Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Современное транспортное машиностроение стран зарубежной Европы: тенденции развития и внутрирегиональные различия

А.В.Кулаков
Транспортноемашиностроение является одной из важных отраслей машиностроительного комплексастран зарубежной Европы. Выделение из всего машиностроительного комплекса еготранспортной подотрасли произведено на основе отраслевой классификации, применяемойв зарубежных статистических и профессиональных источниках. Согласно этойклассификации в машиностроительном комплексе выделяются четыре основныеподотрасли — общее машиностроение, включающее в себя производство научного иизмерительного оборудования, электронное и электротехническое машиностроение,транспортное машиностроение и металлообработку.
Транспортноемашиностроение занимает одно из ведущих мест в структуре машиностроительногокомплекса стран зарубежной Европы. На его долю приходится 25% (1995 г.) отобщего объема производства. За последние десять лет, с 1985 по 1995 год,наблюдается неуклонный рост удельного веса отрасли в общей структуре комплекса.Этот показатель составляет 0,6% при среднем росте 0,48%.
Овысоком уровне развития отрасли в регионе говорит и следующий факт. Семьтранс-национальных корпораций, представляющих в зарубежной Европе транспортноемашиностроение, входят в число 100 крупнейших компаний мира. Этот списокежегодно публикуется в изданиях Организации Объединенных наций по вопросампромышленного развития (UNIDO) и Европейской экономической комиссииЕвропейского Союза. При составлении данного списка учитываются такиепоказатели, как товарооборот за год, чистая прибыль, количество работающих напроизводстве. В 1994 году в этот список вошли “Даймлер Бенц” (оборот средств54121 млн. экю, прибыль 548 млн. экю) — 8 место, “Фольксваген” (оборот 41623млн. экю, прибыль 77 млн. экю) — 19 место, “ФИАТ” (оборот 33925 млн. экю,прибыль 526 млн. экю) — 23 место, “Рено” — 36 место, “Пежо” — 43 место, БМВ —53 место, “Вольво” — 67 место. Эти данные свидетельствуют о значительной ролитранспортного машиностроения в структуре как всего комплекса, так и во всейобрабатывающей промышленности стран зарубежной Европы.
Рассматриваемыйпериод времени (1985 — 1995 гг.) характеризуется высокими темпами ростанаиболее прогрессивных средств транспорта — автомобилей и самолетов, присущественном снижении (как в относительном, так и абсолютном) производстважелезнодорожного подвижного состава и судов.
Главнойподотраслью современного транспортного машиностроения являетсяавтомобилестроение. Зарубежная Европа занимает второе место в мире попроизводству автомобильной техники. На ее долю приходится 31% мировогопроизводства, в то время как у США и Японии 34% и 30% соответственно. Напроизводство автомобилей приходится 78% УЧП (условно чистая продукция) всеготранспортного машиностроения. Особое место занимает производство легковыхавтомобилей, доля которых в структуре производства всей автомобильной техники встранах зарубежной Европы наиболее высока и составляет 87%, в США 63%, в Японии67%.
Самойбыстро развивающейся подотраслью транспортного машиностроения являетсяавиационная промышленность. Однако даже самые крупные европейские производителине могут пока конкурировать с американскими корпорациями. Доля американцев намировом рынке составляет 85,6%, европейцев — 14%. Такая ситуация способствуетразвитию и расширению межгосударственного сотрудничества в реализациикрупномасштабных проектов в области разработки, освоения и коммерческойреализации новых типов самолетной техники. Почти все крупные европейскиепроекты являются межгосударственными: “Конкорд” (Великобритания, Франция),аэробусы серии “А” (Франция, ФРГ).
Помасштабам судостроения зарубежная Европа значительно уступает Японии, нопревосходит США. Причиной серьезного отставания является кризис судостроения70-х — начала 80-х годов, когда было свернуто до 50% производственныхмощностей. Закрылись многие верфи Великобритании, ФРГ, Франции, Испании, Швеции.В начале 90-х годов за счет скоординированной общеевропейской политики вобласти развития судостроения удалось остановить спад в отрасли, и в последниетри года наблюдается небольшой рост объемов производства (в среднем 0,8% вгод).
Впоследние годы значительны успехи европейского железнодорожного машиностроения.Быстрое развитие данной отрасли связано с расширением Европейского Союза ипринятием им комплексной программы модернизации железнодорожного транспорта.Большое внимание в Европе уделяется созданию скоростной и сверхскоростнойжелезнодорожной техники, которая уже сейчас является серьезным конкурентомсреднемагистральной авиации. Первые сверхскоростные линии поездов на магнитнойподвеске, оснащенных европейской техникой, уже находятся в промышленнойэксплуатации в Германии и Франции.
Рассмотревобщие черты развития транспортного машиностроения, целесообразно перейти канализу его развития в отдельных государствах.
Запоследние десять лет доля транспортного машиностроения в отраслевой структурекомплекса большинства стран региона изменялась незначительно. В таких странах,как Германия, Польша, Швейцария, Австрия, Дания, она немного уменьшилась (от0,2% до 2%). В Бельгии, Болгарии, Великобритании, Нидерландах, Норвегии онаувеличилась от 0,5% до 3%. Однако в зарубежной Европе есть страны, в которыхизменения отраслевой структуры машиностроения более существенны. Так, резкоупала доля транспортного машиностроения в Исландии (с 42,4% до 18,2%), вРумынии на 9%, в Финляндии на 7%. В некоторых странах этот показательзначительно возрос: в Испании с 30% до 40%, на Мальте с 4,7% до 24%, в Словениис 9% до 19%. Данная отрасль является главной в машиностроительном комплексеИспании и Франции, наименьшее значение у нее в Швейцарии, Австрии, Финляндии.
Ведущейстраной по уровню развития транспортного машиностроения в зарубежной Европеявляется ФРГ. На ее долю приходится 44,8% всей продукции отрасли в регионе. Зарассматриваемый период этот показатель вырос на 1,8%. Особенно прочнылидирующие позиции ФРГ в автомобилестроении. Ежегодно в стране выпускаетсяоколо 5 млн. штук только легковых автомобилей. Основные автомобилестроительныеконцерны занимают главные позиции на мировом рынке. Германия занимает первоеместо в регионе по производству пассажирских самолетов (“Дойче Эрбас”),составляя серьезную конкуренцию американцам. ФРГ является лидером в областиразработки и создания новых видов железнодорожной техники. Наибольшие успехидостигнуты в создании сверхскоростной системы железных дорог на магнитной подвеске.
Значительно,почти на 3%, выросла доля Франции. В 1993 г. по этому показателю она обогналаВеликобританию, и сейчас он составляет 15,5%. Франция занимает в регионе второеместо по объему производства автомобилей (3,8 млн. штук). Свыше 85% автомобилейпроизводят фирмы “Рено” и “Пежо”. Страна выделяется своим ракетокосмическиммашиностроением. Особенно велики успехи в производстве продукции военногоназначения. Франция является также одним из главных производителейжелезнодорожной техники: электровозов, вагонов и другого подвижного состава.
Удельныйвес транспортного машиностроения Великобритании в Европе немного уменьшился (с14,5% до 14%). Это было вызвано в первую очередь резким сокращением объемовпроизводства в судостроении и длительной стагнацией в автомобилестроении. Впоследние два года британскому правительству удалось переломить негативныетенденции в развитии отрасли и добиться наибольшего роста. Из всех отраслейтранспортного машиностроения в Великобритании наиболее динамично развиваетсяавиастроение — одна из важнейших отраслей международной специализации страны.
Надолю Италии приходится 7,1% объемов производства транспортных средств врегионе. Главной отраслью является автомобилестроение (2,8 млн. штук), 91%производства легковых автомобилей в стране принадлежит концерну “ФИАТ”
Запрошедшее десятилетие почти в два раза (с 3,2% до 6,1%) выросла долятранспортного машиностроения Испании. Ведущей отраслью и здесь являетсяавтомобилестроение, которое работает по лицензиям европейских, американских ияпонских концернов (2,5 млн. легковых автомобилей). По уровню развитиясудостроения Испания вошла в число ведущих производителей и поставщиков судов вмире.
Продолжаетснижаться доля Швеции. За рассматриваемый период она сократилась до 2%, и внастоящее время страна занимает 6 место в регионе. Основу транспортногомашиностроения составляют судостроение и автомобилестроение, здесь доминируютконцерны “Вольво” и “Сааб-Скания”.
Долядругих государств очень незначительна и не превышает 2%. Особенно заметносокращение доли стран Центральной Европы. Так, в Болгарии объемы производствасократились в 6 раз, в Румынии в 5, в Чехии в 3, в Венгрии в 2 раза. Этосвязано с общим кризисом в экономике и коренной перестройкой отраслевойструктуры машиностроения.
Дляполной характеристики состояния отрасли необходимо дать анализ внешней торговлиее продукцией.
Заанализируемое десятилетие характерно увеличение объемов внешней торговли. Поудельному весу выделяются основные страны-производители продукции: ФРГ, Франция,Великобритания, Италия. Заметную роль играют Нидерланды, Швеция, Бельгия.Традиционно низки объемы внешней торговли продукцией транспортногомашиностроения у Исландии, Греции, Болгарии.
Главнымэкспортером продукции транспортного машиностроения в зарубежной Европе являетсяГермания, далее идут Франция, Великобритания, Бельгия. Значительно улучшиласвои позиции Испания, отодвинув по объемам продаж Италию. Объемы экспортадругих стран незначительны.
Крупнейшимиимпортерами продукции машиностроения в регионе являются ведущие государства:ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Швеция. Минимально участие в импортныхоперациях небольших стран-производителей продукции отрасли.
Врезультате всех изменений во внешней торговле только шесть стран имеютположительное сальдо внешнеторгового баланса: ФРГ, Франция, Испания, Бельгия,Швеция, Польша.
Выполненныйанализ позволяет сделать вывод: транспортное машиностроение является одной изведущих отраслей машиностроительного комплекса зарубежной Европы. В целом онозанимает 3-е место по стоимости УЧП и в некоторых странах определяет “лицо”всего машиностроения. По уровню развития транспортного машиностроения странызарубежной Европы можно разделить на 6 групп:
1.Страны с очень высоким уровнем развития, имеющие все подотрасли транспортногомашиностроения, — Германия.
2.Страны с высоким уровнем развития, но не имеющие всего спектра производств, —Франция, Великобритания, Бельгия.
3.Страны с высоким уровнем развития отдельных подотраслей транспортногомашиностроения — Швеция, Норвегия, Италия, Нидерланды.
4.Страны со средним уровнем развития транспортного машиностроения — Испания,Польша, Ирландия, Чехия, Австрия.
5.Страны с низким уровнем развития отрасли — Румыния, Греция, Венгрия, Болгария.
6.Страны с очень низким развитием отрасли, где все производство сосредоточено нанебольших заводах, являющихся филиалами крупных концернов, — Люксембург,Мальта, Исландия.
Список литературы
1.Обзор экономического положения Европы в 1994-1995 годах. ООН, Нью-Йорк, Женева, 1995.
2. Industrial Development Global Report 1995. UNIDO. OxfordUniversity Press 1996.
3. Industrial Statistics 1996. UNIDO. Vienna 1996.
4. International trade statistics yearbook U.N., New York 1995.
5. Panorama of EU industry, 92, 93, 95/96, 97. European Commission.Luxembourg: Office for official Pablications of the European Communities, 1995.Brussels.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.yspu.yar.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.