Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Выдающийся отечественный архитектор

Виктор Ванслов, действительный член Российской академиихудожеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, доктор искусствоведения,профессор
К100-летию со дня рождения М.В. Посохина.
Вдекабре 2010 года исполнилось сто лет со дня рождения выдающегосяотечественного архитектора Михаила Васильевича Посохина. С его деятельностьюсвязана целая эпоха в развитии архитектуры советского времени. Хотя этадеятельность началась уже в 1930-е годы, но основное, новаторское творчествоМ.В. Посохина относится к послевоенному времени, особенно к периоду 1960-1980-хгодов. Оно ознаменовало переход от неоклассицизма, историзма и эклектикисталинского времени к современной архитектуре, основанной на новейшихдостижениях науки и техники, применении новых материалов, выдвижении широкихградостроительных концепций и повороте архитектуры к требованиям современногомегаполиса. По сути, современная архитектура во многом опирается на творческиедостижения М.В. Посохина, других архитекторов того времени и развивает их.
МихаилВасильевич Посохин родился в Томске 13 декабря 1910 года. В 1938 году онокончил Московский архитектурный институт, одновременно (с 1935 года) работая вмастерской выдающегося архитектора А.В. Щусева, который отметил его талант иподдержал вступающего в жизнь молодого человека.
Вгоды Великой Отечественной войны М.В. Посохин работал в Москве в составе ротыинженерной разведки МПВО, участвовал в маскировке города, ликвидации очаговпоражения, восстановлении разрушенных зданий, строительстве оборонныхсооружений. В послевоенные годы М.В. Посохин возглавлял одну из архитектурныхмастерских Моссовета. В этот период в его творчестве уже проявлялисьноваторские тенденции. Совместно с архитектором А.А. Мндоянцем он осуществилряд значительных построек, среди которых особо следует отметить высотный жилойдом на площади Восстания (ныне Кудринская) в Москве (строительство окончено в 1954 г.). В архитектуре того времени высотные дома стали новым словом, определив акценты в планировкегорода, его силуэт.
М.В.Посохин участвовал не только в массовой жилищной застройке (например, районаХорошево-Мневники и других), но и в разработке и строительстве уникальныхзданий большого общественного значения. Здесь следует назвать Дворец съездов вКремле (1961), здание СЭВ (ныне мэрия города) в Москве (1970), спортивныйкомплекс «Олимпийский» (1980), здание Министерства обороны на Арбатской площади(1981), комплексы зданий Московского государственного института международныхотношений и Дипломатической академии (1976), Академии общественных наук (1984),курорта Пицунда (1967) и др.
Нотворчество М.В. Посохина ознаменовано не только созданием уникальныхобщественных зданий и архитектурных ансамблей, но и решением крупныхградостроительных задач. По его проектам застраивались целые новые районы(например, Северное Чертаново), осваивались прилегающие к Москве территории, пролагалисьновые проспекты и магистрали (например, проспект Калинина, ныне Новый Арбат).
В1960-1982 годах М.В. Посохин был главным архитектором столицы, руководилразработкой Генерального плана развития Москвы (1972). В 1963-1967 годах он былзаместителем председателя Госстроя СССР, создал и возглавил Государственныйкомитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР.
Всвоих теоретических трудах и на практике М.В. Посохин выдвигал и решал задачуперехода от моноцентрической к полицентрической планировке города присохранении значения исторически сложившегося центра. Он мыслил широко имасштабно. В результате его деятельности Москва обрела новый облик, обогатиласьновыми жилыми районами.
М.В.Посохин был одним из зачинателей сборного домостроения, в котором применялисьновые технологии изготовления панелей, монтажа, новые конструкции. Этопозволило возводить крупнопанельные здания различной этажности, в том числекрупные здания на основе сборного железобетонного каркаса. При этом припроектировании уникальных сооружений всегда учитывались их роль в окружающейгородской и природной среде, их место в целостном архитектурном ансамбле.
Всеэто дало мощный толчок развитию отечественной архитектуры, способствовалорешению ряда назревших демографических, социальных и эстетических проблем.
Водной небольшой статье невозможно перечислить все сделанное МихаиломВасильевичем, но следует отметить и созданные им значительные работы в рядедругих стран. Это комплексы зданий посольств СССР в Бразилиа и Вашингтоне, атакже советские павильоны на Всемирных выставках «Экспо-67» в Монреале (Канада,1965) и «Экспо-70» в Осаке (Япония, 1968).
Конечно,свои масштабные проекты М.В. Посохин осуществлял не единолично, он работалсовместно с коллективами архитекторов и инженеров (особенно много с зодчим А.А.Мндоянцем). Но он был автором и руководителем проектов и душой каждогомасштабного мероприятия. Поэтому вклад его в отечественную архитектуру труднопереоценить.
М.В.Посохин был не только выдающимся архитектором, но и разносторонне художественноодаренным человеком. Он прекрасно рисовал, писал акварелью. На его персональнойвыставке, состоявшейся в Академии художеств в 1981 году, наряду сархитектурными работами, занимавшими, конечно, главное место, экспонировалисьрисунки и акварели, столь художественно совершенные, что их авторство могло быпринадлежать настоящему мастеру-профессионалу.
Поэтомувполне естественно, что М.В. Посохин обращался в своем творчестве к архитектуре,связанной с изобразительным искусством. Так, он является автором проектовВыставочного комплекса на Краснопресненской набережной (1972), памятника Победына Поклонной горе (1979) и других.
Втворчестве М.В. Посохина синтез искусств в архитектуре обрел новый ракурс.Произошел отказ от внешнего, декоративного украшательства советской эпохи, былинайдены новые формы органического слияния скульптуры и живописи с архитектурой.Они осуществились в совместной работе М.В. Посохина с рядом выдающихся живописцеви скульпторов нашей страны: Н.В. Томским, М.К. Аникушиным, А.Н. Бургановым, А.А.Мыльниковым, З.К. Церетели и другими.
Российскаяакадемия художеств помнит и почитает М.В. Посохина не только как выдающегосяархитектора, определившего значительный период в истории развития архитектуры иградостроительства в нашей стране, но и как человека, имеющего перед Академиейособые заслуги. По его инициативе в 1979 году в Академии было созданоспециальное Отделение архитектуры, которое он и возглавлял до самой своейкончины. Благодаря этому Академия художеств стала творческим и научным центромне только живописи, скульптуры, графики и декоративных искусств, но и зодчества,как было ранее — в Императорской академии художеств. Возвращением архитектуры вАкадемию художеств подчеркивались ее значение как искусства, ее роль в духовнойжизни общества и эстетическом формировании окружающей среды.
Всостав Отделения архитектуры вошли крупные зодчие того времени, определявшиенаправления развития домо- и градостроительства, имевшие большие заслуги всоздании уникальных, общественно значимых сооружений. Среди них А.Т. Полянский,С.Б. Сперанский, Д.Н. Чечулин, Н.В. Баранов, Е.Г. Розанов, Я.Б. Белопольский идругие. В задачи Отделения входило содействие комплексному эстетическомупреобразованию облика городов и сел, разработка вопросов синтеза искусств, руководствотворческими архитектурными мастерскими Академии художеств, пропагандадостижений российской архитектуры через СМИ, издание книг, проведение выставокв нашей стране и за рубежом и многое другое.
Впериод руководства М.В. Посохиным Отделением архитектуры творческие вопросы ееразвития были обсуждены на специальной, посвященной им сессии Академии. Сталаоказываться систематическая творческая помощь государственным и общественныморганизациям в решении проблем, связанных с архитектурой и градостроительством.В творческих мастерских Академии молодыми архитекторами был разработан рядпроектов и концептуальных предложений, некоторые из которых были реализованы.Мастерские способствовали повышению профессиональной квалификации вступающей вжизнь молодежи. Был организован ряд выставок архитекторов — членов Академии. Ихитоги обсуждались на творческих конференциях. Издавались монографии членовОтделения, в том числе книги самого М.В. Посохина, о которых далее пойдет речь.
Однимсловом, благодаря инициативе М.В. Посохина Академия художеств активновключилась в творческую архитектурную жизнь и стала оказывать влияние напрактику зодчества и градостроительства. Повысились ее престиж и роль вобщественной жизни. В направлениях, определенных М.В. Посохиным, Отделениеархитектуры Академии художеств продолжает работать и ныне. Расширился егосостав, пришло новое поколение архитекторов, но принципы деятельности Отделенияостались прежними. Особое внимание уделяется современным проблемам, выдвигаемымразвитием науки и техники, ростом современных мегаполисов.
М.В.Посохин был, прежде всего, конечно, художественно одаренным архитектором — творцом.Но он был и ученым, обобщившим свою творческую практику, поставившим и решившимв своих научных и публицистических статьях и в фундаментальных трудах рядактуальных теоретических проблем. Статьи он писал на протяжении десятилетий, активноучаствуя в архитектурной и общественной жизни. А в книгах разработал важнейшиеидеи и концепции, связанные с природой и общественной ролью архитектуры, ееактуальными задачами, уделив также большое внимание архитектурным ансамблям, проблемесинтеза искусств и связи сооружений с окружающей средой. Важнейшие из опубликованныхработ М.В. Посохина: «Архитектура каркасно-панельных зданий» (1952), «ГрадостроительствоСССР и его перспективы» (1967), «Будущее столицы. Основные идеи проектагенерального плана Москвы» (1970), «Перспективы развития Москвы» (1973), «Городдля человека» (1973), «Архитектура окружающей среды» (1989), «Дороги жизни. Иззаписок архитектора» (1995).
Вкниге «Город для человека» он писал: «Ведущая роль в градостроительствепринадлежит архитектору. Он становится не только творческим, но в определенном смыслеи государственным деятелем, так как активное участие в реализацииградостроительной политики и творчество архитектора неразрывны. В этом основауспеха… Архитектор — специалист широкого профиля. Сфера его знаний постояннорасширяется. Он обязан объединить в единый комплекс искусство, передовуютехнику, науку и экономику… Архитектор должен управлять сложными процессамипроектирования и строительства, знать его существо и уметь решать на практикете многочисленные проблемы, которые не всегда можно предусмотреть в проекте».
Вэтих словах в сжатой форме определена сущность архитектурного творчества, и ихможно в полной мере отнести к деятельности самого Михаила Васильевича Посохина.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.archjournal.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.