Реферат по предмету "Психология"


Виды и условия возникновения стресса

Федеральноегосударственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
«Сибирскийгосударственный университет физической культуры и спорта»
 
КАФЕДРА АНАТОМИИ ИФИЗИОЛОГИИ
 Лекция обсуждена на заседании «УТВЕРЖДАЮ» кафедры анатомии и физиологии Зав.каф., к.б.н. и.о. доцента протокол №_____от ______________2009 ________________И.Г.Таламова

Дисциплина: Психофизиология
Лекция разработана к.б.н., и.о. доцента Таламовой И.Г.
Тема: СТРЕСС
(2 часа)
Омск – 2009

ПЛАНЛЕКЦИИ
1  Понятие «СТРЕСС»
2  Виды стресса
3  Условия возникновениястресса
Литература

1 ПОНЯТИЕ «СТРЕСС»
Всовременной литературе термином «стресс» обозначают широкий кругявлений от неблагоприятных воздействий на организм до благоприятных и неблагоприятныхреакций организма как при сильных, экстремальных, так и обычных для неговоздействиях. Сам автор концепции стресса Ганс Селье выделяет«стресс» от «дистресса»/>1.Его понятие стресса тождественно изменению функционального состояния,отвечающего задаче, решаемой организмом. По мнению Г. Селье, «полнаясвобода от стресса означает смерть». Даже в состоянии полного расслабленияспящий человек испытывает некоторый стресс. Дистресс же — это тот стресс,который неприятен и наносит вред организму.
Такоепонимание разделяется исследователями, которые различают стресс в узком смыслеслова как проявление адаптационной активности организма при сильных,экстремальных для него воздействиях от стресса в широком смысле слова, когдаадаптационная активность возникает при действии любых значимых для организмафакторов.
/>Сейчас слово «стресс» чаще понимают в узком смыслеслова. Т. е. стресс — это напряжение, которое возникаетпри появлении угрожающих или неприятных факторов в жизненной ситуации.Сейчас принято говорить о стрессе как об особом функциональном состоянии,которым организм реагирует на экстремальное воздействие, несущее в себе угрозуфизическому благополучию, существованию человека или его психическому статусу.Таким образом, стресс возникает как реакция организма, охватывающая комплексизменений на поведенческом, вегетативном, гуморальном, биохимическом уровнях, атакже на психическом, включая субъективные эмоциональные переживания.
Стрессхарактеризуется динамикой и имеет логику своего развития. Последствия дляорганизма в результате развития стресса могут быть самые разные. В том случае,когда человек справляется со стрессорным воздействием, в динамике развитиястресса отражается течение адаптивных функций. При длительном или постоянномстрессе могут возникнуть нарушения функционирования адаптивных механизмов ипоявиться необратимые изменения: сердечно-сосудистая патология, заболеваниежелудочно-кишечного тракта и т. п.
Биологическая функция стресса — адаптация. Он предназначен длязащиты организма от угрожающих, разрушающих воздействий самого разного толка:физических, психических. Поэтому появление стресса означает, что человеквключается в определенный тип деятельности, направленной на противостояниеопасным воздействиям, которым он подвергается. Этому типу деятельностисоответствует особое ФС и комплекс различных физиологических и психологическихреакций. По мере того как стресс развивается, меняются ФС и реакции организма.Таким образом, стресс — нормальное явление в здоровом организме. Онспособствует мобилизации индивидуальных ресурсов для преодоления возникшихтрудностей. Это защитный механизм биологической системы.
/>Воздействия, вызывающие стресс, называются стрессорами. Различаютфизиологические и психологические стрессоры. Физиологические стрессорыоказывают непосредственное действие на ткани тела. К ним относятся болевыевоздействия, холод, высокая температура, чрезмерная физическая нагрузка и др. Психологическиестрессоры — это стимулы, которые сигнализируют о биологической илисоциальной значимости событий. Это сигналы угрозы, опасности, переживания,обиды, необходимость решения сложной задачи.
2ВИДЫ СТРЕССА
Всоответствии с двумя видами стрессоров различают физиологический стресс ипсихологический. Последний подразделяют на информационный и эмоциональный.
Информационный стресс возникает в ситуации информационных перегрузок,когда человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения втребуемом темпе при высокой ответственности за последствия принятых решений.Анализируя тексты, решая те или другие задачи, человек перерабатываетинформацию. Завершается этот процесс принятием решения. Объем перерабатываемойинформации, ее сложность, необходимость часто принимать решения — все это исоставляет информационную нагрузку. Если она превосходит возможностичеловека при его высокой заинтересованности в выполнении данной работы, тоговорят об информационной перегрузке.
Эмоциональный стресс как частный случай психологического стрессавызывается сигнальными раздражителями. Он появляется в ситуации угрозы, обиды идр., а также в условиях так называемых конфликтных ситуаций, в которых животноеи человек длительное время не могут удовлетворить свои биологические или социальныепотребности. Универсальными />психологическими стрессорами,вызывающими эмоциональный стресс у человека, являются словесные раздражители.Они способны оказывать особенно сильное и продолжительное действие (длительнодействующие стрессоры).
Началосоздания концепции стресса связано с именем канадского ученого Г. Селье. Ещестудентом медицинского факультета Пражского университета, работая вуниверситетской клинике инфекционных болезней, Г. Селье обратил внимание на то,что первые проявления разнообразных инфекций совершенно одинаковы. Начальныесимптомы во всех случаях одни и те же — слабость, повышенная температура,снижение аппетита, и только спустя несколько дней появляется характернаякартина заболевания. Тогда уже он стал разрабатывать свою гипотезу общегоадаптационного синдрома (ОАC).
Онпредположил, что каждый болезнетворный фактор (в том числе микроб) обладаетсвоеобразным «пусковым» действием в отношении адаптационныхвозможностей организма. ОАС — это усилие организма приспособиться к изменившимсяусловиям за счет включения выработанных в процессе эволюции специальныхмеханизмов защиты. Таким образом, все болезнетворные воздействия предъявляюттребования к перестройке. Это требование неспецифично, оно состоит в адаптациик возникшей трудности, какова бы она ни была.
Первоначальноэтот неспецифический синдром выступил в морфологических и функциональныхизменениях и получил название «триады»: увеличение и повышениеактивности коркового слоя надпочечников, уменьшение (сморщивание) вилочковойжелезы (тимуса) и лимфатических желез, так называемого тимиколимфатическогоаппарата (иммунная система) и точечные кровоизлияния и кровоточащие язвочки вслизистой оболочке желудка и кишечника. Затем было показано, что принепрекращающемся действии стрессогеннного фактора «триада стресса»изменяется (рис. 50).
В 1936 г., описав впервые ОАС, или синдром биологического стресса, Г.Сельевыделяет его три стадии: стадию тревоги (I), стадию резистентности (II) истадию истощения (III).
СогласноГ. Селье, I стадия стресса (тревоги) состоит в мобилизацииадаптационных возможностей организма, при которой сопротивляемость стрессупадает ниже нормы. Она выражается в реакциях надпочечников, иммунной системы ижелудочно-кишечного тракта, уже описанных как «триада стресса». Еслистрессор сильный (тяжелые ожоги, крайне высокая или низкая температура), из-заограниченности резервов может наступить смерть.
II стадия стресса — стадия сопротивления. Еслидействие совместимо с возможностями адаптации, то в организме стабилизируетсяфаза сопротивления. При этом признаки тревоги практически исчезают, а уровеньсопротивляемости поднимается значительно выше обычного.
/>III стадия — фаза истощения.В результате длительного действия стрессорного раздражителя, несмотря навозросшую сопротивляемость стрессу, запасы адаптационной энергии постепенноистощаются. Тогда вновь возникают признаки реакции тревоги, но теперь онинеобратимы и индивид погибает.
Экстремальныеситуации, вызывающие стресс, делят на кратковременные и длительные. Прикратковременном стрессе актуализируются готовые программы реагирования, а придлительном требуются адаптационные перестройки функциональных систем, иногдакрайне тяжелые и неблагоприятные для здоровья человека.
Интенсивноефизиологическое и психологическое изучение длительного стресса было начато всвязи с подготовкой длительных космических полетов. Эти работы позволили болеедетально исследовать первую стадию стресса, выделив в ней три периода адаптациик устойчивым стрессогенным воздействиям. Первый период — активизацияадаптационных защитных форм реагирования. У большинства людей он отличаетсястеническими эмоциями и повышенной работоспособностью. Его продолжительностьисчисляется минутами, часами. Если адаптационная защита не прекращаетстрессогенности воздействия, то наступает второй этап. В течение второгопериода формируется новый уровень «функционирования», адекватныйэкстремальным требованиям среды. Для этого этапа часто характерно ухудшениесостояния человека, снижение его работоспособности. Однако при высокоймотивации в этом периоде стресса может поддерживаться достаточно высокаяработоспособность у человека за счет сверхмобилизации его резервов. Однакотакое перенапряжение чревато последствиями — обострением скрытых заболеваний,появлением болезней стресса (сосудистых, воспалительных, />психических).В условиях, приближающихся к предельно допустимым, суммарная продолжительностьдвух первых периодов стресса в совершенно разных стрессогенных условиях всреднем одинакова и составляет 11 суток. Третий период I стадии стресса —период неустойчивой адаптации. Он предшествует стадии сопротивления стрессу иего продолжительность варьирует до 20-60 суток.
Исследованиеэндогенного механизма стресса, начатое Г. Селье, получило дальнейшее развитие инашло отражение в теории нейронной и эндокринной регуляции стресса. Кпредставлению о том, что стресс связан с цепочкой реакций, начинающихся свыработки гипофизом адренокортикотпропного гормона (АКТГ), добавилисьновые данные о физиологических и биохимических пусковых механизмах стресса.
ПоГ.Н. Кассилю, схема развития стресса представляется следующим образом. Стрессорчерез кору полушарий головного мозга сигнализирует гипоталамусу о возникшейопасности. В нервных клетках гипоталамуса происходит мобилизация НА. Изсвязанной формы НА переходит в «свободное» состояние, активируетнорадренергические элементы лимбико-ретикулярной системы (НАЭ) и вызываетвозбуждение симпатических центров и тем самым усиливает деятельность симпато-адреналовойсистемы. Симпатическая стимуляция по главным нервам достигает мозгового слоянадпочечников и вызывает у человека усиленный выброс в кровь смеси адреналина(А) и норадреналина (НА) из мозгового слоя надпочечников. Кровь обогащаетсяадреналином (80-90%) и норадреналином (20-10%). У различных животныхсоотношение секреции А и НА в мозговом веществе надпочечников значительноварьирует. Так, у кита НА составляет 70 — 80%, у кролика же выделяется почтиисключительно адреналин. Катехоламины (КХ) через гематоэнцефалический барьер(ГЭБ) />проникают в определенные участки гипоталамуса илимбико-ретикулярной системы. Происходит активация адренергических, а такжесеротонинергических и холинергических элементов ЦНС. Повышение их активностистимулирует (+) образование релизинг-фактора (Р), который, стекая кпередней доле гипофиза, вызывает у него выработку АКТГ. Под влиянием этогогормона в коре надпочечников увеличивается синтез кортикостероидов(КС) и содержание их в крови нарастает.
/>Нейроны гипоталамуса секретируют несколько релизинг-факторов.Среди них 7 стимулирующих (ли-беронов) и 3 тормозящих (статинов). АКТГстимулируется кортиколиберином-полипептидом, состоящим из 39 аминокислотныхостатков, последовательность которых установлена.
Кактолько содержание кортикостероидов в крови достигает верхней границы нормы,срабатывает закон обратной связи. Проникая через гематоэнцефалический барьер вспинномозговую жидкость и мозг, кортикостероиды тормозят образованиерелизинг-фактора в гипоталамусе. Автоматически приостанавливается образованиеАКТГ, и уровень кортикотропных гормонов в крови падает.
Изучениемеханизма обратной отрицательной связи, действующей через КС, показало, чтотормозное звено в функционировании системы гипоталамус — гипофиз — наподчечникиимеет серотонинергическую природу.
Придлительных и особо угрожающих жизни стрессогенных воздействиях в механизмеобратной связи, прерывающей секрецию КС, могут возникать сбои, когдавзаимодействие между нервными и химическими механизмами разлаживается.Обнаружено, что при этом КС связываются с особым белком крови — транскортином(Т). Соединение КС+Т задерживается гематоэн-цефалическим барьером. Поэтому вмозг перестает поступать информация об избытке КС в крови и секреция АКТГ непрерывается. Когда обратная отрицательная связь, ограничивающая рост уровня КС,не срабатывает, тогда начинается III стадия стресса — стадия истощения.Избыточное накопление гормонов коры надпочечников в жидких средах организмаведет к расстройству функций, которое распространяется постепенно на нервную иэндокринную систему, захватывая сердце, сосуды, легкие, органы пищеварения.
/>I и II стадии стресса по-разному выполняютсвою защитную функцию. II стадии стресса, стадии сопротивления, адаптации кстрессу соответствует увеличение содержания катехоламинов (А и НА), проникающихв мозг за счет повышения проницаемости гематоэнцефалического барьера. Врезультате усиливается образование релизинг-факторов и, следовательно,непрерывно нарастает уровень кортикостероидов в крови. С ростом КС усиливаетсязащитная функция организма, так как КС обладает противовоспалительным,десенсибилизирующим, антиаллергическим, противошоковым и антитоксическимдействием.
Защитнаяже функция I стадии стресса (реакции тревоги) преимущественно связана сэффектом воздействия А и НА. Увеличение А и НА в крови и тканях организмаявляются первыми химическими звеньями в развитии стресса. Нередко их называют«аварийными гормонами». Они активируют деятельностьсердечнососудистой системы, обмен веществ. НА, попав в кровь, сужает артерии,что ведет к росту артериального давления (АД). Адреналин в русле крови такжеувеличивает кровяное давление, поднимает частоту пульса, увеличивает объемсердечного выброса, стимулирует распад гликогена и увеличивает содержаниесахара в крови.
Поособенностям функционирования симпато-адреналовой системы у человека(соотношение выделения А и НА) можно прогнозировать успешность его деятельностив трудных условиях стресса. Так, у спортсменов увеличение в предстартовомпериоде НА в 2 — 3 раза — благоприятный признак, тогда как увеличение А в 5-10раз является показателем чрезмерной психоэмоциональной напряженности исниженных спортивных результатов.
Известно,что А осуществляет быструю мобилизацию энергетических возможностей организма,что очень важно при кратковременных и интенсивных />нагрузках. Онотносится к гормону короткого действия, так как в крови и тканяхбыстро разрушается под воздействием фермента тоноаминоксидазы, тогда как НАподдерживает энергетику организма в течение долгого времени. Поэтому вответ на стрессор секреция А начинается раньше, чем НА.
Состояниестраха, тревоги, ужаса, ожидания опасности обычно сопровождаетсяпреимущественным выделением в кровь А. Состояние же умственного и физическогонапряжения, преодоления психических препятствий, выносливости обычнореализуется на фоне высокого выделения НА и его преобладания над А. Гормономтревоги называют А, а НА — гормоном гомеостаза. Однако значение Адля организма шире, чем его понимание как гормона тревоги. По данным М. Франкенхойзер,лица с высоким уровнем А в обычных, нестрессовых условиях, работают значительнолучше. В условиях же стресса более приспособленными к деятельности оказываютсялица с низким содержанием А в крови.
Выделенодва типа спортсменов. У «норадреналинового типа» встрессовом состоянии преобладает высокий уровень накопления в крови и выделенияв мочу НА. Спортсмены такого типа обладают большей выносливостью и показываютболее высокие спортивные результаты, чем спортсмены «адреналиновоготипа» с преимущественным выбросом в кровь и поступлением в мочуадреналина.
Сповышением спортивного мастерства у спортсменов различного профиля отмечаетсяповышение реактивности именно НА-звена симпато-адреналовой системы. Избыточнаясекреция А, особенно перед игрой, соревнованием — отрицательный прогностическийпризнак. Таким образом, спортсмены с высокой реактивностью и достаточнымирезервами медиаторного норадренергического звена симпатоадреналовой системыимеют более выраженную способность />к психологической мобилизациии, по-видимому, более перспективны для спорта.
Приособенно длительных и тяжелых нагрузках хорошим прогностическим признакомявляется активация гипоталамо-гипофизно-адреналовой системы (по показателю КС).В стрессовую реакцию вовлекаются также трофотропные механизмы (механизмывосстановления). Их активность может быть измерена по выделению с мочойгистамина, серотонина и других метаболитов. Их вклад может быть более или менееоптимальным для обеспечения индивидуальной устойчивости к стрессу.
Придлительных (часовых) физических нагрузках (ходьба на лыжах, марафонский бег идр.) было выявлено два типа реагирования (рис. 52, Б). Увысококвалифицированных, тренированных спортсменов наблюдается болееоптимальный вариант биохимических реакций (а), чем у менее тренированных(б). Истощение симпато-адреналовой системы (А и НА) игипоталамо-гипофизно-адреналовой системы (КС) у последних наступает быстрее. Авосстановительные процессы начинаются раньше, чем у квалифицированныхспортсменов, почти с начала соревнования.
Стрессвлияет на эффективность деятельности. При высоком уровне стрессовойнапряженности падает работоспособность. Раньше страдают более сложные формыдеятельности, например, такие, как операции />по стохастическомунаведению на цель, нарушаются сложно координационные движения. Простая жесенсомоторная реакция, время реакции на аварийный сигнал в условиях длительногомногосуточного нервного напряжения улучшаются. Стресс по-разному влияет накогнитивные процессы. Растет сенсорная чувствительность, абсолютная иразностная, улучшается способность к детекции сигнала. Расширяется поле зрения.Вместе с тем нарушаются более сложные />интегративные процессы(сложное опознание, перцептивное научение), увеличиваются ошибки памяти,возможна гиперактивность мышления (навязчивые мысли, бесполезноефантазирование), «уход» от решения стрессогенных проблем (решениепобочных «замещающих» проблем или уменьшение активности мышления).
Ростсердечно-сосудистых заболеваний в современном обществе (ишемическая болезньсердца, гипертония), возникновение язвенной болезни и другие связывают свозросшими эмоциональными перегрузками, с увеличением стрессорных воздействий,которым подвергается человек в наше время. Многие соматические болезни имеютневрогенное происхождение. Основа для понимания причин возникновения имеханизмов неврогенных заболеваний была заложена учением И.П.Павлова обэкспериментальных неврозах. Благодаря достижениям современной нейрофизиологиипавловское учение переживает новый период развития, что связано с выяснениемнервных и биохимических механизмов стресса.
Патологическийпроцесс возникает в результате истощения всех защитных резервов организма,которые используются в процессе развития стресс-реакции. Имеются данные оформировании гипертонического синдрома с дисфункциями адренергических структурмозга. В настоящее время моноаминергической системе отводится ведущая роль вгенезе патологических синдромов, возникающих под влиянием стресса.Предполагается, что характер патологического синдрома связан с тем, какиезвенья адренергической системы оказываются несостоятельными и не выдерживаютсильного напряжения: синтез, распад и т. д. и какая форма нарушений при этомвозникает: возбуждение, истощение, образование промежуточных продуктовметаболизма.
Внастоящее время термин стресс используется для обозначения целого ряда явлений:
· 1)сильное, неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;
· 2)сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическаяреакция на действие стрессора;
· 3)сильные, как благоприятное, так и неблагоприятные для организма реакции разногорода;
· 4)неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакцийорганизма при сильных, экстремальных на него воздействиях, вызывающихинтенсивные проявления адаптационной активности;
· 5)неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакцийорганизма, возникающие при любых реакциях организма.
Такимобразом, в целом стресс представляет собой неспецифический компонент адаптации,играющий мобилизующую роль и обусловливающий привлечение энергетических ипластических ресурсов для адаптационной перестройки организма.
Виды стресса. Селье считал, что стрессовая реакция представляетсобой неспецифический набор психофизиологических изменений, который не зависитот природы фактора, провоцирующего стресс. Позднее, однако, было показано, чтообщая картина психологических реакций может быть весьма специфична. В ееформирование вносят свой вклад и качественное своеобразие раздражителя, ииндивидуальные особенности организма.
Всвязи с особенностями раздражителя принято выделять, по крайней мере, дваварианта стресса: физический (физиологический, первосигнальный) ипсихоэмоциональный (второсигнальный).
Стимул,вызывающий стрессовую реакцию, называется стрессором. Раздражитель может статьстрессором в результате его когнитивной интерпретации, т.е. значения, котороечеловек приписывает />данному раздражителю (психоэмоциональныйстресс). Например, звук чужих шагов за спиной идущего по улице человека ночьюна пустынной улице может оказаться сильным стрессором. Физический стрессвозникает в результате воздействия раздражителя через какой — либо сенсорныйили метаболический процесс. Например, удушье или слишком сильные физическиенагрузки приобретают роль стрессоров, провоцирующих физиологический стресс.Следует подчеркнуть особую роль длительности воздействия неблагоприятногофактора. Так некоторые раздражители способны вызывать стрессовую реакцию врезультате достаточно долгого их воздействия на человека. В случаекратковременного стресса, как правило, актуализируются уже сложившиесяпрограммы реагирования и мобилизации ресурсов.

3УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СТРЕССА
 
Придлительном воздействии стрессогенных факторов возможны два варианта. В первом — происходят перестройки функциональных систем, ответственных за мобилизациюресурсов. Причем нередко эти перестройки могут повлечь за собой тяжелыепоследствия для здоровья человека: например, сердечно — сосудистая патология,заболевания желудочно-кишечного тракта и т.п. Во втором случае перестройкифункциональных систем как таковых не происходит. При этом реакции на внешниевоздействия имеют преимущественно локальных характер. Например, физическиераздражители (сильная жара или холод, сильный шум, духота и т.п.), действуют нанизшие сенсорные механизмы, а такие раздражители как кофе, никотин, различныенейролептики и т.д. — действуют на организм через пищеварительный тракт ипроцессы метаболизма.
Физиологическийстресс, как правило, связан с объективным изменением условий жизнедеятельностичеловека. В отличие от этого, психоэмоциональный стресс нередко возникает врезультате собственной позиции индивида. Человек реагирует на то, что егоокружает в соответствии со своей интерпретацией внешних стимулов, котораязависит от личностных особенностей, социального статуса, ролевого поведения ит.п. Применяя при стрессе кофеин, алкоголь, никотин, наркотики и т.п., человеклишь усиливает отрицательные эффекты стресса.
/>Значение стресса. Сущность реакции настрессор заключается в активации всех систем организма, необходимой дляпреодоления «препятствия» и возвращения организма к нормальнымусловиям существования. Если стрессовая реакция выполняет эту функцию, ееадаптивная ценность становится очевидной. Не вызывает сомнения положение о том,что биологической функцией стресса является адаптация. В связи с этим стресспредназначен для защиты организма от угрожающих и разрушающих воздействийразличной модальности как психических, так и физических. Поэтому возникновениестресса означает, что человек включается в определенную деятельность,направленную на противостояние опасным для него воздействиям. Одновременно сэтим возникает особое функциональное состояние и целый комплекс различныхфизиологических и психологических реакций. Таким образом, стресс это нормальноеявление в здоровом организме — защитный механизм биологической системы.
Сказанноевыше, безусловно, справедливо для физиологического стресса. Однако стрессовуюреакцию, возникающую у современного человека при психоэмоциональном стрессенередко можно квалифицировать как неадекватное возбуждение примитивных защитныхмеханизмов, когда организм активизируется для физической деятельности (борьбыили бегства). В условиях социальной регламентации поведения нет места ни тому,ни другому. Очевидно, что цивилизованный человек не может ударить своегооппонента, даже если он абсолютно уверен в своей правоте.
Многократновозникающая и не получающая разрядки стрессовая реакция нередко приводит кдисфункциональным и патологическим нарушениям, характеризующимся структурнымиизменениями в ткани и функциональной системе органа — мишени. Когда этиизменения возникают вследствие стресса, такая болезнь получает названиепсихосоматического или психофизиологического заболевания.
Темне менее со времен Селье принято различать конструктивный и диструктивныйаспекты стресса. Другими словами, не всякий стресс вреден. Стрессовая активациянередко является положительной силой, обогащая человека осознанием своихреальных возможностей. Селье называл положительный стресс эустрессом, />а ослабляющий и разрушающий стресс — дистрессом. (По происхождениюслово «стресс» означает ограничение или притеснение, а слово«дистресс» — пребывание в состоянии ограничения или притеснения).
Наранней стадии развития стресса, как правило, улучшается общее самочувствие исостояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своегоапогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, еслистресс возрастает и дальше, то он становится вредным для организма.
Этапы развития стресса. Любой раздражитель, вызывающий стрессовуюреакцию, должен вначале быть воспринят (хотя и не обязательно осознанно)сенсорными рецепторами периферической нервной системы. Восприняв этораздражение, рецепторы посылают импульсы по сенсорным путям периферическойнервной системы к мозгу. В ЦНС от главных путей, восходящих к неокортексу,отходят нервные ответвления, направляющиеся в ретикулярную формацию и далее вобразования промежуточного мозга. Поэтому воспринимаемые события получаютдолжную оценку в структурах мозга, связанных с обеспечением мотивационно — потребностной сферы человека (гипоталамусе и лимбической системе).
Вконечном счете, все потоки нервной импульсации по восходящим путям поступают вкору больших полушарий, где осуществляется их содержательная, смысловаяинтерпретация. Результаты этой интерпретации по каналам обратной связи попадаютв лимбическую систему. Если раздражитель истолковывается как угроза или вызов,провоцирующий ярко выраженную эмоциональную оценку, возникает стрессогеннаяреакция. Для многих людей активация эмоций (как отрицательных, так иположительных) является стимулом для стресса.
/>Итак, в самом общем виде условия возникновения реакции настресс таковы: любой раздражитель получает двойную интерпретацию — объективную(в коре больших полушарий) и субъективную (в лимбической системе). В томслучае, если субъективная оценка говорит об угрозе, т.е. имеет негативнуюаффективную окраску (страх, гнев), она приобретает роль триггера, автоматическизапуская последовательность соответствующих физиологических реакций. В томслучае, когда нет восприятия угрозы, стрессовой реакции не возникает.
Распространениестрессогенной реакции в организме осуществляется через вегетативную нервнуюсистему и, в первую очередь, ее симпатический отдел, эффекты возбуждениякоторого были описаны выше.
Организмчеловека справляется со стрессом следующим образом:
· 1)Стрессоры анализируются в высших отделах коры головного мозга, после чегоопределенные сигналы поступают к мышцам, ответственным за движения,подготавливая организм к ответу на стрессор.
· 2)Стрессор оказывает влияние и на вегетативную нервную систему. Учащается пульс,повышается давление, растет уровень эритроцитов и содержание сахара в крови,дыхание становится частым и прерывистым. Тем самым увеличивается количествопоступающего к тканям кислорода. Человек оказывается готовым к борьбе илибегству.
· 3) Изанализаторных отделов коры сигналы поступают в гипоталамус и надпочечники.Надпочечники регулируют выброс в кровь адреналина, который является общимбыстродействующим стимулятором. Гипоталамус передает сигнал гипофизу, а тот — надпочечникам, в результате чего возрастает синтез гормонов и их выброс вкровь. Гормоны, в основном, осуществляют медленнодействующую защиту организма.Они изменяют водно-солевой баланс крови, повышая давление, стимулируют быстроепереваривание пищи и освобождают энергию; гормоны повышают число лейкоцитов вкрови, стимулируя иммунную систему и аллергические реакции.
Наиболеепродолжительные соматические реакции на стресс являются результатом активации«эндокринных осей». Этим />термином обозначаютэндокринные пути, по которым осуществляется реакция на стресс. Существуют триосновные «эндокринные оси», которые вовлекаются в стрессовую реакциючеловека: адрено-кортикальная, соматотропная и тироидная. Они связаны сактивацией коры и мозгового вещества надпочечников и щитовидной железы.Показано, что эти три оси могут быть активизированы посредством многочисленныхи разнообразных психологических воздействий, включая различные психосоциальныестимулы. Реакция по эндокринным осям не только продолжительна во времени, но,как правило, возникает с некоторой задержкой. Последнее обусловлено, во-первых,тем, что единственным транспортным механизмом для этих осей является системакровообращения, и, во-вторых, тем, что для их активации требуется более сильныйраздражитель.
Всеэти биохимические и физиологические изменения мобилизуют организм на«борьбу» или «бегство». Когда конфликтная ситуация требуетнемедленного ответа, адаптивные механизмы работают четко и слаженно,биохимические реакции ускоряются, а следующие за ними функциональные измененияв органах и тканях позволяют организму реагировать на угрозу с удвоенной силой.
Вжизни первобытного человека большинство стрессовых воздействий завершалосьвыраженной активностью организма (реакция «борьбы или бегства»). Всовременном мире стресс, нередко ограничиваясь только внутренними проявлениями,может приобретать затяжной характер. В этом случае у организма нет шансовнормализовать уже включившиеся стресс — адаптационные процессы, хотя нервнаясистема продолжает реагировать на стрессоры привычным для организма человекаспособом. При этом ни одну из вышеописанных физиологических реакций нельзя произвольноисключить из традиционного комплекса реагирования. Стресс — адаптивная системанашего организма относительно неспецифична и реагирует одинаковыми изменениямикак на хорошие, так и на плохие события.
Итак,как уже подчеркивалось, в современном мире стрессовые реакции напсихосоциальные стимулы являются не столько следствием самих раздражителей,сколько результатом их когнитивной интерпретации, а также и эмоциональноговозбуждения.
В1956 году Селье разработал концепцию «общего адаптационного синдрома»(ОАС). ОАС есть не что иное, как усилие организма приспособиться к изменившимсяусловиям среды за счет включения специальных защитных механизмов, выработанныхв процессе эволюции. ОАС подразделяется на три стадии. Первая называетсястадией тревоги. Эта стадия связана с мобилизацией защитных механизмоворганизма. Во время этой стадии эндокринная система отвечает нарастающейактивацией всех трех осей. При этом главную роль играет адрено-кортикальнаясистема.
Следующаястадия называется стадией сопротивления или резистентности. Эту стадию отличаетмаксимально высокий уровень сопротивляемости организма к действию вредоносныхфакторов. Она выражает усилия организма поддержать состояние гомеостаза(равновесия внутренней среды) в изменившихся условиях.
Есливоздействие стрессора будет продолжаться, то в итоге «энергияадаптации», т.е. адаптивные механизмы, участвующие в поддержании стадиирезистентности, исчерпают себя. Тогда организм вступает в финальную стадию — стадию истощения. В некоторых случаях под большой угрозой действительно можетоказаться выживание организма.
СущностьОАС ясно излагает сам Селье: «Ни один организм, — подчеркивает он, — неможет постоянно находиться в состоянии тревоги. Если агент настолько силен, чтозначительное воздействие его становится несовместимым с жизнью, животноепогибает еще на стадии тревоги, в течение первых часов или дней. Если оновыживает, за первоначальной реакцией обязательно следует стадия резистентности.Эта вторая стадия отвечает за сбалансированное расходование адаптационныхрезервов. При этом поддерживается практически не отличающееся от нормысуществование организма в условиях повышенного требования к его адаптационнымвозможностям. Но поскольку адаптационная энергия не беспредельна, то, еслистрессор продолжает действовать, наступает третья стадия — истощение».
Последствия продолжительного и кратковременного стресса. Психическое исоматическое (телесное) так сильно переплетены />между собой, чтоне может быть психического феномена без последующего соматического и наоборот,не существует соматического явления без психологического. Стрессовая реакцияпредставляет собой концентрированную сущность взаимоотношения психики и тела.
Принятосчитать, что все симптомы, вызванные стрессом, являются психосоматическими. Этозначит, что в ответе на стресс принимают участие все системы — нервная,эндокринная, сердечно-сосудистая, желудочно-кишечная и т.п. Очень часто,особенно после продолжительного стресса, вследствие истощения всего организманаступает слабость. Как правило, стресс вызывает ухудшение деятельности самого«слабого» звена в организме, уже больного органа, например, язвужелудка на фоне хронического гастрита и т.п. Ослабляя иммунную системуорганизма, стресс повышает риск инфекционных заболеваний. Наиболее часто стрессвлияет на состояние сердечно — сосудистой системы.
Установлено,что при стрессе дыхание становится более частым. При непродолжительном стрессепопадание избытка кислорода в кровь вызывает одышку. Если же стресс длительный,то частое дыхание будет продолжаться до тех пор, пока не пересохнут слизистыеповерхности носоглотки. Человек в этом случае чувствует боль в грудной клеткеиз-за спазма дыхательных мышц и диафрагмы. При этом вследствие ухудшениязащитных функций слизистой оболочки носоглотки резко возрастает вероятностьзаболевания различными инфекционными заболеваниями.
Повышениеуровня сахара в крови, также являющееся частью реакции организма на стресс,вызывает свою цепную реакцию. Во-первых, повышение уровня сахара (глюкозы)провоцирует усиленную секрецию инсулина — гормона поджелудочной железы,который, в свою очередь, способствует отложению глюкозы в виде гликогена впечени, мышцах и частичному превращению ее в жир. В результате концентрациясахара в крови падает, и у человека возникает чувство голода, а организмтребует немедленной компенсации. Это состояние в свою очередь стимулируетдальнейшую секрецию инсулина, и уровень сахара в крови продолжает снижаться.
Такимобразом, при стрессе так или иначе страдают все системы организма.
/>Индивидуальные различия. В 1974 г. вышла книга М. Фридмана и Р. Розенмана «Поведение А — типа и ваше сердце», первое инаиболее значительное исследование взаимосвязи стресса и заболеваний сердечно — сосудистой системы. Было выделено два полярных типа поведения и соответственногруппы людей, у которых преобладает один из двух вариантов поведения: тип А илитип Б. К первому типу относится поведение, ориентированное на успех и жизненныедостижения. И именно этот тип поведения значительно повышает риск сердечно — сосудистых заболеваний и скоропостижной смерти.
Влабораторных условиях было показано, что оба типа по разному реагируют наинформационную нагрузку. Характер этих реакций согласуется с преобладаниемактивности одного из двух отделов вегетативной нервной системы: симпатического(тип А) или парасимпатического (тип Б). Первый реагирует на нагрузку учащениемпульса, ростом артериального давления и другими вегетативными реакциями,сопровождающими активацию симпатической нервной системы. Тип Б в тех жеусловиях реагирует по парасимпатическому варианту: снижением частотысердцебиений и другими соответствующими вегетативными проявлениями. Итак, длятипа А характерен высокий уровень двигательной активности и преобладаниесимпатических реакций, т.е. для этого типа характерна постоянная готовность кдействию. Тип Б представляет вариант реагирования с преобладаниемпарасимпатических эффектов, для него характерно снижение двигательнойактивности и относительно низкая готовность включаться в действие.Перечисленные различия определяют разную чувствительность того и другого типа кстрессогенным воздействиям. Один из путей профилактики сердечно-сосудистыхзаболеваний состоит в том, чтобы уменьшить в репертуаре поведения пациентапроявления типа А.
Борьба со стрессом. Терапия стрессовых состояний — сложная задача,включающая целый ряд аспектов. Среди них следует отметить, в первую очередь,собственную позицию человека. Речь идет об ответственности человека за своездоровье. Утверждение, что чрезмерный стресс и эмоциональные расстройствазависят от способа интерпретации индивидом своего окружения, прямо связано спризнанием личностной ответственности человека за свое />отношениек происходящему и таким образом за свое здоровье. Более того, сама возможностьприменения некоторых средств борьбы со стрессом и эффективность ихиспользования зависят от того, насколько осознанно человек подходит к своемуздоровью. Психофизиологические методы коррекции стрессогенных состоянийсвязаны, в первую очередь, с использованием приемов обратной связи.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. АндерсонДж. Когнитивная психология. 5-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 496с.
2. ДаниловаН.Н. Психофизиология: Учебник для вузов / Н.Н. Данилова — М.: Аспект Пресс,2002. – 373 с.
3. Дифференциальнаяпсихофизиология. Учебник для вузов. Под. ред. Е.П. Ильин — СПб.: Питер, 2001. —596 с.
4. Доброхотова,Т.А. Левши / Т.А. Доброхотова, Н.Н. Брагина — М.: Книга, лтд, 1994. — 232 с.
5. ДрижакаА.Г. Психодиагностика одаренности к скоростно-силовым видам спорта. Ростов надону: Из-во Ростовского пед. унта,1996.-37с.
6. НикитюкБ.А. Интегральные подходы в возрастной и спортивной антропологии/ Б.А.Никитюк –М.: Институт психологии РАН, 1999. –219 с.
7. НиколаеваЕ.И. Психофизиология. Психологическая физиология с основами физиологическойпсихологии. / Учебник для студентов биологических, психологических, медицинскихфакультетов университетов / Е.И. Николаева. – Новосибирск: Лада, 2001. — 442 с.
8. ОзеровВ.П. Психомоторные способности человека/ В.П. Озеров — Дубна: Феникс, 2002. –320 с.
9. ОрловА.Д., Ноздрачев А.Д. Нормальная физиология: Учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006.– 696с.
10. ПсихофизиологияУчебник для вузов. / Под. ред. Ю.А… Александрова. — СПб.: Питер, 2001. — 496с.
11. ХомскаяЕ.Д., Нейропсихология индивидуальных различий / Е.Д Хомская, И.В. Ефимова, Е.В.Бутыка, Е.В. Ельникопова — М. Российское педагогическое агентство, 1997. — 281с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cyberspace Essay Research Paper Computers and CyberspaceWhen
Реферат Політична влада сутність і специфіка
Реферат Сравнительный анализ профессиональной готовности педагогов и студентов к регулированию взаимодействия детей
Реферат Избирательное право и избирательная система в Российской Федерации
Реферат Особенности композиции рассказа Чехова "Ионыч"
Реферат Панас Мирний: нарис життя і творчості
Реферат Планирование и организация перевозок в коммерческой деятельности
Реферат Анализ факторов внешней и внутренней среды в деятельности сетевых организаций
Реферат Swing Essay Research Paper Drama 03 Professor
Реферат 3. 2 Управление стрессом Что такое стресс и как он возникает?
Реферат Конституционно-правовое регулирование института гражданства в Российской Федерации. Общая хара
Реферат МА Булгаков и его роман Мастер и Маргарита 2
Реферат Малый бизнес в экономике России его роль и перспективы
Реферат CezanneLowry And Landscapes Essay Research Paper Cezanne
Реферат 7 По какому признаку и как классифицируются геологические структуры по геодинамической классификации