Реферат по предмету "Психология"


Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной психодиагностики

Содержание
Введение
1 Взгляды Л.С. Выготского
1.1 Развитие взглядов Л.С. Выготского
1.2 Идеи Л.С. Выготского о психологическомдиагнозе
2 Современные проблемы и перспективы развитияпсиходиагностики
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Лев Семенович Выготский (1896-1934) — выдающийся отечественныйпсихолог, автор большого числа работ, оказывающих влияние на становлениепсихологии и педагогики как в нашей стране, так и за рубежом. Его называютМоцартом в психологии. Он оставил яркий след в науке и различных областяхпрактики, заложил основы и линию анализа в отечественной психодиагностике.
В своих работах он был предельно искренен, старался максимальнополно предъявить все основания для теоретического и экспериментального изученияпоставленных вопросов. Каждая его работа представляет собой завершенныйсамостоятельный труд и может быть прочитана как отдельная книга. Вместе с темвсе его труды составляют целостную научную линию, объединенную под общимназванием культурно-исторической теории происхождения высших психическихфункций. Труды Выготского поражают, прежде всего, высокой психологическойкультурой, знанием исходного «материала», который и служил основой дляпоследующих преобразований.
Бесспорно, Л.С.Выготский — классик отечественной, да, пожалуй, имировой психологической науки. Нельзя не согласиться с американским психологомДжорждем Верчем, написавшим о неисчерпаемости идей Выготского так: «Я читаюВыготского уже почти четверть века, и это более, чем что-либо другое, толькоподкрепляло мою уверенность, что мне никогда не удастся до конца извлечь всепредлагаемое...».
Л.С.Выготский сумел открыть для психологии такие перспективыдальнейшего движения, значение которых до конца не осознано и в наши дни. Вотпочему в психологии существует настоятельная потребность в анализе наследияэтого выдающегося мыслителя, стремление не только развить его учение, но ипопытаться посмотреть на мир с его позиций.
Исследование проблем и перспектив психологической диагностики такжепредставляются актуальным и необходимым делом с точки зрения интересов какобщества, так и отдельной личности.
Работа состоит из введения, основной части, заключения и спискаиспользуемой литературы.

1 Взгляды Л.С.Выгодского
 
1.1 Развитие взглядов Л.С.Выготского
Говоря о достижениях Л.С.Выготского, прежде всего нужно отметитьсовершенное им расширение сферы психологии. Именно Л.С.Выготскому принадлежитидея орудия, направленного на управление поведением человека. В качестве такихорудий он называл различные виды знаков. Знаки функционируют только впроцессе общения, т. е. опосредствуют социальные отношения людей друг с другом.Тем самым Выготский показал, что психику человека нельзя вывести из свойствотдельных индивидов. Психика имеет экстериоризированную форму существования.Поэтому для понимания природы психического психология должна выйти за рамкииндивидуального сознания, более того, она должна обратиться к историичеловеческой культуры и искусства.
Он писал: «Если правильно, что знак первоначально являетсясредством общения и лишь затем становится средством поведения личности, тосовершенно ясно: культурное развитие основано на употреблении знаков ивключение их в общую систему поведения протекало первоначально в социальной,внешней форме. В общем мы могли бы сказать, что отношения между высшимипсихическими функциями были некогда реальными отношениями между людьми» [т. 3;143]. На этом пути Л.С.Выготскому удалось сделать ряд важных открытий. Преждевсего он показал, что развитие психики индивида идет путем присвоения ееобщественно выработанных форм. Он назвал этот процесс интериоризацией.Выготский раскрыл ход этого процесса: «При вращивании, т.е. переходе функциивнутрь, происходит сложнейшая трансформация всей ее структуры. Существеннымимоментами, характеризующими трансформацию, следует считать, как показываетэкспериментальный анализ:
1) замещение функций,
2) изменение натуральных функций (элементарных процессов, лежащихв основе высшей функции и входящих в ее состав)
3) возникновение новых функциональных систем (или системныхфункций), принимающих на себя то назначение в общей структуре поведения, котороеранее выполнялось частными функциями» [т. 6; 15].
Л.С.Выготский показал, что благодаря знаку психические функцииприобретают два главных свойства: произвольность и осознанность.«Генетически их основной чертой в плане филогенеза является то, что они сформировалиськак продукт не биологической эволюции, а исторического развития поведения, онисохраняют специфическую социальную историю. В плане онтогенеза, с точки зренияструктуры, их особенность состоит в том, что, в отличие от непосредственнойструктуры элементарных психических процессов, являющихся непосредственнымиреакциями на раздражители, они строятся на основе использования опосредующихстимулов (знаков) и в силу этого носят опосредованный характер. Наконец, вфункциональном отношении они характеризуются тем, что выполняют новую исущественно иную роль по сравнению с элементарными функциями и выступают какпродукт исторического развития поведения» [т. 6; 51].
Для исследования развития высших психических функций Л.С.Выготскийразработал методику двойной стимуляции. Смысл этой методикизаключается в том, что она позволяет раскрывать внутреннюю структурупсихических функций. Для этого Л.С.Выготский применял не один ряд стимулов, адва: натуральные стимулы и стимулы-средства, которые должны служить для организациисобственного поведения испытуемого. Благодаря применению методики двойнойстимуляции Л.С.Выготскому удалось преодолеть коллизию, в которую былапоставлена психология «из-за столкновения спиритуалистической и механистическойконцепций».
Важные результаты были получены Л.С.Выготским в анализепроблемы мышления и речи. Онтогенетическое изучение речи и мышления былопроведено Ж.Пиаже. По Пиаже, эгоцентрическая речь есть результат неполнойсоциализации ребенка, она отмирает с возрастом, по мере социализации ребенка. Входе экспериментов Л.С.Выготский показал, что эгоцентрическая речь не отмирает,а становится внутренней речью, т. е. речью социальной, но обращенной на самогоребенка, на управление его действиями.
Весьма важные и интересные результаты были получены в ходе изученияразвития детских обобщений. Л.С.Выготский показал, что существует рядэтапов становления понятия. Первый этап характеризуется образованиемсинкретических представлений. Роль слова здесь незначительна. На втором этапевозникают различные формы комплексных образований, которые характеризуют связьобраза и слова и определяют характер течения детской мысли. Особой формойкомплекса является псевдопонятие. Псевдопонятие во многом похоже на истинноепонятие, но отличается от него по способу построения. Третий этап представляютсобой понятия, среди которых Л.С.Выготский выделил два вида: научные ижитейские. Житейские понятия — есть высшая ступень обобщения нагляднойситуации. Но она не может являться высшей формой мышления. Это путь от конкретногок абстрактному. Высшей формой мышления является научное понятие, котороестроится по обратному пути: от абстрактного к конкретному. Исследования вобласти развития детских обобщений нашли широкое применение в психологииразвивающего обучения.
Л.С.Выготскому принадлежит сама идея развивающего обучения.Ребенок не может самостоятельно открыть и освоить не только систему научныхпонятий, но и любое культурное орудие. Поэтому развитие детской психикиобусловлено взаимодействием со взрослым, который открывает ребенку правилаупотребления различных орудий, раскрывает значения знаков и способов движения всистеме научных понятий. Именно это приводит в конечном счете к высшимдостижениям: осознанности и произвольности психики. Значит, роль взрослого, по Л.С.Выготскому,заключается не только в обеспечении его жизнедеятельности, но и в руководстведетским развитием.
Развитие происходит в особой ситуации, которую Л.С.Выготскийназвал зоной ближайшего развития. Зона ближайшего развития есть таобласть, которая возникает в результате взаимодействия ребенка и взрослого награни присвоения культурных форм психики. Она характеризуется тем содержанием,которое еще не стало присвоено ребенком, но которое взрослый предлагает ему дляприсвоения и относительно которого начинается взаимодействие ребенка ивзрослого. Естественно, Л.С.Выготский допускал, что это взаимодействие можетосуществляться и относительно того содержания, которое ребенок уже освоил. Вэтом случае развития не происходит. Следовательно взаимодействие ребенка ивзрослого, например, обучение может приводить к развитию детской психики или неприводить. Поэтому обучение, ведущее к развитию, было названо развивающим. Внастоящее время идея развивающего обучения стала популярной во многих странахмира, в том числе и в нашей стране она входит в национальную доктринуобразования.
Л.С.Выготский внес существенный вклад в разработку многих проблем:локализации высших психических функций, периодизации психического развития,системного строения сознания, связи психики и мозга и т. д. Хотя идеи,высказанные Л.С.Выготским, были сформулированы в двадцатые годы прошлого века,но потенциал их не исчерпан, они обладают способностью к дальнейшему движению ипозволяют читателю вступить на творческий путь психологических исследований.
Главный его итог состоит в том, что он ввел разделение психологиина две: натуральную и культурную. Хотим мы или нет, но так или иначе каждомупсихологу придется определять свою позицию по этому вопросу: что такое психикачеловека, результат естественного развития или результат присвоения еекультурных форм? Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую всоветской психологии школу, из которой вышли А.Н.Леонтьев, А.Р.Лурия,А.В.Запорожец, Л.И.Божович, П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, П.И.Зинченко,Л.В.Занков и др. В 1970-е годы ХХ столетия теории Выготского стали вызыватьинтерес в американской психологии. В последующем все основные труды Выготскогобыли переведены и легли, наряду с Пиаже, в основу современной образовательнойпсихологии США. В рамках теории Выготского Ласло Гараи также разрабатывалпроблематику социальной психологии (социальная идентичность) и экономическойпсихологии (вторая модернизация).
 
1.2 Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе
Психологическая диагностика выделилась изпсихологии и начала складываться на рубеже XX века под воздействиемтребований практики. Ее возникновение было подготовлено несколькиминаправлениями в развитии психологии. Собственно психодиагностические работы в Россииначали развиваться в послереволюционный период. Особенно много таких работпоявилось в 20-30-е годы в области педологии и психотехники в связи с ростомпопулярности метода тестов в Советской России и за рубежом. Теоретическиеразработки способствовали развитию тестирования в нашей стране.
Психодиагностика — областьпсихологической науки, разрабатывающая методы выявления и измеренияиндивидуально-психологических особенностей личности, с целью оценки ихактуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций,определяемых задачей обследования.
Предмет диагноза психологического — установлениеразличий индивидуально-психологических как в норме, так и в патологии. Развитиетеории диагноза психологического — одна из важнейших задач психодиагностики.Важнейший элемент диагноза психологического — необходимость выяснения в каждомслучае того, почему данные проявления обнаруживаются в поведении клиента,каковы их причины и следствия. Диагноз может устанавливаться на разных уровнях.Первый уровень — симптоматический (или эмпирический) диагноз ограничиваетсяконстатацией определенных особенностей или симптомов, на основании которыхнепосредственно строятся практические выводы. Этот уровень ограничиваетсяконстатацией определенных особенностей или симптомов, на основании коихнепосредственно строятся практические выводы. Здесь, устанавливая те или иныеиндивидуально-психологические особенности, исследователь лишен возможностинепосредственно указать на их причины и место в структуре личности.Л.С.Выготский отмечал, что такой диагноз не является собственно научным, ибоустановление симптомов никогда автоматически не приводит к подлинному диагнозу.
Второй уровень — этиологический — учитывает нетолько наличие определенных характеристик и особенностей (симптомов) личности,но и причины их появления. Важнейшим элементом научного психологическогодиагнозаявляется выяснение в каждом отдельном случае того, почему вповедении обследуемого обнаруживаются данные проявления, каковы причинынаблюдаемых особенностей и каковы их возможные следствия для детского развития.Диагноз, учитывающий не только наличие определенных особенностей (симптомов),но и причину их возникновения, и называется этиологическим.
Третий уровень — высший — состоит в определенииместа и значения выявленных характеристик в целостной, динамической картинеличности, в общей картине психической жизни клиента. Пока часто приходитсяограничиваться диагнозом первого уровня, и о психодиагностике и ее методахобычно говорят в связи со способами собственно выявления и измерения.
Диагноз неразрывно связан с прогнозом, поЛ.С.Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадают, но прогноз требуетумения настолько понять «внутреннюю логику самодвижения» процесса развития,чтобы суметь на основе имеющейся картины настоящего предвосхитить путьпоследующего развития. Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды иприбегать к длительным повторным наблюдениям.
Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе, высказанныев работе «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства»(1936) имеют значение до сих пор. Как полагал Л.С.Выготский, это должна бытьдиагностика развития, основной задачей которой является контроль за ходомпсихического развития ребенка [25, т. 5]. Для осуществления контроля требуетсядать общую оценку психического развития ребенка на основе соответствиянормативным возрастным показателям, а также выявить причины психологическихпроблем ребенка. Последнее предполагает анализ целостной картины его развития,включающей исследование социальной ситуации развития, уровня развития ведущейдля данного возраста деятельности (игры, учения, рисования, конструирования идр.).
Совершенно очевидно, что такая диагностиканевозможна без опоры на возрастную психологию развития. Кроме того, практикавозрастно-психологического консультирования требует совершенствования ужесуществующего и поиска нового методического арсенала.
 

2 Современные проблемы и перспективы развитияпсиходиагностики
За прошедшие несколько лет в области психодиагностики накопилисьпроблемы, которые в последнее время активно обсуждаютсяпсихолого-педагогическим сообществом. Более того, некоторые из этих проблемнастолько обострились, что их обсуждение вышло за пределы узкопрофессиональногокруга, они все чаще становятся предметом разбирательств на нормативно-правовомуровне. Обычно это происходит, когда диагностика связана с тяжелымипереживаниями для детей и их родителей и в конечном итоге становится источникомгрубейшего нарушения их прав.
Актуальной задачей в современных условиях является болееуглубленное психологическое просвещение педагогов. Объективность сведений обиндивидуальных особенностях зависит от того, насколько объективными, научнообоснованными методами получены эти сведения. Научные, психологические методытестирования поднимают на новый, более высокий и технологичный уровень нетолько учет особенностей характера детей, но и контроль знаний — какоперативный, так и аттестационный. На сегодня все учителя-предметники должныуметь самостоятельно использовать методы тестирования, в частности, дляобъективного контроля знаний и умений учащихся. Поэтому общей культуресоставления и проведения тестов должно уделяться значительное внимание.
Психологи обозначают ситуацию в отечественнойпсиходиагностике, как кризисную. Среди основных причин выделены:
а) малое количество в России профессиональныхпсиходиагностов, занимающихся разработкой, адаптацией и стандартизацией тестов;
б) ничтожное количество отечественныхпрофессиональных психодиагностических методик при неоправданном доверии к давноустаревшим зарубежным методикам;
в) низкая психодиагностическая и особеннопсихометрическая культура психологов-пользователей тестов;
г) устаревшее содержание программ обученияпсиходиагностике;
д) порочная практика издания в открытой печати ираспространение методик любому покупателю.
Для преодоления кризиса предложены некоторыеорганизационные мероприятия и содержательные действия, требующие активнойдеятельности всего психологического сообщества.
Психодиагностика, по мнению многих авторитетныхотечественных психологов, переживает серьезный кризис. Многие из проблемпсиходиагностики носят системный характер, которые надо решать психологии вцелом, чтобы не утратить своего звания науки, поскольку, как известно, наукавыделяется как самостоятельная при наличии двух признаков: собственногопредмета исследования и специфических методов исследования. Психодиагностика –это в значительной степени и есть методология психологии.
Первая и возможно самая главная причина кризиса – это почти полноеотсутствие в России профессиональных разработчиков психодиагностическихметодик. Психологов, чьи научные и практические интересы в основномсконцентрированы на разработке новых подходов психологического исследования,создании и стандартизации новых профессиональных психодиагностических методик,а так же способов проверки методик на надежность и валидность. Тех, ктопосвятили свою научную жизнь психодиагностике. Конечно, к ним не относятсяразработчики одной-двух методик, которые предназначены для собственногоисследования какой-то частной проблемы. Поэтому одна из задач преодоления этойпричины кризиса психодиагностики заключается в подготовке профессиональныхпсиходиагностов.
Вторая причина кризиса психодиагностики – это низкаяпсиходиагностическая и особенно психометрическая культура нашихпсихологов-пользователей тестов. Основные проблемы, таким образом, выдвигаетсякруг вопросов, связанных с квалификацией и уровнем профессионализмапрактического психолога или педагога, занимающегося диагностикой. Многие годына это все закрывали глаза. Так как не знали, как противостоять некачественнойподготовке психологов на многочисленных факультетах, где просто нетпреподавателей, способных на необходимом уровне обучить студентов правильнойтехнике психодиагностики. Да и учебное время, отведенное стандартом подготовкипсихологов на предмет «Психодиагностика» явно недостаточно, не то чтобывыработать необходимые компетенции, но даже научить правильно пользоватьсятестами. Это особенно заметно при защите дипломов и диссертаций. Большинство ихавторов использует различные методики, но почти никто не задается вопросом, акакова их надежность и валидность, а получены ли для них нормы нарепрезентативной выборке? Исторически сложившееся полное доверие инекритичность наших соотечественников к печатному слову порождает полноедоверие к любой напечатанной в книге или журнале методике, особенноиностранной, причем в большинстве своем взятых из популярной литературы. Витоге всеядность пользователей, о которой все знают, приводит к тотальномунедоверию к результатам психологических исследований.
Одно из средств противостоять разноуровневой подготовкепсихологов и повышения психодиагностической культуры – это внедрение процедурсертификации, во-первых, психодиагностических методик, во-вторых, психодиагностов-пользователей;в-третьих, услуг в области психодиагностики. Сертификация – это не толькопроверка уровня компетенции в психодиагностике, но, главное, предшествующееэтой проверке обучение, повышение квалификации, в том числе путем супервизиии уопытных специалистов, которые сами должны пройти предварительную аттестацию ворганах сертификации РПО.
Сертификация методов психодиагностики – этообщепринятая практика проверки качества методик, ее соответствия принятыммеждународным стандартам (АПА, BPS). Кроме того, право оказывать услугинаселению в области психодиагностики давать только индивидуальнымпредпринимателям и организациям, сотрудники которых прошли сертификацию РПО ипроводят диагностику по сертифицированным методикам.
Второе средство – пересмотр Программы учебных курсовПсиходиагностики и Практикума по психодиагностике, а затем разработкасогласованных Программ для переподготовки психологов в областипсиходиагностики.
Третья проблема кризиса психодиагностики – очень тесно связана спервой – это очень малое количество полноценных отечественныхпсиходиагностических методик, которые могли бы на равных конкурировать сизвестными современными зарубежными методиками.
Еще одна проблема, относящаяся к использованиюзарубежных психодиагностических методик, это то, что мы кроме нескольких тестовне знаем о многих других и тем более о новейших разработках. Малого количестваотечественных профессиональных методик, проверенных по всем параметрам ииздаваемым в специализирующихся на этом фирмам, толкает авторов исследований,дипломов и диссертаций на разработку собственных «одноразовых методик», которыеиспользуются только данным автором в одном исследовании. Известно, чтобысоздать профессиональную психодиагностическую методику требуются годы работы ичаще всего целого коллектива специалистов. Не от хорошей жизни они взялись заэту работу, а потому, что арсенал наших методик очень беден.
Из сложившейся ситуации возможно нескольковыходов:
1. Первый – выйти на контакты с зарубежнымииздательствами, получить право на адаптацию и распространение всех необходимыхметодик, сертифицировать их по нашим стандартам. Но это означает, что Россиябудет полностью зависеть от зарубежных производителей и отечественнаяпсиходиагностика постепенно прекратит свое существование.
2. Второй – использовать только отечественныеметодики, доведя их уровень до необходимых требований, постепенно разрабатыватьновые тесты и постепенно отказаться от всех зарубежных тестов. Но это приведетк полной изоляции России от мировой психодиагностики и в конечном итоге всейпсихологии. А кроме того на такой подвиг у нас нет ни кадров, ни денег.
3. Третий – принять промежуточный вариант иполучить права на адаптацию 20-30 зарубежных тестов, в том числе последнихверсий популярных в России методик и провести их качественную стандартизацию.Кроме того, интенсифицировать работу над отечественными методиками с хорошимиперспективами. Проверить их по всем параметрам и сертифицировать.
Четвертая причина кризиса – это малое количествокачественных отечественных учебников по современной психодиагностике. До сихпор рука у отечественных авторов поднималась в основном до учебных пособий. Даи тех было не много. Думаю, со мной согласятся и их авторы и читатели.Содержание пособий повторяют друг друга, предлагаемый для изучения материал,остается где-то на уровне 70-80-х годов прошлого века. В них нет современногосодержания, соответствующего сложившимся международным реалиям. Тесты, которыеописываются в учебных пособиях, давно устарели и их пропаганда в процессе обученияусугубляет проблему.
Выход из этой ситуации возможен только путемподготовки учебника по «Современной психодиагностике», написать который подсилу только большому коллективу авторов с привлечением зарубежных тестологов,поскольку некоторые разделы тестологии и психометрики нам просто неизвестны.
Пятая причина кризиса – это практика издания воткрытой печати и распространения фирмами-изготовителями психодиагностическихметодик сложившаяся у нас в стране. Методики при желании у нас может купитькаждый, независимо от образования и наличия компетенций по работе с ними. Болеетого, методики полностью и текст, и ключи, и итерпретатор печатаются в открытойпечати и становятся доступны всем. Для того чтобы изменить ситуацию сраспространением методик Президиум Российского психологического обществанедавно принял специальное Постановление от 04.07.2008, в котором вводятсяограничительные меры на подобную практику и предполагается даже введениедоступных РПО санкций протии нарушителей.
Это, наконец, вопрос о разных видах диагностики,в том числе о правомерности использования некоторых методик (например,проективно-личностных) в целях оценки качества образования. Какова рольтестирования в образовании вообще и в дошкольном образовании в частности, есливернуться к изначальному варианту, например, тесты достижений в этом возрастене могут носить исключительно ЗУНовский характер?
Другая группа проблем касается обеспечения правличности индивидов, подвергаемых диагностированию (обеспечение тайны личности,конфиденциальность и сообщение результатов диагностирования). Т.е., еслидиагностика проводится с целью экспертизы, психолог не имеет права использоватьдиагностические результаты в интересах учреждения, если клиент не даст своегосогласия на это. Но согласие должно быть осознанным, полученным при условии,что диагностируемый осведомлен о цели и способах употребления диагностическихрезультатов.
Высказывается предложение подготовить Этическийкодекс психолога-психодиагноста. До последнего времени морально-этическая проблематикапочти не затрагивались психологами. Отчасти это объясняется неразвитостью самойпсихологической диагностики, ее относительно недавним возрождением, вследствиечего пока еще многое в ней не рассматривается, не обсуждается, не решается.Вторая причина — отсутствие достаточного числа профессионалов, которые дорожатзванием психолога и стремятся поднять престиж прикладной психологии. Большоечисло случайных людей, занявших должности психологов без каких-либо на тооснований и бросающих тень на психологию своей неквалифицированной активностью,не только не понимают этических проблем в работе психолога, но и незаинтересованы в их обсуждении: ведь вопросы квалификации практическогопсихолога стоят на первом месте.
Между тем, чтобы предотвратить неправильноеупотребление диагностических методик и ошибки в диагнозе, необходимо соблюдатьряд предосторожностей, касающихся как самих методик, так и тех, кто их создает,распространяет и применяет. Поэтому основные этические проблемыпсиходиагностики актуальны и для нашей страны.
Перспективы развития психодиагностики. Психологическаядиагностика, как и все другие научные дисциплины, развивается. Развитие этосостоит в том, что при воздействии целого ряда внутренних и внешних факторов вней происходят определенные прогрессивные перемены. К числу внешних факторов,влияющих на развитие этой дисциплины, прежде всего относятся запросы, которыеобращены к ней со стороны общества. Нужно отметить, что в настоящее времязапросы общества к психологической диагностике заметно возрастают.
Так, в области образования доминирующее значениеприобретает дифференцированное обучение, естественной базой которого признаютсяиндивидуальные психологические особенности учащихся. В определении этихособенностей решающая роль, несомненно, принадлежит психологическойдиагностике.
Еще более велика ее роль в областипрофессионального труда. Научно-технический прогресс выражается в частности втом, что непрерывно появляются новые профессии и специальности, для многих изних требуются люди, обладающие некоторыми специальными психологическими особенностями.Только такие люди смогут в сравнительно короткие сроки добиться нужнойпродуктивности. И в профессиональном обучении ее роль велика.
Да и в самой психологии постоянно возникает надобностьв методиках, которые могли бы дать психологическую характеристику людей,находящихся в различных ситуациях; тут дело идет не только обэкспериментальных, но и о жизненных ситуациях. При подготовке нужных методиквряд ли можно пренебрегать огромным опытом, накопленным психологическойдиагностикой.
Обратимся к внутренним факторам развития нашейдисциплины. В исследовательской и практической работе возникает нужда ввведении в диагностику новых понятий, причем некоторые из них возникают в связис развитием смежных научных дисциплин. Для психологической диагностикиближайшей смежной дисциплиной должна быть названа современная генетика.Факторы, о которых выше шла речь, не исчерпывают всех условий, влияющих наразвитие психологической диагностики. Эти факторы находятся в постоянномвзаимодействии. Чаще всего внешние факторы способствуют усилению действиявнутренних факторов, но и обратное отношение также иногда имеет место.
Психологическая диагностика претерпела в своемболее чем вековом пути немало перемен. Отдельные этапы ее развития преемственносвязаны между собой. В ее перспективах нужно представить новый этап ееразвития, и он также преемственно связан с ее историей. Конечно, предусмотретьвсе перемены и во всех их деталях невозможно. Любая научная дисциплина, а уж темболее психологическая диагностика, развивается под прямым и косвеннымвоздействием целого ряда факторов. Невозможно предусмотреть, какое значениекаждый из них приобретает в будущем. Поэтому можно выделить три вероятныхнаправления таких изменений.
В первом направлении нужно рассмотреть изменения,связанные с научным пониманием генетической природы ответов-реакций, которыедаются испытуемыми, проходящими диагностическое тестирование. От правильногопонимания этой природы зависит степень соответствия этих ответов-реакцийдействительности.
Второе направление изменений выражает тенденциюприблизиться к полному определению той важнейшей стороны человеческогомышления, которая находит свое выражение в способности решатьзадачи, нередкоимеющие большое жизненное значение для индивида.
Третье направление по сути следует признатьглавным: в нем дело идет о содержании психологических тестов, а по тем ответам,которые дают испытуемые, выполняющие эти тесты, выводится заключение обособенностях психики каждого из них.
Весь смысл предстоящего и неизбежного развитияпсихологической диагностики состоит в том, чтобы, с одной стороны, повыситьдостоверность тех заключений, которые формируются на основании применяемых впсиходиагностике методических средств, а с другой стороны — более глубокопонимать особенности психики, в том числе тех индивидов, для которых системаиспытаний, сложившаяся в нашей дисциплине в последние годы, воспринимается какчуждая, фактически лишает их возможности проявить присущий им интеллектуальныйпотенциал.
Итак, были рассмотрены три возможных направленияизменений психологической диагностики. В первом речь шла о том, что в самыйпроцесс диагноза предстоит ввести некоторые понятия генетики. Это вполнеестественно, ведь все свойства психики имеют наследственное происхождение,поэтому их проявления нужно рассматривать как фенотипические образования. Вовтором направлении было затронуто одно из центральных понятий дифференциальнойпсихологии и диагностики — понятие интеллекта. Интеллект — это функция человеческогомышления, и была выдвинута гипотеза определить его именно как такую функцию.Наконец, третье направление посвящено содержанию психологических тестов, порезультатам выполнения которых в настоящее время выводится суждение обинтеллектуальном потенциале каждого конкретного испытуемого.
Вряд ли все те изменения, которые могут произойтив психологической диагностике, исчерпываются только этими направлениями. Онитесно связаны между собой, кроме того, как уже упоминалось, они вытекают изанализа, которому была подвергнута наша дисциплина. Но нельзя забывать о том,что ее развитие органически связано с развитием других наук, и в этом развитиимогут содержаться какие-то важные новые моменты, которые окажут своевоздействие и на психологическую диагностику. Главное — не бояться изменений,ведущих к совершенствованию работы, к более полному выявлению особенностейиндивидуальной психики.
Тенденция к индивидуализации диагностики, котораянаметилась в последнее время, состоит в том, что делаются попытки разрабатыватьметодики, соответствующие специфическим проблемам клиентов, социальныхинститутов, предприятий, организаций. Диагностика развития — это диагностикапроцесса развития, то есть изменений, происходящих с индивидом на протяжениижизни. Такая диагностика, по выражению Л.С.Выготского, является многомерной,позволяющей установить многослойность, неоднородность развития личности:вскрыть его внутреннюю динамику, понять глубокие связи и соотношения отдельныхкомпонентов психики. Дополнив выявленные симптомы и синдромы свойств анализомих взаимозависимостей и законов их динамического сцепления, можно, наконец,решить проблему индивидуального прогноза.
Высказанные замечания свидетельствуют, чтодиагностика развития — сложная и отдельная научная задача, которая должнастроиться на общем учении о законах и динамике развития. Развитием управляютзаконы как природного, так и социокультурного происхождения, и ихвзаимодействие. В соответствии со сформулированными в отечественной психологиипринципами развития и деятельности разрабатываются методики на обучаемость,позволяющие дать оценку «зоны ближайшего развития» ребенка.
Особенность процедуры, проводимой с помощью этихметодик, состоит в сравнении успешности решения когнитивной задачи в первой ситуации(до педагогического воздействия) и во второй ситуации после оказания ребенкупомощи, управляющих и обучающих воздействий. Предполагается, что информация,которую можно получить о ребенке посредством тестов на обучаемость, даствозможность надежнее прогнозировать дальнейшее интеллектуальное развитиеребенка. Однако в действительности перспективы использования этих методик не стольрадужны, так как в них не индивидуализированы виды оказываемой педагогическойпомощи и потому нельзя считать их эффективными для всех испытуемых. Остаютсянерешенными задачи оценки контекстов развития, таксономии зон ближайшегоразвития и другие. Еще меньше разработаны проблемы диагностики процессаразвития личности.
Еще одно направление в развитии психодиагностикисвязано с использованием компьютера, который оказывается особенно полезным припредъявлении заданий (для устранения погрешностей в стандартизации процедуры) иобработке результатов (для ускорения подсчета первичных результатов и ихстатистической обработки).
 

Заключение
Завершая работу кратко отметим следующее.
Л.С.Выготский выдающийся отечественный психолог, оставил яркийслед в науке и практике, заложил основы отечественной психодиагностики. Он разработалучение о развитии психических функций в процессе опосредованного общением освоенияиндивидом ценностей культуры. Культурные знания, прежде всего знаки языка,служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект воздействует на другого,формирует собственный внутренний мир, основными единицами которого являютсязначения и смыслы.
Психические функции, данные природой («натуральные»),преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Всякая функцияв культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, — сначаласоциальном, потом — психологическом. На основе этой идеи Выготского былосоздано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зонеближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные изарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принципразвития сочетался в концепции Выготского с принципом системности. Онразработал понятие о «психологических системах», под которыми понималисьцелостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например,связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих системглавная роль была придана первоначально знаку, а затем — значению как «клеточке»,на которой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психикиживотных.
Идеи Л.С.Выготского о психологическом диагнозе имеют значение досих пор. Как полагал Л.С.Выготский, это должна быть диагностика развития,основной задачей которой является контроль за ходом психического развитияребенка. Ступени психологического диагноза по Л.С.Выготскому: первая ступень — симптоматический (эмпирический) диагноз; вторая ступень — этиологическийдиагноз; третья ступень — типологический диагноз (высший уровень).
Идеи Выготского оплодотворили не только психологию и ее различныеотрасли, но также другие науки о человеке (дефектологию, языкознание,психиатрию, искусствознание, этнографию и др.).
Рассматривая проблемы и перспективы в областипсиходиагностики, выделены наиболее существенные проблемы, требующие скорейшегоразрешения. В заключении, отметим, что психодиагностика является динамичноразвивающейся дисциплиной, ориентированной на решение прикладных задач.

Список используемой литературы
 
1.  АкимоваМ.К. Взгляды Л.С. Выготского и проблемы современной психодиагностики / М.К. Акимова// 7 Международные чтения памяти Л.С. Выготского «Перспективы развитиякультурно-исторической теории». – 2006. — №11.
2.  БатуринН.А. Современная психодиагностика в России / Н.А. Батурин, А.С. Науменко //Вестник ЮУрГУ. – 2008. — №2.
3.  ВыготскийЛ.С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. – М.: Издательства: АСТ,Астрель, Люкс, 2005. — 672 с.
4.  ВыготскийЛ.С. Психология/ Л.С. Выготский. — М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 1008с.
5.  ВыготскийЛ.С. Психология развития ребенка / Л.С.Выготский. – М.: Издательство: Эксмо,2003. — 512 с.
6.  Основыпсиходиагностики: учебно-методический комплекс / Сост.Н.В. Зоткин. – Самара:Изд-во «Универс групп», 2007. – 208 с.
7.  Психологическаядиагностика / Под редакцией М.К. Акимовой. – М.: Педагогика, 2007. – 182 с.
8.  Психологическаядиагностика: Учебное пособие. / Под редакцией М.К. Акимовой. — СПб.: Питер,2005. — 304 с.
9.  Собраниесочинений: В 6-ти т. Т.2. Проблемы общей психологии / Л.С. Выготский; Под ред.В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1982. – 504 с.
10.     Собраниесочинений: В 6-ти т. Т.4. Детская психология / Л.С. Выготский; Под ред. Д.Б. Эльконина.– М.: Педагогика, 1984. – 432 с.
11.     УльенковаУ.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям спроблемами в развитии: Учеб. пособие / У.В. Ульенкова, О.В.Лебедева. — М.: Изд.центр «Академия», 2005. — 176 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.