Реферат по предмету "Психология"


Влияние материнского отношения на состояние соматического и эмоционального благополучия младенца

Успешность развития ребенка как представителя вида и каксоциального существа зависит от качества материнского ухода, от способности ижелания матери удовлетворять потребности ребенка.
Успешность выполнения материнских функций во многом зависит отразвития материнской сферы женщины, которая, согласно исследованиям Г. Г. Филлиповой,включает в себя три блока.
Потребностно-эмоциональный блок. Содержит потребность в контакте с ребенкомкак объектом — носителем гештальта младенчества, потребность в его охране изаботе о нем и потребность в материнстве.
Операциональный блок. Включает в себя операции по уходу и охране иоперациональный состав общения с ребенком. Особенностью этих операций, помимоих инструментальной стороны, является эмоциональная окраска, которая придаетсамим операциям специфические стилевые характеристики, соответствующиесвойствам ребенка: осторожность, мягкость, бережность и т. п., спецификувокализаций и мимики.
Ценностно-смысловой блок. Включает в себя отношение к ребенку каксамостоятельной ценности. Ценность материнства, в свою очередь, связана срефлексией своих переживаний при осуществлении материнских функций и участвуетв формировании потребности в материнстве. Ценностно-смысловой блок являетсяприжизненным образованием и связан с общей структурой ценностно-смысловыхориентации личности матери. Ценностно-смысловой блок занимает особое место вматеринской потребностно-мотивационной сфере. Эмоциональная ценность ребенкаявляется условием формирования высокого уровня эмоционального благополучияребенка.
Ценности и потребности представляют собой всегда соотнесенные другс другом структурные и динамические аспекты личности, согласованием которыхдостигается ее интегрированность и стабильность. Именно ценности, образуясложную концепцию в рамках личностной структуры, обеспечивают такое системноекачество личности, как иерархичность, которая выражается в соподчиненииразличных ее уровней. Ценности в значительной степени определяют как структуру,так и направленность личности.
Целью данной работы является исследование материнской сферыженщины, прежде всего ее ценностно-смыслового блока и его влияния на структурумотива-ционно-потребностной и операциональной сферы материнского отношения кмладенцу. Изучалось также влияние структуры материнской сферы женщин насостояние соматического и эмоционального благополучия младенца.
Смысловую сферу матерей исследовали методами экспериментальнойпсихосемантики.
В задачу психосемантики входит реконструкция индивидуальнойсистемы значений, через призму которой происходит восприятие субъектом мира,других людей, самого себя. Экспериментальная парадигма психосемантики в основесвоей заимствована из работ по построению семантического пространства Ч. Осгуда(семантический дифференциал) и теории личностных конструктов Келли и включаетиспользование аппарата многомерной статистики для выделения категориальныхструктур сознания субъекта.
Построение семантического пространства (СП) включает в себя тривзаимосвязанные исследовательские процедуры.
Первая процедура заключается в выделении семантических связейанализируемых объектов. В качестве методик используются:
1. Ассоциативный эксперимент, позволяющий измерять сходство междуассоциативно связанными ключевыми словами (стимулами ассоциативных реакций)путем измерения сходства распределений частот ассоциативных реакций.
2. Методики сортировки, где семантическое сходство пары объектовпропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуреклассификации.
Результатом первого этапа психосемантического экспериментаявляется построение матрицы сходства объектов. Выделить структуры, лежащие воснове матрицы сходства, и тем самым сформировать структуру семантическогопространства — задача второго этапа. Этот этап предполагает математическуюобработку исходной матрицы с целью выделения факторных структур, которые лежатв ее основе.
Следующая процедура построения семантического пространства связанас интерпретацией выделенных структур. Интерпретация выделенных факторовосуществляется на основе поиска смысловых инвариантов, объединяющих шкалы иобъекты, сгруппированные в данный фактор.
В исследовании принимали участие русскоязычные женщины собразованием не ниже среднего в возрасте от 18 лет до 41 года, имеющие детейстарше одного есяца и не достигших на момент исследования одного года,наблюдающихся в детской поликлинике № 1 г. Краснодара. Дети не имели грубых пороков развития и выраженной перинатальной патологии. В эксперименте принялоучастие 73 человека.
Для определения семантического поля материнского отношения былпроведен вербальный ассоциативный эксперимент, в ходе которого 73 материотвечали в свободной форме на вопрос: «Что означает быть хорошей матерью?Назовите качества хорошей матери». В результате получен список основных чертматеринства.
Сходство вербальных ассоциаций определялось по данным цвето-ассоциативногоэксперимента, в ходе которого испытуемые подбирали цветовые эталоны Люшера кнаиболее актуальным чертам материнского отношения: любовь, забота, доброта,ласка, внимание, ответственность, терпение. Также в список нами включенопонятие «удовольствие», как наиболее значимое в структуремотивационно-потребностной сферы матери, и ребенок, как объект материнства.
Данные классификации подвергли факторному анализу по методуглавных компонент с последующей ротацией. В результате получена следующаятрехфакторная структура, соответствующая ведущим факторам сознания, выявленнымЧ. Осгудом: Оценка, Сила и Активность. Данная факторная структура охватывает90% дисперсии.
Выявленный в эксперименте фактор ативность включает в себяатрибутированные желтым цветом составляющие Ребенок, Доброта, Ласка;Отрицательный полюс — Ответственность. Активность соответствует координате«возбуждение—успокоение» и указывает на кинетическую энергию, заключенную вреакции, на ее динамичность, изменчивость во времени, которая требуется длявзаимодействия с быстро меняющимся в своих состояниях объектом.
Фактор Оценка включает в себя атрибутированные красным цветомсоставляющие Любовь и Удовольствие. Отрицательный полюс фактора — Терпение.Фактор Оценка соответствует координате «удовольствие—неудовольствие». Оценкаописывает направленность реакции по отношению к объекту (человек стремитсяпространственно к положительному для него объекту, стремится продлитьположительное для него явление и, наоборот, избегает негативных объектов иявлений).
Фактор Сила объединяет не имеющие выраженных цветовых предпочтенийэлементы Забота, Внимание. Фактор Сила соответствует координате«напряжение—расслабление» и указывает на потенциальную энергию, заключенную вреакции, на статическое напряжение, с которым осуществляется реакция.
Таким образом, сформирована система значений материнства, котораявключает в себя факторы Активность, Оценка, Сила. Данная факторная структурасоотносится с моделью материнской сферы Г. Г. Филипповой, где фактор Активностьсоставляет содержание потребностно-эмоционального блока и обозначает характервзаимодействия матери ребенком — носителем гештальта младенчества; факторОценка «—» составляет содержание ценностно-смыслового блока и обозначаетнаправленность реакции матери по отношению к ребенку; фактор Сила включает всебя операциональный блок материнского отношения.
Проявиться в психосемантическом эксперименте и отобразиться затемв виде факторов-координат семантического пространства могут только те основанияклассификации, которые присущи самому субъекту.
В ходе ассоциативного эксперимента 41 женщина назвала любовь какзначимую составляющую материнства, 32 женщины не упомянули любовь в своихвысказываниях о смысле материнства. Значит, такая категориальная структура, каклюбовь, в данной содержательной области не свойственна этим женщинам. Какследует из результатов факторного анализа, любовь относится к положительномуполюсу фактора Оценка. Фактор Оценка отражает содержание ценностно-смысловогоблока материнской сферы. Поскольку ценностно-смысловой блок является ядернымобразованием в структуре материнской сферы, можно предположить, что структурасемантических пространств (СП) материнского отношения в зависимости от наличиякатегориальной оси оценка существенно различается.
Построим семантические пространства для матерей с СП Оценка «+»любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «—» (любовь не упомянули);
СП Оценка «+» принципиально не отличается от обобщенногосемантического пространства, материнского отношения. Трехфакторная структура СПобъясняет 94% дисперсии. Более отчетливо выражен фактор Сила — внимание,ответственность, терпение. Фактор Активность включает в себя, помимо элементовповедения матери доброта и ласка, также и заботу. Факторы однополярны, чтосвидетельствует о единодушии матерей в атрибуции элементов материнскогоотношения.
Семантическое пространство Оценка «—» заметно отличается от СПОценка «+». Выявлены два фактора, которые объясняют 76% дисперсии. Измененакатегориальная структура СП. Элементы материнского отношения любовь, доброта,ласка, удовольствие, терпение оказались объединены в один фактор —Эмоциональность. Ребенок семантически близок с элементами материнскогоотношения забота, внимание, ответственность (фактор Сила). Факторы биполярны.Терпение и ответственность имеют отрицательное значение.
Проявившийся в вербальном ассоциативном эксперименте способкатегоризации отношения к ребенку (наличие или отсутствие категориальнойструктуры любовь) отразился на способе категоризации элементов материнского отношенияв ходе цветоассоциативного эксперимента. Факторная структура у матерей с СПОценка «+» и СП Оценка «—» не совпадает, что говорит о различии вкатегориальных структурах материнского отношения к младенцу. Отсутствие фактораОценка в СП Оценка «—» свидетельствует о несформированностиценностно-смыслового блока материнской сферы этих женщин. При этом изменяетсявся структура материнской сферы. В результате отношение к ребенку изменяет свойхарактер и переходит из категории Активность, смысл которой — следование запотребностями ребенка, в категорию Сила, смысл которой — переживание напряженияпри взаимодействии с объектом.
Для выяснения влияния категориальной структуры сознания насостояние соматического и эмоционального благополучия младенца нам необходимопостроить субъективные семантические пространства матерей. Предположим, что впроцессе реальной речевой деятельности при свободном высказывании о смыслематеринства матери обозначили актуальные для себя модели поведения.
Формой существования значений в индивидуальном сознании А. А.Леонтьев считает систему соотнесения и противопоставления слов в процессе ихупотребления в деятельности. «Психологическая структура значения есть в первуюочередь система дифференциальных признаков значения, соотнесенная с различнымивидами взаимоотношения слов в процессе реальной речевой деятельности, системасемантических компонентов, рассматриваемая не как абстрактно-лингвистическоепонятие, а в динамике коммуникации, во всей полноте лингвистической,психологической социальной обусловленности употребления слова».
В результате вербального ассоциативного эксперимента было выявлено809 лексических единиц, в которых отразилось 40 признаков материнства.
Сходство вербальных ассоциаций определялось по даннымцветоассоциатив-ного эксперимента и поданным «Атласа личностных черт» Шмелев.
После проведения классификации лексические единицы распределены по14 классам. Проведем факторный анализ классов семантически близких слов уматерей с СП Оценка «+» (любовь — значимая черта материнства) и СП Оценка «—»(любовь не упомянули).
В результате факторного анализа получены следующие результаты.
У матерей с СП Оценка «+» выделено шесть факторов материнскогоотношения: дружелюбие, активность, эмоциональная устойчивость, сознательность,интеллект, воспитание. Факторы интерпретированы по факторным нагрузкам припомощи «Атласа личностных черт».
Пять из них приближается по своей структуре к факторам БольшойПятерки (В5). Факторы В5 принадлежат к сравнительно поверхностному слою опыта,который отражает универсалии межиндивидуального взаимодействия и общения междулюдьми в любом социуме. Каждый фактор является определенным критерием оценкидругого или самооценки с позиций социальной детерминации человеческогоповедения.
Можно сделать вывод, что категориальная система матерей с СПОценка «+» содержит критерии оценки и самооценки, существенные с точки зренияобобщенного социального опыта.
СП Оценка «—» содержит шесть факторов: уступчивость,долженствование, ригидность, добросовестность, интеллект, привлечение другого(табл. 1).
Факторы отличаются от универсальной системой межиндивидуальноговзаимодействия В5. Это означает, что структура категориальной системы матерей сСП Оценка «-» содержит критерии оценки и самооценки, имеющие для женщинличностный смысл.
Факторы-категории материнского отношения — это прототипыповедения, существующие на минимальном уровне обобщенности, которые задаютнаправление всей дальнейшей деятельности.
Матери с СП Оценка «+» эмоционально близки к ребенку, близостьподдерживается переживаемым чувством удовольствия от контакта с ним. Вотношении к ребенку они проявляют заботливость, активность, то есть следуют забыстро меняющимися потребностями ребенка, эмоционально устойчивы, сознательны.
Для матерей с СП Оценка «—» ребенок является источникомнапряжения, они эмоционально далеки от него. В случае социально адаптированныхматерей их отношение к ребенку проявляется как добросовестность,долженствование, уступчивость. Они ригидны в отношении ребенка, их уходосновывается не на следовании за его потребностями, а на собственном знании осуществующих схемах ухода и воспитания. Эмоциональное переживание матери —терпение, самопожертвование. Потребность в эмоциональной близости реализуется внежности, значение которой — привлечение другого.
Выявленные различия моделей поведения матерей с СП Оценка «+» и СПОценка «—» нами рассматриваются как различия значения и личностного смысламатеринского поведения.
Если это так, то будет выявлено влияние уровня материнскойтревожности, экстраверсии и нейротизма на модели материнского поведения уматерей с СП Оценка «—» и устойчивость матерей с СП Оценка «+» к влиянию этихфакторов.
Обнаруженное различие моделей материнского поведения должносказываться на результате деятельности — состоянии соматического и эмоциональногоблагополучия младенца.
Влияние факторов материнского отношения на состояние соматическогои эмоционального благополучия младенца.
Согласно представлениям о ведущем возрастном уровне психическогореагирования, у детей первых трех лет жизни отмечается избирательнаячувствительность соматовегетативной сферы, легкость возникновения расстройствсна, аппетита, нарушений вегетативной регуляции. Нарушение контакта матери иребенка проявляется как расстройства пищевого поведения, пищеварения, кожные аллергическиереакции, повышенный аппетит, часто сопровождающийся расстройствами стула илипищеварения.
При оценке состояния ребенка мы ориентировалась на частоту острыхзаболеваний; наличие аллергических кожных проявлений; наличие рецидивирующихнарушений стула; наличие нарушений питания, проявляющегося дефицитом веса более10% или избыточным весом более 20%: расстройства пищевого поведения — упорныесрыгивания и повторная рвота, избирательность в еде, активный или пассивныйотказ от пищи.
С целью выявления влияния материнского отношения на состояниесоматического и эмоционального благополучия младенца был проведен множественныйрегрессионный анализ, где изучались последовательно четыре зависимыхпеременных: Частота острых заболеваний в возрасте до девяти месяцев; факторДиспепсия — производная факторного анализа, включающая в себя беспокойство,кожные проявления, диспептические расстройства, повышенный аппетит; факторПассивный отказ включает в себя пассивный отказ от пищи, а также избыточнойвес; фактор Активный отказ включает в себя активный отказ от пищи, рвоту,избирательность пищевого поведения. Выявленные факторы объясняют 65% дисперсии.
Независимые переменные получены как производные факторного анализаданных вербального ассоциативного эксперимента матерей с СП Оценка «+» и СПОценка «—».
В результате множественного регрессионного анализа полученыследующие результаты.
У матерей с СП Оценка «—» выявлено, что 35% дисперсии зависимойпеременной Острые заболевания обусловлено влиянием факторов Ригидность, Долженствование(р
У матерей с СП Оценка «+» влияние материнского отношения нанарушения состояния соматического и эмоционального благополучия младенцевнезначительно, охватывает 12% дисперсии фактора Пассивный отказ и обусловленоотрицательным влиянием фактора Активность.
Таким образом, подтверждается гипотеза о влиянии материнскогоотношения на нарушения состояния соматического и эмоционального благополучиямладенцев.
Влияния непосредственно индивидных свойств, а также состояниеличностной и ситуационной тревожности на состояние благополучие младенцев необнаружено.
Влияние индивидных факторов (экстраверсия, интроверсия,нейротизм), а также состояния личностной и ситуационной тревожности нафакторную структуру материнского отношения к младенцу
С целью выявления возможного влияния индивидных факторов(экстраверсии, интроверсии, нейротизма), а также личностной и ситуационнойтревожности на модель материнского отношения к ребенку был проведенмножественный регрессионный анализ, где индивидные факторы и уровень личностнойи ситуационной тревожности рассматривались как независимые переменные, азависимые — производные факторного анализа данных вербального ассоциативногоэксперимента в группах матерей с СП Оценка «+» и СП Оценка «—».
В результате исследования получены такие результаты.
У матерей с СП Оценка «-» 45% дисперсии зависимой переменнойЖертвенность обусловлено отрицательным влиянием независимых переменныхнейротизм (р
У матерей с СП Оценка «+» 24% дисперсии зависимой переменнойСознательность обусловлено отрицательным влиянием независимой переменной Ложь (р
По уровню ситуационной и личностной тревожности, экстраверсии инейро-тизму, а также по шкале лжи матери с СП Оценка «+» и СП Оценка «—»существенно не отличаются.
Таким образом, подтверждается гипотеза о том, что моделиматеринского отношения матерей с СП Оценка «+» приближаются к значениюматеринского отношения, а модели материнства матерей с СП Оценка «-» находятсяпод влиянием «личностного смысла, эмоциональной окраски, неосознаваемойготовности к определенному типу поведения, пристрастности».
Матери с СП Оценка «—» в большой степени зависят от эмоциональногосостояния, от «текущих событий и потребностей организма», в то время как дляматерей с СП Оценка «+» характерно влияние социальных установок и ценностей.Это говорит о личностной зрелости матерей с СП Оценка «+», выражающейся в«отвязанности от биологических доминант» и наличии иерархизированной мотивационно-потребностнойсферы.
Модели поведения матерей с СП Оценка «—» по факторам Ригидность,Долженствование, Привлечение другого оказывают существенное влияние на частотуострых заболеваний у детей, диспептические расстройства, активный отказ отпищи. У матерей с СП Оценка «+» выявлено отрицательное влияние фактораАктивность на частоту пассивного отказа от пищи и избыточный вес, что связано сих невысокой способностью следовать за потребностями младенца.
 

Выводы
материнскоеотношение благополучие младенец
Наличие или отсутствие категориальной оси оценка отражает характерценностно-смысловой сферы матери и ее направленность на взаимодействие сребенком.
Сформированная ценностно-смысловая сфера является показателемличностной зрелости матери и наличия у нее иерархизированноймотивационно-потребностной сферы.
Отсутствие сформированной ценностно-смысловой сферы материпроявляется как невыраженная потребность во взаимодействии с младенцем. В этомслучае материнское отношение зависит от эмоционального состояния женщины —тревожности, эмоционального напряжения. Модели поведения матери оказываютнеблагоприятное влияние на состояние соматического и эмоциональногоблагополучия младенца.

Библиографический список
 
1. БодалевА.А. Общаяпсиходиагностика. СПб.: Речь, 2009.
2. Ковалев В.В. Психиатриядетского возраста. М.: Медицина, 2010.
3. Леонтьев А.А. Введениев психолингвистику. М., 2008.
4. Леонтьев А.А. Психологическаяструктура значения. М., 2009.
5. Леонтьев А.Н. Деятельность.Сознание. Личность. М.: Политиздат, 2010.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.