Реферат по предмету "Психология"


Виды ощущений

Введение
Всю информацию, которойоперирует человек в процессе познания, он получает посредством сенсорныхпознавательных процессов, которые возникают при непосредственном взаимодействииорганов чувств с объектами окружающей среды. Познание окружающего мира начинаетсяс ощущений. Ощущение является простейшим познавательным процессом,обеспечивающим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения возникаютпри непосредственном действии свойств и качеств внешней и внутренней среды наорганы чувств. Информация о свойствах и качествах предметов и явлений,поступающая от органов чувств, отражается в нашем сознании в форме ощущений ивпечатлений.
Ощущение являетсяэлементарным сенсорным познавательным процессом, отражающем в форме впечатленийсвойства и качества объектов, непосредственно действующих на органы чувств.Ощущение – это познавательный процесс, а впечатление – это форма отражениядействующего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Такимобразом, ощущение представляет собой процесс превращения поступающей на органычувств информации в факты сознания. Эта информация существует в нашем сознаниив форме разнообразных впечатлений: световых, слуховых, обонятельных, вкусовых иосязательных.
Ощущение,как таковое – достаточно непростое психическое явление, каким кажется на первыйвзгляд. Несмотря на то, что это достаточно изученное явление, глобальность егороли в психологии деятельности и познавательных процессах человекомнедооценена. Ощущения широко распространены в обычной жизни человека, и в непрерывномпроцессе познавательной деятельности для людей является обыденной первичнойформой психологической связи организма со средой.
Частичноеили полное отсутствие видов ощущения (зрение, слух, вкус, запах, осязание) учеловека препятствует или тормозит его развитие.
Ощущения оказывают огромное значение на формирование таких познавательныхпроцессов как речь, мышление, воображение, память, внимание и восприятие, а также на освоение деятельности, как специфического вида активности человеканаправленной на создание предметов материальной и духовной культуры,преобразование своих способностей, сохранение и совершенствование природы, истроительство общества.
Объект исследования – ощущениячеловека.
Предметисследования – видыощущений.
Проблемой исследования являются различные классификации ощущений впсихологии.
Цель работы – проанализировать теоретическуюлитературу по проблеме исследования, рассмотреть различные виды и классификацииощущений.
Задачи:
1. Дать общее понятие ощущений в психологии.
2. Рассмотреть свойства и функции ощущений.
3. Рассмотреть классификации видов ощущений существующие впсихологической науке.
Работа состоит из введения, двух глав, экспериментальной части,заключения и списка литературы.
Экспериментальная часть посвящена визуальным ощущениям.

1. Общее понятие об ощущениях иих функциях в психологии
 
1.1 Понятие ощущения
 
Ощущения позволяют человекувоспринимать сигналы и отражать свойства и признаки вещей внешнего мира исостояний организма. Они связывают человека с внешним миром и являются какосновным источником познания, так и основным условиемего психического развития [9, с. 96].
Ощущение является одним из простейших познавательных психическихпроцессов. Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней средычеловеческий организм получает в виде ощущений при помощи органов чувств.Ощущение является самой первой связью человека с окружающей действительностью.
Процесс ощущения возникает вследствие воздействия на органы чувствразличных материальных факторов, которые называются раздражителями, а сампроцесс этого воздействия – раздражением.
Ощущения возникают на основе раздражимости. Ощущение – продуктразвития в филогенезе раздражимости. Раздражимость – общее свойство всех живыхтел приходить в состояние деятельности под влиянием внешних воздействий(допсихический уровень), т.е. непосредственно влияющих на жизнь организма. Раздражениевызывает возбуждение, которое по центростремительным, или афферентным, нервампереходит в кору головного мозга, где и возникают ощущения. На ранней стадииразвития живого простейшим организмам (пример – инфузория-туфелька) нетнеобходимости различать конкретные предметы для своей жизнедеятельности –раздражимость является достаточной. На более сложной стадии, когда живомунеобходимо определять какие-либо предметы, нужные ему для жизнедеятельности, а,следовательно, и свойства этого предмета как нужные для жизнедеятельности, – наэтом этапе происходит преобразование раздражимости в чувствительность. Чувствительность– способность реагировать на нейтральные, опосредованные воздействия, невлияющие на жизнь организма (пример с лягушкой, реагирующей на шорох).Совокупность чувств создает элементарные психические процессы, процессыпсихического отражения.
Различают две основные формы чувствительности, из которых одназависит от условия среды и называется адаптацией, а другая – от условийсостояния организма, называется сенсибилизацией.
Адаптация (приспособление, настройка) – это изменениечувствительности в процессе приспособления к окружающим условиям.
Выделяют три ее направления:
1) повышение чувствительности под влиянием слабого раздражителя,например темновая адаптация глаза, когда в течение 10–15 мин.чувствительность возрастает более чем в 200 тыс. раз (сначала не видимпредметов, но постепенно начинаем различать их очертания);
2) понижение чувствительности под влиянием сильного раздражитель,например, для слуха это происходит за 20–30 сек.; при непрерывном идлительном воздействии раздражителя соответствующие рецепторы приспосабливаютсяк нему, вследствие чего начинает снижаться интенсивность нервных возбуждений,передаваемых от рецепторов к коре, что и лежит в основе адаптации.
3) полное исчезновение ощущения в результате длительноговоздействия раздражителя, например, через 1–1,5 мин., человек перестаетощущать какой-либо запах в помещении.
Адаптация особенно проявляется в сфере зрения, слуха, обоняния,осязания, вкуса и свидетельствует о большей пластичности организма, егоприспособления к условиям среды.
Сенсибилизация – это обострение чувствительности в следствииизменения внутреннего состояния организма под влиянием воздействияраздражителей, которые поступают в это же самое время в другие органы чувств (кпримеру, увеличение остроты зрения под воздействием слабых слуховых или обонятельныхраздражителей) [8, с. 104].
1.2 Свойства ощущений
Все ощущения могут бытьохарактеризованы с точки зрения их свойств. Причем свойства могут быть нетолько специфическими, но и общими для всех видов ощущений. К основнымсвойствам ощущений относят: качество, интенсивность, продолжительность ипространственную локализацию, абсолютный и относительный пороги ощущений (рис. 1)[4, с. 96].
/>
Рис. 1. Общие свойстваощущений

Следует иметь в виду, чтовесьма часто, когда говорят о качестве ощущений, имеют в виду модальностьощущений, поскольку именно модальность отражает основное качествосоответствующего ощущения.
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и зависит отсилы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора,определяющего степень готовности рецептора выполнять свои функции. Например,если у вас насморк, то интенсивность воспринимаемых запахов может бытьискажена.
Длительность ощущения – это временная характеристика возникшего ощущения. Онатакже определяется функциональным состоянием органа чувств, но главным образом –временем действия раздражителя и его интенсивностью. Следует отметить, что уощущений существует так называемый латентный (скрытый) период. При воздействиираздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некотороевремя. Латентный период различных видов ощущений неодинаков. Например, длятактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых – 370 мс, а для вкусовых –всего 50 мс.
Ощущение не возникаетодновременно с началом действия раздражителя и не исчезает одновременно спрекращением его действия. Эта инерция ощущений проявляется в так называемомпоследействии. Зрительное ощущение, например, обладает некоторой инерцией иисчезает не сразу после прекращения действия вызвавшего его раздражителя. Следот раздражителя остается в виде последовательного образа. Различают положительныеи отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ соответствуетпервоначальному раздражению, состоит в сохранении следа раздражения того жекачества, что и действующий раздражитель.
Отрицательныйпоследовательный образ заключается в возникновениикачества ощущения, противоположного качеству воздействовавшего раздражителя.Например, свет-темнота, тяжесть-легкость, тепло-холод и др. Возникновениеотрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительностиданного рецептора к определенному воздействию.
И наконец, для ощущенийхарактерна пространственная локализация раздражителя. Анализ, осуществляемыйрецепторами, дает нам сведения о локализации раздражителя в пространстве, т.е.мы можем сказать, откуда падает свет, идет тепло или на какой участок телавоздействует раздражитель [10, с. 173–174].
Все вышеописанные свойства втой или иной степени отражают качественные характеристики ощущений. Однако неменьшее значение имеют количественные параметры основных характеристик ощущений– степень (пороги) чувствительности (рис. 2).
/>
Рис. 2. Пороги чувствительности
Следует помнить, что один итот же раздражитель для одного человека может оказаться ниже, а для другого – вышепорога ощущения. Чем слабее раздражители, которые способен ощущать человек, темвыше его чувствительность. Иными словами, чем ниже абсолютный порог ощущений,тем выше абсолютная чувствительность, и наоборот [4, с. 96–97].
Таким образом, ощущение –простейший психический процесс отражения отдельного качества (свойства)предмета при непосредственном воздействии раздражителей на воспринимающую частьанализатора.
1.3 Физиологические механизмы ощущений
 
Физиологической основойощущений является деятельность сложных комплексов анатомических структур,названных анализаторами. Понятие анализатора (аппарата, осуществляющего функцию различения внешнихраздражителей), было введено академиком И.П. Павловым. Он же исследовалструктуру анализаторов и пришел к выводу, что они состоят из трех частей:
1) периферический отдел, называемый рецептором (рецептор – этовоспринимающая часть анализатора, специализированное нервное окончание, егоосновная функция – трансформация внешней энергии в нервный процесс);
2) проводящие нервные пути (афферентный отдел – передаетвозбуждение в центральный отдел; эфферентный отдел – по нему передаетсяответная реакция из центра к периферии);
3) ядро анализатора – корковые отделы анализатора (их ещепо-другому называют центральными отделами анализаторов), в которых происходитпереработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов. Корковаячасть каждого анализатора включает в себя область, представляющую собойпроекцию периферии (т.е. проекцию органа чувств) в коре головного мозга, таккак определенным рецепторам соответствуют определенные участки коры [16, с. 9].
Таким образом, органом ощущения является центральный отделанализатора.
Для возникновения ощущения необходимо задействовать все составныечасти анализатора. Если разрушить любую из частей анализатора, возникновениесоответствующих ощущений становится невозможным. Так, зрительные ощущенияпрекращаются и при повреждении глаз, и при нарушении целостности зрительныхнервов, и при разрушении затылочных долей обоих полушарий. Кроме того, чтобыощущения возникли, необходимо наличие еще 2 условий:
·         Источники раздражения (раздражители).
·         Среда или энергия, которая распределяется в среде от источника досубъекта.
Так, например, в вакууме не бывает слуховых ощущений. Кроме того,энергия, которую излучает источник, может быть настолько малой, что человек неощущает ее, но она может быть зарегистрирована приборами. Т.о. энергия, чтобыстать ощутимой, должна достичь определенной величины порогов анализаторнойсистемы.
Также, субъект может находиться в состоянии бодрствования, а можети спать. Это тоже следует учитывать. Во сне существенно повышаются порогианализаторов.
Таким образом, ощущение – это психическое явление, котороеявляется результатом взаимодействия источника энергии с соответствующиманализатором человека. При этом, имеется в виду элементарный единичный источникэнергии, создающий однородное ощущение (света, звука и т.д.).
Необходимо существование 5 условий для возникновения ощущений:
·         Рецепторы.
·         Ядро анализатора (в коре головного мозга).
·         Проводящие пути (с направлениями потоков импульсов).
·         Источник раздражения.
·         Среда или энергия (от источника до субъекта).
Следует отметить, что ощущения человека – это продуктисторического развития, и поэтому они качественно отличаются от ощущенийживотных. У животных развитие ощущений целиком ограничено их биологическими,инстинктивными потребностями. У человека способность ощущать не ограниченабиологическими потребностями. Труд создал у него несравненно более широкий, чему животных, круг потребностей, а в деятельности, направленной на удовлетворениеэтих потребностей, постоянно развивались способности человека, в том числе испособность ощущать. Поэтому человек может ощущать гораздо большее количествосвойств окружающих его предметов, чем животное.
Ощущения являются не только источником наших знаний о мире, но инаших чувств и эмоций. Простейшая форма эмоционального переживания – это такназываемый чувственный, или эмоциональный, тон ощущения, т.е. чувство, непосредственносвязанное с ощущением. Например, хорошо известно, что некоторые цвета, звуки,запахи могут сами по себе, независимо от их значения, от воспоминаний и мыслей,связанных с ними, вызвать у нас приятное или неприятное чувство. Звук красивогоголоса, вкус апельсина, запах розы – приятны, имеют положительный эмоциональныйтон. Скрип ножа по стеклу, запах сероводорода, вкус хины – неприятны, имеютотрицательный эмоциональный тон. Такого рода простейшие эмоциональныепереживания играют сравнительно незначительную роль в жизни взрослого человека,но с точки зрения происхождения и развития эмоций значение их очень велико [4,с. 91–93].
Выделяютследующие функции ощущений.
Сигнальная– уведомление организма о жизненно важных объектах или свойствахокружающего мира.
Отражательная (образная)– построение субъективного образа свойства, необходимого дляориентировки в мире.
Регулятивная– адаптация в окружающем мире, регулирование поведения идеятельности [2, с. 48].
Существует несколько теорийощущений.
Рецептивная.Согласно этой теории орган чувств (рецептор) пассивно отвечает навоздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующиеощущения, то есть ощущение есть чисто механический отпечаток внешнеговоздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время эта теорияпризнана несостоятельной, поскольку отрицается активный характер ощущений.
Диалектико-материалистическая.Согласно этой теории «ощущение – есть действительная непосредственная связьсознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в фактсознания» (В.Л. Ленин).
Рефлекторная. В рамкахрефлекторной концепции И.М. Сеченова и И.П. Павлова были проведеныисследования, показавшие, что по своим физиологическим механизмам ощущениеявляется целостным рефлексом, который объединяет прямыми и обратными связямипериферические и центральные отделы анализатора [2, с. 49–50].
Ощущения начинаютразвиваться сразу после рождения. Однако не все виды чувствительностиразвиваются одинаково. Сразу после рождения у ребенка развивается осязательная,вкусовая и обонятельная чувствительность (ребенок реагирует на температурусреды, прикосновение, боль; определяет мать по запаху материнского молока;отличает молоко матери от коровьего молока или воды). Однако развитие этихощущений продолжается достаточно долго (мало развиты в 4–5 лет).
Менее зрелыми к моментурождения являются зрительные и слуховые ощущения. Быстрее начинают развиватьсяслуховые ощущения (реагирует на звук – в первые недели жизни, на направление – черездва-три месяца, а на пение и музыку – на третьем-четвертом месяце). Речевойслух развивается постепенно. Сначала ребенок реагирует на интонацию речи (навтором месяце), затем – на ритм, а способность различать звуки (сначалагласные, а потом согласные) появляется к концу первого года жизни.
Абсолютная чувствительностьк свету у младенца низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. Различениецветов наступает лишь на пятом месяце.
В целом абсолютнаячувствительность всех видов достигает высокого уровня развития в первый годжизни. Медленнее развивается относительная чувствительность (бурное развитиепроисходит в школьном возрасте).
Ощущения в известныхпределах можно развивать методом постоянных тренировок. Благодаря возможностиразвития ощущений происходит, например, обучение детей (музыке, рисованию).
Среди нарушений ощущенийвыделяют количественные и качественные изменения.
К количественным нарушениямотносятся: утрата или снижение способности ощущать различные виды раздражителейи повышение этой способности. Потеря чувствительности распространяется, какправило, на тактильную, болевую, температурную чувствительность, но можетохватывать и все виды чувствительности.
Обычно это связано сразличными заболеваниями индивида. К качественным расстройствам ощущенийотносят синестезию. Еще один вид патологии ощущений проявляется в различных,неприятных ощущениях: онемении, покалывании, жжении, ползании мурашек и др. Приразличных патологических заболеваниях могут быть изменения болевойчувствительности. Они заключаются в разной болевой чувствительности ивыносливости к боли.
Индивидуальные различия вощущениях – мало изученная область психологии. Известно, что чувствительностьразных органов чувств зависит от многих факторов. Оказывают влияние особенностицентральной нервной системы (у индивидов с сильной нервной системойчувствительность ниже); эмоциональность (у эмоциональных более развитообоняние); возраст (острота слуха наибольшая в 13 лет, зрения – в 20–30 лет,старые люди довольно хорошо слышат звуки низкой частоты, а высокие – хуже); пол(женщины более чувствительны к высоким звукам, а мужчины – к низким); характердеятельности (сталевары различают тончайшие оттенки раскаленного потока металлаи пр.) [2, с. 62–63].

2. Классификация видов ощущений
 
Существуют различные подходы к классификации ощущений. Издавнапринято различать пять (по количеству органов чувств) основных видов ощущений:обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основныммодальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей. Б.Г. Ананьевговорил об одиннадцати видах ощущений. А.Р. Лурия считал, чтоклассификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основнымпринципам – систематическому и генетическому (иначе говоря, по принципумодальности, с одной стороны, и по принципу сложности или уровня их построения –с другой) [16, с. 101].
Рассмотрим систематическуюклассификацию ощущений (рис. 3). Данная классификация была предложенаанглийским физиологом Ч. Шеррингтоном. Рассматривая наиболее крупные исущественные группы ощущений, он разделил их на три основных типа: интероцептивные,проприоцептивные и экстероцептивные ощущения. Первые объединяют сигналы,доходящие до нас из внутренней среды организма; вторые передают информацию о положениитела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата, обеспечиваютрегуляцию наших движений; наконец, третьи обеспечивают получение сигналов извнешнего мира и создают основу для нашего сознательного поведения. Рассмотримосновные типы ощущений по отдельности [10, с. 170].
Основой восприятия являютсяэкстерорецепторы, поскольку именно они обеспечивают объективное представление овнешнем мире.
Как известно, человекобладает пятью органами чувств. Видов внешних ощущений на один больше, посколькумоторика не имеет отдельного органа чувств, однако ощущения тоже вызывает.Следовательно, человек может испытывать шесть видов внешних ощущений:зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные (осязательные), вкусовые икинестетические ощущения./>Рис. 3.Систематическая классификация основных видов ощущений
Основным источникоминформации о внешнем мире является зрительный анализатор. С его помощью человекполучает до 80% от общего объема информации. Орган зрительных ощущений – глаз.На уровне ощущений он воспринимает информацию о свете и цвете. Воспринимаемыечеловеком цвета разделяют на хроматические и ахроматические. К первым относятсяцвета, составляющие спектр радуги (т.е. расщепления света – всем известные«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»). Ко вторым – черный, белый исерый цвета. Цветовые оттенки, содержащие около 150 плавных переходов из одногов другой, воспринимаются глазом в зависимости от параметров световой волны.
Зрительные ощущенияоказывают большое влияние на человека. Все теплые цвета положительно влияют наработоспособность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настроение.Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета угнетающе действуют напсихику. Цвета могут нести предупреждающую информацию: красный говорит обопасности, желтый – предостерегает, зеленый – сигнализирует о безопасности ит.п.
Следующим по своей важностив получении информации является слуховой анализатор. Ощущения звуков принятоделить на музыкальные и шумовые. Их отличие состоит в том, что музыкальныезвуки создаются периодическими ритмическими колебаниями звуковых волн, а шумы –неритмичными и нерегулярными колебаниями [16, с. 109].
Слуховые ощущения тоже имеютбольшое значение в жизни человека. Источником слуховых ощущений являютсяразнообразные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощущения отражаютшумовые, музыкальные и речевые звуки.
Ощущения шума и шорохасигнализируют о наличии предметов и явлений, издающих звуки, о месте ихнахождения, о приближении или удалении. Они могут предупреждать об опасности ивызывать определенное эмоциональное переживание.
Музыкальные ощущенияхарактеризуются эмоциональным тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются учеловека на основе воспитания и развития музыкального слуха и связаны с общеймузыкальной культурой человеческого общества.
Речевые ощущения являютсячувственной основой речевой деятельности человека. На базе речевых ощущенийформируется фонематический слух, благодаря которому человек может различать ипроизносить звуки речи. Фонематический слух оказывает влияние не только наразвитие устной и письменной речи, но и на овладение иностранным языком [16, с. 110].
У многих людей существуетинтересная особенность – сочетание звукового и зрительного ощущений в однообщее ощущение. В психологии это явление называют синестезией. Это устойчивыеассоциации, возникающие между объектами слухового восприятия, напримермелодиями, и цветовыми ощущениями. Часто люди могут сказать, «какого цвета»данная мелодия или слово.
Несколько реже встречаетсясинестезия, основанная на ассоциации цвета и запаха. Она часто присуща людям сразвитым обонянием. Таких людей можно найти среди дегустаторов парфюмернойпродукции – для них важен не только развитый обонятельный анализатор, но исинестетические ассоциации, позволяющие сложный язык запахов перевести в болееуниверсальный язык цвета. Вообще же обонятельный анализатор, к сожалению, чащевсего у людей не очень сильно развит. Люди, подобные герою романа ПатрикаЗюскинда «Парфюмер», – явление редкое и уникальное [5, с. 20–23].
Обоняние – вид чувствительности, порождающий специфические ощущения запаха.Это одно из наиболее древних, простых, но жизненно важных ощущений.Анатомически орган обоняния расположен у большинства живых существ в наиболеевыгодном месте – впереди, в выдающейся части тела. Путь о рецепторов обоняниядо тех мозговых структур, где принимаются и перерабатываются получаемые от нихимпульсы, наиболее короткий. Нервные волокна, отходящие от обонятельныхрецепторов, непосредственно без промежуточных переключений попадают в головноймозг.
Часть мозга, котораяназывается обонятельной, также является и наиболее древней, и чем ниже живоесущество стоит на эволюционной лестнице, тем большее пространство в массеголовного мозга она занимает. У рыб, например, обонятельный мозг охватываетпрактически всю поверхность полушарий, у собак – около одной ее трети, учеловека его относительная доля в объеме всех мозговых структур равна примерноодной двадцатой части.
Указанные различиясоответствуют развитости других органов чувств и тому жизненному значению,которое данный вид ощущений имеет для живых существ. Для некоторых видовживотных значение обоняния выходит за пределы восприятия запахов. У насекомых ивысших обезьян обоняние также служит средством внутривидового общения.
Система классификациизапахов, известная как «Призма Хеннинга» (цветочный, фруктовый, пряный,смолистый, пригорелый, гнилостный), образует углы призмы с промежуточнымикачествами, расположенными на плоскостях (рис. 4).
/>
Рис. 4. «ПризмаХеннинга»
Имеются и другиеклассификации. В практике часто используют сравнение данного запаха с известнымэталоном (сирень, сено и т.д.) [2, с. 52–53].
Ощущения вкусовые – отражение качества пищи, обеспечение индивида информацией о том,можно ли употребить внутрь данное вещество. Вкусовые ощущения (часто вместе собонянием) вызываются действием химических свойств веществ, растворенных вслюне или воде, на вкусовые рецепторы (вкусовые почки), расположенные наповерхности языка, задней поверхности глотки, небе и надгортаннике.
Система классификации вкусовпредставлена «Тетраэдром Хеннинга» (рис. 5), в которой четыре основныхвкуса (сладкий, кислый, соленый, горький).
Сладкий
/>
Соленый
Рис. 5. «ТетраэдрХеннинга»
Они располагаются в углахтетраэдра (четырехугольной пирамиды), а все другие ощущения вкуса располагаютсяна плоскостях Тетраэдра и представляют их как комбинации двух или более основныхвкусовых ощущений [2, с. 53].
Кожная чувствительность, илиосязание, – это наиболее широко представленный и распространенный видчувствительности. Всем нам знакомое ощущение, возникающее при прикосновениикакого-либо предмета к поверхности кожи, не представляет собой элементарногоосязательного ощущения. Оно есть результат сложного комбинирования четырехдругих, более простых видов ощущений: давления, боли, тепла и холода, причемдля каждого из них существует специфический вид рецепторов, неравномернорасположенных в различных участках кожной поверхности.
Наличие таких рецепторовможно обнаружить практически на всех участках кожи. Однако специализированностькожных рецепторов до сих пор точно установить не удалось. Неясно, существуют лирецепторы, исключительно предназначенные для восприятия одного воздействия,порождающие дифференцированные ощущения давления, боли, холода или тепла, иликачество возникающего ощущения может меняться в зависимости от состояния одногои того же рецептора, а также от специфики воздействующего на него свойства.Известно только, что сила и качество кожных ощущений сами по себе относительны.Например, при одновременном воздействии на поверхность одного участка кожитеплой водой ее температура воспринимается по-разному в зависимости от того,какой водой мы воздействуем на соседний участок кожи. Если она холодная, то напервом участке кожи возникает ощущение тепла, если она горячая, то ощущениехолода. Температурные рецепторы имеют, как правило, два пороговых значения: ониреагируют на высокие и низкие по величине воздействия, но не отзываются насредние.
На примерах кинестетическихощущений и ощущений равновесия можно подтвердить тот факт, что далеко не всеощущения являются осознаваемыми. В повседневной речи, которой мы пользуемся,отсутствует слово, обозначающее ощущения, идущие, например, от рецепторов,расположенных в мышцах и работающих при их сокращении или растяжении. Тем неменее эти ощущения все же существуют, обеспечивая управление движениями, оценкунаправления и скорости движения, величину расстояния. Они формируютсяавтоматически, поступают в мозг и регулируют движения на подсознательномуровне. Для их обозначения в науке принято слово, которое происходит от понятия«движение», – кинетика, и их поэтому называют кинестетическими.
Без ощущений подобного родамы бы испытывали большие трудности, связанные с одновременным согласованиемдвижений различных частей тела, сохранением позы, равновесия, контролемразличных непроизвольных движений (безусловно-рефлекторные реакции, навыки ит.п.), потому что все они включают в себя такие двигательные моменты, которыевыполняются автоматически и очень быстро. Кроме мышц рецепторы кинестетическихощущений находятся в других органах. Например, формирование ощущений, которыеспособствуют поддержанию и сохранению равновесия, происходит благодаря наличиюособых рецепторов равновесия, имеющихся во внутреннем ухе. От работы этихрецепторов зависит чувство ускорения или замедления движений [12, с. 170].
Существуют данные о том, чтои с помощью обычных органов чувств человек воспринимает раздражители,находящиеся за нижним порогом его чувствительности. Эти раздражители (ихназывают субсенсорные) способны оказывать влияние даже на осознаваемыеощущения. Это доказывает существование у человека восприимчивости к неощущаемымсознательно раздражителям. С помощью такой чувствительности мы уточняем,например, локализацию звука. Физиолог Г.В. Гершуни, в частности,пишет, что «сразу после контузии, когда слуховые ощущения либо полностьюотсутствуют, либо появляются только при воздействии очень сильных звуков,возникают такие ответные реакции организма, как изменение спонтаннойэлектрической активности коры головного мозга – появление ритмов более высокихчастот… изменение разности потенциалов кожи (кожно-гальваническая реакция) иулитко-зрачковый рефлекс – изменение диаметра зрачка при действии звука» [3, с. 227].
Зона неслышимых звуков,вызывающих улитко-зрачковый рефлекс, была названа Гершуни «субсенсорнойобластью». На стадиях постепенного восстановления слуха эта зона увеличивается,а при полной нормализации уменьшается. Подобным же образом ведут себя другиенепроизвольные реакции, регистрируемые в ходе патологического процесса. В нормепределы субсенсорной области существенно зависят от состояния человека и дляулитко-зрачкового рефлекса колеблются в пределах от 5 до 12 дб [12, с. 172–173].
Всю группу экстероцептивныхощущений принято условно разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются непосредственнымвоздействием объекта на органы чувств. Примерами контактного ощущения являютсявкус и осязание.
Дистантные ощущения отражают качества объектов, находящихся на некоторомрасстоянии от органов чувств. К таким ощущениям относятся слух и зрение.Следует отметить, что обоняние, по мнению многих авторов, занимаетпромежуточное положение между контактными и дистантными ощущениями, посколькуформально обонятельные ощущения возникают на расстоянии от предмета, но в то жевремя молекулы, характеризующие запах предмета, с которыми происходит контактобонятельного рецептора, несомненно, принадлежат данному предмету. В этом изаключается двойственность положения, занимаемого обонянием в классификацииощущений.
Поскольку ощущение возникаетв результате воздействия определенного физического раздражителя насоответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений, рассмотреннаянами, исходит, естественно, из типа рецептора, который дает ощущение данногокачества, или «модальности».
Однако существуют ощущения,которые не могут быть связаны с какой-либо определенной модальностью. Такиеощущения называют интермодальными. К ним относится, например, вибрационнаячувствительность, которая связывает тактильно-моторную сферу со слуховой.
Ощущение вибрации – это чувствительность к колебаниям, вызываемым движущимся телом.По мнению большинства исследователей, вибрационное чувство являетсяпромежуточной, переходной формой между тактильной и слуховой чувствительностью.
В частности, некоторые авторы считают, что тактильно-вибрационнаячувствительность есть одна из форм восприятия звука. При нормальном слухе онаособенно не выступает, но при поражении слухового органа эта ее функцияотчетливо проявляется. Вибрационная чувствительность приобретает особоепрактическое значение при поражениях зрения и слуха. В жизни глухих ислепоглухонемых она играет большую роль. Слепоглухонемые, благодаря высокомуразвитию вибрационной чувствительности, узнавали о приближении грузовика идругих видов транспорта на большом расстоянии. Таким же образом посредствомвибрационного чувства слепоглухонемые узнают, когда к ним в комнату кто-нибудьвходит.
Следовательно, ощущения, являясь самым простым видом психическихпроцессов, на самом деле весьма сложны и в полной мере не изучены [16, с. 109].
Ощущения интероцептивные – объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней средыорганизма, чувствительность к собственным обменным процессам (голод, жажда,удушье и т.п.). Обычно они замыкаются на субсенсорном (неосознаваемом)подкорковом уровне и осознаются лишь в случае существенного нарушениянормального состояния организма, нарушения необходимого постоянства еговнутренней среды (гомеостаз). Возникают благодаря рецепторам, находящимся настенках желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов.Интероцептивные ощущения относят к числу наименее осознаваемых и наиболеедиффузных форм ощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональнымсостояниям.
Следует также отметить, чтоинтероцептивные ощущения весьма часто называют органическими [2, с. 54].
Ощущения проприоцептивные («глубокая чувствительность») – ощущения, передающие информацию оположении тела в пространстве и о положении опорно-двигательного аппарата,обеспечивают регуляцию наших движений. Эти ощущения создают основу движений человека,играя решающую роль в их регуляции. Эта группа ощущений включает ощущениеравновесия, или статическое ощущение, а также двигательное, иликинестетическое, ощущение. Периферические рецепторы этой чувствительностинаходятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и называются тельцамиПаччини. Периферические рецепторы ощущения равновесия расположены в полукружныхканалах внутреннего уха [2, с. 54].
Следует отметить, чтосуществуют и другие подходы к классификации ощущений. Попытку создания генетической классификации ощущений предприняланглийский невролог X. Хэд, выделивший более древнюю – протопатическую и болеемолодую – эпикритическую чувствительность. Ощущения протопатические (греч. protos – первый, первичный, pathos – болезнь, страдание) – филогенетическиэто более древние ощущения, примитивные и недифференцированные, смешанные сэмоциями и локализованные. Чаще это понятие употребляется относительно кожнойчувствительности. Сюда относятся органические ощущения (голод, жажда и пр.).
Ощущения эпикритические(греч. Epikrisis – суждение, решение) – филогенетическиновые ощущения. Они характеризуются более низким порогом раздражения,способностью ощущать легкие прикосновения, точной локализацией внешнегораздражения, более совершенным распознанием качества внешнего раздражителя. Кним относятся все основные виды ощущений человека [2, с. 55–56].
Виды ощущений классифицируютпо модальности, месту расположения рецепторов, по контакту с раздражителем.

Заключение
 
Жизненнаяроль ощущений состоит в том, чтобы своевременно и быстро доводить доцентральной нервной системы, как главного органа управления деятельностьюсведения о состоянии внешней и внутренней среды, наличии в ней биологическизначимых факторов.
Жизнькаждого человека сложна и многогранна. Она раскрывается через целый ряд важныхпроцессов. Их условно можно разделить на социальную и деловую активностьиндивида, культуру, медицину, спорт, общение, межличностные отношения, научнуюи исследовательскую деятельность, развлечение и отдых.
Полноценноепротекание всех вышеперечисленных процессов проблематично, а порою даженевозможно представить без задействованности всех наших органов чувств. Поэтомунеобходимо оценить роль ощущений в жизни человека, так как иногда это знаниепомогает в организации благополучного существования личности в обществе,достижения успехов в деловой среде.
Итак, ощущение – это процесс отражения отдельных свойств предметов объективного мира,как внешней среды, так и собственного организма, возникающий принепосредственном воздействии их на рецепторы (органы чувств). Это процесспервичной обработки информации, свойственный и животным, и человеку. С помощьюощущений субъект отражает свет, цвет, звуки, шумы, тепло, холод, запахи, вкусы.Ощущения являются предпосылкой для создания образов и их познания.
Существует несколькоклассификаций видов ощущений. По модальности (видам анализаторов) различаютощущения: зрительные, слуховые, осязательные (тактильные, температурные иболевые), обонятельные и вкусовые. Выделяют также интермодальные ощущения.
По характеру отражения иместу расположения рецепторов классификация ощущений представлена английскимфизиологом Ч. Шеррингтоном. На основе анатомического расположениярецепторов ощущения делятся на три класса: интероцептивные(рецепторы расположены во внутренней среде организма), проприоцептивные(рецепторы расположены в мышцах, сухожилиях и суставных сумках) иэкстероцептивные (рецепторы расположены на поверхности тела). Кэкстероцептивным относят: контактные (вкус, осязание) и дистантные (обоняние,слух, зрение). А.Р. Лурия дополняет последний ряд двумя категориями:интермодальными (промежуточными) и неспецифическими видами ощущений.
По происхождению(генетическая классификация X. Хэда) выделяют: протопатические и эпикритические ощущения.

Список литературы
1.   Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. –1008 с.
2.   Гамезо М.В., Герасимова В.С., Машурцева Д.А., Орлова Л.М. Общаяпсихология: Учебно-методическое пособие. – М.: Ось-89, 2007. – 352 с.
3.    Гершуни Г.В., Соколов Е.Н. Объективные изменения чувствительности и субсенсорная ее область //Хрестоматия по ощущению и восприятию. – М. 1975. – с. 227.
4.   Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общаяпсихология. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. –368 с.
5.   Дмитриева Н.Ю. Общая психология. Конспект лекций. – М.:Эксмо, 2007. – 128 стр.
6.   Ительсон Л.Б. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер,2004. – 320 с.
7.   Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М.: Смысл;Изд. Центр «Академия», 2007. – 511 с.
8.   Лукацкий М.А., Остренкова М.Е. Психология. – М.:Эксмо, 2007. – 416 с.
9.    Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер,2004. – 320 с.
10. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. –СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
11.Максименко С.Д. Общая психология. – М.: Рефл-бук, 2004 –528 с.
12. Немов Р.С. Психология: Учебник для студ. высш. пед.учеб. заведений: В 3 кн. – М.: ВЛАДОС, 2003. – Кн. 1: Общие основы психологии. –688.
13.Общая психология: Учебник/ Под общ. Ред. А.В. Карпова. – М.:Гардарики, 2002. – 232 с.
14.Психология. Учебник для гуманитарных вузов/ Под ред. В.Н. Дружинина.СПб.: Питер, 2002. – 315 с.
15.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер,2006. – 713 с.
16. Сорокун П.А. Основы психологии. – Псков: ПГПУ, 2005 – 312 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Разделение властей как принцип организации и деятельности государственных органов России
Реферат Животноводство
Реферат Інвестиційна діяльність комерційного банку та її вплив на його фінансовий стан
Реферат Usa History Essay Research Paper The history
Реферат Hamlet Essay Research Paper To be or
Реферат Лист анализа конкуренции
Реферат Meagans Law Essay Research Paper Almost every
Реферат Билеты по лексикологии
Реферат Анализ эффективности деятельности ОАО "Российские железные дороги"
Реферат Особливості побудови орфографічного тлумачного словника синонімів словника іншомовних слів
Реферат Нравственные и философские изыскания Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"
Реферат Мастопатия. Этиология, клиника и диагностика
Реферат Воздействие электромагнитных лучей на организм человека и способы борьбы с ними
Реферат Открытие кафе мороженое
Реферат Archetypes In Raising Arizona Essay Research Paper