Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Световые приборы автомобилей: история, современность, правила

Реферат по дисциплине «Электрооборудованиеавтомобилей»
Выполнили студенты группы АТ-61д Вагин Р.С. Кобец В.С.
Рубцовский индустриальный институт АЛТГТУ
Рубцовск 2010
Введение
Автомоби́льная светоте́хника — комплекссветовой техники, использующийся для сигнализации и освещения. Автомобильноеосвещение монтируется в передней, в задней, а также в боковых частяхтранспортного средства в виде фар или фонарей. Установка может быть каквыступающим элементом кузова автомобиля, так и спрятана заподлицо.
Основными назначениями автомобильного освещениязаключается:
Обеспечение освещения дорожного покрытия ипространства впереди после наступления темноты
Обозначение транспортного средства, его габаритов инаправления движения для других участников дорожного движения как в темное, таки в светлое время суток
Предупреждение других участников дорожного движения онамерении водителя изменить скорость или направление движения
В основе автомобильного освещения лежит цветоваямнемоника, обозначающая красный цвет как опасность, жёлтый цвет —предупреждение, а белый цвет — нейтральность.
В настоящей работе мы рассмотрим историю развитиявнешних световых приборов автомобилей, их устройство и назначение, требованияпредъявляемые к световым приборам на территории Российской Федерации, а такжепоследние новинки на рынке светоприборов.
Со времен создания автомобиля и перехода его в статусполноценного транспортного средства возник вопрос о возможности круглосуточногоиспользования автомобиля. А это в свою очередь требовало наличия осветительныхприборов.
Самые первые фонари использовали керосин, но решалипроблему освещения очень плохо. Скорее керосиновые фонари просто обозначалитранспортное средство. Летчик и авиаконструктор Луи Блерио в 1896 годупредложил использовать ацетиленовые светильники. Подобные светильники к томувремени использовались в качестве паровозных прожекторов. Для получения газаацетилена использовался специальный бак установленный на подложке со стороныводителя, в который засыпался карбид кальция и вода. Для включения фар водителюприходилось открывать кран подачи ацетилена, открывать фары и зажигатьвстроенные в них горелки спичкой.
Начиная с 1920 годов стали использоватьсяэлектрические лампы. Фары, имеющие лампы накаливания, представляли собойпрожекторы, которые слепили встречных водителей. При разъезде со встречнымавтомобилем водителю приходилось наклонять фары вниз, используя для этих целейспециальный рычаг с тросовым или гидравлическим механизмом. Другой способснижения ослепления был основан на уменьшении интенсивности свечения путемснижения тока накала ламп с помощью реостата. Но все эти ухищрения отвлекаливодителя и не давали возможности установить фары после изменения в исходноеположения.
На более дорогие машины устанавливались индивидуальныефары для ближнего и дальнего света. Мощность таких фар была различна: дляближнего света составляла 30 Вт, для дальнего 50 Вт. Угол пучка фар ближнегосвета устанавливался для освещения дороги на 15-20 метров вперед, в то время как свет дальних — на 40-60 метров. Это позволяло водителю переключать фары на нужный режим освещения намного удобнее.
Мощность и дальность света удалось увеличить используяразработки Ивана Петровича Кулибина в области параболического отражателя. Такимобразом фара имеющая параболический рефлектор и линзы могла освещать нанесколько сотен метров.
В дальнейшем производители стали усложнять конструкцииламп. Bosch в 1925 году первые стали изготавливать двунитиевые лампы накаливания,одна нить которой использовалась для ближнего света, другая для дальнего. Вмассовое использование попали галогенные лампы, имеющие лучшие характеристики ибольшую надежность. Так же стало возможным уменьшить вес аккумуляторных батарейза счет появления в автомобилях генератора, который осуществлял питание мощныхэлектроламп и снял проблему необходимости подзарядки батарей на станциях.
Изменения светотехники сопровождалось введением новыхправил освещения. В 1957 году в Европе был узаконен асимметричный свет, покоторому свет от водителя светил ближе, чем свет со стороны пассажира. Этоснижало риск ослепления встречного водителя и повышало безопасность.
Другое направление модернизации осветительной техникизаключалось в изменении формы фары. Если раньше все фары имели круглый профиль,то начиная с 1961 года Citroën попробовал квадратные фары. Это позволилоповысить аэродинамику автомобиля, усилить световой поток благодарясветоотражателю Hella эллипсоидной формы с двумя осями, где две пары лучей изразных фокусов собирались в одну собирающую линзу. А в 1986 году на автомобилиBMW устанавливали трехосные фары.
Благодаря вычислительным мощностям современныхкомпьютеров стали возможными расчет и изготовление фар имеющих практическилюбую форму, подходящую по желанию дизайнера автомобиля. Сложность устройствасовременной фары заключается во множестве фокусов светоотражателя фары,отвечающих за освещение определенного участка дороги.
Внешние световые приборы
Передние огни и фары
Фара — электрический светотехнический прибор,используемый на транспортном средстве и применяющийся для освещения дороги. Наспециальной технике может использоваться для освещения места проведения работ.Обычно фара размещается спереди транспортного средства, на специальной техникеможет быть и сзади, а также иметь поворотный механизм. Каждое транспортноесредство должно иметь не менее 1 пары фар установленных симметричноотносительно продольной оси транспортного средства.
Ближний свет
Правые фара и подфарник на автомобиле ВАЗ-2106, работающиев режиме ближнего света.
Дорожное покрытие освещенное фарами ближнего света.
Фары ближнего света применяются для освещения частиобочины и дорожного полотна ограниченной площади. Световой пучок фар ближнегосвета распространяется вниз и в противоположную сторону от встречного потока.Ближний свет может быть представлен отдельной фарой, блок-фарой илидополнительной нитью накала двунитьевой лампы в зависимости от конструкцииавтомобиля. Создаваемый фарой ближний свет не слепит встречных водителей, благодарячему включение этих фар используется при разъезде автомобилей. Использованиетолько ближнего света на больших скоростях движения автомобиля невозможно из-заограниченной видимости дороги, поэтому в ночное время суток при приближенииводители переключают фары из режима дальнего света на ближний, а после разъездавосстанавливают дальний свет.
В России движение по загородным трассам обязываетводителей включать ближний свет даже в светлое время суток для обозначениятранспортного средства. Сейчас рекомендуют использовать ближний свет придвижении и в городах. Это правило пришло в Россию из стран Европы.
Дальний свет
Дорожное покрытие, освещенное дальним светом фар
Дальний свет распространяется мощным пучкомпараллельно полотну дороги и рассчитывается для освещения большей площадидороги. Из-за этих своих особенностей дальний свет должен выключаться присближении с встречным автомобилем во избежание ослепления водителя.
Передние фонари (Габаритные огни)
Существует несколько обозначений передних фонарей: габаритныеогни, подфарники, парковочные лампы (для Северной Америки) и просто передниефонари (для Англии). В Северной Америки фонари могут иметь как белый, так иянтарный цвет, во всем остальном мире только белый. Сила свечения находится впределах от 4 до 125 кд.
Габаритные огни могут быть в составе блок-фары, атакже и в виде отдельного фонаря имеющего белое свечение. Устанавливается паройпо обе стороны автомобиля и на одной линии. Основное назначение габаритныхогней — это обозначение автомобиля, а также в качестве стояночного освещения.При маневрировании световая сигнализация предупреждает других водителей оначале движения транспортного средства и о его размерах. Правила обязываютиспользование в дневное время суток при движении транспортного средствагабаритных огней совместно с противотуманными фарами.
Передние противотуманные фары
Противотуманные фары создают горизонтальный широкийпучок обрезанный сверху и направленный вниз. Цвет излучаемого фарами светаможет быть как белый, так и отборный жёлтый. Фары используются на низкойскорости для увеличения освещенности дорожного покрытия и обочины в условияхнедостаточной видимости из-за дождя, тумана, пыли или метели. Из-за своегоустройства разумней их использовать отдельно от включения ближнего света, таккак это уменьшает самоослепление водителя от стены тумана или падающего снега,но по правилам включение противотуманнок обязательно должно сопровождатьсявключением ближнего света фар.
В условиях ограниченной видимости использованиепротивотуманных фар запрещено (например, в Англии), так как это создает блики ислепит встречных водителей, особенно на мокрой мостовой.
Противотуманные фары часто путают с фарами ближнегосвета как раз из-за необязательности их иметь отборный желтый цвет света. Вдилерских центрах ссылаются на взаимозаменяемость и устанавливают в топовыхверсиях автомобилей, а также в качестве дополнительного оборудования. Всеприводит к тому, что многие водители используют противотуманные фары в сухуюпогоду чисто в косметических целях, так как нет никакой юридическойответственности за неправильное использование противотуманных фар.
Автомобили используемые в ралли, соревнованиях побездорожью или просто эксплуатируемые на очень высоких скоростях частокомплектуются дополнительными лампами помогающими расширить область видимостиводителя впереди автомобиля.
Для внедорожников в качестве защиты от поврежденийдополнительные фары крепятся на специальную балку над крышей автомобиля, чтоповышает дальность видимости. Использование таких огней на гражданскихавтомобилях запрещено, однако отключенные и закрытые крышками фарытранспортироваться на крыше по дорогам общего пользования могут. Сложныеконструкции могут содержать также боковые противотуманные фары и простыенаправленные по сторонам для освещения обочин в условиях плохой видимости.
В России внедорожные огни, установленные над крышейавтомобиля получили прозвище «люстра».
Фонари дневного света
Некоторые страны разрешают или требуют оснащенияавтомобиля фонарями дневного света. Это может быть функционально независимыйфонарь или эти функции может нести фары ближнего или дальнего света, передниесигналы поворота или передние противотуманные фары в зависимости от местногозаконодательства. По правилам ЕЭК фонари дневного света должны излучать свет неменее 400 кд, но не более 1200 кд во всех направлениях. Многие страны допускаютиспользование фар ближнего света. Канада, Швеция, Норвегия, Словения,Финляндия, Исландия и Дания требуют отдельного независимого фонаря дневногосвета. Страны, не требующие установку фонарей, допускают их использование
В Северной Америке фонари дневного света могутвыдавать до 7000 кд и могут быть представлены фарами дальнего света,работающими на низком напряжении. Это вызвало большое количество жалоб наослепление.
Использование передних, боковых и задних габаритныхогней разрешено, требуется или запрещено одновременно с фонарями дневного светав зависимости от законодательства и принципа работы дневных фонарей. Крометого, по правилам, фонари дневного света, установленные близко с сигналамиповорота, могу или должны выключаться или переключаться на интенсивностьизлучения габаритных фонарей отдельно в соответствии с включенным сигналомповорота. Основная проблема фонарей в путанице водителей, которые используютфонари дневного света вместо фар ближнего и дальнего света и забывают включатьфары при наступлении сумерек. Так же фонари дневного хода не освещают задниефонари автомобиля, что создает еще большую опасность.
Боковые фонари
На некоторых моделях автомобилей имелась боковая белаялампа, которая включалась в направлении предполагаемого поворота илиперестроения. Хоть их включение связано с поворотниками, боковые фонари светилипостоянно. Так же их включение сопровождало движение автомобиля задним ходом,например, на автомобилях марок Saab и Chevrolet Corvette. Технические стандартыв Северной Америке содержат положения о работе как передних, так и заднихбоковых фонарей. Согласно международным правилам ЕЭК ООН боковые фонари былизапрещены, но с недавнего времени их использование разрешается на скорости до 40 км/ч.
Фонари поворотов
Фонари сигнала поворотов размещаются на углахавтомобиля, реже по бокам. Используются для предупреждения других водителях осовершении поворота, разворота или перестроения. Цвет излучаемого фонарямисвета должен быть янтарный, в Северной Америке допускается красный. Начиная сосвоего первого появления электрических поворотов в 1907 году и началом ихпромышленного применения с 1939 года наличие этих светотехнических приборов наавтомобиле обязательно. В случае отсутствия или неисправности приборов можновоспользоваться знаками подаваемыми рукой выставленной из окна автомобиля:вытянутая влево левая рука будет означать поворот налево, согнутая в локте подпрямым углом левая рука — поворот направо.
Указатель поворота
С 1920 по 1950 год на некоторых автомобиляхиспользовались указатели поворота. В отличие от сигналов поворота указателиизлучали свет постоянно. Они обычно устанавливались выше передних дверей ивыкатывались в горизонталь. Но сами фонари были хрупкими и часто ломались, аиногда оставались в сложенном состоянии.
Два вида индикаторов включения сигнала поворота
Во всех странах мира кроме Северной Америкиобязательна установка боковых повторителей поворота, которые позволяют увидетьсигнал поворота не только спереди и сзади автомобиля. Но устанавливатьповторители на крылья совсем не обязательно, существует множество вариантовсовмещения бокового и фронтального сигнала поворота в один фонарь, например наавтомобиле Mercedes-Benz R170.
Включение сигнала поворотов осуществляется специальнойручкой расположенной под рулем путем ее поворота в сторону предполагаемогодвижения. На большинстве автомобилей ручка сама возвращается в исходноеположение по завершении манёвра. Ручка включения сигнала поворота находится состороны двери водителя и близко к рулевому колесу так, что водитель припереключениях не теряет управления автомобилем.
Частота вспышек света постоянна и лежит в пределах от60 до 120 включений в минуту. На приборной панели автомобиля вспыхивает зеленыйиндикатор включения сигнала поворота, а также создается щёлкающий или пищащийзвук, позволяющий водителю не забыть выключить сигнал после завершения манёвра.
Одновременное включение мигания всех указателей поворотаосуществляется специальной кнопкой с эмблемой в виде красного треугольника нацентральной консоли или под рулем. Такое включение означает аварийнуюнеисправность автомобиля и предупреждает других водителей о невозможности этогоавтомобиля продолжить движение. По правилам включение сигнала аварийнойостановки должно сопровождаться выставлением знака аварийной остановки набезопасном расстоянии от неисправного автомобиля. Так же включение аварийныхогней происходит при резком сбросе скорости автомобиля в случае экстренноготорможения или дорожно-транспортного происшествия.
Задние фонари.
Габаритные огни
Задние габаритные огни используются для обозначениятранспортного средства в темное время суток и в условиях недостаточнойвидимости. В условиях тумана и плохой видимости используются совместно сзадними противотуманными фонарями. Цвет задних габаритных огней красный. Наавтомобилях используется пара расположенных по обе стороны на одной линии. Приэтом нормируются углы обзора излучаемого света и стороны. Для высокихтранспортных средств, например, автобусов, обязательно наличие габаритных огнейвверху как можно ближе к краям.
Стоп-сигналы
Стоп-сигнал обязательно красного цвета включается принажатии водителем на педаль тормоза. Мощность излучения стоп-сигнала выше, чему габаритных огней. Необходима установка двух стоп-сигналов по обе стороныавтомобиля. В Северной Америке разрешенный диапазон излучения света с однимисточником света находится в пределах от 80 до 300 кд, во всем остальном миреот 60 до 185 кд.
Как альтернатива сигналу торможения может бытьиспользован знак руки поднятой вверх для Европы и вниз для Северной Америки.
Начиная с 1986 года в Северной Америке, в Австралии иНовой Зеландии с 1990 года, а в Европе (за исключением Ирландии) начиная с 1998года обязательно наличие на автомобиле дополнительного центральногостоп-сигнала, расположенного выше линии правого и левого стоп-сигналов. Такжеего называют центральный, третий, безопасный стоп-сигнал или стоп-сигнал,расположенный на уровне глаз. Еще одно название — Свет Лидди — по имениЭлизабет Доул, которая была госсекретарем транспорта США и внедрила центральныйстоп-сигнал. Дополнительный стоп-сигнал может быть одиночной лампой, полосойили матрицей светодиодов, или неоновой трубкой.
Центральный стоп-сигнал обеспечивает однозначностьнажатия на педаль тормоза в странах, где красный цвет имеют также сигналыповорота, и дает избыточность на случай, если какой-либо стоп-сигнал выйдет изстроя. Дополнительный стоп-сигнал включается на постоянную работу, кромеслучаев экстренного торможения, тогда сигнал может работать вспышками.
Конструктивно на легковых автомобилях центральный стопсигнал может быть установлен под задним стеклом вверху, на крышке багажника илив задний спойлер. Другие способы установки встречаются редко, например, на JeepWrangler и Land Rover Freelander дополнительный стоп-сигнал установлен надержателе запасного колеса. На коммерческих автомобилях, фургонах и грузовикахчасто крепят на кромке крыши автомобиля. Во всем мире третий стоп-сигналобязательно должен располагаться по центру, но допускается боковое смещение до 15 см, если поперечный центр автомобиля не совпадает с панелью кузова, но отделяет подвижные егочасти, такие как двери. На фургоны Renault Master по этой причине установкацентрального стоп-сигнала производится смещённой. Также регламентируетсярасположение, как по абсолютной высоте, так и относительно горизонтали фонарейтормоза.
Транспортные средства специального назначения
Автомобили чрезвычайных служб
Автомобили милиции, пожарной охраны, скорой помощи,снегоуборочные, буксировочные и перевозящие опасные грузы грузовики оснащаютсяспециальными предупреждающими световыми сигнализаторами соответствующих цветови типов. Это могут быть вращающиеся проблесковые маячки, ксеноновыестробоскопы, а также линейки светодиодов. Каждой службе соответствует свойцвет. В большинстве стран синий или красный используется на милицейскихавтомобилях, автомобилях пожарной службы и автомобилях скорой помощи. ВСеверной Америке янтарный цвет используется на тягачах, автомобилях частныхохранных предприятий и других негосударственных автомобилях специальногоназначения. Пожарные добровольцы могут использовать красные, голубые илизеленые цвета сигналов в зависимости от своей принадлежности. В Англииавтомобили врачей могут комплектоваться зеленым предупреждающим сигналом. Также предупреждающие сигналы янтарного цвета можно заметить на всех медленныхавтомобилях таких как автокраны, экскаваторах, тракторах и даже на скутерах вопределенных условиях.
Правила обязывают водителей пропускать транспорт сустановленными синими или красными проблесковыми маячками и совершать маневры,например, остановку, по требованию таких автомобилей. Все остальные цветаявляются лишь предупреждающими и преимущества на дороге не дают.
Такси
Автомобили такси отличают по специальным огням,устанавливаемых согласно местному законодательству. Огни могут содержать знак«Такси», «шашечки», сигнал, что водитель готов взять пассажира или что оннаоборот не работает. Так же водитель может включить свет тревоги в случаеограбления, чтобы предупредить прохожих позвонить в полицию.
Общее устройство световой техники
Типы применяемых излучателей
В современных автомобилях используются лампы накаливания,галогенные лампы, ксеноновые лампы и светодиоды.
Обыкновенные простые лампы накаливания, а также лампыс инертным наполнителем в осветительной технике транспортного средства уженигде не используется, хотя являются самыми дешевыми и неприхотливыми в использовании.Основным источником света в транспортных средствах сейчас это двухнитевыегалогенные лампы. При той же мощности в 55 Вт галогеныне лампы категории H4имеют поток в в пределах 1000—1650 лм, в то время как лампы накаливаниякатегории R2 выдают поток 400—550 лм. Стоит еще отметить, что со временемгалогенные лампы не темнеют и имеют вдвое больший срок службы.
В современные автомобили с недавнего времени сталиустанавливать ксеноновые газоразрядные лампы. По сравнению с другими типами онинадежны и имеют большую светоотдачу. Для сравнения, газоразрядная лампа сэлектрической мощностью в 40 Вт создает световой поток в 3200 лм. Срок службытаких ламп в пределах 1500 часов. Для работы ксеноновых ламп требуютсяспециальные электронные системы управления и преобразователи напряжения. Длязапуска таких ламп 12 В бортовой сети преобразуется в переменное напряжения10..20 кВ при частоте 400 Гц, а после прогрева ламп напряжение снижается додостаточных 85 В. Но такие лампы достаточно медленно включаются, чтоограничивает их применение только в качестве ближнего света.
Особым интересом пользуются светодиодные излучатели.Мощные светодиоды имеют способность излучать с интенсивностью в 70-100 лм приэлектрической мощности в 1 Вт. Для достижения более высоких значений ихустанавливают группами, порядка 20..40 штук. Основной проблемой светодиодныхизлучателей является их излишний нагрев во время работы. Эту проблемупроизводители фар решают с помощью установки радиаторов для отвода теплаобдуваемых естественно или принудительно вентилятором. Срок службы такихизлучателей при соблюдении температурного режима и заданного интервала питаниянаходится в пределах 50, 000 часов.
Неоновые трубки впервые были использованы в 1995 годув качестве центрального стоп-фонаря на Ford Explorer, а позже в 1998 на моделиLincoln Mark VIII, где неоном был обвешен весь кузов, и в BMW Z8, которыйсделал использование неоновых ламп распространенным. После этого многиеконцепт-кары, например Volvo, использовали неоновые лампы в светотехнике.
Линейная упаковка неоновых трубок, а также ихмгновенное включение, позволяет их использовать для центральных стоп-фонарей.Однако для их работы требуется дорогостоящий и мощный блок питания (балласт),отсюда низкая популярность в качестве источника света в автомобильнойсветотехнике.
Требования к световой технике
Световая техника транспортного средства должна бытьисправна, отрегулирована и должна иметь тот тип и мощность ламп, которыеустановил завод-изготовитель. Последнее требование основано на работедефлектора фары, который рассчитан на определенный световой поток. Регулировканаклона пучка ближнего и/или дальнего света в зависимости от нагрузкитранспортного средства, профиля дороги, условий видимости может осуществлятьсякак вручную, так и автоматически с помощью корректора фар. Так же ограничениянакладываются на цвет испускаемого фарами света и наличия омывателя фар длягазоразрядной светотехники. Однако в России многие водители стали устанавливатьсветотехнику не соответствующую требованиям стандарта завода-изготовителя,вследствие чего пришлось увеличить ответственность водителя за нарушенияправил. К подобной практике ранее уже прибегли в Татарстане. Так же не имеютправа эксплуатироваться на дорогах России машины с заклеенными цветной пленкой фарамии светодиодной подсветкой форсунок стеклоочистителя лобового стекла.
Имеющиеся требования к автомобилю и методы проверкитранспортных средств направлены на повышение безопасности дорожного движения.Транспортные средства не прошедшие Государственный технический осмотртранспортных средств не могут эксплуатироваться на дорогах России до устраненияпричин неисправности.
К размещению световых приборов установлены следующиетребования:
Все световые приборы, за исключением боковыхсветовозвращателей, должны быть установлены на транспортном средстве такимобразом, чтобы их оси отсчета были параллельны опорной плоскости
транспортного средства и средней продольнойвертикальной Плоскости транспортного средства с погрешностью не более ±3 °.
Световые приборы, выполняющие одну и ту же функцию на
транспортном средстве, при парной установке должныбыть размещены симметрично относительно вертикальной средней продольной
плоскости транспортного средства. Допускаетсянесимметричное
расположение фар ближнего света, если это не снижаетбезопасность
движения.
Для транспортных средств, выполненных конструктивноасимметричными относительно средней продольной плоскости, допускаетсяасимметричное размещение световых приборов относительно этой плоскости.
Высоту расположения внешних световых приборов,устанавливаемых на транспортных средствах, следует проверять на ровной
горизонтальной площадке, имеющей твердое покрытие.Транспортное средство должно быть без нагрузки, в снаряженном состоянии,
без водителя.
Углы геометрической видимости и линейные размерыследует измерять от освещающей поверхности светового прибора.
На транспортном средстве не должно быть каких-либоустройств, закрывающих при его движении осветительные приборы в пределах угловвидимости, установленных данным стандартом. При наличии таких устройств,например, декоративных щигков, закрывающих фары, и т.п., эти устройства должныубираться при включении световых приборов.
При отсутствии особых указаний ни один фонарь,предусмотренный настоящим стандартом, не должен работать в прерывистом режиме,за исключением указателей поворота и аварийной сигнализации.
К внешним световым приборам предъявляют следующиетребования:
Фары дальнего света:
На каждом транспортном средстве, кроме прицепов иполу-
прицепов, должно быть установлено не менее двух и неболее четырех
фар дальнего света.
Общее число фар должно быть четным.
Сила света всех фар дальнего света, горящиходновременно,
не должна превышать 225000 кд.
Внешний край светового отверстия фары дальнего светадолжен быть расположен не ближе к плоскости бокового габарита транспортногосредства, чем внешний край светового отверстия фары ближнего света.
Установка фар дальнего света не обязательна натранспортных средствах, расчетная максимальная скорость которых не превышает 40 км/ч.
Фары дальнего света должны излучать белый свет.Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
Фары ближнего света:
На каждом транспортном средстве, кроме прицепов иполуприцепов, должны быть установлены две фары ближнего света.
Расположение фар ближнего света на транспортномсредстве должно соответствовать указанному на рис. 1.
/>
рис. 1
Примечания:
Размер 1200 max не распространяется на грузовыеполноприводные автомобили и на колесные тракторы класса 2 т и выше, а такжетягачи, разработанные на базе колесных тракторов.
Допускается уменьшение размера 600 min до 200 min дляколесных тракторов класса 0, 6—2, 0 т.
Допускается увеличение размера 400 max до 700 max дляколесных тракторов класса 1, 4—2, 0 т при обязательном соблюдении размера 400 мм для передних габаритных огней.
Фары ближнего света должны излучать белый свет.Допускается применение фар с селективно-желтым светом.
/>Фары ближнего света, устанавливаемыена транспортных средствах, проектирование которых началось с 01.01.86, должныбыть видны в вертикальной и горизонтальной плоскостях в пределах угловвидимости, указанных на рис. 1а.
рис. 1а
Для механических транспортных средств, за исключениемколесных тракторов, проектирование которых начнется с 01.01.91, вертикальноенаправление лучей ближнего света, измеряемое в статических условиях и при всехусловиях нагрузки, определенных в приложении 3, должно оставаться в пределах отминус 0, 5 до минус 2, 5 % без ручной регулировки.
В случае «порожнего транспортного средства» этовертикальное направление должно первоначально регулироваться от минус 1 доминус 1, 5 %. Для каждого типа транспортного средства предприятие-изготовительдолжно указывать это первоначальное направление на табличке, устанавливаемой накаждом транспортном средстве.
Если указанное вертикальное направление обеспечиваетсяпри помощи устройства, регулирующего положение фары относительно транспортногосредства, то в случае отказа этого устройства должна быть исключена возможностьвозвращения луча в положение более низкое, чем то, при котором произошел отказданного устройства. Это условие должно обеспечиваться автоматически.
Допускается применение ручных регулировочных устройствнепрерывного или ступенчатого действия, если предусмотрено исходное положение,обеспечивающее первоначальную регулировку фар в вертикальном направлении,указанном в п. 2.2.5, с помощью обычных регулировочных винтов. Эти ручныерегулировочные устройства должны приводиться в действие с места водителя.
На регулировочных устройствах непрерывного действиядолжны быть контрольные точки, указывающие основные условия нагрузки.
Регулировочные устройства ступенчатого действия должныиметь такое число ступеней, чтобы, начиная с первоначального значениявертикального направления, находящегося между 1 и 1, 5 %, оно могло обеспечитьвсе значения, находящиеся в пределах от 0, 5 до 2, 5 % для всех условийнагрузки. Условия нагрузки для каждой ступени должны быть ясно указаны околопривода управления.
Противотуманные фары:
На каждом механическом транспортном средстведопускается установка спереди двух противотуманных фар. Для туристских и горныхавтобусов установка противотуманных фар обязательна.
/>Расположение противотуманных фар натранспортном средстве должно соответствовать указанному на рис. 2.
Рис.2.
Ни одна точка светового отверстия противотуманной фарыне должна находиться выше верхней точки светового отверстия фары ближнегосвета.
Противотуманные фары должны быть видны в вертикальнойи горизонтальной плоскостях в пределах минимально допустимых углов видимости(далее — углы видимости), указанных на рис. 3.
Противотуманные фары должны излучать белый илиселективно-желтый свет, но одинаковый для обеих фар, установленных натранспортном средстве.
/>
/>
Рис.3.
Фонари заднего хода:
На каждом транспортном средстве рекомендуетсяустановка одного или двух фонарей заднего хода. На механических транспортныхсредствах, проектирование которых начнется после I января 1986 г., кроме сельскохозяйственных тракторов, и автобусах установ_А фонарей заднего ходаобязательна.
Фонарь заднего хода должен быть виден в вертикальной игоризонтальной плоскостях в пределах углов видимости, указанных на рис. 5.
/>
Рис.5
При установке двух фонарей заднего хода угол 45 °обязателен только во внешнюю сторону, во внутреннюю сторону угол должен быть 30°.
Фонари заднего хода должны излучать белый свет.
Габаритные огни (фонари):
На каждом механическом транспортном средстве должны
быть установлены по два габаритных фонаря спереди исзади.
Прицепы и полуприцепы должны иметь два габаритныхфонаря
сзади.
Прицепы и полуприцепы шириной более 1, 6 м должны иметь два габаритных фонаря спереди. На прицепах и полуприцепах шириной 1, 6 м и менее, а также на прицепах грузовых автомобилей, проектирование которых было начато до01.01.87, и прицепах легковых автомобилей, проектирование которых начато до01.01.91, передние габаритные фонари допускается не устанавливать. Расстояниеот точки освещающей поверхности, наиболее удаленной от продольной плоскостисимметрии, до края габаритной ширины транспортного средства не должно превышать 150 мм.
Автобусы и троллейбусы должны иметь дополнительноспереди и сзади по два верхних габаритных фонаря, если их ширина превышает 2, 1 м.
На прицепах-роспусках и полуприцепах-роспусках, имею-
щих выступающее за задний габарит дышло на длину более 1500 мм,
должен быть установлен дополнительно один заднийгабаритный
фонарь, расположенный на конце дышла в продольнойплоскости
симметрии прицепа (или полуприцепа).
Размещение передних габаритных огней на механическом
транспортном средстве и задних габаритных огней натранспортном
средстве должно соответствовать указанному на рис. 6.Верхние
габаритные огни должны быть расположены возможно ближек краям
габаритной ширины транспортного средства, нанаибольшей высоте,
соответствующей требованиям к размещению по ширине исимметричности огней/> /> /> /> /> /> /> />
рис. 6
Примечания:
Допускается увеличение размера 400 max до 700 max дляседельных тягачей, самосвалов, прицепов-роспусков, прицепов (полуприцепов) сраздвигающейся по ширине платформой, колесных тракторов и тягачей, разработанныхна базе колесных тракторов.
Допускается увеличение размера 1500 max до 2100 max,если соблюдение размера 1500 max невозможно вследствие конструкциитранспортного средства, и до 3500 max — для лесовозных тягачей.
Допускается уменьшение размера 600 min до 400 min длязадних габаритных огней, если габаритная ширина транспортного средства меньше 1300 мм.
Светотехнические сигналы:
Неизвестно когда и кем придуманы светотехническиесигналы, но с увеличением автомобильного парка в городах их использованиестановится более активным, становясь языком общения водителей. Стоит отметить,что все световые сигналы не являются формализованными, нигде не зафиксированы,чаще привязаны к определенной стране и потому не могут применяться и пониматьсяпрямо всеми водителями:
Включение на время равное примерно двум вспышкамвпереди идущего автомобиля (обычно длинномерного грузовика) правого поворотаозначает, что дорога впереди свободна, и можно начать обгон.
Включение левого поворота, а аналогичной ситуации,означает занятость встречной полосы, водителю сзади идущего автомобиля следуетостаться в своем ряду.
В случае, когда автомобиль перестраивается в другойряд, уходит на обочину или притормаживает, пропуская тем самым идущий за ним автомобиль,то обгоняющий или пропускаемый вперед, включает на некоторое время аварийныйсигнал в знак благодарности.
Два кратковременных включения света встречногоавтомобиля означает опасность впереди (например, засаду сотрудников ГАИ). Взнак благодарности, получающий такой сигнал, поднимает руку вверх ладоньювперед. Два кратковременных включения света с последующим кратковременнымвключением сигнала поворота — говорит о стороне дороги, где стоит ожидатьопасность.
Длинное включение дальнего света в зад идущему попутноавтомобилю означает просьбу уступить дорогу.
Короткое включение дальнего света, при разъездеавтомобилей означает, что показывающий такой сигнал уступает.
Если переключение на дальний свет и обратно на ближнийосуществляется в темное время суток, то это означает просьбу встречноговодителя выключить дальний свет получаемому такой сигнал.
Частое периодическое включение сигнала тормоза безвидимого торможения — привлечение внимания автомобиля который идет сзади,сигнал о сложной обстановке внутри салона автомобиля, просьба о помощи.
Новинки внешних световых приборов.
Ксеноновые фары:
Установка ксеноновых фар — не прихоть и не дань моде.Ведь по статистике современный человек до 15% своей жизни проводит за рулем!Поэтому так важно, чтобы в своей машине водитель чувствовал себя комфортно ибезопасно.
Автомобильные ксеноновые фары позволяют лучше освещатьдорогу даже при плохой погоде (дожде, тумане), дают больше света, который ктому же близок к дневному освещению и соответствует нашим зрительным привычкам.Установив «xenon», вы будете меньше уставать, а сам процесс вожденияначнет приносить гораздо больше удовольствия. Конечно, за право распугивать«чайников» со своего пути требовательным миганием холодных голубых«прожекторов» приходится платить. Но, как считают многиеавтолюбители, установка ксеноновых фар себя оправдывает: лучше потратиться нахороший свет, чем попасть в аварию из-за плохой видимости на дороге.
Почему продажи ксеноновых фар неизменно растут? Всепросто: ксеноновые лампы — принципиально новые источники света, имеющие массупреимуществ перед галогеновыми.
Ксенон и галоген: сравниваем и выбираем
До появления ксеноновых ламп автовладельцы быливынуждены мириться с недостатками, которые свойственны обычным фарам.
Главная беда традиционных ламп накаливания — чрезвычайно низкая светоотдача. Из-за этого огромное количество электроэнергиитратится впустую, на обогрев окружающей среды. К тому же прочность вольфрамовойспирали невысока, а значит, такая лампа чувствительна к вибрациям и толчкам.Вольфрам постоянно испаряется с раскаленной спирали и оседает на холодномстекле, и поэтому колба постепенно темнеет.
Галогеновые фары — это, в сущности, улучшенный вариантобычных ламп. В таких фарах испарение вольфрама сведено к минимуму, что позволилоповысить температуру нити накаливания и немного увеличить светоотдачу. Нопринципы работы галогеновых фар (а значит, и недостатки) остались прежними. Иесли в лампе есть спираль, значит, она боится вибраций, которые в автомобиле — увы! — дело привычное.
Свет от ксеноновых ламп, в отличие от галогеновых,имеет голубоватый оттенок, близкий к дневному свету. Это многим нравится и,более того, у некоторых автолюбителей является признаком «крутизны».Мода на «ксенон» вызвала к жизни галогеновые фары с колбой,окрашивающей световой пучок в голубой цвет. Конечно, они намного дешевленастоящего «ксенона». Но не стоит обольщаться: такие«псевдоксеноновые» лампы не имеют никакого отношения к мощнойсветотехнике дорогих автомобилей. Кроме привлекательной расцветки световоголуча (сомнительный плюс для взрослого серьезного человека) такие раскрашенныелампы не дают ни одного из тех преимуществ, что получают счастливые владельцысовременных ксеноновых фар.
Действительно, у «ксенона» есть целый списокдостоинств, выгодно отличающих его от обычных галогеновых ламп. Иавтовладельцев, решающих для себя вопрос: ставить ли новые «Hella»(как вариант «Bosch») или все-таки сэкономить, обычно останавливаеттолько одно — цена. И если автомобиль хотя бы немного дороже комплекта фар,многие решают вопрос в пользу ксенона: проще один раз заплатить и потом бытьспокойным за свою безопасность на дороге. И просто наслаждаться отличнымрезультатом!
Ксеноновые лампы способны обеспечивать в два разабольше света, чем галогеновые, но при этом они используют на треть меньшеэлектрической энергии. К тому же фары нового поколения очень долговечны — ведьесли нет спирали, то и перегорать нечему! А все благодаря особому устройствуксеноновых фар.
Как устроены ксеноновые фары?
Ксеноновые фары для автомобиля используют в своейработе принцип световой дуги. Светится не спираль, а инертный газ. Смеськсенона и солей металла помещается в стеклянную колбу величиной со спичечнуюголовку. Высоковольтный разряд проходит между электродами, помещеннными в этуколбу, и вызывает яркое свечение газовой смеси. Иными словами, светится дуговойразряд между электродами. Результат — яркий свет при минимальныхэнергозатратах.
Но не все так легко, как кажется на первый взгляд, иза преимущества ксеноновых фар приходится платить — и в прямом, и в переносномсмысле. Простой принцип действия требует сложного устройства. Для запускаксеноновой лампы необходимо создать высокое напряжение — около 25 киловольт.Разряд, необходимый для горения, нуждается в поддержке переменного токачастотой 300 Гц и напряжением 330 В. Поэтому для установки ксеноновых фарнеобходимо приобрести их в сборе с преобразователем энергии (блоком поджига) наконкретную модель машины.
Еще одна особенность ксеноновых фар связана сотсутствием спирали в лампе. Из-за этого производителям дорогой светотехникиприходится решать проблему ослепления встречных машин. У галогеновых ламп такихтрудностей не возникает — переключение фар на дальний-ближний режим легкоосуществляется с помощью двухнитевой конструкции (две нити накаливаниярасполагаются одна под другой).
Вариантов выхода из создавшейся ситуации несколько. Водних моделях ксеноновых фар «лишняя» часть светового пучкаотсекается специальным экраном, в других с помощью соленоида перемещается самалампа. В любом случае, водителю автомобиля с ксеноновой светотехникой стоитпомнить о том, что его фары могут сильно ослепить других участников движения, ипоэтому своевременно переключаться на «ближний».
Плюсы ксеноновых ламп
Те автовладельцы, которые уже выбрали для своихавтомобилей ксеноновые фары, прекрасно осведомлены о том, за что они заплатилиденьги. Установка «ксенона» — это лучшее на сегодняшний день решениевопроса автомобильного света. Причин несколько.
Во-первых, ксеноновые фары — это новый уровенькомфорта при вождении автомобиля. Глаза гораздо меньше устают, ведь водителю неприходится напрягать свое зрение, чтобы различить возможные источники опасностина дороге.
Во-вторых, это дополнительная гарантия безопасности.Световой пучок ксенонового луча обладает важной характеристикой: он нерассеивается на каплях дождя и поэтому не образует «световую стену».Лучшая по сравнению с обычными галогеновыми фарами видимость (а это особенноважно в плохую погоду) снижает риск ДТП.
В-третьих, ксеноновые фары очень экономичны. Онипотребляют намного меньше электроэнергии по сравнению с обычными лампаминакаливания, а следовательно, не повышают расход топлива. Кроме того,«ксенон» использует полученную энергию строго по назначению и почтине тратит ее на обогрев воздуха. Срок службы такой фары гораздо больше, чем угалогеновой, к тому же она не перегорит.
И, наконец, в-четвертых, ксеноновые фары с моментасвоего появления превратились в непременный атрибут хорошего, дорогогоавтомобиля. Как ни крути, небесно-голубой свет фар — это престижно, современно,просто модно.
Конечно, процесс оснащения авто «ксеноном»не из легких, так что проще и надежнее доверить его специалисту. Установкаксеноновых фар в сервисном центре — гарантия правильно и качественновыполненных работ. В любом случае, результат стоит затраченных усилий иденежных вложений! С ксеноновыми фарами ночь моментально превращается в день,обочина не выпадает из поля зрения, а сама дорога освещается гораздо лучше,даже если идет дождь или снег. Но будьте готовы к тому, что, привыкнув кхорошему, вы больше не сможете ездить с галогеновым освещением!
Список литературы:
ГОСТ Р 51709-2001 «Автотранспортные средства.Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки»
ГОСТ Р 50574-2002 «Автомобили, автобусы и мотоциклыоперативных служб. Цветографические схемы, опознавательные знаки, надписи,специальные световые и звуковые сигналы. Общие требования»
ГОСТ 8769-75 (CT СЭВ 4122-83) Приборы внешние световыеавтомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов.Количество, расположение, цвет, углы видимости.
Гуторов М. М. Основы светотехники и источники света:Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Энергоатомиздат,1983, с. 384.
Туревский И.С., Соколов В.Б., Калинин Ю.Н.Электрооборудование автомобилей: учебное пособие. – М: ИД «ФОРУМ»: ИНФА –М,2009. – 368с: ил.
www.ru.wikipedia.org/ — Свободная энциклопедия«Википедия»
www.zr.ru/ — Интернет сайт автомобильногожурнала «За рулем!»
www.drive.ru/ — Интернет сайт «Тест-драйв»
Заключение
В настоящей работе мы рассмотрели историю развитиявнешних световых приборов автомобилей, их устройство и назначение, требования,предъявляемые к световым приборам на территории Российской Федерации, а такжепоследние новинки на рынке световых приборов, а также сделали сравнительныйанализ некоторых из них.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта referat.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.