Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Естественно-научные основы фотографии

План
Введение
1. Подготовка к фотосъемке
2. Фотографическая съемка
2.1 Съемочное освещение
2.2 Световые приборы
2.3 Особенности съемки при искусственном освещении
2.4 Освещение объекта съемки
3. Естественно-научные основы фотографии
3.1 Физико-химическая сущность фотографического процесса
3.1.1 Образование скрытого изображения
3.1.2 Проявление скрытогоизображения
3.1.3 Закрепление проявленного изображения
3.2 Получение изображения по методу обращения
3.3 Одноступенный фотографический процесс
Заключение
Список используемой литературы
Введение
В переводе с греческого языкаслово фотография означает «светопись». Фотография — это теории иметоды получение видимого изображения объектов на светочувствительныхфотографических материалах.
Фотографию по праву считаютодним из величайших изобретений позапрошлого века.
Изобретение фотографии сталовозможным благодаря работам ученых и изобретателей многих стран мира. Имиизучалось действие света на светочувствительные вещества, разрабатывалисьспособы получения с их помощью прочных светописных изображений и совершенствоваласьаппаратные технические средства.
Изобретателем первого способаполучения фотографических изображений на фотослоях с галогенидами серебрасчитается французский художник и изобретатель Жак Дагерр. Пользуясь длярисования камерой-обскурой (прибор — предшественник фотоаппарата; в дословномпереводе означает схемная комната"). Он начал в 1824 г. искать средстводля закрепления получаемого в ней изображения. В 1829-1835 гг.Ж. Дагеррпроводил эту работу совместно с Н. Ньепсом. После смерти Н. Ньепса Ж. Дагерробнародовал новый оригинальный способ получения фотографических изображений иназвал его дагерротипией.
Сообщение о новом изобретениибыло сделано 7 января 1839 г. известным физиком и астрономом Араго на заседанииПарижской академии наук. Сущность способа была изложена 19 августа 1839 г. вдокладе Араго объединенному собранию Парижской академии наук и Академии изящныхискусств. IX Международный конгресс научной и прикладной фотографии,проходивший в 1935 г., постановил считать 7 января 1839 г. юбилейной датой — днемизобретения фотографии.
В 1840 г. английскийисследователь Д.Ф. Годар сумел значительно повысить светочувствительностьдагерротипных пластин, обрабатывая их смесью йода с бромом, что позволилоуменьшить выдержки при экспонировании. Уменьшению выдержек способствовало такжесовершенствование съемочной оптики. Так, уже в 1840 г., т.е. через год послеофициального обнародования первого способа фотографии, профессором Венского университетаИ. Пецвалем был разработан метод расчета фотографических объективов. В этом жегоду им был рассчитан первый портретный объектив, построенный затем известнымнемецким оптиком П.Ф. Фохтлендером.
Большой вклад в развитиефотографии внес английский ученый Вильям Генри Фокс Талбот. Он получилсравнительно высокочувствительную бумагу, которую изготовил путем нанесенияслоя раствора хлористой соли и последующего очувствления растворомазотнокислого серебра. Бумагу в сыром виде экспонировали в камере-обскуре. Получаемоеизображение закрепляли в растворе поваренной соли, Этот способ, названныйфотогенным рисованием, был изложен Талботом в его первом официальном сообщенииКоролевскому обществу 31 января 1839 г.
Для печати с полученных присъемке бумажных негативов Талбот также использовал очувствленную бумагу,которую экспонировал под бумажным негативом на сильном свету. По достижениидостаточной плотности изображения его закрепляли.
К этому периоду относится ипоявление терминов «фотография», «негатив», «позитив»,предложенных английским ученым Д. Гершелем. Он также предложил использоватьраствор тиосульфата натрия для закрепления фотографических изображений.
Способ Дагерра просуществовалкак основной до 1851 г. К этому времени английским исследователем ФридерикомСкот Анчаром был разработан новый способ фотографии — мокрый коллодионныйпроцесс.
Принцип этого процесса состоит вследующем: Нитроклетчатку (продукт обработки отходов хлопка серной и азотнойкислотами) растворяют в смеси спирта и эфира. В полученную Массу — коллодион — вводятсоли йода и брома и раствор поливают на стеклянную пластинку. После того какслой слегка застынет, пластинку в сыром виде погружают в сосуд с растворомазотнокислого серебра, т.е. коллодионный слой очувствляют. Все операциипроделывают при неактиничном освещении. В результате химической реакции вколлодионном слое образуются галогеннды серебра — вещества, чувствительные ксвету. После этого пластинку в сыром виде помещают в фотоаппарат ифотографируют объект. Проявляют ее в растворе пирогаллоловой кислоты или пирогаллолаи закрепляют в растворе тиосульфата натрия.
Пластинки нельзя было сушить,так как коллодион при этом растрескивался и отслаивался от стекла. Это явилосьсущественным недостатком мокрого коллодионного процесса, и применяли его восновном в стационарных фотоателье. Были и энтузиасты — фотографы-пейзажисты,бравшие с собой при выезде на съемки походные лаборатории в виде палаток,которые транспортировали в собранном виде на тележках.
Одновременно ссовершенствованием мокрого коллодионного процесса велись работы теоретическогохарактера. В 1855 — 1861 гг. английский физик Д.К. Максвелл разрабатываеттеорию трехцветной фотографии.
В связи с недостатками мокрогоколлодионного процесса многими исследователями делались попытки заменитьколлодий другими веществами. Так, в 60-х годах прошлого века проводились опытыпо применению желатины в качестве связующей среды эмульсионного слоя. В этотпериод в одной из работ был описан щелочной проявитель, содержащий в своемсоставе органическое проявляющее вещество.
Цель данной курсовой работырассмотреть естественно-научные основы фотографии.
Курсовая работа состоит извведения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
1. Подготовка к фотосъемке
В процесс подготовки кфотографической съемке входят: подбор негативного фотоматериала исветофильтров, проверка исправности фотоаппарата, зарядка кассет, установкафотоаппарата, решение задач композиции и освещения объекта съемки, определениевыдержки.
Вид и марка негативногофотоматериала, подбираемого для фотосъемки, зависят от типа используемогофотоаппарата, условий съемки, требований к негативу и снимку, а также отхудожественного замысла фотографа.
При подборе того или иного виданегативного материала руководствуются особенностями снимаемого объекта,соотношением его яркостей, особенностью окраски, условиями освещения и т.п. Наподбор негативного материала влияет также и изобразительная задача, котораяставится перед снимающим.
Необходимость применениясветофильтров вызывается многими причинами. Основная из них — различие вспектральной чувствительности глаза и негативного фотоматериала, что приводит ктем или иным искажениям в передаче объектов на снимке, имеющих цветную окраску.Кроме того, нередко при съемке заранее задается условие подчеркнуть иливысветлить тот или иной цвет, что также обеспечивается с помощью светофильтров.Каждый светофильтр высветляет цвета, близкие к его цвету, и притемняет обратныеему цвета.
Кроме светофильтров, можно такжеприменять линзы, удлиняющие фокусное расстояние объектива, и диффузионныефильтры. Они смягчают оптическое изображение (например, при портретной съемке).Иногда пользуются съемочными сетками, представляющими собой сплошную или сотверстием в середине сетку из белой или окрашенной ткани. С помощью съемочныхсеток добиваются смягчения резкости фотоизображения по всему кадру или по егокраям. Степень влияния сетки зависит от плотности ткани и ее рисунка, цвета ирасположения сетки по отношению к объективу фотоаппарата. С помощью оттененныхи ступенчатых серых фильтров можно добиться плавного или резкого притемнениятой или иной части кадра.
Широко распространенныезеркальные и дальномерные фотоаппараты устанавливают относительно объектасъемки по изображению на матовом стекле и в видоискателе, т.е. производяткадрирование изображения. Перед кадрированием находят точку съёмки, т.е. такоеположение фотокамеры, при котором объект может быть передан наиболеевыразительно. Таким образом, при кадрировании решаются как технические (установкаобъекта в поле зрения камеры), так и изобразительные задачи.
При съемке фотообъективом снормальным фокусным расстоянием удаление фотоаппарата от снимаемого объектадолжно быть, как правило, не меньше ширины или высоты этого предмета. Этоправило не соблюдается при съемке части объекта, т.е. при крупноплановой съемке.
Резкими можно передать предметы,находящиеся не только в одной плоскости, но и занимающие определенноепространство по глубине. Как было сказано ранее, глубина резко изображаемогопространства зависит от величины фокусного расстояния фотообъектива и числадиафрагмы. При определении и установке ее границ руководствуются специальнымитаблицами или шкалой глубины резкости на объективе фотоаппарата.
Так же следует особое вниманиеобратить на композицию.
В переводе с латинского слова«композиция» означает составление, соединение, связь. В фотографиипод композицией понимается выбор объектов съемки, гармоничное объединениеотдельных элементов снимка в единое художественное целое.
Пространство выражается в плоскостиснимка тем или иным сочетанием линий, т.е. его восприятие связано с линейнойперспективой.
К основным элементам композицииотносятся также и такие факторы, как освещение, расположение смыслового изрительного центров снимка, использование тональной перспективы — все ониспособствуют раскрытию содержания снимка.
Линейный рисунок фотоснимкаобусловливается расстоянием от аппарата до объекта съемки, высотой инаправлением съемки, крупностью плана и другими факторами. При одном положениифотоаппарата получают правильное выражение геометрические размеры и плохо илисовсем не передается объемность объекта, а при другом достигается хорошаяпередача всех трех его измерений: ширины, высоты и длины. В фотографиинаибольшее распространение при всех видах художественной съемки получилафотосъемка под углом к объекту.
Фотографируют обычно с высотычеловеческого роста. Однако существует также съемка с нижней и верхней точек, т.е.,как иногда говорят, съемка с нижнего и верхнего ракурса. При съемке с нижнегоракурса объекты получаются преувеличенной высоты и приобретаютмонументальность, а с верхнего ракурса — уменьшаются по высоте.
Большие наклоны оптической осифотоаппарата приводят к перспективным искажениям вертикальных параллельныхлиний, т.е. к их сходу. Так, в результате съемки высоких зданий с ближнегорасстояния и с нижней точки кажется, что здание заваливается назад. Этиискажения заметны тем больше, чем больше угол наклона оптической осифотоаппарата, чем меньше расстояние до объекта съемки и чем короче фокусноерасстояние фотообъектива.
В зависимости от высоты точкисъемки и наклона оптической оси съемочной камеры изменяется положение линиигоризонта. Как правило, линия горизонта располагается или подразумевается наснимке не посередине, а на высоте 1/3 или 2/3 кадра, что создает лучшуюзрительную уравновешенность изображения. Наклон линии горизонта по диагоналикадра может обеспечить получение динамичного снимка, например, при передачедвижения. Созданию иллюзии движения помогает диагональное размещение объекта вкадре. Этому способствует также правильный выбор фазы движения объекта и иногдасмазанность его контуров или фона.
Большое влияние на линейнуюкомпозицию оказывает и расстояние до снимаемого объекта. При съемке общимпланом, т.е. при съемке со сравнительно большого расстояния, получают мелкоеизображение объектов. Съемку средним планом ведут с более близких расстояний. Еслиобъект занимает почти всю площадь снимка, то такой вид съемки называют съемкойкрупным планом; при еще более крупном масштабе — съемкой макропланом (вплоскости снимка получают только часть объекта, фрагмент).
Следует указать, что, помимопринятого классического соотношения сторон кадра 2: 3 и 3: 4, получили широкоераспространение квадратный и удлиненный снимки.
Большое влияние на изобразительноекачество снимка оказывает расположение объекта съемки на картинной плоскости.
Очень большое значение имеетумение выделить на снимке сюжетно важный объект. Эта цель обычно достигаетсякомплексом изобразительных и технических средств, основными из которых являются:передача основного объекта в более крупном масштабе; показ основного объекта напереднем плане; передача основного объекта резким, а второстепенных — менеерезкими; более высокая яркость сюжетно важного объекта (все остальные объектынаходятся в затемненной зоне).
Тональная или воздушнаяперспектива передается воздушной средой, когда близкие предметы на снимкеполучаются более контрастными, чем удаленные. Тональная перспектива хорошо передаетсяпри тумане и дымке. Ее можно усилить съемкой через голубые и синие светофильтры.Иногда применяют также туманные светофильтры (ступенчатые и оттененные). Присъемке с желтыми и оранжевыми светофильтрами эффект воздушной дымки уменьшаетсяили исчезает вообще.
2. Фотографическая съемка
Процесс фотографической съемкисостоит из ряда различных операций. Решаемые при съемке задачи можно условноразделить на две взаимосвязанные группы — технические и творческие. Подготавливаяськ съемке, выбирают фотоаппарат, объектив, фотографический материал исветофильтр, необходимые для данного вида фотосъемки. Затем, если требуется,фотограф устанавливает фотоаппарат на штатив, находит наилучшую точку съемки,определяет требуемые выдержку, диафрагму и т.д. Одновременно решаются вопросы композиционногопостроения снимка, т.е. наиболее выразительного размещения в нем объектов,сочетания в плоскости изображения световых и тональных элементов и др.
 2.1 Съемочное освещение
Слово фотография в дословномпереводе означает светопись. Свет играет исключительно важную роль вфотографическом воспроизведении окружающего пространства. Объем и формапредметов, их цвет, фактура поверхности передаются на снимке благодаряосвещению.
При фотографической съемкеиспользуют как естественное освещение, так и освещение искусственными источникамисвета.
При выборе световых условийрешаются три основные задачи освещения: фотографическая, композиционная иизобразительная
Фотографическая задача связана счисто техническими вопросами. Сюда входит определение правильной экспозиции,создание на объекте съемки определенного интервала освещенностей и яркостей,который сможет передать используемый фотоматериал.
При решении композиционнойзадачи освещения фотограф выбирает такие световые условия, при которых объектсъемки и содержание снимка в целом были бы переданы максимально выгодно схудожественной точки зрения. Здесь в качестве элементов фотокомпозициииспользуют тени, блики, световые пятна и т.п. Благодаря свету, организуетсявнимание зрителя на основном объекте и скрываются второстепенные.
Изобразительная задача состоит врешении вопроса передачи объемности предметов и пространства на гладкойдвухмерной плоскости фотографического снимка. Передача пространствадостигается, например, тональной перспективой, т.е. передачей близкорасположенных предметов более контрастными по сравнению с удаленными предметами.
Таким образом, съемочноеосвещение позволяет получить на фотослое правильно экспонированные изображенияс выявлением формы, объема, фактуры и цвета (или тона) объектов, с точнымсоответствием результатов съемки поставленной технической и художественнойзадаче (обеспечение этих условий обнаруживается после обработкиэкспонированного фотоматериала).
По характеру освещение можетбыть светотеневым и тональным.
При светотеневом освещении объемобъекта съемки выражается четко с помощью ярко выраженных светов и теней. Этотвид освещения создается направленным светом, падающим на объект под некоторымуглом.
Тоновое освещениехарактеризуется нечетким выражением объема объекта съемки. При этом объектосвещается или рассеянным светом или светом, направленным параллельнооптической оси объектива фотоаппарата.
Иногда, кроме светотеневого итонового освещения, применяется так называемое локальное и силуэтное освещение.При локальном освещении световой пучок падает на ограниченную часть объекта илисъемочного пространства. Силуэтное освещение отличается тем, что передний планзатемнен, а предметы, находящиеся в глубине кадра, освещены более сильно.
Основные элементы освещения. Объектсъемки обычно освещается в помещении несколькими источниками света,различающимися между собой по направлению светового потока и относительнойинтенсивности, что дает неодинаковые освещенности на разных участках объекта.
Различают следующие шесть видовсвета:
общий заполняющий;
основной направленный (рисующий);
выравнивающий;
моделирующий;
контровый;
фоновый.
Основной направленный (рисующий)свет предназначен для освещения сюжетно-важной части объекта съемки илинескольких объектов. Он обеспечивает разницу освещенностей объекта и передаетобъем, форму и фактуру поверхности предметов, изображаемых на снимке.
Выравнивающий свет подсвечиваеттеневую сторону объекта съемки и создает тем самым необходимый световой балансмежду светлыми и затемненными участками. В качестве источника выравнивающегосвета иногда используют экраны-отражатели.
Основное назначениемоделирующего света — создание бликов и теней необходимых размеров и формы сцелью получения того или иного эффекта, например подсветка глаз, волос и т.д.
Контровый свет служит дляобрисовки контура объекта и отделения его от фона.
Фоновый свет дает необходимыйдля каждого конкретного случая уровень освещения поверхности фона испособствует тем самым решению определенной задачи.
К каждому из этих основных видовсвета предъявляются свои требования. В связи с этим конструируются специальныеосветительные приборы, различающиеся между собой по характеру излучения,мощности, возможности изменять диаметр и интенсивность светового пучка и т.д.
Общий заполняющий светобеспечивает проработку деталей объекта съемки, находящихся в теневых участках.
2.2 Световые приборы
Рассмотрим наиболеераспространенные осветительные приборы и характер создаваемого ими освещения. Современнаясветотехника и электроника предоставили в распоряжение фотографа множестворазнообразных по конструкции и световым параметрам источников света, начиная отобычных электрических и кончая импульсными газоразрядными лампами.
Электрические лампы, используемыедля освещения помещений, различаются между собой по мощности, а значит, и посиле создаваемого ими светового потока и имеют прозрачный, матированный илимолочный стеклянный баллон. Такая окраска стекла баллона позволяет получатьболее мягкое, рассеянное освещение.
Промышленность выпускает такжеспециальные фотолампы, яркость которых ощутимо больше яркости обычныхэлектроламп, что достигается горением лампы в режиме перекала. Срок их службыколеблется в пределах 2 — 8 ч, в связи с чем их следует включать только накороткое время самой съемки. Как обычные, так и перекальные электролампы могутиметь внутренний зеркальный отражатель, позволяющий концентрировать в одномнаправлении идущие от раскаленной нити лучи света.
Чрезвычайно малыми размерами ивысокой яркостью характеризуются кварцевые галогенные лампы. Внутренний объембаллона в них заполнен парами йода, значительно улучшающими светотехническиепараметры ламп.
Совершенно самостоятельнуюгруппу представляют собой импульсные газоразрядные лампы, излучающие свет ввиде очень короткого (1\500 — 1\10000с) и мощного светового импульса. Внутреннийобъем баллона таких ламп заполнен инертным газом-ксеноном, через который вобычных условиях электрический ток не проходит. Когда же с помощьювысоковольтного импульса напряжения газ в баллоне лампы ионизируется истановится проводником электрического тока, через него происходит разрядспециального конденсатора, накопившего большой электрический заряд, и газ,превратившись на тысячную долю секунды в плазму, излучает мощный световойимпульс. Преимущества таких ламп — малые размеры, большая яркость, высокаяэкономичность и постоянство светового потока; недостаток — невозможностьвизуально контролировать светотеневой рисунок, создаваемый таким источником наобъекте съемки.
Осветительные лампы безспециальных рефлекторов используют крайне редко, поскольку они освещают вравной степени не только объект съемки, но и все окружающие предметы. При этомобразуется большое количество случайного рассеянного света, появляются паразитныеблики и рефлексы, мешающие съемке. Поэтому для более полного использованиясвета лампы и возможности направлять ее световой поток в нужную сторонуприменяют специальные рефлекторы, от формы и размеров которых в значительнойстепени зависит характер идущего от лампы светового потока. В большинствеслучаев рефлекторы снабжены арматурой (зажимы, струбцины), позволяющейзакреплять их в нужном положении и в определенном месте. Рефлектор с лампойможно крепить к спинкам стульев и к другой мебели или к специальным штативам.
Естественно, что для освещенияможно использовать и обычные бытовые осветительные приборы — настольные лампы,бра, люстры, торшеры и т.д., однако они менее удобны и в большинстве случаев непозволяют создать необходимое освещение объекта съемки.
Импульсные электронные приборы,именуемые лампами-вспышками, весьма разнообразны. Это и миниатюрные лампынебольшой мощности, предназначенные для фотолюбителей, и более мощныеосветители, рассчитанные в основном на профессиональных фотографов. Во всехслучаях питание таких ламп-вспышек осуществляется от сети переменного тока,батарей или встроенных аккумуляторов. Синхронизация световой вспышки лампы сработой затвора фотоаппарата происходит с помощью специального проводасинхронизации, либо путем непосредственного электрического соединения цепейсинхронизации лампы со встроенными в фотоаппарат контактами, либо световымлучом.
Поскольку длительность световогоимпульса чрезвычайно мала, необходимо, чтобы в момент вспышки кадровое окнофотоаппарата было полностью открыто. В противном случае проэкспонируется толькочасть кадра и снимок будет испорчен. Это условие выполняется для всех выдержекв фотоаппаратах с центральными затворами и лишь для сравнительно длительныхвыдержек в фотоаппаратах со шторными затворами. В описании фотоаппарата всегдауказана наиболее короткая выдержка для съемки с лампой-вспышкой. Безусловно,можно воспользоваться и более длительными выдержками, однако необходимости вэтом нет.
В практике фотографическойсъемки большое применение находят источники электрического света. Основными из нихявляются: электрические лампы накаливания, люминесцентные лампы, импульсныегазоразрядные лампы.
Источники электрического светаразличаются по световым и электрическим характеристикам.
К световым характеристикамотносятся: световой поток, светоотдача, спектральный состав, характерраспределения света, срок службы лампы; к электрическим — напряжение, сила ивид тока, мощность, схема включения лампы в электросеть.
В группу электрических лампнакаливания, используемых в фотографии, входят нормальные осветительные,фотографические, прожекторные и кинопрожекторные лампы. Все они относятся кгазонаполненным и отличаются друг от друга формой, размерами колбы,конструкцией цоколя, формой светящегося тела.
В последнее время в нашей странеи за рубежом все большее применение находят новые источники света — кварцевыегалогенные лампы. В качестве галогена обычно используется йод. Галогенные лампыимеют вольфрамовую нить накала, в принципе не отличающуюся от нити других лампнакаливания, заключенную в кварцевой колбе небольших размеров. В колбе, кромеинертного газа, содержится небольшое количество йода.
По сравнению с обычными лампамилампы с йодным циклом имеют следующие преимущества: меньший габарит, большийсрок службы, более высокую световую отдачу, не изменяющиеся в течение всегосрока службы световой поток и спектральный состав излучения.
Кроме перечисленных лампнакаливания, большое применение находят так называемые зеркальные лампы типаЗН, представляющие собой законченный осветительный прибор с отражающейповерхностью. Передняя стенка зеркальных ламп матирована.
В практике фотосъемки иногданаходят применение люминесцентные лампы, которые отличаются друг от друга помощности, спектральному составу излучения, размерам колбы. К люминесцентнымисточникам света относятся лампы типа ЛД (люминесцентная дневного света), ЛБ (люминесцентныебелого света), ЛХБ (люминесцентные холодного белого света), ЛТБ (люминесцентныетеплого белого света).
В последнее время ряд фирм выпускаетспециальные осветительные приборы для фотопавильонов и других помещений, вкоторых в качестве источника света применены импульсные газоразрядные лампы. Внашей стране эти источники света получили распространение средифотокорреспондентов, некоторой части фотографов и фотолюбителей. Источникиэлектрического света используются в специальных осветительных приборах, разныхпо конструкции, эксплуатационным и другим данным. Ниже приводятся краткиесведения об этих приборах. Осветительные приборы, предназначенные для освещенияобъектов съемки, принято делить на две самостоятельные группы: светильники ипрожекторы. К первым относятся осветительные приборы, рассчитанные на освещениепредметов, находящихся на близком расстоянии, ко вторым — на освещение удаленныхпредметов. Перераспределение света, испускаемого лампой в светильнике,происходит благодаря отражению его от белого окрашенного, эмалированного или зеркальногоколпака (контротражателя).
/>
Приборы этого типа имеют уголрассеяния света до 180° и могут быть выполнены в виде световых площадок (рамп) илимноголамповых софитов. К светильникам относятся также и зеркальные лампы,имеющие угол рассеяния около 50°. По конструкции различают прожекторы сотражательной (с контротражателем), преломляющей (с линзой) и смешанной оптикой(с контротражателем и линзой). Благодаря возможности фокусировать лампу путемперемещения ее относительно линзы угол рассеяния света, даваемого прожектором,может изменяться.
На рисунке приведены основныевиды осветительных приборов, применяемых для освещения объектов прифотографической съемке: а — светильник для общего освещения объектов светом,излучаемым непосредственно лампой и отражаемым контротражателем; б-светильникдля освещения объектов отраженным светом (лампа закрыта экранирующим колпаком);в — светильник для освещения объектов направленным светом; г — светильник сотражателем «зонтик» с белой матовой или зеркальной алюминированной поверхностью;д — прожектор со ступенчатой линзой; е — прожектор, дающий узкий концентрированный,световой пучок.
Характер света, испускаемогоосветительными приборами, выражается кривой светораспределения, показывающейвеличину силы света, распределяемого в пространстве перед прибором.
К основным характеристикамосветительных приборов относятся также: максимальная сила света (обычно длясфокусированного луча); полезный световой поток; угол рассеяния (для прожектораминимальный и максимальный); коэффициент полезного действия; спектральнаяхарактеристика излучения (обычно совпадает с характеристикой источника света); качество(равномерность) светового пятна, даваемого прибором. Осветительные приборы имеюттакже электрические, механические и эксплуатационные характеристики, включающиев. себя род тока, потребляемую мощность или силу тока, напряжение, габарит, массу,максимальную продолжительность непрерывной работы, степень защищенностиисточника света от окружающей среды, температуру наружной поверхности и т.п.
Различают три основных способакрепления осветительных приборов: напольный (штативный), настенный (консольный),потолочный (подвесной). Кроме того, существуют осветительные приборы с системойкрепления, связанной с фотоаппаратом (например, электронно-импульсные приборы).
Выбор осветительных приборовприменительно к тому или иному виду съемки определяется функциональнымназначением прибора в схеме освещения объекта, т.е. видом света, который долженсоздаваться данным прибором; характером освещения, выбранным фотографом (преимущественносветотеневое, тональное, смешанное); величиной светочувствительности пленки,светосилой оптики; спектральной характеристикой применяемого фотоматериала.
В состав прибора импульсногосвета входит отражатель с газоразрядной лампой и блок питания. Блок питаниясостоит из источника тока, электролитических конденсаторов, трансформаторсопротивлений, переключателя и неоновой лампы, сигнализирующей о полнотезарядки конденсатора и готовности прибора к работе.
2.3 Особенности съемки при искусственном освещении
Съемке в условиях искусственногоосвещения присущи свои особенности. Большое значение имеет расстояние междуобъектом съемки и источником света, которое чаще всего ограничено несколькими метрами.Изменение этого расстояния неизбежно приводит к изменениям в освещенности. Изменениеосвещенности пропорционально квадрату изменения расстояния: так, еслирасстояние между осветителем и фотографируемым объектом увеличить вдвое, тоосвещенность объекта уменьшится вчетверо. Это обстоятельство всегда необходимоучитывать при съемке.
Важное свойство света — направленностьсветового потока, непосредственно связано как с линейными размерами источникасвета, так и с расстоянием от него до объекта съемки. Ориентировочно этузависимость можно представить следующим образом: если линейные размерыизлучающего свет тела близки или равны расстоянию от источника до объектасъемки, то освещение объекта носит мягкий, светотональный характер; если желинейные размеры источника света в десятки раз меньше расстояния от него дообъекта съемки, такое освещение можно считать направленным. Характеристикиосвещения при различных соотношениях этих размеров приведены ниже: Характер освещения Соотношение размеров источника света и расстояния от источника до объекта съемки Мягкое светотональное освещение без четко выраженных теней 1: 1 Мягкое освещение с едва выраженными размытыми тенями От 1: 1 до 1: 3 Мягкое освещение с плавными переходами от света к теням От 1: 3 до 1: 6 Достаточно контрастное освещение с нечеткими контурами теней От 1: 6 до 1: 10 Контрастное освещение с четкими границами тени 1: 10
Каково же практическое значение такой зависимости? Преждевсего, исходя из приведенных данных, легко определить размеры рефлекторовосветительных ламп, необходимые для создания того или иного по характеруосвещения. Так, если необходимо осветить лицо человека мягким рассеянным светомбез четких, резких теней, размеры рефлектора осветительного прибора должны бытьблизки к величине расстояния между прибором и объектом съемки.
Именно по этой причине в специальных студиях и съемочныхпавильонах для создания мягкого рассеянного освещения устанавливают осветителис размерами излучающей поверхности, превышающими 1 — 2 м. Обычные софитыобеспечивают рассеянное освещение лишь на расстояниях 30 — 70 см; при большемудалении их от объекта съемки свет становится все более направленным, все болеежестким. Особенно хорошо заметна направленность светового потока ламп-вспышек,размеры рефлекторов у которых не превышают 5 — 10 см.
В большой степени направленность светового потока зависит отструктуры отражающей поверхности рефлектора. Чем она ближе к зеркальной, темменьше рассеивает свет, тем более направленным становится световой поток. Тесносвязана направленность светового потока с формой рефлектора: чем рефлекторглубже, тем более узкий пучок света он позволяет получить. Эта взаимосвязь прииспользовании обычных осветителей и ламп накаливания большей частью малозаметна.Однако при съемке аппаратами с короткофокусными объективами и освещении объекталампой-вспышкой непосредственно от фотоаппарата узкий световой пучок можетстать причиной неравномерного экспонирования фотопленки по поверхности кадра: центральнаячасть будет иметь нормальную экспозицию, а края кадра — недоэкспонированы.
Часто для смягчения светового потока от какого-либоосветительного прибора на его пути непосредственно около осветителяустанавливают светорассеиватель, представляющий собой металлическое кольцо, накоторое натянута марля или тюль.
Этот способ малоэффективен, и потому для получения мягкогорассеянного освещения следует использовать в качестве вторичного излучателя сбольшими линейными размерами белые экраны, применяемые при просмотредиапозитивов или любительских кинофильмов. В этом случае мощный источник света(галогенную лампу большой мощности или лампу-вспышку) устанавливают нарасстоянии 60 — 90 см от подвешенного на штативе или на стене экрана, напротивего центра, и направляют световой поток лампы на экран. Отразившийся отповерхности экрана свет создает мягкое рассеянное освещение, особеннонеобходимое при портретной съемке.
Вместо экрана можно использовать достаточно большой поразмерам (не меньше 60 Х 60 см) кусок белой ткани или даже светлую стену. Иногдадля получения мягкого рассеянного освещения в комнате или ином помещении светмощной лампы направляют в потолок, который при этом также является вторичнымизлучателем с большой поверхностью излучения.
Приведенные способы создания мягкого рассеянного освещенияобладают одним недостатком: освещенность объекта съемки по сравнению сосвещенностью прямым светом падает в несколько раз, что объясняется какпотерями света в процессе отражения (до 50%), так и увеличением расстояния отисточника света до объекта съемки. Именно поэтому эти способы требуютприменения мощных источников света.
Вместо экрана, стены или потолка в качестве отражателя можноиспользовать зонт, обтянутый белой тканью. Для этого наиболее пригоден плотныйатласный шелк или какая-либо иная достаточно плотная ткань. Такой зонт враскрытом состоянии укрепляют с помощью струбцины на штативе. Внепосредственной близости от ручки располагают и источник света. В сложенномсостоянии они занимают мало места, а в процессе съемки их легко устанавливают внужном месте помещения.
Получить пучок направленного света значительно легче. Дляэтого достаточно на обычный фото осветитель надеть склеенный из плотной бумагиили тонкого картона длинный цилиндрический тубус, диаметр которого равендиаметру рефлектора осветителя. Длина тубуса определяется желаемой степеньюнаправленности световых лучей. Для большинства встречающихся в практике случаевбывает достаточно длины 50 — 60 см. Внутренняя поверхность тубуса дляпредотвращения светорассеяния должна быть обклеена черной бумагой. Можноиспользовать в качестве источника направленного света и осветительную частьфотоувеличителя.
 2.4 Освещение объекта съемки
 
При фотографировании сосветительными приборами характер каждого из возможных вариантов освещениявыражен более явно, чем при съемке в условиях естественного освещения,поскольку под открытым небом его свет ощутимо смягчает контрасты светотени.
В большинстве случаев длярельефного воспроизведения форм предметов применяют боковое илипередне-боковое, несколько верхнее освещение направленным светом, который нетолько подчеркивает трехмерность объекта, но и сохраняет при этом привычнымнашему взгляду характер светораспределения, свойственный естественным световымусловиям. В противоположность этому освещение объекта направленным светом снизупрактически не встречается в природных условиях и потому воспринимается намикак необычное, неестественное. Тени от объекта наименее заметны при фронтальномосвещении, а наиболее — при задне-боковом и контровом освещении.
3. Естественно-научные основы фотографии
Фотография стала одним из первыхметодов, широко и органически воспринятых криминалистикой и творческиприспособленных к своеобразным условиям исследования вещественных доказательств.
Сотрудники судебно-экспертныхучреждений как специалисты при производстве следственных действий иоперативно-розыскных мероприятий и как эксперты должны прекрасно пониматьсущность фотографического процесса и знать характеристики применяемыхфотоматериалов, чтобы, исходя из конкретных исходных условий, выбрать наиболееподходящие фотоматериалы и оптимальные режимы съемки и обработки.
В данной главе я попыталсярассмотреть черно-белый фотографический процесс и представлен детальный механизмформирования изображения.
 3.1 Физико-химическая сущность фотографическогопроцесса
Процесс образованияфотографического изображения — сложнейший многостадийный физико-химическийпроцесс, который включает в себя следующие основные этапы:
химическое созревание (созданиесеребряных центров светочувствительности при получении галогеносеребрянойэмульсии) — осуществляется при производстве фотоматериалов;
экспонирование (образованиецентров скрытого изображения при фотохимическом действии света на галогенидысеребра) — происходит непосредственно при фотографировании насветочувствительные материалы;
химико-фотографическая обработка(получение видимого изображения) — осуществляется при проявлении и закрепленииизображения.
При черно-белом фотографическомпроцессе проявление позволяет получить видимое серебряное изображение,закрепление предназначено для растворения непроявленных галогенидов серебра споследующим вымыванием из фотослоя. Кроме того, существует ряд вспомогательныхи дополнительных процессов, способствующих повышению чувствительности, качестваизображения и улучшению других характеристик фотографического процесса.
Химическое созреваниеосуществляется при производстве фотоматериалов. Эта стадия фотографическогопроцесса здесь не рассматривается, так как она является производственнымтехнологическим процессом фотопромышленности. Фотограф, как правило, имеет делос уже готовыми различными фотоматериалами и выбирает их по определеннымхарактеристикам.
 3.1.1 Образование скрытого изображения
В твердом состоянии галогенидысеребра (AgHal — AgCl, AgBr, AgI) образуют кристаллы. В кристаллах хлорида (AgCl)и бромида (AgBr) серебра ионы галогена расположены в вершинах и центрах гранейкуба.
Ионы серебра расположеныаналогичным образом, причем образуемый ими куб смещен относительно куба,определяемого ионами галогена. Такие кристаллы относятся к классугранецентрированных кубических кристаллов. Эти кристаллы существуют в видеагрегатных скоплений, представляющих повторение структуры, в направлениях трехкоординатных осей. Если AgCl и AgBr осаждаются одновременно, то образуютсясмешанные гранецентрированные кубические кристаллы, в которых углы решеткизаняты как ионами хлора, так и ионами брома. Иодид серебра AgI при комнатнойтемпературе и нормальном атмосферном давлении образует иную кристаллическуюструктуру, однако, бромид и хлорид серебра в присутствии малых концентраций AgIобразуют при осаждении смешанные гранецентрированные кубические кристаллы.
Форма кристаллов зависит отпроцесса осаждения. Кристаллы могут быть кубическими, в форме октаэдра,пластинчатыми или нерегулярными. Однако внутренняя структура всегда такова. Среднийразмер зерна галогенида серебра примерно равен 1000 нм, оно содержит около 1010гранецентрированных кубиков.
У реального кристалла галогенидаимеются отклонения от идеальной структуры. Из-за нарушений равновесных условийроста, захвата примесей при кристаллизации под влиянием различных воздействий вструктуре кристалла возникают нарушения — так называемые дефекты (ион серебрауходит из своего нормального положения в кристаллической решетке и свободноблуждает в междуузельном пространстве). Данные дефекты и многочисленныеинородные включения в кристаллической решетке образуют центры светочувствительности,которые являются и центрами концентрирования атомов серебра в результатедействия света. От величины этих центров зависит уровень светочувствительности:чем крупнее центры, тем выше светочувствительность. Обычно рост центровсопровождается увеличением размеров микрокристаллов, поэтомувысокочувствительные фотоматериалы бывают крупнозернистыми, амалочувствительные — мелкозернистыми.
От зернистостисветочувствительного слоя зависит зернистость изображения — неоднородностьпочернения равномерно экспонированного и проявленного участка фотоматериала. Зернистоестроение изображения уменьшает его четкость. Линии, разорванные на отдельныезерна, становятся неровными, контуры — нерезкими. Повышенная зернистостьухудшает качество изображения. Процесс образования скрытого изображениязаключается в следующем. При экспонировании фотографического слоя квантылучистой энергии поглощаются галогенидом серебра, при этом происходит реакцияфотолиза
2AgHal = 2Ag + Hal2
В экспонированных галогенидахобразуются центры скрытого изображения. Серебро остается в кристалле в видескоплений от нескольких атомов серебра (минимум 4 атома) до сотен, а галоген ввиде двухатомных молекул выходит в окружающее пространство.
Образование скрытого изображениясвязано с размерами и распределением центров светочувствительности по объемумикрокристалла галогенида серебра. Лишь крупные центры скрытого изображенияпроявляются, они называются центрами проявления; мелкие центры не вызываютпроявления. Чем больше света попало на фотоматериал при экспонировании, темкрупнее частицы, составляющие эти центры, и тем быстрее будет идти проявление. Научастках фотоматериала, которые не подвергались действию квантов света, реакцияфотолиза не происходит и центры скрытого изображения не образуются.
Если экспонированныйфотоматериал своевременно не проявить, скрытое изображение может исчезнуть: составляющиеего атомы серебра вновь соединятся с атомами галогена и образуют исходноевещество — галогенид серебра. Это явление называется «регрессией скрытогоизображения», которая усиливается при хранении экспонированногофотоматериала в теплой, влажной, загрязненной атмосфере и уменьшается принизкой температуре.
 3.1.2 Проявление скрытого изображения
Проявление — процесс превращенияскрытого изображения, полученного в светочувствительном слое фотоматериала поддействием света или другого излучения, в видимое серебряное изображение. Чтобыпроявить светочувствительный слой, необходимо применить восстановитель, которыйэкспонированные галогениды серебра преобразовал бы в металлическое серебро, анеэкспонированные — сохранил в неизменном виде.
В современной фотографиинаиболее распространен процесс химического проявления, при которомфотоматериалы обрабатывают проявителем — раствором, содержащим проявляющиевещества, способные восстанавливать галогениды серебра фотослоя дометаллического серебра, образующего видимое изображение. Происходящуюхимическую реакцию восстановления можно схематически записать в виде:
AgHal + Red =Ag металл + Ox + Hal,
где Red — проявляющее вещество вактивной восстанавливающей форме; Ox — проявляющее вещество в окисленной форме.
В процессе проявленияпроявитель, отдавая электроны галогениду серебра, разрушает связь междусеребром и галогеном, что способствует рекомбинации атомов серебра собразованием зерен металлического серебра, сам проявитель при этом окисляется.
Процесс проявленияхарактеризуется избирательным действием проявителя: в экспонированных участкахэмульсионного слоя серебра восстанавливается больше, чем в неэкспонированных. Этообъясняется тем, что реакция восстановления галогенидов серебра значительноускоряется в присутствии атомарного серебра, имеющегося в центрах проявления ивыступающего катализатором реакции проявления.
Существует и так называемоефизическое проявление, при котором видимое изображение строится изметаллического серебра, полученного путем растворения проявителем галогенидовсеребра фотослоя или осаждающегося на фотослое из солей серебра, входящих всостав проявителя. Этот способ используется главным образом в научнойфотографии.
В проявлении могут участвовать инеэкспонированные либо недоэкспонированные микрокристаллы галогенидов серебра,если при изготовлении эмульсии вследствие дефектов в них образовались активныеобласти — центры фоновой вуали. Часть этой вуали вызывается кристалламигалогенидов, которые были возбуждены под действием повышенной температуры илипроникающего излучения. Это ухудшает качество изображения, так как приводит кнежелательному потемнению тех деталей изображения, которые должны оставатьсясветлыми. Фоновая вуаль уменьшает контраст изображения, полученного врезультате проявления. Число центров вуали в светочувствительном слоевозрастает с увеличением его светочувствительности. Поэтому высокочувствительныенегативные фотоматериалы отличаются повышенной вуалью, а у малочувствительныхона практически отсутствует.
После извлечения фотоматериалаиз проявляющего раствора проявление продолжается из-за впитавшегося вфотографический слой раствора. Для прерывания проявления, происходящего восновном в щелочной среде, используют останавливающие растворы, содержащиекислоту или кислую соль, которые нейтрализуют щелочь проявителя.
 3.1.3 Закрепление проявленного изображения
В проявленном фотоматериалесодержится видимое серебряное изображение и галогениды серебра, которые все ещеявляются светочувствительными соединениями. Если эти галогениды серебра неудалить, то они постепенно начнут на свету темнеть, разрушая проявленноесеребряное изображение.
Закрепление, или фиксированиепроявленного изображения — это процесс превращения непроявленных галогенидовсеребра фотографического слоя в светоустойчивые бесцветные соединения. Процессзакрепления обычно осуществляется обработкой, при которой все соединениясеребра, не восстановившегося при проявлении, растворяются и полностьювымываются из слоя в процессе промывки.
Основной компонент фиксирующихрастворов — растворитель галогенида серебра — должен быстро растворятьгалогенид серебра и не действовать на серебро изображения, а также хорошорастворяться в воде, образовывать легкорастворимые и устойчивые в водной средекомплексные соли серебра, не быть токсичным. В качестве растворителейгалогенидов серебра применяют тиосульфаты натрия (гипосульфит натрия — Na2S2O3.5H2O)и аммония (NH4) 2S2O3). Реакция закрепления изображения осуществляется в двестадии:
Первая — AgBr + Na2S2O3 = Na [Ag(S2O3)] + NaBr;
Вторая — Na [Ag(S2O3) + Na2S2O3 = Na3 [Ag (S2O3) 2].
Бромистое серебро под действиемтиосульфата натрия превращается в труднорастворимую соль Na [Ag (S2O3)], азатем под действием тиосульфата натрия эта соль постепенно переходит влегкорастворимое соединение Na3 [Ag (S2O3) 2].
Кроме тиосульфата в фиксирующиерастворы входят вещества, которые обеспечивают прекращение процесса проявления,ускоряют растворение галогенида серебра, повышают механическую прочностьнабухшего фотографического слоя (кислоты, кислые соли, дубящие вещества и др.).
Проявленный и зафиксированныйфотоматериал содержит видимое серебряное негативное изображение объектафотографирования, светлые участки объекта воспроизводятся темными, а темные — светлыми.Для получения позитивного изображения с негатива производится фотопечать в тойже последовательности, что и при получении негатива: экспонирование черезнегатив светочувствительного материала, проявление и закрепление полученныхфотоснимков.3.2 Получение изображения по методу обращения
На светочувствительном слоеможно получить сразу позитивное изображение фотографируемых объектов. Этотметод называется в фотографии «методом обращения». Он получилраспространение при изготовлении любительских кинофильмов и диапозитивов (слайдов),которые используются для проецирования на светлый экран, а также для изготовлениястереопар при стереоскопической фотосъемке.
Рассмотрим получение изображенияметодом обращения в сравнении с негативным способом. При обращаемом процессеимеются дополнительные операции при обработке экспонированного фотоматериала,которые отсутствуют при негативном процессе.
Стадия экспонированияфотоматериала как при негативном, так и при обращаемом процессах происходитодинаково. Свет, отраженный от объекта съемки, попадает на светочувствительныйслой. В тех участках фотоматериала, на которые поступает больше света,увеличивается количество центров скрытого изображения. После проявления в этихучастках восстанавливается больше металлического серебра, или, другими словами,возрастает плотность изображения. В процессе обращения вслед за проявлением используетсяоперация отбеливания для того, чтобы превратить проявленное серебро врастворимые в воде его комплексные соединения. В качестве отбеливателя чащевсего применяется водный раствор железосинеродистого калия.
Затем фотоматериал, в которомостались только неэкспонированные и непроявленные галогениды серебра,подвергается экспонированию равномерным освещением (засветке), что делаетоставшиеся в фотослое галогениды способными к проявлению, так как в нихпроисходит реакция фотолиза. Повторное проявление преобразует их вметаллическое серебро. После фиксирования, которое удаляет следы оставшихсягалогенидов серебра, в фотоматериале остается серебряное изображение, котороеявляется позитивом объекта фотографирования.
На первый взгляд кажется, чтодля получения прямого позитива необходимо воспользоваться только способомобращения обычной фотопленки. Однако это не так. Если обычная фотопленкаподвергается процессу обращения, то первоначально неэкспонированные галогенидысеребра на второй стадии проявления будут восстановлены до металлическогосеребра и светлые участки на фотоматериале будут малопрозрачными.
По этой причине обращаемыефотоматериалы изготавливаются более тонкими, чем большинство негативных, и кпроявителю, который используется для их обработки, добавляются растворителигалогенидов серебра. В этом случае при первом проявлении растворяются наиболеемелкие непроявленные галогениды серебра на светлых участках изображения, таккак их присутствие может вызвать появление вуали при втором проявлении. Крометого, обращаемые фотоматериалы должны быть более однородными по толщине посравнению с негативными, потому что неоднородности по толщине вызываютизменения оптической плотности прямого позитива.
Правильный выбор экспозиции ивремени проявления является очень важным при работе с обращаемымифотоматериалами, любое отклонение от оптимальной экспозиции при съемкенеобходимо компенсировать изменением времени проявления. Если пленканедоэкспонирована, первое проявление должно быть увеличено, чтобы удалить большегалогенидов серебра, особенно на светлых участках. Получившийся прямой позитивбудет оптически менее плотным, чем при обычном проявлении, а следовательно,более приемлемым для проецирования.3.3 Одноступенный фотографический процесс
Еще один метод быстрогополучения позитивного черно-белого изображения основан на диффузии в щелочнойсреде растворимых комплексных солей серебра. На этом принципе в 40-х гг. XX в. удалосьразработать и реализовать на практике одноступенный процесс моментальногополучения полутонового позитивного изображения. В настоящее время этовыдающееся изобретение в различных модификациях нашло самое широкое применениево многих областях науки и техники для решения важнейших технических задач. Процессыбыстрого получения цветных изображений фирм Kodak и Polaroid также представляютсобой диффузионно-фотографические процессы.
Существуют два способа полученияизображения с использованием диффузионно-фотографического процесса. В первомспособе каждый светочувствительный комплект содержит негативный материал,позитивный материал и капсулы с обрабатывающими пастами. Фотографическаяэмульсия донорного слоя экспонируется в фотоаппарате. После экспонированиядонорный слой входит в контакт с приемным слоем позитивного материала, наповерхности которого находится большое количество коллоидно-металлических илиметаллосульфидных центров проявления, так называемых зародышей восстановления.
В процессе получения изображенияпри прокатывании через специальные ролики проявляюще-фиксирующая паставыдавливается между донорным и приемным слоями. Проявитель практическимгновенно начинает проявлять экспонированные галогениды серебра в донорномслое, и одновременно же растворитель начинает растворять неэкспонированныегалогениды. Если скорости проявления и растворения правильно сбалансированы, топроявитель действует на экспонированные галогениды серебра раньше, чем онимогут раствориться. Из донорного слоя происходит диффузия галогенидов вприемный слой. При контакте с зародышами восстановления галогениды начинаютпроявляться, в результате в приемном слое образуется позитивное изображение; негативноеизображение остается в донорном слое. Приемный слой содержит до 1013 зародышейвосстановления на 1 см2 фотоматериала. Такая высокая плотность центровпроявления приводит к увеличению скорости проявления галогенидов в приемномслое.
Во втором способе все реактивы,необходимые для проведения процесса, введены непосредственно всветочувствительный слой фотоматериала. После экспонирования фотоматериал (накотором пока еще нет видимого изображения, а имеется только скрытое) извлекаетсяиз фотоаппарата автоматически (при помощи малогабаритного электродвигателя) иливручную (посредством рукоятки). Изображение начинает появляться прямо на свету,постепенно проступая на белом фоне непрозрачной основы. Проявление происходитавтоматически, и изображение приобретает необходимую плотность за определенноевремя (от нескольких десятков секунд до нескольких минут).
При диффузионном процессенеобходим правильный подбор скоростей процессов проявления, растворения идиффузии. Он осуществляется соответствующим выбором химических реактивов иконцентрации проявляюще-фиксирующих паст.
Процессы с диффузионнымпереносом, основанные на диффузии солей серебра, широко применяются влюбительской, профессиональной и специальной фотографии для полученияполутонового изображения.
В настоящее времяфотографические фирмы выпускают множество фотокомплектов, в том числе скассетой «Фильмпак», не только различной светочувствительности, но иконтрастности, как для любительской и профессиональной фотографии, так и дляширокого использования в различных областях науки и техники (в медицине,авиации, военном деле и т.д.). В нашей стране выпускаются фотокомплекты,действующие по этому же принципу и получившие название «Момент». Средизарубежных технологий наиболее широко известны процессы Polaroid SX-70, KodakPR-10.
По сравнению с обычнымнегативно-позитивным и обращаемым фотографическими процессами одноступенныйпроцесс позволяет за 10-30 секунд «полусухим» методом (без примененияиммерсионной обработки) при очень высокой светочувствительности негативногофотоматериала получать беззернистое позитивное изображение с высокойразрешающей способностью.
Перечисленные выше достоинствапозволяют с успехом использовать такую технику фотографирования вкриминалистике, где нужна большая оперативность, в научных разработках дляфиксации результатов исследования. Выпускаются оборудование и пленки для съемокпод оптическим и электронным микроскопом, для съемок с осциллографа, дляхроматографии, рентгеновской кристаллографии, а также пленки с ультрафиолетовымпокрытием, что расширяет возможности съемки в невидимых лучах.
Следует отметить, что качествопозитива, полученного при одноступенном фотографическом процессе, обычно хуже,чем качество отпечатков при негативно-позитивном процессе или диапозитивов,выполненных по методу обращения. При длительном хранении, особенно на свету,качество изображения еще более ухудшается. Кроме того, возникают проблемы сполучением копий фотоснимков.
Заключение
По мере своего совершенствованияфотография все шире проникала во многие сферы человеческой деятельности; промышленность,искусство, медицину, полиграфию, астрономию и т.д. Сейчас трудно назватьотрасль науки и техники, где бы не применялась фотография. Она во многомспособствовала техническому прогрессу. Благодаря фотографии были сделаны многиенаучные открытия.
Фотография нашла широкоеприменение в полиграфии при изготовлении печатных форм, в кинематографии, дляоптической записи звука, в криминалистике, метеорологии, антропологии,металлографии и др.
Принцип полученияфотографических изображений способом дагерротипии состоял в том, что серебрянуюпластинку сначала тщательно очищали, а затем помещали в специальный ящик надсосудом с металлическим йодом. Испаряясь, йод оседал на ее поверхности и,взаимодействуя с серебром, давал йодистое серебро — вещество, чувствительное ксвету. После этого в темноте пластинку помещали в кассету камеры-обскуры и нанее экспонировали ярко освещенные предметы с выдержкой в несколько минут. Поддействием света на пластинке получалось слабое изображение. Его усиливали, т.е.проявляли парами ртути, которые оседали на участках, где подействовал свет. Этотпроцесс проводили в специальном ящике, на дне которого помещали сосуд с ртутью.Для ускорения процесса испарения ртути сосуд подогревали.
Для того чтобы удалить снеэкспонированных участков остатки йодистого серебра и закрепить тем самымизображение, пользовались раствором поваренной соли. Несколько позже для этихцелей стали применять тиосульфат натрия.
Изображение на дагерротипесостояло из участков, покрытых тонким слоем ртути и серебра. При определенномугле наклона на дагерротипе было четко видно позитивное изображение.
В данной курсовой работе быладана попытка рассмотреть естественно-научные основы фотографии.
В первой главе я рассмотрелподготовку к фотосъемке.
Вторая глава посвященафотографической съемке. В ней подробно описано съемочное освещение, световыеприборы, необходимые для верного фотографирования, затронуты особенности съемкипри искусственном освещении, а также сам процесс освещения объекта съемки.
В третьей главе речь идетнепосредственно о естественно-научных основах фотографии. Я проанализировалфизико-химическую сущность фотографического процесса, рассмотрел образованиескрытого изображения, рассказал о получении изображения по методу обращения, атакже описал одноступенный фотографический процесс.
Список используемой литературы
1) Фомин А.В. «Общий курсфотографии».
2) Стародуб Д.О. «Азбукафотографии»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.