Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь уровня тревожности с характерологическим портретом личности

Министерство образования Российской Федерации Байкальскийгосударственный университет экономики и права Кафедра социальной и экономическойпсихологии
Курсовая работа Взаимосвязь уровня тревожности схарактерологическим портретом личности
Исполнитель:
РаспопинАндрей Михайлович Группа ЗП – 07
Руководитель:
Трофимова Елена Леонидовна
Иркутск, 2009
Cодержание
Введение. 3
Гипотеза. 4
Объект: 4
Предмет. 4
Актуальность: 4
Глава 1. Понятие тревожности и причины ее возникновения. 5
Глава 2. Характер. 9
2.1. Понятие характера. 9
2.2. Типологии характеров. 10
Глава 3. Практическая часть. 20
Выводы… 23
Список использованной литературы… 24
Приложения. 25
КАРТОЧКА «А». 26
КАРТОЧКА «Б». 27
КАРТОЧКА «В». 28
КАРТОЧКА «Г». 28
КАРТОЧКА «Д». 29
КАРТОЧКА «Е». 29
КАРТОЧКА «Ж». 30
КАРТОЧКА «З». 31
КАРТОЧКА «И». 31
КАРТОЧКА «К». 32
КАРТОЧКА «Л». 33
КАРТОЧКА «М». 33
КАРТОЧКА «Н». 34
Введение
Согласноданным отечественных и зарубежных исследователей [6] в современном миренаблюдается рост количества тревожных людей вне зависимости от половых,возрастных и других характеристик. Более того, тревожность принимает формуглубинной тревоги, т.е. может проявляться в психической неустойчивости,невротических реакциях, в меньшей степени поддается коррекции.
В настоящеевремя ученые придают большое значение не только разработке новых методовснижения уровня тревожности, но и возможности предупреждения возникновения этойличностной черты. Тревога, как явление ситуативное, достаточно легко поддаетсякоррекции с помощью различных методов релаксации и саморегуляции, атревожность, как черта личности, рассматривается, как относительно постояннаяхарактеристика. Высокая тревожность оценивается отрицательно, но дляэффективной коррекции необходимо знать причины, ее породившие. Если же считатьтревожность чертой характера, врожденной, а не сложившейся при жизни, тоследует оставить всякие поиски ее психологических причин и надежду на ееизменение.
Высокаятревожность является негативной личностной чертой и неблагоприятно сказываетсяна жизнедеятельности человека, снижает уровень умственной работоспособности,вызывает неуверенность в своих силах, является условием формированияотрицательного статуса личности и конфликтных отношений, создает предпосылкидля агрессивного поведения. Тревожность может повышать активность,способствовать предвидению возможной опасности, а может порождать ощущениебеспомощности и неуверенности [7]. Тревожность как переживание эмоциональногодискомфорта, предчувствие грозящей опасности является выражениемнеудовлетворения значимых потребностей человека, актуальных при ситуативномпереживании тревоги и устойчиво доминирующих по гипертрофированному типу припостоянной тревожности.
Посколькувысокая тревожность, играет отрицательную роль в регуляции поведения идеятельности человека и ухудшает адаптацию индивида к ряду жизненных ситуаций,- cтепень адаптации во многом зависит от объективных исубъективных условий, целей жизни, способа их достижения, враждебного или комфортноговосприятия реальности, — нам представляется целесообразным изучение зависимостихарактерологического портрета личности (далее –характер личности) с уровнемтревожности.
Гипотеза: предположим взаимосвязьхарактера личности с высоким уровнем тревожности.
Объект: высокийуровень тревожности и характер личности.
Предмет: взаимосвязьхарактера личности с высоким уровнем тревожности.
Актуальность: выявление условий, определение степени ивозможная коррекция уровня высокой тревожности относится к числу значимых задачпрактической психологии.
Глава 1. Понятие тревожности и причины еевозникновения
Тревожность- устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении достаточнодлительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу иконстантные формы реализации в поведении с преобладанием в последнихкомпенсаторных и защитных проявлений. Как и любое сложное психологическоеобразование, тревожность характеризуется сложным строением, включающимкогнитивный, эмоциональный и операциональной аспекты при доминировании эмоционального[6]. Выделяют два аспекта в изучении тревоги и тревожности: «тревога», какэмоциональное состояние; «тревожность» как свойство личности, предрасполагающеек проявлению состояния тревоги [10].
Принятосчитать, что проблема тревожности как проблема собственно психологическая былавпервые поставлена и подверглась специальному рассмотрению в трудах З. Фрейда [9].
З. Фрейдпризнавал необходимость разграничения страха и тревоги, считая, что страх — реакцияна конкретную опасность, тогда как тревожность — реакция на опасность, неизвестную и не определяемую. Считая, что понимание тревожности имеетчрезвычайно большое значение для объяснения психической жизни человека, Фрейдочень скрупулезно подходил к анализу данного явления, неоднократнопересматривал и уточнял свою концепцию — главным образом в тех ее частях,которые касаются причин и функций тревожности. Фрейд определял тревожность как неприятноепереживание, выступающее сигналом предвосхищаемой опасности. Содержаниетревожности — чувства неопределенности и беспомощности.
Тревожностьхарактеризуется тремя основными признаками — специфическим чувством неприятного;соответствующими соматическими реакциями (прежде всего усилением сердцебиения);осознанием этого переживания. Первоначально Фрейд допускал и существованиебессознательной тревожности, однако затем пришел к заключению, что этосостояние переживается сознательно и сопровождается возрастанием умениясправляться с опасностью (с помощью борьбы или бегства). Тревожность помещаетсяим в Эго.
Что касаетсябессознательной тревожности, то в дальнейшем она стала рассматриваться в руслеисследований психологической защиты (А. Фрейд и др.) По мнению Фрейда,тревожность выступает повторением в наших фантазиях ситуаций, связанных сиспытанными в прошлом опыте переживаниями беспомощности. Прообразом такихситуаций является травма рождения. Эта идея в дальнейшем, вплоть до наших дней,активно разрабатывалась в разных формах.
Фрейдвыделял три основных вида тревожности: 1) объективную, вызванную реальнойвнешней опасностью; 2) невротическую, вызванную опасностью не известной и неопределенной; 3) моральную, определяемую им как «тревожность совести».
Анализневротической тревожности позволил Фрейду выделить два ее основных отличия отобъективной, то есть от реального страха. Невротическая тревожность отличаетсяот объективной «в том, что опасность является внутренней, а не внешней, и втом, что она сознательно не признается». Основной источник невротическойтревожности — боязнь потенциального вреда, который может причинить освобождениевлечений. Невротическая тревожность, по Фрейду, может существовать в трехосновных формах. Во-первых, это «свободно плавающая», «свободно витающая»тревожность, или «готовность в виде тревоги», которую, как образно замечаетФрейд, тревожный человек носит повсюду с собой и которая всегда готоваприкрепиться к любому более или менее подходящему объекту (как внешнему, так ивнутреннему). Например, она может воплотиться в страх ожидания. Во-вторых, этофобические реакции, которые характеризуются несоразмерностью вызвавшей ихситуации, — боязнь высоты, змей, толпы, грома и т.п. В-третьих, это страх,возникающий при истерии и тяжелых неврозах и характеризующийся полнымотсутствием связи с какой-либо внешней опасностью.
Правда, сточки зрения Фрейда, разграничение объективной и невротической тревожностивесьма условно, поскольку невротическая тревожность имеет тенденцию проецироватьсявовне («прикрепляться к объекту»), приобретая вид реального страха, так как отвнешней опасности избавиться легче, чем от внутренней.
Несмотря нато, что в наши дни идеи классического психоанализа уже не столь популярны впсихологическом сообществе, как в прежние времена, необходимо признать, чтопредставления Фрейда на долгие годы, вплоть до наших дней, определили основныенаправления изучения тревожности.
В составтревожности входят понятия: «тревога», «страх», «беспокойство». Рассмотримсущность каждого. Страх – аффективное (эмоционально заострённое) отражение всознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия. Тревога –эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие отстраха – не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, так как она возможна ив виде радостного волнения, волнующего ожидания.
Объединяющимначалом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется вналичии лишних движений или, наоборот, неподвижности. Человек теряется, говоритдрожащим голосом, либо совсем замолкает.
Разныеисследователи выделяют различные виды и уровни тревожности, мы рассмотрим схемуЧ. Спилбергера [11], который выделяет два вида тревожности: личностная иситуативная (реактивная). Под личностной тревожностью понимается устойчиваяиндивидуальная характеристика, отражающая предрасположенность субъекта ктревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточноширокий «веер» ситуаций как угрожающие, отвечая на каждую из них определеннойреакцией. Как предрасположенность, личная тревожность активизируется привосприятии определенных стимулов, расцениваемых человеком, как опасные длясамооценки, самоуважения. Ситуативная, или реактивная, тревожность каксостояние характеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением,беспокойством, озабоченностью, нервозностью. Это состояние возникает как эмоциональнаяреакция на стрессовую ситуацию и может быть разным по интенсивности идинамичности во времени.
Глава 2. Характер 2.1. Понятие характера
В буквальномпереводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии подхарактером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психическихсвойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются вприсущих ей способах деятельности в подобных условиях.
Характер — этоиндивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношениечеловека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках [1].
Характервзаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом испособностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым ималоизменяемым. Темперамент как форму проявления характера, своеобразно окрашиваетте или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучейдеятельности, у флегматика — в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудитсяэнергично, страстно, флегматик — методично, не спеша. С другой стороны, и самтемперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильнымхарактером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента,контролировать его проявления.
В общении слюдьми характер человека проявляется в манере поведения, в способахреагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более илименее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер вотличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы,сколько культурой человека, его воспитанием.
Существуетразделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационныепобуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придаютей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностныхсвойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности.Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако,когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли,т.е. как средство достижения поставленной цели.
Перечислимосновные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых,это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целейдеятельности (более или менее трудных). Здесь как определенныехарактерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость илипротивоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты,которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость,целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им. Вэтом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека.В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты,непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия — интроверсия,спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость –ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одногочеловека позволяет отнести его к определенному типу, на основе типов былосоздано несколько авторских типолологий, некоторые из них будут рассмотреныниже. />
 2.2. Типологии характеров
Подтипологией характеров понимают классификацию типов характеров, которые чащевсего встречаются у людей. Черт характера довольно много, как минимум несколькодесятков, и они могут сочетаться друг с другом в личности человека различнымиспособами. Обычно друг с другом сочетаются, например, взаимодополняющие чертыхарактера человека, скажем, открытость, порядочность, принципиальность ичестность. Речь может идти о сочетаниях черт характера, которые не противоречатдруг другу. В характере человека обычно сохраняются, подкрепляя и поддерживаядруг друга, такие черты, которые делают его целостной, гармоничной личностью, аего поступки последовательными.
Следуетзаметить, что существует не только множество различных; черт характера, но инемалое количество их всевозможный типов.
Немецкийврач-психиатр Э. Кречмер [3] известен как создатель типологии конституций(строения тела человека), в которой были выделены три основные типа конституции:астенический, пикнический и атлетический. Первый тип конституции отличаетсяслабым развитием всех основных составляющих организма — скелета, мышц, жировогопокрова, люди данного типа обычно невысокого роста, худые и физически слабые. Второйтип конституции отличается средним ростом, средне развитым скелетом, хорошоразвитым жировым покровом и внутренними полостями организма, а также слабо развитымимышцами. О таком человеке говорят, что он полный и достаточно упитанный, нофизически слабый. Третий тип отличается средним или высоким ростом, хорошоразвитыми мышцами, большой физической силой и гармоничным телосложением.
Кречмервысказывает и обосновывает гипотезу о том, что астеникам, пикникам и атлетикамсвойственны типичные для них черты характера. Так появилась первая всовременной психологии типология характеров людей.
Астеникам Кречмерприписал следующие черты характера: аналитический ум, склонность к углубленномусамоанализу, любовь к философии, к точным наукам, к религии, ограниченный,избирательный круг общения, склонность к одинокому образу жизни, относительноебезразличие к окружающим людям, слабо выраженная эмоциональность.
Пикники, поКречмеру, напротив, представляют собой достаточно эмоциональных людей,общительных, имеющих склонность к различного рода искусствам: живописи, музыке,театру, литературе. Они любят веселиться, развлекаться, получать от жизниудовольствия, часто являются душой разного рода компаний.
Атлетики — этолюди с достаточно сильной волей, настойчивые, целеустремленные, упрямые. Какими-либоиными способностями они, по Кречмеру, не отличаются.
Под влияниемдостаточно серьезной и основательной критики концепция Кречмера была к серединеXX в. признана ненаучной, и интерес к ней постепенно иссяк, по крайней мере внаучных кругах. Однако спустя примерно 30 лет, оказалось, что в целом Кречмербыл все-таки прав: поскольку тип строения тела человека на самом деле является врожденным,- а люди с определенным типом строения тела чаще, чем другие, страдаютопределенными нервными и психическими заболеваниями, — то можно предполагать,что общий генетический фактор влияет как на тип строения тела, так и насклонность человека к некоторым заболеваниям и делает весьма вероятнымпоявление у соответствующего человека определенных акцентуированных чертхарактера.
Немецкийврач-психиатр К. Леонгард [4] и русский врач-психиатр А. Личко [5] в серединеXX в. предложили свои типологии характеров людей. Леонгард распространилсозданную им типологию на взрослых, а Личко адресовал ее подросткам и юношам. Обаврача в основу своей типологии положили представление о типичных случаяхпроявлений у людей акцентуированных черт характера, причем описания и терминологическиеопределения соответствующих типов характеров у обоих авторов достаточно близки.
К. Леонгардвыделил 12 типов акцентуированных характеров, которые часто встречаются улюдей, больных различными неврозами:
1. Гипертимныйтип. Характерны повышенная общительность, эмоциональность, нарушения логикимышления, нередкие конфликты с окружающими людьми из-за несерьезного отношенияк своим обязанностям. Наиболее встречающиеся отрицательные черты характера: легкомыслие,склонность к аморальным поступкам, раздражительность, прожектерство. Положительныечерты характера: энергичность, инициативность, оптимизм.
2. Дистимныйтип. Он отличается необщительностью, немногословием, преобладающим плохимнастроением, избегает шумных компаний, предпочитает быть один, находиться дома,вести замкнутый образ жизни, редко вступает в конфликты с окружающими людьми. Нарядус этим высоко ценит дружбу, серьезен, справедлив и добросовестен.
Циклоидныйтип. Отличается частой, периодической сменой настроения, манеры общения слюдьми. В периоды хорошего настроения люди такого типа общительны и добры, а в периодыплохого настроения бывают замкнутыми и злыми.
Возбудимыйтип. Быстро возбуждается, часто выходит из себя, склонен к хамству, причем вконфликтах с людьми является активной, провоцирующей стороной. Часто бываетраздражительным, угрюмым, необщительным. Среди положительных черт характера: добросовестность,аккуратность, любит животных и маленьких детей.
5. Застревающийтип. Отличается склонностью к нравоучениям, негибкостью мышления и упрямством. Вконфликтах нередко является активной стороной, инициатором. Обидчив,подозрителен и мстителен. Иногда чрезмерно самонадеян, предъявляет непомерныетребования к людям. Может обладать следующими положительными чертами: справедливостью,стремлением к хорошим результатам в работе.
Педантичныйтип. Ведет себя как бюрократ, предъявляя людям много чисто формальныхтребований. Иногда изводит домашних чрезмерными претензиями на аккуратность. Егопривлекательные черты характера: добросовестность, аккуратность, надежность иответственность в делах.
Тревожныйтип. Неуверенный в себе, робкий и малообщительный, с преобладанием плохогонастроения. Редко конфликтует с окружающими людьми, выступая в конфликтах восновном в пассивной роли. Положительные черты характера: дружелюбие, самокритичность,добросовестность, исполнительность.
Эмфтивныйтип. Чрезмерно эмоционален, слезлив. Имеет достаточно узкий, ограниченный кругобщения. Однако людей, с которыми близко общается, такой человек понимает с полуслова.Редко вступает в конфликты с окружающими, обиды носит в себе. Положительныечерты характера: доброта, сострадание к людям, чувство долга, исполнительность.
Демонстративныйтип. Самоуверенный, имеет завышенные притязания, провоцирует конфликты, но приэтом сам активно защищается, если на него нападают. Характеризуется стремлениемк лидерству, жаждой власти и похвалы, эгоистичен, лицемерен, хвастлив,отлынивает от работы. Среди положительных черт: обходительность, способностьувлекать других людей, артистичность, неординарность поступков и мышления.
10. Экзальтированныйтип. Отличается высокой контактностью и общительностью, словоохотливостью ивлюбчивостью. Привязан и внимателен к друзьям и близким. Часто вступает в спорыс людьми, но не доводит дело до конфликта. Подвержен сиюминутным настроениям ипанике. Другие положительные особенности: имеет хороший вкус, проявляетсострадание к людям, обладает искренними чувствами.
11. Экстравертированныйтип. Отличается высокой контактностью, имеет массу знакомых и друзей. Словоохотлив,проявляет интерес ко всему. Редко вступает в конфликты с окружающими людьми,играя в них обычно пассивную роль. Не претендует на лидерство, уступая егодругим людям, предпочитает подчиняться другим и находиться в тени. Неприятныечерты характера: легкомыслие, необдуманность поступков, подверженность влияниюдругих людей, страсть к развлечениям. Располагает такими положительными чертамихарактера, как внимание к людям, готовность выслушать, помочь, исполнительность.
12. Интровертированныйтип. Отличается замкнутостью, низкой контактностью, склонностью к философствованию,оторванному от реальности. Любит одиночество, редко вступает в конфликты сокружающими людьми. Отрицательные черты характера: упрямство, негибкость мышления,упорное отстаивание своих, не всегда правильных, идей. Обладает также такимипривлекательными чертами как сдержанность, наличие твердых убеждений,принципиальность.
В типологиихарактеров А. Личко представлены одиннадцать типов акцентуированных характеровподростков:
1. Гипертимныйтип. Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. Впроисходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компаниисверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общихдостаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. С взрослымилюдьми, с родителями и учителями, нередко провоцирует конфликты.
2. Циклоидныйтип. Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью,склонностью к апатии, которая также появляется время от времени. Подросткиданного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться вшумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свойадрес реагируют раздражительно, тяжело переживают происходящие с ниминеприятности.
Лабильныйтип. Крайне изменчив и непредсказуем в своем настроении, причем поводы длясмены настроения: могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем,подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороныокружающих людей.
Астеноневротическийтип. Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью ираздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.
Сенситивныйтип. Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям. Они нелюбят больших, шумных компании, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивымии нередко производят впечатление замкнутости. В действительности же бываютвполне открытыми и общительными, но только в узком кругу знакомых людей. У нихдовольно рано обнаруживается выраженное чувство долга, высокие моральныетребования к себе и к окружающим людям, повышенное старание и усердие.
Психастеническийтип. Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием,нередко обгоняя в развитии своих сверстников. Они склонны к самоанализу. Самоуверенностьу них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — сих непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.
Шизоидныйтип. Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один. Нередкопроявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, непогружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.
Эпилептоидныйтип. Такие подростки часто плачут, изводят окружающих людей. Любят мучить животных,дразнить младших по возрасту детей, издеваться над беспомощными. В компанияхсверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность,эгоизм.
Истероидныйтип. Обладает склонностью впадать в истерику. Отличается эгоизмом, стремлениемпривлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральностьповедения. С трудом выносит, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличаетсячрезмерными претензиями на исключительное положение среди сверстников.
Неустойчивыйтип. Это — слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимсяобстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также кпраздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечения,практически не думает о своем, в том числе профессиональном, будущем.
Конформныйтип. Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды иповедение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых онзависит. Это — приспособленец, готовый ради собственных интересов предатьдругих людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человекнаходит оправдание своим аморальным поступкам.
Интересносопоставить между собой эти две типологии характеров для того, чтобыустановить, что в них общее и что различное. Общее, по-видимому, говорит о том,что акцентуации характеров у детей и у взрослых людей являются типичными идостаточно устойчивыми. Различное в этих двух типологиях позволяет определить,чем акцентуации характеров у подростков отличаются от акцентуаций характероввзрослых людей. На основе такого сравнения можно сделать вывод о том, какие изакцентуаций характера свойственны подросткам и не присущи взрослым людям.
Э. Фромм [8]выделяет и описывает следующие социальные типы характеров людей:
1. Мазохист-садист.Этот тип характера отличается склонностью человека видеть причины своих неудачили в самом себе (мазохист), или в окружающих людях (садист). Соответственно,борясь против неудач, такой человек или изводит самого себя, проявляя мазохистскиесклонности, или подавляет, издевается над другими людьми, демонстрируясадистские склонности. Этот тип людей обладает тщательно скрываемым отокружающих людей чувством собственной неполноценности. Такие люди публичномогут упиваться самокритикой, принимать на себя вину и тем самым привлекать ксебе, вызывать сочувствие окружающих людей. Вместе с тем, получив в свои рукивласть над людьми, они подчиняют их себе, своим планам или идеям при помощиразличного принуждения.
2. Разрушитель.Это тип человека, который отличается ярко выраженной агрессивностью, активнымстремлением к уничтожению того, что, по его мнению, представляет для него серьезнуюугрозу, порождает его неудачи и фрустрацию. Стремясь как-то избавиться отгнетущего чувства бессилия, люди такого типа начинают все разрушать. В периодыреволюций, социальных потрясений, государственных переворотов они выступают вкачестве основной социальной силы, разрушающей старое, в том числе и то, что нестоило бы разрушать.
3. Конформист-автомат.Это человек, который, столкнувшись с трудностями, угрожающими ему неудачейпредпочитает не бороться с этими трудностями, а обходить их, приспосабливаясь ксложившейся ситуации. Он бездумно и беспрекословно подчиняется обстоятельствам,авторитетам, любым требования и любым социальным влияниям, даже если онипротиворечат его собственным принципам и взглядам, и делает это исключительноиз соображений конъюнктуры и личной выгоды.
Типологиясоциальных характеров людей, предложенная Э. Фроммом, достаточно правдивоотражает типы характеров значительной части людей, живущих в современном обществе,и поэтому, несмотря на то что она была разработана почти 50 лет назад,представляет интерес в наши дни в связи с тем, что наше общество в настоящеевремя проходит через исторический этап своего развития, похожий на тот, вкоторый создавалась типология социальных характеров Э. Фромма.
Характер неявляется застывшим образованием, он формируется на всем жизненном пути человека.Анатомо-физиологические задатки не предопределяет абсолютно развитие того илииного характера. Признание же зависимости характера от таких факторов, каквнешний облик, конституция тела, дата рождения, имя и т.п., ведет к признаниюневозможности сколько-нибудь существенным образом изменять и воспитыватьхарактер. Однако вся практика воспитания опровергает тезис о постоянствехарактера, подобные случаи возможны лишь в случае патологии личности.
Характернесмотря на свою многогранность, лишь одна из сторон, но не вся личность. Человекспособен подняться над своим характером, способен изменить его, поэтому, когдаговорят о прогнозировании поведения, не забывают, что оно имеет определеннуювероятность и не может быть абсолютным. Личность может бросить вызовобстоятельствам и стать другой.
Глава 3. Практическая часть
В качествеметодов исследования использовалась шкала ситуативной (реактивной) тревожностиЧ.Д. Спилбергера (адаптирована Ю.Л. Ханиным) и личностная шкала проявлениятревоги (тревожности) Д. Тейлора (адаптирована Т.А. Немчиным) [2], а такжеметод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическимпортретам Э.Г. Эйдемиллера [10].
Былапроведена выборка в количестве 17 человек в возрасте от 16 до 37 лет, из которых13 мужчин и 4 женщины. Выбранные являются родственниками и знакомыми автора.
Полученыследующие результаты:
шкала ситуативной (реактивной) тревожности (далее ШСТ):
среднийуровень тревожности у 16 чел.
низкийуровень у 1-го по личностной шкале проявления тревоги (тревожности) (далее ШЛТ):
высокийуровень у 3-х средний уровень с тенденцией к высокому у 4-х средний уровень стенденцией к низкому у 8-ми низкий уровень у 2-х характерологические портреты:
гипертимный3 чел.
циклоидный 3чел.
инертно-импульсивный4 чел.
конформный 2чел.
паранояльный2 чел.
эмоционально-лабильный1 чел.
неустойчий 1чел.
тревожно-мнительный1 чел.
характерологическиепортреты + уровень тревожности:
по ШСТ у1-го респондента с тревожно – мнительного типа выявлен низкий (?) уровеньтревожности у оставшихся 16-ти средний по ШЛТ данные для удобства сведены втаблицы:
Таблица № 1: Высокий или средний с тенденцией к высокому уровеньтревожности№ п/п Характер Пол Высокий или средний с тенденцией к высокому уровень тревожности М Ж 1 Гипертимный 1 - Высокий 2 Циклоидный 1 1 Высокий 1 - Средний тенденцией к высокому 3 Инертно-импульсивный 2 - Средний с тенденцией к высокому 4 Конформный 1 - Средний с тенденцией к высокому /> /> /> /> /> />
Таблица № 2: Низкий или средний с тенденцией к низкому уровеньтревожности№ п/п Характер Пол Низкий или средний с тенденцией к низкому уровень тревожности М Ж 1 Гипертимный 1 - Низкий 1 - Средний с тенденцией к низкому 2 Эмоционально-лабильный - 1 Средний с тенденцией к низкому 3 Тревожно-мнительный - 1 Низкий 4 Паранояльный 1 1 Средний с тенденцией к низкому 5 Инертно-импульсивный 2 - Средний с тенденцией к низкому 6 Неустойчивый - 1 Средний с тенденцией к низкому 7 Конформный 1 - Средний с тенденцией к низкому /> /> /> /> /> />
По логикевысокий уровень тревожности можно предположить у индивидуумов тревожномнительного типа, однако единственный представитель данного типа демонстрируетнизкие показатели по обеим шкалам, что можно объяснить как курьез, получившийсяиз-за малого объема выборки.
Полученные жеданные говорят о том, что наибольшее число индивидов с высоким или с тенденциейк высокому уровню личной тревожности находится в группе циклоидов. Кроме этогогипертим, имеющий высокий уровень личной тревожности выявил у себя черты циклоида,которые поставил на второе место в порядке значимости (использовавшаясяметодика позволяет испытуемым выбирать 3 портрета в порядке важности), поэтомуданного гипертима мы условно можем расположить в группе циклоидов (все прочиеучастники выборки циклоидных черт у себя не обнаружили, следовательно даннуюусловность можно считать вполне правомерной).
Принимая вовнимание вышеуказанное, попытаемся объяснить данные факты и предположим, чтовысокий уровень тревожности вызван у циклоидов основным проявлением иххарактера, а именно беспричинной сменой периодов разного настроения. По-видимомуданные испытуемые находились, в момент тестирования, в цикле пониженногонастроения, который характеризуется унынием, ипохондрией, неверием всобственные силы и потерей ощущения безопасности. Помимо этого всепредставители данной группы пребывали в достаточно сложной жизненной ситуации,обусловленной социальными и экономическими причинами, что в свою очередьявляется дополнительным фактором, влияющим на уровень общей тревожности.
Выводы
Несмотря наявно недостаточный объем выборки можно говорить о том, что лица, у которых вхарактере доминируют циклоидные черты, предрасположены к высокому уровнютревожности в момент цикла пониженного настроения.
Гипотезу овзаимосвязи характера личности с уровнем тревожности можно считатьпервоначально подтвержденной.
В дальнейшемдля получения более достоверных результатов следует значительно увеличить объемвыборки и поменять методологический аппарат исследования в части определенияхарактера личности.
/>/>/>Список использованной литературы
1.     Карпенко Л.А. Краткий психологический словарь. М.: Политиздат, 1985.
2.     Костина Л.М. Методы диагностики тревожности. СПб.: Речь, 2002.
3.     Кречмер Э. Строение тела и характера. — М.: Педагогика, 1995.
4.     Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическаянаука и образование, 1998г., №2.
5.     Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природаи возрастная динамика, — М. 2000.
6.     Райгородский Д.Я. Психология и психоанализ характера. – Самара: Бахрах,1997.
7.     Леонгард К. Акцентурированные личности. — Ростов н / Д: Феникс, 2000.
8.     Личко Е.А. Подростковая психология. — М., 1985.
9.     Фрейд З. Психоанализ и детские неврозы. — СПб, 1997.
10.   Эйдемиллер Э.Г., Юститцкий В. Психология и психотерапия семьи. — СПб.: Питер,1997.
11.   http: // psyjournals. ru
Приложения
Методаутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам Э.Г.Эйдемиллера.
Методикудостаточно трудно отнести к какому-либо типу тестов.
С однойстороны, ее можно рассматривать как объективный тест личности, так как истиннаяцель диагностики не просматривается достаточно четко.
Процедурнотест носит проективный характер и имеет признаки импрессивных методик.
Цель теста — типологическая диагностика личности. Этому подчинены 13 словесно характерологическихпортретов, которые и являются стимульным материалом методики. Они составлены наосновании классических клинических описаний типов характеров. С их помощьюосуществляется аутоидентификация и идентификация. Авторами выделяются следующиеакцентуированные типы:
А — меланхолический
Б — гипертимный
В — циклоидный
Г — эмоционально-лабильный
Д — неврастенический
Е — сензитивный
Ж — психастенический
3 — шизоидный
И — паранойяльный
К — эпилептоидный
Л — истерический
М — неустойчивый
Н — конформный
Психологобращается к испытуемому с предложением ознакомиться с содержанием всехкарточек, на каждой из которых приведено описание одного характерологическоготипа. После предварительного ознакомления испытуемому предлагается выбрать однуили несколько карточек, на которых, по его мнению, наиболее полно и похожеописан его характер. Испытуемые предупреждаются о том, чтобы выбор строился наосновании общего, суммарного впечатления от прочтения карточек, а не наосновании каких-либо отдельных черт. Если испытуемый выбирает несколькоподходящих для него карточек, то его просят разложить их в порядке важности,что и регистрируется в протоколе соответствующим образом. Например, пациент сакцентуацией характера по гипертимному типу выбрал 3 карточки: на первое место поставилописание гипертимного характера, на второе — неустойчивого и на третье — демонстративно-гиперкомпенсаторного,оговорив, что последняя карточка подходит не полностью, а только в некоторыхконкретных пунктах. Рекомендуется испытуемому выбирать максимум 3 подходящихпортрета и 3 неподходящих.
Текстыкарточек приводятся со словесными характерологическими портретами дляподростков мужского пола. Для девочек вносятся соответствующие грамматические инезначительные текстовые изменения.
Исходя изпроцедуры тестирования, интерпретация предусматривает в основном качественныйанализ полученных выборов, использование их в дальнейшем для проведенияуглубленного психодиагностического изучения, психологической коррекции личности.КАРТОЧКА «А»
Я — прирожденныйпессимист, настроение у меня всегда понижено. Мир я воспринимаю как бы сквозьчерные очки: жизнь мне часто кажется бессмысленной, во всем вижу лишь мрачныестороны. Никак не могу отделаться от ощущения, что вот-вот должно случитьсячто-то плохое. Мне кажется, что я в чем-то виноват и потому окружающие ко мнеплохо относятся, смотрят свысока. Я мрачен, угрюм, всем недоволен. Все делаюмедленно, неторопливо. Мои друзья говорят, что лицо у меня печальное, что отменя веет уныние. Я не способен к волевому усилию, от трудностей впадаю вотчаяние. Особенно плохо себя чувствую по утрам, просыпаюсь с ощущениемразбитости, усталости. Часто у меня бывают запоры. Жизнь моя — нелепая имучительная пытка, иногда приходят мысли о ее никчемности, бесцельности. КАРТОЧКА «Б»
У менявсегда хорошее настроение. Обо мне можно смело сказать, что характер у меняприветливый и открытый. Думаю, что я добр, во всяком случае, охотно принимаюучастие в судьбе моих друзей, которых, кстати, у меня много. Я — не молчун, судовольствием принимаю участие в беседе. Охотно помогаю людям, но посколькумного раздаю обещаний, то, естественно, далеко не все могу сдержать. Терпеть немогу нудную, кропотливую работу, которая требует усидчивости и терпения. Наработе у меня так много всяких дел, что не успеваю все сделать вовремя. Замечал,что окружающие охотно слушают меня, потом повторяют мои наиболее остроумныевысказывания. Мне ничего не стоит высмеять своего противника. У меня частобывают оригинальные идеи, но, сознаюсь, не очень люблю заниматься ихпретворением в жизнь. Люблю девушек, они мне признавались, что я — галантныйухажер. Сколько я встречал людей, все же могу сказать, что мало кого из нихпоставил бы выше себя. Не люблю, когда мне противоречат, это начинает меняраздражать; а когда разойдусь, веду себя грубо, кричу, ругаюсь, оскорбляю всехподряд. У меня отличный аппетит. В школе у меня была репутация шалуна, учителясчитали меня заводилой во всех шалостях, пожалуй, не без оснований. Кто виделмою мимику, способность передразнивать и копировать людей, всегда говорил,чтобы я шел в актеры. Житейские невзгоды переношу легко, деньгам счет не веду,легко даю их в долг, так же легко сам залезаю в долги. КАРТОЧКА «В»
Пожалуй,главное в моем характере — беспричинная смена периодов разного настроения: тодлительное время я себя чувствую очень хорошо, все у меня получается, работаспорится, хорошо сплю, у меня прекрасный аппетит, часто встречаюсь с друзьями,хожу с ними в кино, на танцы. Если же случаются со мной какие-либонеприятности, то в этот период переношу их легко. Однако совершенно непонятнымдля меня образом настроение портится, подчас на продолжительное время — нанедели, даже месяцы. Мне становится все безразлично, чувствую себя в этотпериод времени больным, унылым, перестаю верить в себя. Иногда появляетсястрах, что со мной может что-то случиться. От встречающихся трудностей,неприятностей впадаю в уныние. Плохо сплю, просыпаюсь с ощущением разбитости,плохо ем. Мне не хочется встречаться с людьми, их общество раздражает меня. Хочетсялежать в постели и забыть обо всем. Я заметил, что такие смены периодовхорошего настроения и плохого чаще всего происходят либо весной, либо осенью. КАРТОЧКА «Г»
По характеруя человек веселый, открытый, добродушный, однако, малейшая неприятность(перемена погоды, грубое слово, неприязненный взгляд и т.п.) омрачает меня,приводит в глубокое уныние, но ненадолго. Какая-нибудь интересная новость,теплое участие помогают мне обрести прежнее расположение духа. В течение днянастроение у меня может неоднократно меняться от самых разнообразных причин. Дажесамому себе не ясно бывает, почему вдруг стало так тоскливо, хотя до этогочувствовал себя хорошо, был весел. Очень внушаем и робок, такой уж у меняхарактер — немного детский, слишком нежный. Моим чувствам как-то не особенноверят, считают их слишком поверхностными, хотя это, конечно, не так. Различные,даже мелкие неприятности переношу тяжело. КАРТОЧКА «Д»
Я часточувствую себя вялым, уставшим. Настроение у меня, как правило, угнетенное. Однимлюдям я нехотя подчиняюсь, другими могу командовать сам. Мне очень труднососредоточиться, выполнять работу, связанную с длительным усилием инапряжением, в таких случаях появляется чувство усталости, сонливости. Меняочень беспокоит собственное здоровье. У меня часто появляются опасения, чтоболен какой-то болезнью. Иногда меня беспокоят колющие боли в сердце, иногдаголовная боль. Аппетит у меня плохой. Сплю плохо, долго не могу заснуть, иногдадаже хочется принять снотворное, часто вижу кошмарные сны. Сон зачастую неприносит освежения. С утра вялый и сонливый, но к вечеру состояние улучшается — расхожусь. Подчас мне трудно сдержаться, по малейшему поводу раздражаюсь,кричу, даже плачу. С трудом привыкаю к новому коллективу. Аккуратным меня неназовешь, часто меня упрекают за то, что вещи мои лежат в беспорядке. КАРТОЧКА «Е»
Пожалуй,будет правильным сказать про меня, что я — человек робкий, застенчивый,впечатлительный, малодушный. Я очень страдаю, если со мной обращаются грубо-,не могу дать отпор, постоять за себя. Людское общество меня утомляет,предпочитаю одиночество. Боюсь темноты, вздрагиваю от малейшего шороха. Непереношу вида крови, меня тошнит при виде нечистот. Не выношу горячих споров,стараюсь избегать скандалов, конфликтов: уж лучше я уступлю. Меня не покидаетощущение собственной неполноценности. Нередко мне кажется, что окружающие меняосуждают. Настроение у меня, как правило, пониженное. Меня очень мучаетощущение того, что я не такой, как все, крайне не уверен в себе, с завистьюсмотрю на людей сильных, решительных, уверенных в себе. При появлении в большомобществе робею, чувствую себя неловко, краснею, начинаю заикаться. Сон у менянеспокойный, тревожный, полный кошмарных сновидений. КАРТОЧКА «Ж»
Основныечерты моего характера — крайняя нерешительность, боязливость, постояннаясклонность к сомнениям. Самое тяжелое для меня — принять решение. Решившись начто-нибудь, начав уже действовать, я постоянно сомневаюсь: так ли поступаю, толи я делаю, что хочу; и эти вечные сомнения делают эту работу медленной имучительной. Люблю, когда меня утешают, не умею обходиться без дружескойподдержки. Боюсь за свое здоровье, беспокоюсь о судьбе своих близких. Постоянныетревоги, опасения, беспокойство — таково содержание моей жизни. Долго не могурешиться, но если на что-нибудь решился, то не успокоюсь сам и не дам покояокружающим, пока намеченное мной не будет сделано. Я — педант, формалист. Всякоеотступление от раз и навсегда заведенного порядка тревожит и сердит меня. Оченьстесняюсь и теряюсь, когда на меня обращают внимание. Из-за своейстеснительности я часто боюсь сделать то, что хотел бы. Если, например, мнесделали что-то хорошее, я не решаюсь поблагодарить; если мне делаютнеподходящее предложение, я не решаюсь отклонить его. Не люблю заниматьсяфизическим трудом, считаю, что неловок, неуклюж. Не приспособлен к борьбе засуществование. Склонен к самоанализу, самокопанию. Люблю рассуждать и обсуждать«общие проблемы», которые не имеют ко мне прямого отношения.
КАРТОЧКА «З»
По характеруя замкнутый, круг моих знакомых мал. В компаниях не могу найти себе места. Вобществе людей чувствую себя одиноким. Хотя я замкнут, но иногда, неизвестнопочему, могу поделиться своими переживаниями, раскрыться даже случайнопонравившемуся мне человеку. Мне бывает трудно понять близких, их горе илирадости, а им, в свою очередь, еще труднее понять меня. От знакомых приходилосьслышать, что от меня веет холодом, что общаться со мной трудно. Подчаснекоторые мои поступки выглядят странными, вызывают удивление окружающих. Уменя есть на все свое мнение, и то, что ему не соответствует, я отбрасываю. Люблюнастоять на своем, не терплю чужих советов, поступаю по-своему. Меня нередкосчитают несправедливым, говорят, что я «не знаю середины». Мой внутренний мир,переживания, идеи непонятны окружающим. Я часто вызываю недоумение и улыбки улюдей, но это не трогает меня. Использую свою систему образов, слова, которыедругими людьми почти не применяются. КАРТОЧКА «И»
Я — человекидеи, всю жизнь борюсь то за претворение своего изобретения, то за внедрениекакой-либо реформы. Наблюдение за людьми, с которыми мне приходилосьсталкиваться, позволяет мне считать себя выше их. Круг моих знакомых состоит излюдей, которые разделяют мои взгляды. Я не прощаю людям ни равнодушия к себе,ни несогласия со мной. Живу по принципу: «Кто не со мной, тот против меня». Уменя нет причин быть недовольным собой; чувствую себя хорошо, всегда бодр,активен. Если я ставлю перед собой какую-нибудь цель, то всегда добиваюсь ее, еслизамечаю недостатки, то использую все свои силы, чтобы исправить их всоответствии со своими принципами. Пользуюсь любым способом, чтобы добитьсясвоего: пишу в газеты, выступаю на собраниях. Мои знакомые говорят, что яподчас приношу им страдания, но это неправда: на самом деле во всех своихнеудачах виноваты они сами.
Считаю, чтолюдям особенно нельзя доверять, у меня много завистников, недоброжелателей. Из-заих козней мне трудно осуществлять свои идеи, но, несмотря на это, ничто неможет меня остановить — ни просьбы, ни угрозы. Жизнь убеждает меня в том, что явсегда оказываюсь прав, и ради этого стоит вести борьбу. КАРТОЧКА «К»
Для меня нетдругих интересов, кроме интересов работы и моих собственных. Меня считаютвспыльчивым, хотя я долго сдерживаюсь, но когда уж вспылю, то впадаю внеудержимую ярость. Обидчив, нанесенную обиду помню долго, не упускаю случаярассчитаться за нее. Давно убедился, что если не придираться, то никто не будетработать. Вокруг такой беспорядок, такая небрежность во всем, распущенность,что я вынужден добиваться установления порядка. Поэтому я строго спрашиваю сдругих. Требую скрупулезного соблюдения установленного порядка, не прощаю ниодного плохого проступка. Поскольку мне присуши аккуратность и пунктуальность висполнении работы, то и от других я требую того же. Считаю своим долгом даватьсоветы, не терплю к себе начальственного отношения. Если говорю, объясняючто-либо, то делаю это обстоятельно, медленно, чтобы как можно убедительнеевысказаться: терпеть не могу, когда меня прерывают, не дают договорить, торопят.Порой у меня бывает беспричинно тоскливое настроение, и тогда я делаюсьвспыльчивым и раздражительным. На работе меня хвалят и ставят в пример затщательность и аккуратность. Гибкость в общении с людьми мне не свойственна,привык идти напролом, говорить то, что думаю, хотя сознаю, что из-за этогомогут быть неприятности.
КАРТОЧКА «Л»
Не выношуравнодушного отношения окружающих к себе. Предпочитаю быть в центре внимания,когда с меня берут пример, подражают. Люблю вызывать удивление и восхищение удругих. Уж лучше пусть. Ненавидят меня, чем относятся равнодушно или незамечают. Люблю рассказывать истории, и тем охотнее, чем с большим интересомменя слушают. Считают, что у меня есть артистические способности. Люблюфантазировать, в моих фантазиях исполняются мои мечты? я достигаю такогоположения, что мне все завидуют' и мною восхищаются. Я сразу чувствую отношениелюдей ко мне. Если я захочу, то со мною охотно дружат. К сожалению, мне неудалось найти настоящего друга. Я ценю такого приятеля, который всегдавнимателен ко мне. Когда я болен, то хочу, чтобы ко мне относились внимательно,ухаживали за мной и даже жалели. Работу люблю увлекающую, такую, чтобы меняценили и ставили другим в пример. В любви мне наибольшее, удовольствиедоставляет флирт. Одеваться люблю так, чтобы мною любовались окружающие. КАРТОЧКА «М»
Я — человеккомпанейский, очень скучаю, когда остаюсь один. По обыкновению беру пример сосвоих более сильных по характеру друзей. Не всегда заканчиваю начатое дело,особенно если меня никто не проверяет и не помогает. Очень люблю всякиеразвлечения, выпивку в компании друзей. Всегда хочу повеселиться. Вообще мненравится все то, что запрещено. Мои домашние упрекают меня в том, что я ленив,неаккуратен, беспорядочен, но меня эти упреки мало трогают. Протрезвев,раскаиваюсь в своих поступках, ругаю себя, но в то же время, подумав, понимаю,что вина моя не так уж велика. Если бы не ряд некоторых обстоятельств, то былобы все иначе. Хотел бы иметь верного друга, который бы меня защищал от бед,иначе я могу пропасть. О будущем своем я думаю мало, особенно в моменты, когдамне весело и хорошо. КАРТОЧКА «Н»
Я считаю,что надо жить так, как живут все, не отрываться от коллектива, не отставать отокружающих, но и не забегать вперед. Не люблю оригинальничать. Люблю, чтобы уменя все было, как у людей: хорошая, в меру модная одежда — не такая, чтобы всеоборачивались на улице; дома — хорошая обстановка и все необходимое. Стараюсьжить так, чтобы обо мне никто не мог сказать ничего плохого: ни товарищи, нисоседи, ни близкие. Развлекаться люблю как все: если выпить, то в меру и нечасто, посидеть в кругу приятелей, посмотреть телевизор. Каких-нибудь особенныхразвлечений не ищу. Не люблю тех, кто слишком оригинальничает, модничает,ломает устоявшийся порядок, гонится за новизной. Считаю, что мнение большинства- всегда правильно и противопоставлять себя большинству плохо и вредно.
Шкаласитуативной (реактивной) тревожности Спилбергера-Ханина Тест Спилбергера-Ханинапринадлежит к числу методик, исследующих психологический феномен тревожности. Этотопросник состоит из 20 высказываний, относящихся к тревожности как состоянию(состояние тревожности, реактивная или ситуативная тревожность) и из 20высказываний на определение тревожности как диспозиции, личностной особенности(свойство тревожности). Что понимает Спилбергер под обеими мерами тревожностивидно из следующей цитаты: «Состояние тревожности характеризуетсясубъективными, сознательно воспринимаемыми ощущениями угрозы и напряжения,сопровождаемыми или связанными с активацией или возбуждением автономной нервнойсистемы». Тревожность как черта личности, по-видимому, означает мотив илиприобретенную поведенческую диспозицию, которая обязывает индивида к восприятиюширокого круга объективно безопасных обстоятельств, как содержащих угрозу,побуждая реагировать на них состояниями тревоги, интенсивность которых несоответствует величине реальной опасности. Шкала реактивной и личностнойтревожности Спилбергера является единственной методикой, позволяющейдифференцированно измерять тревожность и как личностное свойство, и каксостояние. В нашей стране употребляется в модификации Ю.Л. Ханина (1976),которая им же была адаптирована к русскому языку.
Реактивная(ситуативная) тревожность — состояние субъекта в данный момент времени, котораяхарактеризуется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством,озабоченностью, нервозностью в данной конкретной обстановке. Это состояниевозникает как эмоциональная реакция на экстремальную или стрессовую ситуацию,может быть разным по интенсивности и динамичным во времени.
Инструкция ктесту ситуативной тревожности.
Обследуемомупредлагается — «Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений изачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себячувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь. Обычно первыйответ, который приходит в голову, является наиболее правильным, адекватнымВашему состоянию».
2. Проводитсятестирование с использованием бланка опросника (Таблица1).
 

Таблица 1. Бланк опросника ситуативной тревожности (Спилбергера-Ханина) «СИТУАЦИЯ» Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я СПОКОЕН 1 2 3 4 2 МНЕ НИЧТО НЕ УГРОЖАЕТ 1 2 3 4 3 Я НАХОЖУСЬ В НАПРЯЖЕНИИ 1 2 3 4 4 Я ИСПЫТЫВАЮ СОЖАЛЕНИЕ 1 2 3 4 5 Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ СВОБОДНО 1 2 3 4 6 Я РАССТРОЕН 1 2 3 4 7 МЕНЯ ВОЛНУЮТ ВОЗМОЖНЫЕ НЕУДАЧИ 1 2 3 4 8 Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ОТДОХНУВШИМ 1 2 3 4 9 Я ВСТРЕВОЖЕН 1 2 3 4 10 Я ИСПЫТЫВАЮ ЧУВСТВО ВНУТРЕННЕГО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ 1 2 3 4 11 Я УВЕРЕН В СЕБЕ 1 2 3 4 12 Я НЕРВНИЧАЮ 1 2 3 4 13 Я НЕ НАХОЖУ СЕБЕ МЕСТА 1 2 3 4 14 Я ВЗВИНЧЕН 1 2 3 4 15 Я НЕ ЧУВСТВУЮ СКОВАННОСТИ 1 2 3 4 16 Я ДОВОЛЕН 1 2 3 4 17 Я ОЗАБОЧЕН 1 2 3 4 18 Я СЛИШКОМ ВОЗБУЖДЕН И МНЕ НЕ ПО СЕБЕ 1 2 3 4 19 МНЕ РАДОСТНО 1 2 3 4 20 МНЕ ПРИЯТНО 1 2 3 4
3. Показатель ситуативной(реактивной) тревожности подсчитывается по формуле:
/>, где /> - сумма зачеркнутых цифрпо пунктам шкалы 3,4,6,7,9,12,13,14,17,18
/> - сумма зачеркнутых цифрпо пунктам шкалы 1,2,5,8,10,11,15,16, 19, 20
Если РТ не превышает 30,то, следовательно, испытуемый не испытывает особой тревоги, т.е. у него вданный момент низкая тревожность. Если сумма находится в интервале 31–45, тоэто означает умеренную тревожность. При 46 и более — тревожность высокая.
Очень высокая тревожность(> 46) прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, сэмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями.
Низкая тревожность(
Личностная шкалапроявления тревоги (Дж. Тейлор, адаптация Т.А. Немчинова).
Методика предназначенадля диагностики уровня тревоги испытуемого. Шкала лживости, введенная В.Г. Норакидзев 1975 г., позволяет судить о демонстративности и неискренно. Опросник состоитиз 60 утверждений. Для удобства использования каждое утверждение предлагаетсяиспытуемому на отдельной карточке.
Инструкция.
Распределите карточки надве группы, в зависимости от согласия или несогласия с утверждением. Времятестирования 20-25 мин.
Текст опросника 1. Я могудолго работать не уставая.
2. Я всегда выполняю своиобещания, не считаясь с тем, удобно мне это или нет.
3. Обычно руки и ноги уменя теплые.
4. У меня редко болитголова.
5. Я уверен в своих силах.
6. Ожидание менянервирует.
7. Порой мне кажется, чтоя ни на что не годен.
8. Обычно я чувствую себявполне счастливым.
9. Я не могусосредоточиться на чем-то одном.
10. В детстве я всегданемедленно и безропотно выполнял все то, что мне поручали.
11. Раз в месяц или чащеу меня бывает расстройство желудка.12. Я часто ловлю себя на том, что менячто-то тревожит.
13. Я думаю, что я неболее нервный, чем большинство людей.
14. Я не слишкомзастенчив.
15. Жизнь для меня почтивсегда связана с большим напряжением.
16. Иногда бывает, что яговорю о вещах, в которых не разбираюсь.
17. Я краснею не чаще,чем другие.
18. Я часто расстраиваюсьиз-за пустяков.
19. Я редко замечаю усебя сердцебиение или одышку.
20. Не все люди, которыхя знаю, мне нравятся.
21. Я не могу уснуть,если меня что-то тревожит.
22. Обычно я спокоен именя не легко расстроить.
23. Меня часто мучаютночные кошмары.
24. Я склонен всепринимать слишком серьезно.
25. Когда я нервничаю, уменя усиливается потливость.
26. У меня беспокойный ипрерывистый сон.
27. В играх я предпочитаюскорее выигрывать, чем проигрывать.
28. Я более чувствителен,чем большинство людей.
29. Бывает, чтонескромные шутки и остроты вызывают у меня смех.
30. Я хотел бы быть также доволен своей жизнью, как, вероятно, довольны другие 31. Мой желудок сильнобеспокоит меня.
32. Я постоянно озабоченсвоими материальными и служебными делами.
33. Я настороженноотношусь к некоторым людям, хотя знаю, что они не могут причинить мне вреда.
34. Мне порой кажется,что передо мной нагромождены такие трудности, которых мне не преодолеть.
35. Я легко прихожу взамешательство.
36. Временами ястановлюсь настолько возбужденными, что это мешает мне заснуть.
37. Я предпочитаюуклоняться от конфликтов и затруднительных положений.
38. У меня бываютприступы тошноты и рвоты.
39. Я никогда неопаздывал на свидание или работу.
40. Временами яопределенно чувствую себя бесполезным.
41. Иногда мне хочетсявыругаться
42. Почти всегда яиспытываю тревогу в связи с чем-либо или с кем-либо 43. Меня беспокоятвозможные неудачи.
44. Я часто боюсь, чтовот-вот покраснею.
45. Меня нередко охватываетотчаяние.
46. Я — человек нервный илегко возбудимый.
47. Я часто замечаю, чтомои руки дрожат, когда я пытаюсь что-нибудь сделать.
48. Я почти всегдаиспытываю чувство голода.
49. Мне не хватаетуверенности в себе.
50. Я легко потею, даже впрохладные дни.
51. Я часто мечтаю отаких вещах, о которых лучше никому не рассказывать.
52. У меня очень редкоболит живот.
53. Я считаю, что мнеочень трудно сосредоточиться на какой-либо задаче или работе.
54. У меня бывают периодытакого сильною беспокойства, что я не могу долго усидеть на одном месте.
55. Я всегда отвечаю написьма сразу же после прочтения.
56. Я легко расстраиваюсь.
57. Практически я никогдане краснею.
58. У меня гораздо меньшеопасений и страхов чем у моих друзей и знакомых.
59. Бывает, что яоткладываю на завтра то, что следует сделать сегодня.
60. Обычно я работаю сбольшим напряжением.
Обработка и интерпретацияданных В 1 балл оцениваются ответы «Да» к пунктам 6, 7, 9 11, 12, 13, 15, 18,21, 23, 24, 25, 26, 28, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 40, 42, 44, 45, 46,47, 48, 49, 50, 51, 54, 56, 60.
Ответы «Нет» к пунктам 1,3, 4, 5, 8, 14, 17, 19, 22, 39, 43, 52, 57, 58.
Затем подсчитываетсясуммарная оценка по шкале тревоги:
40 – 50 балловрассматривается как показатель очень высокого уровня тревоги;
25 – 40 баллов — свидетельствуето высоком уровне тревоги;
15 – 25 баллов — осреднем (с тенденцией к высокому) уровню;
5 – 15 баллов — о среднем(с тенденцией к низкому) уровню;
0 – 5 баллов — о низкомуровне тревоги.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.