В случае патогенных особенностейголоса матери нормальное развитиеЯ нарушается.
Примериз психотерапевтической практики: семиофония
Во Франции при лечениидетей с различными формами афазии широко используется метод семиофонии, когдаребенка помещают в среду различных шумов и звуков (BellerI., 1973). Пациента помещают визолированное, звуконепроницаемое помещение с микрофоном и наушниками наголове, словно погружая его в «фантазматическое яйцо», в котором он можетнарциссически регрессировать.
На первой, пассивной,фазе терапии ребенок свободно играет (рисует, раскладывает Puzzles)и слушает примерно в течение около получаса отфильтрованную, насыщенную резкимиобертонами музыку. Следующие полчаса ребенок слушает отфильтрованную записьголоса. Он находится как бы в «купели голосов и звуков», ограниченных ритмом,мелодией и модуляцией. Ребенку нужно активно повторять предлагаемые ему звуки.Звуки при этом должны быть тщательно отфильтрованы, чтобы голос был слышансовершенно четко и был преимущественно в области верхних обертонов. Когдаребенок повторяет слово, то он сам слышит себя в наушниках. Он как бы открываетсвой собственный голос и получает обратную связь
Следующий этап влечении по методу семиофонии состоит в том, что убираются как музыкальноесопровождение, так и отфильтрофанные звуки голоса. Пациент должен повторятьпридуманные по сюжету какой-то истории предложения.
Если ребенок повторяетнеправильно, не выполняет предлагаемые ему задания, то это никак некомментируется, и, тем более, ребенка никогда не ругают. Дети могут простопродолжать игру или рисовать в то время, когда они слушают магнитофонную записьи говорят вслух. В таких случаях часто быстро возникает внутренний диалог ссамим собой, что способствует затем развитию взаимодействия, подлинного диалогас другим.
В психотерапии пометоду семиофонии на практике используется важнейший теоретический принцип,согласно которому, «звуковая оболочка», «акустическая кожа», «зеркало звуков»или «купель звуков» служат предпосылкой для развития Я.

Литература
 
1.   БорисоваМ.И.: К проблеме эффективности взаимодействия матери и ребенка. Дипл. работа.МГУ, М., 1986
2.   ВинарскаяЕ.Н., Тонкова-Ямпольская Р.В.: Младенческие крики (их происхождение, структура,динамика и значение для раннего психического и речевого развития ребенка). – Вкн.: Изучение динамики речевых и нервно-психических нарушений. Л., 1983
3.   ВинникоттД.В.: Разговор с родителями / Пер. с англ. М.Н. Почукаевой, В.В. Тимофеева. — М.: Независимая фирма “Класс”, 1994
4.   ЛисинаМ.И.: Воспитание детей раннего возраста в семье. К., о-во «Знание», УССР, 1983
5.   Мифынародов мира, тт. 1, 2, М, “Большая Российская энциклопедия”, 1997
6.   Обухов Я.Л.:Значение первого года жизни для последующего развития ребенка (обзор концепцииД. Винникотта), “Школа здоровья”, № 1,1997
7.    Словарьантичности, М., «Прогресс», 1989
8.    AnzieuD.:Le Moi-peau. Bordas, Paris 1985. Deutsche Übers.:Das Haut-Ich. Suhrkamp, Frankfurt am Main1996
9.    BellS.M., Ainsworth M.D.S.: Infant crying and maternal responsiveness. ChildDevelopment, 1972 (43)
10.  BellerI.: La Semiophonie, Paris: Maloine 1973
11.  BürginD.: Über einige Aspekte der pränatalen Entwicklung. In: Nissen G.(Hrsg.): Psychiatrie des Säuglings- und Kleinkindalters. Bern 1982
12.  ChamberlainD.: Consciousness at Birth: A Review of the Empirical Evidence. ChamberlainCommunications, San Diego, 1983
13.  CondonW.; Sander L.: Synchrony Demonstrated between Movements of the Neonate andAdult Speech. In: Child Development 45 (1974)
14.  DeCasperA.; Fifer W.: Of Human Bonding: Newborns Prefer their Mothers’ Voices. In:Science 208 (1980)
15.  FreudS.: Entwurf einer Psychologie (1895). In: GW, Nachtragsband
16.  JanusL.: Wie die Seele entsteht. Unser psychisches Leben vor und nach der Geburt.Deutscher Taschenbuch Verlag, München, 1993
17.  LewisM.M.: How children learn to speech. London, 1957
18.  OtswaldP.F.: Sonic communication in Medical Practice and Research. The Journal ofCommunication, 1963, 13 (3)
19.  PiontelliA.: Infant Observation from before Birth. In: International Journal ofPsycho-Analysis 68 (1987)
20.  SalkL.: The Role of the Heartbeat in the Relations Between Mother and Infant. In:Scientific American 228 (1973)
21.  TrubyH.; Lind J.: Cry Sounds of the Newborn Infant. In: Lind J. (Hrsg.): NewbornInfant Cry. In: Acta Paediatrica Scandinavica, 163, Suppl., 1965
22.  WolffP.H.: The natural history of crying and other vocalizations in Early infancy.Determinants of infant Behaviors, London, IV, 1969
23.  ZimmerK.: Das Leben vor dem Leben. München, 1984


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.