Реферат по предмету "Психология"


Воспитание в семье ребенка с детским церебральным параличом

Содержание
1. Ребенокс детским церебральным параличом в семье
2. Общийдвигательный режим
3.Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральным параличом
4. Помощьребенку в преодолении указанных нарушений. Коррекция сосательных движений
Библиографический список

1. Ребенок с детским церебральным параличом в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличомродителям приходится привыкать к новой жизни.
Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым,если это известие преподнесено правильно и сочувственно, лучше, чтобы оно былопреподнесено врачом-психотерапевтом. Даже сейчас многие семьи не получаютпсихотерапевтической помощи.
Важно, чтобы с самого начала оба родителя в полной мере взялина себя ответственность и заботу о ребенке. Тяжелая ситуация может возникнутьот неравноправия, когда кто-то из родителей постоянно упрекает другого родителяза то, что он мало времени уделяет малышу, или наоборот когда всюответственность берет на себя только один родитель. В идеале родители должныбыть очень близкими людьми и поддерживать друг друга. Помните, что для ребенкас нарушениями, его братьев и сестер и родителей важнее всего на светенормальная семья. Семья, где родители чрезмерно утомлены или слишком заботливы,может не выдержать чрезмерного напряжения и распасться.
Понятны смятение и растерянность родителей, когда они узнаюто болезни малыша. Подобное потрясение может оказаться чрезвычайно сильным.Неспособность принять ситуацию может привести к отказу от ребенка. Приходятуныние, отчаяние, стремление к одиночеству. На данном этапе многие родителинуждаются в помощи психотерапевта. Однако чем раньше родители сумеют овладетьсвоими чувствами, тем больше они помогут своему малышу. Ведь ребенку снарушениями нужно то же, что и здоровому: чтобы его любили и принимали таким,какой он есть, со всеми проблемами и трудностями. И только тогда он войдет вмир уверенным в себе, доброжелательным и полезным обществу, именно таким, какойон есть, с двигательными нарушениями и, может быть, с нарушениями интеллекта иречи, с дефектами слуха и зрения, будет социально адаптирован. Любому ребенку,а больному особенно, нужна счастливая и полноценная семья, которая понимает ипринимает его проблемы и трудности и помогает их преодолевать.
Ребенку с церебральным параличом необходим тесный физический контактс матерью — это основа его дальнейшего развития.
Помогать семье и ребенку следует немедленно. В каждой семье родителибеспокоятся за будущее ребенка. Это беспокойство может стать постоянным.
Родители задают многочисленные вопросы специалистам, большевсего их мучают вопросы: «Будет ли малыш говорить?»; «Сможет ли он ходить?»;«Сможет ли он учиться?»; «Сможет ли он когда-нибудь жить самостоятельно?» и т.п.
Самая большая помощь для родителей — это обучать их ухаживать за ребенкоми развивать его психомоторные функции. Естественно, что помощь родителямдифференцируется в зависимости от нарушений, имеющихся у ребенка, его возрастаи степени выраженности как нарушенных, так и сохранных функций.
Наш длительный опыт работы с детьми с церебральным параличомпоказал важность совместных усилий специалиста и родителей по преодолению икоррекции двигательных и психических нарушений.
Данными современной медицины доказана необходимость как можноболее раннего начала лечебно-воспитательных мероприятий для детей сцеребральным параличом, потому что именно в первые годы жизни мозг ребенкаразвивается наиболее интенсивно. Кроме того, на ранних этапах развития детей засчет автоматизации двигательных и речевых функций формируются двигательные иречевые стереотипы. Для правильного их формирования необходимо тесноевзаимодействие специалистов и родителей.
Двигательные нарушения детей с церебральным параличом дифференцируются в зависимостиот формы заболевания. Особую сложность для коррекционной работы в семье частопредставляют дети с гиперкинетической формой заболевания. У этих детей имеютместо насильственные движения — гиперкинезы в сочетании с нарушением мышечноготонуса. Кроме того, у этих детей чаще, чем при других формах церебральногопаралича, имеет место снижение слуха. Поэтому необходимо прежде всегообследование слуха с помощью электрокорковой аудио-метрии.
Для этих детей необходим двигательный лечебный режим, которыйпредусматривает частую смену поз путем различных игр, музыкальных занятий,прогулок. Даже при самых тяжелых случаях заболевания ребенок не долженпостоянно находиться в постели; его следует выкладывать на маты, ковер,стимулировать у него ползание, перевороты и другую двигательную активность.
Если у ребенка насильственные движения очень сильные,необходимо кровать снабдить сеткой, покрытой мягкой материей, изготовитьудобное кресло, которое должно быть устойчивым, иметь подставку для стоп, ремнидля фиксации туловища и ног. Ребенку необходим столик для занятий, принеобходимости — головодержатель.
Передвигающийся ребенок должен часто менять положение тела. Многие дети сгиперкинетической формой церебрального паралича, а также с другими формаминуждаются в ортопедическом лечении, а также в протезном снабжении. Все изделия(аппараты, ортопедическая обувь) должны изготовляться только после устраненияконтрактур.
При развитии двигательных функций у ребенка с церебральным параличомнеобходимо прежде всего осуществлять контроль за положением головы и частейтела.
Наряду с проведением специальных упражнений важно помнить онеобходимости общего двигательного режима.

2. Общий двигательный режим
Ребенок с церебральным параличом во время бодрствования недолжен более 20 минут оставаться в одной и той же позе. Для каждого ребенкаиндивидуально подбираются наиболее адекватные позы для одевания, кормления,купания, игры и т. д. Эти позы видоизменяются по мере развития двигательныхвозможностей ребенка. Взрослые должны следить за тем, чтобы он не сидел втечение длительного времени с опущенной головой, согнутой спиной и согнутыминогами. Это приводит к формированию стойкой неправильной позы, способствуетукорочению задних мышц бедра и может привести к развитию сгибательныхконтрактур коленных и тазобедренных суставов. Чтобы этого избежать, ребенкаследует сажать на стул так, чтобы ноги его были разогнуты, стопы стояли наопоре, а не свисали, голова и спина были выпрямлены. Полезно в течение дняребенка несколько раз укладывать на живот, добиваясь в этом положенииразгибания головы, рук, спины и ног. Если это положение для ребенка трудное,под его грудь подкладывают небольшой валик.
Если у ребенка в положении на спине резко выраженаразгибательная поза (голова откинута назад, руки и ноги разогнуты и напряжены),полезно в течение дня по нескольку раз делать следующие упражнения нарасслабление: ребенок помещается в «позу Бобата» — положение на спине, головаопущена, руки сплетены на груди. Ноги полностью согнуты. Ребенка плавнопокачивают в медленном темпе в переднезаднем направлении и в стороны. Дляразвития предпосылок произвольных движений у детей первых лет жизни крайневажным является использование специальных приспособлений.
При подборе вспомогательного средства передвижения надо учитывать следующее:
• оно должно расширять возможности ребенка самостоятельно ибезопасно исследовать окружающее, приобретать навыки гигиены исамообслуживания;
• оно должно способствовать увеличению независимости ребенка.Известно, что ребенка с церебральным параличом значительно больше, чем здорового, носят на руках. При этом чрезвычайно важноподдерживать его правильно и уменьшать свою помощь при любой возможности. Этопозволит ребенку постепенно научиться управлять своим телом, сохранять ивосстанавливать равновесие, наблюдать свое окружение и взаимодействовать сокружающим миром. Следует иметь в виду, что способы ношения будут изменяться взависимости от формы детского церебрального паралича и возраста ребенка.
Ребенка дома можно носить следующим образом: мама держит егоспиной к себе, ноги малыша согнуты и развернуты наружу. Мама фиксирует егоплечи своими предплечьями, не давая малышу их опустить. Удерживая его бедрасогнутыми, она прижимает его таз к себе, и туловище малыша смещается вперед.Такой способ стимулирует ребенка поднимать голову и выпрямлять спину. Можнодержать ребенка на своем бедре, согнув его ноги в тазобедренных суставах.
Важное значение имеет развитие присаживания. При этом могутвозникать большие трудности в связи с преобладанием тонуса разгибателей,поэтому следует сначала повернуть его на бок, положить свою ладонь ему нагрудь, одновременно направляя его голову и плечи вперед. После этого согнуть иразвести бедра станет гораздо легче.
Поза маленьких детей с повышенным тонусом сгибателей такова: подбородок наклонен вперед,плечи повернуты внутрь, руки согнуты и могут быть сжаты в кулаки, бедра иголени повернуты внутрь и частично разогнуты.
Дома можно носить ребенка на боку — он лежит на боку, авзрослый прижимает его к себе. В этом положении мать удерживает спину малышапрямой и не дает ему опустить руки вниз и согнуть их. Одновременно взрослыйдержит его ноги разогнутыми и повернутыми наружу.
Если у ребенка низкий мышечный тонус, то прежде всегонеобходимо стабилизировать тазовый и, при необходимости, плечевой пояс, этопозволит малышу приподнять голову и плечи, вытянуть руки вперед. Выпрямитьспину. Такая поза поможет ребенку общаться со взрослым и взаимодействовать сосвоим окружением.
Когда вы держите ребенка на руках, он не должен бытьпассивным. Чтобы ребенок мог активно участвовать в этом процессе, надо помочьему сдерживать непроизвольные движения и преодолеть нарушенный мышечный тонус.
Пока ребенок не научился сидеть прямо или с наклоном туловищавперед и с опорой на руки, его можно сажать в обычное детское сиденье.
Если напряжение подколенных мышц не дает ребенку сидеть и онзаваливается на спину, в этом случае поможет наклонная подушка, котораяподдерживает согнутыми в тазобедренных суставах ног. Благодаря этому туловищенаклоняется вперед, в то время как спина не согнута, а выпрямлена, потому чтообеспечена хорошая опора для бедер.
Режим дня
Чтобы помочь ребенку, необходимо прежде всего правильноорганизовать режим дня ребенка. У детей с церебральным параличом в первые годыжизни часто имеет место недостаточная сформированность биологических ритмов снаи бодрствования — ребенок может быть сонлив днем и активно бодрствовать ночью.Это неблагоприятно влияет на его психическое развитие, затрудняет проведениекоррекционно восстановительных мероприятий.
Постепенно приучая ребенка к определенному распорядку дня,взрослые нормализуют его биологические ритмы, что имеет большое значение дляслаженного функционирования всех органов и систем.
Родителям следует знать, что в первые два месяца жизниребенок с церебральным параличом должен спать не менее 20 часов в сутки; ввозрасте от 2 до 5месяцев сон должен занимать 17 — 18 часов в сутки; 5 — 7месяцев 15—16 часов; в 7 — 10месяцев — 14 — 15 часов; от 10месяцев до 3 — 4лет 12 — 14 часов в сутки.
Следует помнить о больших индивидуальных различиях вработоспособности центральной нервной системы детей. Поэтому иногда, особеннопри тяжелых формах заболевания, осложненных общей физической ослабленностью,гидроцефалией, эпилептическими припадками, общая продолжительность сна можетудлиняться. В этих случаях решение вопроса о продолжительности сна следуетпринимать вместе с врачом.
3 Воспитание и уход за ребенком, страдающим церебральнымпараличом
Многие дети с церебральным параличом испытывают трудности приприеме пищи. Эти трудности могут наблюдаться уже в младенчестве, когда малышплохо сосет, оно сохраняется и в более позднем возрасте, когда возникаютпроблемы с жеванием. У детей с ДЦП затруднено кормление.
К трем месяцам у здорового ребенка появляются новые условно-рефлекторныереакции, в образовании которых ведущая роль уже принадлежит зрительному ислуховому анализаторам. Так, у здорового ребенка в три месяца сосательныйрефлекс возникает не только в ответ на вложенный в рот сосок или соску, но привиде груди матери или бутылки с молоком. К четырем месяцам появляется новыйпищевой сочетательный рефлекс на зрительный раздражитель: ребенок поворачиваетголову к груди матери или к бутылочке с молоком, открывает рот и делаетсосательные движения.
У детей с церебральным параличом указанные реакции выраженыслабо, а нарушения моторики языка и губ проявляются все более отчетливо. Языкстановится более толстым и менее подвижным, при крике он складывается лодочкойили упирается кончиком в твердое небо.
К 7 — 8месяцам здоровые детиделают первые попытки жевать, к концу первого года жизни жевательные движенияинтенсивно развиваются. Ребенок с церебральным параличом длительное времязатрудняется в жевании, кусании, проглатывании твердой пищи. Если у здоровогоребенка слюноотделение явно выражено только в момент прорезывания зубов, то удетей с церебральным параличом — постоянно.
Здоровый ребенок первых месяцев жизни активно захватываетсосок или соску, и при попытке отнять ее ощущается отчетливое сопротивление. Впроцессе кормления ребенок подряд делает несколько энергичных сосательныхдвижений, затем наступает короткий перерыв, который сменяется сосанием.Здоровый ребенок при эффективном сосании необходимое количество молокавысасывает за 10—15 минут. Молоко не выливается изо рта, сосание ритмичное, накаждые два сосательных движения приходится два глотательных.
Ребенок с церебральным параличом часто неплотно захватываетсоску, вяло сосет, быстро утомляется, поперхивается, кричит при попыткеприсосаться, долго держит молоко во рту, нередко засыпает даже в началекормления. У некоторых детей можно наблюдать чрезмерное мышечное напряжение,откидывание головы назад, что еще больше затрудняет процесс кормления. Правильноекормление ребенка с церебральным параличом имеет очень большое значение нетолько для его роста, физического развития и здоровья, но в дальнейшем и длязвукопро-износительной стороны речи. Это связано с тем, что в ходе кормленияформируются необходимые для произношения звуков движения языка, губ, нижнейчелюсти. Кроме того, при кормлении ребенка устанавливается тесныйэмоционально-положительный контакт с матерью, что является необходимым условиемнормального психического развития малыша.
Трудности, связанные с кормлением, вызывают волнение ибеспокойство у матери, и сам процесс кормления становится крайне тяжелым дляобоих. Это нарушает первую эмоциональную связь между ребенком и матерью. Чтобысделать процесс кормления приятным, матери следует заранее собрать всенеобходимое, выбрать удобное место, расслабиться.
Специфические трудности при кормлении ребенка с церебральным параличом впервые месяцы жизни часто связаны с недостаточным развитием сосательного иглотательного рефлексов, со слабостью губной мускулатуры, с нарушениеммышечного тонуса в языке и ограничением его подвижности, с нарушением функциимягкого нёба, а также с общими двигательными расстройствами.
Иногда может быть нарушено и глотание. Маленький ребенокпроглатывает пищу двумя способами. Первый имеет место у грудного младенца,который питается молоком. Он сжимает сосок или соску деснами, молоко вытекает итечет по языку; когда оно достигает спинки языка и верхней части глотки, тобыстро и автоматически сглатывается. Иногда, до того как ребенок проглотитмолоко, несколько капель или струек вытекают изо рта обратно, но в целом весьпроцесс происходит автоматически. Язык все это время остается по средней линиии не двигается. Когда ребенок получает прикорм, он начинает жевать и продвигатьпищу языком. На данном этапе проявляется и второй, более сложный вид глотания:язык собирает пищу в комок, который продвигается в глубь рта и затемпроглатывается. Очень часто движения языком и произвольные жевательные движенияпри церебральном параличе крайне затруднены, поэтому ребенок вместо новогоспособа глотания продолжает сглатывать пищу примитивным младенческим способом,по типу «сосание — сглатывание».
Нарушение глотания у детей с церебральным параличом можетбыть связано не только с продвижением пищевого комка во рту, но и с несогласованностьюглотания и закрытием гортани. У здорового ребенка гортань, через которую воздухпроходит к легким, во время глотания автоматически закрывается, пища илижидкость проходят через глотку в пищевод и затем в желудок.
При церебральном параличе глотание и закрытие гортани могутбыть не координированы, и тогда пища или жидкость попадают в легкие — возникаеттак называемая аспирация. Это опасно в связи с тем, что вместе с пищей в легкиепопадают бактерии и у ребенка могут часто возникать инфекции бронхов и легких.
Когда пища наконец оказывается в желудке, может возникатьновая проблема — срыгивание, которое выглядит как небольшая рвота. Срыгиваниеявляется нормальным явлением для грудничков; при сокращении желудка пища,вместо того чтобы проходить в кишечник, выбрасывается назад, в пищевод.
Обычно нормальное продвижение пищи вскоре налаживается,однако у детей с церебральным параличом срыгивание может сохраняться длительноевремя и еще больше затруднять их кормление. Частые срыгивания могут приводить квоспалению пищевода из-за кислотного содержания желудка, и возникающий при этомболевой синдром может вызвать у ребенка отказ от еды.
4. Помощь ребенку в преодолении указанных нарушений.Коррекция сосательных движений
Если у ребенка первых месяцев жизни (1—3 месяца) сосательныйрефлекс ослаблен, то перед кормлением полезно ваточкой, смоченной в тепломмолоке, нежно погладить уголки рта ребенка, похлопать по середине его верхнейгубы, активизируя тем самым врожденные безусловные рефлексы, способствующиезахвату соска или соски. В случае, если ребенок не может плотно сомкнуть губыпри захвате соска или соски, необходимо придержать его губы, иногда только содной, более слабой стороны, откуда вытекает молоко.
Некоторые дети с церебральным параличом не могут произвольнозакрыть рот или делают это с чрезмерным усилием и при этом прикусывают сосок.Следовательно, взрослому необходимо регулировать движение закрывания рта, азатем учить ребенка делать это самостоятельно. С целью усиления ощущенияребенком своих губ взрослый производит поглаживающие движения внутреннейповерхности губ, легкие равномерные удары концом указательного пальца понаправлению от щек, подбородка и носа к губам.
Если ребенок с церебральным параличом быстро устает присосании, он нуждается в перерывах, во время которых мать нежно поглаживаетвнутреннюю поверхность губ и щеки ребенка. Для некоторых детей со слабымисосательными движениями необходимы более частые кормления. Иногда ребенок сцеребральным параличом, только начав сосать, устает и засыпает, но вскореначинает беспокоиться по причине голода. В этом случае следует сделатьпромежутки между кормлениями более короткими. Некоторые слишком возбудимые детиперед кормлением заглатывают воздух, что вызывает у них чувство распирания вживоте, крик в начале сосания и беспокойство. Для выпускания воздуха ребенканадо положить на плечи взрослого, поддерживая голову за подбородок, и слегкапохлопать его по плечу. В ряде случаев так необходимо делать и после кормления.
Если малыш очень плотно сжимает губы, то для расслаблениягубной мускулатуры полезными могут быть специальные упражнения. Мать кладетсвои указательные пальцы на точки, расположенные между серединой верхней губы иуглом рта с обеих сторон, производит движения к средней линии так, чтобыверхняя губа собиралась в вертикальную складку. Такие упражнения проделываютсяи с нижней губой, затем с обеими губами.
В особых случаях ребенка не удается накормить естественнымпутем. В таком случае помочь можно двумя способами: один из них питание потрубке, которую обычно вводят через нос в пищевод и по нему в желудок(назогастральный зонд).
В настоящее время считается, что кормление искусственнымспособом лучше проводить через гастростому — маленькое отверстие на переднейбрюшной стенке. Как только становится возможным нормальное кормление,гастростому закрывают.
Ранняя логопедическая работа с малышом, страдающим церебральным параличом, облегчаеттрудности кормления.
Очень важно, чтобы малыш ел в правильной позе. Голова должнабыть чуть наклонена вперед, так, как обычно держат ее здоровые дети и взрослые,когда едят ложкой. При этом малыш должен сидеть ровно. Если он не может жевать,очень важно правильно подобрать для него консистенцию пищи. Если ребенокзахлебывается, питье можно сделать более густым. Очень важно, чтобы ребенок получалдостаточно калорий, то есть энергии, необходимой для роста и развития.
Одной из возможных проблем, возникающих при воспитанииребенка, могут быть запоры; чтобы расстройства стула не приобретали постоянныйхарактер, важно, чтобы ребенок много пил, употреблял с пищей продукты, богатыеклетчаткой.

Библиографический список
1. ВишневскийВ. А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением всемье больного ребенка//Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 4. С.563-567.
2. ЗахаровА. И. Психотерапияневрозов у детей и подростков. Л., 2009.
3. ЗахаровА. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. М., 2008.
4. КириченкоЕ. И., Калижнюк Э. С. Роль биологических и социальных факторов в механизмахпатологического формирования личности при детских церебральных параличах //Журнал невропатологии и психиатрии. 2010. № 9. С. 1390-1394.
5. КовалевВ, В. Психиатрия детского возраста. М., 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.