Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь самооценки старших школьников и уровня адаптации в системе межличностных отношений

Введение
 
Актуальность. В современной человеческой культуреотрочество и юность, или переходный период между детством и взрослостью,занимает почти целое десятилетие. В этот период происходит не только кореннаяперестройка ранее сложившихся психологических структур, возникают новыеобразования, но и закладываются основы сознательного поведения, вырисовываетсяобщая направленность в формировании нравственных представлений и социальныхустановок. В кризисные моменты личностного развития разрешение человекомпроблемы адаптации может рассматриваться в качестве одного из важныхпоказателей преодоления им жизненных трудностей и мотивационных конфликтов. Психологические кризисы определяютсякак относительно непродолжительные по времени (до года) периоды кардинальной перестройкиличности, сознания, деятельности, поведения, которые возникают на каждой стадии развития,поскольку осознанию нового сопутствуют изменение энергии инстинктов и возросшиеспособности человека (В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, 1996; Э. Эриксон, 1996).Особо проблемными периодами развития считаются подростковый возраст и период ранней юности (12-16лет). Известно, что период 12-16 лет характеризуется не только физиологическойперестройкой организма, но и возрастным кризом, вызванным изменением социальнойситуации развития, отношений с окружающим миром, самооценки, а также сменойведущей деятельности (А.Н. Леонтьев, 1965; Б.Г. Ананьев, 1980; К.Н. Поливанова,1994). Таким образом, ранняя юность является сенситивным периодом для развитияосновных социогенных потенций человека.
По Эриксону юношескийвозраст, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных ииндивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Каждыйкризис — онтогенетический источник возможного формирования хорошей или плохойприспособляемости. Любое разрешение конфликта формирует очередную стадиюразвития личности, характеризующуюся особым новообразованием — неустойчивымбалансом двух противоположных качеств позитивных и негативных (Э. Эриксон,1996). У личности благополучно разрешающей нормативные кризисы, баланснарушается в сторону положительных качеств (доверительное отношение к миру исебе, автономия, инициатива, трудолюбие, хорошо организованная идентичность,близость со значимыми другими, генеративность и интегративность). При менееблагополучном исходе у человека происходит перевес негативных свойств:недоверчивость, стыд и сомнение, чувство вины, неполноценность, диффузностьролей, изоляция, стагнация, отчаяние (Э. Эриксон, 1993, 1996).
В связи свышеизложенным, проблема адаптации на различных ступенях возрастнойпериодизации, а также исследование природы психологических кризисов и поискпутей их нормативных разрешений вызывают интерес различных психологических школна протяжении длительного времени. Проблема адаптации, кризисов жизни не теряетсвоей актуальности. В рамках нашей работы нас интересует взаимосвязь адаптациистарших школьников и их самооценки.
Целью исследования является определениевзаимосвязи самооценки старших школьников и уровня адаптации в системемежличностных отношений с использованием психодиагностических методов.
Объектомисследованияявляются психологические особенности юношеской личности.
Предметомисследованияявляются взаимосвязь адаптации в системе межличностных отношений и самооценки впериод ранней юности.
Гипотеза исследования. Мы предположили, что самооценка старшего школьникавлияет на уровень его адаптации в системе межличностных отношений.
Предмет, цель и гипотеза исследования определяют следующиезадачи дипломной работы:
1.        определитьуровень самооценки учащихся старших классов;
2.        выявить степеньадаптированности старшеклассников в системе межличностных отношений;
3.        оценить представлениео себе и о других людях у учащихся старших классов;
4.        выявитьматематико-статистическую взаимосвязь между такими показателями как самооценка,самоотношение, принятие других и адаптированностью у старшеклассников.
В работе использовались следующие методы и методики:
·         анализпсихолого-педагогической литературы по проблемам самооценки и адаптации впериод ранней юности.
·         тестирование
·         наблюдение
·         эксперимент
В ходе работы для исследования индивидуальных особенностей представленийо себе, самоотношения, социально – психологической адаптации и связанных с этимчерт личности, а также принятия других были применены следующие психодиагностическиеметодики: для измерения самооценки — Q-сортировка, опросник Пантелеева; шкала принятия других Фейя, методикадиагностики социально-психологической адаптации Роджерса, в общей сложности 4методики.
В обследовании принимали участие учащиеся 10А и 10В классов физико-математическихшкол города Уфы, ввозрасте 15-17 лет численностью 46 (девушки — 12, юноши — 34) человек. Тестирование проводилось в бланковомварианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение кдиагностическим процедурам и имели возможность получить результаты.
Результаты работы могут быть интересны школьным психологам ииспользоваться в рамках психологического консультирования старшеклассников,педагогов, родителей.

ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВЗАИМОСВЯЗИ АДАПТАЦИИ И САМООЦЕНКИ В РАННЕМЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
 
1.1 Психологическая характеристика ранней юности
 
Юношеский возраст — период жизни человека междуподростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизациионтогенеза, принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии,физиологии и биохимии, данный возраст был определен как 17 — 21 год для юношейи 16 — 20 лет для девушек (Кулагина И.Ю.1999). Психологи расходятся вопределении возрастных границ юности. В западной психологии вообще преобладаеттрадиция объединения отрочества и юности в единый возрастной период, называемыйпериодом взросления, содержанием которого является переход от детства квзрослости, а границы могут простираться от 12 — 14 до 25 лет. В отечественнойнауке принято рассматривать юность как самостоятельный период развитиячеловека, его личности и индивидуальности. И. С. Кон определяет юность вграницах 14 — 18 лет. Чаще их сужают до 15 — 17 лет, и тогда юношеский возрастоказывается фактически совпадающим со старшим школьным возрастом, с периодомобучения в старших классах общеобразовательной школы.
В юношеском возрастев основном завершается физическое развитие организма, заканчивается половоесозревание, замедляется темп роста тела, заметно нарастает мышечная сила иработоспособность, заканчивается формирование и функциональное развитие тканейи органов.
Психологическоеизучение юношеского возраста началось в конце XIX в. с описания юностипредставителей высших слоев общества. В результате в конце XIX — начале XXв.господствовала так называемая романтическая модель юности как периодавнутреннего кризиса, пробуждения чувств, как эпоха «бури и натиска».Начиная с 20-х гг. XX в. ситуация резко изменилась: после работ Э. Шпрангера,М. М. Рубинштейна, М. Мид, Л. С. Выготского, а позднее Б. Заззо и многих другихстановится невозможен анализ данного возраста без учета этнокультурных исоциокультурных различий.
Н.Ф.Добрынин отмечает(1988): "…что возрастные особенности выражаются, прежде всего, ванатомо-физиологических чертах, свойственных данному периоду роста и развития.Вместе с тем с возрастом изменяется отношение растущей личности к учению, ксамому себе, к окружающей действительности, изменяется значимость всего этогодля данной личности. Значимость меняется потому, что изменяются потребности,интересы, убеждения человека, изменяются его взгляды и отношения ко всемуокружающему и к самому себе. Это изменение значимости определяетсявзаимодействием человека с окружающей общественной средой, в которой он живёт,учится и действует. Веским характерным, особенно для подростка и юноши,является в этом возрасте изменение отношения к самому себе, окрашивающее всеего действия и поэтому впряженное достаточно, заметно в большинстве случаев,хотя иногда и замаскировано, что, однако не уничтожает его действенной роли.Именно это и было побудительной причиной для того, чтобы при изученииюношеского возраста поставить вслед за изучением анатомо-физиологическихизменений вопрос представлений о себе в этом возрасте".
Юношескому возраступрисущи своеобразные черты, прежде всего, надо отметить некоторые особенностироста и физического развития. У юноши при нормальных условиях жизни уже нетдиспропорции отдельных частей тела, нет свойственной подростку неуклюжести инесоразмерности движений. Мышцы его растут и при достаточном их упражнениипозволяют успешно выполнять физические и не очень сложные упражнения.Постепенно исчезают беспокойства и те трудности, которые типичны для первогопериода полового созревания. Последний перестаёт быть тем новым и неожиданным,во многом пугающим и смущающим. Новые впечатления, беспокойства подростка, ужене являются непонятными и необычными, к ним юноша привык, они беспокоят, номеньше, хотя, понятно, острота их полностью не исчезает.
На первый планвыходят внутренние качества. Как писал И.С.Кон (1996), на первойместо ставятся умственные способности, знания, умение, навыки. Человекпонимает, что внешность можно улучшить с помощью косметики, прически, занятийспортом, скрыть недостатки. Но при этом в человеке остается его внутреннеесодержание. Юноша начинает ценить не только внешность, но и внутреннеесодержание. И его ровесники больше внимания обращают уже не на внешность, а наличные качества человека. В этом возрасте человек начинает оценивать других попословице: «По одёжке встречают, по уму провожают».
В самооценкестаршеклассники проявляют известную осторожность. Они охотнее говорят о своихнедостатках, чем о достоинствах. И девушки и юноши называют у себявспыльчивость, грубость, эгоизм. Среди положительных черт наиболее частовстречаются такие качества: верен в дружбе, не подвожу друзей, помогу в беде,то есть на первый план выступают те качества, которые важны для установкиконтактов со сверстниками, или те, которые этому мешают. Завышенная самооценказаметно обнаруживается в преувеличении своих умственных способностей. Этопроявляется по-разному: кому легко даётся учёба, считают, что и в любойумственной работе они будут на высоте положения; те, кто выделяются успехами поопределённому предмету, готовы верить в свой специальный талант; даже слабоуспевающие ученики обычно указывают на какие-то другие свои достижения.
И.С.Кон подметил:«Чем важнее для личности оцениваемое свойство, тем вероятнее включение впроцесс самооценки механизмов психологической защиты». По даннымЯ.П.Коломинского, старшеклассники, отвергнутые сверстниками, склонныпреувеличивать свой групповой статус, пусть своё положение в коллективе болееблагоприятным, чем оно есть на самом деле.
Так же, как изавышенная самооценка, заниженная самооценка неблагоприятно действует на юношу.Возникает чувство неуверенности, страха, апатии. В этой ситуации таланты испособности не будут развиваться, и могут вообще не проявляться.
Главный констатирующиймомент социальной ситуации развития в юношеском возрасте составляет то, чтоюноша находится на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Переход отподросткового возраста к юношескому связан с резкой сменой внутренней позиции,когда обращенность в будущее становится основной направленностью личности ипроблемы выбора профессии, дальнейшего жизненного пути, самоопределения,обретения своей идентичности (Э. Эриксон, 1996) превращаются в «аффективныйцентр» (Л. И. Божович,1997) жизненной ситуации, вокруг которого начинаютвращаться вся деятельность, все интересы подростка. В юношеском возрастепсихическое развитие есть врастание индивидуальной психики в объективный инормативный дух данной эпохи в его национальной форме; тем самым индивидстановится ближе к историческому дню, чем когда бы то ни было (Э. Эриксон, 1996),и констатирует себя как представителя определенного поколения (А.В.Толстых,1996). Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено спереживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальнойличности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этойличности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознаниесобственного «я» («Кто я?», «Какой я?» «Каковымои способности?», «За что я могу себя уважать?»), а с другой — осознание своего положения в мире («Каков мой жизненный идеал?», «Ктомои друзья и враги?», «Кем я хочу стать?», «Что я долженсделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?»). Первые,обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые,более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализстановится элементом социально-нравственного самоопределения.
Трудность заключаетсяв том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того,чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств,достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни нетолько мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится каквнутри человека, так и вне его — в мире, где раскрываются его способности, вего деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз иобразует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Такимобразом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то,чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальнуюопасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертаминевротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностямипредшествующего развития (низкое самоуважение, плохие человеческие контакты).Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себевысокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатываетсямировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственныйстержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юношаначинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится вдействительности самим собой.
Для ранней юностихарактерна устремлённость в будущее — устремлённость в будущее только тогдаблаготворно влияет на формирование личности, когда есть удовлетворённостьнастоящим. При благоприятных условиях развития юноша стремится в будущее непотому, что ему плохо в настоящем, а потому, что впереди будет ещё лучше.Самооценка в ранней юности выше, чем в подростковом возрасте. Вообще юность –период стабилизации личности. В это время складывается устойчивость взглядов намир и своё место в нём – мировоззрение. Центральным новообразованием периодастановится самоопределение: профессиональное и личностное. Старшеклассникрешает, кем быть и каким быть в своей будущей жизни.
Старшеклассники вбольшей степени принимают себя, чем подростки, их самоуважение в целом выше. Интенсивноразвивается саморегуляция, повышается контроль за своим поведением, проявлениемэмоций. Настроение в ранней юности становится более устойчивым и осознанным, в16-17 лет, независимо от темперамента, выглядят более сдержанными,уравновешенными, чем в 11-15 лет. В это же время начинает развиваться инравственная устойчивость личности. В своём поведении юноша всё большеориентируется на собственные взгляды, убеждения, которые формируются на основеприобретённых знаний и своего жизненного опыта. Самоопределение, стабилизацияличности в ранней юности связаны с выработкой мировоззрения.
В этом возрастеоткрывается свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающеесянакоплением и систематизацией знаний о мире, и интерес к личности, рефлексия,оказываются той основой, на которой в ранней юности строятся мировоззренческиевзгляды. Картина мира при этом может быть материалистической илиидеалистической, или создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сампроцесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастныепериоды. Юноша, познавая окружающее, возвращается к себе и задаётсямировоззренческими вопросами: «Какой Я?», «А что я значу в этоммире?», «Какое место я занимаю в нём?», «Каковы моивозможности?». Он ищет чётких, определенных ответов и в своих взглядахкатегоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме. Однакомировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда.Последующие кризисы, осложнения, повороты жизни приведут к пересмотру юношескихпозиций. Юноши, ведущую деятельность которых обычно называютучебно-профессиональной, начинают рассматривать учёбу, как необходимую базу,предпосылку будущей профессиональной деятельности. Их интересуют, главнымобразом, те предметы, которые им будут нужны в дальнейшем, их снова начинаетволновать успеваемость. Отсюда и недостаточное внимание к «ненужным»учебным дисциплинам, часто гуманитарным, и отказ от того подчёркнутопренебрежительного отношения к отметкам, которое было принято среди подростков.Именно в старшем школьном возрасте появляется сознательное отношение к учению.
Особенностипсихического развития в раннем юношеском возрасте во многом связаны соспецификой социальной ситуации развития, суть которой сегодня состоит втом, что общество ставит перед молодым человеком настоятельную, жизненно важнуюзадачу осуществить именно в этот период профессиональное самоопределение,причем не, только во внутреннем плане в виде мечты, намерения кем-то стать вбудущем (как это бывает на предыдущих этапах развития), а в плане реальноговыбора. Причем этот выбор осуществляется дважды: первый раз — в IX классе, когда школьник выбираетформу завершения среднего образования (определенная школа, гимназия, техникум ит. п.) либо же отказывается от продолжения образования; второй — в XI классе, когда планируются путиполучения высшего образования или непосредственного включения в трудовую жизнь.Отметим, что если раньше эта задача решалась преимущественно семьей и школой,то сегодня, в период бурных социально-экономических перемен, родители зачастуюоказываются дезориентированными в вопросе выбора профессии и неавторитетными вглазах ребенка; школа также не оказывает ученику решающей помощи — отсюдавостребованность репетиторов, различных курсов, психологических ипрофконсулътационных услуг.
Считается, что к15-16 годам общие умственные способности уже сформированы, однако на протяжениираннего юношеского возраста они продолжают совершенствоваться. Юноши и девушкиовладевают сложными интеллектуальными операциями, обогащают свой понятийныйаппарат, их умственная деятельность становится более устойчивой и эффективной,приближаясь в этом отношении к деятельности взрослых. Спецификой возрастаявляется быстрое развитие специальных способностей, нередко напрямуюсвязанных с выбираемой профессиональной областью. Дифференциация направленностиинтересов делает структуру умственной деятельности юноши/девушки гораздо болеесложной и индивидуальной, чем в более младших возрастах. У юношей этот процессначинается раньше и выражен ярче, чем у девушек. Специализация способностей иинтересов делает более заметными и многие другие индивидуальные различия.
Перед юношей встаетзадача объединить все, что он знает о себе самом как о школьнике, сыне(дочери), друге, рассказчике и т. д. Все эти роли он должен собрать в единоецелое, осмыслить, связать е прошлым и проецировать в будущее. Если молодойчеловек успешно справляется с задачей обретения идентичности, то у негопоявляется ощущение того, кто он есть, где находится и куда идет. В противномслучае возникает «путаница ролей», или «спутанная идентичность».Часто «спутанная идентичность» бывает результатом трудного детстваили тяжелого быта. В некоторых случаях юноши и девушки стремятся к «негативнойидентичности», т. е. отождествляют себя с образом, противоположным тому,который хотели бы видеть родители, друзья и др. По мнению Э. Эриксона, в поискесобственной идентичности лучше даже идентифицировать себя с хиппи, с малолетнимпреступником, даже с наркоманом, чем вообще не обрести своего Я, своейидентичности.
В свое время Т. Томэпредложил различать два принципиально разных типа развития в юношескомвозрасте: прагматический и творческий (Томэ Т., 1978). Для первого характернаориентация на целесообразность и на уход от источников беспокойства, чемусубъективно придается первостепенное значение. Такой тип развития являетсяполюсом, противоположным классической форме развития в юношеском возрасте,которую описал Э. Шпрангер и которая, по Томэ, является «творческиориентированной», когда намерения, интересы юноши устремлены далеко в будущее,и он в своей жизни ведет себя в известной степени независимо оттого, чтосчитается целесообразным или «разумным», активно включая различныеновые познавательные и иные формирующие возможности в собственный образ жизни.
Прагматическиориентированные юноши и девушки, у которых доминируют материальные ценности икоторые часто не стремятся получать образование, вызывают определенную тревогу.Не только потому, что не такие прагматично ориентированные молодые люди вдействительности творят историю страны, народа, цивилизации, но и потому что ихиндивидуальное развитие не является развитием в собственном смысле слова,поскольку, по сути, их личность устроена так, что центральным становитсястремление к гомеостатическому равновесию, к уходу от источников беспокойства,что как раз и препятствует развитию. На практике оказывается, что тому жемолодому человеку часто проще всего «уйти от источников беспокойства»за счет алкоголя или наркотиков.
 
1.2 Проблемы адаптации в системе межличностных отношений исамооценки как составляющих возрастного кризиса ранней юности
 
Адаптация — это процессактивного приспособления индивида к условиям новой среды, при последовательномдостижении результатов: в обществе, коллективе, семье и по отношению к себе.
Адаптация включает в себяследующие подвиды:
·         физиологический,
·         психологический(внутренний мир),
·         социальный(внешнее проявление в семье и коллективе).
Адаптация человека к условиямжизни основана на взаимном изменении личности и ее окружения и, нередко,описывается как процесс, направленный на эффективное преодоление трудностейпосредством успешного принятия решений, проявления инициативы, ответственностии способности к антиципации последствий принимаемых решений.
Адаптация можетосуществляться на самых разных уровнях взаимодействия организма и среды(биологическом, психофизиологическом, социальном и др.). Социальная адаптация –процесс эффективного взаимодействия с социальной средой, который сопровождаетсяудовлетворением основных социогенных потребностей человека, оправдывающегоролевые ожидания группы, и проявляется в переживании состояния самоутвержденияи свободы выражения творческих способностей.
Социальная адаптацияучащихся является проблемой деятельности школы и проявляется на разных уровнях.По нашему мнению, эта проблема наиболее актуальна в старших классах в связи сцелым комплексом причин:
·         Резкоеизменение состава классного коллектива и скачкообразное повышение требований состороны педагогов при переходе в 10-й класс.
·         Необходимостьпрофессионального самоопределения, конструирование старшеклассниками своегожизненного пути, определение планов и перспектив.
·         Расширениезначимых социальных связей вне школы, что может вступать в противоречие стребованиями школы.
·         Возрастаниероли эмоционально нагруженного интимно-личностного общения и связанные с этимпереживания.
По сравнению сдругими периодами развития адаптация юноши к новым условиям жизни имеет своиспецифические черты, при этом общие признаки нормальности и адаптивности неизменяются. Нормальность зависит от уровня энергии, степени контроля,способности к интеграции опыта и готовности встречать проблемы и трудности.Основными концептами адаптации являются
— открытость опыту,уверенность, стабильность, контроль и коммуникабельность.
Наиболее активно из всехвидов адаптации проявляется социальная адаптация, ее главной особенностьюявляется сближение целей и ценностных ориентаций группы, и входящего в неечеловека, усвоение им норм, традиций, групповой культуры, вхождение в ролевуюструктуру группы. Адаптация происходит строго в рамках социума, в которомнаходится человек и предусматривает все нюансы, как для отдельного человека,так и для группы, вне зависимости от ее количества, так как именно социум иявляется контролирующей и корректирующей совокупностью для человека. Адаптациятак же предусматривает возрастные особенности, в данном случае этоподростковые, а именно подросток является новым человеком, начинающим приниматьнормы социального поведения как взрослый член общества. Следовательно, этопринятие ряда норм, обязанностей и прав. Собственное участие в поискахстратегии самоутверждения и адаптации юноши как индивида не слишкомзначительно, так как большое влияние на него оказывают сверстники, климат малыхгрупп и особенно микроклимат в семье. Коррекционная работа по формированиюличности подростка в семье, как наиболее сложный процесс должна происходитьпостоянно. Ведь именно она и является отправной точкой отсчета для подростка(Кулагина И.Ю.1999).
Как отмечается впсихологических работах, посвященных данному вопросу (Налчаджян А. А., 1988),проблема адаптации по-разному предстает в различных теоретических ориентациях.
Так, с точки зрениябихевиоризма, социально-психологическая адаптация понимается как процесс,посредством которого достигается состояние социального равновесия междуиндивидом и группой, как отсутствие конфликтных отношений человека с ближайшимсоциальным окружением. Основное внимание психоаналитических концепций прианализе адаптации направлено на формирование и развитие защитных механизмовличности, причем сам процесс адаптации выступает как многоуровневый, апсихологические защиты могут играть для личности как стабилизирующую, так идестабилизирующую роль. В силу того что «проблема психологической защитысодержит в себе центральное противоречие между стремлением человека сохранитьпсихическое равновесие и теми потерями, к которым ведет избыточное вторжениезащит», выделяют и патологические защиты как неадекватную форму адаптации.Для интеракционистского подхода к анализу социально-психологической адаптациихарактерно ее рассмотрение как успешного выполнения личностью нормативногоролевого репертуара и умения разрешать возникающие ролевые конфликты. Заметим,что, несмотря на различия в теоретических интерпретациях адаптационныхпроцессов, в целом постулируется наличие двух основных направлении, или путей,адаптации, выделение обшей логики которых принадлежит еще 3. Фрейду, а именно —так называемой аллопластической (изменение мира «под себя») иаую-пластической (изменение себя «под мир») адаптации.
Как уже было описановыше, Эриксон основным кризисом юношеского возраста считал кризис идентичности.Идентичность понималась им как тождественность человека самому себе(неизменность личности в пространстве) и целостность (преемственность личностиво времени). Идентичность — это чувство обретения, адекватности и владенияличностью собственным Я независимо от изменения ситуации. Юность Э. Эриксонсвязывает с кризисом идентичности, который «происходит в тот периоджизненного цикла, когда каждый молодой человек должен выработать из действенныхэлементов детства и надежд, связанных с предвидимым совершеннолетием, своиглавные перспективы и путь, т. е. определенную работающую цельность; он долженопределить значимое сходство между тем, каким он предполагает видеть себя сам,и тем, что по свидетельству его обостренного чувства ожидают от него другие».(Эриксон Э., 1996, с. 33-34).
Канадский психологДжеймс Марш в 1966 г. выделил 4 этапа развития идентичности, измеряемыестепенью профессионального, религиозного и политического самоопределениямолодого человека:
1. Неопределеннаяразмытая идентичность – индивид не выработал четких убеждений
2. Досрочнаяпреждевременная идентификация, если индивид включился в систему отношенийнесамостоятельно.
3. Этап «моратория»– индивид находится в процессе нормативного кризиса самоопределения.
4. Достигнутая зрелаяидентичность – определяется тем, что кризис завершен, индивид перешел от поискасебя к практической реализации.
Таким образом, можнозаключить, что кризис идентичности связан с проблемой самооценки, самоотношенияи меняющимися представлениями об окружающих людях и ценностях. Появляющиеся новообразованияв виде нечетких размытых представлений о себе самом, людях, межличностных идругих отношениях и своем месте в этих отношениях вносят черты дезадаптивности вповедение юношей и девушек и порождают кризис идентичности.
По мнению В.М. Бехтеревана становление личности и характера оказывают влияние следующие факторы: природаорганизма, антропологические особенности, климат, метеорологические игеографические условия, биологический фактор, связанный с условиями зачатия,экономические условия, характер общественной деятельности или ее отсутствие,воспитание, обучение, правильное направление умственного развития. «Типологическиесвойства нервной системы и темперамент, равно как и задатки, считаются такназываемой природной основой личности. Все эти свойства человека как индивида,генотипически обусловленные, первоначально существуют независимо от того, какаяличность, с каким набором социальных характеристик будет ими обладать. Наоснове самых различных типов нервной системы может быть сформирован один и тотже тип характера, равно как контрастные характеристические свойства могутобнаружиться у людей с одним и тем же типом нервной системы. Лишь в ходеформирования человека эти свойства включаются в общую структуру личности и еюопосредуются».
По мнению ЛеонтьеваА.Н., «личность создается объективными обстоятельствами, но не иначе какчерез совокупность его деятельности, осуществляющей его отношения к миру.Формирование личности предполагает развитие процесса целеобразования и,соответственно, развития действий субъекта».
В раннем юношескомвозрасте продолжается процесс развития личности и самосознания.В юностиоткрытие себя как неповторимой индивидуальности неразрывно связано с открытиемсоциального мира, в котором предстоит жить. Обращенные к себе в процессесамооценки, самоанализа, рефлексии вопросы у юноши чаще носят мировоззренческийхарактер, становясь элементом социально-нравственного или личностного самоопределения.Многие психологи именно самоопределение рассматривают как основное новообразованиеранней юности. Такое представление о центральном новообразовании раннегоюношеского возраста по сути близко представлению об идентичности.
Итоговый продуктсамопознания Я – образ или Я–концепция, т.е. совокупность представленийиндивида о себе самом, сопряжённая с их оценкой. Самооценка – один из аспектов Я– концепции (собственного представления о себе или образа самого себя, то естьсовокупности мнений о своём здоровье, внешности, характере, влиянии на окружающих,способностях и недостатках; поскольку она основана на собственном мнении, она невсегда соответствует действительности). Человек с высокой самооценкойвоспринимает себя в позитивном свете, в то время как при низкой самооценке Я –концепция носит негативный характер.
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п. Так И.С.Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение «Я», выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.
А.Н.Леонтьев предлагает осмыслить самооценку через категорию «чувство» как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее «выраженный предметный характер, который является результатом специфического обобщения эмоций.
Структура самооценкипредставлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знаниячеловека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.
Основу когнитивного компонентасамооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своихкачеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин/Л.И.Корнеева/. Суверова Э.И.
В психологическомсловаре говорится: „Самооценка развитого индивида образует сложнуюсистему, определяющую характер самоотношения индивида и включающую общую самооценку,отражающую уровень самоуважения, целостное принятие или непринятие себя, и парциальные,частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам своейличности, поступкам, успешности отдельных видов деятельности. Самооценка может бытьразного уровня осознанности“.
Анализ самооценки каксамооцениваний деятельности позволил выявить несколько её функций: прогностическую(заключающуюся в регуляции активности личности на самом начальном этапедеятельности), корректирующую (направленную на контроль и осуществление необходимыхподстроек) и ретроспективную (используется субъектом на заключительном этапедеятельности для подведения итогов, соотнесения целей, способов и средстввыполнения деятельности с её результатами.
По мнению БороздинойЛ.В. уровень притязаний считается проявлением самооценки в действии личности. Подобнаяпроблема возникает и в различении понятий самооценки и мотивации достижения.Например, Хекхаузен Х. утверждает, что „мотив достижения выступает каксистема самооценки“.
По данным Е.А.Серебряковой,представления о своих возможностях делают субъекта неустойчивым в выборе целей:его притязания резко повышаются после успеха и столь же резко падают посленеудачи.
Стремление кповышению самооценки в условиях, когда человек свободен в выборе степенитрудности очередного действия, приводит к конфликту двух тенденций — тенденции повыситьпритязания, чтобы одержать максимальный успех, и тенденции снизить их, чтобыизбежать неудачи. Переживание успеха (или неуспеха), возникающее вследствие достижения(или не достижения) уровня притязаний, влечет за собой смещение уровня притязанийв область более трудных (или более легких) задач. Снижение трудности избираемойцели после успеха или ее повышение после неудачи (атипичное изменение уровняпритязаний) говорят о нереалистичном уровне притязаний или неадекватной самооценке.
Самооценкаинтерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственноеучастие в регуляции поведения и деятельности человека, как автономная характеристикаличности, её центральный компонент, формирующийся при активном участии самойличности и отражающий своеобразие её внутреннего мира.
Истоки уменияоценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствованиеего происходит в течение всей жизни человека. Как считают многие психологи,структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизничеловека.
Обычно мнение о себеосновывается на отношении к нам других людей. Можно выделить несколько источниковформирования самооценки, которые меняют вес значимости на разных этапах становленияличности: оценка других людей; круг значимых других или референтная группа;актуальное сравнение с другими; — сравнение реального и идеального Я.
Самооценка формируетсяи на базе оценки результатов собственной деятельности, а также на основе соотношенияреального и идеального представлений о себе.
Низкая самооценкаможет быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своихродителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться уребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерногокритицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённыхситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.
Подводя итоги, можносделать заключение: самооценка – компонент самосознания, имеет рефлексивнуюприроду, включает в себя такие элементы как: образ „Я-реального“, „Я-идеального“,результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления.Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющимрегулирующую функцию. Самооценка есть отношение личности к результатам сопоставлениясвоих образов реального и идеального „Я“.
В раннейюности происходит постепенная смена „предметных“ компонентовЯ-концепции, в частности, соотношение телесных и морально-психологическихкомпонентов своего „я“. Юноша привыкает к своей внешности, формируетотносительно устойчивый образ своего тела, принимает свою внешность исоответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. Постепенно напервый план выступают теперь другие свойства „я“ — умственныеспособности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешностьдеятельности и отношения с окружающими.
Судя поимеющимся данным, когнитивная сложность и дифференцированность элементов образаЯ последовательно возрастают от младших возрастов к старшим, без заметныхперерывов и кризисов. Взрослые различают в себе больше качеств, чем юноши,юноши — больше, чем подростки, подростки — больше, чем дети. По даннымисследований Бернштейна (1980) способность старших подростков реконструироватьличностные качества основывается на развитии в этом возрасте болеефундаментальной когнитивной способности — абстрагирования. Интегративнаятенденция, от которой зависит внутренняя последовательность, цельность образа Я,усиливается с возрастом, но несколько позже, чем способность к абстрагированию.Подростковые и юношеские самоописания лучше организованы и структурированы, чемдетские, они группируются вокруг нескольких центральных качеств. Однаконеопределенность уровня притязаний и трудности переориентации с внешней оценкина самооценку порождают ряд внутренних содержательных противоречийсамосознания, которые служат источником дальнейшего развития. Дописывая фразу „яв своем представлении...“, многие юноши подчеркивают именно своюпротиворечивость: » я в своем представлении — гений + ничтожество".
Данные обустойчивости образаЯ не совсем однозначны. В принципе она, как иустойчивость прочих установок и ценностных ориентаций, с возрастомувеличивается. Самоописания взрослых менее зависят от случайных, ситуативныхобстоятельств. Однако в подростковом и раннем юношеском возрасте самооценкииногда меняются очень резко.
Чтокасается контрастности, степени отчетливости образа Я, то здесь такжепроисходит рост: от детства к юности и от юности к зрелости человек яснееосознает свою индивидуальность, свои отличия от окружающих и придает им большезначения, так что образ Я становится одной из центральных установок личности, скоторой она соотносит свое поведение. Однако, с изменением содержания образа Ясущественно меняется степень значимости отдельных его компонентов, на которыхличность сосредоточивает внимание. В ранней юности масштаб самооценок заметноукрупняется: «внутренние» качества осознаются позже «внешних»,зато старшие придают им большее значение. Повышение степени осознанности своихпереживаний нередко сопровождается также гипертрофированным вниманием к себе,эгоцентризмом. В ранней юности это бывает часто.
Исследованиясодержания образа Я, проведенные под руководством И.В.Дубровиной, показали, чтона границе подросткового и раннего юношеского возрастов в развитии когнитивногокомпонента Я-концепции происходят существенные изменения, характеризующиепереход самосознания на новый более высокий уровень. Возрастные сдвиги ввосприятии человека включают увеличение количества используемых описательныхкатегорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровняизбирательности, последовательности, сложности и системности этой информации;использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать иобъяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала,желание сделать его убедительным. Аналогичные тенденции наблюдаются и вразвитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными,дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц».Самоописания в раннем юношеском возрасте имеют гораздо более личностный ипсихологический характер, чем в 12-14 лет, и одновременно сильнее подчеркиваютотличия от остальных людей. Представление юноши о себе всегда соотносится сгрупповым образом «мы» — типичного сверстника своего пола, но никогдане совпадает с этим «мы» полностью. Образы собственного «я»оцениваются старшеклассниками гораздо тоньше и нежнее группового «мы».Юноши считают себя менее сильными, менее общительными и жизнерадостными, нозато более добрыми и способными понять другого человека, чем их ровесники.Девушки приписывают себе меньшую общительность, но большую искренность,справедливость и верность. Свойственное многим подросткам преувеличениесобственной уникальности с возрастом обычно проходит, но отнюдь не ослаблениеминдивидуального начала. Напротив, чем старше и более развит человек, тем более находитон различий между собой и «усредненным» сверстником. Отсюда — напряженная потребность в психологической интимности, которая была быодновременно самораскрытием и проникновением во внутренний мир другого.Осознание своей непохожести на других логически и исторически предшествуетпониманию своей глубокой внутренней связи и единства с окружающими людьми.
Наиболеезаметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичностиописаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описанияпосле 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописанийобнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых,указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что ониощущают свой рост, взросление.
Висследованиях когнитивного диссонанса образа Яобнаружено, чтосамоописания и описания другого человека по указанному параметру существенноразличаются (Нисбет, по В.П.Трусову, 1980). Себя человек описывает, подчеркиваяизменчивость, гибкость своего поведения, его зависимость от ситуации; вописаниях другого, напротив, преобладают указания на устойчивые личностныеособенности, стабильно определяющие его поведение в самых разнообразныхситуациях. Иными словами, взрослый человек склонен воспринимать себя,ориентируясь на субъективные характеристики динамичности, изменчивости, адругого — как объект, обладающий относительно неизменчивыми свойствами. Такое «динамическое»восприятие себя возникает в период перехода к раннему юношескому возрасту в14-16 лет. Становление нового уровня самосознания в ранней юности идет понаправлениям, выделенным еще Л.С.Выготским, — интегрированию образа самогосебя, «перемещению» его «извне вовнутрь». В этот возрастнойпериод происходит смена некоторого «объективистского» взгляда на себя«извне» на субъективную, динамическую позицию «изнутри». Втеоретическом исследовании И.И.Чесноковой (1977) указывается на наличие двухуровней самопознания: низшего — «Я и другой человек» и высшего «Яи Я»; специфика второго выражается в попытке соотнесения своего поведения «стой мотивацией, которую он реализует и которая его детерминирует».
В периодперехода от подросткового к раннему юношескому возрасту в рамках становлениянового уровня самосознания идет и развитие нового уровня отношения к себе.Переход от частных самооценок к общей, целостной (смена оснований) создаетусловия для формирования в подлинном смысле слова собственного отношения ксебе, достаточно автономного от отношения и оценок окружающих, частных успехови неудач, всякого рода ситуативных влияний и т.п. Важно отметить, что оценкаотдельных качеств, сторон личности играет в таком собственном отношении к себеподчиненную роль, а ведущим оказывается некоторое общее, целостное «принятиесебя», «самоуважение». Именно в ранней юности (15-17 лет) наоснове выработки собственной системы ценностей формируетсяэмоционально-ценностное отношение к себе, т.е. «оперативная самооценка»начинает основываться на соответствии поведения, собственных взглядов иубеждений, результатов деятельности.
В 15-16лет особенно сильно актуализируется проблема несовпадения реального Я иидеального Я.По мнению И.С.Кона это несовпадение вполне нормальное,естественное следствие когнитивного развития. При переходе от детства котрочеству и далее самокритичность растет. Так, в изученных Е.К.Матлинымсочинениях десятиклассников, описывающих собственную личность, в 3,5 разабольше критических высказываний, чем у пятиклассников. Чаще всего в раннейюности жалуются на слабоволие, неустойчивость, подверженность влияниям и т.п.,а также на такие недостатки как капризность, ненадежность, обидчивость.Расхождение Я-реального и Я-идеального образов — функция не только возраста, нои интеллекта. У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным Я иидеальным Я, т.е. между теми свойствами, которые индивид себе приписывает, итеми, которыми он хотел бы обладать, значительно больше, чем у их сверстниковсо средними интеллектуальными способностями.
Некоторыеисследователи (см.: Б.В.Зейгарник, Б.С.Братусь, 1980) считают, что дляподросткового возраста типично активное стремление различными путямиреализовать лишь первую из названных тенденций, в то время как для зрелойличности, напротив, характерно умение развести эти тенденции в ходедеятельности, прежде всего за счет того, что успешность или неуспешность вконкретной деятельности воспринимается именно как конкретный неуспех, а не крахсамооценки в целом. По данным проведенных исследований при переходе в раннемюношеском возрасте происходит изменение особенностей уровня притязаний всторону большей личностной зрелости. Важно отметить, что оно идет внаправлении, как бы обратном тем изменениям, которые происходят в этот период всамопознании, образе Я и отношении к себе. Если последние характеризуются, какбыло показано выше, все большей целостностью, интегративностью, то отношение крезультатам собственной деятельности — дифференцированностью, формированиеспособности отделять успешность или неуспешность в конкретной деятельности отоценки себя как личности.
Таким образом, в раннем юношеском возрасте в рамках становления нового уровня самосознания происходит становление относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16-17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином «самоопределение». Юношеский возраст характеризуется сбалансированным развитием когнитивного и эмоционального компонентов самооценки. Рост осознанного отношения к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я». Складываются относительно устойчивые представления о себе, как целостной личности, отличной от других людей.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКИ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
2.1 Объект исследования и организация эксперимента
 
В обследованиипринимали участие учащиеся 10А и 10В классов физико-математических школ городаУфы, в возрасте15-17 лет численностью 46 человек (девушки — 12, юноши — 34). Тестирование проводилось вбланковом варианте, испытуемые были мотивированы на добросовестное отношение кдиагностическим процедурам и имели возможность получить результаты. Диагностированиепроводилось в соответствии с исследованиями, проводимыми в Республиканскомсоциально-психологическом центре помощи семье, детям и молодежи пригосударственном комитете по делам молодежи Республики Башкортостан. В ходеработы исследовались индивидуальные особенности представлений о себе,самоотношения, социально – психологической адаптации и связанных с этим чертличности, а также принятия других. После уроков учащиеся получали бланкитестов, опросников, вопросы диктовались. Было отведено достаточное количествовремени. После этого подсчитывались результаты диагностики, и проводиласьстатистическая обработка данных исследования.
Все методики проводились в один день, что позволяло исключитьвлияние временных ситуационных факторов. Эти организационные мероприятия, нанаш взгляд, позволили повысить достоверность полученных результатов.
2.2Методикиисследования самооценки и адаптации
В исследовании уровня самооценки и адаптации у старшихшкольников использовались следующие методики:
1.        МетодикаQ-сортировка
2.        Методикадиагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда
3.        «Шкалапринятия других» Фейя
4.        Методикаисследования самоотношения С.Р. Пантилеева
Методика Q-сортировка (см. прил.1)
Цель: изучение представлений испытуемого о себе. Может бытьтакже использована для определения «идеального „Я“»индивида или его представлении о том, каким его видят другие. Данные параметрымогут быть исследованы на основании анализа 6 тенденций поведения человека вгруппе: зависимость, независимость, общительность, необщительность, принятиеборьбы и уклонение от борьбы. Была разработана В.Стефансоном в 1958 г. В данном случае предлагается адаптивный вариант.
Обработка иинтерпретация результатов Q-сортировки
Ответы испытуемогосогласно Ключу распределяются по шести тенденциям. Подсчитывается частотапроявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» поодной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» пополярной тенденции в сопряженной паре. Например, количество положительныхответов по шкале «зависимость» складывается с количествомотрицательных ответов по шкале «независимость». Если полученное числоприближается к 20, то можно говорить об истинном преобладании той или инойустойчивой тенденции, присущей индивиду, и проявляющейся не только в определеннойгруппе, но и за ее пределами.
В случае есликоличество ответов «да» одной тенденции оказывается равной количествуположительных ответов по противоположной тенденции (например,зависимость-независимость), то такое положение говорит о внутреннем конфликтеличности, которая находится во власти одинаково выраженных противоположныхтенденций. Три-четыре ответа «сомневаюсь» по отдельным тенденциямрасцениваются как признак нерешительности, уклончивости, астеничности, либомогут свидетельствовать об избирательности в поведении, о тактичной гибкости,т.е. стеничности.
Ответы испытуемого,согласно ключу, распределяются по 6-ти тенденциям. Подсчитывается частотапроявления каждой из тенденций. Причем количество ответов «да» поодной из тенденций суммируется с количеством ответов «нет» пополярной тенденции, в сопряженной паре. Например, количество положительныхответов по шкале «зависимость» складывается с количествомотрицательных ответов по шкале «независимость».
Тенденция кзависимости понимается как внутреннее стремление индивида к принятию групповыхнорм, стандартов и морально-этических ценностей. Тенденция к общительностисвидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи,как в своей группе, так и за её пределами. Тенденция к «принятию борьбы»рассматривается как активное стремление к достижению более высокого статуса всистеме межличностных отношений. Противоположная тенденция – уклонение отборьбы свидетельствует о стремлении уйти от взаимодействия, сохранитьнейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромисснымрешениям. Каждая из этих тенденций, видимо имеет внутреннюю и внешнююхарактеристику, т.е. может быть внутренне присущей индивиду, а может бытьвнешней, своеобразной «маской», скрывающей истинное лицо человека.Если полученное число, о котором говорилось выше, приближается к 20-ти, томожно говорить об истинном преобладании той или иной устойчивой тенденции,присущей индивиду и проявляющейся не только в определенной группе, но и за еепределами.
В случае есликоличество ответов «да» одной тенденции оказывается равным количествуположительных ответов по противоположной тенденции (например,зависимость-независимость), то такое положение может говорить о наличиивнутреннего конфликта личности, которая находится во власти одинакововыраженных противоположных тенденций.
3-4 ответа «сомневаюсь»по отдельным тенденциям рассматриваются как признак нерешительности,уклончивости, астеничности, однако в других случаях это может свидетельствоватьоб известной избирательности в поведении, о тактической гибкости, стеничности.Эти качества можно верифицировать, анализируя их совокупности с другимиличностными особенностями.
Методикадиагностики социально-психологичечской адаптации К.Роджерса и Р.Даймонда (см. прил.2)
Опросник личностный.Предназначен для изучения особенностей социально – психологической адаптации исвязанных с этим черт личности.
Стимульный материалпредставлен 101 утверждением, которые сформулированы в третьем лице, безиспользования каких-либо местоимений.
Для выявления характеристик социально-психологическойадаптации наиболее часто применяют опросник социально-психологическойадаптированности (шкала СПА), разработанный в 1954 году К.Роджерсом и Р.Даймондом.
Русифицированный вариант этого опросника опробован на разныхвыборках учащихся в отечественных школах и студентах вузов. Использовался оннеоднократно при обследовании учащихся средних школ и старших классов, учащихсяСПТУ, гимназий, колледжей и т.п. «Как измерительный инструмент шкала СПАобнаружила высокую дифференцирующую способность в диагностике не толькосостояний школьной адаптации-дезадаптации, но и особенностей представления осебе, его перестройки в возрастные критические периоды развития и в критическихситуациях, побуждающих школьника к переоценке себя и своих возможностей.
Опросник Роджерса-Даймонда, выявляет степеньадаптированности-дезадаптированности в системе межличностных отношений и вкачестве оснований для дезадаптации предполагает ряд разнообразныхобстоятельств: низкий уровень самоприятия, низкий уровень приятия других, тоесть конфронтация с ними, эмоциональный дискомфорт, который может быть весьмаразличным по природе, сильную зависимость от других, то есть экстернальность,стремление к доминированию.
Как показывает практика, причины трудностей подростка июноши, которые, по мнению авторов можно связать с трудностями освоения новыхотношений, нового периода в жизни человека, множественны и могут бытьпредставлены комплексами в самых различных сочетаниях. Многие исследователи, впервую очередь, выделяют трудно складывающиеся отношения с родителями исверстниками, трудно осваиваемый процесс учения в школе, который трудноотдифференцировать от межличностных отношений со сверстниками, родителями иучителями, трудности, обусловленные развитием самосознания. Переживаемыетрудности и проблемы подростка связаны с наиболее важными изменениями ипсихологическими новоприобретениями этого возраста. В то же времяобнаруживаемые у подростка трудности не отражают целиком и полностью позиций ипоступков юноши, к ним не могут быть сведены все устремления и проявления егоактивности. Психологическое новообразование ранней юности — личностноесамоопределение — связано в первую очередь с трудностями формирования жизненныхпланов и личностных позиций.
Авторами выделяютсяследующие 6 интегральных показателей:
1.        Адаптация
2.        Принятиедругих
3.        Интернальность
4.        Самовосприятие
5.        Эмоциональнаякомфортность
6.        Стремление кдоминированию
Каждый из нихрассчитывается по индивидуальной формуле, найденной эмпирическим путем.Интерпретация осуществляется в соответствии с нормативными данными,рассчитанными отдельно для подростков и взрослой выборке.
»Шкалапринятия других" Фейя (см.прил.3)
Инструкция. Внимательно прочитайте сужденияопросника. Вариант ответов по всем суждениям даны на специальном бланке. Есливы считаете, что суждение верно и соответствует вашему представлению о себе идругих людях, то в бланке ответов напротив номера суждения отметьте степеньвашего согласия с ним, используя предложенную шкалу:
1-практически всегда;
2-часто;
3-иногда;
4-случайно;
5-очень редко.
Методикаисследования самоотношения С.Р. Пантилеева (см. прил.4)
Совпадение ответовобследуемого с «ключом» оценивается в 1 балл. Сначала подсчитываютсясовпадения ответов по признаку «согласен», затем – по признаку «несогласен». Полученные результаты суммируются. Затем сумма «сырых»баллов по каждой из шкал с помощью специальной таблицы переводится в стены.Стены служат основанием для интерпретации.
Регистрируемыепоказатели:
·         Закрытость –суммарное количество баллов по шкале «закрытость»;
·         Самоуверенность- суммарное количество баллов по шкале «самоуверенность»;
·         Саморуководство- суммарное количество баллов по шкале «саморуководство»;
·         Отраженноесамоотношение — суммарное количество баллов по шкале «отраженноесамоотношение»;
·         Самоценность- суммарное количество баллов по шкале «самоценность»;
·         Самопринятие- суммарное количество баллов по шкале «самопринятие»;
·         Самопривязанность- суммарное количество баллов по шкале «самопривязанность»;
·         Внутренняяконфликтность — суммарное количество баллов по шкале «внутренняяконфликтность»;
·         Самообвинение- суммарное количество баллов по шкале «самообвинение».
Самоотношениерассматривается как представление личности о смысле собственного «Я».Самоотношение в значительной мере определяется переживанием собственнойценности, выражающимся в достаточно широком диапазоне чувств: от самоуважениядо самоуничижения.
Интерпретацияпоказателей осуществляется в зависимости от их выраженности. При значении 1-3стена условно считаются низкими, 4-7 — средними, 8-10 – высокими.
1. Шкала «Закрытость» определяет преобладание одной издвух тенденций: либо конформности, выраженной мотивации социального одобрения,либо критичности, глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости.
Высокие значения (8-10 стенов) отражаютвыраженное защитное поведение личности, желание соответствовать общепринятымнормам поведения и взаимоотношений с окружающими людьми. Человек склоненизбегать открытых отношений с самим собой; причиной может быть илинедостаточность навыков рефлексии, поверхностное видение себя, или осознанноенежелание раскрывать себя, признавать существование личных проблем.
Средние значения (4-7 стенов) означаютизбирательное отношение человека к себе; преодоление некоторых психологическихзащит при актуализации других, особенно в критических ситуациях.
Низкие значения (1-3 стена) указывают навнутреннюю честность, на открытость отношений человека с самим собой, надостаточно развитую рефлексию и глубокое понимание себя. Человек критичен поотношению к себе. Во взаимоотношениях с людьми доминирует ориентация насобственное видение ситуаций, происходящего.
2. Шкала «Самоуверенность» выявляет самоуважение, отношениек себе как уверенному, самостоятельному, волевому и надежному человеку, которыйзнает, что ему есть, за что себя уважать.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуютвыраженную самоуверенность, ощущение силы собственного «Я», высокуюсмелость в общении. Доминирует мотив успеха. Человек уважает себя, доволенсобой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность испособность решать многие жизненный вопросы. Препятствия на пути к достижениюцели воспринимаются как преодолимые. Проблемы затрагивают неглубоко,переживаются недолго.
Средние значения (4-7 стенов) свойственны тем, ктов привычных для себя ситуациях сохраняет работоспособность, уверенность в себе,ориентацию на успех начинаний. При неожиданном появлении трудностей уверенностьв себе снижается, нарастает тревога, беспокойство.
Низкие значения (1-3 стена) отражают неуваженияк себе, связанное с неуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своихспособностях. Человек не доверяет своим решениям, часто сомневается вспособности преодолевать трудности и препятствия, достигать намеченные цели.Возможно избегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственныепроблемы, внутренняя напряженность.
3. Шкала «Саморуководство» отражает представление личностиоб основном источнике собственной активности, результатов и достижений, развитиясобственной личности, подчеркивает доминирование либо собственного «Я»,либо внешних обстоятельств.
Высокие значения (8-10 стенов) характерны длятех, кто основным источником развития своей личности, регулятором достижений иуспехов считает себя. Человек переживает собственное «Я» каквнутренний стержень, который координирует и направляет всю активность,организует поведение и отношения с людьми, что делает его способнымпрогнозировать свои действия и последствия возникающих контактов с окружающими.Он ощущает себя способным оказывать сопротивление внешним влияниям, противитьсясудьбе и стихии событий. Человеку свойственен контроль над эмоциональнымиреакциями и переживаниями по поводу себя.
Средние значения (4-7 стенов) раскрываютособенности отношения к своему «Я» в зависимости от степениадаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях существованиях, вкоторых все возможные изменения знакомы и хорошо прогнозируемы, человек можетпроявлять выраженную способность к личному контролю. В новых для себя ситуацияхрегуляционные возможности «Я» ослабевают, усиливается склонность кподчинению средовым воздействиям.
Низкие значения (1-3 стена) описывают верусубъекта в подвластность своего «Я» внешним обстоятельствам.Механизмы саморегуляции ослаблены. Волевой контроль недостаточен дляпреодолевания внешних и внутренних препятствий на пути к достижению цели.Основным источником происходящего с человеком признаются внешниеобстоятельства. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, что встречаетсядовольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительнособственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением.
4. Шкала «Отраженноесамоотношение»характеризует представление субъекта о способности вызывать у других людейуважение, симпатию. При интерпретации необходимо учитывать, что шкала неотражает истинного содержания взаимодействия между людьми, это лишьсубъективное восприятие сложившихся отношений.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуютчеловеку, который воспринимает себя принятым окружающими людьми. Он чувствует,что его любят другие, ценят за личностные и духовные качества, за совершаемыепоступки и действия, за приверженность групповым нормам и правилам. Он ощущаетв себе общительность, эмоциональную открытость для взаимодействия сокружающими, легкость установления деловых и личных контактов.
Средние значения (4-7 стенов) означаютизбирательное восприятие человеком отношения окружающих к себе. С его точкизрения, положительное отношение окружающих распространяется лишь неопределенные качества, не определенные поступки; другие личностные проявленияспособны вызывать у них раздражения и неприятие.
Низкие значения (1-3 стена) указывают на то, чточеловек относится к себе, как к неспособному вызвать уважение у окружающих, какк вызывающему у других людей осуждение и порицание. Одобрение, поддержка отдругих не ожидаются.
5. Шкала «Самоценность»предает ощущениеценности собственной личности и предполагаемую ценность собственного «Я»для других.
Высокие значения (8-10 стенов) принадлежатчеловеку, высоко оценивающему свой духовный потенциал, богатство своеговнутреннего мира. Человек склонен воспринимать себя как индивидуальность ивысоко ценить собственную неповторимость. Уверенность в себе помогаетпротивостоять средовым воздействиям, рационально воспринимать критику в свойадрес.
Средние значения (4-7 стенов) отражаютизбирательное отношение к себе. Человек склонен высоко оценивать ряд своихкачеств, признавать их уникальность. Другие же качества явно недооцениваются,поэтому замечания окружающих могут вызывать ощущения малоценности, личностнойнесостоятельности.
Низкие значения (1-3 стена) говорят о глубокихсомнениях человека в уникальности своей личности, недооценке своего духовного «Я».Неуверенность в себе ослабляет сопротивление средовым влияниям. Повышеннаячувствительность к замечаниям и критике окружающих в свой адрес делает человекаобидчивым и ранимым, склонным не доверять своей индивидуальности.
6. Шкала «Самопринятия» позволяет судить о выраженностичувства симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятиесебя таким, какой есть, несмотря на недостатки и слабости.
Высокие значения (8-10 стенов) характеризуютсклонность воспринимать все стороны своего «Я», принимать себя вовсей полноте поведенческих проявлений. Общий фон восприятия себя положительный.Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всем качествам своей личности. Своинедостатки считает продолжением достоинств. Неудачи, конфликтные ситуации недают основания для того, чтобы считать себя плохим человеком.
Средние значения (4-7 стенов) отражаютизбирательность отношения к себе. Человек склонен принимать не все своидостоинства и критиковать не все свои недостатки.
Низкие значения (1-3 стена) указывают на общийнегативный фон восприятия себя, на склонность воспринимать себя излишнекритично. Симпатия к себе недостаточно выражена, проявляется эпизодически.Негативная оценка себя существует в разных формах: от описания себя вкомическом свете до самоуничижения.
7. Шкала «Самопривязанность»выявляет степеньжелания изменяться по отношению к наличному состоянию.
Высокие значения (8-10 стенов) отражают высокуюригидность «Я» — концепции, стремление сохранить в неизменном видесвои качества, требования к себе, а главное – видение и оценку себя. Ощущениесамодостаточности и достижения идеала мешает реализации возможностисаморазвития и самосовершенствования. Помехой для самораскрытия может бытьтакже высокий уровень личностной тревожности, предрасположенность восприниматьокружающий мир как угрожающий самооценке.
Средние значения (4-7 стенов) указывают наизбирательность отношения к своим личностным свойствам, на стремление кизменению лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других.
Низкие значения (1-3 стена) фиксируют высокуюготовность к изменению «Я» — концепции, открытость новому опытупознания себя, поиски соответствия реального и идеального «Я».Желание развивать и совершенствовать собственное «Я» ярко выражено,источником чего может быть неудовлетворенность собой. Легкость изменения представленийо себе.
8. Шкала «Внутренняяконфликтность»определяет наличие внутренних конфликтов, сомнений, несогласия с собой,выраженность тенденций к самокопанию и рефлексии.
Высокие значения (8-10 стенов) соответствуетчеловеку, у которого преобладает негативный фон отношения к себе. Он находитсяв состоянии постоянного контроля над своим «Я», стремиться к глубокойоценке всего, что происходит в его внутреннем мире. Развитая рефлексияпереходит в самокопание, приводящее к нахождению осуждаемых в себе качеств исвойств. Отличается высокими требованиями к себе, что нередко приводит кконфликту между «Я» идеальным, между уровнем притязаний ифактическими достижениями, к признанию своей малоценности. Истинным источникомсвоих достижений и неудач считает преимущественно себя.
Средние значения (4-7 стенов) характерны длячеловека, у которого отношение к себе, установка видеть себя зависят от степениадаптированности в ситуации. В привычных для себя условиях, особенности которыххорошо знакомы и прогнозируемы, наблюдается положительный фон отношения к себе,признание своих достоинств и высокая оценка своих достижений. Неожиданныетрудности, возникающие дополнительные препятствия могут способствовать усилениюнедооценки собственных успехов.
Низкие значения (1-3 стена) наиболее частовстречаются у тех, кто в целом положительно относится к себе, ощущает балансмежду собственными возможностями и требованиями окружающей реальности, междупритязаниями и достижениями, доволен сложившейся жизненной ситуацией и собой. Приэтом возможно отрицание своих проблем и поверхностное восприятие себя.
9.Шкала «Самообвинение» характеризует выраженностьотрицательных эмоций в адрес своего «Я».
Высокие значения (8-10 стенов) можно понаблюдатьу тех, кто видит в себе, прежде всего недостатки, кто готов поставить себе ввину все свои промахи и неудачи. Проблемные ситуации, конфликты в сфере общенияактуализируют сложившиеся психологические защиты, среди которых доминируютреакции защиты собственного «Я» в виде порицания, осуждения себя илипривлечения смягчающих обстоятельств. Установка на самообвинение сопровождаетсяразвитием внутреннего напряжения, ощущением невозможности удовлетворенияосновных потребностей.
Средние значения (4-7 стенов) указывают наизбирательное отношение к себе. Обвинение себя за те или иные поступки идействия сочетается с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
Низкие значения (1-3 стена) обнаруживают тенденциюк отрицанию собственной вины в конфликтных ситуациях. Защита собственного «Я»осуществляется путем обвинения преимущественно других, перенесениемответственности на окружающих за устранение барьеров на пути к достижению цели.Ощущение удовлетворенности собой сочетается с порицанием других, поисками в нихисточников всех неприятностей и бед.
Тексты опросников и методик приведены в Приложении.

2.3Методыматематической статистики
 
1. Определялисьстатистические характеристики показателей:
M — средние значения,
S — стандартные отклонения,
q — средние ошибки
(Урбах В.Ю., 1963;Суходольский Г.В., 1972).
Среднее значениерассчитывалось по следующей формуле:
/> (2.1)
где x — переменная, а N — размервыборки.
Стандартноеотклонение вычисляется с использованием «несмещенного» или«n-1» метода и имеет формулу следующего вида:
/> (2.2)
где x — выборочное среднее значение, а n — размер выборки (по справке Excel-7.0 от Microsoft® Office).
Стандартная ошибкавычислялась по следующей формуле:
/> (2.3)
где S – стандартное отклонение, а N — размер выборки.
2. Рассчитывался коэффициентлинейной корреляции по Пирсону (Урбах В.Ю., 1964; Суходольский Г.В., 1972).
Предполагается, чтомежду свойствами Х и У имеется синергическая связь, если корреляцияположительна и статистически значимая, и, наоборот, связь контрэргичная, есликорреляция отрицательная.
/> (2.4)
где n — количествоиспытуемых; /> -средние значения x и y; /> — стандартные отклонения. Врезультате получали корреляционные матрицы.
Перейдем крассмотрению результатов математико-статистической обработки эмпирическихданных.
 

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
 
3.1 Анализ корреляционно-статистических связей самооценки иадаптации
 
Для исследованияиндивидуальных особенностей адаптационных механизмов психики применяласьметодика диагностики социально-психологической адаптации К. Роджерса и Р.Даймонда.
Таблица 1. Статистическиехарактеристики по методике диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса и Р. Даймонда№№ M S q Ад 135,67 16,73 2,47 ДАд 70,72 24,78 3,65 Лж 27,41 8,07 1,19 ПС 47,70 7,64 1,13 НПС 13,87 8,51 1,26 ПД 22,35 4,06 0,60 НПД 15,22 6,40 0,94 ЭК 27,89 7,00 1,03 ЭД 12,02 6,85 1,01 ВтК 54,83 8,93 1,32 ВшК 17,48 7,23 1,07 Дмн 10,30 3,35 0,49 Вдм 17,63 5,07 0,75 Эск 14,96 3,50 0,52 A 68,07 10,93 1,61 S 57,04 23,72 3,50 L 53,16 17,93 2,64 E 46,48 29,71 4,38 I 65,22 13,40 1,98 D 64,59 11,88 1,75
Примечание:
общие шкалы: Ад – адаптивность, ДАд –дезадаптивность, Лж – лживость, ПС — принятие себя, НПС — непринятие себя, ПД — принятие других, НПД — непринятие других, ЭК — эмоциональный комфорт, ЭД — эмоциональный дискомфорт, ВтК — внутренний контроль, ВшК — внешний контроль,Дмн – доминирование, Вдм – ведомость, Эск – эскапизм;
интегральные шкалы: A – адаптация, S –самовосприятие, L — принятие других, E — эмоциональная комфортность, I –интернальность, D — стремление к доминированию;
статистическиепоказатели: M – среднее значение, S – стандартное отклонение, q – стандартная ошибка. N=46 чел.
Как видно из таблицы,большинство факторов лежат в пределах среднего уровня выраженности (см. приложение).Вместе с тем, определились и показатели не входящие в коридор нормы, а именно:
— по шкале принятиясебя выборка в среднем не отличается невротическим непринятием себя, а,наоборот, ориентирована на принятие индивидуальных особенностей собственнойличности;
— по шкале эмоциональногодискомфорта выборка в среднем не отличается неуверенностью в себе, тревожностьюи напряженностью, однако это не говорит о противоположных качествах индивида,поскольку значение полярной шкалы (ЭК) эмоционального комфорта находится вкоридоре нормы, и, вместе с тем, может указывать на тенденцию испытуемых кпринятию авантюрных решений;
— по шкале внешнегоконтроля отмечается среднее значение ниже уровня нормы, что характеризуетгруппу как не склонных к экстернальности, вместе с тем показатель интернальностине выходящий за пределы нормы указывает на несклонность к излишнему самоконтролю.
Для исследования самоотношения применялась методика Q-сортировки. Результаты представленыв таблице 2.

Таблица 2. Статистическиехарактеристики по методике Q-сортировка№№ M S q Звс 5,07 2,35 0,35 НЗвс 4,73 2,55 0,38 Общ 6,02 2,07 0,31 Нобщ 4,50 1,72 0,26 ПБ 3,57 1,97 0,30 ИБ 4,34 1,88 0,28
Примечание:
шкалы: Звс – зависимость, НЗвс –независимость, Общ – общительность, НОбщ – необщительность, ПБ — принятие«борьбы», ИБ — избегание «борьбы»;
статистическиепоказатели: M – среднее значение, S – стандартное отклонение, q – стандартная ошибка, N=44 чел., 32 – мальчика, 12 – девочек.
Как видно из таблицы,коридор нормы для респондентов по шкале зависимость (Звс) = (2,72;7,42). У 27%учащихся показатели ниже минимального норматива, что говорит о низкой степенизависимости, 9% имеют высокие показатели степени зависимости по данной шкале. У64 % учащихся показатели лежат в коридоре нормы.
Шкала независимости (НЗвс)имееткоридор нормы = (2,18;7,28). 18% респондентов отличает низкий уровеньнезависимости, 4% отличаются высокой независимостью.
По шкалеобщительности (Общ) коридор нормы = (3,95;8,09), исходя из этого показатели у91% учащихся лежат в коридоре нормы и лишь 13% имеют высокий уровеньобщительности.
Шкала необщительности(Нобщ) имеет коридор нормы в пределах = (2,78;6,22). У 96% результаты по даннойшкале лежат в коридоре нормы, 4% отличает необщительность.
По шкале принятияборьбы (ПБ) определились нормативы = (1,6;5,54). В целом у 82% показатели неотличаются высокими значениями, лишь 18% имеют показатели чуть выше коридоранормы.
По шкале избеганиеборьбы (ИБ) коридор нормы = (2,46;6,22). У 96% группы показатели в целом лежатв коридоре нормы, 4% имеет низкий показатель, что может свидетельствовать обуклонение от борьбы, о стремлении уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитетв групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям.
Для исследованияпринятия других использовалась методика – шкала Фейя. Данные приведены втаблице 3.
Таблица 3. Статистическиехарактеристики по шкале принятия других Фейя.№№ M S q ШФ 46,78 7,90 1,18
Примечание:
шкалы: ШФ – шкала Фейя;
статистическиепоказатели: M – среднее значение, S – стандартное отклонение, q – стандартная ошибка, N=45 чел., 33 – мальчика, 12 – девочек.
Из результатовтаблицы по шкале принятия других Фейя определились коридоры нормы =(38,9;54,6). 96% респондентов показали средние результаты по данной шкале, лишь4% отличает низкий уровень принятия других
Таблица 4. Статистическиехарактеристики по методике исследования самоотношения С.Р. Пантилеева.№№ M S q Зкр 6,20 1,63 0,24 Смвр 8,48 2,95 0,43 Смрк 6,98 2,47 0,36 ОС 6,07 2,28 0,34 Смцн 7,50 2,78 0,41 Смпн 6,72 2,17 0,32 Смпв 6,04 2,38 0,35 ВК 4,70 2,63 0,39 Смбв 3,93 2,24 0,33
Примечание:
шкалы: Зкр – закрытость, Смвр –самоуверенность, Смрк – саморуководство, ОС — отраженное самоотношение, Смцн –самоценность, Смпн – самопринятие, Смпв – самопривязанность, ВК — внутренняяконфликтность, Смбв – самообвинение;
статистическиепоказатели: M – среднее значение, S – стандартное отклонение, q – стандартная ошибка, N=46 чел., 34 – мальчика, 12 – девочек.
Как видно из таблицы коридор нормы по шкале закрытость (Зкр)= (4,57;7,87). У 36 % респондентов выявлен высокий уровень закрытости, что отражают выраженное защитное поведение личности, желаниесоответствовать общепринятым нормам поведения и взаимоотношений с окружающимилюдьми. Человек склонен избегать открытых отношений с самим собой. Остальные64% показателей лежат в коридоре нормы.
По шкалесамоуверенность (Смвр) коридор нормы = (5,53;11,43). У 45% учащихся высокиепоказатели, что говорит о выраженной самоуверенности, ощущение силысобственного «Я», высокой смелости в общении. Человек уважает себя,доволен собой, своими начинаниями и достижениями, ощущает свою компетентность испособность решать многие жизненный вопросы. У 4% отмечается низкий уровеньсамоуверенности, что может говорить о неуважения к себе, связанное снеуверенностью в своих возможностях, с сомнением в своих способностях. Возможноизбегание контактов с людьми, глубокое погружение в собственные проблемы,внутренняя напряженность.
По шкалесаморуководство (Смрк) определились коридоры нормы = (4,51;9,45). У 9%отмечается низкий уровень саморуководства. Это может объясняться низким волевымконтролем для преодолевания внешних и внутренних препятствий на пути кдостижению цели. Причины, заключающиеся в себе, или отрицаются, или, чтовстречается довольно часто, вытесняются в подсознание. Переживания относительнособственного «Я» сопровождаются внутренним напряжением. 31% выборкиимеет значения выше нормы: человеку свойственен контроль над эмоциональнымиреакциями и переживаниями по поводу себя. Он ощущает себя способным оказыватьсопротивление внешним влияниям, противиться судьбе и стихии событий.
Шкала отраженноесамоотношение (ОС) имеет коридор нормы = (3,79;8,35). У 27% учащихся значениявыше коридора нормы. Человек может ощущать в себе общительность, эмоциональнуюоткрытость для взаимодействия с окружающими. Остальные 73% имеют средниезначения по данной шкале.
По шкале самоценность(Смцн) коридор нормы = (4,72;10,28). 27% выборки отличает высокий уровеньсамоценности, что может говорить овысоко оценке своегодуховного потенциала, богатстве своего внутреннего мира, и лишь 4% имеют низкийуровень по данной шкале.
Шкала самопринятие(Смпн) имеет коридор нормы = (4,55;9). У 14% респондентов отмечаются низкиезначения указывающие на общий негативный фон восприятия себя, на склонностьвоспринимать себя излишне критично. Симпатия к себе недостаточно выражена,проявляется эпизодически. Но 23% имеют значения выше коридора нормы, что можетговорить о принятии себя во всей полноте поведенческих проявлений. Общий фонвосприятия себя положительный. Человек часто ощущает симпатию к себе, ко всемкачествам своей личности. Свои недостатки считает продолжением достоинств.Неудачи, конфликтные ситуации не дают основания для того, чтобы считать себяплохим человеком.
По шкалесамопривязанность (Смпв) коридор нормы = (3,66;8,42). 9% имеют низкий уровеньсамопривязанности, фиксируют высокую готовность к изменению «Я» — концепции, открытость новому опыту познания себя, поиски соответствия реальногои идеального «Я». Желание развивать и совершенствовать собственное «Я»ярко выражено, источником чего может быть неудовлетворенность собой. А 27%отмечают высокий уровень по данной шкале, что отражает высокую ригидность «Я»- концепции, стремление сохранить в неизменном виде свои качества, требования ксебе, а главное – видение и оценку себя. Ощущение самодостаточности идостижения идеала мешает реализации возможности саморазвития исамосовершенствования.
У шкалы внутренняяконфликтность (ВК) коридор нормы = (2,07;7,33). 18% отличает низкий уровеньвнутренней конфликтности. Это может отражать баланс между собственнымивозможностями и требованиями окружающей реальности, между притязаниями идостижениями. При этом возможно отрицание своих проблем и поверхностноевосприятие себя. 14% с высокими значениями, возможно с преобладаниемнегативного фона отношения к себе, состояния постоянного контроля над своим «Я»,стремления к глубокой оценке всего, что происходит во внутреннем мире.
По шкалесамообвинение (Смбв) коридор нормы = (1,69;6,17). У 13% низкие значения пошкале и может обнаруживаться тенденция к отрицанию собственной вины вконфликтных ситуациях. Ощущение удовлетворенности собой может сочетается спорицанием других, поисками в них источников всех неприятностей и бед. В целомбольше половины респондентов отличаются средними значениями по данной шкале.
Далее перейдем к рассмотрению результатов корреляционногоанализа показателей уровня социально-психологической адаптации и самооценкишкольников.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Аннотированная программа дисциплины/ модуля «Методика преподавания русского языка»
Реферат Фіксований податок зі сплатою патенту та ринкового збору
Реферат Философские проблемы в романе Толстого "Война и мир"
Реферат Специфіка філософських міркувань
Реферат Режимы хранения картофеля, овощей и плодов
Реферат Інформаційний та психоло-педагогічний дослідницький потенціал освітнього порталу “Діти України”1
Реферат Digital Block For A Fucntion Generator Essay
Реферат "Конец истории?" "Не дождетесь!"
Реферат Администрации г. Н. Новгорода
Реферат Ли Юй. Двенадцать башен.
Реферат How To Write A Research Paper Essay
Реферат Активизация познавательной деятельности младших школьников посредством использования дидактических 2
Реферат Расчет электрической тали
Реферат Администрация города нижневартовска
Реферат «Начальное образование: реалии и перспективы в условиях внедрения Стандартов второго поколения»