Реферат по предмету "Психология"


Взаимодействие детского сада и школы в условиях семейной социализации детей младшего школьного возраста

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Соликамский государственныйпедагогический институт»
Кафедра теории и истории педагогики
Курсовая работа по специальности
«050711 – Социальная педагогика»
Взаимодействие детского сада и школыв условиях семейной социализации детей младшего школьного возраста
Выполнила: студентка IV курса, 341группы
педагогического факультета,
Перфильева Татьяна Александровна
Научный руководитель: ассистенткафедры
Колосницына Юлия Вечиславовна
Соликамск, 2008.

Оглавление
 
Введение
Глава I. Семейная социализация вмладшем школьном возрасте
1.1 Социализация, её сущность
1.2 Социализация младшего школьника
1.3 Семейная социализация
Глава II. Взаимодействие детскогосада и школы в рамках семейной социализации младшего школьника
2.1 Детский сад и школа как важные институтысоциализации в жизни ребенка
2.2 Совместная деятельность детского садаи школы в работе с младшим школьником в рамках семейной социализации
Программа
Заключение
Список литературы
Приложение

Введение
В настоящее времяобщество глубоко заинтересовано в том, чтобы школа выпускала готовых к жизни всоциуме детей, всесторонне развитую личность. При этом люди не задумываются,что воспитывать ребенка, начинать развивать все стороны его личности необходимоещё в семье, сразу же после рождения, а затем, уже в детском саду, школепомогать, совместно корректировать появившиеся отклонения.
Проблема эта остро встаёти в педагогике. Ведь именно ей приходиться решать проблемы детей, у которых нетнавыков общения, они не знают, как жить дальше, они дезадаптированы к жизни вобществе, в которое им приходиться вступать по мере своего развития ивзросления. Некоторые дети просто не приучены обслуживать себя самих, не могутобойтись без помощи взрослого. Все эти проблемы прямым или косвенным путёмкасаются педагогики. Она, так или иначе решает эти проблемы, а точнее не она, аеё прикладные отрасли: социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.
Младший школьный возраст– это вообще сложный возраст в том смысле, что много переживает ребёнок в этотпериод. Первое – это конечно поступление ребёнка в школу. Как говорилаВ.И.Максакова: «…Начало систематического образования – трудный, стрессогенныйдля ребёнка момент, поскольку новая социальная ситуация требует новыхпсихологических установок, иного способа существования. Жизнь младшегошкольника коренным образом меняется: с одной стороны, ужесточается, а с другой– расширяется и обогащается». И именно в этом возрасте очень важнасоциализация, ведь в этом возрасте ребенок остро реагирует на неудачи в любойсфере своей жизнедеятельности. А представьте, какого ему будет, узнав, что онне может того, что могут ребята в его классе, например, общаться, мыть руки смылом и др.
Многие ученые изучалисоциализацию, её виды (Мудрик А.В, Мардахаев Л.В, Кон И.С. и др.), младшийшкольный возраст, его проблемы (Ковинько Л.В., Максакова В.И., Ясницкая В.Р. идр.), но мало кто рассматривает проблемы младшего школьного возраста всемейно-бытовой социализации при взаимодействии детского сада и школы.
В своей работе я хочураскрыть те проблемы, с которыми сталкивается младший школьник всемейно-бытовой социализации и как помогает с ними справляться школа, и какидет профилактика этих проблем в детском саду.
Также мною будетразработана программа по работе с детьми, имеющими проблемы в семейно-бытовойсоциализации.
Проблема нашегоисследования преемственностьсоциализации в детском саду и школе.
Объектом нашего исследования будут являтьсядети младшего школьного возраста.
Предметом нашего исследования будет семейнаясоциализация младшего школьника при взаимодействии детского сада и школы.
Цель исследования: помощь в организации совместнойдеятельности детского сада и школы в рамках семейной социализации, по средствомразработанной программы.
Гипотеза: при совместной работе школы с детскимсадом в рамках семейной социализации, есть возможность избежать многих проблемв социализации младшего школьника в целом.
Задачи:
1.Проанализироватьлитературу по данной теме.
2.Разобрать такие понятиякак «социализация», «младший школьный возраст», «семейная социализация» и ихсоотношение.
3.Рассмотреть совместнуюдеятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамкахсемейной социализации.
4.Разработать программупо совместной работе школы и детского сада в рамках семейной социализации.
Методы исследования:
Теоретические методы: теоретический анализ проблемы ипредмета исследования.
Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение,обобщение, систематизация.
Эмпирические методы: моделирование, разъяснение.

Глава I.Семейная социализация в младшем школьном возрасте
 
1.1Социализация, её сущность
 
В общем смысле подсоциализацией понимают развитие и самореализацию человека на протяжении всейжизни, в процессе усвоения социального опыта. Например, у Л.В. Мардахаева [16]понятие социализация трактуется так: социализация (от лат.socialis – общественный) – процессстановления личности. В процессе такого становления происходит усвоениеиндивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцовповедения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, ивоспроизводство им социальных связей и социального опыта. Социализациярассматривается и как процесс и как результат.
Социализация какпроцесс –особенности социального становления личности.
Социализация какрезультат –характеристика социального становления личности в соответствии с его возрастомили уровнем развития. В этом отношении социализация как результат характеризуетребёнка по отношению к его сверстникам.
Социализация обусловлена,с одной стороны генетически заложенной потребности человека, принадлежности ксебе подобным, с другой стороны потребности к самосохранению.
Социализация проходит какбы на нескольких стадиях[]:
1)социализацияпредварительная – процессы социализации, в которых индивид «репетирует» своибудущие положения в обществе, занятия и социальные отношения; процессысоциального обучения, направленные на достижение желаемого положения.
2)социализация первичная– знакомство с ценностями общества, и формами поведения, обеспечиваемоеиндивиду в семье. Ассоциируется с усвоением базовых социальных навыков,составляющих основу цивилизованной жизни.
3)социализация вторичная– подготовка индивида к вступлению в культуру и окружение, которые стали длянего незнакомыми из-за кризиса, травм, изменения жизненных обстоятельств.
4)социализацияупреждающая – смена моделей своего поведения, ориентированная на поведение,присущее членам более высокостоящей социальной группы, в расчете наприсоединение к ней в будущем.
Этапы социализации.
Стихийная социализация – происходит под влияниемобъективных обстоятельств.
Относительносоциально-направленная социализация – происходит, когда государство, решая свои задачи, влияетна жизненные цели и задачи конкретного человека.
Относительносоциально-контролируемая социализация – осуществляется в коллективах различных видов.
Сознательноесамоизменение –когда человек сам принимает решение относительно конкретной ситуации.
Уровни социализации.
Адаптационно-мотивационный уровень (выделяют Э. Эриксони Л.С. Выготский) – происходит формирование социально открытой активнойличности готовой вступать во взаимодействие с окружающим миром.
Идентификация – личность усваивает социальныенормы и стандарты через сравнение себя с другими.
Индивидуализация – обособление собственного «я» нафоне общего «мы».
Персонализация – приобретение особого статуса вколлективе, выработка индивидуальных форм поведения и мышления.
Этапы и уровнисоциализации не имеют жесткой возрастной привязанности и в определенный моментвремени могут сочетаться несколько этапов и уровней. Этапы социализациихарактеризуют внешние влияния на формирующуюся личность, уровни социализациихарактеризуют процесс внутреннего преобразования личности.
Факторы социализации.
Объективноеобстоятельство жизни, влияющее на процесс протекания и результат социализации,принято условно называть факторами социализации. Впсихолого-педагогических и социологических исследованиях группы факторовсоциализации представлены по-разному. Наиболее распространенной являетсяклассификация этих факторов А.В. Мудрика [17]:
1.Мегафакторы – космос,планета, мир, которые в той или иной мере прямо, а в основном через другиегруппы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2.Макрофакторы – страна,этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих вопределённых странах.
3.Мезофакторы – условиясоциализации больших групп людей, выделяемых: по местности и виду поселения, вкоторых они живут (регион, село, город, посёлок); по принадлежности к тем илииным субкультурам.
4.Микрофакторы – семья,соседство, группы сверстников, воспитательные организации, религиозныеорганизации, различные общественные, государственные и частные организации,микросоциум.
Агенты социализации.
Микрофакторы влияют наразвитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц, внепосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. На различныхвозрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям иподросткам американский исследователь Т.Барри и его сотрудники выделилинесколько типов агентов социализации. Функционально, по характеру их влияния –это опекуны, т.е. лица, осуществляющие уход за ребенком; авторитеты;дисциплинаторы и учителя-наставники. По семейной принадлежности это могут бытьродители, другие члены семьи (дедушки и бабушки, тети и дяди, братья и сёстры,другие родственники и домочадцы), а также неродственники (соседи, товарищи поиграм, учителя). По своему возрасту агенты социализации могут быть взрослыми,сверстниками, старшими или младшими партнерами.
В юности или молодости вчисло агентов входят также супруг или супруг, коллеги по работе и пр. в зреломвозрасте добавляются собственные дети, а в пожилом – и члены их семей.
По своей роли всоциализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимыдля человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какимисредствами они оказывают своё влияние.
К основным видамсоциализации относят: поло-ролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая,субкультурно-групповая.
Социализация человекаосуществляется широким универсальным набором средств, содержательноспецифических для того или иного общества, социального слоя или возрастасоциализируемого. К ним можно отнести:
1).способы вскармливаниямладенца и уход за ним;
2).язык и речь агентовсоциализации;
3).формируемые бытовые игигиенические умения и представления;
4).окружающие человекапродукты материальной культуры;
5).элементы духовной культуры(колыбельные песни, сказки, приметы, предрассудки, обычаи, произведениялитературы и искусства и др.);
6).стиль и содержаниеобщения в семье, в группах сверстников, в воспитательных и иных организациях;
7).методы поощрения инаказания в семье, в группах сверстников, в воспитательных, профессиональных ииных социализирующих организациях;
8).последовательноеприобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферахего жизнедеятельности: общение, игре, познании, предметно-практической идуховно-практической деятельности, спорте, а также в семейной,профессиональной, рекреационной, общественной, религиозной и прочих сферах.
Каждое общество, каждоегосударство, каждая социальная группа вырабатывают в своей истории наборпозитивных и негативных формальных и неформальных санкций – способов внушения иубеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть доприменения физического наказания, системы способов выражения признания,отличия, наград.
С помощью этих способов имер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие спринятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.
Таким образом, можносделать вывод по всему выше сказанному, если социализация – это процессразвития личности, то можно предположить, что результатом социализации будет:
1.Социальная зрелость — совокупность таких характеристик личности, как независимость, инициативность,раскрепащённость, активность и т.д.
2.Социализированнаяличность – сформированность черт, задаваемых статусом и требуемыми социальнымиролями.
3.Социально-компетентнаяличность – функциональная способность человеческого организма ксамостоятельному, независимому функционированию в обществе.
А.Я.Флиеер выделилнекоторые показатели социальной компетентности[17]:
1.        Компетентность поотношению к институциональным нормам – знание и соблюдение сложившихся в рамкахконкретного социального института норм и традиций.
2.        Компетентность поотношению к конвенциональным нормам – знание о сложившихся в обществетрадициях, обычаях, обрядов и сформированность умений для участия в них.
3.        Компетентность поотношению к коммуникационным нормам – владение средствами вербального иневербального общения.
4.        Компетентность поотношению к элементам кратковременной престижности – к моде и социальномустатусу.
Таким образом, делаявывод по всему параграфу, нужно сказать, что социализация играет важную, я бысказала ценную роль в жизни каждого человека, на всех периодах его развития.Сущность социализации заключается во взаимосвязи приспособления и обособлениячеловека в условия конкретного общества.
На социализацию личностивлияет множество факторов и на саму личность много чего влияет из окружающейсреды. Все эти факторы различны по своей силе влияния и именно поэтомусуществуют такие понятия как «десоциализация» и «ресоциализация».
Десоциализация – утрата человеком по каким-либопричинам или под воздействием неблагоприятных для его жизнедеятельностифакторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации в средежизнедеятельности[16]. Это явление очень опасно в раннем возрасте и длявзрослого человека. Такой человек не может существовать в обществе, аследовательно, ему нужна помощь. Тогда уместно второе понятие. Ресоциализация– восстановление у человека утраченных социальных ценностей и опытаобщения, поведения, жизнедеятельности. Этой работой занимаются специальныеслужбы и учреждения.
Важно вовремя разглядетьдесоциализацию и вовремя оказать помощь, а лучше не доводить уже до каких-либопоследствий, а сразу обучать, воспитывать, взаимодействовать правильно ипланомерно, учитывая возраст и индивидуальные особенности человека.

1.2Социализация младшего школьника
 
Рассмотрев понятие«социализация» нам необходимо рассмотреть, как же она протекает в младшемшкольном возрасте.
Но сначала обратимсянепосредственно к самому младшему школьному возрасту с точки зрения педагогики(В.Р.Ясницкой) и с точки зрения психологии (В.С.Мухиной).
Итак, младший школьныйвозраст (с 6-7 до 9-10 лет) сточки зрения психологии [18] определяется важнымвнешним обстоятельством в жизни ребёнка – поступление в школу. В настоящеевремя школа принимает, а родители отдают ребёнка в 6-7 лет. Школа берёт на себяответственность через формы различных собеседований определить готовностьребёнка к начальному обучению. Семья принимает решение о том, в какую начальнуюшколу отдать ребёнка: государственную или частную.
Поступивший в школуребёнок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношенийлюдей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебнойдеятельностью. Близкие взрослые, учителя, даже посторонние люди общаются сребёнком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим насебя обязательства учиться, как все дети в его возрасте.
Ребёнок посещающийначальную школу, психологически переходит в новую жизнь. Семья начинаетпо-новому контролировать ребёнка в связи с необходимостью учиться в школе.Ужесточение требований, даже в самой доброжелательной форме, возлагает на негоответственность за самого себя. Необходимое воздержание от ситуативныхимпульсивных желаний и обязательная самоорганизация создают изначально уребёнка чувство одиночества, отчужденности себя от близких – ведь он долженнести ответственность за свою новую жизнь и сам организовывать её
Самое главное, что можетдать семья младшему школьнику – научить его воздерживаться от развлечений вурочное время, прочувствовать, что значит «делу время – потехе час», братьответственность на себя, тем самым научиться управлять своей волей.
Разумная и любящая семьяпомогает ребёнку освоить предъявляемые к нему требования учебной деятельности ипринять эти требования как неизбежное и необходимое.
Успехи ребёнка в освоениинорм жизни в новых условиях формируют у него потребность в познании не только впрежних формах отношений, но и в учебной деятельности. Характер адаптации кусловиям жизни в младшем школьном возрасте и отношение к ребёнку со сторонысемьи определяют состояние и развитие его чувства личности. В условияхчувствительной к изменению социального статуса ребёнка семьи ребёнок обретаетновое место и внутри семейных отношений: он ученик, он ответственный человек, сним советуются, с ним считаются.
Школа предъявляет кребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на урокеречь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; приобщении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуреожиданиям. Именно в школе, без эмоциональной поддержки со стороны родителей ибез подсказки с их стороны о том, что следует сказать («благодарю», «спасибо»,«позвольте задать Вам вопрос» и др.) в той или иной ситуации, ребёнок вынужденбрать на себя ответственность за свою речь и правильно её организовывать, чтобыустановить отношения с учителями и сверстниками.
Общение становится особойшколой социальных отношений. Ребёнок пока бессознательно открывает для себясуществование разных стилей общения. Также бессознательно он пробует эти стили,исходя из своих собственных волевых возможностей и определённой социальнойсмелости. Во многих случаях ребёнок сталкивается с проблемой разрешенияситуации фрустрированного общения.
В младшем школьномвозрасте ребёнку придётся пройти все перипетии отношений, прежде всего сосверстниками. Здесь в ситуациях формального равенства (все одноклассники ировесники) сталкиваются дети с разной природной энергетикой, с разной культуройречевого и эмоционального общения, с разной волей и отличным чувством личности.
В младшем школьномвозрасте происходит перестройка отношений ребёнка с людьми.
В сфере «ребёнок — взрослый» помимо отношений «ребёнок — родители» возникают новые отношения«ребёнок — учитель», поднимающие ребёнка на уровень общественных требований кего поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования сбольшей определенностью, чем в семье, — ведь в первичных условиях общенияребенка трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своегоповедения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку,оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка,приведение его к стандартизации в системе социального пространства –обязанностей и прав.
Семья в отношении кребенку становится центрированной на учебной деятельности, на отношенияхребенка с учителем и одноклассниками.
Поступление в школу –переломный момент в жизни ребенка. Ученику совершено необходим тот комплекскачеств, который организует умение учиться. Сюда входят понимание смыслаучебных задач, их отличия от практических, осознание способов выполнениядействий, навыки самоконтроля и самооценки.
Важная сторонапсихологической готовности к школе – достаточный уровень волевого развитияребенка. У разных детей этот уровень оказывается различным, но типичной чертой,отличающей 6-7летних детей, является соподчинение мотивов, которое даёт ребёнкувозможность управлять своим класс, включиться в общую деятельность, принятьсистему требований, предъявляемых школой и учителем.
Общая сензитивность квоздействию окружающих условий жизни, свойственная детству, содействуетразвитию адаптационных форм поведения, рефлексии и психических функций. Вбольшинстве случаев ребенок приспосабливает себя к стандартным условиям.Ведущей деятельностью становится учебная.
В новых отношениях совзрослыми и со сверстниками ребенок продолжает развивать рефлексию на себя идругих. В учебной деятельности, притязая на признание, ребенок упражняет своюволю к достижению учебных целей. Добиваясь успеха или терпя поражение, онпопадает в капкан сопутствующих негативных образований (чувству превосходстванад другими или зависть). Развивающая способность к идентификации с другимипомогает снять напор негативных образований и развить в принятые позитивныеформы общения.
Таким нам видитсяразвитие младшего школьника с точки зрения психологии.
Что касается педагогики,то, например, В.Р. Ясницкая[28] представляет нам его иначе, но сходствобольшое.
Она говорит о том, что вжизни младшего школьника очень важны такие моменты как:
1).Учебно-познавательнаядеятельность и любая деятельность, имеющая отношение к школе;
2).Межличностное общениев классе, с учителем;
3).Ожидаемые ролиучителя: «родитель», «судья», «защитник», «символ» (первый учитель каколицетворение школы, непререкаемого авторитета, обличенного правом учить ипоучать);
4).Социальная адаптациямладших школьников связанная прежде всего с вхождением их в школьную жизнь,детскую общность;
5).Обособление в классепроисходит в первую очередь в сфере учебы: от учебных успехов или неуспехов и вцелом от успешности выполнения роли ученика во многом зависят популярностьребенка среди одноклассников, его самооценка и уровень притязаний. Заметим, чтодовольно часто учителя начальных классов поддерживают чрезмерное обособление«сильных» учеников, ставя их в пример одноклассникам и затрудняя тем самым ихуспешную социализацию в классе.
Для того чтобы обеспечитьуспешную динамику детского коллектива, классному руководителю полезно знать, скаким социальным опытом пришли к нему воспитанники.
Г.К.Лихтенберг писал:«Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как онидолжны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения». И правда, в программенаших школ есть много лишнего, но мы сейчас говорим о воспитании и развитииличности младшего школьника, периоде, когда ребенок особенно нуждается вподдержке со стороны взрослого.
Социализация в возрастемладшего школьника также не мало важна. Именно поступив в школу, ребенокпроявляет себя, именно здесь видно как его воспитывали в семье, в детском саду.От того, как он общается, работает на уроке, взаимодействует с учителями идругими взрослыми, мы можем сказать какая у него обстановка дома, предположитьсколько у него друзей и даже сделать прогнозы на будущее.
Социализацию выполняютмногие институты (СМИ, семья, религия, общество, школа, ДОУ), но главнымявляется семья. Именно здесь ребенок первый раз попадает в общество людей,сначала близких (родители), затем, чужих. Именно здесь начинает расти иразвиваться как духовно, так и физически. Но к этому мы вернемся в следующемпараграфе.
Ребенка в возрасте 6-10лет (мл. школьник) трудно назвать самостоятельным, он не может ничего решитьсам, без помощи взрослого, при этом, в его жизни начинается новый период полныйновых эмоций, новых отношений, новых друзей, новых испытаний. Очень важно как вэтот период будет вести себя взрослый (родители, учителя, близкие), как онпоставит себя перед ребенком. Ведь на протяжении всего этого периода взрослыйбудет сопровождать ребенка в его нелегком пути. Именно взрослый поможет ему втрудной жизненной ситуации, «протянет руку помощи», в нужный момент посоветуеткак поступить.
Следовательно, для того,чтобы ребенок благополучно прошел социализацию на этом этапе и предшествующемему, необходимо чтобы взрослый отдавал себе отчет в том, что он делает, со всейответственностью подходил к воспитанию и обучению ребенка. Естественно, емупридется быть терпимым и толерантным во всех отношениях с ребенком, но прежде,нужно найти подход к ребенку, ведь не все они одинаковые. Каждый из них – этоиндивидуальность, это новый неопознанный ранее мир, который ждет своего открытия.
1.3 Семейнаясоциализация
 
В общественном виде вотечественной педагогике процесс влияния семьи на воспитание будущего поколенияпринято называть семейным воспитанием. Однако И.С.Кон [12] выдвинул идею осочетании целенаправленного влияния семьи и всей внутрисемейной атмосферы наразвитие будущего поколения.
Исходя из исследований посоциализации и семейному воспитанию, можно определить сущность семейнойсоциализации.
Семейная социализация – стихийное влияние всего укладажизни семьи, в рамках которого происходит проигрывание социальных ролей (отца,брата, сестры, матери и т.д.) и накопление ребенком социального опытаотносительно построения взаимодействия с окружающим миром во всех сферахжизнедеятельности.
М.Кунниигам [12]рассматривал семейную социализацию в контексте формирования половых различийдетей, сводя социализацию к моделированию определенного типа поведения ребенкапод влиянием непосредственного образца взрослого.
Впсихолого-педагогической литературе (С.Валиева, Ю.Шилов) семейная социализацияпонимается двояко: с одной стороны, как подготовка к будущим семейным ролям, сдругой – как влияние, оказываемое самой семьей на формирование компетентнойзрелой личности. В любом случае, семейная социализация может бытьохарактеризована как традиционная культурно-историческая модель, в которой засчет некритического восприятия, образца родителей и старших членов семьи,происходит усвоение информации о существующих моделях и нормах поведения вповседневной жизни.
Специфика семейнойсоциализации состоит в том, что в данном процессе представлено три позиции: окружающиймир, взрослый и ребенок, каждый из них занимает позицию субъекта.
Не следует путатьсемейную социализацию, например, с домашним воспитанием.
Домашнее воспитание ориентировано намирскую, повседневную жизнь человека. Его цель — подготовить ребенка к этой жизни, чтобы она былаему «не в тягость, а в радость». Нравственная гарантия благополучиячеловеческой жизни — добросовестный труд, к которому приучают ребенка с малыхлет. Об этом свидетельствует народная мудрость: «Человек рожден для труда»,«Без труда нет добра», «Без хорошего труда нет плода», «Без дела жить тольконебо коптить» и др. Это можно считать лишь частью семейной социализации.
Семья в жизни ребенка играет самуюважную роль. Важными методами семейной социализации, которые активноиспользуются в семье: имитация, подражание, идентификация, подкрепление. Именноподражая, ребенок принимает на себя социальные роли, которые ему придетсяиспользовать в будущем. Именно соотнося себя с мамой и папой, он решает, как,кем быть в дальнейшем, имитируя привычки взрослых, их поведение, ребенок такжеперенимает социальный опыт.
Семья оказываетсоциализирующее воздействие на личность посредством нормативного иинформационного влияния. Это происходит по средством системы санкций, которыеродители используют в воспитании ребенка, а также при просвещении его покаким-либо вопросам.
Социализация в семьеможет трактоваться и как формирование базовой иерархии индивидуальныхпотребностей. Если выделить три основных уровня потребностей — потребности вфизическом, психологическом и социальном самосохранении, то в принципе каждыйиз них может быть высшим и соответственно определять ту или иную направленностьличности.
Стадии социализации можно разделить:
1.        собственносемейная(от рождения до 1 года) — включает два подуровня: субъект-объектный (первыеполгода ребенок адаптируется к изменившейся после рождения обстановке),субъект-субъектный (от полугода до года, ребенок демонстрирует возрастнуюактивность по освоению окружающего мира);
2.        смешанная илиполиинституциональная (с года, полутора года до конца жизни) — когда идетсочетание семейной социализации с социализацией в рамках различных коллективов.Выделяют два подпериода: субъект-объектный и субъект-субъектный.
Содержанием семейной социализациивыступает социальный опыт, в который выделяют такие компоненты как: отношениек миру живой природы, отношение к миру неживой природы, отношение к миру людей,отношение к себе.
Факторы семейной социализации:
1.        Внешние (государство,религия, образование, производства, природно-климатические условия,национально-территориальные и нравственные условия);
2.        Внутренние(культурный, образовательный и материальный уровни семьи, техника, жилищныеусловия, внутрисемейные отношения).
Средства семейной социализации:
1.        Природные(наличие домашних животных, растений, приусадебного участка или дачи);
2.        Технические(интерьер дома, его техническая оснащенность, наличие библиотеки, оснащенностьи обустроенность детской игровой площадки во дворе или на приусадебном участке,детского уголка в доме);
3.        Символические(традиции, обычаи, обряды).
Процесс социализации напротяжении всего жизненного цикла индивида предлагает две основные, не равныепо времени и интенсивности стадии.
Первая стадия – периодактивного становления индивида как общественного существа – занимает околотрети жизни. На этой стадии осуществляется:
1. элементарная илипервичная социализация ребенка;
2.нормативно-фрагментарная, маргинальная социализация подростка;
3. концептуально-целостная,результирующая социализация молодежи периода перехода от юности к зрелости.
Вторая стадия – периодразвития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования вобществе:
1. в качестветрудоспособного члена общества;
2. в связи с выходом напенсию.
Семейная социализацияребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общийсемейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желаниеобзавестись в будущем своей семьей. Здесь можно сказать, что если в семье несовсем благоприятный климат (постоянные ссоры родителей, занятость родителей ит.д.), то ребенку сложно находиться в такой семье, а, следовательно, он хочетбыстрее вырасти, не воспринимает родителей как идеал семьи, делает вывод, что ив его будущей семье будет тоже также. Социализация ребенка принимаетотрицательный характер.
Из всего вышесказанногоможно отметить, что родительство выступает как социокультурный феномен.Родители – главные и естественные воспитатели ребенка; их поведение детерминируетсяврожденным инстинктом, потребностью в продолжении рода.
Каковы же реальныевозможности и границы родительского влияния на формирование личности ребенка?
Оценивание потенциальныйуровень и реальную степень родительского влияния, нужно учитывать следующиефакторы.
1.Возраст ребенка.В раннем детстве ключевой фигурой, как правило, бывает мать. Затем с нейсравнивается и иногда перешивает ее влияние отец. Позже их обоих «теснят»сверстники и общественные институты социализации.
2.Пол ребенка. Родителипо-разному и с разным успехом воспитывают детей своего и противоположного пола,причем для мальчиков внесемейное окружение важнее, чем для девочек.
3.Наличие другихагентов социализации, как внутри семьи, так и вне ее.
4.Специфические особенностимежпоколенной трансмиссии культуры в данном обществе в данном историческомпериоде.
5.Многочисленные исовершенно неизученные компенсаторские механизмы самой социализации,уравновешивающие или сводящие на нет многие воспитательные усилия; например,эффект, встречной ролевой дополнительности, когда ребенок имеет перед глазамихороший родительский пример, но не вырабатывает у себя соответствующих навыков,т.к. семья в них не нуждается, родители все делают сами.
Ценный источник ородительской социализации – опыт так называемых неполных семей (семей с однимродителем), число которых быстро растет.
То, что мать можетуспешно вырастить и воспитать ребенка и без отца – известно давно. Носуществует опыт «одиноких отцов». Одиноких отцов и одиноких матерейхарактеризует ряд общих особенностей: более ограниченная социальная жизнь,наличие определенных трудностей при вступлении в новый брак. Если одинокиематери испытывают трудности с дисциплиной детей, то отцы озабоченынедостаточной эмоциональной близостью с ними, особенно с дочерьми. Ноотсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развитияребенка.
Более негативно влияют наразвитие ребенка разводы. Разрыв родителей сильно влияет на детскую психику,особенно в раннем детстве.
Из всего вышесказанногоможно сделать вывод о том, что все, что происходит в семье, ребенок принимаетна свой счет, на свою жизнь. От семьи, от мамы и папы зависит то, каким будетих чадо.
Ребенок как губкавпитывает все то, что происходит вокруг и необходимо ответственно подходить кработе с ним как дома, так и вне его стен. Родители, при возникновении первыхже проблем должны обращаться к специалистам, не перекидывать свои обязанностина воспитателей детского сада и учителей школы, они должны действоватьсовместно. Это касается и выше перечисленных учреждений, только совместнаяработа может привести к положительным результатам.
Важно также не оставлятьребенка наедине со своими проблемами, страхами, помочь ему раскрыть своиспособности, подтолкнуть его к правильному решению, ведь главное, чтоб он знал,что он не один, что он нужен.
Семейная социализация –первый и важный вид социализации в жизни ребенка. Поэтому важно, чтоб семьябыла благополучной, полной, бесконфликтной и состоялась в обществе.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
1).социализация — оченьнужный для человека процесс, без нее ни один человек не может существовать,вернее, существовать он сможет, а вот жить и нормально развиваться он несможет.
Человек рождается каксущество биологическое (с первичными рефлексами привычками животных) и он такимбы и остался не появись на свете такого величайшего и могущественного феноменакак общество. Общество или социум помогло человеку стать существомсоциальным, именно в обществе человек приобретал новые качества, привычка,новые рефлексы и т.д. Именно этот процесс (становление личности в общество,приобретение новых качеств, форм поведения) вскоре назовут «социализацией»человека.
2).немало важно вхождениечеловека в общество, а когда, как не в младшем школьном возрасте, говорить обэтом настолько серьезно, чтоб это дошло до детского разума?! Младший школьникуже в большей мере осознает свою принадлежность к обществу, в которомнаходиться, нежели дошкольники, хотя и многому ему предстоит научиться. И вотздесь (в первых классах школы) и будет видно, как ребенка подготовили к этой,уже можно сказать взрослой жизни его родители.
Семья в социализацииребенка играет далеко не последнее место, а даже первое, именно семья готовитребенка к «выходу в большой мир», именно здесь ребенку объясняют, что можно, ачто нельзя, что хорошо, а что плохо. На семье лежит огромная ответственность забудущее малыша и за то, как его примет общество. Не правильно говорят: «Какоевремя – такие дети». Правильно будет: «Что посеешь, то и пожнешь».

Глава ІІ. Взаимодействиедетского сада и школы в условиях семейной социализации младшего школьника
 
2.1 Детскийсад и школа как важные институты социализации в жизни ребенка
 
Рассмотрев, что же такоесоциализация, а в частности семейная социализация, вернемся к тому, где жевсе-таки дети проходят этот процесс передачи опыта, т.е. к главным институтамсоциализации «детский сад и школа», главными, после института «семьи».
Итак, детский сад – этоучреждение для общественного воспитания детей дошкольного возраста являетсяпервым звеном в общей системе народного образования [6].
В детский сад принимаютдетей по желанию их родителей. Задача: оказать помощь семье в воспитании детей.
В детском саду дети ввозрасте до 3 лет находятся на попечении сестер-воспитательниц (лица соспециальным медицинским образованием); детей с 3 до 7 лет воспитывают педагогисо специальным педагогическим образованием. Возглавляет детский сад заведующая,имеющая высшее или среднее педагогическое образование и стаж воспитательнойработы.
Каждый детский сад тесносвязан с семьями детей. Воспитатели ведут пропаганду педагогических знанийсреди родителей.
В детском саду детейобъединяют в группы по 20-25 человек по возрастному принципу: 1-ая группараннего возраста – дети до года, 2-ая группа раннего возраста – дети второгогода жизни; 1-ая младшая группа – дети третьего года; 2-ая младшая группа –дети четвертого года; средняя группа – дети пятого года; старшая группа – детишестого года; подготовительная к школе группа – дети седьмого года. В случаенеобходимости организуются параллельные группы.
Прием детей в детский садпроизводится осенью после организованной передачи семилетних детей в школу; насвободные места детей принимают в течение всего года.
Дети в детском садунаходятся по 9 или 12 часов в день; для детей, родители которых работают посменам или работа которых связана с отъездами, имеются интернатные детскиесады, откуда детей берут домой только на выходной день. Дети собираются вдетском саду с 8 до 9 часов утра. Этот час они проводят в играх, разговорахдруг с другом, с воспитателями, рассматривают картинки в книгах, поливаюткомнатные цветы, кормят обитателей уголка живой природы и т.п. Затем подруководством воспитателя дети проделывают утреннюю гимнастику, моют руки изавтракают. После завтрака воспитатель проводит занятия (с детьми 3-4 лет –одно занятие продолжительностью 10-15 мин., с детьми 5-6 лет – два занятия по20-30 мин. С небольшим перерывом). На занятиях дети рисуют, лепят, заучиваютстихи, слушают чтение книг и рассказы воспитателя, учатся считать,рассказывать, петь, танцевать, слушать музыку.
У детей постепенноформируются элементарные навыки учебной деятельности: умение слушать и пониматьобъяснения воспитателя, действовать согласно его указаниям, доводить работу доконца и т.п. Такие навыки вырабатываются и во время экскурсий в парк, в лес, поулицам города и т.д. На экскурсиях детей приучают наблюдать природу,воспитывают любовь к природе, к труду людей. Время после занятий дети проводятна воздухе: играют, бегают, играют в песочнице. В 12 часов – обед, а затем 1,5– 2 часа – сон. После сна дети играют самостоятельно или, по их желанию,воспитатель организует игры, показывает диафильмы, читает книги и т.д. Послеполдника или ужина до ухода домой дети гуляют на воздухе.
По мнению Трубайчук.Л.В.,сравнительно недавно первая ступень отечественной образовательной системыизменила свое официальное название, вместо традиционного «дошкольноговоспитания» появилось «дошкольное образование».[26].
Новые задачи, встающиеперед дошкольным учреждением, предполагают его открытость, тесноесотрудничество и взаимодействие с другими социальными институтами, помогающимиему решать образовательные задачи. В новом веке детский сад постепеннопревращается в открытую образовательную систему: с одной стороны,педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным,гибким, дифференцированным, гуманным со стороны педагогического коллектива, сдругой – педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителямии ближайшими социальными институтами.
Сотрудничествопредполагает общение на равных, где никому не принадлежит привилегия указывать,контролировать, оценивать. Взаимодействие – способ организации совместнойдеятельности разных сторон в условиях открытости.
Т.И. Алексанрова выделяетвнутренние и внешние взаимосвязи дошкольного образовательного учреждения. Квнутренним она относит сотрудничество воспитанников, родителей и педагогов. Квнешним – партнерство с государством, школой, вузами, культурными центрами,медицинскими учреждениями, спортивными организациями и др., обеспечивающеецелостное развитие ребенка дошкольного возраста [2].
Таким образом, можносделать вывод, что детский сад играет огромную роль в развитии личностиребенка. Дошкольник, при нормальной работе учреждения ребенок всестороннеразвивается и готов к дальнейшему этапу развития в своей жизни, готов кобучению в школе.
Сложилисьразличные точки зрения на определение понятия «школа» [6]. Школа – этоучебно-воспитательное учреждение. Одни теоретики педагогики акцентируютвнимание на развитии в школе личности, а саму школу рассматривают как«подготовку к взрослой жизни», другие специалисты подчеркивают образовательныефункции школы, ряд педагогов считает основными в школе воспитательные аспекты.В реальности школа объединяет в себе множество функций, включая и те, накоторых сосредоточивают свое внимание приведенные точки зрения.
Существуеттакже большое число самых различных классификаций типов и видов школ. Школымогут содержаться на средства государства или частных лиц и организаций(частные школы, негосударственные образовательные учреждения). По характерусообщаемых знаний школы делятся на общеобразовательные и профессиональные(специальные); по уровню даваемого образования – на начальные, неполныесредние, средние, высшие; по полу учащихся – на мужские, женские, совместногообучения. По различным принципам организации образования и обучения выделяются:единая школа, трудовая школа (ее подвид – иллюстративная школа). Для детей, неимеющих условий для нормального существования и воспитания, создаютсяшколы-интернаты, для детей, нуждающихся в лечении, — санаторно-лесные школы идр.
Напротяжении всей истории человечества одним из основных вопросов педагогики быловзаимодействие «школы и жизни». Уже в первобытном обществе в подготовке кинициации видны основные черты формальной школы, какой она сохранилась донастоящего времени: она дополняет стихийную, естественную, в частностисемейную, социализацию. В повседневной жизни растущему человеку дляприобретения необходимых ему и сообществу качеств недостаточно толькопрактического показа и подражания. Для достижения этих целей нужно такжесообщение и усвоение концентрированного, специально отобранного знания; нужныупражнения, чтобы овладеть сложными умениями. Отбор содержания школьногообразования определяется его целями и принципами, т.е. предполагает осмысленныйплан или программу образования. Образование осуществляется в школе какинституции, которая обеспечивает контакт, общение сравнительно небольшого числаболее совершенных и опытных людей (учителей, воспитателей) со многими менеесовершенными и опытными (учащимися, воспитуемыми). Содержание образованиясообщается и усваивается благодаря особому взаимодействию учителей и учащихся –преподаванию и обучению. Школьное образование признается успешным, когдазавершается публичной демонстрацией приобретенных знаний и умений – экзаменами.
Задачишколы многообразны и говорит о них можно долго. Фомина В.П. важнейшей задачейшколы видит в повышении эффективности работы педагогического коллектива [27].Четкость организации образовательного процесса и охрана труда дают возможностьуспешно решать поставленную задачу. Важно также, чтобы присутствовалонормальное распределение нагрузки умственного и физического труда, какпедагогов, так и учащихся.
Итак,школа и поныне остается важным институтом социализации ребенка, именно здесьзакладывается тот «фундамент», который будет необходим, и который ребенок будетпомнить всю жизнь. Недаром говорят, что школьные годы — самые яркие годы. Напедагогах, в свою очередь, лежит огромная ответственность (не меньшеродительской) за будущее своих воспитанников, они становятся им вторымиродителями и в полной мере отвечают за их безопасность, в том числе моральную.
Такимобразом, из всего выше перечисленного можно сделать следующие выводы: детскийсад и школа – неотъемлемые составляющие жизни каждого человека.
Детский сад и школа –важные институты социализации в жизни ребенка. В этих учреждениях ребенокпроводит большую часть своей жизни (почти 18 лет), здесь он получает самоебольшое количество информации, здесь он знакомится с обществом взрослых, детей,сверстников, с правилами, нормами, санкциями, традициями, обычаями, принятыми вконкретном обществе. Именно в этих учреждениях ребенок получает огромныйсоциальный опыт. Ребенок учится познавать мир сначала вместе с взрослым, азатем самостоятельно. Он ошибается, учится на своих ошибках, а так как оннаходится в обществе, учится и на ошибках других, также перенимая их опыт.Именно в этом и заключается главная цель этих учреждений – не дать ребенкупотеряться в обществе людей, помочь ему адаптироваться, подтолкнуть его насамостоятельные пути решения его проблем, при этом не давать ему оставатьсянаедине со своими страхами и неуверенностью в себе. Ребенок должен знать, чтоон не один в этом мире, что, если что, рядом есть люди, которые ему помогут. Тоесть необходимо донести до ребенка то, что «мир не без добрых людей», при этомон должен быть готов к неудачам, ведь не все в жизни складывается так, как мыхотим. Это очень сложная задача, именно поэтому с детьми работают специалисты вэтом деле, именно поэтому для продуктивной деятельности этих учрежденийнеобходима комплексная работа. Ведь когда человек, например, простужается, сним работает не один врач, а сразу несколько. Так и здесь только совместно ссемьей, обществом в целом, администрацией города, государством и т.д. мыдобьемся того успеха, к которому так стремимся. Не нужно все складывать научителей и воспитателей.
2.2 Совместнаядеятельность детского сада и школы в работе с младшим школьником в рамкахсемейной социализации
Рассмотрев, детский сад ишколу, нам необходимо узнать, а как же они помогают непосредственно младшемушкольнику. Ведь это тот возраст, когда ребенок еще совсем недавно выпустился издетского сада и еще не привык, не знает новых порядков, нового места, обществашколы. Нам необходимо узнать, как же школа решает эти проблемы (если решает) икак ей в этом помогает детский сад. Речь идет о преемственности образования вэтих учреждениях.
Об это очень четкоговорит Т.П.Соколова [24]. Реализации принципа преемственности между дошкольными начальным школьным образованием осуществляется посредством координациидеятельности педагогических коллективов детского сада и школы.
Преемственностьобеспечивает непрерывность развития на основе синтеза самого существенного изуже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитииребенка, как говорит Кудрявцева Е.А.[13]. Она также рассматривает нескольковзглядов на преемственность дошкольного и начального образования. Одни ученыесчитают, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическуюсвязь общего физического и духовного развития на границе дошкольного ишкольного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развитиядо другой [20]. Преемственность охарактеризована ими со стороны динамикиразвития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса.
Другие ученые основнымкомпонентом преемственности считают взаимосвязь в содержанииучебно-воспитательного процесса. Некоторые характеризуют преемственность вформах и методах обучения.
Существуют исследования,где преемственность рассматривается через готовность детей к обучению в школе иадаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастнымилиниями развития. Авторы отмечают, что педагогический процесс – целостнаясистема, следовательно, преемственность должна осуществляться по всемнаправлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться черезвзаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателядетского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психологашколы и т.д.
В 1996 г. коллегияМинистерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировалапреемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритеталичностного развития – как ведущий принцип преемственности на этапахдошкольного – начального школьного образования.
Новые подходы к развитиюпреемственности между дошкольным и начальным образованием в современныхусловиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этотстратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного –начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным иначальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принциповотбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшегошкольного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которыхреализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболееэффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступенишкольного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию идифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды,где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствиисо своими возрастными особенностями.
Сегодня осуществляетсяпересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключения изних повторения части учебного материала, изучаемого в школе. Наряду с этиморганизована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственностьдошкольного и начального школьного образования.
Концепция непрерывногообразования ориентирована на взаимосвязь дошкольного и начального образования ипредполагает решение следующих приоритетных задач на ступени детства:
1.        приобщение детейк ценностям здорового образа жизни;
2.        обеспечениеэмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительногомировосприятия;
3.        развитиеинициативности, любознательности, произвольности, способности к творческомусамовыражению;
4.        стимулированиекоммуникативной, познавательной, игровой и другой активности детей в различныхвидах деятельности;
5.        развитиекомпетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включение детей вразличные формы сотрудничества (со взрослыми и детьми разного возраста);
6.        формированиеготовности к активному взаимодействию с окружающим миром (эмоциональной,интеллектуальной, коммуникативной, деловой и др.);
7.        развитие желанияи умения учиться, формирование готовности к образованию в основном звене школыи самообразованию;
8.        развитиеинициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества в разных видахдеятельности;
9.        совершенствованиедостижений дошкольного развития (на протяжении всего начального образования);
10.     специальнаяпомощь по развитию несформированных в дошкольном детстве качеств;
11.     индивидуализацияпроцесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
Современныепреобразования направлены на улучшение развития детей в дошкольных учрежденияхи обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Вчастности, преобразования касаются изменений в содержании и методах работы,сложившихся формах взаимосвязи детского сада и школы. Одним из направленийвзаимосвязи двух образовательных ступеней является обеспечение качественногопсихолого-педагогического сопровождения, позволяющего не только преодолетьвозникающие трудности в процессе обучения, но и предотвратить их. Эти важнейшиезадачи могут успешно решаться в условиях разностороннего взаимодействиядетского сада и других образовательных структур, если дошкольное учреждениевыступает в качестве открытой, готовой к диалогу со школой и общественностьювоспитательно-образовательной системой.
В практике многихдошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества,реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическомуобучению в школе. Весьма эффективны такие формы взаимодействия междувоспитателем детского сада и учителем, как взаимное ознакомление с программами,посещение открытых уроков и занятий, ознакомление с методами и формами работы,тематические беседы о возрастных особенностях развития ребенка. Немало важнымиявляются связи между детским садом, школой, другими учреждениями, семьей:
1.        сотрудничество сметодическим кабинетом;
2.        совместноеучастие в педагогических советах и семинарах;
3.        посещение детьмиподготовительной группы детского сада первого класса;
4.        сотрудничество ссемьей через взаимодействие с родительским комитетом;
5.        сотрудничество спсихолого-педагогической консультацией и медицинскими работниками.
Указанные виды работориентированы на обеспечение естественного перехода дошкольника из детскогосада в школу, педагогическая поддержка новой социальной ситуации, помощь всоциализации, помощь семье в сотрудничестве с ребенком, при поступлении ребенкав школу.
Воспитатель детского садаи учитель школы знакомят друг друга со спецификой планирования воспитательнойработы в детском саду и тематическими планами уроков в школе. Это определяетнеобходимый уровень развития, который ребенок должен достичь к концудошкольного возраста, тот объем знаний и умений, который нужен ему для освоениячтения, письма и математических знаний.
Посещение воспитателемуроков в школе, а учителем – занятий в детском саду позволяет познакомиться собстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, найтиоптимальные методы, приемы и формы работы. Так, воспитатели детских садов могутна основе анализа открытых уроков предложить учителям первого класса способыприменения в обучении игровых методов, наглядных пособий, способствуя болеетесной учебно-методической преемственности между детским садом и школой.Педагоги во время таких посещений могут обмениваться информацией опедагогических новинках в периодической печати.
В процессе анализаполученных результатов совместной деятельности достигаются взаимные соглашенияо наиболее плодотворных формах сотрудничества, которые позволяют педагогаминформировать друг друга об успеваемости детей, трудностях в их воспитании иобучении, обстановки в семье и т.д. Воспитатель длительное время наблюдает заребенком, он может дать учителю подробные сведения о его личности качествах,уровне развития, состоянии здоровья, интересах, индивидуальных особенностях,характере и темпераменте. Также он может дать рекомендации по выбору способовиндивидуального подхода к новому ученику и его родным. Педагоги и воспитателитакже могут разрабатывать совместные программы, формы и способы работы ссемьями, дети которых имеют проблемы в развитии навыков социализации.
Очень важны формы обменаопытом старших дошкольников и учащихся в первом классе. Детский сад совместносо школой организует различные мероприятия, на которых встречаются воспитанникидетского сада и учащиеся. Такие встречи актуализируют их любознательность,усиливают интерес к школе и социальным явлениям. Будущие первоклассники учатсяу школьников способам поведения, манерам разговора, свободного общения, ашкольники – проявлять заботу о младших товарищах.
Итак, делая вывод повсему выше сказанному, можно сказать, что школа и детский сад – два смежныхзвена в системе образования, и их задача – обеспечить качественноепсихолого-педагогическое сопровождение, позволяющее не только преодолетьвозникающие у ребенка трудности, но и обеспечить их профилактику. Здесь важнаорганизация своевременной помощи со стороны медицинских работников и детскойполиклиники, коррекционно-психологическая помощь детского сада и школы,мобилизация усилий и, конечно же, понимание и сотрудничество с родителями, ссемьей ребенка, что является непосредственным звеном в работе с детьми.Многоаспектность проблемы преемственности между детским садом и школой требуетконструктивного диалога всех заинтересованных социально-административных группи структур.
2.3 Программа
В наше время очень островстает проблема преемственности дошкольного и начального образования, т.е.совместной деятельности детского сада и школы, как помощь младшему школьнику впреодолении проблем в социализации, а также как помощь дошкольнику впреодолении проблем при поступлении в школу. С одной стороны государство хочет,чтобы школа выпускала всесторонне развитую личность, готовую к полноценномусуществованию в социуме, с другой – как только ребенок попадает в школу, ондолжен забыть про детский сад и «выживать» в новых условиях, а здесь ивозникают проблемы и с общением ребенка, и с привыканием, и с приобщению кновой обстановке, новым правилам и нормам.
Цель: помощь в организации совместнойдеятельности детского сада и школы в рамках семейной социализации младшегошкольника.
Задачи:
1.        создание условийдля комплексной реализации преемственных задач;
2.        обеспечение высокогокачества образовательного процесса через повышение педагогического мастерства иуровня научной и теоретической компетентности педагогов детского сада и школы;
3.        формированиеготовности ребенка-дошкольника к обучению в школе;
4.        помощь младшимшкольникам в преодолении проблем на первых этапах обучения;
5.        помощь семье вподготовке к новой ситуации, возникающей при поступлении ребенка в школу.
Направлениедеятельности:
1.методическая работа сучителями и воспитателями;
2.работа с детьми;
3.работа с родителями.
Критерии оценки:
1.        анализрезультатов образовательного процесса;
2.        диагностикауровня готовности ребенка-дошкольника к обучению в школе;
3.        наблюдение задетьми младшего школьного возраста для выявления проблем в развитии исоциализации, в том числе и семейной;
4.        работа сродителями (анкеты, беседа, сотрудничество) по выявлению микроклимата внутри семьи.
Ожидаемые результаты:
1.совместная работадетского сада и школы;
2.готовностьребенка-дошкольника к школе;
3.полное или частичноепреодоление ребенком младшего школьного возраста проблем в новой социальнойситуации;
4.сотрудничествородителей с учителями школы и воспитателями детского сада.
Материально-кадровоеобеспечение:
1).Психологи детскогосада и школы;
2).Воспитатели ипедагоги;
3).педагог организатор;
4).родители;
5) администрация школы идетского сада.
Сроки реализации:
На учебный год (сентябрь- май).
 
План-сетка:

Мероприятие
Месяц
Ответственные 1. Диагностика первоначального уровня развития детей-дошкольников и младших школьников сентябрь Педагоги-психологи детского сада и школы 2. Обсуждение плана работы по преемственности октябрь Администрация школы и детского сада, учителя и воспитатели 3. Методические встречи учителей начальных классов и педагогов детского сада ноябрь Учителя и воспитатели 4. Открытые занятия для родителей; Новогодняя сказка в школе декабрь Учителя, воспитатели и родители, педагог-организатор, дети-дошкольники и мл. школьники 5. День открытых дверей в детском саду и школе Январь-апрель Родители воспитатели, педагоги 6. Консультации-практикумы для родителей будущих первоклассников Февраль-май Родители, учителя, педагоги-психологи 7. Экскурсии детей-дошкольников в школу, а младшие школьники проводят праздник в детском сада «8 марта» март Педагоги, воспитатели, педагог-организатор 8. Участие детей в выпускных утренниках в детском саду и школе Апрель-май Дети, педагог-организатор, учителя и воспитатели 9. Родительское собрание «Как готовы наши выпускники к школе»; диагностики мл. школьников «Как вам школа», анализ прошедшего учебного года май Родители, педагоги-психологи, администрация школы и детского сада Заседания методического объединения; диагностика готовности детей к обучению в школе, школа будущего первоклассника, анализ работы В течение года Администрация школы и детского сада, педагоги-психологи, учителя и воспитатели
Итак, мы рассмотрелисущность процесса социализации в детском саду и школе и как они помогают семьеи ребенку в целом.
1).как и предполагалосьдетский сад и школа – важнейшие институты социализации ребенка, но они неявляются основными, ведь по-прежнему семья является первым и самым важныминститутом социализации личности. Ведь именно здесь закладывается тот«фундамент» знаний и умений, который пригодиться в течение всей жизни. Детский сади школа играют не маловажную роль в развитии личности ребенка, но лишь опираясьна знания заложенные ранее.
2).образование оченьважно для развивающейся личности, но оно будет не продуктивно, если будетнаправленно на что-то одно или будет осуществляться несвоевременно или для всеходинаково. Для решения этих проблем и существует некая программа, как в школе,так и в детском саду, которая отвечает за всестороннее развитие личности, атакже за индивидуальное дифференцированное обучение и воспитание детей. Именноздесь необходимо сказать о преемственности дошкольного и начальногообразования.
Детский сад и школа – дваучреждения, где обучаются и воспитываются дети, но возраст детей разный. Таккак в рамках нашей работы рассматривается возраст младшего школьника, а ребенокв этом возрасте еще помнит, чему его учили в детском саду и ему труднопереключиться на новые социальные условия, мы видим тесную связь между этимидвумя учреждениями. Эта связь или другими словами сотрудничество необходима какдля развития детей-дошкольников, так и для младших школьников первого годаобучения в школе.

Заключение
 
На основе проделаннойработы, можно сделать следующие выводы:
1). поставленная намицель была достигнута, задачи выполнены, а гипотеза доказана;
2).мы рассмотрели такиепонятия как «социализация», «семейная социализация», «младший школьныйвозраст»;
3).мы подробнопознакомились с такими учреждениями как детский сад и школа, узнали, что онимогут взаимодействовать и при этом решать много проблем возникающие как у педагогови родителей при взаимодействии с ребенком, так и у самого ребенка приподготовке и поступлении в школе.
Социализация в жизничеловека – необходимый процесс его развития, она влияет наморально-нравственную, психологическую, коммуникативную, интеллектуальнуюсоставляющие его личности. Если исключить этот процесс из стадий развитиячеловека, то не сложилось бы в мире такого понятия как «социум», человек был быпримитивен в своих потребностях, желаниях и интересах, да и вообще человечествоне развивалось, а находилось бы на одной ступени развития – примитивной.
Семейная социализация –один из видов социализации, то с чем ребенок сталкивается в первые годы своежизни.
Семья – первое«общество», в которое попадает ребенок. Здесь он перенимает первые навыкивыживания, общения, здесь ребенок учится на своих ошибках и перенимает опытстарших. В семье ребенок учится тому, что необходимо будет ему в дальнейшем.
Детский сад – учреждение,куда попадает ребенок сразу после воспитания в семье, но при этом родители небросают заниматься с ребенком дома. Попадая в детский сад, ребенку приходитсяприспосабливаться к новым условиям, к новому обществу, к новым правиламповедения. Здесь очень ярко отражается то, чему ребенка научили в семье, чемунет. Ребенок проецирует отношения в семье на отношение с ребятами из группы.
Школа – учреждение, вкоторое ребенок попадает после детского сада. Здесь возникает та же ситуация:новый коллектив, новые правила. Но здесь возникает и ряд других проблем: этоневозможность ребенка быстро переключиться с детского сада на образ жизнишкольника; это могут быть проблемы, не решенные в семье и детском саду накаком-либо этапе развития.
Детский сад и школа –учреждения, где ребенок развивается и при их взаимодействии можно решить рядпроблем, с которыми сталкиваются родители, педагоги, воспитатели и сами дети.При взаимодействии этих двух учреждений может сложиться прекрасный союз, иребенок будет чувствовать себя комфортно (при индивидуальной работе), когдапедагог знает подход к каждому, зная их индивидуальные особенности. Также,школа через сотрудничество с детским садом может активно работать и сродителями, ведь детский сад очень плотно взаимодействует с родителями иимеется Родительский комитет.
Сотрудничество этих трехинститутов социализации (семья, детский сад и школа) необходимо дляполноценного развития личности.

Списоклитературы
 
1.        Абашина В.В.,Шайбакова С.Г. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом // Детский садот А до Я.- 2008.- №5.-с.139-141.
2.        Александрова Т.И.Взаимодействие ДОУ с другими социальными институтами // Управление дошкольнымобразовательным учреждением.-2003.-№4.-с.29-32.
3.        Андреева Н.А.Организация совместной работы педагогов и родителей по подготовке детейдошкольного возраста к школе // Детский сад от А до Я -2007.-№5.-с.139-142.
4.        АндрющенкоТ.Ю.,Шашлова Г.М. Кризис развития ребенка семи лет: Психодиагностическая икоррекционно-развивающая работа психолога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб.заведений.-М.: Изд. Центр «Академия», 2003.-96с.
5.        Аншукова Е.Ю.Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением иобщеобразовательной школой // Начальная школа.-2004.-№10.
6.        Бим-Бад Б.М.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.-М.: Большая РоссийскаяЭнциклопедия.- 2002.-с.528.
7.        Гуткина Н.И.Психологическая готовность к школе.4-е изд.; перераб. и дополн.-СПб.:Питер,2004.-с.208.
8.        Домбровская Е.Н.Социализация младших школьников в процессе фольклорно-танцевальных занятий //Начальная школа.-2008.-№10.-с.65-69.
9.        Каирова А.И.,Петрова Ф.Н. Педагогическая энциклопедия / Гл. ред. А.И. Каирова, Ф.Н.Петрова.-М.: «Советская энциклопедия», 1964.
10.     Клюева Н.В.,Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярноепособие для родителей и педагогов. -Ярославль: Академия развития, 1997.-с.240.
11.     Ковинько Л.В.Воспитание младшего школьника: Пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб.заведений, учителей нач. классов и родителей / Сост. Л.В. Ковинько.-4-е изд.,стереотип.-М.: Изд. центр «Академия», 2000.-с.288.
12.     Кон И.С. Ребеноки общество: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Изд.центр«Академия»,2003.-с.336.
13.     Кудрявцева Е.А.Преемственность в работе детского сада и школы как взаимосвязь в диалоге двухобразовательных структур // Детский сад от А до Я.-2008.-№5.-с.57-63.
14.     Лагутина Н.Ф.Детский сад как открытая развивающаяся система // Детский сад от А доЯ.-2008.-№5.-с.100-106.
15.     Лебедева Г.А.,Могильникова И.В., Чепурин А.В. Семейное воспитание: методические рекомендации/ Соликамский Государственный Педагогический Институт / Сост. Г.А. Лебедева,И.В. Могильникова, А.В. Чепурин.-Соликамск, СГПИ, 2004.
16.     Мардахаев Л.В.Словарь по социальной педагогике: Учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /Авт.сост. Л.В. Мардахаев.-М.: Изд.центр «Академия», 2002.
17.     Мудрик А.В.Социализация человека: Учеб.пособие для студ.высш. учеб.заведений.-М.:Изд.центр «Академия», 2004.
18.     Мухина В.С.Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник длястуд.вузов.-3-е изд., стереотип.-М.: Изд.центр «Академия», 1998.-с.456.
19.     Немов Р.С.Психология: Учеб. для студ.пед.вузов: В 3кн.-3-е изд.-М.: Гуманит.изд.центрВЛАДОС, 1999.-Кн.3: Психодиагностика. Введение в научное психологическоеисследование с элементами математической статистики.-с.632.
20.     Парамонова Л.,Арушанова А. Дошкольное учреждение и начальная школа: проблема преемственности// Дошкольное воспитание.-1998.-№4.
21.     Платохина Н.А.Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с социальнымиинститутами в процессе развития у детей ценностного отношения к родному краю //Детский сад А до Я.-2008.-№5.-с.44-56.
22.     Ратниченко С.А.Семейное воспитание как фактор эмоционального развития дошкольника // Детскийсад от А до Я.-2007.-№1.-с.150-158.-Психология семьи.
23.     Семина О. Учимсявзаимодействовать с родителями // Дошкольное образование.-2003.-№4.-с.33-36.
24.     Соколова Т.П.Сотрудничество детского сада и школы как одно из условий обеспеченияпреемственности дошкольного и начального школьного образования // Детский садот А до Я.-2007.-№5.-с.129-139.
25.     Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ.-М.:АРКТИ, 2004.
26.     Трубайчук Л.В.Дошкольное образовательное учреждение как открытая система // Детский сад от Адо Я.-2008.-№5.-с.6-12.
27.     Фомина В.П.Особенности организации образовательного процесса (из опыта работы) [текст] /В.П. Фомина // Образование в современной школе.-2007.-№2.-с.13-20.
28.     Ясницкая В.Р.Социальное воспитание в классе: Теория и методика: Учеб.пособие длястуд.высш.пед.учеб.заведений / Под ред. А.В. Мудрика.-М.: Изд.центр «Академия»,2004.-с.352.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Компьютеризация металлургических процессов
Реферат Норманнская теория происхождения русской государственности ее апологеты и критики
Реферат Определение уровня физической подготовленности учеников младшего школьного возраста
Реферат Negative Effects Of Steroid Use Essay Research
Реферат Popular Music Essay Research Paper Popular music
Реферат Разработка проекта автоматизации риэлтерской деятельности
Реферат Ebola Human Soup Maker Essay Research Paper
Реферат Проектирование моста через несудоходную реку
Реферат Возникновение предпринимательства в России
Реферат The Great Gatsby As A Satire Essay
Реферат Образ Софьи - первый в русской литературе образ думающей и чувствующей женщины
Реферат Successful Leadership Essay Research Paper Quality of
Реферат Разрушение озонного слоя земли хлорфторуглеводородами
Реферат Помощники из шестого Б сочинение-рассуждение
Реферат Электронные приборы