Реферат по предмету "Психология"


Гендерные различия в характеристиках памяти у подростков

--PAGE_BREAK--
1.2. Теоретические подходы к понятию «ценностные ориентации» в отечественной и зарубежной психологии
Ценностные ориентации личности по-разному интерпритируются разными авторами. В ряде исследований понятие «ценностные ориентации личности» по существу совпадает с терминами, характеризующими мотивационно-потребностную либо смысловую сферу. Так, А. Маслоу фактически не разделяет понятия «ценности», «потребности»и и «мотивы», В.Франклин-«ценности» и «личностные смыслы». Во многих отечественных работах ценностные ориентации как бы поглащаются другими, более устоявшимися психологическими понятиями. В этой связи необходимо разграничивать ценностные ориентации со смежными понятиями(такими как «потребность», «мотив», «установка», «аттитюд», «диспозиция», «личностный смысл», «убеждение»). Ф.Е. Василюк считает, что ценность не является ни предметом потребности, ни мотивом, поскольку последние всегда корыстны. Д.А. Леонтьев так же отмечает, что в отличие от потребностей, ценности не ограничены данным моментом и не влекут к чему-либо изнутри, а «притягивают извне».

В диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности В.Я. Ядова представлена иерархия регулятивных образований или диспозиций(установки, аттитюды и ценностные ориентации личности).

 Ценностные ориентации как высший уровень диспозиционной системы, по В.Я. Ядову, полностью зависят от ценностей социальной общности, с которой себя идентифицирует личность.

Одновременно с этим система ценностных ориентаций личности, являясь отражением ценностей социальной среды, сама же может оказывать воздействие на групповые нормы и ценности. Например, в стратометрической концепции коллектива А.В Петровского ценности выполняют функцию регулятора групповой сплоченности и активности.

       Б.С. Братусь определяет личностные ценности как  осознанные и принятые человеком общие смыслы его жизни. Он проводит разделение общих ценностей и декларируемых, внешних по отношению к человеку ценностей.

Представление о системе ценностей личности получило распространение также в американской социальной психологии. Так, М. Рокич определяет ценности как устойчивые убеждения, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный   способ поведения, либо конечная цель существования. По его мнению ценности, ценности личности характеризуются следующими признаками:

-истоки ценностей прослеживаются в культуре, ценности и личности;

-влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения;

-общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

-все люди обладают одними и теми же ценностями, но в различной степени;

-ценности организованы в системы.

Таким образом, ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему, существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Систему ценностных ориентаций, таким образом, можно рассматривать как подсистему «образа мира».

Основная функция ценностных ориентаций-обеспечение взаимодействия элементов более общей систем «человек», взаимодействия между внутренними установками  и нормами социальной среды., между мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.
Изучению ценностных ориентации посвящены многочисленные работы, образующие два уровня исследования ценностной проблематики: теоретический и прикладной. Основной трудностью для исследователей выступает многозначность терминологии, обусловленная переплетением понятийных аппаратов смежных дисциплин при исследовании феномена ценностных ориентации.
Рассмотрим основные подходы к анализу категории ценностной ориентации, имеющиеся в современной социально-психологической литературе.
Каждая из пограничных научных дисциплин рассматривает ценности и ценностные ориентации в зависимости от специфики своего предмета. В философии анализируется гносеологическая сторона взаимодействия субъекта и объекта ценностного отношения, это область рассмотрения объективной истинности и отношения к ней человека.

Социологический подход к проблеме ценностей и ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов социальной системы, выполняющих по отношению к личности нормативные функции. В социоло-
гии личности предметом анализа являются распространенность конкретных ценностных ориентации в массовом сознании и сила их мотивационного воздействия на поведение людей.
Психология с помощью понятий ценностей и ценностных ориентации пытается описать механизмы регуляции поведения и деятельности человека. В социальной психологии ценностные ориентации рассматриваются как элементы индивидуального сознания, компоненты психологической структуры личности. Здесь стоит вопрос о связи между человеческой активностью и воздействующей на личность конкретной социальной ситуацией при регуляции социального поведения и вопрос о возможности прогнозирования поведения человека. Кроме этого в центре внимания социально-психологических исследований ценностных ориентации стоят такие проблемы, как роль ценностных ориентации в мотивационном механизме личности, связь между потребностями, установками и ценностными ориентациями, формирование ценностных ориентаций личности в процессе индивидуального развития.

 Р.Е. Миронова выделяет следующие 3 группы определений ценностей:

1. Авторы, стоящие на первой точке зрения (Г.Л. Головных, СИ. Попов, В.Г. Тугаринов, Перри) определяют ценности как материальные и духовные объекты или их свойства, способные удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). В.П. Тугаринов писал: «Ценности- суть предмета, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».
Ценность здесь проявляется при воздействии человека с окружающим миром, в процессе которого обнаруживается удовлетворение потребностей, причем ценностями оказываются предметы или явления не зависимо от того, материальны они или идеальны.
2. Сторонники второй точки зрения считают понятие «ценности» применимым к характеристике субъектно-объектных отношений. «В марксистской философской литературе явление ценности наименьше всего связывается с особого рода субъектно-объектным отношением, в котором объект (предмет или явление материального или духовного плана) выступает значимым для субъекта (человека или любой социального общности).
Причем одни (М.С. Каган) принимают в качестве ценности отношение объекта к субъекту, другие (С. Ласло, А.Г. Харчев) -отношение субъекта к объекту. Так М.С. Каган полагает, что „ценность объекта — это есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности“
А.Г. Харчев же подчеркивает, что отношение объекта к субъекту — сфера содержания, движение от субъекта к объекту — сфера удовлетворения потребностей, ценностное отношение.
Справедливо мнение большинства исследователей (А.А. Зайцева, А.А. Ивин, A.M. Коршунов, Л.И. Столович, А.Ф. Шишкин и другие) о том, что
ценность нельзя оторвать от практической деятельности субъекта

Она возникает из практического отношения людей к действительности. Это отношение между предметами и человеческими потребностями, которые формируются в общественно-исторической практике. Именно в рамках отношения общественного предмета, его свойств и социального субъекта и проявляется ценность тех или иных предметов как особый социальный феномен.
В рамках характеристики ценности как объектно-субъектного отношения заслуживает внимание определение ценности через понятие „значение“, данное В.А. Василенко: „Категория ценности раскрывает один из существенных моментов универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого“.
Через понятие „значение“ ценность определяют С.Ф. Анисимов, О.Г. Дробницкий, Г.И. Полунин, А.А. Ручка и другие авторы. При этом, как отмечает А.А. Ручка, ценность рассматривается либо как только в положительной форме значимости (А.М. Коршунов, СИ. Попов), либо как положительная или отрицательная (Л.М. Архангельский, В. Брожик, В.А. Василенко, В.В. Гречаный, М.В. Демин, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, Л.И. Столович и другие). Используя данное понятие для определения ценности, удается раскрыть важный аспект ценностного отношения, а именно — отличие предметов и явлений самих по себе, их объективно-реальных характеристик от их значения для человека. В целом подход сторонников второй точки зрения к определению ценности исходит из того, что ценность как феномен бытия объективна по своей природе, так как не зависит от осознанного отношения к ней.
3. Сторонники третьей точки зрения соотносят ценности с идеалами (О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова и другие). Так, И.С. Нарский определяет ценности как „идеалы общественной, а на этой основе личной деятельности“. Такой подход ограничивает сферу ценностей исключительно общественным сознанием.
Несмотря на разнообразие определений ценности, в каждом из них подмечены существенные признаки: способность удовлетворять какую-либо потребность, значимость или полезность объектов для субъектов, возникновение объектов в результате практической деятельности. Ценность как социальное свойство предмета проявляется тогда, когда объект берется в соотношении с практической человеческой деятельностью. Чтобы признать какое-то свойство предмета ценным, человеку необходимо увидеть в нем возможность удовлетворения своей определенной потребности.
На этот момент явления ценности обращают внимание многие авторы. В более чистой форме эта мысль изложена О.Г. Дробницким. Он отмечает, что, прежде чем быть действительно освоенным, предмет первоначально выступает в виде возможности, как то, что еще надлежит осуществить.
             

 Технологии ценностных ориентаций личности

Д.А.Леоньтьев выделяет три формы существования ценностей – действительные идеалы, предметные ценности и личностные ценности.

В.Ф. Сержантов, исходя из того, что предметами потребностей человека могут быть как вещи так и идеи, сводит все ценности в две категории- материальные и духовные.

По словам В.Г. Алексеевой, ценностные ориентации могут использоваться в качестве главного критерия построения типологии личности. Так, первой типологией личности, построенной на основе этого критерия, является классификационная модель Э.Шпрангера. Он выделяет шесть идеальных типов личности: теоретический человек (основная ценность – поиск истины); экономический человек (основной акцент делается на полезных и практических ценностях); эстетический человек (наивысшей ценностью считаются стиль и гармония); социальный человек (главная ценность – любовь, стремление к всеобщей любви, любви ко всему человечеству); политический человек (основная ценностная направленность- личная власть, влияние, известность, не ограниченные сферой политики); религиозный человек (ценностная ориентация состоит в поиске смысла жизни, высшей духовной силы).

М.Рокич проводит разделение ценностей на основе традиционного противопоставления ценностей – целей ценностей – средств:

— терминальные ценности- убеждения в том, что какая –то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться;

— инструментальные ценности – убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной и общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. Терминальные ценности носят более устойчивый характер, чем инструментальные, причем для них характерна меньшая межиндивидуальная вариативность.

Д.А.Леонтьев, приводит возможные группировки ценностей, обьединенные в блоки по различным основаниям и представляющие собой своего рода полярные ценностные системы. В частности, среди терминальных ценностей противопоставляются:

1. Конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, семейная жизнь) – абстрактные ценности ( познание, развитие, свобода, творчество)

2. Ценности профессиональной самореализации ( интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) – ценности личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, семейная жизнь).

3. Индивидуальные ценности (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) – ценности межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других).

4. Активные ценности (свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) – пассивные ценности (красота природы и искусства,, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость).

    Среди инструментальных ценностей выделяются следующие дихотомии:

1.     Этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам) – ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) – ценности профессиональной самореалезации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность).

2.     Индивидуалистические ценности (высокие запросы, твердая воля) – конформистские ценности (исполнительность, самоконтроль, ответственность) – альтруистические ценности (терпимость, чуткость, широта взглядов).

3.     Ценности самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля,) – ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов).

4.     Интеллектуальные ценности (образованность, рационализм, самоконтроль) – ценности непосредственно- эмоционального мироощущения ( жизнерадостность, честность, чуткость).
По мнению М.С. Яницкого, ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую иерархическую систему. Система ценностных ориентаций является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой личностных смыслов.
1.3. Особенности ценностных ориентаций в подростковом возрасте


Говоря о нравственном развитии подростка и его ценностных ориентаций нужно отметить, что данный возраст характеризуется противоречием между некритическим усвоением групповых моральных норм и стремлением обсуждать простые, порой достаточно второстепенные правила, определенный максимализм требований, сдвиг оценки отдельного поступка на личность в целом.

Ценностные ориентации – важный компонент мировоззрения личности или групповой идеологии, выражающий предпочтения или стремления личности или группы в отношении тех или иных обобщенных человеческих ценностей (благосостояние, здоровье, комфорт, познание, творчество, труд и т. д.). Ценностные ориентации нередко трактуются как социальные ценности, которые «вкладываются» в личность в процессе ее социализации и являются главным фактором, «регулирующим, детерминирующим» ее мотивацию и, следовательно, поведение. С другой стороны, именно формирование ценностных ориентаций рассматривается как основная цель и сущность воспитания.

Ценности – это идеи, идеалы, цели, к которым стремиться человек и общество. Существуют общепринятые ценности: универсальные (любовь, престиж, уважение, безопасность, знание, деньги, вещи, свобода, здоровье); внутригрупповые (политические, религиозные); индивидуальные (личностные). Нельзя противопоставлять ценности и поведение (поведение отражает ценности и само составляет ценность).

В современных условиях, когда рухнуло прежнее мировоззрение, когда все отрицают и разрушают, когда уничтожаются природа и культура, процветают насилие и преступность, подросток оказывается перед трудным выбором.

Он не видит идеала, кумира, утрачены идеалы старшего поколения, а преступность и насилие возводятся в идеал.

В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Сегодня, когда в России является тенденция вслед за так называемыми развитыми странами к превращению в общество потребления, потребительские аппетиты подростков несказанно возрастают.

Современный подросток попадает в большей мере под внушающее воздействие побуждающей рекламы, порабощающей вещной потребности.

В современном мире вещи могут стать растлителем подростков по многим причинам:

1) став основной ценностью, побуждающей мотивацию и представления о полноте жизни;

2) став фетишем, превращающим в раба вещей,

3) поставив в зависимость от дарителей и побудив тем самым к зависти и агрессии.[7]

Е. В. Васина изучила структурно-динамические и содержательно-смысловые характеристики ценностных ориентаций подростков, различие между реальными и социально одобряемыми ценностями.

Структурно-динамические характеристики – это иерархичность, соотношение терминальных (ценности цели; например, равенство) и инструментальных ценностей (свойства личности, способности), позитивно-негативная асимметрия устойчивость/изменчивость, сила/слабость выраженности. Она обнаружила, что за период с 1988 до 1990 года произошло увеличение ценности индивидуального человеческого существования и уменьшение ориентаций на широкую человеческую общность. Оказалось, что некоторые важные ценности находятся на разных уровнях сознания личности. Об этом говорит несовпадение ранговой и корреляционной структуры ценностных ориентаций. Материально

обеспеченная жизнь имеет низкий ранг у обследованных испытуемых, т. е. сознательно отодвигается на задний план, и в тоже время она оказывается в центре корреляционной структуры, являясь практическим центром всей системы ценностных ориентаций. Оказалось, что актуальные ценности личности и ее группы близки, но не совпадают. Половые различия были обнаружены во всех возрастных группах: для девочек главные ценности – доверительные отношения, традиционные терминальные ценности; для мальчиков – инструментальные ценности и ориентация на самореализацию и самоутверждение. Обнаружена повышенная значимость тех ценностей, которых подростку недостает.

Особая проблема в современной российской семье, воспитывающей подростка – взаимоотношения по поводу вещной и денежной зависимости подростка. До недавнего времени (до 1991г.) подросток в подавляющем числе случаев полностью зависели от финансового состояния семьи и от педагогических взглядов родителей относительно карманных денег подрастающего чада. Взрослые нередко пользовались этим «рычагом», стремясь привести своего ребенка к повиновению. Подросток зачастую попадал в тупиковую ситуацию: он жаждал свободы  и не мог избавиться от столь обидной финансовой зависимости. Последствия такой ситуации оказались печальными: они приводили к побегам из дома, к воровству, к групповому ограблению, случалось – и к попыткам самоубийства. Конечно, не только финансовые проблемы были и остаются источником конфронтации в семье взрослых и подростка.

Сегодня экономическая ситуация иная; подростки могут частично подрабатывать, продавая газеты, моя машины, работая курьерами и т. д. Однако возможность подработать самостоятельно может внести в семейные отношения и определенную напряженность. Родители, подогревающие мысль о том, что «мы тебя кормим и поим, одеваем и одеваем», рискуют тем, что однажды почувствовав себя «экономически самостоятельным», подросток громогласно, с циничной ухмылкой предложит возместить расходы или отделиться и питаться отдельно.

Обретение финансовой самостоятельности в наше время весьма опасно для подростков с социальной и психологической точек зрения. В России для них нет пока традиционных способов зарабатывания денег. Подросток может быть втянутым в теневые финансовые отношения взрослых.

Деньги, являясь знаком благосостояния, в тоже время выступают как эквивалент вещи. Подросток оценивает вещи, принадлежащие семье, как престижные или как не имеющие ценности. Современный подросток может, исходя из критериев стоимости вещей, начать оценивать свою семью как «богатую» или как «бедную». Оценка материальных предметов, принадлежащих семье или отсутствующих в семье, может стать критерием развития родителей.

В тоже время Д. И. Фельдштейн в своих работах показал, что подростки стремятся утвердиться в обществе взрослых, показать значимость своего «Я» в реальных отношениях общественно полезной деятельности на добровольных началах.

Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991г., потребность в общественно полезной деятельности не исчезла – она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы.

Конкретное время, безусловно, определяет во многом ценностные  ориентации отрочества: «каковы веки, таковы и человеки». Однако время сегодня в действительности несет в себе пласты культуры предшествующих поколений, в тоже время вбирая в себя утопии и антиутопии, создаваемые человечеством, обращенные в будущее. Все это влияет на становление Я-концепции личности подростка.
Глава 2. Эмпирическое исследование гендерных различий в системе ценностных ориентаций в подростковом возрасте
      2.1. Описание выборки и методов исследования

Одна из целей исследования-это выявление гендерной половой роли испытуемых. Для этого была использована анкета половых ролей Сандры Беем. Так же в задачи нашего исследования входило определение системы ценностных ориентаций индивида. С этой целью использовалась методика ценностных ориетаций М. Рокича, которая помогла выявить наиболее значимые для подростков терминальные и инструментальные ценности.

Для проведения данных методик в качестве испытуемых был взят 7А класс МОУ СОШ №4 в количестве 30 человек, 15 из которых мальчики и 15-девочки. Примерный возраст испытуемых составляет 13 лет.

Анкета половых ролей Сандры Бемпредполагает сбор и анализ информации, связанной с понятием пола и гендера. Каждый испытуемый должен составить самоописание, пользуясь предложенной формой. Эта форма содержит пронумерованные определения или качества, соответствующие маскулинному, фемининному, либо андрогинному типу. Испытуемым предлагается указать, насколько правильно каждая из характеристик описывает их. Для этого каждой из характеристик приписывается определенный балл. В последствии, баллы по каждому из трех типов подсчитываются отдельно. В зависимости от количества баллов определяется соотношение маскулинных и фемининных качеств в испытуемом. Соотношение этих показателей определяет тип гендерной роли индивида: маскулинный половой тип (высокая маскулинность-низкая фемининность), фемининный половой тип(высокая фемининность-низкая маскулинность), высокий уровень андрогинии(высокая маскулинность-высокая фемининность) и низкий уровень андрогинии (низкая маскулинность-низкая фемининность). Маскулинные индивиды обладают ярко выраженными, традиционно мужскими качествами, такими как честолюбие, решительность и т.д; фемининные индивиды отличаются традиционно женскими качествами-мягкостью, эмоциональностью и т.д.; андрогинные индивиды-это люди с неопределенной психологической половой идентичностью, т.е. те, кто не обладает выраженной маскулинностью, либо фемининностью.     продолжение
--PAGE_BREAK--
Опросник ценностных ориентаций Рокичапредполагает изучение структуры ценностных предпочтений испытуемых. Он содержит в себе два класса ценностей: 1)терминальные-это убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться; 2)инструментальные ценности-это убеждения в том, что какой-то образ действий или свойства личности являются предпочтителными в любой ситуации. Каждый класс насчитывает 18 ценностей. Испытуемые расставляют ценности в порядке их личной значимости в каждом классе поочередно. На первое место ставится ценность с наибольшей значимостью для индивида, на последнее-наименее значимая ценность соответственно. Для обработки результатов будут учитываться ценности с первой по третью в обоих списках по отдельности.  
2.2. Анализ гендерных различий в системе ценностных ориентаций подростков

 

С помощью анкеты гендерных ролей Сандры Бем были изучены гендерные роли испытуемых. Всего было выявлено 3 группы: индивиды с преобладанием маскулинных черт, индивиды с преобладанием фемининных черт и индивиды андрогинного типа. Было установлено следующее количество типов каждой половой роли в данной группе учащихся, а так же их процентное соотошение, отображенное в таблице :
Процентное соотношение  гендерных ролей

выборки испытуемых

                                                                              Таблица 1.

Гендерная роль

Количество испытуемых

Процент

Маскулинный половой тип

12

40%

Фемининный половой тип

7

23%

Андрогинный половой тип

11

37%


Так же полученный результат может быть представлен в виде диаграммы. (диаграмма 1).

                                                                                    Диаграмма 1.


                                                                           

Таким образом, в данной группе испытуемых преобладает маскулинны половой тип, затем по количеству следует андрогинный половой тип, и меньше всего учащихся с фемининным половым типом.
При использовании методики ценностных ориентаций Рокича были выделены следующие, наиболее часто выбираемые терминальные ценностные ориентации, показанные в таблице 2 и инструментальные ценности, представленные в таблице 3:
Количество выборов терминальных ценностей
                                                                               Таблица 2.

Терминальные ценности



Ценность

Количество выборов

1

Активная деятельная жизнь

8

2

Жизненная мудрость

3

3

Здоровье

21

4

Интересная работа

4

5

Красота



6

Любовь

5

7

Материально обеспеченная жизнь

6

8

Наличие хороших и верных друзей

16

9

Общественное признание

2

10

Познание

1

11

Продуктивная жизнь

3

12

Развитие

1

13

Развлечения

3

14

Свобода

5

15

Счастливая семейная жизнь

8

16

Счастье других



17

Творчество

1

18

Уверенность в себе




      В качестве определяющих были взяты ценности, занимающие первые три места в списках ценностей испытуемых, и подсчитано общее количество выборов ценностей.
Из таблицы 2 видно, что для подростков двенадцати, тринадцати лет наиболее важными являются следующие терминальные ценности: наличие хороших и верных друзей (21 выбор), здоровье (16 выборов), активная деятельная жизнь (8 выборов). Наименее важные: уверенность в себе (0 выборов), счастье других (0 выборов), красота (0 выборов).

                                                                         
Количество выборов инструментальных ценностей
                                                                                 Таблица 3.

 Инструментальные ценности



Ценность

Количество выборов

1

Аккуратность

12

2

Воспитанность

18

3

Высокие запросы

3

4

Жизнерадостность

8

5

Исполнительность



6

Независимость

5

7

Непримиримость к недостаткам

1

8

Образованность

16

9

Ответственность

2

10

Рационализм



11

Самоконтроль

1

12

Смелость в отстаивании своего мнения



13

Твердая воля

4

14

Терпимость

3

15

Широта взглядов

4

16

Честность

10

17

Эффективность в делах



18

Чуткость, заботливость

4

                                                                          
Из инструментальных ценностей больше всего выборов получили: воспитанность (18 выборов), образованность (16 выборов), аккуратность (12 выборов), честность (10 выборов). Наименьшее количество выборов получили: рационализм (0 выборов), эффективность в делах (0 выборов), исполнительность (0 выборов), смелость в отстаивании своего мнения (0 выборов), самоконтроль (1 выбор), непримиримость к недостаткам других (1 выбор).  (Таблица 3).



 Соотношение полученных данных анкеты половых ролей Сандры Бем и методики Ценностных ориентаций Рокича позволило выделить гендерные различия в ценностных ориентациях подростков.
Подростки с преобладанием маскулинных черт осуществили выбор терминальных ценностей следующим образом:

1)наличие хороших и верных друзей (6 выборов), здоровье (6 выборов), 2)счастливая семейная жизнь (4 выбора),

3)активная деятельная жизнь (3 выбора),

4)интересная работа, свобода, любовь (2 выбора),

5)развлечения, общественное признание, познание, жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь, творчество (1 выбор),

6)красота, счастье других, уверенность в себе, развитие, продуктивная жизнь (0 выборов).

Результат представлен в виде гистограммы 1:

                                                                                              Гистограмма 1.



Среди инструментальных ценностей:

1)воспитанность(7 выборов),

2)аккуратность (5 выборов), образованность (5 выборов),

3)высокие запросы, жизнерадостность (3 выбора),

4)честность, терпимость к мнениям других (2 выбора),

5)твердая воля, широта взглядов, ответственность, самоконтроль, чуткость (1 выбор),

6)исполнительность, независимость, непримиримость к недостаткам, рационализм, смелость в отстаивании своего мнения, эффективность в делах (0 выборов).

Результаты представлены в гистограмме 2.
                                                                                             

                                                                                                          Гистограмма 2.



                                                                                                       
У подростков с преобладанием фемининных черт характера значимыми терминальными ценнотями являются:

1)здоровье(6 выборов),

2)материально обеспеченная жизнь (3 выбора), наличие хороших и верных друзей (3 выбора), высокие запросы(3 выбора),

3)активная деятельная жизнь (2 выбора),

4)интересная работа, свобода, счастливая семейная жизнь, развлечения, продуктивная жизнь, развитие, жизненная мудрость (1 выбор),

5)красота, любовь, общественное признание, счастье других, уверенность в себе (0 выборов). Результат представлен в диаграмме 3.
                                                                                                          Гистограмма 3.

 



Инструментальные ценности:

1)образованность(5 выборов),

2)честность (3 выбора), широта взглядов (3 выбора), аккуратность (3 выбора),

3)твердая воля, жизнерадостность (2 выбора),

4)независимость, непримиримость к недостаткам, воспитанность (1 выбор)

5)высокие запросы, исполнительность, ответственность, рационализм, самоконтроль, смелость в отстаивании своего мнения, терпимость к мнениям других, эффективность в делах (0выборов). Результат представлен в гистограмме 4.
                                                                                                    Гистограмма 4.


Подростки, относящиеся к андрогинному типу, наиболее важными для себя считают: среди терминальных ценностей:

1)здоровье (9 выборов),

2)наличие хороших и верных друзей (7 выборов),

3)любовь, счастливую семейную жизнь, активную деятельную жизнь (3 выбора) .

4)материально обеспеченная жизнь, продуктивная жизнь (2 выбора),

5)интересная работа, свобода, жизненная мудрость (1 выбор),

6)красота, общественное признанье, познанье, развитие, развлечения, счастье других, творчество, уверенность в себе (0 выборов). Результат отображен в гистограмме 5.
                                                                                                Гистограмма 5.                                                                                                                                                                   
Среди инструментальных ценностей наиболее важными выступают следующие ценности:

1)воспитанность (8 выборов),

2)честность (6 выборов), образованность (6 выборов),

3)аккуратность, жизнерадостность, чуткость (3 выбора),

4)терпимость к мнениям других (1 выбор),

5)исполнительность, непримиримость к недостаткам, ответственность, рационализм, самоконтроль, твердая воля, широта взглядов, эффективность в делах (0 выборов). Результат представлен в гистограмме 6.
                                                                                   

                                                                                                   Гистограмма 6.


Таким образом, по терминальным ценностям можно сделать вывод, что представители маскулинного типа на первое место для себя ставят «наличие хороших и верных друзей, в то время, как представители фемининного и андрогинного типа первоначально выбирают «здоровье».  

На втром месте у представителей маскулинного типа – «счастливая семейная жизнь», у представителей фемининного типа- «материально обеспеченная жизнь», и представителей адрогинного типа-«наличие хороших и верных друзей».

По инструментальным ценностям сделан следующий вывод:
Представители маскулинного и андрогинного типа на первое место ставят «воспитанность», представаители фемининного типа-«образованность».

На втором месте у представителей маскулинноготипа «аккуратность», «образованность», у представителей фемининного типа-«честность», «широта взглядов», у представителей андрогинного типа-«честность», «образованность». В таблице 4 и 5 представлены данные о выборе терминальных и инструментальных ценностей в процентах представителями маскулинного, фемининного и андрогинного типов.
Терминальные ценности                                Таблица 4.



Гендерный тип, %

Ценности

М

Ф

А

Наличие хороших и верных друзей

50

42,8

63,6

Счастливая семейная жизнь

33



42,8

Активная деятельная жизнь

25

28,6

42,8

Здоровье

50

85,7

82

Материально обеспеченная жизнь



42,8



Любовь





42,8
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.