Реферат по предмету "Промышленность, производство"


Возможности ускоренного обновления активной части основного капитала отраслей промышленности

А.К. Корнев
Воспроизводствоактивной части основного капитала промышленности является важнейшейсоставляющей инвестиционного процесса. Оно определяетпроизводственно-технологический потенциал всех отраслей экономики как значимыйэлемент воспроизводимого материального национального богатства. Важнейшиехарактеристики воспроизводства активной части основного капитала — возраст истепень ее износа, динамика и объемы капиталовложений в оборудование.
Современноесостояние активной части основного капитала промышленности характеризуется каккрайне неудовлетворительное: машины и оборудование в ее составе преимущественноустарели и критически изношены. В настоящее время средний возраст машин иоборудования в промышленности, в том числе инвестиционном машиностроении, составляетболее 21-го года, что вдвое больше аналогичного показателя 1990 г. (10, 8 лет). В дореформенный период в качестве нормативного был принят срок обновленияоборудования, равный 12-ти годам, что намного превышало фактический срок службыоборудования в развитых странах, где он был равен 6-8 годам. В 2007 г. доля машин и оборудования в составе основных фондов гфомьппленно-сти, в том числеинвестиционного машиностроения, составила: в возрасте свыше 20 лет 51, 5%, 10-тилет — 13, 7, 15-ти лет — 25, 9%. Степень износа активной части основных фондовпромышленности достигла 70%, удельный вес полностью шношеннъгх машин иоборудования превышает 25%.
Негативныехарактеристики процесса воспроизводства активной части основного капиталаотраслей промышленности проявились в период радикальных реформ и были связанысо спадом производства в отечественной экономике и сокращением закупокотечественных машин и оборудования на внутреннем рынке. В настоящее время этихарактеристики обусловлены недостаточным обновлением парка машин и оборудования,их старением и износом в условиях значительного роста производства и закупок.Так, согласно авторским расчетам, производство и закупки техники в 1999-2008гг. возросли почти в 2, 5 раза; в 2008 г. объем выпуска машин и оборудования составил 48% по сравнению с 1991 г. (в неизменных ценах 1991 г.) Однако указанный рост производства и закупок техники произошел после пятикратного их спада, поэтомусовременные объемы выпуска машин и оборудования по-прежнему крайне малы длярешения задач дальнейшего использования в производственном процессе активнойчасти основного капитала, а также ее модернизации и ускоренного обновления. Этизадачи актуальны как для добывающих, так и обрабатывающих отраслейпромышленности.
Решениезадачи ускоренного обновления парка техники возможно, прежде всего, в условияхувеличения объемов производства и закупок отечественных машин и оборудования.Условием решения указанной задачи нередко считают также рост объемов закупокимпортной техники. Однако, согласно авторским оценкам, для значительногоувеличения загрузки производственных мощностей инвестиционного машиностроения, атакже для ускоренного обновления активной части основного капитала отраслейпромышленности это условие не обязательно (см. ниже).
Постатистическим данным в инвестиционном машиностроении имеются значительныесвободные производственные мощности. Официальная статистика показываетследующий уровень использования производственных мощностей в инвестиционноммашиностроении в 2007 г. (%):Турбины паровые 19 Кузнечно-прессовые машины 42 Турбины газовые 70 Экскаваторы одноковшовые с ковшом Генераторы к паровым, газовым и гид- емкостью от 0, 25 до 3, 2 куб. м 57 равлическим турбинам 66 Бульдозеры 89 Подшипники качения 41 Электродвигатели переменного тока с Краны мостовые электрические (вклю- высотой оси вращения 63-355 мм 53 чая специальные) 11 Электромашины крупные 39 Краны на автомобильном ходу 84 Грузовые автомобили 69 Тракторы 19 Автобусы 85 Металлорежущие станки 14 Зерноуборочные комбайны 41
Впериод радикальных реформ экономики было проведено перепрофилированиепредприятий для восполнения мощностей, утерянных при распаде СССР. Посколькувведенные производственные мощности перепрофилированных предприятий оказалисьменьше, чем соответствующие «советские» мощности, средний показательиспользования производственных мощностей инвестиционного машиностроения достиглишь 47-49%. Значительные свободные производственные мощности в инвестиционноммашиностроении по-прежнему остаются потенциалом, который может быть использовандля роста выпуска техники и развития промышленности в целом. В приведенномпримере это относится к производству турбин паровых, кранов мостовыхэлектрических (включая специальные), металлорежущих станков, кузнечно-прессовыхмашин, электромашин крупных, подшипников качения.
Всообщениях Росстата отсутствует информация о физическом состоянии свободныхпроизводственных мощностей инвестиционного машиностроения и возможности ихиспользования без значительной дополнительной подготовки. Однако учитывая общеенеудовлетворительное состояние активной части основного капиталаинвестиционного машиностроения, прежде всего критический средний возраст машини оборудования, степень их физического и морального износа, можно предположить,что производственный аппарат свободных производственных мощностейинвестиционного машиностроения в целом не лучше действующих. Вместе с темрегулярно публикуемые данные Росстата свидетельствуют и о том, что в наличииимеются свободные производственные площади (временно занятые или временносданные в аренду), свободное производственное оборудование (временнозаконсервированное и т. д.), и следовательно, потенциальные условия дляувеличения выпуска машиностроительной продукции. Возможно, что вдействительности оценки современного потенциала инвестиционного машиностроениямогут быть несколько меньше, чем соответствующие отраслевые показателииспользования производственных мощностей, но ускоренное обновление парка машини оборудования в составе производственного аппарата инвестиционногомашиностроения, в том числе свободных производственных мощностей, создастусловия для их существенного увеличения.
Улучшениеиспользования производственных мощностей инвестиционного машиностроенияявляется наименее капиталоемким способом получения роста его продукции по мереповышения платежеспособного спроса на технику со стороны ее потребителей:объемы необходимых дополнительных капитальных затрат на прирост продукции вэтом случае во много раз меньше, чем капитальные вложения на ввод новыхпроизводственных мощностей. Поскольку свободные мощности в инвестиционноммашиностроении составляют в среднем половину объема производственных, то приэффективном их использовании можно практически удвоить производственный выпускмашин и оборудования. Таким образом полная загрузка свободных производственныхмощностей в инвестиционном машиностроении дает значительную экономиюпроизводственных капитальных вложений в оборудование (а также истроительно-монтажных работ) по сравнению с альтернативным вариантом вводасоответствующих новых мощностей.
Объективнаяпотребность в машинах и оборудовании отечественного производства для заменыаналогичных изношенных и устаревших значительно превышает объемыплатежеспособного спроса на нее со стороны потребителей. Такое соотношениеобусловлено технологической заданностью развития отраслей российскойпромышленности, определяемой тем, что значительная часть парка техники преждевсего основного технологического оборудования, укомплектована отечественнымиобразцами. Сложившуюся практику могла бы изменить техническая реконструкцияотдельных производственных участков в составе производственно-технологическихцепочек промышленности (в том числе инвестиционного машиностроения) применительнок использованию отечественного оборудования, что потребует меньших объемовкапиталовложений, чем альтернативная техническая реконструкция на основеимпортной техники.
Наличиев инвестиционном машиностроении свободных производственных мощностей явилосьрезультатом снижения уровня платежеспособного спроса со стороны потребителейпродукции машиностроения, уровня их платежеспособности, а также экономическинеобоснованного удорожания машин и оборудования. При прочих равных условияхуровень платежеспособного спроса со стороны потребителей машин и оборудованиясвязан с ростом цен на последние. В условиях высоких цен на машиностроительнуюпродукцию снижается не только уровень платежеспособного спроса со стороныпотребителей машин и оборудования, но и их уровень платежеспособности, посколькувозрастают их расходы и объективно ограничиваются возможности приобретениятехники. Если не рассматривать, с одной стороны, самые общие факторы, как, например,вывоз капиталов и снижение эффективности управления экономикой, а с другой — перераспределительнуюполитику органов государственной власти, то в более узких рамках исследованияэкономически необоснованное удорожание машин и оборудования становится основнойпричиной снижения уровня как платежеспособного спроса со стороны потребителейпродукции машиностроения, так и их платежеспособности.
Какизвестно, экономически необоснованное удорожание машин и оборудованияхарактеризуется дополнительным ростом стоимости в расчете на единицу ихпаспортной производительности, не связанным с улучшением потребительскихсвойств продукции и получением дополнительного эффекта их потребителем. Онопрослеживается в явной форме в условиях превышения динамики цен на продукциюмашиностроения над динамикой цен на продукцию промышленности в целом, а вскрытой — в условиях роста цен на новую продукцию машиностроения. Явноеэкономически необоснованное удорожание машин и оборудования определяетсясоотношением величины удорожания и величины расходов по важнейшим видам затратна производство продукции машиностроения по данным межотраслевого баланса.Исчисление скрытого экономически необоснованного удорожания машин иоборудования основывается на сопоставлении величины удорожания каждого видатехники и дополнительного эффекта ее использования потребителем, выделениисоответствующих видов техники, определении общего показателя их удорожания иудельного веса.
Вдореформенный период экономически необоснованное удорожание машин иоборудования происходило преимущественно в скрытой форме. В период радикальныхреформ при сохранении скрытой формы наличествовало экономически необоснованноеудорожание техники в явной форме в результате роста цен и тарифов на продукциюи услуги электроэнергетики, топливной, химической и нефтехимическойпромышленности, черной и цветной металлургии, грузового транспорта и связи, сферыобращения, включая коммерческую деятельность. В настоящее время экономическинеобоснованное удорожание машин и оборудования присутствует в явной форме, а вскрытой форме оно, постепенно сокращаясь, сошло на нет.
Рассмотримв общих чертах динамику экономически необоснованного удорожания техники и еепроизводства и закупок. Согласно расчетам, в дореформенный период (1965-1991гг.) общее экономически необоснованное удорожание машин и оборудованияпостоянно увеличивалось, его индекс составил в 1991 г. 3, 94 по сравнению с 1965 г., (3, 44 в скрытой форме) (таблица). Период 1965-1986 гг., характеризуетсяпостепенным снижением показателей прироста производства и закупок техники. В1987-1990 гг. наблюдалось снижение объемов производства и закупок машин иоборудования, которое в 1990 г. составило 0, 88 по сравнению с 1985 г. В 1990-1991 гг. произошло примерно двукратное уменьшение объема производства и закупоктехники, которое почти совпало с обратной величиной индекса роста экономическинеобоснованного удорожания машин и оборудования.
Впериод радикальных реформ экономики (1991-1997 гг.) происходила следующаятрансформация форм экономически необоснованного удорожания техники: врезультате спада производства и сокращения закупок техники скрытое удорожаниетехники снижалось (в условиях изменения номенклатуры и структуры выпускапродукции, структуры затрат на нее), а явное удорожание машин и оборудования врезультате роста цен и тарифов на продукцию и услуги указанных выше отраслейэкономики и промышленности почти в такой же мере возрастало. В 1997 г. индекс общего экономически необоснованного удорожания техники составил 3, 19 по сравнению с 1965 г., при этом скрытого — 1, 67, явного — 1, 92. Спад производства и закупок машин и оборудованияв этот период был примерно пятикратным.
Таблица
Сравнительнаядинамика экономически необоснованного удорожания машин и оборудования и ихпроизводства и закупокСравниваемый период (годы) Индекс экономически необоснованного удорожания техники (1965 г.=1) Индекс производства и закупок техники общего явного скрытого 1965-1990 1, 83 1, 15 1, 60 0, 88* 1990-1991 2, 15 1, 00 2, 15 0, 51 1965-1991 3, 94 1, 15 3, 44 1991-1997 0, 81 1, 67 0, 49 0, 20 1965-1997 3, 19 1, 92 1, 67 1997-2008 0, 60 1, 00 0, 29 2, 50 1965-2008 1, 93 1, 92 1, 00 * Расчет к 1985 г. -
Впериод 1997-2008 гг. скрытое экономически необоснованное удорожание техники врезультате дополнительного уменьшения затрат на производство машиностроительнойпродукции (нередко путем упрощения и примитивизации или снижения качестваотделки изделия на производственно-технологических участках) практическипрекратилось, а явное удорожание машин и оборудования сохранилось практическина прежнем уровне или даже немного увеличилось. Таким образом, индекс общего иявного экономически необоснованного удорожания техники оказался равным 1, 92 посравнению с 0, 88 в 1965 г. В этот период рост производства и закупок машин иоборудования увеличился в 2, 5 раза.
Такимобразом, можно сделать вывод, что в рассматриваемый период наблюдалось, с однойстороны, повышение уровня экономически необоснованного удорожания техники, определившееснижение уровня платежеспособного спроса на нее, уровня платежеспособности еепотребителей и соответственно уменьшение объемов производства и закупок техники,а с другой — снижение уровня экономически необоснованного удорожания машин иоборудования, способствовавшее повышению уровня платежеспособного спроса на них,уровня платежеспособности их потребителей и увеличению объемов их производстваи закупок. В перспективный период снижение уровня экономически необоснованногоудорожания техники возможно лишь в результате уменьшения ее явной компоненты, котораяв определенном смысле является внешней для машиностроительного производства. Вусловиях сохранения влияния этого внешнего фактора инвестиционноемашиностроение должно таким образом изменить производственный процесс ииспользуемые технологии, чтобы производимая продукция была в среднем дешевлепримерно в 2 раза в расчете на паспортную производительность техники. Во многихслучаях это возможно в условиях значительного (для определенных позиций иногдав десятки раз) роста паспортной производительности машин и оборудования.
Такимобразом, первоприоритетным в инвестиционной деятельности должно стать самоинвестиционное машиностроение, его производственно-технологическая база, выпусктехники высокого качества и с обусловленными производственными издержками.Инвестиционное машиностроение способно ускорить обновление активной частиосновного капитала отраслей промышленности на основе снижения уровня стоимостипроизводимой техники и повышения уровня платежеспособного спроса на нее иуровня платежеспособности ее потребителей.
Понашему мнению, активная и целенаправленная перераспределительная политика вобласти доходов со стороны государства способна создать эффективную экономикувоспроизводства активной части основного капитала промышленности. Такаяполитика позволила бы либо удешевить машиностроительную продукцию и тем самымповысить уровень платежеспособного спроса на технику, либо поднять уровеньплатежеспособности ее потребителей, что соответственно повысит уровеньплатежеспособного спроса на машины и оборудование. В результате дляпроизводителей техники возникнет возможность увеличить ее выпуск, а дляпотребителей машин и оборудования — закупить произведенную продукцию длямодернизации и ускоренного обновления активной части основного капиталапромышленности. Кроме того, указанная перераспределительная политика должнаучитывать структуру и эффективность целевых затрат на инновационноесовершенствование производимой техники в инвестиционном машиностроении.
Перераспределительнаяполитика в области доходов возможна в двух формах: ценовой, как устранениезавышенных цен на продукцию и услуги в результате конкурентного выравниваниярентабельности производственной деятельности, и прямого адресного регулированияпосредством выделения дотаций и кредитов (в том числе долгосрочных и льготных).Основной причиной сохранения завышенных цен па продукцию и услуги указанныхвыше отраслей экономики и промышленности является, по-видимому, большаясобираемость налогов с указанных отраслей, а рост цен и тарифов на продукцию иуслуги этих отраслей позволяет единовременно увеличить доходы государственногобюджета в части сбора налогов. В этой связи необходимо отметить, что утратаактивной части основного капитала промышленности — невосполнимая потеря дляэкономики страны. Сохранение существующей ценовой практики неизбежнопредполагает использование в качестве крайне необходимого дополнения к нейактивной перераспределительной политики в области доходов, проводимойгосударственными органами власти.
Дотациии льготные кредиты могут выделяться как потребителям машин и оборудования, таки их производителям. В первом случае происходит повышение уровняплатежеспособного спроса со стороны потребителей техники, а также уровня ихплатежеспособности. В этой ситуации подразумевается строго определенное целевоеиспользование потребителями техники выделенных им финансовых средств. Всоответствии с объемами выделенных им финансовых средств потребители техникиосуществляют определенные закупки машин и оборудования, которые используют дляобновления активной части основного капитала своего предприятия. Как правило, закупкиосуществляются у заранее определенного производителя техники по существующим нанее ценам. Во втором случае наблюдается снижение уровня цен на производимуютехнику и соответственно повышение уровня платежеспособного спроса со стороныпотребителей техники, а также уровня их платежеспособности. В этой ситуациифинансовые средства выделяются производителю техники для компенсацииопределенной части затрат на производство определенных либо позиций, либообъемов машин и оборудования для конкретных потребителей. Тем самым потребителиопределенных позиций машин и оборудования или конкретные покупатели получаютдополнительный стимул к обновлению активной части основного капитала своегопредприятия.
Результатомвыделения дотаций и льготных кредитов должно стать увеличение объемовпроизводства продукции инвестиционного машиностроения, а также дополнительноеобновление активной части основного капитала отраслей промышленности. При этомформы выделения финансовых средств могут определяться конкретными обстоятельствами,например, транспортной составляющей в стоимости закупки техники, срокамиизготовления необходимой продукции, финансовым положением производителя машин иоборудования и др. Выделение дотаций и льготных кредитов органамигосударственной власти должно производиться в соответствии с заключеннымисоглашениями, которые должны предусматривать определенные санкции в случае ихневыполнения.
Вместес тем при выделении дотаций и льготных кредитов должны учитываться направленияи результаты финансирования инновационной деятельности, нацеленной насовершенствование производимой техники, улучшение соотношения «цена-качество» истимулирование тем самым дополнительного спроса на улучшеннуюмашиностроительную продукцию. В этом случае необходимо определить этапы и срокисовершенствования техники, возможности кооперации с зарубежными производителямимашин и оборудования, их опыта по удешевлению производимой продукции. Врезультате инновационной деятельности в течение определенного периода временикак машиностроительное производство, так и производимая техника должны быть«вписаны» в современные ценовые условия, т.е. обладать меньшими удельнымихарактеристиками расхода сырья, энергии, топлива, а также стоимости в расчетена паспортную производительность машин и оборудования.
Однимиз важных направлений инвестирования является машиностроение, более конкретно — основное технологическое оборудование отрасли. Оно представлено двумя-пятьюукрупненными видами машин и оборудования, непосредственно участвующими восновных производственно-технологических процессах отрасли.
Егоудельный вес в составе парков техники отраслей промышленности составляет 50-88%,в том числе больше 80% является отечественной продукцией. Вспомогательноеоборудование в составе отраслевых парков техники представлено четырьмя-десятьюважнейшими крупными видами машин и оборудования, которые предназначены длявыполнения производственно-вспомогательных функций (иногда в этом качествеиспользуются отдельные элементы основного технологического оборудования некоторыхотраслей). Удельный вес вспомогательного оборудования в составе отраслевыхпарков техники составляет от 10 до 40%, контрольно-измерительной техники — 5-10%,в том числе больше 70% этих позиций являются импортными.
Винвестиционном машиностроении основное технологическое оборудование составляетпримерно 70% (19 и 11% — соответственно вспомогательное оборудование иконтрольно-измерительная техника). Оно представлено металлорежущими станками, кузнечно-прессовымимашинами, подъемно-транспортным и электротехническим оборудованием. Наличиепарков указанной техники позволяет инвестиционному машиностроению производитьосновное технологическое оборудование для других отраслей экономики, в томчисле промышленности. Поддержание инвестиционного машиностроения со стороныорганов государственной власти в качестве производителя определенных видовмашин и оборудования, а также потребителей этой продукции крайне благотворноскажется на производственном положении отрасли. Капиталовложения впроизводственный аппарат инвестиционного машиностроения являются, несомненно, лучшимнаправлением инвестирования в современный период, так как служат гарантиейподдержки, модернизации и ускоренного обновления производственного аппаратавсех отраслей экономики и промышленности.
Другимважным направлением инвестирования представляется производственный аппаратобрабатывающей промышленности. Ускоренное обновление активной части основногокапитала отраслей обрабатывающей промышленности позволяет сохранить и обновитьпроизводственно-технологические цепочки отечественной экономики, повысить ихэффективность, избежать создания замкнутых производственных анклавов иресурсно-сырьевой ориентации экономики. В этой связи необходимо инвестированиехимической и нефтехимической, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной, легкой,пищевой промышленности, обрабатывающих производств топливной промышленности, чернойи цветной металлургии. Инвестиционное машиностроение способно произвести дляэтих отраслей основное технологическое оборудование, которым являются:технологическое оборудование для пищевой, легкой промышленности, цветной ичерной металлургии, химическое, электротехническое, деревообрабатывающее, нефтяноеоборудование.
Ещеодно важное направление инвестирования — электроэнергетика и промышленность строительныхматериалов. Для этих отраслей инвестиционное машиностроение может дополнительнопроизвести следующее основное технологическое оборудование: энергетическое, электротехническое,подъемно-транспортное, строительно-дорожное оборудование.
Такимобразом, в перспективный период может быть осуществлено ускоренное обновлениеактивной части основного капитала отраслей промышленности, в том числеинвестиционного оборудования, без увеличения объемов закупок импортногооборудования на основе использования возможностей увеличения выпуска продукцииотечественного инвестиционного машиностроения, активной и целенаправленнойперераспределительной политики в области доходов со стороны государства.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта institutiones.com/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат ИЭ Бабель человек в огне гражданской войны и революции
Реферат Место человека в направленной эволюции: Выбор будущего
Реферат Значення судової фотографії в криміналістиці
Реферат Зайцев, Алексей Дмитриевич российский военачальник
Реферат Цели задачи и особенности национальных проектов в Ростовской области
Реферат Использование пластических мотивов в рекламе. Бытовая пластика
Реферат Право собственности на природные объекты
Реферат Гаек из Либочан, Вацлав
Реферат Планування діяльності виробничого підприємства
Реферат Политические мыслители России
Реферат Умственное развитие и воспитание школьников
Реферат Короткий огляд методів навчання іноземних мов
Реферат Нейтрон-нейтронный метод и его применение
Реферат Садоводство и виноградарство в Украине
Реферат Краткое содержание Собачье сердце Михаил Афанасьевич Булгаков