Реферат по предмету "Предпринимательство"


Риск в предпринимательстве и угроза банкротства

Московская Государстенная АкадемияВодного Транспорта
КУРСОВАЯ
На тему: «Риск в
предпринимательстве и
угроза банкротства»
студента группы СМ-51
Комардина Д.В.
Москва
2000
     Содержание:
Введение… 3
1. Виды рисков и методы их оценки… 4
1.1 Понятие и виды риска… 4
1.2 Факторы риска… 6
1.3 Анализ риска… 6
1.4 Методы количественногоанализа риска… 8
1.5 Способы снижения риска… 11
2. Понятие и процедурабанкротства… 13
2.1 Причины банкротства… 13
2.2 Процедура банкротства… 14
2.3 Внешнее управление… 15
2.4 Санация… 16
2.5 Принудительная ликвидация… 16
2.6 Добровольная ликвидация… 17
2.7 Мировое соглашение… 18
Вывод:… 18
Список литературы:… 19/>Введение
     В условиях рыночныхотношений, при наличии конкуренции и возникновении порой непредсказуемыхситуаций, хозяйственная, производственная или коммерческая деятельностьневозможна без рисков. Однако и отсутствие риска, т. е. опасности наступлениянепредсказуемых и нежелательных для субъекта предпринимательской деятельностипоследствий его действий, в конечном счете вредит экономике, подрывает еединамичность и эффективность. Нормальный ход экономического развития требуетдостаточно полной и разнообразной «рисковой стратификации», которая обеспечиваеткаждому субъекту возможность занять позиции в такой зоне хозяйствования, вкоторой степень риска отвечает его наклонностям и личным качествам.Существование риска и неизбежные в ходе развития изменения его степенивыступают постоянным и сильнодействующим фактором движения предпринимательскойсферы экономики.1.Виды рисков и методы их оценки
     Любое предприятие несет риски, связанные с егопроизводственной, коммерческой и другой деятельностью, любой предпринимательотвечает за последствия принимаемых управленческих решений. Фактор рисказаставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы,обращать особое внимание на расчеты эффективности новых проектов, коммерческихсделок и т.д. Фактор риска в предпринимательской деятельности особенноувеличивается в периоды нестабильного состояния экономики, сопровождаемогоинфляционными процессами, сверхдолгими кредитами и т.п.1.1Понятие и виды риска
     Риск и предпринимательство – это вероятность того, чтопредприятие понесет убытки или потери, если намеченное мероприятие(управленческое решение) не осуществится, а также если были допущены просчетыили ошибки при принятии управленческих решений. Предпринимательский риск можноподразделить на производственный, финансовый и инвестиционный.
     Производственный риск связаннепосредственно с хозяйственной деятельностью предприятия. Под производственнымриском обычно понимают вероятность (возможность) невыполнения предприятиемсвоих обязательств по контракту или договору с заказчиком, риски реализациитоваров и услуг, ошибки в ценовой политике, риск банкротства.
     В производственной деятельностипромышленного предприятия можно выделить следующие риски:
·    рискполной остановки предприятия из-за невозможности заключения договоров напоставку необходимых при данной технологии материков, комплектующих деталей идругих исходных продуктов;
·    рискнедополучения исходных материков из-за срыва заключенных договоров о поставке,а также риск невозврата денежных средств, перечисленных поставщику в видепредоплат;
·    рискнезаключения договоров на реализацию произведенной продукции, работ или услуг,т.е. риск полной или частичной нереализации;
·    рискнеполучения или несвоевременного получения денежных средств за отгруженную нареализацию продукцию;
·    рискотказа покупателя от полученной и оплаченной продукции или риск возврата;
·    рисксрыва заключенных соглашений о предоставлении займов; инвестиций или кредитов;
·    ценовойриск, связанный с определением цены на реализуемую предприятием продукцию иуслуги, а также риск в определении цены на необходимые средства производства,используемое сырье, материны, топливо, энергию, рабочую силу и капитал (в видепроцентных ставок по кредитам). По некоторым расчетам, ошибка в размере цены нареализуемую продукцию на 1% приводит к потерям, составляющим не менее 1%выручки от реализации. Если спрос на данный товар эластичен, то потери могутсоставить 2— 3%. При рентабельности продукции, составляющей 10—13%, ошибка вцене на 1% может означать потери в прибыли на 5—10%. Ценовой риск существенновозрастает в условиях инфляции;
·    рискбанкротства как деловых партнеров (контрагентов, реализаторов, поставщиков ит.п.), так и самого предприятия.
Финансовый риск – это вероятностьнаступления ущерба в результате проведения каких-либо операций с ценнымибумагами, т.е. риск, который следует из природы финансовых операций. Кфинансовым рискам относятся кредитный риск, процентный риск, валютный риск,риск упущенной финансовой выгоды.
     Кредитный риск связан с неуплатойзаемщиком основного долга и процентов, начисленных за кредит. Процентный риск —опасность потерь коммерческими банками; кредитными учреждениями,инвестиционными фондами в результате повышения процентных ставок, выплачиваемыхими по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам.Валютные риски отражают опасность валютных потерь, связанных с изменением курсаодной иностранной валюты по отношению к другой, в том числе национальной валютыпри проведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций. Рискупущенной финансовой выгоды определяется вероятностью финансового ущерба,который может возникнуть в результате неосуществления какого-либо мероприятияили остановки хозяйственной деятельности. В инвестиционной деятельностипредприятия можно выделить риск инвестирования в ценные бумаги, или«портфельный риск», который характеризует степень риска снижения доходностиконкретных ценных бумаг и сформированного портфеля ценных бумаг, а также рискноваторства. Новые проекты содержат три вила рисков:
·     риск,связанный с техническими нововведениями;
·    риск,связанный с экономической или организационной стороной производства;
·    риск,определяемый «молодостью предприятия».
     Риски могут быть классифицированы и поиным признакам. Так, например, выделяют риски чистые и спекулятивные,динамические и статические, абсолютные и относительные. Чистые риски означаютвозможность получения убытков или нулевого результата. Обычно к ним относятпроизводственные и инвестиционные риски. Спекулятивные риски выражаются ввероятности получения как положительного, так и отрицательного результата.Финансовые риски, например, считаются спекулятивными рисками.
     Динамический риск — это рискнепредвиденных изменений вследствие принятия управленческих решений илиизменений, произошедших в экономической, политической и других сферахобщественной жизни. Такие изменения могут привести как к потерям, так и кдополнительным доходам. Статический риск — это риск потерь вследствие нанесенияущерба собственности, а также потерь дохода из-за недееспособности организации.Этот риск может привести только к потерям.
     Абсолютный риск оценивается в денежныхединицах (рублях, долларах и т.д.); относительный риск — в долях единицы или впроцентах. Например, риск в предпринимательстве можно измерить абсолютнойвеличиной — суммой убытков и потерь и относительной величиной — степенью риска,т.е. мерой вероятности неосуществления намеченного мероприятия или недостижениянамеченного уровня прибыли; дохода, цены. Оба показателя необходимы и несутсоответствующую информацию — абсолютного и относительного риска.1.2Факторы риска
     Предпринимательский риск складываетсяпод влиянием объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов.
     К наиболее важным внешним факторамотносятся: инфляция (значительный и неравномерный рост цен как на сырье,материалы, топливо, энергоносители, комплектующие изделия, транспортные идругие услуги, так и на продукцию и услуги предприятия); изменение банковскихпроцентных ставок и условий кредитования, налоговых ставок и таможенных пошлин;изменения в отношениях собственности и аренды, в трудовом законодательстве идр. Не менее опасно для деятельности предприятия влияние внутренних факторов,которые связаны с ошибками и упущениями руководства и персонала. Так, пооценкам зарубежных экспертов, 90% различных неудач малых фирм связано снеопытностью руководства, его неумением адаптироваться к изменяющимся условиям,консерватизмом мышления, что ведет к неэффективному управлению предприятием, кпринятию ошибочных решений, потере позиций на рынке.
     К субъективным факторам можно отнести ифактор отношения к риску. Люди различаются по своей готовности пойти на риск.Так, одним руководителям нравится рисковать, другие рисковать не хотят, а иныек риску безразличны. От поведения конкретных людей зависит и выбор рисковойстратегии в деятельности предприятия. Руководитель, который предпочитаетстабильный доход, в предпринимательской деятельности выбирает стратегию, нерасположенную к риску. При таком антирисковом поведении обычно имеет местоневысокий доход (прибыль) предприятия. Руководитель, нейтрально относящийся криску, ориентируется на ожидаемый доход, невзирая на возможные убытки.Расположенные к риску руководители готовы рисковать в надежде получить большуюприбыль, т.е. готовы бороться за минимизацию потерь с целью максимизациирезультата.1.3Анализ риска
     Риск, которому подвергаетсяпредприятие, — это вероятная угроза разорения или несения таких финансовыхпотерь, которые могут остановить все дело. Поскольку вероятность неудачиприсутствует всегда, встает вопрос о методах снижения риска. Для ответа на этотвопрос необходимо количественно определить риск, что позволит сравнить величинуриска различных вариантов решения и выбрать из них тот, который больше всегоотвечает выбранной предприятием стратегии риска.
     При анализе риска обычно используютсядопущения, предложенные известным американским экспертом Б. Берлимером:
·   потериот риска независимы друг от друга;
·   потеряпо одному направлению деятельности не обязательно увеличивает вероятностьпотери по другому, за исключением форс-мажорных обстоятельств;
·   максимальновозможный ущерб не должен превышать финансовых возможностей участника.
     Общая схема проведения анализа риска представленана рис. 1.
     Анализ рисков можно подразделить на двадополняющих друг друга вида: качественный и количественный.
     Качественный анализ позволяетопределить факторы и потенциальные области риска, выявить возможные его виды.Количественный анализ направлен на то, чтобы количественно выразить риски,провести их анализ и сравнение. При количественном анализе риска используютсяразличные методы. В настоящее время наиболее распространенными являются:
·    статистическийметод;
·    анализцелесообразности затрат;
·    методэкспертных оценок;
·    аналитическиеметоды;
·    методаналогий;
·    анализфинансовой устойчивости предприятия и оценка его платежеспособности.
/>
/>

Рис. 1. Блок-схемаанализа риска1.4Методы количественного анализа риска
     Статистический метод заключается визучении статистики потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичномпредприятии, с целью определения вероятности события, установления величиныриска. Вероятность означает возможность получения определенного результата.Например, вероятность успешного продвижения нового товара на рынке и течениегода составляет – 3/4, а неуспех — 1/4. Величина, или степень, риска измеряетсядвумя показателями: средним ожидаемым значением и колеблемостью (изменчивостью)возможного результата.
     Среднее ожидаемое значение связано снеопределенностью ситуации, оно выражается в виде средневзвешенной величинывсех возможных результатов [Е(х)]. где вероятность каждого результата (А)используется в качестве частоты или веса соответствующего значения {х). В общемвиде это можно записать так:
Е(х) = А1х1+ А2х2 +… + Аnхn.
     Допустим, что при продвижении новоготовара мероприятие А из 200 случаев давало прибыль 20,0 тыс. руб. с каждойединицы товара в 90 случаях (вероятность 90: 200 = 0,45), прибыль 25,0 тыс.руб. в 60 случаях (вероятность 60: 200 = 0,30) и прибыль 30,0 тыс. руб. в 50случаях (вероятность 50: 200 = 0,25). Среднее ожидаемое значение прибылисоставит:
20,0 • 0,45 + 25,0 •0,30 + 30.0 • 0,25 = 24.
     Осуществление мероприятия Б из 200случаев давало прибыль 19.0 тыс. руб. в 85 случаях, прибыль 24,0 тыс. руб. в 60случаях, 31,0 тыс. руб. в 50 случаях. При мероприятии Б средняя ожидаемаяприбыль составит:
19,0 — (85; 200) +24,0 • (60: 200) +31,0-(50; 200) — 23,8.
     Сравнивая величины ожидаемой прибылипри вложении капитала в мероприятия А и Б, можно сделать вывод, что величинаполучаемой прибыли при мероприятии А колеблется от 20,0 до 30,0 тыс. руб.,средняя величина составляет 24.0 тыс. руб.; в мероприятии Б величина получаемойприбыли колеблется от 19,0 до 31,0 тыс. руб. и средняя величина равна 23,8 тыс.руб.
     Средняя величина представляет собойобобщенную количественную характеристику и не позволяет принять решение впользу какого-либо варианта вложения капитала. Для окончательного решениянеобходимо измерить колеблемость (размах иди изменчивость) показателей, т.е.определить меру колеблемости возможного результата. Колеблемость возможногорезультата представляет собой степень отклонения ожидаемого значения от среднейвеличины. Для ее определения обычно вычисляют дисперсию илисреднеквадратическое отклонение.
     Дисперсия представляет собой среднеевзвешенное из квадратов отклонений действительных результатов от среднихожидаемых:
                                                     å(х-е)2А
                                            s2=  ---------------,
                                                           åА
где s2 — дисперсия;
       х — ожидаемое значение для каждогослучая наблюдения;
       е — среднее ожидаемое значение;
      А — частота случаев, или числонаблюдений.
 
     Коэффициент вариации — это отношениесреднего квадратнчного отклонения к средней арифметической. Он показываетстепень отклонения полученных значений.
V=s/e*100,
где   V – коэффициентвариации, %;
         s — среднееквадратичние отклонение;
         е – среднее арефметическое.
     Коэффициент вариации позволяетсравнивать колеблемость признаков, имеющих разные единицы измерения. Чем вышекоэффициент вариации, тем сильнее колеблемость признака. Установлена следующаяоценка коэффициентов вариации:
·    до10% — слабая колеблемость;
·    10—25%— умеренная колеблемость;
·    свыше25% — высокая колеблемость.
     В нашем примере среднее киадратическоеотклонение составляет:
·    вмероприятии А: Од = 16,5^ 4,06;
·    вмероприятии Б: erg = 24,06 •= 4,905.
    
     Коэффициент вариации:
     для мероприятия А:VА= 16,917;
     для мероприятия Б: VБ = 20,609.
     Коэффициент вариации при вложениикапитала и мероприятие А меньше, чем при мероприятии Б. Следовательно,мероприятие А сопряжено с меньшим риском, а значит, предпочтительнее.Дисперсионный метол успешно применяется и при наличии более чем двухальтернативных признаков.
     В тех случаях, когда информация ограничена,для количественного анализа риска используются аналитические методы, илистандартные функции распределения вероятностей, например нормальноераспределение, или распределение Гаусса, показательное (экспоненциальное)распределение вероятностей, которое довольно широко используется в расчетахнадежности, а также распределение Пуассона, которое часто используют в теориимассового обслуживания.
     Вероятностная оценка рискаматематически достаточно разработана, но опираться только на математические расчетыв предпринимательской деятельности не всегда бывает достаточным, так какточность расчетов во многом зависит от исходной информации.
     Метод экспертных оценок основан наобобщении мнений специалистов-экспертов о вероятностях риска. Интуитивные характеристики,основанные на знаниях и опыте эксперта, дают в ряде случаев достаточно точныеоценки. Экспертные методы позволяют быстро и без больших временных и трудовыхзатрат получить информацию, необходимую для выработки управленческого решения.
     Метод аналогий обычно используетсяпри анализе рисков нового проекта. Проект рассматривается как «живой» организм,имеющий определенные стадии развития. Жизненный цикл проекта состоит из этапаразработки, этапа выведения на рынок, этапа роста, этапа зрелости и этапаупадка. Изучая жизненный цикл проекта, 'можно получить информацию о каждомэтапе проекта, выделить причины нежелательных последствий, оценить степеньриска. Однако на практике бывает довольно трудно собрать соответствующуюинформацию.
     Метод оценки платеже способности ифинансовой устойчивости предприятия позволяет предусмотреть вероятностьбанкротства. В первую очередь анализу подвергаются сведения, содержащиеся вдокументах годовой бухгалтерской отчетности. Основными критерияминеплатежеспособности, характеризующими структуру баланса, являются: коэффициенттекущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами икоэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. На основании указаннойсистемы показателем можно оценить вероятность наступления неплатежеспособностипредприятия.
     Различные методы финансового анализапозволяют выяснить слабые места в экономике предприятия, охарактеризовать еголиквидность, финансовую устойчивость, рентабельность, отдачу активов и рыночнуюактивность. Однако обычно вывод о вероятности банкротства можно сделать толькона основе сопоставления показателей данного предприятия и аналогичныхпредприятий. обанкротившихся или избежавших банкротства. Найти соответствующуюинформацию довольно трудно, поэтому для расчетов вероятностей банкротствашироко используют многофакторные модели. Например, в зарубежной практике дляпредсказания банкротства широко используются многофакторные модели Э. Альтмана.Б разработанной им модели 1977 г. в качестве переменных (факторов) используютсяпоказатели рентабельности активов, динамики прибыли, кумулятивной прибыльности,совокупных активов, коэффициенты покрытия процентов по кредитам, ликвидности,автономии. Эта модель позволяет прогнозировать банкротство на пятилетний периодс точностью до 70%.    
     Метод целесообразности затратпозволяет определить критический объем производства или продаж, т.е. нижнийпредельный размер выпуска продукции, при котором прибыль равна нулю.Производство продукции а объемах меньше критического приносит только убытки.Критический объем производства необходимо оценивать при освоении новой проекциии при сокращении выпуска продукции, вызванного падением спроса, сокращениемпоставок материалов и комплектующих изделий, заменой продукции на новую,ужесточением экологических требований и другими причинами. Для проведениясоответствующих расчетов все затраты на производство и реализацию продукцииподразделяют на переменные (материалы, комплектующие изделия, инструменты,заработная плата, расходы на транспорт и т.п.) и постоянные (амортизационныеотчисления, управленческие расходы, арендная плата, проценты за кредит и т.п.).
     Критический объект производства (0кр)можно представить в следующем виде:
Окр=Зпост:(Ц- Зпер)
где Ц — цена изделия (единицы продукции),руб.; 3пост — постоянные затраты, руб.; 3пер — переменныезатраты, руб.
     Некоторые зарубежные авторы называюткритический объем производства порогом рентабельности и используют этотпоказатель для оценки финансовой устойчивости предприятия. Чем больше разностьмежду фактическим объемом производства и критическим, тем выше финансоваяустойчивость.
     Любое изменение объема производства(продаж) оказывает существенное влияние на прибыль. Данная зависимостьназывается эффектом производственного (или операционного) левериджа.Производственный леверидж показывает степень влияния постоянных затрат наприбыль (убытки) при изменениях объема производства.
     Производственный леверидж (Лпр)можно представить в следующем виде:
Лпр = (В- Зпер): П = (Зпост + П): П
где П— балансовая прибыль от реализации (довыплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и дивидендам): В— выручка отреализации; Зпер — переменные затраты; 3пост — постоянныезатраты.
     Из приведенного соотношения следует,что чем больше удельный вес постоянных затрат в общей сумме издержек принекотором объеме производства, тем выше производственный леверидж, аследовательно, тем выше предпринимательский риск. Работать с высокимпроизводственным левериджем могут только те предприятия, которые в состоянииобеспечить большие объемы производства и сбыта, имеют устойчивый спрос на своюпродукцию.1.5 Способы сниженияриска
    Деятельность предприятия так или иначе связана с риском. Задачей руководствапредприятия является снижение степени риска. Для этого используются различныеспособы: диверсификация, страхование, лимитирование, резервирование средств напокрытие непредвиденных расходов, распределение риска, получение большейинформации о предстоящем выборе и результатах.
     Диверсификация — это распределение  капиталовложений между разнообразными видами деятельности,результаты которых непосредственно несвязаны. Предприятие, неся убытки поодному виду деятельности, может получить прибыль за счет другой сферы деятельности.Диверсификация позволяет повысить устойчивость предприятия к изменениям впредпринимательской среде.
     Страхование — это передачаопределенных рисков страховой компании. Для снижения степени риска используютсяимущественное страхование и страхование от несчастных случаев. Имущественноестрахование может иметь следующие формы: страхование риска подрядногостроительства, страхование оборудования, страхование грузов и др. Страхованиеот несчастных случаев включает: страхование общей гражданской ответственности истрахование профессиональной ответственности. Широко используется и такой видстрахования, хеджирование — страхование цены товара от риска либонежелательного для производителя падения, либо невыгодного для потребителяувеличения.
     По целям и технике проведения операциихеджирование делятся на хеджирование продажей, т.е. заключение производителемили товаровладельцем фьючерсного контракта с целью страхования от снижения ценыпри продаже в будущем товара, либо уже имеющегося в наличии, либо еще непроизведенного, но предусмотренного к обязательной поставке в определенныйсрок; хеджирование покупкой, т.е. заключение потребителем или продавцомфьючерсного контракта с целью страхования от увеличения цены при покупке вбудущем необходимого товара.
     Лимитирование предполагаетустановление лимита, т.е. определенных сумм расходов, продажи товаров в кредит,сумм вложения капитала и т.п.
     Резервирование средств напокрытие непредвиденных расходов предполагает установление соотношения междупотенциальными рисками и размерами расходов, необходимых для преодоленияпоследствий этих рисков. Такой способ снижения рисков обычно используют привыполнении различных проектов. В общем случае резерв используется дляфинансирования дополнительных работ, компенсации непредвиденных измененийматериальных и трудовых затрат, накладных расходов и других затрат, возникающихв процессе осуществления проекта.
     Распределение риска предполагаетразделение риска между участниками проекта. Рост размеров и продолжительностиинвестирования, внедрение новых технологий, высокая динамичность внешней средыувеличивает риск проекта. Способом разделения риска являются операциифакторинга. В практике зарубежных банков развитие факторинговых операцийсвязано главным образом с потребностью отдельных поставщиков в ускоренномполучении платежей, которые представляются сомнительными. Как правило, в этихситуациях имеет место риск неуплаты претензий плательщиком вообще. Банк,выкупивший, такие претензии у поставщика в этом случае может понести убытки.Операции факторинга относятся к операциям повышенного риска. Размеркомиссионного вознаграждения зависит как от степени риска (от уровня«сомнительности» выкупаемого долга), так и от длительности договорной отсрочки.В некоторых случаях он доходит до 20% от суммы платежа.
     Любое управленческое решениепринимается в условиях, когда результаты не определены и информацияограниченна. Следовательно, чем полнее информация, тем больше предпосылоксделать лучший прогноз и снизить риск. Стоимость полной информациирассчитывается как разность между ожидаемой стоимостью какого-нибудьмероприятия (проекта приобретения), когда имеется полная информация, иожидаемой стоимостью, когда информация неполная.
     Общими в хозяйственной практикеявляются три основных принципа снижения риска:
·   нерисковать больше, чем позволяет собственный капитал;
·   незабывать о последствиях риска;
·   нерисковать многим ради малого.2. Понятие и процедурабанкротства
     В условиях рыночной экономики принципответственности предприятий за результаты финансово-хозяйственной деятельностиреализуется R случае образования убытков, неспособности предприятияудовлетворять требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг) иобеспечивать финансирование производственного процесса, т.е. при Наступлениибанкротства предприятия.2.1 Причины банкротства
     Успехи и неудачи деятельностипредприятия являются результатом взаимодействия целого ряда факторов: внешних,на которые предприятие не может влиять вообще или может оказывать лишь слабоесияние, и внутренних, зависящих от организации работы самого предприятия.
     К числу внешних факторов, влияющих надеятельность предприятия, обычно относятся: размер и структура потребностей;уровень доходов и накоплений населения, а следовательно, и его покупательнаяспособность (сюда же может быть отнесен уровень цен и возможность полученияпотребительского кредита); политическая стабильность и направленностьвнутренней политики; развитие науки и техники, которое определяет всесоставляющие процесса производства товара и его конкурентоспособности; уровенькультуры, проявляющийся в привычках и нормах потребления, предпочтении однихтоваров и отрицательном отношении к другим.
     Одним из наиболее сильных внешнихфакторов банкротства являются так называемые технологические разрывы. Длякаждой производственной (технологической) системы существуют определенныепределы роста объемов деятельности — те же самые процессы, которые сформировалисистему, на поздних этапах развития становятся ее ограничителями. Дальнейшееразвитие требует скачка в базовых характеристиках системы. В экономическойлитературе эти моменты называются переломными точками, технологическимиразрывами. Переход от электронных ламп к полупроводникам, от грампластинок кмагнитной ленте и т.д. является примером технологических разрывов. В результатехозяйственное (технологическое) развитие приобретает форму последовательных S-образных кривых сразрывами между концом одной и началом другой. Перемены готовятся подспудно,незаметно для большинства, но происходят лавинообразно. В результатепредприятие, имеющее престиж лидера, почти сразу оказывается безнадежноотставшим. По оценкам специалистов, при технологических разрывах семь из десятилидеров становятся отстающими. Для основной массы предприятий значение имеют нетолько крупные научно-технические сдвиги, но и мелкие оригинальные изменения,которые подрывают их преимущества в данной сфере деятельности. Идея прокатадетских пеленок, например, нанесла ущерб экономике предприятий, ориентированныхна их продажу, а последующее изобретение одноразовых пеленок отразилось надеятельности фирм, производящих текстильные изделия.
     К внешним причинам банкротства следуеттакже отнести усиление международной конкуренции. Зарубежные предприятия водних случаях выигрывают за счет более дешевого труда, а в других — за счетболее совершенных технологий.
     Внешним фактором, способным привести кбанкротству предприятия, является общий экономический спад. Нередко на стадиициклического подъема осторожность покидает даже банковские структуры, которыеначинают увеличивать сверх меры кредиты предприятиям. Предприятия, в которыеони вкладывают средства, выглядят устойчивыми и сильными. Но их крах наступаетпочти мгновенно из-за резкого спада рентабельности, который являетсярезультатом столь же резкого изменения цен на товары.
     В реальном хозяйственном процессе кбанкротству предприятия могут приводить различные факторы, усиливающие илиослабляющие взаимное воздействие. Тем не менее если удается условно выделитьпреобладающий фактор, то банкротство предприятия обычно подразделяется на:
·    банкротство,связанное с неэффективным управлением предприятием, непродуманной маркетинговойстратегией и т.д.;
·    банкротство,вызванное недостатком инвестиционных ресурсов для осуществления расширенноговоспроизводства пользующейся спросом продукции;
·    банкротство,обусловленное производством неконкурентоспособной продукции.2.2 Процедура банкротства
     В настоящее время процесс банкротства вРоссии регламентируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)»от 8 января 1998 г.
Понятие «несостоятельность» указывает нанеспособность предприятия удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров(работ, услуг). Отсутствие на расчетном счете денежных средств, необходимых дляуплаты налогов, обязательных страховых взносов и т.п., также является признакомнесостоятельности предприятия. В то же время оно не может быть признанонесостоятельным за неуплату штрафов, пени, неустоек, поскольку суммы санкций Необразуют кредиторской задолженности.
     Однако далеко не во всех случаяхналичие кредиторской задолженности свидетельствует о возможности предъявлениятребований о признании предприятия-должника банкротом. В соответствии с Закономо несостоятельности (банкротстве) предприятий принимается во внимание лишьтакая сумма задолженности, которая превышает стоимость имущества должника.Исключения составляют случаи, когда подобного превышения нет, но имеет местонеудовлетворительная структура баланса должника (такое соотношение егоимущества и обязательств, при котором за счет первого не может быть обеспеченосвоевременное выполнение вторых в связи с недостаточной степенью ликвидностиупомянутого имущества).
     Официально предприятие может считатьсябанкротом только при наличии решения арбитражного суда либо решения предприятияо добровольной ликвидации. Законодательство о банкротстве обычнопредусматривает не только ликвидационные, но и реорганизационные процедуры.Последние включают внешнее управление и санацию.2.3 Внешнее управление
     Под внешним управлением имуществомдолжника понимается процедура, направленная на продолжение деятельностипредприятия-должника, назначаемая арбитражным судом по заявлению должника,собственника предприятия или кредитора и осуществляемая на основании передачифункций по управлению предприятием- должником арбитражному управляющему.
     Основанием для назначения внешнегоуправления имуществом должника является наличие реальной возможности восстановитьплатежеспособность предприятия-должника с целью продолжения его деятельностипутем реализации части его имущества и осуществления других организационных иэкономических мероприятий. Управление имуществом осуществляется арбитражнымуправляющим, который назначается арбитражным судом (возможно, на конкурснойоснове). Арбитражный управляющий должен быть профессиональным юристом илиэкономистом, обладать опытом хозяйственной работы, а также не иметь судимостей.
Функциями арбитражного управляющегоявляются:
·    распоряжениеимуществом предприятия-должника;
·    руководствопредприятием-должником;
·    отстранениепри необходимости руководителя предприятия от выполнения обязанностей;
·    приемна работу и увольнение работников;
·    созывсобрания кредиторов;
·    разработкаплана проведения внешнего управления имуществом должника и организация еговыполнения.
     Разработанный план предоставляется наобсуждение собрания кредиторов не позднее чем через 3 месяца после назначенияарбитражного управляющего. В случае неодобрения плана управляющий может бытьзаменен арбитражным судом. Полномочия внешнего управляющего не могут превышать18 месяцев.
     На период проведения внешнегоуправления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов кдолжнику, тем самым предприятию предоставляется возможность использовать суммы,предназначенные для оплаты денежных обязательств, для упущения финансовогосостояния предприятия.
     Арбитражный управляющий обращается варбитражный суд с заявлением о завершении внешнего управления имуществом должникав случаях:
·    еслицель внешнего управления имуществом должника (вывод из кризиса) достигнута;
·    еслистало очевидно, что достижение этой цели невозможно. В зависимости отрезультатов проведения внешнего управления и характера заявления арбитражногоуправляющего арбитражный суд может:
·    принятьрешение о прекращении внешнего управления имуществом должника, признании егобанкротом и об открытии конкурсного производства;
·    вынестиопределение о завершении внешнего управления имуществом должника и прекращениипроизводства по делу о банкротстве предприятия;
·    вынестиопределение о проведении дальнейшего внешнего управления имуществом должника впределах 18-месячного срока.2.4 Санация
     Санация (оздоровление)предприятия-должника является реорганизационной процедурой предприятия, в ходеосуществления которой предприятию-должнику оказывается финансовая помощькредитором или иными лицами.
     Ходатайство о проведении санации можетбыть подано должником, собственником предприятия-должника или кредитором.Основанием для проведения санации является наличие реальной возможностивосстановить платежеспособность предприятия для продолжения его хозяйственнойдеятельности. Арбитражный суд не вправе разрешать проведение санации, если делоо несостоятельности предприятия возбуждено повторно на протяжении трехпоследних лет.
В случае удовлетворения ходатайства осанации арбитражный суд объявляет конкурс желающих принять в ней участие, ккоторому допускаются юридические (в том числе и иностранные), физические лица,а также члены трудового коллектива предприятия-должника.
     Участники санации проводят собрание ивырабатывают соглашение, в котором содержится обязательство обеспечитьудовлетворение требований всех кредиторов в согласованные с ними сроки,указывается предполагаемая продолжительность санации, распределениеответственности между участниками. Участники санации несут солидарнуюответственность за выполнение обязательств перед кредиторами, если соглашениемне предусмотрено иное.
     При формировании условий соглашения частниковсанации необходимо Учитывать, что по истечении 12 месяцев с начала санациидолжно быть удовлетворено не менее 40% от общей суммы требований кредиторов, апродолжительность санации не должна превышать 18 месяцев (она может бытьпрошена не более чем на б месяцев). Достижение цели санации дает основание дляпрекращения дела о несостоятельности предприятия.
     Законодательные акты не предусматриваютодновременного проведения санации и внешнего управления.2.5 Принудительнаяликвидация
     Реорганизационные процедуры направленына восстановление нормального функционирования предприятия. Если ониоказываются неэффективными, арбитражный суд начинает ликвидационные процедуры,которые ведут к прекращению деятельности предприятия. Ликвидационные процедурыпредполагают принудительную или добровольную ликвидацию.
     Принудительная ликвидацияпредприятия-должника осуществляется по решению арбитражного суда по признаниипредприятия несостоятельным. Это решение вступает в силу по истечении срока наподачу кассационной жалобы или протеста. Отличие процедуры принудительнойликвидации предприятия от ликвидации в обычном порядке состоит в том, чтореализация имущества предприятия-должника и удовлетворение требованийкредиторов осуществляются в порядке конкурсного производства.
     Решение об открытии конкурсногопроизводства принимает арбитражный суд. Цель конкурсного производства —соразмерное удовлетворение требований кредиторов и объявление должникасвободным от долгов. Решение о признании должника несостоятельным и об открытииконкурсного производства публикуется в «Вестнике Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации».
     С момента открытия конкурсногопроизводства запрещается передача либо другое отчуждение имущества должника,погашение его обязательств, прекращается начисление пени и процентов. Срокиисполнения всех долговых обязательств предприятия считаются наступившими, т.е.кредиторы вправе предъявлять свои претензии в двухмесячный срок.
     Конкурсное производство закрываетсяпосле распродажи имущества предприятия-должника, окончания расчетов скредиторами и составления отчета конкурсного управляющим. Конкурсныйуправляющий назначается арбитражным судом. Он распоряжается имуществомдолжника, осуществляет анализ его финансового состояния, изучает, признает илиотклоняет требования кредиторов, управляет предприятием, созывает собраниекредиторов, формирует конкурсную массу. Конкурсная масса —имущество должника, на которое может быть обращено взыскание кредиторов.
     После удовлетворения требований ипогашения претензий кредиторов предприятие-должник считается полностьюосвобожденным от долгов. После утверждения отчета конкурсного управляющегоарбитражный суд выносит решение о завершении конкурсного производства. Послеэтого предприятие-должник исключается из государственного реестра и считаетсяликвидированным.2.6 Добровольнаяликвидация
     Добровольная ликвидация предприятияосуществляется во внесудебном порядке по взаимному соглашению междупредприятием-должником и кредиторами под их контролем. При добровольнойликвидации также назначается конкурсный управляющий, происходит формированиеконкурсной массы и продажа имущества. Предприятие считается ликвидированным смомента его исключения из государственного реестра.
     При добровольной ликвидациигосударственных предприятий и предприятий, в капитале которых доля (вклад)Российской Федерации составляет более 35%. принятие решения онеудовлетворительной структуре баланса и отсутствии реальной возможностивосстановления платежеспособности предприятия возлагается на Федеральноеуправление по делам о несостоятельности (банкротстве). Оно наделяется частьюполномочий арбитражных судов, принимает решения о дальнейшей судьбепредприятия, контролирует процесс добровольной ликвидации. Федеральное управлениебыло создано для защиты предприятия при признании его банкротом, поэтому в егофункции входит представление интересов собственника (в случае делегирования емутаких полномочий) и контроль за поступлением финансовых средств государства дляподдержки предприятия.2.7 Мировое соглашение
     Мировое соглашение — это процедурадостижения договоренности между должником и кредиторами относительно отсрочкии/или рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов. Ономожет быть заключено на любом этапе производства по делу о несостоятельности(банкротстве) предприятия с момента возбуждения производства до завершенияконкурсного производства. В рамках судебной процедуры мировое соглашениевозможно только под контролем арбитражного суда. С момента утверждения мировогосоглашения производство по делу о признании предприятия банкротом прекращается(если проводились реорганизационные процедуры, то они тоже прекращаются).Вывод:
1.    Предпринимательскаядеятельность связана с различными видами рисков: производственными,финансовыми, инвестиционными. При правильном и умелом руководстве предприятиемвероятность риска потерь может быть снижена.
2.    Существуют различныеметоды оценки риска и способы снижения вероятности потерь при осуществлениихозяйственной деятельности предприятия. Предприниматель не должен забывать, чтонельзя рисковать больше, чем позволяет собственный капитал, забывать о риске ирисковать многим ради малого.
3.    Неспособностьпредприятия эффективно функционировать, снижение финансовой устойчивости иликвидности предприятия, высокая степень предпринимательского риска могутпривести к банкротству предприятия. Причины банкротства зависят от внутренних ивнешних факторов, влияющих на деятельность предприятия.
4.    Процедурабанкротства регулируется соответствующими законодательными и нормативнымиактами. Процедура банкротства предусматривает проведение реорганизационных(внешнее управление, санация) и ликвидационных мероприятий (принудительная идобровольная ликвидация).Список литературы:
1.    Финансы предприятий:Учебное пособие / Колл. авторов под ред. Е. Бородиной.  – М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1995
2.    Экономика истатистика фирм / Под ред. В. Горфинкеля, Е. Куприянова. – М.: Банки и биржи,ЮНИТИ, 1996.
3.    Учебник по основамэкономической теории / под ред. В. Камаева. – М.: Владос, 1994.
4.    Экономикапредприятия / Под ред. Профессора Н.А. Сафронова. – М.: Юность, 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.