Реферат по предмету "Психология"


Влияние русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста

Департамент образования города Москвы
Государственное образовательноеучреждение
высшего профессионального образованиягорода Москвы
«Московский городской педагогическийуниверситет»
ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
(Г. ЗЕЛЕНОГРАД)

Курсовая работа
Влияние русских народных традиций насамосознание детей старшего дошкольного возраста

Выполнила:
студентка 3 курса
Базанова Светлана Николаевна
Научный руководитель:
Двойнин Алексей Михайлович

Москва 2010

Содержание
Введение
Глава I.Теоретические основы изучения влияния русских народных традиций на самосознаниедетей старшего дошкольного возраста
1.1 Исторические условия и особенности формирования русскихтрадиций
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значениев воспитании детей старшего дошкольного возраста
1.3 Проблема самосознания в психологии. Особенностисамосознания у детей старшего дошкольного возраста
1.4 Взаимосвязь русских народных традиций с национальнымсамосознанием детей старшего дошкольного возраста
Глава II.Практическая работа по формированию национального самосознания детей старшегодошкольного возраста
2.1 Организация исследования
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
Заключение
Список литературы
Приложения

Введение
 
Актуальность исследования. На рубеже XX — XXI веков российскоеобщество пережило глобальные изменения, а именно кризис национальногосамосознания. Важнейшей задачей сегодняшнего дня является сохранениеобщенационального единства России, духовное оздоровление общества, чтоневозможно без воспитания национального самосознания. Уникальным и органичнымресурсом в решении этой задачи является народная традиционная культура, содержащаяидеи и смыслы, знаковые системы, выполняющие функции социальной ориентации,обеспечивающие консолидацию общества и помогающие восстановлению культурнойпреемственности и этнической идентичности.
Проблема национального самосознаниястала особенно актуальной сейчас, на исходе ХХ столетия, когда усилиласьтенденция всемирного масштаба по нивелированию специфических культурныхособенностей регионов земного шара, вплоть до уничтожения культурных отличийнаций, народов и народностей, живущих в этих регионах. А поскольку национальнаяспецифика, прежде всего, есть категория духовной культуры (материальная сторонакультуры детерминирована духовной первоосновой), то разрушению подвергнутсяглубинные основы культуры и, в первую очередь, национальное самосознание.
Проблема исследования— Каково влияние русских народных традиций насамосознание детей старшего дошкольного возраста?
Методологической основой исследования являются педагогические принципы:учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность егоусложнения. Также мы основываемся на концепции традиционной культуры как основывоспитания национального самосознания детей старшего дошкольного возраста. Данныеидеи положены в основу авторской программы формирования национальногосамосознания у детей старшего дошкольного возраста.
Цель исследования – Выявить влияние русских народныхтрадиций на самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования – Образовательный процесс в дошкольномобразовательном учреждении (ДОУ).
Предмет исследования – Влияниерусской народной культуры на самосознание детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования — Освоение русских народных традиций впроцессе социокультурного творчества детей старшего дошкольного возраста приусловии педагогического руководства будет способствовать формированию их национальногосамосознания.
В связи с целью, объектом, предметоми выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализфилософской, историко-педагогической, этнографической, психологической инаучно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Разработать авторскую программу формированиянационального самосознания детей старшего дошкольного возраста.
3. Апробировать авторскую программуформирования национального самосознания детей старшего дошкольного возраста вобразовательном процессе ДОУ.
Методы исследования:
1. Теоретическийанализ литературы.
2. Формирующийэксперимент.
3. Методика длявыявления уровня самосознания у детей старшего дошкольного возраста УрунтаевойГ.А. и Афонькиной Ю.А.
Практическая значимость исследования состоит в том, что при условииподтверждения факта влияния ознакомления детей старшего дошкольного возрастарусских народных традиций на самосознание детей, возможно дальнейшееиспользование полученных данных в психолого-педагогической практике с цельюформирования национального самосознания у детей старшего дошкольного возраста.
 

Глава I. Теоретические основы изучениявлияния русских народных традиций на самосознание детей старшего дошкольноговозраста
 
1.1 Исторические условия иособенности формирования русских традиций
Народная культура – это многовековой концентрированный опыт народа,материализованный в предметах искусства, труда и быта: это традиции, обряды,обычаи, верования; это мировоззренческие, нравственные и эстетические ценности,определяющие лицо нации, ее самобытность, уникальность, ее социальную идуховную особенность.
Однако в силу многих причин большая часть духовного наследияи предметов материальной народной культуры оказались утрачены. Процессбезвозвратной потери этого народного достояния продолжается и в наши дни.Создается критическая ситуация, при которой мы можем через некоторое времялишить современное и последующее поколение ценнейшего достояния региональнойнародной художественной культуры и тем самым окончательно разрушить духовнуюсвязь современников с культурными традициями и творческим опытом прошлыхпоколений. Из этого следует, что проблема сохранения традиционной народнойхудожественной культуры приобретает важный характер и решать эту проблему надоначинать с учебных заведений. Уже в дошкольном учреждении надо приобщать кнародной культуре, ведь именно в дошкольном возрасте идет формирование иразвитие личности ребенка, а народные традиции воспитывают будущего гражданинаРоссии [27,39].
Традиционная празднично-обрядовая культура представляет поистинеуникальные возможности для ее реализации. К основным аспектам содержаниянародной культуры можно отнести: мировоззрение народа, народный опыт, жилище,костюм, трудовую деятельность, досуг, ремесла, семейные отношения, народныепраздники и обряды, знания и умения, художественное творчество.
Следует отметить, что как любое другое общественное явление,народная культура обладает специфическими чертами, среди которых следуетвыделить:
· неразрывную связьс природой, со средой обитания;
· открытость,воспитательный характер народной культуры России;
· способность кконтакту с культурой других народов;
· самобытность;
· наличиецеленаправленного эмоционального заряда;
· сохранениеэлементов языческой и православной культуры.
Система обычаев традиций любого народа – это результат еговоспитательных усилий в течении многих веков. Через эту систему каждый народвоспроизводит себя, духовную культуру, свой характер и психологию, в рядусменяющих друг друга поколений.
Культура традиционная составляет основу народной культуры. Большинствоэтнографов и фольклористов отмечают, что традиция — сеть система связейнастоящего с прошлым, причем при помощи этой сети совершается определенныйотбор стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Общество без традицийтакже невозможно как общество без культуры.
Феномен русской национальной культуры занимает совершенноопределенное место в системе исторической типологии мировой культуры. Еёисторическим субъектом (творцом и носителем) выступает русский народ – один изнаиболее крупных, развитых и богатых в творческом отношении этносовмира.Народ, по словам Данилевского Н.Я. [19], достиг политической самостоятельностии сохранил её — условие, без которого, как свидетельствует история, цивилизацияникогда не начиналась и не существовала, а поэтому вероятно, и не можетначаться и существовать. Народ как единое целое – основная питательная,животворящая социальная среда и благодатная почва для формирования всехдостижений русской национальной культуры: интеллектуальной мысли;художественного творчества; нравственности; этики; народной медицины ипедагогики, и, следовательно, почва для рождения и расцвета любых талантов. Ичем насыщеннее эта почва духовными богатствами отечественных традиций,проверенных и отобранных временем, тем прекраснее и неповторимее плоды нашейвеликой культуры.
Русская культура выступает по отношению к исторической жизнинарода как «вторая природа», которую он создает, творит и в которой живет каксоциализированная совокупность людей, иначе говоря, культура есть величайшаяценность, среда и способ духовной преемственности и тем самым – содержательнойдеятельности в бесконечном поступательном развитии русского народа.
Русская национальная культура как «вторая природа» это:
· материальные идуховные ценности народа, созданные им в ходе своей длительной истории;
· способжизнедеятельности и мироустройства русских людей;
· своеобразие жизнирусских в конкретных природно-географических, исторических и этносоциальныхусловиях;
· религия,мифология, наука, искусство, политика в их конкретно-историческом проявлении;
· совокупностьрусских социальных норм, законов, обычаев, традиций;
· способности,потребности, знания, умения, социальные чувства, мировоззрение русских.
Русская культура, как и всякая другая, существует во времении пространстве, и тем самым в развитии, в ходе которого разворачивается,обогащается и видоизменяется её содержание и облик, а следовательно, обогащаютсяи русские традиции.
Корни русских традиций уходят в «толщу» славянского этноса. Началопервого тысячелетия до нашей эры следует считать, по мнению ученых, временем,когда славянские племена Среднего Поволжья начинают свое «историческое бытие». Отстаиваютсвою независимость; строят свои первые крепости; формируют отрасли хозяйства ина их основе создают систему жизнедеятельности; создают первичные формыславянского героического эпоса [35]. Именно в те исторические далекие временазакладывались основы народных традиций. Постепенно, выделившись изобщеславянского этноса, русские, взаимодействуя с другими народами, создали нетолько великое государство, но и великие традиции.
Прежде всего, особенности нашей культуры и традиций, какматериальных, так и духовных, в огромной мере определяются природно-климатическимиусловиями жизни народа. К сожалению, значение этого, по сути определяющегофактора, явно недооценивалось не только в прошлом, но и в настоящее время. Междутем воздействие природно-климатического фактора настолько велико, что оно явнопрослеживается не только в особенностях производства, способах и приемах труда,техники, но и в организации всей социальной жизни, духовном облике,национальном характере народа. Человека-хозяйственника нельзя отрывать от тойфизико-географической среды, где он действует.
В этих условиях и родилась специфическаясоциально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни русскогочеловека – община [56]. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыгралав жизни русского человека огромную роль. Вся хозяйственная деятельность регламентировалась общиной,ибо земля принадлежала не отдельным людям, а всей общине – она делилась почислу душ на равные части. Каждый член общины наделялся равным земельным паем,который он не имел права ни продавать, ни закладывать. В общем пользованииобщины находились луга, сенокосы, выгоны, лес. Отдельные виды работ (сенокос)осуществлялись «всем миром», полученные результаты разделялись по числуземляных частей.
В зависимости от природно-климатических, а затем исоциально-экономических условий у русских формируются разные виды хозяйственнойкультуры земледелия. Таким образом, за более чем тысячелетнюю историю русские,взаимодействуя с другими народами, создали уникальную во многих отношенияхозяйственную культуру [42].
Русский человек не только коллективно, сообща трудился иоборонял свою землю, но и сообща отдыхал, веселился [23]. Общественная жизнь крестьянинашироко проявлялась в календарной обрядности, в совместных праздничных гулянияхи развлечениях. В жизни русского народа они всегда занимали особое место. Втрадиционной народной культуре праздник отнюдь не понимался как простоеотдохновение от труда или узаконенное безделье. Он нёс в себе важныеобщественные функции (свободное и творческое общение с членами коллектива;самовыражение личности в различных досуговых формах; укрепление илиподтверждение своего социального статуса; демонстрация способностей, талантов идаже нарядов; укрепление контактов с другими людьми и т. д.). В праздникахвсегда были представлены нравственные, воспитательные, психологические,мировоззренческие, эстетические, зрелищно-художественные компоненты поведенияличности и социума в целом. Здесь складывался и одновременно проявлялсяхарактер русского народа как социально-культурный феномен.
В этнической культуре ведущее место всегда занимали народныепромыслы и ремесла. Всовременных условиях, когда промышленное производство, основанное на массовомприменении машин и поточных линий, тотально обеспечивает потребности общества,сфера пользования предметами ручного и кустарного производства существенноизменилась, последние в значительной мере утратили свою утилитарную функцию ипревратились в предметы декоративно-прикладного искусства. И тем не менее онипо-прежнему выступают важнейшими феноменами этнической принадлежности ивыражают специфику содержания и стилевые особенности традиций того или иногонарода [26].
Наша страна – поистине неиссякаемый родник народноготворчества, воплотившегося в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, одно лишьПодмосковье, сколько здесь уникального создал русский народный талант. Это — федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьбапо дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадскийплаточный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву.
Народный костюм (одежда) – яркий и наиболее массовый видхудожественного творчества любого народа. Именно по костюму раньше можно было безошибочно определитьнациональную (этническую) принадлежность любого человека. Русского – покосоворотке и кафтану; украинца – по расшитой рубахе с разрезом посреди груди;белоруса – по жилетке, надетой поверх полотняной сорочки; жителя СеверногоКавказа – по черкеске или бешмету; узбека – по тюбетейке и традиционномухалату, подпоясанному квадратным платком и т.д. Словом, костюм – это визитнаякарточка человека определенной национальности, выражение традиций и культуры [18,21].
1.2 Основы русских народных традиций, их классификация и значениев воспитании детей старшего дошкольного возраста
 
Сегодня мы на многое начинаемсмотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениванием. Этоотносится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, чтобольшинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народнойкультурой. Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало,что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? О чеммечтали? Ответить на эти и подобные вопросы – значит восстановить связь времен,вернуть утраченные ценности.
Сейчас к нам постепенно возвращаетсянациональная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам,традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству,в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянныхсквозь сито веков.
Приобщение детей к русским народнымтрадициям основано на формировании эмоционально окрашенного чувствапричастности детей к наследию прошлого, в том числе, благодаря созданию особойсреды, позволяющей как бы непосредственно с ним соприкоснуться. В основечеловеческой культуры лежит духовное начало. Поэтому приобретение ребенкомсовокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности –интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровнечеловеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций, то есть вконечном итоге определяет меру его общего развития и самосознания в целом. Именнородная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью душиребенка, началом становления личности.
Заложенные в традиционной культуре высокая духовность и нравственностьвыступает гарантами ведения здорового образа жизни населения, гармонизированнойорганизации бытового уклада, уважение к традициям, доброжелательных отношений сокружающими, любви и бережного отношения к природе.
Воспитательная роль народной культуры и прежде всего – культурытрадиционной проявляется через воздействие на каждую личность, будь это младшийшкольник или дошкольник, таким образом, она активно влияет на весь уклад жизнии общества [27].
Следование канонам традиционной культуры развивает у детей и подростковчувство собственного достоинства и национальной гордости, способствуетосознанию роли своего народа в мировой цивилизации.
Успешная и наиболее полная реализация преобразующего, созидательного ивоспитывающего потенциала народной культуры осуществимо только приблагоприятствующих этому условиях: сохранение, возрождение, в целом и ее традиционнойсоставляющей – особенности; воспитание населения, особенно детей и подростков,на материалах наследия народной культуры, путем ненавязчивых форм приобщения кего богатству; активное участие всех желающих в любых формах народноготворчества.
Русские народные традиции можноподразделить на несколько приоритетных направлений [12]:
1. Созданиеатмосферы национального быта. Известно, что окружающие предметы оказываютбольшое влияние на формирование душевных качеств ребенка – развиваютлюбознательность, воспитывают чувство прекрасного. Окружающие предметы, впервыепробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, должны бытьнациональными. Это позволяет детям с самого раннего возраста понять, что они –часть великого русского народа.
2. Традиционные иобрядовые праздники. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различнымисторонами общественной жизни человека, во всей их целостности и многообразии. Вних присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностямивремен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Такаянародная мудрость, сохраненная в веках, должна быть передана детям. Многокрасивых обычаев традиционно существовало на Руси. Они помогали людям не терятьверы и оптимизма, наперекор всем жизненным неурядицам. Жизнь наших предков былапронизана поверьями, обрядами, приметами, а будни чередовались с празднествами.Наши предки понимали праздники как период таинственности и священнодейства, вотличие от повседневности и прозаичности будней. Верили, что в праздникиисчезает граница между миром людей и миром чудес и магии. Традиционнаяпразднично-обрядовая культура — неотъемлемый элемент народной культуры,имеющей, как правило, региональный оттенок. Праздники существовали всегда, вовсе времена, трансформируясь по содержанию и форме, сообразуясь с духовным иэстетическим развитием общества. Они несут большую эмоциональную ивоспитательную нагрузку, обеспечивая передачу традиций из поколения впоколение. Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта, ввиду чегоих иногда называют «аграрными». Однако их тематика шире, так как они членилигод земледельца на определенные отрезки времени, отмечали переход от одногопериода к другому и в целом должны были способствовать воспроизведению и самогочеловека, и окружающей его среды: растительности, животных в масштабах года и врамках годичной повторяемости. Поэтому в календарной обрядности встречаетсявзаимопереплетение производственной, сельскохозяйственной и человеческой,брачной обрядности. Второй вид связан с биолого-социальным развитием человека иотражает основные фазы в его жизни. Это и способствовало появлению трех формобрядности: рождению, свадебной, и похоронной [25,49]. Русские народныепраздники и обряды – одна из наиболее ярких и самобытных составных частейтрадиционной художественной культуры и в тоже время одно из наиболее сложных имногогранных явлений самого раннего ее типа – фольклора [5].
3. Фольклорвыделился из единой культуры первобытного общества в результате разделениятруда. Русский народный фольклор (сказки, песни, частушки, пестушки, пословицы,поговорки и т.п.). В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаютсяслово и музыкальный ритм, напевность. В устном народном творчестве как нигдеотразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности –представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии. Особоеместо в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищениемастерством человеческих рук. Знакомя детей с поговорками, загадками,пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческихнравственным ценностям. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучаткак ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. Впословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции,высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Благодаряэтому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственногоразвития детей. Детский календарный фольклор представлен песнямикалендарно-земледельческого круга: калядки, щедровки, веснянки, купальские,различный закличник: дождю, радуге, солнцу – с просьбой мочить, обогреть;считалки; игры (драматические, спортивные и хороводные). Спортивные игрыспособствуют физическому развитию детей, усовершенствованию тех или иных спортивныхнавыков. Например: «прятки», «салки», «волк и гуси», и многие другие. Такразнообразные варианты игры в прятки содержат в себе отзвуки старинных приемоввоспитания детей, формирования и развития личности ребенка, когда существовалишколы подготовки их и боям и охоте [2]. Так во многих драматических ихороводных играх имитируется повседневная работа взрослых забота о детях иживотных, семейные взаимоотношения, производственные процессы: посев, уборкаурожая – что дает возможность с малых лет приучить детей к существующемупорядку вещей и подготовить их к труду и самостоятельной жизни [11].
4. Русское народноеискусство. Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в созданиипредметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещейотражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира – красоты,природы, людей и др. народные мастера не копировали природу буквально.Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождалисьсказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке,причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальнойкультуры, считается очень важным знакомство с ним детей [12].
5. Русские народныеигры. С момента рождения ребенок устремлен в будущее. Он овладевает культуройвзрослого мира, в котором он живет. Одной и, возможно, наиглавнейшейсоставляющей этого процесса является участие детей в тех играх, которые в своемсодержании фиксируют исторически сложившиеся универсальные (общечеловеческие) иэтнические (национальные) ценности бытия. Народные игры вызывают активностьмысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающеммире. Кроме того, они совершенствуют все психические процессы – внимание,память, воображение, мышление, а в дальнейшем влияют и на самосознание.Нравственные качества, сформированные в игре, влияют на поведение ребенка и егохарактер [42].
1.3 Проблемасамосознания в психологии. Особенности самосознания у детей старшегодошкольного возраста
 
Проблеме самосознания посвященонемало исследований в отечественной психологии. Эти исследованиясконцентрированы в основном вокруг двух групп вопросов. В работах Ананьева Б.Г.[4], Божович Л.И. [11], Выготского Л.С. [16], Леонтьева А.Н. [32], Рубинштейна С.Л.[47], Чаматы П.Р. [55], Чесноковой И.И. [57, 58], Шороховой Е.В. [59] вобщетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос остановлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. Вдругой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, преждевсего, связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценкамиокружающих [20]. Исследования Розена Г.Я. [45] о социальной перцепции заострилиинтерес к вопросу связи познания других людей и самопознания.
Зарубежная литература по темам,имеющим отношение к психологии самосознания, чрезвычайно богата – достаточноуказать лишь на несколько недавно изданных монографий, снабженных обширнейшейбиблиографией. Понятия «Я» и самосознания являются также одними из центральныхв литературе, посвященной теоретическим и практическим аспектам психотерапии ипсихологического консультирования. Тем не менее, не так давно Леонтьев А.Н. [32],характеризовавший проблему самосознания как проблему «высокого жизненногозначения, венчающую психологию личности», расценивал ее в целом как нерешенную «ускользающуюот научно-психологического анализа».
Насколько различные феноменывыбираются в качестве исходных при анализе самосознания, можно убедиться напримере решения проблемы того, как и когда у ребенка возникает самосознание.Чамата П.Р. [55], специально проанализировавший эту проблему, выделил три точкизрения по этому вопросу. Анализ показывает, что их даже больше, чем три. Однаиз этих точек зрения, высказанная, в частности, Бехтеревым В.М. [37], состоит втом, что простейшее самосознание в развитии ребенка предшествует сознанию, т.е.ясным и отчетливым представлениям предметов. Самосознание в его простейшейформе состоит в неясном чувствовании собственного существования. Согласнодругой точке зрения, которую в отечественной литературе аргументировали, вчастности, Выготский Л.С. [16] и Рубинштейн С.Л. [47], самосознание ребенкаесть этап в развитии сознания, подготовленный развитием речи и произвольныхдвижений, ростом самостоятельности, вызванным этим развитием, а такжесвязанными с этими процессами изменениями во взаимоотношениях с окружающими.Речь идет о том этапе в развитии ребенка, когда он овладевает речью ихарактеризуется попытками самостоятельного действования (2-3 года). Чамата П.Р.[55] противопоставляет первым двум точкам зрения третью – самосознаниевозникает и развивается одновременно с сознанием. Смысл этой точки зрения сводитсяк ощущениям, вызванным внешними предметами, всегда «примешиваются» ощущения,вызванные собственной активностью организма. Первые – объективны, т.е. отражаютвнешний мир, вторые – субъективны, они отражают состояние тела – этосамоощущения. Ребенок сталкивается с задачей разобщить, диссоциировать этиощущения, а значит осознать их отдельно. Такое осознание оказывается возможнымблагодаря накоплению опыта активности во внешнем мире.
В психологии самосознание понимаетсякак психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъектадеятельности, в результате которого представления человека о самом себескладываются в мысленный «образ Я». Ребёнокдалеко не сразу осознает себя как «Я»; в течение первых лет он сам сплошь ирядом называет себя по имени — как называют его окружающие; он сначаласуществует для самого себя скорее как объект для других людей, чем каксамостоятельный по отношению к ним субъект [47].
Ребенок переносит знания, полученныеотносительно других, на самого себя – в этом процессе и зарождается илиоформляется его самосознание. Возникновение самосознания связывается также свыражением в отчетливой форме эмоционального отношения (желаний, чувств) кокружающему.
Связь возникновения и развитиясамосознания человека с его вхождением в человеческую культуру, в общение идеятельность людей служила и служит отправной точкой для развития конкретныхпредставлений о самосознании у многих ученых самых различных методологических ифилософских ориентации, как отечественных, так и зарубежных. Смысл этих общихпредставлений сводится к тому, что ребенок становится полноправнымпредставителем человеческой общности, только овладев в той или иной меречеловеческой культурой ценностями, нормами, способами действования и общения,эталонами и способами оценивания и самооценивания. Это овладение (присвоение,усвоение, интериоризация, интроекция, социализация) касается также и способов иформ самосознания.
Культура первоначально не выступаетдля ребенка абстрактно, она проявляется для него в конкретном общении, в живойсовместной деятельности, в виде образцов поведения других людей, их стремленийи ценностей, их отношений между собой и к ребенку, их действий; она существуеттакже в фильмах, книгах, других формах культуры. Приобщаясь к конкретным людямв конкретных отношениях и уподобляясь им, ребенок в то же время приобщается ккультуре вообще. Однако разные люди несут в себе разные взгляды, ценности,способы жизни, поэтому, приобщаясь к одним, он одновременно и дифференцируетсяот других людей.
Чеснокова И.И. [57] предлагаетразличать два уровня самосознания по критерию тех рамок, в которых происходитсоотнесение знаний о себе. На первом уровне такое соотнесение происходит врамках сопоставления «Я» и «другого человека». Сначала некоторое качествовоспринимается и понижается в другом человеке, а затем оно переносится на себя.Соответствующими внутренними приемами самопознания являются преимущественносамовосприятие и самонаблюдение. На втором уровне соотнесение знаний о себепроисходит в процессе аутокоммуникации, т.е. в рамках «Я и Я». Человекоперирует уже готовыми знаниями о себе, в какой-то степени уже сформированными,полученными в разное время, в разных ситуациях. В качестве специфическоговнутреннего приема самопознания указываются самоанализ и самоосмысление. Наэтом втором уровне человек соотносит свое поведение с той мотивацией, которуюон реализует. Оцениваются и сами мотивы с точки зрения общественных ивнутренних требований. Высшего развития самосознание на этом втором уровнедостигает при формировании жизненных планов и целей, жизненной философии вцелом, своей общественной ценности, собственного достоинства.Функции самосознания:
· Самопознание –получение информации о себе.
· Эмоционально-ценностноеотношение к себе.
· Саморегуляцияповедения.Значение самосознания:
· Самосознаниеспособствует достижению внутренней согласованности личности, тождественностисамому себе в прошлом, настоящем и будущем.
· Определяетхарактер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
· Служит источникоможиданий относительно себя и своего поведения.
В рамках социальных наук такжеиспользуют термины «национальное самосознание», «этническое самосознание»,«классовое самосознание», обозначающие осознание членами группы наличия даннойгруппы, её особенностей и целей в социальном мире.В философии самосознаниеесть осознание сознанием самого себя, рефлексия сознания относительно себя.Самосознание одновременно понимается и как акт (деятельность) рефлексиисознанием себя и как результат этой рефлексии — знание себя. Самосознаниеявляется условием того, что сознание сохраняет себя во времени — удерживаетсебя как одно и то же сознание. При этом говорят о единстве самосознания. Всвою очередь единство самосознания является условием всякого единства в мире [6,24]. В строго философском смысле сознание естьвсегда — оно не может ни начаться, ни прекратиться, поскольку в строгофилософском смысле оно понимается как само условие конституирования мира, каксам способ бытия и данности мира. Соответственно этому самосознание понимаетсякак лежащее в основании всякого сознания единство субъекта.Спиркин А.Г. [48] даетследующее определение: «самосознание — это осознание и оценка человеком своихдействий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов,идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места вжизни. Самосознание — конституирующий признак личности, формирующийся вместе состановлением последней».
Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно,противопоставляет ему себя. Но в то же время сознание сохраняется всамосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своейсобственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировкичеловека в окружающем мире, знание о другом, это самосознание есть ориентировкачеловека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода духовныйсвет, обнаруживающий и себя и другое.
Благодаря самосознанию человек осознает себя какиндивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становитсясуществом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания,по мнению Спиркина А.Г. [48], следует считать просто сознание нашего наличногобытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего«Я».
Самосознание является венцом развития высших психическихфункций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но выделив себяв этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определеннымобразом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивогообъекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, котораянезависимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.
Самосознание – это динамическая система, которая на разныхвозрастных этапах имеет свои особенности, оно не изначальная данность, присущаячеловеку, а продукт развития. Однако зачаток сознания тождественностипоявляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванныевнешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения.Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшеезначение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компонентывзаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.
Стадии (или этапы) развития самосознания:
· Открытие «Я»происходит в возрасте 1 года.
· К 2-м 3-м годамчеловек начинает отделять результат своих действий от действий других и чёткоосознаёт себя как деятеля.
· К 7-и годамформируется способность оценивать себя (самооценка).
Немаловажно, чтобы ребенок оценивалсебя как русский человек.
· Подростковый и юношескийвозраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается периодформирования социально-нравственных оценок.
На формирование самосознания влияют:
· Оценки окружающихи статус в группе сверстников.
· Соотношение «Я-реальное»и «Я-идеальное».
· Оценкарезультатов своей деятельности.
В самосознании отражено пониманиеребенком своего места в системе общественных отношений, оценка своихвозможностей в области практического действия и пробуждение внимания ксобственной внутренней жизни. Самосознание превращает ребенка в самобытнуюличность.
На протяжении дошкольного детствасамосознание претерпевает существенные изменения. Отечественный психолог МерлинB.C. [36,37] в структуре самосознания выделяет четыре главных компонента,которые он предлагает рассматривать также как фазы его развития. Первую фазусамосознания он определяет как сознание тождественности, зачатки котороговозникают уже в одиннадцатимесячном возрасте, то есть в конце младенчества,когда ребенок начинает отличать ощущения, исходящие от его собственного тела,от ощущений, вызываемых внешними предметами. Вторая фаза — важнейшая в развитиисамосознания — сознание «Я» как активного начала, как субъекта деятельности,оно появляется в 2-3 года, когда ребенок овладевает личными местоимениями иформируется личностное новообразование – «гордость за собственные достижения».Возникает вторая фаза детского негативизма, выражаемая формулой «Я сам...» Этотпериод принято считать критическим, так как взрослый начинает испытыватьтрудности во взаимоотношениях с ребенком, который может стать невыносимым всвоем негативизме и упрямстве. Стремление быть, как взрослые, может найтинаиболее полное разрешение только в форме игры. Следующую, третью фазу, B.C.Мерлин [5, 51] рассматривает как осознание своих психических свойств, котороепроисходит в результате обобщения данных самонаблюдения и поэтому предполагаетдостаточно развитое абстрактное мышление. Последняя, четвертая фаза, названакак социально-нравственная самооценка, способность к которой формируется вподростковом и юношеском возрасте на основе накопленного опыта общения идеятельности. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически,но формируются они не одновременно.
1.4 Взаимосвязь русских народныхтрадиций с национальным самосознанием детей старшего дошкольного возраста
 
В энциклопедическом словаренациональное самосознание рассматривается как совокупность взглядов, мнений иотношений, выражающих содержание, уровень и особенности представлений членовнационально-этнической общности о своей истории, современном состоянии иперспективах своего развития, а также о месте среди аналогичных общностей ихарактере взаимоотношений с ними.
Национальное самосознаниепредставляет сложное структурное образование, включающее в себя осознаниенациональной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес иуважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка,культуры.
По мнению Хабибуллина К.Н. [53], национальнаяопределенность самосознания является следствием восприятия тех различий,которые существуют между нациями. Эти различия связаны с бытовыми, языковыми,культурными и иными особенностями, формирующими нацию, народность каксоциально-этническую общность. Исследуя проблему, Хабибуллин К.Н. [53]подчеркивает, что самосознание приобретает национальное своеобразие тогда,когда проявляется личность, способная к более или менее сознательному отношениюк своим национальным особенностям и к обобщенному осознанию и пониманию своихотличительных черт. Следовательно, самосознание является оценочнойсистематизацией сложившегося и складывающегося социо-культурного опыта, включаяи оценочное отношение бывших и настоящих национальных отношений.
Харисов Ф.Ф. [54] национальноесамосознание определяет как целостную систему психологических установок,определяющую представления, взгляды, самооценки и действия личности в трех плоскостях:этническая самоидентификация; внутриэтнические взаимоотношения и общение;межэтническое общение.
В современном мире человек являетсяносителем целого набора идентичностей — культурной, этнической,профессиональной, конфессиональной и т.д. Но в структуре личности доминантной,особенно в кризисные нестабильные периоды, является этническая идентичность.Она определяется основными базовыми психологическими потребностями личности: вбезопасности и защите; принадлежности к обществу, к группе; самобытности иуникальности своего «Я» и уверенностью в себе. Устойчивость же национальнойобщности зависит от оптимальных форм сохранения традиций. Сохранение позитивнойэтнической идентичности — социально-психологический механизм сохранения самойрусской культуры в целом.
Начавшееся в России возрождениетрадиционной народной художественной культуры, способствующее воспитаниюнационального самосознания, рассматривается сегодня как государственнаяполитика, о чем свидетельствует Указ Президента РФ «О мерах государственнойподдержки народных художественных промыслов и ремесел» от 7 октября 1994 г.
Изучению русского самосознанияпосвящено значительное число работ, авторы которых с разных позицийрассматривали данный феномен.
Распространенным в отечественнойнауке является понятие национального самосознания как осознания индивидомпринадлежности к определенной нации как к социально-экономической иполитической общности. Но очевидно, что национальное самосознание имеет болеесложную многоуровневую структуру, включающую этническое и историческоесамосознание, историческую память, этнокультурное сознание, его составляющейявляется национальная идея, национальный менталитет.
На русский народ выпала историческаямиссия не только собирателя, но и охранителя территорий и русских традиций.Поэтому рассматривая национальное самосознание русских необходимо помнить одревних традициях государственности русского народа.
Отмечается, что в перспективеколлективистские установки могут быть даже усилены, так как в структуресамосознания они выполняют еще и компенсаторные функции, играют роль адаптивнойпсихологической защиты, помогая преодолеть внутренний дискомфорт личности,порождаемый сегодняшним кризисом самосознания российского общества.
Смысл национальной идеи состоит впобуждении воли народа к национальному единству, основанному на национальномсамосознании, во имя достижения целей, определяемых национальными интересами.Данная формулировка более всего отвечает сегодняшним ожиданиям общества и болеедругих раскрывает существо этого феномена: национальная идея является понятиемвариабельным, функцией исторического времени. Цели ее могут меняться взависимости от демографической, духовной, экологической и политическойситуаций, переживаемых нацией на различных этапах ее развития. Однако при этойвариабельности фундаментальным для национальной идеи остается национальноесамосознание, в меньшей мере подвергаемое испытаниям времени.
Поэтому важнейшей предпосылкойпреодоления духовного кризиса российского общества является формирование вобщественном сознании национальной идеи, отвечающей вызову времени, ивоспитание национального самосознания граждан России на основе традиционныхценностей российского этноса.
Рассмотрев теоретические аспекты поформированию самосознания у детей старшего дошкольного возраста, посредствомзнакомства с русской народной культурой, можно сделать вывод о том, что национальноесамосознание складывается из самосознания отдельных людей данной национальностии формируется, в свою очередь, соответствующей национальной средой.Самосознание отдельного человека не суть продукт ума, а суть продукт чувства.Что это означает? Это означает, что самосознание формируется нерационально-логически, не с помощью ума (в коре больших полушарий мозга), а вглубинах сознания и даже подсознания (в подкорковых областях мозга), оноэмоционально и на его становление влияет множество факторов интуитивного ичувственного восприятия. В русском языке это обозначается очень ёмким словомдуша. Сущность самосознания с трудом поддается словесной формализации (то естьчеловек чувствует, но точно выразить не может). В связи с описанным механизмомбольшая роль в формировании самосознания принадлежит знакомству детей с русскойнародной культурой посредством специально разработанных занятий, как одному изнаиболее информационно ёмких видов культуры.

Глава II. Практическая работа по формированиюнационального самосознания детей старшего дошкольного возраста
 
2.1 Организация исследования
 
Современное общество поднялось на ту ступень развития, накоторой осознается ценность личностного начала в человеке, высоко оцениваетсявсестороннее развитие личности.
Непомнящая Н.И. [41] отметила значимость для становленияличности именно старшего дошкольного возраста, в свете соответствия этогопроцесса истинным потребностям и возможностям ребенка.
По мнению Божович Л.И. [11] именно в дошкольном возрасте детиначинают осознавать себя субъектами в системе социальных отношений, у нихформируется внутренняя позиция, которая отражает степень их удовлетворениясвоим местом в этих отношениях. Именно этот возрастной период сензитивен дляформирования фундамента личности ребенка.
Рогов Е.И. [44] отметил, что помимо различных процедур,необходимо занимать ребенка какой-либо деятельностью в течение дня, т.к.психика предназначена для активности.
Национальное самосознаниепредставляет сложное структурное образование, включающее в себя осознаниенациональной принадлежности (национальная самоидентификация), интерес иуважение к истории своей нации, стремление к развитию национального языка,культуры.
В настоящее время в практике ДОУ для работы с дошкольникамиприменяются разнообразные программы по ознакомлению детей с русской народнойкультурой, которые направлены на развитие внимания, памяти, формирование эмоциональноокрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в том числе,благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с нимсоприкоснуться, отзывчивости к русской народной культуре, воспитание у детейжелания познавать русскую народную культуру.
При этом интерес составляет исследование влияния русскойнародной культуры на самосознание старших дошкольников не только на отдельныепсихологические процессы, но и на всю личность в целом, фундамент которойзакладывается именно в старшем дошкольном возрасте, что имеет значение и длядальнейшего развития ребенка, особенно на такой ее компонент, как самосознание,представление собственного «Я», «Я»-концепцию, являющееся ядром человеческойличности.
Наше исследование проводилось на базе детского сада № 322 идетского сада № 524. В нашем исследовании проводилась работа с детьми ввозрасте от 5 до 7 лет. Для детей старшего дошкольного возраста характернонакопление данных о своих возможностях благодаря личному опыту. Формированиеобраза самого себя происходит на основе установления связи между индивидуальнымопытом ребенка, информацией, которую он получает в процессе общения. Налаживаяконтакты с людьми, сравнивая себя с ними, сопоставляя результаты своейдеятельности с результатами других детей, старший дошкольник получает новыезнания не только о другом человеке, но и о самом себе.
Нами были организованы:
1. констатирующий этапэксперимента по выявлению начального уровня сформированности самосознаниястарших дошкольников, в котором участвовало 40 детей старшего дошкольного возраста,из этих детей была сделана выборка 20-ти детей в экспериментальную группу;
2. формирующий этап экспериментав ходе, которого была проведена работа по формированию самосознания 20-ти старшихдошкольников на занятиях по ознакомлению детей с русской народной культурой;
3. контрольный этап экспериментапо диагностике конечного уровня сформированности самосознания детей старшегодошкольного возраста, в котором участвовали 20 детей из экспериментальной и 20детей из контрольной группы.
 
2.2 Результаты констатирующего этапа эксперимента
 
Образ -Я и его представление о себе характеризуется черезстепень выраженности у него таких психических свойств, как самоконтроль,незащищенность, тревожность, агрессивность, недоверие к себе, чувствонеполноценности, враждебность, конфликтность (фрустрация), трудности общения,депрессивность, демонстартивность, инфантильность, общительность и самооценка.
Для диагностики начального уровня самосознания детей старшегодошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп нами былаиспользована диагностическая методика изучения уровня самосознания УрунтаевойГ.А. и Афонькиной Ю.А. [52], оценивающая то, насколько дети старшегодошкольного возраста осознают свои желания, предпочтения, выделяют и фиксируютсвою деятельность в сознании.
Вопросы к опроснику диагностической методики:
1. Что ты любишьбольше всего на свете?
2. Чем бы стал(а)заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Расскажи о своемлюбимом занятии: как ты играешь, гуляешь?
4. Расскажи, что тыбольше всего не любишь?
5. Тебе все нравитсяв детском саду?
6. Представь, естьволшебник и он исполнит любое твое желание, что ты хочешь попросить?
В нашем констатирующем этапе эксперимента участвовало 40детей старшего дошкольного возраста – 20 детей в экспериментальной группе и 20детей в контрольной.
Полученные данные опросника к диагностической методикеизучения уровня самосознания Урунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А [52] регистрировалисьв таблицах №1 и №2 (см. Приложение 1).
После заполнения таблиц мы выявляли соотношение вариантовответов в экспериментальной и контрольной группах, выделяя наиболее значимые ираспространенные в каждой группе.
Контрольная группа
отсутствие ответа — 7 человек (35%)
стереотипное повторение одного ответа — 2 человека (10%)
перечисление режимных моментов — 8 человек (40%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых ибудущих событиях — 3 человека (15%)
Экспериментальная группа
отсутствие ответа — 6 человек (30%)
стереотипное повторение одного ответа — 1 человек (5%)
перечисление режимных моментов — 9 человек (45%)
сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых ибудущих событиях– 4 человека (20%).
Результаты, констатирующего этапа эксперимента, отраженные втаблице №3 (см. Приложение 3), дали нам данные о начальном уровне развитиясамосознания старших дошкольников в экспериментальной (20 детей) и контрольной (20детей) группах. Уровень развития сознания желаний и предпочтений старшимидошкольниками в начале нашего исследования находился примерно на одном уровне,фиксируясь в большинстве случаев у детей обеих групп на перечислении режимныхмоментов.
На втором месте по встречаемости соответствующих типовответов –отсутствие ответа и на третьем месте – сообщение детьми о своих действияхи развернутый рассказ о прошлых и будущих событиях.
На рисунках 1 и 2 можно увидеть процентное соотношениеответов детей старшего дошкольного возраста к опроснику диагностическойметодики изучения уровня самосознания.
/>
Рис. 1 Результаты ответов детей контрольной группы впроцентных соотношениях
/>
Рис. 2 Результаты ответов детей экспериментальной группы впроцентных соотношениях
Так же нами была проведена диагностика, направленная наопределение уровня знаний детьми устного народного творчества: сказок, потешек,фольклора, песен и прочее, знание особенностей русского народного декоративно –прикладного искусства, русских народных игр, традиционных и обрядовыхпраздников, русских народных музыкальных инструментов и особенностейнационального быта.
Целью диагностики детей старшего дошкольного возраста являетсявыявление теоретических знаний и практических умений воспитанников ДОУкасающихся:
· Уровнясформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках итрадициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлятьориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представленийо народной культуре;
· Потребностииспользовать данные знания и умения на практике;
· Уровнясформированности умения самостоятельно моделировать свою деятельность, опираясьна теоретические знания и практические умения и навыки;
· Уровня знаний иумений на практике использовать русские народные инструменты и подвижные игры.
Результаты диагностирования детей позволяют выявить трикачественно различных уровня (высокий, средний, низкий).
Высокий уровень.
У детей сформированы общекультурная, общеинтеллектуальная исоциально – нравственная составляющие восприятия и понимания себя какпредставителя русской нации. Отмечаются знание и понимание духовно –нравственных норм, характерных для представителей русского народа. У детей естьопыт восприятия разных жанров русского искусства, включения образа себя визображаемую картину мира и формирования личностного отношения к ней. Ребенок синтересом усваивает сведения, касающиеся особенностей русской культуры и еепроявлений: использует в активной речи пословицы, поговорки, загадки, считалки,образные выражения, знает народные приметы, умеет делать соответствующие заключения.Интересуется историей русского народа, гордится тем, что он – русский.Принимает осмысленное и активное участие в русских народных праздниках. Знаетназвания многих праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда онбывает. Имеет представление о народных промыслах (Хохлома, Гордец, Дымка,Филимоновская игрушка, Жостово, Гжель, матрешки – семеновские, загорские,полхов – майдан) и использует их элементы в своих работах. Умеет самостоятельноиспользовать разные виды народно – прикладного творчества в процессепродуктивной деятельности.
Средний уровень.
Общекультурная и социально – нравственная оценки произведенийрусской культуры и искусства не дифференцируется. Общеинтеллектуальная оценкаотличается очень низкими показателями. Хотя каждый из компонентов является всетаки актуализированным в ходе обсуждения со взрослым особенностей русскоймузыки, архитектуры и т.д. Дети знают названия предметов русского народногобыта и костюма, могут объяснить их назначение. Помнят русские названия потешки,прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и используют их в речи. Знаютнародные приметы и замечают соответствующие им особенности природы, на их основеоценивают состояния погоды в повседневной жизни. Знают названия некоторыхнародных праздников и принимают активное участие в них, однако с такой жерадостью участвуют и в других праздниках, устраиваемых в ДОУ. Собственноеотношение к тому, что они принадлежат именно к русской культуре, несформировано, хотя, дети знают, что они – русские.
Низкий уровень.
Отмечается недифференцированность социально – нравственных,общеинтеллектуальных, общекультурных компонентов оценки выразительностисодержания всех жанров русского искусства (устного народного творчества,музыки, живописи и пр.) Оценки произведений русского искусства носят ситуативно– эмоциональный характер, что свидетельствует о том, что воспитатели неиспользуют потенциалы личностного развития воспитанников. Дети знают некоторыепотешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и несколько народных подвижныхигр, 2-3 названия и назначение предметов русского народного быта, но при этомне испытывают особого интереса к обогащению и углублению своих знаний, темболее к практическому применению их в жизни. Участвуют в русских народныхпраздниках, организованных в ДОУ, но пассивно.
Первоначальное диагностирование детей по русской народнойкультуре. (см. Приложение 2).
На рис. 3 и 4 можно увидеть процентное соотношение первоначальногоуровня знаний, детей старшего дошкольного возраста, русской народной культуры.
/>
Рис.3
 
/>
Рис.4

2.3 Программа формирующего этапа эксперимента
Целью программы своего формирующего этапа эксперимента мыпоставили выявить, обосновать и экспериментально проверить влияние русскойнародной культуры на самосознание старших дошкольников на занятиях в ДОУ.
Нами была разработана и утверждена дополнительная образовательнаяпрограмма по этнокультурному (русскому) компоненту образования, согласно которойдети экспериментальной группы получали дополнительные занятия (см. Приложение №4)
Данная программа раскрывает задачи и содержание работы поприобщению детей к истокам русской народной культуры.
Программа построена на основе главных методических принципов:
· Учет возрастныхособенностей детей
· Доступностьматериала
· Постепенность егоусложнения
Новизна и актуальность дополнительной образовательнойпрограммы заключается в том, что она направлена на активное приобретение детьмикультурного богатства русского народа. Программа основана на формированииэмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого, в томчисле, благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с нимсоприкоснуться.
Система знаний, заложенных в дополнительной образовательнойпрограмме представляет собой комплекс, состоящий из направлений:
· ознакомление детейс устным народным творчеством;
· ознакомлениедетей с традициями и историей русского народа;
· ознакомлениедетей с русским народным декоративно — прикладным искусством;
· знакомство срусскими народными играми;
· знакомство страдиционными и обрядовыми праздниками и русскими; народными музыкальнымиинструментами;
· знакомство сособенностями национального быта.
Цель программы:
Формирование положительного отношения дошкольника к русскойнародной культуре. Формирование у детей знаний о богатой русской народнойкультуре.
Задачи программы:
· - Формирование удетей эмоциональной отзывчивости к русской народной культуре, воспитание удетей желания познавать русскую народную культуру.
· - Воспитание удетей чувства гордости за сою страну, богатую славными традициями. Формированиечувства причастности к русскому народу и русской культуре.
· Развитие у детейпознавательного интереса к русской народной культуре.
· Формированиеобобщенных знаний и умений у детей об устном народном творчестве русскогонарода, традициях и истории русского народа, русских народных игр, традиционныхи обрядовых праздниках русского народа, о быте на Руси.
· Развитие умениясоздавать выразительные узоры на бумаге и объемных предметах, воспитание приэтом чувства ритма, формы, симметрии.
· Развитие умениясамостоятельно использовать устное народное творчество.
· Развитие умениярассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, обобрядовых и традиционных праздниках на Руси.
· Развитиеактивности детей посредством использования русских народных игр.
Таблица № 5Возрастная группа Продолжит. занятия Периодичность в неделю Кол-во часов в неделю Кол-во часов в год 6-7 лет 30 мин 2 раза в неделю 1 час 34 часа 30 мин
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программыдля детей старшего дошкольного возраста
Таблица № 6№ Наименование разделов Общее кол-во часов В том числе Теоретических Практических 1 «Восенушка – осень» 12 часов 4 часа 8 часов 2 Зимние узоры» 10 часов 30 мин 3 часа 15 мин 7 час. 15 мин 3 «Весна красна цветами» 12 часов 4 часа 8 часов Итого 34 часа 30 минут 11 часов 15 минут 23 часа 15 минут
Методическое обеспечение дополнительной программы поэтнокультурному (русскому) компоненту образования: основной формой обучениядетей являются занятия, в которые включены игры, экскурсии, беседы,рассматривание картин и практическая деятельность.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса:
· Рассказ(педагога, детей)
· Беседа
· Чтениехудожественных произведений
· Пояснение,объяснение
· Изложениематериала сопровождается взаимным обращением детьми и игровым заданиями дляуспешно усвоения материал. На каждом последующем занятии в игровой формеповторяется материал, изложенный на прошлом занятии.
Дидактический материал
· Аудиозаписирусскими народными сказками, песнями и пр.
· Иллюстрированныекниги с русскими народными сказками
· Иллюстрированныекниги с изображением русского быта, национального костюма
· Наглядно –дидактический материал: картинки, иллюстрации росписи
· Настольные игрырусской народной тематики
· Образцы поделок ирисунков
Занятия с детьми проводятся в русской избе и музее. Изба имузей оснащены пособиями для занятий с детьми, настоящими атрибутами русскогобыта и направлены на выявление способностей каждого ребенка и формирования уних знаний о русской культуре. Изба используется для плановых занятий, дляиндивидуальной работы с детьми, музей дети посещают с целью ознакомления срусским народным декоративно – прикладным искусством, со старинными экспонатамирусского быта.
В первую очередь, отметим, что дети старшего дошкольноговозраста, как уже было нами ранее отмечено при анализе психологическойлитературы, открывает для себя новые возможности, благодаря актуализирующейсяспособности к произвольности в деятельности, поведении. Именно этот факт имелзначение при организации групповых занятий: дети эмоционально-положительновосприняли возможность разнообразить свою деятельность, в большинстве случаевответственно и старательно относясь к выполнению, поручаемых им заданий.
При этом, организуя занятия, мы старались создать атмосферу,в которой каждый ребенок может свободно и без ограничений выражать себя,задавать вопросы.
Одновременно регулировали взаимоотношения детей в подгруппахдля обеспечения комфортной психологической атмосферы, осознания детьми себя,своих возможностей, способности в самопроявлении и восприятии остальных детей.Вербальный контакт с детьми в течение всего занятия и особенно в конце, приподведении итогов, полученных детьми ощущений нами подчеркнуто поощрялосьобсуждение детьми своих чувств, состояний, т.е. достигаемая ими осознание себя,как части русского народа.
При этом, организуя занятия, мы видели необходимостьпостоянного внимания педагогом группы, т.е. самого экспериментатора надостигаемые детьми успехи, а главное – проявленное ими старание, стимулируяинтерес детей к организуемой для них деятельности и узнавая их состояние,уровень работоспособности в целях наиболее эффективной организации временизанятий. Непосредственно проводя занятия с экспериментальной группой, мысделали вывод, что на практике дети старшего дошкольного возраста эмоциональноположительно и ответственно воспринимают и выполняют деятельность, организуемуюсредствами занятий по ознакомлению с русской народной культурой. Также намибыло отмечено, что поощрение спонтанности, фантазии детей в самопроявленииявляется одним из необходимых условий обязательной регуляции взаимоотношенийдетей в группе – детей активных, стремящихся подавлять других, отвлекать навыполнение заданий и детей неуверенных, сомневающихся в своих силах,стесняющихся выражать себя и свое внутреннее состояние после занятий.
2.4 Результаты контрольного этапа эксперимента
 
Реализуя программу формирующего эксперимента, мы сделаливывод о том, что благодаря занятиям по ознакомлению с русской народнойкультурой, дети старшего дошкольного возраста стали более уверенными в себе,самостоятельными. Это объясняется нами формированием у старших дошкольниковэкспериментальной группы более высокого уровня развития представлений о себе,своих возможностях, знаниях. Благодаря поощрению фантазии, самораскрытия детистали инициативнее и настойчивее в плане реализации собственных замыслов.
В ходе организованного нами контрольного этапа эксперимента,нами повторно была поведена диагностика уровня сформированности самосознаниядетей старшего дошкольного возраста в обеих группах: диагностическая методикаУрунтаевой Г.А. и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости вгруппе типов ответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтенийи осознание прошлых и будущих действий. А так же диагностика, направленная наопределение уровня знания детьми русской народной культуры.
Результаты достигнутого уровня развития знаний детей старшегодошкольного возраста в сравнении с начальным их уровнем в итоге проведенногонами формирующего этапа эксперимента показали нам следующую картину.
Сравнивая результаты диагностической методики Урунтаевой Г.А.и Афонькиной Ю.А. [52] по выявлению частоты встречаемости в группе типовответов на вопросы, определяющие осознание желаний и предпочтений и осознаниепрошлых и будущих действий мы отметили, что в обеих группах качество и количествоответов не изменилось, что говорит о том, что освоение русских народныхтрадиций, в процессе социокультурного творчества детей старшего дошкольноговозраста при условии педагогического руководства, не способствует формированиюнационального самосознания.
В таблице № 4 (см. Приложение 3) можно увидеть сравнительные результатыответов детей контрольной и экспериментальной групп после проведения комплексазанятий.

/>
Рис. 6 Результаты ответов детей контрольной группы послепроведения комплекса занятий
/>
Рис. 7 Результаты ответов детей экспериментальной группы послепроведения комплекса занятий
/>
Рис. 8 Сравнительные ответы детей экспериментальной иконтрольной групп после проведения комплекса занятий

Но, проведя диагностику, направленную на определение уровнязнания детьми русской народной культуры можно сделать вывод о том, что у детей экспериментальнойгруппы значительно повысился уровень знаний традиций русской народной культуры,сформировалось положительное отношение дошкольника к русской народной культуре,сформировались знаний о богатой русской народной культуре, сформироваласьэмоциональная отзывчивость к русской народной культуре, у детей возникложелание познавать русскую народную культуру. Сформировалось чувствопричастности к русскому народу и русской культуре, развился познавательныйинтерес к русской народной культуре. Сформировались обобщенные знания и уменияоб устном народном творчестве русского народа, традициях и истории русскогонарода, русских народных игр, традиционных и обрядовых праздниках русскогонарода, о быте на Руси. Дети научились создавать выразительные узоры на бумагеи объемных предметах, соблюдая при этом чувство ритма, формы, симметрии. Удетей развилось умение самостоятельно использовать устное народное творчество,рассказывать об истории и традициях на русского народа, о его быте, обобрядовых и традиционных праздниках на Руси. Развилась активность детейпосредством использования русских народных игр. У детей контрольной группыперечисленные выше критерии знаний и умений остались на прежнем уровне, что нампоказывают рисунки 9 и 10
/>
Рис. 9

/>
Рис. 10
/>
Рис. 11 Сравнительные результаты экспериментальной группы на первоначальнойи конечной стадии
/>
Рис. 12 Сравнительные результаты контрольной группы напервоначальной и конечной стадии

Заключение
Исходя из вышесказанного, можем заключить, что проведеннаянами система занятий обеспечила формирование умственных знаний детей, но неповлияла на самосознание детей.
Старший дошкольный возраст является сензитивным дляформирования фундамента личности ребенка. При этом ядром человеческой личностиявляется самосознание, представление о собственном «Я» или образ — Я,формирование которого происходит в деятельности и общении.
В ходе теоретического исследования развития и современногосостояния аспектов формирования самосознания старшего дошкольника, впсихологической литературе, нами было установлено, что необходимыми условиямидля формирования самосознания ребенка посредством русской народной культуры, являетсясоздание таких взаимоотношений ребенка с другими людьми внутри которых он нетолько мог бы, но и вынужден был бы стать личностью, проявить национальнуюсамоидентичность.
Но, не смотря на приведенные теоретические аспекты, проведеннаянами практическая система занятий по ознакомлению детей с русскими народнымитрадициями (культурой) не обеспечила формирование осознания желаний ипредпочтений, осознания прошлых и будущих действий, но повлияла на общееразвитие детей, сформировала устойчивые знаний и интерес к русским народнымтрадициям.
Таким образом, можем сделать вывод о том, что гипотеза нашегоэксперимента не подтвердилась в связи с возрастными особенностями детей старшегодошкольного возраста, которые, по результатам опросника Урунтаевой Г.А. иАфонькиной Ю.А, не в полной мере выделяют и не фиксируют свою деятельность всознании.

Список литературы
1. Аверин В.А. Психологическаяструктура личности // Психология личности: Учебное пособие. – СПб.:Издательство Михайлова В.А., 1999. – 389 с.
2. Адаскина О.Н. Русскийфольклор. – М.: АСТ, 2001. — 256 с.
3. Ананьев Б.Г. Хрестоматияпо возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи в развитииличности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
4. Ананьев Б.Г. Кпостановке проблемы развития детского самосознания // Изв. АПН РСФСР. — М.,1948. – Выпуск № 18.
5. Аникин В.П.Фольклор как коллективное творчество народа: Учебное пособие. — М.: МГУ, 1969.- 95 с.
6. Антонио МенегеттиОсновы философии. – М.: ННБФ Онтопсихология, 2007. — 240 с.
7. Богомолова М.И.Народная педагогика в системах прошлого и на современном этапе: Учебно-методическоепособие. — Набережные Челны, 1995. — 40 с.
8. Богомолова М.И.Педагогический потенциал народной педагогики в воспитании детей: Учебно-методическоепособие. — Тольятти, 2008.- 71 с.
9. Божович Л.И.Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе.- М., 1976, №6
10. Божович Л.И.Хрестоматия по возрастной психологии //Генетические и структурные взаимосвязи вразвитии личности: Учебное пособие для студентов, под ред. Д.И. Фельдштейна:2-е изд., — М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
11. Божович Л.И. Личностьи ее формирование в детском возрасте. — М., 1968. — 222 с.
12. Бударина О.Н.Знакомство детей с русским народным творчеством. – М.: Детство, 2003. — 395 с.
13. Выготский Л.С.Проблема культурного развития ребенка: (1928) Вестн. Моск. ун-та., Психология.- М., 1991, N 4. — 5-18 с.
14. Выготский Л.С. Собраниесочинений. Том 3 //Проблемы развития психики Под ред. А. М. Матюшкина. — М.:Педагогика, 1983. — 368 с.
15. Выготский Л.С. Лекциипо психологии. — СПб.: Союз, 1997. — 144 С.
16. Выготский Л.С. Развитиеличности и мировоззрение ребенка // Психология личности: Под ред. Ю. Б.Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. — М., 1982. – 326 с.
17. Гизатуллина Н. М.Народные традиции иформирование национального самосознания школьников. — Казань, 2004. – 178с.
18. Горожанина С.В.,Зайцева Л.М. Русский народный свадебный костюм. — М.: Издательство Культура итрадиции, 2003. — 128 с.
19. Данилевский Н.Я. Россия и Европа //Институтрусской цивилизации. — 2008. — 816 с.
20. Дробницкий О.Г. Проблемынравственности. — М., 1977. – 185 с.
21. Ефимова Л.В. Русскийнародный костюм //Государственный Исторический музей. — М.: ИздательствоСоветская Россия, 1989. — 314 с.
22. Жуковская М.Э.Смыслоцентрированный подход к обучению письменному тексту как компонентукоммуникативной компетентности //Компетентность и проблемы ее формирования всистеме непрерывного образования: Под ред. И.А. Зимней. — М., 2006. — 130 с.
23. Иванцова Л.А.Народные и обрядовые праздники. — Ростов-на-Дону: Издательство МарТ, 2009. — 272 с.
24. Иммануил Кант Критикачистого разума. — Мидгард: Издательство Эксмо, 2007. — 1120 с.
25. Капшук О.Н.Русские праздники и обряды. – Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2008. – 294с.
26. КлиентовА.Н. Народные промыслы — Издательство Белый город, 2008. — 47 с.
27. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа.- Издательство Детство-пресс, 2004.- 365 с.
28. Кожинов В.О. Орусском национальном самосознании. — М., 2002. — 154 с.
29. Козлова С.А.Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающиммиром. — М., 1988. — 276 с.
30. Козлова С.А. Я –Человек: Программа приобщения ребенка к социальному миру. — М., 1996. — 165 с.
31. КозловаС.А., Артамонова О.В. Как познакомить ребенка с творческой деятельностьювзрослого: Дошкольное воспитание. — М., 1993. — № 10.
32. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. — М., 1975. – 321 с.
33. Леонтьев А.Н. Хрестоматияпо возрастной психологии //Общее понятие о деятельности: Учебное пособие длястудентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., — М.: Институт практическойпсихологии, 1996. — 304 с.
34. Лисина М.И.Потребность в общении //Проблемы онтогенеза общения.- М.: Педагогика, 1986. — 31–57 с.
35. Марков Г. Е.,Пименов В. В. Этнология: Учебник для высших учебных заведений. – М.,1994. – 466 с.
36. Мерлин В.С. Собраниесочинений. Том 1. //Вопросы развития социального мировоззрения у детей. — Пермь: ПСИ, 2006. — 332 с.
37. Мерлин B.C.Лекции по психологии мотивов человека. — Пермь, 1971. – 206 с.
38. Милюков П.Н.Очерки по истории русской культуры. Том 1. — М., 1991. — 234 с.
39. Михайлова Н.Г. Народнаякультура в современных условиях: Учебное
пособие министерства культуры РФ. — М.: Российский ин-т культурологии, 2000. — 219 с.
40. Мухина В. С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник длястуд. Вузов, 4-е изд., — М.: Издательский центр Академия, 1999. — 456 с.
41. Непомнящая Н.И.Становление личности ребенка 6-7 лет: Научно-исследовательский институт общей ипедагогической психологии Академии педагогических наук СССР. — М., 1992. – 360с.
42. Олейников Ю.В. Природныйфактор бытия российского социума. — М., 2003. — 12 с.
43. Покровский Е.А.Русские народные игры: Образовательные проекты. – М.: Сфера, 2009. – 192с.
44. Рогов Е.И.Настольная книга практического психолога //Системная работа психолога с детьмиразного возраста – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. – 384с.
45. Розен Г.Я.Психология познания как самостоятельное направление исследований: Зарубежныеисследования по психологии познания. — М., 1977. – 439 с.
46. Рубинштейн С. Л.Основы общей психологии — СПб: Питер, 2000. — 712 с.
47. Рубинштейн С.Л. Хрестоматияпо возрастной психологии //Направленность личности: Учебное пособие длястудентов, под ред. Д.И. Фельдштейна: 2-е изд., — М.: Институт практическойпсихологии, 1996. — 304 с.
48. Спиркин А.Г.Сознание и самосознание. — М.: Политиздат, 1972. — 304 с.
49. Степанов Н.П. Народныепраздники на Святой Руси. – М., 1992. – 226 с.
50. Суровцева А. В. Воспитание воли детей дошк-ого возраста. — М., 1952.- 108 с.
51. Суслова Э. К. Патриотическое и интернациональноевоспитание в игре — М., 1983. — 368 с.
52. Урунтаева Г.А.,Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии. – М.: Издательство Академия,1998. – 304 с.
53. Хабибулин К.Н.Национальное самосознание и интернационалистское поведение. — Л.: ОбществоЗнание, 1989. — 10 с.
54. Харисов Ф.Ф. Национальная школа. Вып.2. –Казань: Издательство Тан-3аря, 1996. — 16 с.
55. Чамата П.Р. Проблемысознания //К вопросу о генезисе самосознания личности. — М., 1968. – 238 с.
56. Чернышев И.Л.Крестьяне об общине накануне 9 ноября 1906 г., — СПб., 1911
57. Чеснокова И. И.Проблема самосознания в психологии. — М., 1977. — 395 с.
58. Чеснокова И.И. Вопросыпсихологии //Психологическое исследование самосознания. — М., 1984. — № 5.
59. Шорохова Е.В. Проблемысознания //Проблема «Я» и самосознания. — М., 1966. – 229 с.
 

Приложения
 
Приложение 1
 
Таблица №1 Ответы детей контрольной группы на вопросыопросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детей старшегодошкольного возраста.№ Ф.И. ребенка Ответ 1 Антон Герасимчук + 2 Филипп Глаголев - 3 Настя Глущенко = 4 Иван Гостинцев = 5 Влад Звонилов = 6 Семен Куликов - 7 Кристина Игнатова + 8 Саша Карпенко = 9 Валера Лукашин = 10 Слава Луценко - 11 Коля Миронов ~ 12 Никита Панченко + 13 Полина Смолева ~ 14 Данила Толстов - 15 Галя Уткина = 16 Света Фокина - 17 Алеша Шальнев - 18 Лена Щукина - 19 Вова Юдин = 20 Тамара Яшина =
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствиеответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимныхмоментов (=), сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых ибудущих событиях (+).

Таблица №2 Ответы детей экспериментальной группы на вопросыопросника к диагностической методике изучения уровня самосознания детейстаршего дошкольного возраста.№ Ф.И. ребенка Ответ 1 Рита Авдюшкина + 2 Алина Акинина - 3 Даша Богачева = 4 Миша Ванин = 5 Витя Грачев = 6 Данила Драгун - 7 Вова Инкин + 8 Максим Колдин = 9 Никита Косачев ~ 10 Ира Курочкина + 11 Миша Курьян - 12 Вика Момотюк = 13 Матвей Морозов = 14 Марина Никитина = 15 Сергей Панкевич - 16 Даша Пятаева + 17 Вика Петухова = 18 Влад Сидоренко = 19 Оксана Сычева - 20 Алина Федорова -
По частоте встречаемости следующих типов ответов: отсутствиеответа (-), стереотипное повторение одного ответа (~), перечисление режимныхмоментов (=), сообщения о своих действиях и развернутый рассказ о прошлых ибудущих событиях (+).
В альбомном формате


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.