Реферат по предмету "Психология"


Гештальт-терапия. Гештальт-группы

ВЯТСКИЙСОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
Кафедра общейпсихологии
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ«ОСНОВЫ ПСИХОТЕРАПИИ»
ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ.ГЕШТАЛЬТ-ГРУППЫ
Выполнила:
Студентка 5курса, группа ПС – 31
Факультетапсихологии и права
ПерминоваН.А.
Проверил:
Преподаватель:
Киров
2007

СОДЕРЖАНИЕ
1. История созданиягештальт-терапии
2. Основныеположения теории Ф. Перлза
3. Гештальт-группы вгрупповой терапии
Список литературы

1. История создания гештальт-терапии
 
Гештальт-психология (отнем. Gestalt — образ, структура) – это одно изнаиболее влиятельных и интересных направлений психологии. Оно появилось какпротивоположность атомизма и механицизма психологии, как преодоление представления о том, что образысознания строятся из кирпичиков ощущений [3; 5; 7].
Мысль о том, что целое несводится к образующим его частям, оказалась очень древней. Она прослеживается вработах многих ученых, например психологов-эксперименталистов.
Так понятие «гештальт»было введено Х. Эренфельсом в статье «О качестве формы» в 1890 г. приисследовании восприятий, опираясь на опыты Э. Маха, изучающего восприятиезвуков и мелодий. Эренфельс выделил специфический признак гештальта — свойствотранспозиции (переноса): мелодия остается той же самой при переводе ее из однойтональности в другую; гештальт квадрата сохраняется независимо от размера,положения, окраски составляющих его элементов и т.п. Однако Эренфельс не развилтеории гештальта и остался на позициях ассоцианизма.
В 1912 году во Франкфурте-на-Майне под руководством М.Вертгеймера (1880-1943гг.) возникла новая психологическая школа –гештальт-психология. В неё входили известные психологи В. Келер (1887-1967гг.)и К. Коффка (1886-1941гг.) [2; 6]
При школе была созданаэкспериментальная лаборатория, где проводились опыты на животных. Изучалисьпроцессы восприятия и ощущения.
В опытах М. Вертгеймерапо восприятию было установлено, что в составе сознания существуют целостныеобразования (гештальты), не разлагаемые на сенсорные первоэлементы, т.е.психические образы — это не комплексы ощущений. М. Вертгеймер стал приверженцемдеятельной сущности сознания: сознание активно, посредством определённыхдействий оно строит свои образы внешнего мира, опираясь на изначально имеющиесяструктуры — гештальты.
Гештальтпсихологивыступили с новым пониманием предмета и метода психологии: важно начинать снаивной картины мира, изучать переживания, феномены так, как они есть, изучатьопыт, не подвергшийся анализу, сохраняющий свою целостность. В этой структуреотдельные элементы выделяются, они действительно существуют. Но они вторичны ивыделяются, исходя из сложного по своему функциональному значению в этом целом,Коффка писал, что одной из основных ошибок традиционной психологии является то,что она расчленила структуру на элементы, лишая ее тем самым существенныхсвойств.
Целое нельзя разложить наэлементы, т.к. тогда оно перестает существовать. Его нельзя описатьперечислением элементов, оно должно рассматриваться как таковое.Непосредственный наивный опыт не дает отдельных красок, красочных точек,отдельных звуков, отдельных запахов, но представляет предметы, вещи, которыеимеют краски, форму, они звучат, издают запахи.
Основные принципы, на которых базировался методологическийподход гештальт-психологии – понятии психического поля, изоморфизма ифеноменологии [4].
Понятие психического полябыло превнесено из физики, в которой были сделаны в те годы важнейшие открытия.Эта мысль и стала ведущей для гештальт-психологов, которые пришли к выводу, чтопсихические структуры располагаются в виде различных схем в психическом поле.
Изоморфность психических гештальтов — процессы, которые происходят к коре головного мозга,сходны с теми, которые происходят во внешнем мире и осознаются нами в нашихмыслях и переживаниях, как взаимно-однозначные системы. Поэтому схема задачи,которая дана во внешнем поле, может помочь испытуемому быстрее или медленнее еерешить, в зависимости от того, облегчает или затрудняет она ееперестурктурирование.
Гештальтисты предложили феноменологический метод, направленный на непосредственное иестественное описание наблюдателем содержания своего восприятия, своегопереживания. С самого начала гештальт-психологи отбросили тезис о происхождениивосприятия из ощущений, объявили ощущение «фикцией, созданной в психологическихсочинениях и лабораториях».
Гештальтистыне учитывали то обстоятельство, чтосубъект может осознать свои переживания, процесс решения задачи, однако дляэтого ему надо отрешиться от прошлого опыта, очистить свое сознание от всехнаслоений, связанных с культурными и личными традициями. С этим была связананедооценка гештальтистами личного опыта, утверждение приоритета сиюминутнойситуации, принципа «здесь и сейчас» в любых интеллектуальных процессах.Исключением являлись исследования личности, проводимые К. Левиным, в которыхвводилось понятие временной перспективы, правда, с учетом в основном будущего,цели деятельности, а не прошлого опыта.
Теория К. Левина сложилась под влиянием успехов точных наук, в частности,открытиями поля в физике и личным знакомством со школой гештальт-психологии иее основателями. Близость их позиций связана как с общими взглядами на природупсихического, так и с попытками в качестве объективной основы экспериментальнойпсихологии выбрать физическую науку. Однако в отличие от своих коллег Левинсосредоточивается не на исследовании когнитивных особенностей, а на изученииличности человека [7].
В рамкахгештальт-психологии К. Левин разработал «теория психологического поля». Смыслее заключается в том, что «поле поведения» определяется напряжениями,возникающими при нарушении равновесия между человеком и средой. Эти отношенияпорождают физические и психические изменения, которые направлены на избавлениеот напряжения.[4] В рамках своей теории К.Левин указывал на следующие моменты:
1.организм и среда– одно целое;
2.каждый изокружающих человека предметов имеет определенный заряд – валентность;
3.для каждогочеловека эта валентность имеет свой знак;
4.воздействуя начеловека, предметы вызывают в нем потребности — энергетические заряды,вызывающие напряжение человека;
5.человекстремится к разрядке, потому незавершенные и незаконченные действия долгосохраняются в памяти, завершенные забываются быстрей;
6.мотивациясоздается не только биологическими, но и социальными потребностями;
Так же впервые К.Левин указал на понятие «уровень притязаний». Группа поК.Левину – одно целое и существуют некие законы групповой динамики, а так жефеномены лидерства и руководства.
Подход К.Левина отличался двумя основными моментами:
1.        переход отпредставления о том, что энергия мотива замкнута в пределах организма, кпредставлению о системе «организм-среда» Человек и его окружение выступили ввиде нераздельного динамического целого.
2.        в отличие отранее существовавшей трактовки мотивации, как биологического побудителя, Левинпоказал, что мотивационное напряжение может быть создано как самим индивидом,так и другими людьми. Тем самым мотивация получила психологический статус.
Гештальт-психологияявилась наиболее продуктивным вариантом решения проблемы целостности в немецкойи австрийской психологии, а также философии конца XIX — начала XX в. Онапредложила новое понимание психического в человеке, оно заключалось в том, чтосуществует некаяизначальная упорядоченность сенсорно-интеллектуальных структур [3].
Основные законыгештальт-психологии
В исследованиях гештальт-психологовбыло открыто 114 психологических законов восприятия, которые имеютфизиологическую основу, т.е. обусловлены врожденными особенностями центральнойнервной системы:
·         апперцепция(зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психическойдеятельности человека);
·         взаимодействиефигуры и фона;
·         целостность иструктурность восприятия;
·         прегнантность(стремление к простоте и упорядоченности восприятия);
·         константностьвосприятия (постоянство образа предмета, несмотря на изменение условий еговосприятия);
·         феномен«близости» (тенденция к объединению элементов, смежных во времени ипространстве);
·         феномен«замыкания» (тенденции к заполнению пробелов между элементами воспринимаемойфигуры);
·         и т.д.
Идеи гещтальт-психологиизатронули восприятие, память, личность и межличностные отношения.Ониобъединили психологию и естественнонаучные исследования. 20-е годыознаменовались серьезными экспериментальными достижениями гештальт-психологии.Они касались главным образом процессов восприятия [5; 6].
Одним из основных законов гештальт-психологии являетсяЗАКОНФИГУРЫ И ФОНА. В процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилияинформации выбирает именно ту, которая для него в данный момент наиболеезначима. Эту информацию гештальт-психологи назвали фигурой. Остальнаяинформация временно отодвигается на задний план и составляет фон.
В качестве фигуры можетбыть какое-то желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладаютнад всеми остальными. Как только потребность удовлетворяется, гештальтзавершается, теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступаяместо новому гештальту. Это в понимании гештальтистов и есть естественный ритмформирования и завершения гештальтов.
Следующий основной законгештальт-психологии — ЦЕЛОСТНОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ(англ. wholeness of perception) – это свойство восприятия,состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметнаяситуация, воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если некоторыечасти этого целого в данный момент не могут быть наблюдаемы (например, тыльнаячасть предмета).
Закон развития целого после Лейпцигской школы разрабатывался вкультурно-исторической концепции Л. С. Выготского, теории деятельности А. Н.Леонтьева и С. Л. Рубинштейна, «описательной психологии» В.Дилыпея,гуманистической психологии и др.
ПРЕДМЕТНОСТЬ – этоспособность человека воспринимать мир не в отдельных, не связанных друг сдругом ощущениях, а предметах, четко очерченных и обладающих устойчивостью,которые вызывают эти ощущения.
Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, которые опираются наобщественно выработанные формы взаимодействия с внешними предметами.
КОНСТАНТНОСТЬ — способность воспринимать предметы относительно постоянными по форме, цвету,величине и других параметров независимо от меняющихся физических условийвосприятия. В исследованиях были обнаружены многочисленные факторы, которыемогут влиять на эффекты константности восприятия, например фиксированнаяустановка.
КАТЕГОРИАЛЬНОСТЬ –обобщение, т.е. каждый предмет обозначается словом-понятием и относится ккакой-то группе или классу и предметы в этой группе соотносятся друг с другомпо каким-то определенным признакам, которые улавливаются в общем понятии даннойгруппы. Другими словами категориальность – это способность к выделению вперцептивном пространстве определенных областей, имеющих более или менееочерченные и устойчивые границы. При этом четкость данных границ тесно связанас перцептивными задачами, решаемыми индивидом.
На основаниипредставленных в данной главе основных законов гешталь-психологии началазарождаться гештальт-терапия.
2. Основные положениятеории Ф. Перлза
 
Теоретические открытиягештальт-психологии к практике психотерапии впервые применил Фритц (ФредерикСоломон) Перлз.(1893-1970)в 40-е годы ХХ века [1; 2]…
Гештальт-терапияпоявилась как своеобразный антипод психоанализу. При разработке идеологическойбазы гештальт-терапии Перлз попытался синтезировать некоторые постулатыэкзистенциальной философии (экзистенциальный тупик, пустота, смерть и т.д.), атакже телесноориентированной психотерапии Райха. Это соединение нашло своевыражение во взглядах Перлза на отсутствие пропасти между психической ифизиологической деятельностью организма.
Постепенно Перлз пришелк пониманию человека, как части широкого поля жизнедеятельности, включающего всебя и организм и его среду. Перлз отвергал идею разделения тела и ума,разделения объекта и субъекта и, далее, разделения человека и среды. Из этогоон делает очень важный для его времени вывод о том, что пропасти между душевнойи физической деятельностью человека не существует.
Развитие этой точкизрения позволило ему создать оригинальную концепцию психического здоровьячеловека, в основе которой лежит его способность гибко, творческиконтактировать со средой, и прерывать контакт с ней, когда это нужно, т.к. ритмконтактирования и ухода от контакта определяется сменной актуальностипотребностей индивида. В качестве модели смены потребностей Перле использовалзакон фигуры и фона. Доминирующая потребность проявляется как фигура на фоневсего того, что есть в сознании. После ее удовлетворении (завершениягештальта), она уходит в фон, и ее место в качестве фигуры занимает новаяактуальная потребность.
Одна из задачгештальт-терапии — используя закон единства и борьбы противоположностей, помочьпациенту выделить фигуру из фона, завершить гештальт и снова возвратить его вфоновое окружение.
Перлз опирался на дваосновных закона гештальт-психологии: целое доминирует над частями, и отдельныеэлементы объединяются в целое. В 1940-1950 он предпринял попытку приложитьосновные положения гештальт-психологии. к исследованию динамики личностныхизменений, переформулировал некоторые из принципов гештальт-психологииприменительно к психотерапии, создав новое эффективное психотерапевтическоенаправление – гештальт-терапия.
Результатом его размышлений стала книга «Гештальт-терапия», изданная в1951 г. Первая часть этой книги, представляющая собой практическое руководствопо самоисследованию, неоднократно издавалась на русском языке под названием«Практикум по гештальт-терапии».
Смысл гештальт-терапиисостоит не в том, чтобы исследовать прошлое в поисках замаскированных травм(как считал Фрейд), а в том, чтобы помочь пациенту сфокусироваться наосознавании (awareness) настоящего.
Такие ключевые понятияперлсовской гештальт-терапии, как организм как целое, здесь и теперь, какважнее, чем почему, составляют основу и этапы осознавания. Перлс ввел иразвил понятиеконтинуума осознавания. Поддержание континуума(непрерывности) осознавания кажется на первый взгляд очень простым. Нужнопостепенно, от секунды к секунде, осознавать, что именно, какое событие вданный момент переживается. На деле это очень трудно: появляются посторонниемысли, ассоциации… и континуум прерывается.
Перлз так же говорил овнутренних противоположностях, которые не просто существуют, а находятся всостоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. По мнению Перлза, этипротивоположности не являются неприемлемыми, и, наоборот, помогают сформироватьи завершить гештальт. Полностью осознавая противоположные полюса своего Я,своих стремлений и желаний, мы более глубоко начинаем, осознавать самих себя.Противоположные стороны нашего Я в гештальт-терапии получили название Нападающегои Защищающегося.
Здоровые люди, которыемогут четко сформировать гештальт и провести грань между собственным Я иокружающей средой, на возникающие трудности реагируют адекватно.
При возникновенииневроза защитные механизмы искажаются и препятствуют росту личности. Средиреакций, препятствующих росту личности, Перлз выделяет четыре основные: реакциюслияния, ретрофлексию, интроекцию и проекцию.
При реакции слиянияиндивидуум не может дифференцировать себя от других, он не в состоянии четкоопределить, где оканчивается его Я и начинается Я другогочеловека. У таких людей граница собственного Я настолько размыта, чтоони с трудом отличают собственные чувства, мысли и желания от чужих. Слияниеделает невозможным саморегулирующийся ритм контакта и отхода, что в своюочередь делает невозможным формирование гештальта. По своей сути реакцияслияния — это невротический механизм избегания контакта.
Ретрофлексия означает«обращение назад на себя» (Perls, 1973). При ретрофлексии граница междуличностью и средой смещается в сторону личности. Если попытка удовлетворитьсвою потребность встречает сопротивление, то ретрофлексирующий индивидуумвместо того, чтобы направить энергию борьбы на изменение среды, направляет еена себя. У ретрофлексирующего индивидуума формируется отношение к себе как кпостороннему объекту. Происходит разделение Я как субъекта и Якак объекта. Разделяя себя таким образом, ретрофлексирующий человек становитсяи субъектом и объектом своих действий. Все усилия такого человека направлены нена борьбу с внешними трудностями, а на самоосуждение, самобичевание, в лучшемслучае — на коррекцию собственных эмоций и поведения.
Интроекция — тенденцияприсваивать себе убеждения, способы мышления и поступки других людей безкритики и попытки сделать их своими собственными. В результате граница между Яи средой переносится, перемещается вовнутрь Я. Индивидуум настолько занятусвоением чужих убеждений, что ему не удается сформировать свою собственнуюличность.
Проекция противоположнаинтроекций. Граница между собственным Я и средой смещается в сторону среды.Проекция — это тенденция переносить собственные ошибки и ответственность за то,что происходит внутри Я, на других, на окружающую среду. Такой человек считает,что окружающий мир холоден и безразличен к нему, что именно он, этот мир,виноват в его неустроенности, безынициативности, неудачах.
Перлс считал, что каждыйпоступок — это гештальт, и более важно осознать, как совершается этотпоступок, а не почему он совершается.
Таким образом, Ф. Перлз заложил основу современнойгештальт-терапии. Фритц Перлзразрабатывал метод гештальт-терапии, прежде всего, для лечения неврозов идругих болезненных нарушений, однако еще при его жизни гештальт-терапия вышлаза рамки сугубо медицинской практики. Гештальт-терапия является универсальнымпсихологическим методом, который применим к широкому кругу человеческихпроблем.
3. Геештальт-группы вгрупповой терапии
Хотя гештальт-терапия считается методом индивидуальной психотерапии,наибольшее распространение получила ее групповая форма.
Современная групповая гештальт-терапия.исходит из предположения о том, что человеческое поведение подчиняется принципуформирования и разрушения гештальтов [1]. Здоровый организм функционирует наоснове саморегуляции. Насущная потребность возникает и начинает заниматьдоминирующее внимание организма — фигура появляется из фона. Далее организмищет во внешней среде объект, который способен удовлетворить эту доминирующуюпотребность, например, пищу при чувстве голода. Сближение и адекватноевзаимодействие с объектом (разжевывание и проглатывание пищи в данном примере)приводит к удовлетворению потребности — гештальт завершается и разрушается [1;2].
В современной групповойгештальт-терапии выделяют следующие понятия:
Незавершенныйгештальт – это и есть проблема, а человек, находящийся «в проблеме» неспособен осознать, а, следовательно, сделать правильный выбор, определить,какая из его потребностей доминирующая. Потому базовое понятие в современнойгештальт-терапии – континуум осознания.
Континиум осознания впонимании современных гештальт-терапевтов — это свободно текущее формированиегештальта, при котором то, что представляет наибольший интерес для личности,отношения или группа, выходит на передний план, где с этим можно контактироватьи справляться так, что затем оно может уйти на задний план и оставить переднийплан для следующего гештальта.Контакт возникаетв любой актуальной ситуации в настоящем, в единственный момент, когда возможныпереживание и изменение. Потому один из основных принципов гешьальт-терапии – принцип«здесь и теперь». Говоря о прошлом,воспоминания, сожаления, возмущение, горе или ностальгия присутствуют здесьи теперь и относятся к настоящему. Говоря обудущем, фантазируя, планируя, надеясь, ожидая, собираясь — человек находитсяздесь и теперь.
В групповой геештальт-терапии используются следующиепринципы:
Гештальт- терапия – это подход, который основывается на том,что есть, а не на том, что было или будет. Гкштальт-терапевтыработают с тем, что доступно в актуальном текущем осознании и с чем можно экспериментироватьпосредством возрастающего осознания «здесь и теперь».
Другой принцип групповой гештальт-терапии «я и ты»,используется для достижения более непосредственного контакта: важнее говоритьна людях, чем с людьми.
Третий принцип состоит в создании специального языка:все, что относится к частям, переносится на «я» в целом: не «у менянапряглись ноги», а «я в напряжении».
Четвертый принцип – «не сплетничать» — состоит в том,что все должно быть высказано прямо тому, о ком идет речь, а не так, будто этотчеловек отсутствует.
Групповая гештальт-терапия представляетсобой соглашение между руководителем группы и одним из ее членов, которыйдобровольно берет на себя роль пациента и располагается на «горячем стуле»,рядом с терапевтом. Остальные члены наблюдают за лечебным процессомвзаимодействия терапевта с клиентом. Некоторые упражнения может выполнять всягруппа.
По Перлзу значение такой позиции состоит в том, чтосамосознание личности может происходить при наблюдении за поведением других.Любой участник может идентифицировать себя с тем, кто сидит на горячем стуле.Цепная реакция интенсивных эмоций может захватить всех. Поэтому читается, чтодля изменения личности может быть достаточно одного лишь наблюдения.
Некоторые гештальт-терапевты используют взаимодействия междучленами группы, например горячий стул становится еще и кочующим, т.е. на немоказывается то один клиент, то другой. Фактически в группе существует пониманиетого, что любые происходящие в ней события имеют значение для всех ее членов итребуют их внимания.
Следует рассмотреть основные понятия, которые используютсясовременными гештальт-терапевтами в групповой работе.
Эластичность границыопределяет континуум осознания: если нет препятствий для сенсорных и моторныхфункций, происходит непрекращающийся обмен, рост и постепенное расширение общейпочвы для коммуникации.
 Поддержка – это общий задний план, на фоне которого выделяется (существует)и формируется значимый гештальт. Это и есть значение: отношение фигуры к своемуфону. Поддержка – это все, что облегчает протекание терапии: первичнаяфизиология, прямая поза и координация, чувствительность и мобильность, язык,привычки и обычаи, социальные правила и отношения и все, что человек можетприобрести или выучить в течение своей жизни; все, что человек обычно принимаеткак гарантированное и на что полагается. Это могут быть привязанности исопротивления – фиксированные идеи, идеалы и поведенческие шаблоны, которыестали второй натурой именно потому, что могли поддержать во время своего формирования.Когда они переживают свою полезность, они становятся блоками (препятствиями)для текущего жизненного процесса. Тогда человек застывает в тупике.
В групповой гештальт-терапии убираются эти вторичныеавтоматизмы. Человек остается с конфликтом. Альтернативы становятся возможнымии доступными с повышением осознания и сопровождающими инсайтами. Тупикпревращается в текущую проблему, с которой можно справиться и принять за нееответственность здесь и теперь.
Чаще всего в процессеработы приходится сталкиваться со следующими типами внутренних конфликтов:
1.   Конфликт между двумя равнымиположительными потребностями. В данном случае в ходе терапии позволяютреализовать одну или обе потребности, чтобы клиент смог наконец принятьрешение.
2.   Конфликт между положительнозаряженной потребностью и негативным прошлым опытом (отсюда – потребность вбезопасности). Поэтому в ходе сеанса дают возможность завершить прошлуюнегативную ситуацию, для того, чтобы клиент смог проживать свои потребности внастоящем.
3.   Конфликт между в равной степениотрицательно заряженными возможностями. В ходе сеанса в данном случаестимулируют активность клиента.
За многолетний период развития гештальт-терапии в ееконтексте был разработан целый ряд оригинальных техник: суп-прессивная, экспрессивнаяинтеграции, переименование симптома, бархатный каток и др. Но каждый терапевтиндивидуален и для каждого пациента применяются подходящие техники с точкизрения именно того терапевта, который работает, и применяются так, как терапевтчувствует и понимает. Основным достоинством всех техник является то, что всеони приводят к осознанию и инсайту.
Гештальт-терапевты работают с телесным осознанием: дыханием,позой, координацией, непрерывностью и текучестью движения; с жестами,выражением лица, голосом, языком и использованием его особеннымидиосинкразическим способом. С музыкантом можно работать за его инструментом ис писателем – над его рукописью. Так же можно работать со сновидениями ифантазиями, чтобы облегчить идентификацию или реидентификацию с отчужденнымиили неразвитыми частями личности.
Методики и упражнения групповой гештальт-терапии направленына расширение сознания, интеграцию противоположностей, усиление внимания кчувствам, работу с мечтами, принятие ответственности за самого себя и преодолениесопротивления.
В процессегештальт-терапии на пути к раскрытию своей истинной индивидуальности клиентпроходит через пять уровней, которые Перлз называет уровнями невроза:
1.   Уровень фальшивых отношений, уровеньигр и ролей. Больнойневрозом живет согласно ожиданиям других, в результате собственные потребности ицели остаются неудовлетворенными, он испытывает фрустрацию, подавленность ибессмысленность своего существования.
2.   Фобический – связан с осознанием фальшивогоповедения и манипуляций. Но когда пациент представляет себе, какие последствиямогут возникнуть, если он начнет вести себя искренне, его охватывает чувствостраха.
3.   Тупик – характеризуется тем, что клиент незнает, что делать, куда двигаться. Он переживает утрату поддержки извне, но ещене готов или не хочет использовать свои собственные ресурсы, обрести внутреннююточку опоры.
4.   Имплозия – состояние внутреннего сметения,отчаяния, отвращения к самому себе, обусловленное полным осознанием того, какчеловек ограничил и подавил себя. Клиент может испытывать огромное внутреннеедавление, даже страх смерти.
5.   Эксплозия (взрыв) – достижение этого уровня означаетформирование аутентичной личности, которая которая обладает способностью кпереживанию и выражению своих эмоций.
В соответствии сфункциямиможно выделить характерныедля групповой гештальт-терапии процедуры.
Развития способностиосознания.Упражнения на развитие осознания фокусируют внимание на текущем моменте.Руководитель предлагает закрыть глаза и сконцентрироваться на соматическихощущениях, при этом участники повторяют «сейчас я осознаю….». Затем –сосредоточить внимание на внешней зоне, повторяя ту же фразу. Так можнонаучиться справляться с не нашедшими завершения в прошлом эмоциональнымипереживаниями и не испытывать при этом чувства внутреннего сопротивления.
Интеграцияполярностейпредставляет собой формирование и завершение гештальтов зависит от нашейспособности четко определять свои потребности и вступать в контакт сокружением. Каждый контакт составляют два аспекта:
1) способность четкоразграничивать окружение и свое Я
2) способность выделятьразные стороны своего Я.
Свое окружение и самихсебя мы воспринимаем как полярности, что отражает подобный конфликт внутри нас.Упражнение «пустого стула» или «двух стульев» во время пребывания в горячемстуле. Гештальт-терапевты побуждают участника выделить обе стороны своеговнутреннего конфликта и установить между ними диалог. Как только оба полюсаполярности оказываются осознанными личностью, ей становится легче интегрироватьих.
В результате можнонаучиться отличать реальные события от фантазий и проекций. Методика двухстульев — индивидуальна, но полярности можно исследовать и на уровне всейгруппы, когда в ней возникают межличностные конфликты. Для того, чтобы выявитьспектр чувств, каждому из членов группы можно обойти всех остальных и высказатьим свое неудовольствие или одобрение. (хождение по кругу).
Концентрациявнимания на чувствах. Основная цель упражнений такого рода– проанализировать свои чувства.Чтобы формирование гештальта завершилось, старые чувства должны найти своеполное выражение.
1) та энергия, котораятратится на подавление отрицательных эмоций, может быть направлена надостижение позитивных целей.
2) при открытом выражениичувств обнажаются крайние стороны любого внутреннего конфликта.
3) возможно интегрироватьразличные аспекты личности.
Одна из методик –разыгрывание ролей. Такая работа может побудить человека к проигрыванию новыхформ поведения. Каждая форма поведения, которую участник выбирает с цельюпреодолеть затруднение, отражает реальный аспект его Я. Эта методика помогаетвыявлять проекции в своем Я. Часто бывают полезными намеренные несоответствия,преувеличения. Отдельные чувства можно выделить из общего эмоционального фонаесли начать утрировать их невербальные выражения. О скрытых эмоциях можносудить и по интонации.
Анализ сновиденийи фантазий. Теоретически образы сновидения –фрагменты личности, которые были ею отторгнуты. В групповой гештальт-терапии неприписывают сновидениям того символического значения, как в психоанализе.Работа со сновидениями и фантазиями включает два процесса: перенос их нареальную почву и возвращение личности тех ее фрагментов, которые былиспроецированы на вымышленные образы.
Перенос на реальную почву– участник описывает сон (фантазию) в настоящем времени. Описывая сон такимобразом, человек вновь погружается в сновидение и повторно переживает все егособытия, но уже в условиях группы. Каждый объект или фигура сновиденияпредставляет собой отчужденный фрагмент личности. Участника можно попроситьпредставить себя горным пиком и описать свои ощущения от первого лица. Когдачеловек по очереди проигрывает роли всех виденных во сне живых существ инеживых объектов, он выявляет те аспекты своей личности, которые до сих порникогда не осознавал в полной мере.
Другой вариант этогоупражнения предусматривает описание сна с позиций присутствующих в нем существили объектов. При этом не обязательно рассматривать весь сон целиком,достаточное количество информации может содержаться даже в его небольшомфрагменте. Если воспроизведение снов по памяти вызывает затруднения, можноисследовать фантазии или грезы наяву. Если основу сновидения составляетобсуждение или спор, можно воспользоваться методикой пустого стула. Длянаглядности роль фигур из сновидения можно поручить кому-то из группы. Этонужно, чтобы обозначать взаимное положение фигур из сновидения. Их позы иличтобы воспроизводить услышанные фразы.
Принятиеответственности.Механизмы развития любого невротического состояния связаны с неспособностьюиндивидуума полностью отвечать за себя, потому важно чтобы каждый участникгруппы прямо обращался к другому, а не обсуждал его в третьем лице. Приизменении конструктов: « мне нельзя, мне необходимо, мне следует» на «я небуду, я хочу, я решил» члены группы берут на себя ответственность за свои мыслии т.д. Руководитель также побуждает к замене союза «но» на «и». рекомендуетменять вопросительные предложения на утвердительные, чтобы участники могливыявить собственные ресурсы, а не пытались мобилизовать других.
Преодолениесопротивления.В групповой гештальт-терапии сопротивление проявляется в отказе выполнятьпредлагаемые упражнения. Руководитель группы использует сопротивление длярасширения самосознания клиента, анализа причин нежелания или кажущейсянеспособности клиента что-то сделать. Руководитель может предложитьупорствовать в своем сопротивлении, например, повторяя фразу: «Я не буду этогоделать!» или завершая начатую фразу: «Если я чего и хочу избежать, так это ….».Сопротивление может находить выражение и в мышечном напряжении – руководительможет привлечь внимание участника к его сдавленному голосу и т.д.
Защитные функции могутпроявляться в форме ослабления остроты сенсорного восприятия (человек может не слышатьтого, что ему говорят, не видеть того, что он делает…). Подавление переживаемыхчувств может отразиться на характере дыхания. С физиологическими проявлениямисопротивления можно работать, используя методику пустого стула (диалог снапряженным участком тела). В гештальт-группах нет установки на то, чтобысводить на нет сопротивление. Члены группы должны признать наличие у себясопротивления и понять, что они не хотят осознавать. Часто осознаниестимулирует к дальнейшему продвижению, которое может быть связано с рискомпережить заблокированные чувства.
Процедуры групповойгештальт-терапии позволяют в кратчайшие сроки выявить особенности своего Я. Норуководителю гештальт-группой необходимо соблюдать баланс между конфронтацией,фрустрацией и поддержкой.
Гештальт-кредо подразумевает готовность человека взять насебя ответственность за свою жизнь и за свое соответствие личным целям, а такжепонимание им своей природы. Теория гештальт-терапии стала основой дляразработки множества упражнений и экспериментальных приемов. Ногештальт-терапия не предусматривает предоставления уже готового набора методикработы в группе.
Лучшими руководителями гештальт-групп являются те, ктопостоянно экспериментирует с методиками, ищет новые подходы. В последнее времярастет понимание того, что гештальт-группы предусматривают наличие в группетакого руководителя, который являясь активной и сильной личностью будетпобуждать к самостоятельности и независимости и других участников.
 

Список литературы
 
1.   Д.Браун, Дж. Педдер. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОТЕРАПИЮ. Принципы и практика психодинамики. — М., 1998.
2.   Гештальт-терапия.Теория и практика. / Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.
3.   ЖданА.Н. История психологии: от античности к современности: Учебник для студентовпсих.фак.универ. М.: Педагогическое общество России, — 1999
4.   ЛевинК. Теория поля в социальных науках. — СПб., 2000
5.   МарцинковскаяТ.Д. Историяпсихологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений .- М.:Академия,2001
6.   НемовР.С. Психология, — М.: ВЛАДОС, — 1998
7.   ПетровскийА.В. Ярошевский М.Г. История и теория психологии в 2-х томах. Ростов-на-Дону.:Феникс, — 1996


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.