Реферат по предмету "Психология"


Анализ структуры конфликта

КУРСОВАЯРАБОТА
подисциплине «Менеджмент»
потеме: «Анализ структуры конфликта»

СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ
1.СТОРОНЫ КОНФЛИКТА
2.ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА
3.СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА
4.МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ОСНОВАНИИ СТРУКТУРЫИ ЭТАПОВ ЕГО РАЗВИТИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Конфликт, как «постоянныйфактор человеческой истории» лежит в основе развития мира. История любогообщества – это, в том числе, и история конфликтов, сопровождающихсяпсихологическими стрессами, материальными, культурными, человеческими потерями.Недаром Бертран Рассел писал: «Всемирная история есть сумма всего того, чегоможно было бы избежать». В прошлом, как и в настоящем, столкновение интересов неизбежно.
Конфликт – по сути дела –одна из форм внутривидовой и межвидовой борьбы за существование, один измеханизмов естественного отбора, который заставляет нас полностью раскрыться вборьбе с оппонентом. В этих условиях знание структуры конфликта позволяет нетолько управлять конфликтной ситуацией и извлекать пользу, как для себя, так идля оппонентов, но и предвидеть ее исход. Анализу структуры конфликта ипосвящена данная работа.

1. СТОРОНЫ КОНФЛИКТА
 
В любом социальном конфликте,будь то межличностный или межгосударственный конфликт, основными действующимилицами являются люди. Они могут выступать в конфликте как частные лица(семейный конфликт), как официальные лица (конфликт по вертикали) или как юридическиелица (представители учреждений и организаций). Кроме того, участники конфликтамогут образовывать различные группировки и социальные группы вплоть до такихобразований, как государство. Исследователи отмечают, что усиление, эскалацииконфликта происходит следующим путем: межличностный конфликт перерастает вмежгрупповой, а он, в свою очередь, в общеколлективный[1].
Степень участия в конфликтеможет быть различной: от непосредственного противодействия до опосредованного влиянияна ход конфликта. Исходя из этого, выделяют: основных участников конфликта;группы поддержки; других участников.
Основных участниковконфликта называют сторонами или противоборствующими силами. Это те субъектыконфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные или защитные)действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как«оппонент», что в переводе с латинского означает возражающий, противник вспоре.
Противоборствующиестороны – ключевое звено любого конфликта. Когда одна из сторон уходит от конфликта,то он прекращается. Если в межличностном конфликте один из участниковзаменяется новым, то и конфликт изменяется, начинается новый конфликт. Этопроисходит потому, что со сменой участников меняются и их интересы.
Часто в конфликте можновыделить сторону, которая первой начала конфликтные действия. Ее называютинициатором конфликта. Однако в длительных затяжных межгрупповых конфликтахбывает сложно определить инициатора. Многие из таких конфликтов имеютмноголетнюю историю, поэтому сложно бывает назвать тот шаг, который сталпричиной конфликта.
Часто выделяют такую характеристикуоппонента, как его ранг, то есть уровень возможностей оппонента по реализациисвоих целей в конфликте, «сила», выражающаяся в сложности и влиятельности егоструктуры и связей, его физические, социальные, материальные и интеллектуальныевозможности, знания, навыки и умения, его социальный опыт конфликтного взаимодействия.Так Аненков и Шипилов выделяют, например, следующие ранги оппонентов[2]:
·    оппонент 1 ранга– человек, выступающий от своего собственного имени и преследующий собственныеинтересы;
·    оппонент 2 ранга– отдельные индивиды, преследующие групповые интересы;
·    оппонент 3 ранга– структура, состоящая из непосредственно взаимодействующих друг с другомгрупп;
·    оппонент 4 ранга– государственные структуры, выступающие от имени закона.
Элвин Тоффлер выделяет, согласно западнымстандартам, три наиболее важных источника силы: насилие, богатство и знание.Насилие он считает низкокачественной силой. Оно может быть использовано как позитивно,так и негативно. Оно гораздо гибче, чем принуждение силой. Поэтому богатствоесть сила среднего качества.
Сила наивысшего качества исходит из применениязнаний. При этом ложные и двусмысленные факты, наряду с правдивыми фактами, научнымизаконами, религиозными взглядами, являются оружием силовой игры и выступаютформами знания. Знание выступает наиболее демократическим источником силы.
Знание, насилие и богатство, взаимоотношения междуними, определяют силу в обществе. Политический же вектор ресурсов вытекает извзаимодействия следующих факторов:
·    Фактор власти.
Устойчивость идейственность властных структур и ее легитимность в глазах населения илиотдельных социальных групп.
·    Факторчеловеческих ресурсов.
Число людей,поддерживающих, сотрудничающих или оказывающих особое содействие властнымструктурам, их число относительно всего населения, а также формы и устойчивостиих организаций.
·    Фактор знаний инавыков (технологической оснащенности).
Факторы умений, знаний ивозможностей этих людей, их способностей удовлетворять потребности политическихструктур.
·    Скрытые факторы.
Фундаментальные основанияделовой культуры и архетипов: психологические и идеологические факторы, такиекак привычки, отношение к повиновению и подчинению, наличие или отсутствиеобщественного доверия, идеология, чувство долга. По Веберу, дисциплина естьвозможность того, что в силу привычки команда получит быстрое и автоматическоеисполнение в стерео типизированных формах от данных групп или личностей.
·    Материальныересурсы и политика.
Собственность,естественные и финансовые ресурсы, экономическая система, система связи итранспорта.
·    Санкции.
Характер и силыпринуждения и наказания, которые имеются в распоряжении властных структур.
Сила есть способность к эффективному действию ипротиводействию. Но ее мощь зависит от взаимоотношений с другой стороны и проявляетсяво взаимодействии социальных групп. Коротко говоря, действия и противодействияявляются свойствами силы; они констатируют силу в действии.
Любой ресурс, выступающий основанием силы,эффективен только в том случае, если индивиды подтверждают этот ресурс. Ресурсиндивида только тогда дает силу, когда он имеет некоторый вес в контексте техотношений, где он используется.
Практически всегда влюбом конфликте за оппонентами стоят силы, которые могут быть представленыотдельными индивидами, группами и т.д. Они либо активными действиями, либосвоим присутствием, молчаливой поддержкой могут коренным образом воздействоватьна развитие конфликта, его исход. Отсюда происходит и их название – группы поддержки.Даже если учесть, что отдельные инциденты в ходе конфликта могут проходить безсвидетелей, исход конфликта во многом определяется их существованием.
К другим участниковконфликта относят:
·    подстрекателей,провокаторов, их цельспровоцировать конфликт для достижения собственных интересов;
·    посредников,медиаторов и судей, которые содействуют уменьшению остроты или полному прекращению конфликта;
·    организаторов конфликта, тех, кто его планирует ируководит его протеканием;
·    жертв конфликта[3].
2. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ КОНФЛИКТА
 
Ядром любого конфликтаявляется противоречие. В нем отражается столкновение интересов и целей сторон.Борьба, ведущаяся в конфликте, отражает стремление сторон разрешить этопротиворечие, как правило, в свою пользу. В ходе конфликта борьба можетзатухать и обостряться. В такой же мере затухает и обостряется противоречие.Однако проблема конфликта остается неизменной до тех пор, пока противоречие неразрешится.
В большинстве случаев сутьпротиворечия в конфликте не видна и не лежит на поверхности. Участникиконфликта оперируют таким понятием, как предмет конфликта. Предмет конфликта –это объективно существующая или воображаемая проблема, служащая основойконфликта. Это противоречие, из-за которого и ради которого стороны вступают впротивоборство.
Образ конфликтной ситуации– это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтноговзаимодействия. В психологии известна теорема Томаса: Если ситуациявоспринимается людьми в качестве реальной, то реальными будут и ее последствия.
Степень соответствия образа конфликтной ситуацииреальности может быть разной:
·    конфликтнаяситуация объективно существует, но не осознается участниками (конфликт ненаступает до осознания),
·    конфликтнаяситуация объективно существует, но осознается участниками с теми или инымиотклонениями (частично понятый конфликт),
·    конфликтная ситуацияобъективно не существует, но осознается участниками как конфликтная (ложныйконфликт),
·    конфликтнаяситуация объективно существует, при этом адекватно осознается участниками.
Мотивы конфликтующих сторон– это внутренние побудительные силы, которые подталкивают субъектов кконфликту.
Интересы конфликтантов – эмоциональноесостояние, связанное с осуществлением познавательной деятельности ихарактеризующееся побудительностью этой деятельности, преимущественной еенаправленностью на какой либо объект.
Объектом конфликта называется конкретнаяпричина, мотивация, движущая сила конфликта. Это материальная (ресурс),духовная (идея, норма, принцип и т.д.) или социальная (власть) ценность, кобладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента.
Объект конфликта можетбыть делимым и неделимым. Условием для конфликта является притязание хотя быодной из сторон на неделимость объекта, желание считать его неделимым,полностью владеть им. Такое понимание открывает более широкий спектр вариантоврешения конфликта, т.е. для конструктивного разрешения конфликта необходимо изменятьне только его объективные составляющие, но и субъективные.
Существует 3 типа объектов конфликта:
·    объекты, которыене могут быть разделены на части, владеть ими совместно с кем-нибудь невозможно;
·    объекты, которыемогут быть разделены на части в различных пропорциях;
·    объекты, которымиучастники конфликта могут владеть совместно (это ситуация мнимого конфликта).
Выделяют следующие различия между объектом ипредметом конфликта[4]:
·    В общем смыслеобъект конфликта это та сторона реальности, которая вовлечена в процессвзаимодействия с субъектами конфликта. В отличие от этого предмет конфликта эторазличия, разногласия, которые возникают между взаимодействующими сторонами икоторые они пытаются разрешить посредством противоборства.
·    Объект конфликтаможет быть истинным или ложным, потенциальным или актуальным, ложным ииллюзорным, смещенным и т.д. Предмет конфликта всегда реален и актуален. Борьбамежду оппонентами может развернуться не на жизнь, а на смерть, не смотря на то,что в споре могут отстаиваться утопические по своему содержанию идеи.
·    Объект конфликтаможет быть как явным, так и латентным, тогда как предмет всегда проявляетсяотчетливо.
Существуют следующие характеристики объектаконфликта[5]:
·    объект конфликтане существует сам по себе, он становится таковым при наличии интереса к нему состороны взаимодействующих субъектов (когда появляется желание им обладать, егоиспользовать, контролировать, присвоить и т.д.);
·    дефицитностьобъекта конфликта и наличие необходимости его использовать со стороны обеихсторон;
·    конкретноисторический характер объектов конфликта (вторая мировая война происходила заземлю, следующая в качестве объекта может иметь, например, воду);
·    релятивистскийхарактер объекта, связанный с разными субъективными оценками его значимости дляразных субъектов;
·    реалистическийобъект конфликта и нереалистический: тот, который в самом себе содержит цель исодержание (девиантное поведение не ради достижения каких-то уступок, а радисамого акта).
Окружающая среда – это совокупностьобъективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает большое влияние напричины его возникновения и его динамику. С точки зрения уровней социальнойсистемы различают макро- и микросреду. Макросреда это совокупность условийвзаимодействия людей, влияющих на большие социальные группы и государства. Микросредавлияет на малые группы, внутриличностное самочувствие и межличностноевзаимодействие. По природе составляющих ее компонентов можно выделитьфизическую (гео, климатические, экологические и пр.) и социальную (социальныеусловия, в которых развивается конфликт, включая его косвенных участников)среду. Поэтому можно говорить о том, что каждый конфликт имеет характеристики:
·    пространственные:географические границы, сферы возникновения и проявления конфликта, условия и поводвозникновения, конкретные формы проявления, средства и действия, которымипользуются субъекты, результат конфликта;
·    временные:длительность, частота, повторяемость, продолжительность участия каждогосубъекта, временные характеристики каждого из этапов;
·    социально-пространственныеколичество и интересы людей, втянутых в конфликт.
 
3. СУБЪЕКТИВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОНФЛИКТА
 
Помимо объективныхсоставляющих конфликта существуют также субъективные составляющие – устремлениясторон, стратегии и тактики их поведения, а также их восприятие конфликтной ситуации,т.е. те информационные модели конфликта, которые имеются у каждой из сторон и всоответствии с которыми оппоненты организуют свое поведение в конфликте.
Прежде всего, выделяют мотивысторон – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворениемпотребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающихконфликтную активность субъекта. В конфликте часто сложно выявить мотивы оппонентов,так как они в большинстве случаев их скрывают, предъявляя открыто мотивировку,которая отличается от истинных мотивов.
Конфликтное поведение состоит из противоположнонаправленных действий оппонентов. Этими действиями реализуются скрытые от внешнеговосприятия процессы в мыслительной, эмоциональной и волевой сферах оппонентов. Чередованиевзаимных реакций, направленных на реализацию интересов каждой стороны иограничение интересов оппонента, составляет видимую социальную реальностьконфликта.
Конфликтное поведение имеет свои принципы, стратегию итактики. Среди основных принципов выделяются: концентрация сил, координациясил, нанесение удара по наиболее уязвимому пункту в расположении противника,экономия сил и времени.
Стратегия поведения вконфликте рассматривается как ориентация личности по отношению к конфликту, установкана определенные формы поведения в ситуации конфликта. В основе выделениястратегий лежит концепция о «силовом поле» мотивации руководителя,ориентированного либо на производство, либо на человека, производителя. Первая «силоваялиния» ведет к максимально высоким объемам прибыли и рассматривается как напористость.Вторая направлена на человека, на то, чтобы условия труда в наибольшей степениотвечали его потребностям и запросам. Она рассматривается как кооперативность.Выделяются 5 стратегий.
Соперничество –заключается в навязывании другой стороне предпочтительного для себя решения.
Сотрудничество –позволяет осуществить поиск такого решения, которое удовлетворяло бы обестороны.
Компромисс – предполагаетвзаимные уступки в чем-то важном и принципиальном для каждой стороны.
Приспособление –основывается на понижении своих стремлений и принятии позиций оппонента.
При избегании – участникнаходится в ситуации конфликта, но без всяких активных действий по егоразрешению.
Как правило, в конфликтеиспользуются комбинации стратегий, порой доминирует одна из них. Например, взначительной части конфликтов по вертикали в зависимости от измененияобстановки оппоненты меняют стратегию поведения, причем подчиненные идут на этов полтора раза чаще, чем руководители – 71% и 46% соответственно.
Соперничество – наиболее часто применяемая стратегия:оппоненты пытаются реализовать данный способ достижения своей цели в более чем90% конфликтов, а сотрудничество – только в 2-3% ситуаций.
Стратегии в конфликтереализуются через различные тактики. Можно отметить следующие из них[6].
1. Тактика захвата и удержания объекта конфликта.
Применяется в конфликтах,где объект материален.
2. Тактика физическогонасилия (ущерба).
Применяются такие приемы,как уничтожение материальных ценностей, физическое воздействие, нанесениетелесных повреждений, блокирование чужой деятельности, причинение боли и т.п.
3. Тактикапсихологического насилия(ущерба).
Вызывает у оппонентаобиду, задевает самолюбие, достоинство и честь. Ее проявления: оскорбление, грубость,оскорбительные жесты, негативная личностная оценка, дискриминационные меры,клевета, дезинформация, обман, унижение, жесткий контроль за поведением идеятельностью, диктат в межличностных отношениях. Часто (более 40%) применяетсяв межличностных конфликтах.
4. Тактика давления.
Спектр приемов включаетпредъявление требований, указаний, приказов, угрозы, вплоть до ультиматума,предъявление компромата, шантаж. В конфликтах по вертикали применяется в двух изтрех случаев.
5. Тактикадемонстративных действий.
Применяется с цельюпривлечения внимания окружающих к своей персоне. Это могут быть публичные высказыванияи жалобы на состояние здоровья, невыход на работу, заведомо неудавшаяся попыткасамоубийства, неотменяемые обязательства (бессрочные голодовки, перекрытиежелезнодорожных путей, автомагистралей, использование транспарантов, плакатов,лозунгов и т.п.).
6. Санкционирование – воздействие на оппонента с помощьювзыскания, увеличения рабочей нагрузки, наложение запрета, установление блокад,невыполнение распоряжений под каким-либо предлогом, открытый отказ отвыполнения.
7. Тактика коалиций.
Цель – усиление своегоранга в конфликте. Выражается в образовании союзов, увеличение группы поддержкиза счет руководителей, общественности, друзей, родственников, обращении в СМИ,различные органы власти. Используется в более чем одной трети конфликтов.
8. Тактика фиксации своейпозиции.
Наиболее частоприменяемая тактика (80% конфликтов). Основана на использовании фактов, логики дляподтверждения своей позиции. Это убеждение, просьбы, критика, выдвижениепредложений и т.д.
9. Тактика дружелюбия.
Включает корректноеобращение, подчеркивание общего, демонстрацию готовности решать проблему,предъявление необходимой информации, предложение помощи, оказание услуги, извинение,поощрение.
10. Тактика сделок.
Предусматривает взаимный обменблагами, обещаниями, уступками, извинениями.
Тактики бывают жесткими, нейтральнымии мягкими. В конфликтах перемены тактик идут обычно от мягких к жестким.
Обычно конфликтнаяситуация характеризуется значительной степенью искаженности и неопределенности.Поэтому именно эта «неопределенность» исхода является необходимым условием возникновенияконфликта, ибо только в этом случае в конфликт могут вступать те его участники,которые с самого начала обречены на поражение.
При нейтральномвзаимодействии ситуация общения воспринимается, как правило, адекватно.Конечно, происходит определенное искажение и потеря информации, как в ходекоммуникации, так и в результате специфики социальной перцепции, о чем ужесказано выше при рассмотрении генезиса конфликта. Это вполне естественно, так какинформация не обезличена, а имеет личностный смысл. Однако в конфликтнойситуации восприятие претерпевает особенные изменения – возрастает степеньсубъективности восприятия.
Степень искажения конфликтнойситуации – не постоянная величина. Это могут быть незначительные отклонения, например,в кратковременных конфликтах. Однако исследования социально-перспективныхпроцессов в трудных ситуациях взаимодействия показывают, что искажения в восприятииситуации способны достигать значительных масштабов.
Рассмотрим, в чем состоитискажение конфликтной ситуации[7].
а) Искажение конфликтной ситуациицелом.
В конфликте искаженовосприятие не только отдельных элементов конфликта, но и конфликтная ситуация вцелом:
·    Конфликтнаяситуация упрощается, сложные или неясные моменты отбрасываются, упускаются, неанализируются.
·    Происходитсхематизация конфликтной ситуации. Выделяются лишь некоторые основные связи иотношения.
·    Уменьшаетсяперспектива восприятия ситуации. Предпочтение отдается принципу «здесь» и «теперь».Последствия, как правило, не просчитываются.
·    Восприятиеситуации происходит в полярных оценках – «белое и черное». Полутонаиспользуются редко.
·    Происходитфильтрация информации и интерпретация в том русле, которое соответствуетпредубеждениям.
б) Искажение восприятиямотивов поведения в конфликте.
А. Собственная мотивация.
Как правило, себеприписываются социально одобряемые мотивы (борьба за восстановлениесправедливости, защита чести и достоинства, защита демократии, конституционногостроя и т.д.) Собственные помыслы оцениваются как благородные, цели – каквозвышенные и поэтому достойные реализации. Оппонент закономерно приходит к выводу,что он прав.
Б. Мотивы оппонента.
Оцениваются как подлые и низменные(стремление к карьеризму, обогащению, подсиживание старшего начальника, лесть ит.д.) Если же воспринимающий вынужден ввиду несомненной очевидности фиксироватьи мотивы положительной направленности, то возникают ошибки в оценке мотивов. «Да,– рассуждает участник конфликта, – оппонент в чем-то может быть и прав, нопосмотрите, как он действует!». Далее следует подробный анализ противоречащих общепринятымнормам стремлений его оппонента.
в) Искажение восприятиядействия, высказываний, поступков.
А. Собственная позиция.
Обычно фиксируется нормативнаяобоснованность своей позиции, ее целесообразность.
Целевая составляющаярассматривается в русле «Я прав, поэтому я должен победить!».
Операциональнаясоставляющая может восприниматься в следующих вариантах:
·    я все делаюправильно;
·    я вынужден такделать;
·    по-другому в этойситуации невозможно поступить;
·    он сам виноват, чтомне приходится так действовать;
·    все так делают.
Б. Позиция оппонента.
Рассматривается какошибочная, бездоказательная, нормативно не подкрепленная. Поэтому единственновозможной целью оппонента, которая может быть признана и одобрена, является «ондолжен уступить, он должен проиграть».
Операциональнаясоставляющая воспринимается в следующих интерпретациях:
·    это подлыепоступки, это удары ниже пояса;
·    он делает толькото, что мне во вред;
·    он намеренно такпоступает.
г) Искажение восприятияличностных качеств.
А. Восприятие самогосебя.
Обычно выделяютсяположительные привлекательные черты. Они пропагандируются в среде окружающих, втом числе и в среде оппонента. Игнорируются и не принимаются замечания, упоминанияо любых сомнительны и невыгодных качества личности. Акцентирование только положительногов самом себе позволяет выдвигать постулат «хорошие люди совершают хорошиепоступки».
Б. Личность оппонента.
Происходит усиление игиперболизация отрицательных качеств. Игнорируется положительное.
Интересна оценкаустремлений противоборствующей стороны. Исследования показали, что только 12% участниковконфликта высказали мнение, что противоположная сторона была готова ксотрудничеству; 74% считали, что сами они стремились к сотрудничеству[8].
Таким образом, искажение восприятияличности оппонента проходит по формуле «образ врага» со всеми свойственными емухарактеристиками, представляющими собой сочетание как истинных, так и иллюзорныхкачеств. Признаки того, что в сознании сформировался образ врага, признаки, которыедолжны насторожить и заставить усомниться в собственной объективности, таковы:недоверие, возложение вины на врага, негативное ожидание, отождествлениеоппонента со злом, деиндивидуализация, отказ оппоненту в сочувствии. Последниетри свойства особенно показательны.
Пытаясь определитьсобственную степень искажения ситуации или искажение ее оппонентом, можноопираться на детерминанты, порождающие и усиливающие степень искажения конфликтнойситуации:
·    Состояние стрессаобычно сужает и затрудняет мышление, упрощает восприятие.
·    Высокий уровень негативныхэмоций ведет к резкому искажению.
·    Чем ниже уровеньинформированности участников друг о друге, тем больше человек достраивает ее, опираясьна созданный уже образ врага.
·    Личности с низкимкогнитивным развитием оценивают ситуацию поверхностно, их оценки носят крайнийхарактер.
·    Неумение предвидетьпоследствия приводит к искажению ситуации в 85% конфликтов.
·    Увеличениезначимости мотивов и потребностей, затрагиваемых в конфликте, приводит кувеличению искажения.
·    Доминирование всознании оппонента «агрессивной концепции среды» предопределяет ошибочное восприятиеконфликта.
·    Негативная установкана оппонента, сформировавшаяся в доконфликтной фазе, способствует искажению.
·    Ограниченность вовремени, ускоренное протекание конфликта искажает восприятие.
 
4. МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА НА ОСНОВАНИИ СТРУКТУРЫ И ЭТАПОВЕГО РАЗВИТИЯ
 
Зная структуру конфликтаи этапы его развития, необходимо выработать рациональное отношение к конфликту,как к возможности выявления противоречий, существующих относительно объективнои субъективно. В качестве одного из методов, направленных на использованиеконфликта в позитивных целях, был разработан «конфликт-метод»[9].
В основу«конфликт-метода» положен анализ структуры конфликта а также закономерностьэтапов развития «естественного» разворачивания и эскалации конфликтнойситуации.
Этапы конфликта отражают существенные моменты,характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения:
1. Предконфликтная стадия– нарастание социальной напряженности или формирование конфликта,характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидациейсторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту.
2. Инцидент – конфликтныйэпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, в которой происходитстолкновение интересов или целей участников.
Инцидент может бытьспровоцированным, но чаще спонтанным.
Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровнеэмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на граникаких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
3. Эскалация конфликта – прогрессирующее во времениразвитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующиеразрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чемпредыдущие.
Эскалация может быть непрерывной с постоянно возрастающейстепенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваютсяконфликтанты; и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, тоспадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениямиотношений.
4. Сбалансированноепротиводействие.
Отдельные авторы (А.Г.Здравомыслов, С.В. Соколов) выделяют стадию тупика: равновесие, вызванноенеэффективностью предпринимаемых шагов и осознанием пирровой победы, параличдействий, поиск новых подходов и смена лидеров, переоценка собственныхинтересов, затухание противоборства, перемирие, начало переговоров[10].
5. Завершение конфликта:угасание или преобразование конфликта.
Необходимо различать завершение и разрешениеконфликта, это разные понятия. Понятие завершения является более общим иозначает любую форму его окончания. Разрешение же предполагает более частныйслучай завершения конфликта разрешение проблемы, ставшей причиной данноговзаимодействия.
6. Послеконфликтнаястадия.
Послеконфликтная стадия состоитиз 2 фаз:
·    частичнаянормализация отношений характеризуется наличием негативных эмоций, не дающихвозможности спокойно реагировать на действия противной стороны. Для этой фазыхарактерны переживания, осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровнейпритязаний, отношения к партнеру, обострение чувства вины по отношению к нему;
·    полнаянормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшегоконструктивного взаимодействия.
«Конфликт-метод» – этопуть познания и способ построения рациональной деятельности, а также освоенияконфликтной действительности, с целью выявления противоречий и минимизациидеструктивных элементов в конфликте, перевода конфликта в социально-позитивноерусло.
Вводя понятие «конфликт-метод»в арсенал методов профилактики конфликтов, поясним его возможности. Онпозволяет:
·    выявить основныепротиворечия между конфликтующими сторонами;
·    провестидиагностику ситуации на микроуровне;
·    в соответствии сполученным материалом отделить «пустую» породу от «ценной»;
·    дать необходимыесредства и методы работы с этим материалом самим участникам конфликта;
·    развиватьрефлексивное мышление;
·    минимизироватьразрушительные последствия;
·    вырабатыватьстрессоустойчивые качества в конфликте;
·    способствоватьформированию конфликтологической компетенции.
Как явление в жизничеловека, конфликты, как это не парадоксально, с одной стороны – являютсятрудно наблюдаемыми объектами; с другой – многие процессы не наблюдаютсянепосредственно, а некоторые представлены явно, как фактический материал,который часто невидим и не осознается конфликтующим, хотя и находится наповерхности. Конфликтующий человек рефлектирует любое воздействие, поэтомуэкспериментирование с конфликтом крайне затруднено и связано:
·    с трудностямиформулировки и указания целей и методов проведения диагностики конфликта;
·    с трудностямиопределения действительных последствий воздействия на развитие конфликта и наповеденческие реакции конфликтующих субъектов;
·    со сложностьюопределения взаимозависимости отдельных мероприятий, воздействующих на конфликт;
·    снеэффективностью проведения многих мероприятий с целью влияния на конфликт.
Одной из главных задач впрофилактике конфликтов является познание механизмов развития конфликта ивзятие под контроль конфликтующих сторон тех процессов, связей и отношений,которые зависят непосредственно от них самих. Только тогда можно ставить вопросо возможности управления конфликтом на микроуровне. Поэтому необходимы социальныетехнологии, строго регламентирующие действия конфликтующих сторон, позволяющиеконтролировать изменение процессов в конфликте в приемлемые сроки и в нужномнаправлении. Эффективность социальных технологий зависит от того, насколькобудут адекватны целям и задачам принимаемые в конфликте управленческие решения.Поскольку конфликтующие стороны в конфликте зачастую стремятся уклониться отрегламентации, то их действия должны быть подкреплены проектируемой и принятойсистемой ответственности.
Необходимо осознать, чтосистема ответственности – это механизм принуждения, система, подкрепляющая ипредопределяющая соотношение ценности принятого решения с ущербом от неверныхрешений и адекватных санкций за безответственные решения. Для того чтобымеханизм начал работать в действии, необходимо «создать» для человека такиеусловия (или среду), в которых была бы возможность принятия этого механизма,выработки определенных личностных качеств, связанных с ответственностью, атакже осознания некоторых поведенческих тенденций в ситуации риска,неопределенности и конфликта. А так как высокий риск, ситуация неопределенностии обострения конфликтов являются неотъемлемыми спутниками социальных инноваций,то среда должна быть «создана» (или смоделирована) в соответствии с этимитребованиями. Одним из главных требований является то, что от человекатребуется предельное напряжение интеллектуальных, эмоционально-психологическихи физических сил на грани возможного. Позитивное развитие конфликтной ситуации возможночерез развитие конфликтующего человека (или конфликтующих сторон). А так каквзрослый человек может развиваться только за пределами уже достигнутого, то длявыявления границ достигнутого, «конфликт-метод» является идеальным методом исоответствует такой задаче.
В технологии должно бытьпредусмотрено использование конфликтогенных факторов, содержащих в себеинформацию, приводящую к неудовлетворенности людей и к появлению и обострениюпротиворечий между ними. Провоцирующим моментом является применениеконфликтогена. Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд,выявляющие разность чувств, отношения, оценок конфликтующих субъектов. Конфликтогенможет быть основанием конфликта, более того, один конфликтоген может породитьнесколько оснований конфликта, по которым может развиваться несколькоконфликтов. Отсюда многомерность конфликта, протекающего по разным основаниям,что говорит о необходимости тщательного вычленения конфликта из цеписуществования различных этапов конфликтной ситуации, выделения всех егоатрибутов – основания, конфликтогенов, фазы нагнетания напряжения, фазыперехода одного конфликта в другой, а также различения самого переходногоэтапа, в котором заложено сотрудничество, конкуренция и конфликт. Если мырассматриваем конфликт как метод сопутствующих изменений в образовательномпроцессе, то необходимо очертить круг задач, которые должны быть поставлены приего использовании, применительно не только к конфликту как структуре ипроцессам, но и относительно самих конфликтующих людей.
1. Человек в конфликтедолжен конструктивно осознать все основные ценности, которые находятся вовзаимодействии в конфликте, а также элементы конфликта как целостного объекта.
2. Он должен узнатьнеобходимые и достаточные условия, закономерности перехода из одного этапаконфликтной ситуации в другой, а также из одной ситуации конфликта в другую.
3. Он должен уметьспрогнозировать будущую конфликтную ситуацию, которая создается конфликтом.
4. Он должен захотетьконструктивно изменить ситуацию и воспользоваться конфликтом как средством длядостижения своей цели, с учетом цели другой стороны. Цель и задачи необходимонаучиться ставить и формулировать самостоятельно, беря на себя ответственностьза собственные действия, эмоции, чувства, самоопределение в конфликте.
5. Ему необходимо найтисмысл и место данного конфликта в жизненной стратегии и подготовиться к будущимконфликтам. На решение этих задач и направлен конфликт-метод. Преимуществоэтого метода заключается в том, что с его помощью причинная связь постигаетсяне извне, а изнутри.
Построение новыхвзаимоотношений в конфликте, сохранение самого ценного, что делает людей человечными– это основной смысл профилактики конфликтов. Основной морально-этическийпринцип долженствования концепции профилактики звучит так: конфликтующиестороны должны стремиться к уменьшению разрушительных сил в конфликтах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Как внутриличностный, таки межличностный конфликт – это элементы, затрудняющие коммуникации междулюдьми.
Для анализа конфликта необходимо определить егосоставные части или элементы структуры конфликта, которые при всем многообразииконфликтных взаимодействий, тем не менее, задают некий скелет, устойчивую форму,присущую любому конфликту. Несмотря на то, что конфликт это всегда процесс,любой конфликт характеризуется определенным инвариантом его элементов,образующих внутреннюю структуру конфликта как целостного явления. К такимэлементам относятся:
·    стороныконфликта,
·    предмети объект конфликта,
·    образыпредмета конфликта,
·    мотивыконфликта,
·    позициисторон.
Знание элементовконфликта позволяет применять методы, направленные на уничтожение, локализациюконфликта или перевода его в позитивное русло. Одним из таких методов является«конфликт-метод». Суть метода заключается в том, чтобы вовремя предотвратитьвозникновение конфликта, перевести людей из состояния вражды интересов всостояние соревнования на основе общеизвестных правил, настроить их насотрудничество и взаимопонимание. Таким образом, одной из важнейших функцией«конфликт-метода» в ходе разрешения конфликта является создание условий для егоперехода в состояние конкурентной борьбы, а не дальнейшей эскалации конфликта.

ЛИТЕРАТУРА
 
1.  Андреев В.И.Конфликтология. Казань, 1992.
2.  Аненков А.Я.,Шипилов А.И. Конфликтология. М., 1999.
3.  Горлик В.А.Конфликт как метод выявления противоречий.// Вопросы психологии. 2003.№3.
4.  Гришина Н.В.Давайте договоримся. СПб., 1993.
5.  Громова О.Н.Конфликтология. М., 1993.
6.  Здравомыслов А.Г.Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.
7.  Казанцев А.К., ПодлесныхВ.И., Серова Л.С. Практический менеджмент. Учебное пособие. М., 1998.
8.  Кармина А.С.Конфликтология. Учебник. СПб., 2001.
9.  Коррассм Ч.Л.Искусство ведения переговоров. М., 1997.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Неопровержимые христианские истины во свете Библии и науки
Реферат Боевые действия русского флота на Балтийском море в 1914-1917 гг
Реферат Валы и оси
Реферат Матеріальні носії документа
Реферат Социалистическое движение и национальный вопрос в Чехословакии в 1920-1928 годах
Реферат Новогодний мерчандайзинг – это просто!
Реферат Простые эфиры Краун-эфиры Представления о межфазном катализе Реакции простых эфиров
Реферат Функции средств массовой информации в системе государственной власти
Реферат Аннотации к фильмам и программам телевизионного канала рен тв на неделю с 15 по 21 августа 2011 года программы премьера. «Ни свет ни заря» эфир понедельник-пятница
Реферат Личностно-развивающее образование в современной педагогике
Реферат Женева
Реферат Проведение внутреннего аудита на производственном участке по сборке велосипедов завода «Луч»
Реферат Creatine In Sport Essay Research Paper One
Реферат Писемский А.Ф.
Реферат 3 Виды, формы и система оплаты труда, порядок ее начисления