Реферат по предмету "Психология"


Воспитание волевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста

Воспитаниеволевых качеств в подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста

Оглавление
Введение
Глава 1.Теоретические основы изучаемой проблемы
1.1 Волевые качестваличности дошкольника
1.2 Игра как вид деятельности в старшем дошкольном возрасте
1.3 Роль подвижных игр в формировании волевых качеств дошкольника
Выводы по главе
Глава 2. Исследовательская работа по формированию волевыхкачеств личности у дошкольников в процессе игровой деятельности
2.1 Изучение сформированности волевых качеств у дошкольников
2.2 Система работы по формированию волевых качествдошкольника через игру
Заключение
Список литературы

Введение
 
Актуальностьисследования. Воляотносится к ключевым проблемам развития личности определяющим самостоятельностьи ответственность дошкольника за востребованность в будущем. Сегодня физическоевоспитание направлено в первую очередь на охрану и укрепление здоровья детей,повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательнымумениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость,выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.
Основой системыфизического воспитания в дошкольных учереждениях остается двигательный режимкак совокупность разных способов и организаций форм работы с детьми. Оченьэффективной формой работы и важным средством физического воспитания являетсяподвижная игра.
Подвижные игры достаточноважны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что ониразвивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей быть волевыми,активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря этим играмвесь организм ребенка втягивается в работу, у него улучшается пищеварение,становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются такиечерты характера как воля, дисциплинированность, сдержанность и тому подобное.
Значения подвижной игрыдля гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работыдошкольных учереждений изучают психологи и педагоги. Основоположник теориифизического воспитания П.Ф. Лесгафт — уделял важное значение подвижным играм справилами — как средству развития воли самоорганизованности,дисциплинированности у детей. Е.С. Вильчковский работал над проблемойиспользования подвижных игр в разных возрастных группах, организация ируководство подвижными играми с детьми дошкольного возраста. Психологи ипедагоги Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина,Тимофеева, Потехина обосновали, раскрыли, экспериментально проверили значениеподвижных игр для полноценного развития и довели влияние подвижных игр наразвитие у детей основных движений и двигательных качеств. Таким образом,подвижные игры являются важным средством физического воспитания детейдошкольного возраста.
Актуальные проблемы, аименно проблемы воспитания волевых качеств у детей в современных дошкольныхзаведениях и семье предопределяет выбор темы " Воспитание волевых качествв подвижных играх у детей старшего дошкольного возраста".
Актуальность поднятой проблемы вызванапотребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании ужеимеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюсяличность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности,настойчивости, решительности и организованности, а также развитияинтеллектуальных, коммуникативных и творческих способностей. Очевиднацелесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогическихтехнологий.
Цельюданной курсовой работы является исследование методов иприемов организации подвижной игровой деятельности дошкольников в целяхформирования их волевых качеств.
Объект исследования – воспитательный процесс в дошкольныхучереждениях.
Предмет исследования – методы и приемы организацииигровой деятельности дошкольников в целях формирования их волевых качеств.
Задачиисследования:
1. Изучить уровеньразработанности данной проблемы в психолого-педагогической литературе.
2. Определить сущностьпонятия «волевые качества». Дать характеристику игровой деятельности;
3. Определить методы иприемы организации игровой деятельности с целью формирования волевых качествдошкольников.
4. Предложить систему игр и игровых приемов в целях формирования волевыхкачеств дошкольников.
5. Проверить педагогическую эффективность предлагаемой системы работы.
Методы исследования:
1. Теоретические – анализ психолого-педагогической литературы, методытеоретического обобщения.
2. Эмпирические – наблюдение, эксперимент, анализ продуктов деятельностидошкольников.
3. Математические – определение количественных и качественных показателейэффективности предлагаемой системы работ.
Этапы исследования:
1. Изучение психолого-педагогической литературы, определение содержанияисследовательской работы (сентябрь-декабрь 2009 года).
2. Проведение исследования (январь-февраль 2010 года).
3. Обработка и оформление собранного фактического материала в видеквалификационной работы (март-апрель 2010 года).
Квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения,списка литературы, включающего 32 источника, приложения.
 

Глава1. Теоретические основы изучаемой проблемы
 
1.1 Волевые качестваличности старшего дошкольного возраста
 
Воля является важнымфактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правилповедения, обеспечивает выбор способа поведения в соответствии собщечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям.Чтобы достичь цели, довести до завершения порученное дело, отказаться винтересах товарища от взлелеянной в мечтах перспективы, человек долженобнаружить не только знание, умение, личностную культуру, но и волевые усилия.
Нравственность личностиявляется следствием таких морально волевых качеств, как самостоятельность,организованность, целенаправленность, настойчивость, дисциплинированность,смелость.
Развитие воли начинаетсяс первыми сознательно направленными, произвольными действиями. А произвольноеповедение развивается с формированием инициативности — самостоятельностиребенка в выборе действия, принятии решения, которое дает ей возможностьпочувствовать себя источником действия, и осознанности — способности пониматьсмысл своей деятельности и ситуации, в которой происходит эта деятельность.Постепенно развивается способность ставить перед собой более сложные задания, преодолеватьтрудности, что придает действиям действительно волевой характер. Этот процесс длитсяот 3 до 7 лет. О степени волевого развития свидетельствует способность кцелеустремленному поведению при обстоятельствах, которые препятствуютдостижению цели, преодолению разнообразных препятствий.
Особенно ответственнымдля развития воли является период, во время которого формируетсясамостоятельность ребенка, которая пытается освободиться из-под опеки взрослых,хотя и не владеет еще достаточными умениями и навыками. Навязывание воливзрослого в это время может повлечь нарушение поведения ребенка — негативизм.При переходе от раннего к собственно дошкольному возрасту самыми характернымиявляются такие проявления негативного поведения:
1. Стремление делатьвсе наоборот. Ребенок игнорирует просьбы взрослого лишь потому, что его обэтом попросили, даже если он и намеревался это делать. В такой ситуации ребенокделает наперекор не только взрослому, но и себе.
2. Упрямство.Часто его путают с настойчивостью. Свидетельством упрямства является требованиеребенком своего лишь потому, что он так хочет и не желает изменить свое решение.
3. Непокорность.Проявляется как непослушание, нежелание подчиняться кому-либо. Ребенок всевремя возмущается тем, что предлагает и делает взрослый; категорическиотказывается выполнять то, что до недавнего времени делал охотно.
4. Своеволие.Реализуется в требованиях самостоятельности, стремлении делать все самому,отказываясь от помощи взрослого. Такой настрой нередко порождает конфликты,агрессивное мятежное поведение, ссоры, категорическое неприятие, обида старших,ломание игрушек.
5. Деспотизм.Свидетельством его является крайний произвол, игнорирование интересов других.Чаще всего проявляется во взаимодействии с родными, особенно в семьях, в которыхвоспитывается один ребенок.
Все эти явления вызваныизломом предыдущих и становлением новых качеств личности ребенка. В связи снедостаточно развитой волевой сферой ребенку не просто адекватно выполнятьтребование, совет взрослого, преодолевать трудности, достигать цели.
В этот периодответственности воспитания волевого поведения ребенка родители не всегда могутизбрать целесообразные способы педагогического влияния, разобраться в сути ипричинах негативизмов. Они склонны считать такие проявления наследственнымикачествами характера или признаками возраста, которые ребенок должен неминуемопреодолеть. Иногда назойливое требование ребенка удовлетворить свои требованиярассматривают как показатель сформированной воли и будущей силы характера.Такой взгляд является не только следствием педагогической неграмотностиродителей, но и их желания видеть своего ребенка лучше, более совершенным. Вдействительности упрямство, прихоти свидетельствуют не о сильной, а о слабойволе, нарушении развития волевой сферы ребенка.
Формированию волевогоповедения ребенка способствуют такие педагогические условия:
— постепенное усилениетребований к ребенку, содействие достижению им успеха в деятельности;
— поощрение стремления иготовности ребенка обнаруживать самостоятельность и инициативу;
— постепенный переход отзаданий, связанных с выполнением требований взрослого по его прямымиинструкциями, к творческим заданиям по собственному желанию ребенка;
— создание условий дляреализации ведущей позиции ребенка в творческой деятельности и на занятиях.
Педагог призван помочьребенку осознавать свои желания, требования взрослых, использовать их в разныхспособах выхода из трудного положения, используя анализ его причин, в поискерациональных путей достижения цели, выборе из альтернативных типов поведениясамого оптимального.
Главным методомвоспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста являетсяпостановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие,требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечиваетразвитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка вволевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами,когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.
В младшем и старшемдошкольном возрасте возможны проявления капризов и упрямства.
Каприз — быстротечные несправедливыежелания, проявления неоправданного неудовлетворения.
Такие немотивированныежелания возникают спонтанно, сопровождаясь общим неудовлетворением, волнением,которое по большей части не могут объяснить ни родители, ни ребенок. Капризымогут быть пассивными (не предусматривают конкретных желаний) и активными(ребенок предъявляет определенные требования, добивается их выполнения). Онимогут быть вызваны быстрой утомляемостью, недомоганием или неправильнымвоспитанием, нарушениями в организации жизни детей. Ребенок капризничает, когдавзрослый по различным причинам не выполняет обещанного, игнорирует его интересыи потребности. Предотвратить это можно благодаря четкой организации режима дня,устранению лишних раздражителей во время сна, приема еды, рациональномдозировании его впечатлений и получаемых знаний, формированию способности квнутреннему торможению.
Часто родители каприз неотличают от упрямства, поскольку в их внешних проявлениях есть много общего,хоть причины, что их порождают, разные.
Упрямство — сознательная попытка ребенкавыполнять свои несправедливые желания.
Ребенок видит, чтоошибается, осознает свою неправоту, но из-за упрямства не хочет выполнять то,что нужно. Причиной этого могут быть посягательство на его самостоятельность состороны взрослых, пораженное самолюбие, недостаточно развитые волевые качества.Для избегания таких проявлений необходимо создать условия, в которых ребеноксам осознавал бы свою неправоту, беспочвенность своих требований.
Проявляя каприз илиупрямство, ребенок громко плачет, топает ногами, ложится на пол, разбрасываетигрушки, создает беспорядок в комнате, не считается со справедливымитребованиями и предложениями взрослого, демонстративно «замыкается в себе»,отстраненно реагирует на то, что происходит вокруг него. Чаще всего это вызванонервной перегрузкой и физическим переутомлением, избыточным количествомвпечатлений, изменением привычного порядка жизни семьи и режима деятельностиребенка. Подобным бывает поведение и в начальном периоде заболевания, когдаглавные симптомы болезни еще ярко не выражены, и во время выздоровления. Вовсех этих ситуациях проявления каприза и негативизма являются эпизодическими.Для предотвращения их по большей части хватает устранения этих причин.
Стойкие проявлениянегативизмов поведения являются следствием недостаточного воспитания,неправильного взаимодействия взрослых с ребенком. Упрямство чаще всеговозникает там, где взрослые слишком требовательны, ожидают от детейнемедленного и безусловного подчинения, не учитывая их возрастные возможности иинтересы, не объясняя своих требований. Как правило, такие требования взрослыхбывают немотивированными, высказываются раздраженно. Это порождаетсоответствующее поведение ребенка, которое является своеобразной защитнойреакцией на конфликты, вызванные его несостоятельностью выполнять непосильныетребования взрослого. Если, например, ребенка ругают за то, что он не выполнил непосильногодля него задания, в следующий раз он вообще будет отказываться его выполнять.По утверждению психофизиологов, упрямство предопределено биологическимиособенностями функционирования нервной системы, которые могут бытьпоследствиями родильных травм, асфиксии (патологическое состояние, вызванноенедостатком кислорода, нагромождением углекислого газа в крови и тканяхорганизма) новорожденных, перенесенных матерью в период беременности илиребенком в раннем возрасте инфекций.
К капризу прибегают дети,которые привыкли к немедленному удовлетворению своих желаний, которых домаизлишне опекают. Почувствовав определенные трудности (например, серьезныетребования), они избирают такое поведение, пытаясь привлечь к себе вниманиевзрослых и добиться от них привычной опеки. Как правило, каприз являетсярезультатом избыточной покладистости взрослых, а упрямство — избыточнойтребовательностью.
Во взаимодействиивзрослого с ребенком, который проявляет упрямство, не следует слишкомавторитаризировать требования к нему, гневаться, а вести себя решительно итвердо. Это касается родителей и педагогов, поскольку избыточнаятребовательность, как и отсутствие любых требований, к ребенку негативноотражается на развитии воли.
Педагог долженпредотвращать эти явления. Проявляя упрямство или каприз, ребенок частопонимает нецелесообразность своего поведения, но не знает способы преодолениятакого состояния, потому стоит помочь ему в поиске компромиссного решенияконфликтной ситуации, одобрять успешные относительно этого его шаги.Относительно старших дошкольников целесообразнее использовать приемы отвлечениявнимания от конфликтной ситуации, переключение на другую деятельность, например– подвижные игры. Эффективной является педагогическая пауза — отдаленная вовремени реакция на негативный поступок ребенка.
В течение дошкольногодетства развивается такое моральное качество, как дисциплинированность.
Дисциплинированность — способность сознательно выполнятьправила поведения, обязанности, поручения в семье, в детском саду.
В младшем дошкольномвозрасте ребенка следует приучать к послушанию — умению слушаться старших,выполнять поставленные ими задания, советы, указания, поскольку он еще не можетпонять значение того, что от него требуют, а действует по образцу, подчиняясьавторитету взрослого. Проявления его послушания имеют признаки моральногоповедения, суть которого заключается в доверии к взрослому. С развитиемсамосознания послушность постепенно перерастает в дисциплинированность.Особенно важно в воспитании дисциплинированности показать значение правильногоповедения: человек, который умеет организовать свою жизнь и деятельность,добивается успеха во всех делах.
Воспитаниедисциплинированности — одно из самых сложных заданий педагогической теории ипрактики. Отдельные педагоги склонны считать дисциплинированность не толькосредством предотвращения плохих привычек, но и главным условием успеваемостиучебы. Это самое распространенное проявление авторитарной учебно-дисциплинарноймодели воспитания. Проблеме дисциплины посвящены работы педагогов О. Демуровой,Л. Островской, Н. Стародубовой, в которых определенно, что в дошкольномвозрасте дисциплинированность как черта характера находится лишь в стадииформирования. Важно сформировать основы этого морально-волевого качества, впервую очередь через активное послушание (умение ребенка слушаться взрослых,выполнять поставленные ими задания, советы, указания), уже в раннем и младшемдошкольном возрасте, когда педагогу и родителям нужно установить разумную чертумежду свободой, независимостью, самостоятельностью 2—3 годовалого ребенка и егобезопасностью. В этом возрасте у подавляющего большинства детей изъявляетсястремление быть послушными, что основывается на эмоционально позитивномуотношении ребенка к любимым взрослым (мамы, бабушки, воспитателя) и признанииих авторитета, стремлении получать одобрение ими своего поведения, подражатьим. Следовательно, для маленького ребенка определяющую роль играет желание «бытьхорошим», заслужить похвалу близкого взрослого.
С возрастом следуетподводить детей к пониманию значимости требований взрослых и сознательного ихвыполнения. Главное условие успеха воспитательной работы — соответствиетребований пониманию ребенка, их аргументированность и целесообразность, связьс интересами ребенка и потребностями жизни. Необходимыми является: соблюдениечеткого режима жизни детей дома и в дошкольном учереждении; единство требованийвзрослых к поведению ребенка в разных жизненных ситуациях (в частности, впериод болезни ребенка или во время праздников); четкие объяснения взрослымимотивов собственного поведения и своих требований к ребенку, которыйспособствует взаимному уважению ребенка и взрослого.
В теории воспитаниядискутируется вопрос о возможности применения наказаний, в частности, ввоспитании детей дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок характеризуетсяпластичностью нервной системы, впечатлительностью. И если родители ивоспитатели прибегают к такому средству, то оно должно быть мотивируемым, неунижать достоинства ребенка, соответствовать содержанию вины (например,запрещение на определенное время играть игрушкой, относительно которой ребенокне обнаруживал бережливость и тому подобное). Недопустимыми являются физическиенаказания и запугивание ребенка. Эффективным воспитательным методом относительнодетей, которые нарушают дисциплину, являются назначения их «ответственными»за порядок в группе, которая удостоверяет доверие педагога к ним, оказываетзначительное авансирующее влияние.
Высшим проявлениемсознательной дисциплинированности ребенка дошкольного возраста являетсяответственное поведение — самостоятельное установление и выполнение требований,норм поведения и деятельности. Воспитанию ответственного поведения способствуют:
— пример взрослого(соблюдения обещанного);
— наставление детей впозитивных поступках с целью создания эмоционального опережения ситуациибезответственного поведения;
— использование эффектасобственного удовлетворения в результате ответственного выполнения порученногодела или самостоятельно определенной обязанности;
— использование шутливойформы разъяснения детям правил поведения («правила наоборот»);
— педагогическая оценка,которая может быть предупредительной, сопровождающей, итоговой, серьезной,шутливой, но непременно — справедливой, мотивируемой и поощрительной к улучшениюповедения.
Большое значение вморальном воспитании имеет формирование у детей культуры поведения.
Культура поведения —совокупность полезных, стойких форм ежедневного поведения в быту, общении,разных видах деятельности.
Нормы, которые должныстать привычными формами культуры поведения ребенка, имеют в своей основе такиеморальные ценности, как гуманность, милосердие, доброжелательность, трудолюбие,правдивость, честность. С ранних лет необходимо воспитывать уважение ребенка кнародному этикету: здороваться, помогать тем, кто в этом нуждается, посещатьбольного, начинать день хорошим делом и др.
Содержание культурыповедения дошкольников охватывает:
— культурно гигиеническиенавыки (аккуратность, опрятность тела, прически, одежды, обувь, культура употребленияеды, поведения за столом);
— культура деятельности(умение держать в порядке место для работы, игр, учебы, привычка доводить доконца начатое дело, бережливое отношение к вещам, игрушкам, книг но др.);
— культура общения(соблюдение норм и правил общения со взрослыми и ровесниками на основедоброжелательности, уважения, вежливое поведение в общественных местах и томуподобное).
Ребенок долженосознавать, что соблюдение правил поведения является необходимым условием егопризнания в обществе взрослых и ровесников, собственного самоутверждения (бытькрасивым, опрятным, здоровым). Тягу детей к красоте и гармонии необходимоиспользовать для формирования единства их внешней и внутренней культуры.
Воспитание культурыповедения невозможно без правильно организованного режима занятий, игр,художественной деятельности, развития познавательных интересов детей, ихстремления к общению. Важно при этом наладить совместную работу детского сада исемьи, обеспечить единство их требований к культуре поведения детей. Закреплениеформ поведения, превращения их на привычку и потребность происходит на основепозитивного эмоционального отношения к соответствующим действиям, а также квзрослому, который убеждает в их целесообразности. Чувствуя доверие квзрослому, видя в нем пример уравновешенности, вежливости, справедливогоотношения к людям, ребенок осознает значимость такого поведения и стремитсяподражать ей.
В психологии бытуетмысль, что дети очень чувствительны к внешним проявлениям человеком настоящегоотношения к тому, о чем он сообщает, а также к человеку, с которым общается.Они способны быстро овладеть «языком чувств», который являетсясоставляющей культуры общения. Она помогает понимать других и выражать себя,заинтересовывать, вызывать приязненное отношение к себе, предотвращатьалекситимии (неспособности говорить о своих чувствах). Примером в этом длядетей должна стать коммуникативная культура педагога, которой свойственнылексическое и эмоциональное богатство, утонченность и выразительность мимики ижестов, искренняя заинтересованность собеседником, отсутствие явной и скрытойагрессивности или безразличного отношения. Не менее важно, чтобы к такойкультуре общения ребенок имел возможность приобщаться в семье. Поэтому принеобходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения,рекомендуя разные формы совместной игровой, трудовой и изображающейдеятельности детей и родителей и тому подобное.
Связь задания спотребностями и интересами дошкольников. Проявление дошкольниками волевой активности во многомопределяется их интересом к заданию, поскольку «надо» еще не являетсяосновой мотивации их деятельности. Поэтому проявление ими упорства инастойчивости во многом зависит от того, насколько воспитателю удалось включитьвыполняемое задание в мотивационную сферу личности, сделать его значимым дляних.
Обозримость дошкольникомцели, разрешимость задачи для старшего дошкольника часто определяется тем, видит ли он, где конецзадания.
Открытость целей в наибольшей мере обеспечиваетсятаким ограничением объема работы, которое создает возможность обозрения всегопути к цели. Обозначение каких-либо вех на этом пути, указание точной конечнойцели при наличии промежуточных вех и четкое определение отдельных шагов крешению являются необходимыми условиями придании деятельности дошкольникацеленаправленности. И наоборот, размытость границ видения, неочерченностьзадачи становится препятствием для ее решения.
Сложность заданиядолжна быть оптимальной. Слишком легкие задания расхолаживают дошкольника, а слишком трудные могутпривести к снижению уровня волевых усилий или вообще к отказу от выполнениязадания («все равно не сделать»). Задание оптимальной сложности, содной стороны, должно быть доступным, а с другой стороны, должно дразнитьсамолюбие ребенка (ну-ка попробуй, выполни это задание!). Такое заданиеобеспечивает переживание учащимся успеха, что, в свою очередь, активизируетдальнейшие усилия.
Наличие инструкции оспособах выполнения задания. Педагог должен рассказать учащимся, как, в какойпоследовательности надо выполнять задание, какими средствами необходимо приэтом пользоваться. В противном случае дети начнут выполнять заданиемеханически, бездумно и после нескольких неудачных попыток потеряют веру в своисилы.
Необходимодемонстрировать детям их продвижения к цели. Педагог должен так организовать деятельностьстаршего дошкольника, чтобы он видел свое продвижение к цели, а главное — осознал, что это продвижение является результатом его собственных усилий.
Представляетсяцелесообразным дать общие характеристики основным волевым качествам личности,которые начинают формироваться в период старшего дошкольного возраста.
Упорство инастойчивость.Данные качества психологами часто рассматриваются как одно и то же проявлениесилы воли. Мы также будем рассматривать эти понятия как синонимы. Про упорствоговорят тогда, когда у человека что-то не получается и он пытается это сделатьеще и еще раз. Под упорством понимают стремление достичь необходимого, в томчисле успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам.
Волевое качество решительностьхарактеризуется как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбемотивов, своевременное и, когда это нужно, быстрое принятие решений и смелоепроведение их в жизнь. В. В. Богославский характеризует решительность как волевоекачество личности, проявляющееся в быстром и продуманном выборе цели и способовее достижения
Существует немалотрактовок волевого качества выдержки. В бытовом сознании это качествоотражается как хладнокровие, отсутствие горячности в поведении привозникновении конфликта. Мы в своем понимании данного качества воли согласны сЕ. П. Ильиным, который понимает выдержку как устойчивое проявление способностиподавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, не поддаватьсяискушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. Это качество выражаетсяв устойчивом проявлении в случае необходимости состояния сдержанности, внешнейневозмутимости, несмотря на сильное желание отомстить обидчику, ответитьгрубостью на грубость и т.п.
Следует отметить, чтоличностное развитие старшего дошкольника зависит от его умений преодолеватьтрудности. Без волевых качеств и твердого характера нельзя добиться постоянногоуспеха. В этой связи многое зависит от активности самих учащихся.
Развитие волевых качествличности на этапе старшего дошкольного возраста имеет свои особенности. В своемнаучном труде Л. И. Божович, подчеркивается, что волевые качества личности неявляются врожденными. Они формируются в процессе всей жизни человека и, преждевсего, под воздействием целенаправленного воспитания. Специфика волевыхдействий состоит в сознательном саморегулировании своего поведения взатруднительных условиях, когда надо прилагать инициативные сознательныеусилия, чтобы не отступить от поставленной цели, достичь ее. Возрастнойособенностью старшего дошкольника, является общая недостаточность воли.
1.2 Игра как виддеятельности в старшем дошкольном возрасте
Игра являетсяведущей деятельностью дошкольника.
Это, пожалуй,самое серьезное для дошкольников занятие, в котором ребята многому учатся.
«Игравозникает в ходе исторического развития общества в результате изменения местаребенка в системе общественных отношений». (Д.Б. Эльконин)
Игровая деятельность, какосновная деятельность тесно связана с развитием личности дошкольника, онаобусловливает важные изменения в психических процессах личности ребенка,которая развивается, а также является «источником развития и создает зонуближайшего развития» (Л.С. Виготский).
Общепринятым положениемявляется то, что в процессе физического воспитания детей дошкольного возраставедущая роль принадлежит подвижной игре. Как одно из основных средств и методовфизического воспитания, подвижная игра способствует эффективному решениюоздоровительных и учебно-воспитательных заданий.
В разработке вопросовусовершенствования теории и методики физического воспитания детей дошкольноговозраста проблема подвижной игры, как средству всестороннего воспитания иразвития ребенка, была предметом исследований многих научных сотрудников.
М.В. Лейкина отводитподвижным играм центральное место в работе с детьми-дошкольниками. Онаподчеркивает целесообразность использования в младших группах — имитационныхигр, в средней группе — более сложных игр с правилами и большой нагрузкой, а встаршей группе — игр состязательного характера.
Овладениедействиями с предметами в дошкольном детстве продолжается. Ребенок этоговозраста уже знаком с употреблением основных предметов, применяемых в домашнемобиходе, – одежды, посуды, мебели и др., однако техника их использования ещедостаточно несовершенна. То же самое касается употребления лопатки, совка,карандаша, кисточки, т.е. простейших орудий. Совершенствование техническойформы действий с предметами продолжается: ребенок учится застегивать пуговицы,завязывать шнурки на ботинках, копать, правильно пользоваться карандашом. Такиедействия усваиваются успешнее, если включены в привлекающие дошкольника видыдеятельности. Он гораздо охотнее застегивает пуговицы на кукольном платье, чемна собственном, учится держать карандаш в процессе рисования и т.п. Действия спростыми, знакомыми предметами перестают вызывать интерес. Теперь малышапривлекают сложные, малознакомые предметы и действия с ними. Он пытаетсяразобраться в их устройстве и назначении: задает вопросы взрослым, а если этовозможно, прибегает к самостоятельному «экспериментированию». Иногдаоно кончается плачевно: выдавливаются глаза кукле, ломается заводная машина, нов целом это – показатель растущей любознательности ребенка, его интереса кокружающим вещам. Таким образом, предметная деятельность, видоизменяясь, даетначало любознательности, которая очень важна для умственного развития.
С другойстороны, предметные действия начинают усваиваться и выполняться в связи сэлементарным самообслуживанием, помощью взрослым в выполнении бытовыхобязанностей.
Старший дошкольныйвозраст является наиболее ответственным этапом дошкольного детства. Высокаясензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальныевозможности разностороннего развития ребенка. Игра в старшем дошкольномвозрасте имеет огромное развивающее значение.
Двигательная активностьявляется естественной биологической потребностью детей. Не случайно Е.А. Аркинсчитал значительную подвижность малыша «его естественной стихией».
Сущность игры как одногоиз видов деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различныестороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания обокружающей действительности.
Выготский Л. С. видел вигре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зонуближайшего развития».
Отечественные психологи:Л.С. Вигодский, О.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, О.М. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн всвоих исследованиях подчеркивают, что с целью полноценного развития ивоспитания ребенка целесообразно использовать те средства, формы и методыпедагогического влияния, которые являются адекватными его возраста, они должныорганично совмещаться с особенной, специфической деятельностью, что характернаядля данного возрастного периода.
Игра также влияет наразвитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств.Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психическиепроцессы протекают наиболее активно. Игра не возникает стихийно, а складываетсяв процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она самаформируется под воздействием взрослых. В процессе взаимодействия ребенка спредметным миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а наопределенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинночеловеческая детская игра.
Значение игры в развитиии воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутитьсебя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить овлиянии игры на жизненное самоопределение дошкольников, на становлениекоммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности,способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Можно сказать, что игра — это метод познания действительности.
Он направляется внутреннимисилами и позволяет ребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьмаобширными основами человеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенкасвоим непостижимым многообразием ситуаций, требующих от него активного проявленияиндивидуальности, сообразительности, находчивости, творчества,самостоятельности.
Воспитательный потенциалигры и ее влияние на развитие детской личности особенно, ярко обнаруживают себяпри тщательном изучении и использовании скрытых игровых механизмов. В процессеигры у детей возникают три вида целей. Цель первая — наиболее общая — наслаждение, удовольствие от игры. Ее можно выразить двумя словами: «Хочуиграть!» Вторая цель — это и есть собственно игровая задача, т.е. задача,связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжета, роли. Она существует ввиде требования «надо»: «Надо играть так, а не иначе!»Третья цель непосредственно связана с процессом выполнения игровой задачи, чтопо сути своей составляет творчество и одновременно выдвигает третий постулат — «Могу!»С помощью такой трехступенчатой мотивации «хочу! — надо! — могу!»игра становится средством перевода требований, предъявляемых к ребенкувзрослыми, в требования, которые ребенок предъявляет сам себе. Это и составляетосновной механизм ее влияния на личность ребенка и процесс его самовоспитания.
Итак, ведущейдеятельностью детей дошкольного возраста, по всеобщему признанию, выступаетигра, «которая является доступной для ребенка формой активного участия вокружающей общественной жизни, активного познания ею действий и отношенийвзрослых».
1.3 Роль подвижных игрв формировании волевых качеств личности дошкольника
 
Один из основателейсистемы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что «Иградает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именноигра должна быть рычагом дошкольного воспитания».
Выдающийся педагог П.Ф.Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное местоотводил подвижным играм. Он рассматривал игру как упражнение, с помощью которогоребенок готовится к жизни.
Большую часть своеговремени дети старшего дошкольного возраста заняты не общением, учением илидомашним трудом, а игрой, в ней идет процесс воспитания в той же мере, что и востальных видах деятельности. Если педагог замечает, что в учении, общении илитруде у ребенка недостает тех или иных качеств личности, то в первую очередьнужно позаботиться об организации таких игр, где соответствующие качества моглибы проявиться и развиться.
Подвижные игры — перваядеятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитииличности, в формировании ее свойств и обогащении ее внутреннего содержания,морально-волевых качеств.
В процессе развитияобычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, тедействия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не сталиповседневными. Именно новые, только родившиеся и еще не укрепившиеся как нечтопривычное приобретения развития по преимуществу входят в игру.
Самостоятельность — независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, от постороннейподдержки, помощи. Самостоятельность — способность к независимым действиям,суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковыйсловарь русского языка». В педагогике это одна из волевых сфер личности.Это умение не поддаваться влиянию различных факторов, действовать на основесвоих взглядов и побуждений.
Особую роль в развитииволи у детей по всем перечисленным направлениям выполняют игры, причем каждыйвид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствованиеволевого процесса. Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми ввозрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольнойрегуляции действий. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимыхволевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этойзадачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Работа со старшими дошкольникамиобнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможныхиспытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств(упорства, решительности, выдержки и др.). Мы под волевыми качествами будемподразумевать особенности волевой регуляции, проявляющиеся в конкретныхспецифических условиях, обусловленных характером преодолеваемой трудности.Традиционно в психологии изучают волевые качества личности через проявлениефизического усилия. (1, с. 130)
Представляетсяцелесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути ихформирования посредством различных игр. Признаками настойчивости является:стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительнопреследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжатьдеятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, болееинтересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.Настойчивость характеризуется умением личности мобилизовать свои возможностидля длительной борьбы с трудностями.
Признаками упорстваявляется: умение продолжать деятельность, несмотря на неудачи и другиесложности; умение превозмогать тягостные состояния; умение настойчиводобиваться намеченной цели.
Вышеперечисленные волевыекачества можно развить у детей младшего школьного возраста с помощью подвижныхигр-соревнований. Признаки решительности: быстрое и обдуманное принятие решенийпри выполнении того или другого действия или поступка; выполнение принятогорешения без колебаний, уверенно; отсутствие растерянности при принятии решенийв затрудненных условиях и во врем эмоциональных возбуждений; проявлениерешительных действий в непривычной обстановке. В играх на развитиерешительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнениязадания и собственно началом ее выполнения.
Таким образом, можносказать, что такое качество как решительность можно формировать и развивать удетей довольно не сложными играми.
Признаками выдержкиявляются: проявление терпения в деятельности, выполняемой в затрудненныхусловиях; умение держать себя в конфликтных ситуациях; умение тормозитьпроявление чувств при сильном эмоциональном возбуждении; умение контролироватьсвое поведение в непривычной обстановке.
Важно, чтобы к участию виграх привлекались родители учащихся, которые могли бы, например, исполнятьроль экспертов. Проводимая психопрофилактическая работа с родителями такжеможет способствовать развитию волевых качеств дошкольников.

Выводыпо главе
При написании курсовойработы не удалось в равной степени изучить все вопросы. Некоторые проблемы сохраняютхарактер предположений, преимущественно из-за недостаточной разработки темы вроссийской историографии.
В курсовой работе мырассмотрели процесс появления и развития у дошкольника таких волевых процессов,как терпеливость, упрямство, выдержка и т. п. Безусловно, нами не былирассмотрены все точки зрения относительно этой проблемы, но все основные мненияи факты были учтены. Благодаря этому мы получили довольно полное представлениео волевых качествах личности старших дошкольников.
Игра возникает изпотребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, каквзрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главныхусловий развития детского воображения и самостоятельности. Не воображениепорождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию,его воображение, его самостоятельность. Игра подчиняется законам реальности, аее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Играформирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развиватьвнимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления.Подвижные игры для старших дошкольников — любимая форма деятельности. Вподвижных играх формируется эмоционально-волевая сфера ребенка, дети обогащаютсвой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.
Игровой метод включения дошкольникав деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован наличностный подход в целом, а не только на его функции.
Игра — не развлечение, аособый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулированияих активности.
Игра как психологическаяпроблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоитоткрыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных,каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от педагогов.Воспитание ребенка — это большая ответственность, большой труд и огромнаятворческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.
Формирование волевыхкачеств дошкольника является одним из условий его развития в обучении.Необходимо взаимодействие педагогов и родителей по программе формированияволевых качеств детей. Спонтанно развиваемые волевые качества могут влиять напоявление аффекта неадекватности, своеволия и отклоняющегося поведения.
Формирование волевыхкачеств старших дошкольников в процессе игровой деятельность процесс сложный,многогранный и длительный. В нем должны быть задействованы и педагоги, ипсихологи, и родители учащихся.
Подвижные игры ифизические упражнения не только улучшают здоровье и развивают организм ребенка,но также является средством для воспитания волевых качеств характера, влияют наповедение детей.

Глава 2. Исследовательскаяработа по формированиюволевых качеств личности дошкольников в процессе игровой деятельности
 
2.1 Изучение сформированностиволевых качеств у дошкольников
Совершенствование волевойрегуляции поведения у старших дошкольников связано с их общим интеллектуальнымразвитием. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общегопсихологического развития практически невозможно. Значительная роль впсихологическом развитии личности, в формировании ее свойств и обогащении еевнутреннего содержания, а также морально-волевых качеств отводится игре. Известно,что возрастной особенностью дошкольника является общая недостаточность воли. Поэтомуправильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированиютаких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости,решительности, выдержки. Экспериментальная работа по формированию волевыхкачеств личности в процессе игровой деятельности была проведена с группойдошкольников детского сада «Звездочка» г. Москвы. В группе 29человек. На первом этапе нашего исследования провели изучение волевыхпроявлений у детей. Дошкольникам были предложены подвижные игры. Это былосделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевыхусилий, необходимых для достижения личного успеха. Кроме того, эти игры выявлялидоброжелательность детей в отношении со взрослыми и сверстниками. Каждая играпомогала определить, насколько развита у детей согласованность движений,действий, являющихся средством достижения игровой цели, а также волевыекачества: выдержка, упорство, настойчивость.
Игра «Перетягивание в парах»
Играющие делились на две команды и строились около средней линииодна команда лицом к другой. За каждой командой в двух метрах была проведенаеще одна линия. Играющие крепко брались за правые руки, левая на поясе или заспиной. По сигналу участники перетягивали игроков другой команды за линию,находящуюся за спиной. Игра продолжалась до тех пор, пока все игроки не былиперетянуты в ту или иную сторону.
Выигрывалакоманда, которая сумела перетянуть.
Анализ проводили посхеме:
1.Умеет ли ребенокудерживать и достигать цели, поставленные взрослым.
2. Умеет лисамостоятельно ставить цель и руководствоваться ею в деятельности, достигатьрезультата. Причины того, что цель не достигается.
3.Умеет ли ребеноксдерживать свои эмоции (не заплакать, если больно) и непосредственные желания(помочь дежурным, воспитателю, когда хочется играть; не выкрикивать, аподождать своей очереди).
4.Какие волевые качествау ребенка сформированы:
1)ответственность –самостоятельно ставить цель, и руководствуется ею в деятельности, достигает результата.Выполняет требования взрослого и делает все это точно.
2) упорство –проявляет стремление достичь необходимого. Добивается успеха в деятельности,вопреки имеющимся трудностям и неудачам, превозмогая тягостные состояния.
3) настойчивость – проявляет:стремление постоянно доводить начатое дело до конца; умение длительнопреследовать цель, не снижая энергии в борьбе с трудностями; умение продолжатьдеятельность при нежелании ею заниматься или при возникновении другой, болееинтересной деятельности; умение проявить упорство при изменившейся обстановке.
4) решительность –своевременно и, когда это нужно, быстро принимает решения и смело проводит их вжизнь. Отсутствуют излишние колебания и сомнения при борьбе мотивов. Быстро ипродуманно выбирает цель и находит способы ее достижения.
5) выдержка – проявляетспособности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональные реакции, неподдаваться искушению, то есть подавлять сильные влечения, желания. В случаенеобходимости умеет проявлять сдержанность, внешнюю невозмутимость, несмотря насильное желание отомстить обидчику, ответить грубостью на грубость.
6) дисциплинированность– подчиняется ребенок общественным правилам поведения и деятельности; осознанновыполняет общественные правила поведения и деятельности;
7) самостоятельность –умеет действовать без посторонней помощи, выполнять деятельность по своейинициативе.
Результаты исследованияпоместили в таблицу 1. № Фамилия и имя ребенка Какие волевые качества сформированы у ребенка 1 2 3 4 5 6 7 1 Андреева Елена + + _ + + + + 2 Алексеев Дмитрий _ + + _ _ + + 3 Бабков Руслан + + + _ _ _ + 4 Белуха Ирина _ + + + _ _ + 5 Бурдинская Диана + _ + _ + _ + 6 Бурлакова Полина _ + + _ _ _ _ 7 Быкова Регина _ + + _ _ _ _ 8 Витошкина Анастасия + _ _ + + + + 9 Гноевой Олег + _ + _ + + + 10 Григорьев Александр _ _ + + + _ + 11 Еремеенко Валентин + + + + + + _ 12 Животовский Александр _ _ _ + _ _ + 13 Зозуля Валерий _ + + _ + + + 14 Ивашин Станислав + _ + _ + + _ 15 Каледжян Луиза + _ + + + + + 16 Карапетян Диана _ + _ _ + + + 17 Лойко Анастасия _ _ _ + _ _ + 18 Макарова Юлия + + + _ + _ _ 19 Матяш Дмитрий _ + + _ + _ + 20 Медяник Александр _ _ _ + _ _ + 21 Молокаева Алина _ _ _ + _ _ _ 22 Овчинникова Татьяна + _ + + + + + 23 Остапенко Денис _ + _ _ + _ _ 24 Плотникова Александра _ + _ _ + _ _ 25 Пономарева Виктория + + _ _ _ + + 26 Федоров Эльдар _ + _ + _ + _ 27 Ходокова Иветта _ _ _ + _ _ _ 28 Чигодайкина Анета + _ + _ + + _ 29 Шаповалов Евгений + _ _ + + + _
Итак, из таблицы видно,что у многих детей преобладает решительность и самостоятельность; слабо развитытакие волевые качества, как упорство, настойчивость, выдержка. Следуетотметить, что некоторые дети не обладают достаточной дисциплинированностью иответственностью. Итак, мы выявили следующие уровни сформированности волевыхпроявлений у детей:
1. Высокий – ребенок самостоятельноставит цель и руководствуется ею в деятельности, умеет сдерживать свои эмоции инепосредственные желания. У ребенка сформированы такие волевые качества, какдисциплинированность, самостоятельность, настойчивость, выдержка,решительность, упорство, ответственность.
2. Средний – ребеноксамостоятельно ставит цель, но не руководствуется ею в деятельности, не умеетсдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка сформированы лишьнекоторые волевые качества: ответственность, выдержка, самостоятельность.
3. Ребенок не умеетсамостоятельно ставить цель, руководствоваться ею в деятельности, не умеетсдерживать свои эмоции и непосредственные желания. У ребенка не до концасформированы волевые качества.
У нас получилосьследующее: 4 ребенка показали высокий уровень сформированности волевыхпроявлений; 15 – средний и 10 детей – низкий уровень. Покажем это в процентномсоотношении: высокий уровень – 14%; средний – 52%; низкий – 34%.
После изучения волевыхкачеств дошкольников нами была составлена система игр и упражнений с цельюформирования у них волевых качеств.
 

2.2 Система работы поформированию волевых качеств дошкольников через подвижную игру
Игра в жизни дошкольниказанимает огромное место, и имеет важное значение для психического иэмоционально-волевого развития ребенка. Для того чтобы игра дошкольника носила нетолько развивающий характер, но и способствовала развитию волевых качеств этодолжна быть:
а) игра по правилам или справилами;
б) коллективная,партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так ивзрослые;
в) в ней должны бытьсозданы условия для выстраивания каждым играющим своей стратегии;
г) в игре должнаставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либо соревновательная игра, либоигра-достижение).
Мы разработали системуигр для формирования волевых качеств.
Работас детьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовали формированиютаких волевых качеств дошкольника как ответственности, упорства, настойчивости, решительности. Такие игры строились на добровольных началах,предусматривали большую роль вожаков из среды самих детей при общем руководствесо стороны старших. Знакомили детей с новыми для них играми. В теплые дни ихпроводили на открытом воздухе, на игровой площадке. Такие игры не требовалиникакого специального оборудования или инвентаря. Опишем эти игры, которые былииспользованы с целью формирования волевых качеств.
1.«Зайцы в огороде». В игре принимали участие все дети. На площадке
начертилидва круга, один в другом. Диаметр внешнего круга был 4 м, а внутреннего – 2 м. Водящих-«сторожей» выбрали двое, так как детей было много. «Сторожа»находились во внутреннем круге (огороде), остальные игроки – «зайцы»во внешнем. Зайцы прыгали на двух ногах – то в огород, то обратно. По сигналуведущего, сторож ловил зайцев, которые оказались в огороде, догоняя их в пределахвнешнего круга. Те, кого сторож осалил, выбывали из игры. Когда все зайцы былипойманы, выбирался новый сторож, и игра начиналась снова. В этой игре у детейвырабатывали решительность, дисциплинированность, ответственность. Некоторыедети нарушали правила игры – «зайцы» выпрыгивали из внешнего круга, «сторожа»ловили «зайцев» во внешнем круге. Приходилось детям напоминатьправила, соблюдать дисциплину.
2. «Космонавты»
По углам и сторонам площадки начертили 5 больших треугольников – «ракетодромов».Внутри каждого «ракетодрома» нарисовали 4 кружка – «ракеты».Их было на 9 меньше, чем играющих. Сбоку каждого «ракетодрома»написали маршруты:
3 – Л – 3 (Земля – Луна – Земля)
3 – М – 3 (Земля – Марс – Земля)
3 – Н – 3 (Земля – Нептун – Земля)
3 – В – 3 (Земля – Венера – Земля)
3 – С – 3 (Земля – Сатурн – Земля)
В начале игры внимание детей было направлено на выполнение правил:начинать игру – только по установленному сигналу взрослого; разбегаться – толькопосле слов: «Опоздавшим – места нет!» Играющие, взявшись за руки, вцентре площадки шли по кругу и приговаривали:
Ждут нас быстрые ракеты
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим – места нет!
Как только произносилось последнее слово, все разбегались по «ракетодромам»и старались скорее занять места в любой из заранее начерченных «ракет». Опоздавшиена «рейс» становились в общий круг, а «космонавты»,занявшие места, громко по 3 раза объявляли свои маршруты. Это значило, что онисовершали прогулку в «космосе». Затем все снова становились в круг,брались за руки и игра повторялась. Выигрывалите, кому удавалось совершить три полета. В этой игре также были случаинарушения правил: разбегались, не дождавшись слов: «Опоздавшим – местанет!» В игре формировались такие волевые качества, как выдержка,ответственность.
3. «Белые медведи». Площадка, на которой проводилась игра, представляла собойморе. В стороне было очерчено небольшое место – льдина. На ней стоял водящий – «белыймедведь». Остальные «медвежата» произвольно размещались по всейплощадке. Правила игры, которые были рассказаны детям, заключались в следующем:«медвежонок» не мог выскальзывать из-под рук окружившей его пары,пока его не осалил «медведь»; при ловле запрещалось хватать играющихза одежду, а убегающим выбегать за границы площадки. Игра начиналась тем, что «медведь» рычал: «Выхожу на ловлю!» – иначинал ловить «медвежат». Сначала он ловил одного «медвежонка»(отводил на льдину), затем другого. После этого два пойманных «медвежонка»брались за руки и начинали ловить остальных играющих. «Медведь»отходил на льдину. Настигнув кого-нибудь, два «медвежонка» соединялисвободные руки так, чтобы пойманный игрок очутился между руками, и кричали: «Медведь,на помощь!» «Медведь» подбегал, осаливал пойманного и отводил нальдину. Следующие двое пойманных также брались за руки и ловили «медвежат».Игра продолжалась до тех пор, пока не были переловлены все «медвежата».Последний пойманный игрок становился «белым медведем». Побеждал последний пойманный игрок. Игра была направлена наразвитие таких волевых качеств, как решительность, выдержку, настойчивость.Некоторые дети нарушали правила: выскальзывали из-под рук окружившей его пары,не дождавшись пока осалит «медведь»; хватали играющих за одежду;толкали друг друга. Приходилось игру останавливать и напоминать правила игры,делать упор на выдержку, решительность.
4. «Компас».На земле нарисовали круг диаметром 3 м. На расстоянии примерно 3 м от круга написали согласно направлению буквы «С» (север), «Ю»(юг), «3» (запад), «В» (восток). Сразу перед игройобъяснили правила: игру начинать по сигналу воспитателя; за каждое нарушениеправил будут начисляться штрафные очки. Чтобы дети запомнили правила игры,попросили двух человек повторить эти правила. После этого детям былопредложено стать спиной к центру круга, и слушатькоманду воспитателя: «Юг!», «Север!», «Запад!», «Восток!»По команде: «Юг!» все должны былиповернуться в одну сторону. Игрок, стоящий лицом к северу, поворачивался на180°. Другим в это время надо было сделать пол оборота направо или налево,чтобы выполнить команду воспитателя. Это зависело от того, в каком положениинаходился тот или иной игрок. Руководитель подавал различные команды, и детипринимали соответствующие положения. Тот, кто ошибался (повернулся не в тусторону), получал штрафное очко. Победителемсчитается тот, кто за время игры набирал меньше штрафных очков. Игравоспитывала честность (дети сами считали штрафные очки), упорство (надо былостараться четко выполнять команды, не ошибаться), выдержку.
Использование подвижных игр способствовало формированию выдержки, дисциплинированности,самостоятельности. Игры вырабатывали упорство,выдержку.
Для организации и проведений игр (если проводилось 2 – 3 сразу)требовалось не менее 8 – 10 мин. Например, в игре «Горелки» переддетьми ставилась задача соблюдать следующие правила: игру начинать по сигналувзрослого; бег начинать можно было только по окончании речитатива. Детистановились парами друг за другом, взявшись за руки. Впереди, на расстоянии 3—4м было место водящего. По сигналу взрослого дети начинали речитатив:
Косой, косой,
Не ходи босой,
А ходи обутый,
Лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут,
Не найдет тебя медведь.
Выходи, тебе гореть, тебе гореть!
Как только ребята заканчивали речитатив, первая пара разъединяларуки и бежала вперед, чтобы снова соединиться за чертой, где водящий уже не могловить. Он должен был поймать одного из ребят, иначе ему приходилось водить снова.Водящий становился сзади всех в пару с тем, кого поймал. Другой из этой парыстановился водящим. В игре побеждали те, кто ни разу не были пойманы. Эта играбыла для учащихся новой, поэтому ее разучивали, а потом уже дети играли дажесамостоятельно.
Игра «У медведя во бору» детям была знакома. Новсе равно некоторые не соблюдали правила, которые заключались в следующем: игруначинать по сигналу руководителя; водящий мог выбегать из «берлоги»,только когда будет произнесено последнее слово речитатива. По сигналуруководителя дети подходили к «медвежьей берлоге» и начинали делатьдвижения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместеприговаривали:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь сидит,
На меня рычит.
Когда детипроизносили последнее слово – «рычит», «медведь» с рычаниемвыскакивал из берлоги и ловил кого-нибудь. Пойманного он отводил в берлогу. Игразаканчивалась с окончанием перемены. Победителями становились не пойманныедети. Как игра «Горелки», так и эта игра воспитывали выдержку,решительность, дисциплинированность.
Игры имелисвои особенности. Прежде всего, их организация предусматривала добровольноеучастие детей. Старались подбирать игры простые, но занимательные, в которыхдопускалась переменность состава участников, быстро выявлялись результаты.Подвижные игры, формирующие волевые качества, организовывались и в небольших почисленности группах (не более 10 – 15 человек в каждой). При большом числежелающих играть в одну и ту же игру («Два Мороза», «Тише едешь –дальше будешь», «Караси и щука») или в различные игры, их проводилис несколькими группами детей, в разных местах. После выявления победителей,состязания продолжались с новым составом игроков.
В случаеплохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игры организовывалисьв помещении. Заранее определяли время, на активную двигательную деятельностьдетей. Отбирался требующийся для игр инвентарь, часто к его подготовке привлекалисамих детей.
Чтобы интересы детей совпадали и игры проходили живее, использовалиигротеку. На место выносился небольшой ящик с мелким игровым инвентарем(игротека). Инвентарь раздавался всем желающим, и предлагалось самостоятельноили совместно с товарищами заняться теми или другими играми с предметами(мячами, обручами, скакалками). Подбирали игры, которые не носилиостроконфликтный характер, не вызывали большой игровой азарт. Игры подбирали с простымсюжетом, давали возможность любому ребенку войти в игру и выйти из нее посвоему желанию. Эти игры были непродолжительны. Иногда некоторые дети просто наблюдалиигру со стороны. С детьми играли и в групповые игры, такие, в которых в любоймомент любой ребенок мог выйти из игры и войти в игру, не нарушив ее хода. Этобыли игры:
1. «Узнай по голосу»
Ребята становились в круг, в его середине находился водящий,которому завязывали глаза. Играющие шли по кругу вслед за руководителем,повторяя его движения (гимнастические или танцевальные), затем останавливалисьи говорили:
Мы немножко поиграли,
А теперь в кружок мы встали.
Ты загадку отгадай,
Кто позвал тебя – узнай!
Воспитатель молча указывал на одного из играющих, которыйвосклицал: «Узнай, кто я!» Водящий называл его имя. Если он угадывал,узнанный становился водящим, если ошибался, игра повторялась. Побеждалтот, кто ни разу не был водящим.
Дети должныбыли соблюдать правила: 1 вариант – слова произносит только тот, на кого укажетруководитель; изменить тембр своего голоса можно только тогда, когда ребятаначнут различать голоса товарищей.2 вариант – играющие идут вправо(или влево) по кругу и говорят нараспев: «Мы составили все круг,повернемся разом вдруг!» – делают полный поворот и продолжают движение вту же сторону, после чего продолжают: «А как скажем: „Скок, скок,скок“ (эти три слова произносит толькозаранее назначенный игрок), – угадай, чей голосок?» Игра была направленана формирование выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Применяли игровыеупражнения и игры типа аттракционов: задания с метанием мешочков, набрасываниемколец, действия с закрытыми глазами, выполнение упражнений на ловкость,координацию и равновесие. В них участвовали по несколько человек, а остальныеактивно наблюдали. Участники каждого аттракциона быстро менялись. Отбиралиаттракционы, требующие мало места, простые по оборудованию и несложные посодержанию. Их проводили одновременно в разных местах площадки.
Организовали малоподвижные игры :
1. «Не ошибись»
На листах картона заготовили рисунки с изображением мельницы,дерева, мяча, дровосека, моста, аиста, лягушки, бабочки, кошки, медведя, орла,троллейбуса. Играющие строились в шеренгу или образовывали полукруг.
Руководитель игры поочередно показывал листы с рисунками, а детиизображали их позами. Например:
Мельница: одна рука была поднята, другая опущена и прижата к телу.Дети показывали, как мельница работает: меняли положение рук.
Мяч: приседали, спина должна была быть круглой. Играющие начиналиподскоки. Стопы ног были соединены, колени при подскоках поднимались высоко.
Дровосек: играющие поднимали вверх над головой руки с
соединенными пальцами, ноги были прямые. Широким взмахом ребятаимитировали рубку дров.
Побеждали те, кто удачнее других выполнили задание.
Правила игры: за каждое неточное выполнение начислялисьштрафные очки.
2. «Три движения»
Играющие образовывали полукруг. Руководитель игры показывал тридвижения. Первое: руки сгибал в локтях, кисти на уровне плеч; второе: рукиподнимал вперед на уровне плеч; третье: руки поднимал вверх. Показывая однодвижение, он при этом называл номер другого.
Играющие должны были выполнять те же движения, которыесоответствовали названному номеру, а не те, которые показывал воспитатель.Выигрывал тот, кто получал меньшее число очков. Таким образом, умение выполнятьтолько те движения, которые соответствовали названному номеру, способствовалоформированию таких волевых качеств как самостоятельности, выдержки. А умение недопускать ошибки, чтобы не получить штрафное очко, формировало ответственность,выдержку.
3. «К своим флажкам».
Играющие делились на группы по 6 – 8 человек и становились вкружки в разных местах площадки (зала). В центре каждого кружка находился водящийс флажком в поднятой руке (флажки были разного цвета). По первомусигналу все, кроме держащих флажки, разбегались по площадке, по второму сигналу– приседали и закрывали глаза, отвернувшись от водящих. Дети с флажками в этовремя менялись местами. По команде воспитателя: «Все к своим флажкам!»– играющие открывали глаза, искали свой флажок, бежали и строились вокруг него.Побеждала группа, быстрее других образовавшая кружок.
Умение начинать игру по сигналу воспитателя; не подглядывать, когдаводящие менялись местами, чтобы команде не засчиталось поражение,способствовало развитию выдержки, ответственности, дисциплинированности.
Методика не рекомендует проводить в помещении игры с мячом, посколькуони вносят беспорядок и возбуждают детей. Эти игры мы проводили на игровой площадке.Одна из самыхобыкновенных и простых игр с мячом, в которую любят играть и мальчики, идевочки у всякой стены – «Лови мяч!». Мяч (резиновый) выбралинебольшой (диаметром 20 см) и упругий. Дети ловилиего с различными вариациями:
1.Ударитьмячом об стену и, когда он отскочит, поймать его обеими руками.
2.Ударитьмячом об стену 6 раз и поймать правою рукой.
3.Ударитьмячом 6 раз правою рукой и поймать левою.
4.Бросить6 раз левою рукой и поймать правою (тогда играющий из «ученика»делается «подмастерьем»).
5.Броситьправою рукой мяч снизу под правую ногу и поймать правою же рукой.
6.То же– левою рукой под левую ногу.
7.Правойрукой бросить мяч сзади через голову и поймать правой же рукою.
8.Броситьсзади и поймать левой рукою (тогда играющий делается «мастером»).
9.Правойрукою бросить мяч об стену, 5 раз отбить его рукою и в шестой поймать.
10. То же сделать и левой рукою.
11. Два мяча бросать один за другим в стенуправою рукой и ловить левой, которая тотчас передает мяч в правую, пока каждыймяч не пере
бывает в левой руке 6 раз.
12. Два мяча бросить в одно время правой и левойрукою и поймать обеими (тогда играющий производится в «старшие мастера»).
В этой игре договаривались, сколько раз повторять каждоеупражнение (обыкновенно от 4-х до 6-ти раз). Если мяч упадет, все прежние удары пропадаюти снова нужно начинать упражнения по порядку. Кто сделал промах, передает мячдругому игроку.
Для девочек вместо 5-ое и 6-ое упражнение заменяли (по их желанию) следующими:
а) Бросить мяч вверх и поймать его сначала обеими руками, потомправою и наконец левою.
б) Ударить мячом об пол, 5 раз отбить его правою рукой, а в шестойпоймать; то же самое – левой рукою.
Подвижные игры для развития решительности, настойчивости,упорства, быстроты и ловкости проводили игры-перебежки («Два Мороза»,«Волки во рву», «Гуси-лебеди»), в которых дети послебыстрого бега с увертыванием, подскоками, прыжками могли отдохнуть. Игры сритмичной ходьбой и дополнительными гимнастическими движениями, которыетребовали от играющих организованности, внимания, выдержки, согласованности движений,способствовали общему физическому развитию (например, игра «Кто подходил»).Подвижные игры требуют от участников владения некоторыми игровыми навыками иорганизованного поведения, а также спосбствуют формированию волевых качеств. Было проведено спортивное развлечение,куда вошли эстафеты в парах.«Чья командабыстрее». Участники делились на двекоманды. Игроки каждой команды образовывали пары, встав друг к другу спиной изахватив друг друга локтями. По сигналу пары бежали к поворотной стойке,находящейся в 8 – 10 метрах, обогнув ее, возвращались назад. После того, какпервая пара пересечет линию старта, бег начинала вторая и т. д. Побеждалакоманда, первой закончившая эстафету.
«Бой петухов»
Играющие делись на две команды и становились в 2 шеренги однапротив другой. Между ними чертился круг диаметром 2 м. Капитаны посылали в круг по одному «петуху». «Петухи» становились в круг наодной ноге, другую подгибали, руки держали за спиной. По сигналу «петухи»старались вытолкнуть соперника плечом из круга или заставить его встать на обеноги. Кому это удавалось – получал очко для своей команды. Когда все «петухи»приняли участие в игре, то подсчитывались очки. Выигрывала команда, получившаябольше очков.
С помощью игр-эстафет удетей формировались такие волевые качества как настойчивость, упорство,ответственность, решительность, самостоятельность, выдержка,дисциплинированность. В эстафете «Чья команда быстрее» некоторые детине могли проявить упорство, настойчивость во время бега парами спиной друг к другу и захватив друг друга локтями. Ониотпускали руки, толкали друг друга, не добегали до пересечения линии старта.Эту пару возвращали назад, делая упор на настойчивость, решительность,упорство. В эстафете «Бой петухов»наблюдались случаи, когдапроявляли нерешительность, нарушали правила игры. Игры показали, как важно длядетей иметь такое качество как упорство, настойчивость. Мы старалисьсоздать такие условия, при которых ребенок мог оценивать поведение всехучастников игры, в том числе и свое. Эти игры развивали у детей решительность.Если в начале игры дети сомневались, проявляли нерешительность, то под конецуже могли наоборот – проявить решительность, принять участие в игре.
Итак, мы провели системуигр, направленную на развитие волевых качеств личности. Дошкольникам создавалисьтакие условия, которые формировали у них способности не бояться трудностей, умениемобилизовать свои усилия для достижения цели в игре; умение соблюдатьочередность, не мешая другим, не выкрикивать и не нарушать правила игры.Участие детей в предложенных нами играх способствовало их самоутверждению,развивало настойчивость, стремление к успеху.

Заключение
 
В период старшего дошкольноговозраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство инастойчивость, которое понимается в стремлении достичь необходимого, в томчисле успеха в деятельности, вопреки имеющимся трудностям и неудачам; решительность,характеризующаяся как отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбемотивов, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, тоесть, отсутствие горячности в поведении при возникновении конфликта, устойчивоепроявление способности подавлять импульсивные, малообдуманные эмоциональныереакции, не поддаваться искушению; а также самостоятельность, ответственность,дисциплинированность.
Без волевых качеств итвердого характера нельзя добиться постоянного успеха. Большой интерес дляформирования волевых качеств дошкольников в процессе обучения представляютигры, которые заставляют думать, предоставляют возможность ребенку проверить иразвить свои способности, включают его в соревнования с другими учащимися.Участие дошкольников в подвижных играх способствует их самоутверждению,развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационныекачества. Игра также влияет на развитие самостоятельности детей, творческихспособностей, личностных качеств.
Для того чтобы игра дошкольниканосила не только развивающий характер, но и способствовала развитию волевыхкачеств это должна быть: игра по правилам или с правилами; коллективная,партнерская игра, в которой партнерами могут быть как сверстники, так ивзрослые; в ней должны быть созданы условия для выстраивания каждым играющимсвоей стратегии; в игре должна ставиться цель – выиграть (т.е. это всегда либосоревновательная игра, либо игра-достижение).
В организованных нами играхдля дошкольников в целях формирования волевых качеств был использован материал:речевой, математический, реальные предметы или знания о них, физкультурноеоборудование. Игрой был любой вид деятельности (интеллектуальный,изобразительный, речевой, двигательный и др.).
Работа сдетьми включала широкое использование подвижных игр. Они способствовалиформированию таких волевых качеств учащихся как ответственности, упорства, настойчивости,решительности. Игры проводили на открытом воздухе наигровой площадке. Знакомили детей с новыми для них играми: «Зайцы в огороде»,«Космонавты», «Белые медведи»,«Компас», «Горелки», «У медведя во бору» и другими.
Использование подвижных способствовало формированию выдержки, дисциплинированности,самостоятельности. Игры вырабатывали упорство,выдержку. Подвижные игры («Два Мороза», «Тише едешь – дальшебудешь», «Караси и щука»), формирующие волевые качества, организовывалисьи в небольших по численности группах.Вслучае плохой погоды (дождь, снег, сильный мороз, сильный ветер) игрыорганизовывались в помещении.
Игры с мячом проводилина игровой площадке. С помощью игр-эстафет у детей формировались такиеволевые качества как настойчивость, упорство, ответственность, решительность,самостоятельность, выдержка, дисциплинированность.
Мыпришли к выводу, что игры оказывают влияние на развитие самостоятельности удетей, творческих способностей, вызывают стремление доводить начатое дело доконца, воспитывают умение продолжать деятельность даже при нежелании еюзаниматься или при возникновении более интересной деятельности, то есть всевиды игр формируют волевые качества личности.

Список литературы
 
1. Александрова, Н.И., Шульга Т.И. Изучение волевых качествшкольников с помощью методики «нерешаемая задача» / Н.И. АлександроваТ.И. Шульга // Вопросы психологии. – 1987. – № 6. – С. 130-132.
2. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. Т. 1. – 230с; Т.2. – 287с/ Подред. А.В. Бодалева.
3. Аникеева, Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./ Н.П.Аникеева. — М.: Просвещение, 1987. — 144с
4. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности: под ред.Д.И, Фельдштейна. / Л.И. Божович. — М.: Издательство «Институтпрактической психологии», — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -352с
5. Виноградова, Н.Ф. Как реализоватьличностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф.Виноградова. //Начальная школа. — 2001. — № 9 — С.10-13.
6. Валлон, А. Психическое развитие ребенка./ А. Валлон. — М.:Просвещение, 1967. — 195с
7. Вопросы психологии волевой активности личности иколлектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. Ред. В.Г. Хроменик. / Отв.Ред. В.Г. Хроменик. — Рязань: Рязанский государственный педагогическийинститут,2002. -122с
8. Гельфан, Е.М., Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию./ Е.М.Гельфан, С.А. Шмаков. — М.: Педагогика, 1971. — 104с
9. ГеллерЕ. М. Игры на переменах для школьников 4 – 6классов. Кн. Для учителя /Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.
10. Глязер, С. В. Зимние игры и развлечения/С.В. Глязер. – М.: ФиС, 1972. – 324 с.
11. Жуков, М.Н. Подвижные игры: учеб. для студ. пед. вузов/М.Н. Жуков – М.: «Академия», 2000. -160 с.
12. Казанцева, Я. Э Математика с улыбкой. Игры, ребусы,кроссворды для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов/Я.Э. Казанцева //Художники И.В. Кирильчева, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академияразвития»,1998. – 192 с.
13. Калугин, М.А. Развивающие игры для младших школьников.Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей ипедагогов /М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева //Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров.– Ярославль: «Академия развития»,2000. – 224 с.
14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед.учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2. / Р.С. Немов. — М.: Просвещение: ВЛАДОС,1995.-496с.
15. Панкеев, И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев. – М.: Яуза,1998. – 240 с.
16. Петров, В.М. Весенние праздники, игры и забавы для детей/В.М. Петров, Г.Н. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. –144 с.
17. Пичугин, С.С. Народные игры в организации динамическойпаузы /С.С. Пичугин //Начальная школа. – 2005. – № 8. – С.71-75.
18. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник длястудентов педагогических вузов: В 2 кн.: Кн. 1: Общие основы. Процессобучения./ И.П. Подласый. — М.: В лад ос, 1999. — 576 с.
19. Попова, А.И., Литвинская И.Г. Развитие самостоятельностимладших школьников в условиях коллективных занятий./ А.И. Попова, И.Г.Литвинская // Начальная школа. — 1990. — № 11. — С.24-26.
20. Развитие личности ребенка./Под ред. А. М. Фонарева. — М.:Прогресс, 1987. — 272с. / Под ред. А. М. Фонарева.
21. Развитие личности ребенка /Под ред. Н. Ньюкомб. — СПб.:Питер, 2003. — 640с.
22. Сивакова, Л.В. От игры к спорту – один шаг /Л.В. Спивакова//Начальная школа. – 2007. – №2. – С. 61-63.
23. Спиваковская, А.С. Игра — это серьезно./ А.С.Спиваковская. — М.: Педагогика, 1981. — 144с.
24. Стрекозин, В. П. Актуальные проблемы начального обучения.Пособие для учителя./ В.П. Стрекозин. — М.: Просвещение, 1976. -207с.
25. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. — 3-е изд.,доп. — М.: Просвещение, 1990. — 160с.
26. Сухомлинский, В. А. Духовный мир школьника./ В.А.Сухомлинский. — М.: Политиздат, 1946. — 590с.
27. Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Русский язык. Популярноепособие для родителей и педагогов /Т. И… Тарабарина, Е.И. Соколова //ХудожникВ.Н. Куров /. – Ярославль: «Академия развития»,1998. – 208 с.
28. Тюрина, И.А. Игра на уроках русского языка /И.А. Тюрина//Начальная школа. – 2008. – №2. – С. 28-32.
29. Целикова, М.П. Занимательный материал по синтаксисупростого предложения как средство развития младших школьников /М.П. Целикова//Начальная школа. – 2005. – №11 – С.59-61.
30. Фельдштейн, Д.И. Психология развивающейся личности./ Д.И.Фельдштейн. — М.: Издательство «Институт практической психологии»,1996. — 512с.
31. Эльконин, Д. Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. — М.:Педагогика, 1978.-304с.
32. Эльконин, Д. Б. Психологическое развитие в детских возрастах./Д.Б. Эльконин. — М: НПО «Модек», 1995. — 416с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поэма М.Ю.Лермонтова Мцыри как романтическое произведение
Реферат Классификация счетов бухгалтерского учета 3
Реферат Сравнительный анализ и оценка инновационного потенциала регионов ЦФО
Реферат Основы алгоритмизации 2
Реферат Изучение спектров поглощения с помощью спектрофотометра
Реферат Профиль работы в ходе прохождения практики соответствует профилю получаемой специальности
Реферат Штирнер-Прудон: два полюса анархии
Реферат Smoking 2 Essay Research Paper The Health
Реферат Контроль милиции за соблюдением правил паспортно-регистрационной системы, правил пребывания в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства
Реферат Электроснабжение населенного пункта Логоза
Реферат Расчёт баланса
Реферат Психологическое направление
Реферат Романтизм как литературное направление в произведениях А С Пушкина
Реферат Взаимодействие криминологии с уголовным правом, уголовным процессом, криминалистикой и уголовно- исполнительным правом
Реферат Проект деятельности ЗАО Алфавит по производству нового витаминно минерального комплекса