Реферат по предмету "Правоохранительные органы"


Уполномоченный по правам человека

Эссе на тему «Уполномоченный по правамчеловека в системе правоохранительных органов РФ».
   Уполномоченный по правам человека(омбудсмен) – это в общепринятом смысле независимое достойное доверия лицо,уполномоченное охранять права граждан путем надзора за всеми государственнымидолжностными лицами, но без права изменения принятых ими решений.
     Федеральным конституционным законом от 26февраля1997 г. №1-ФКЗ «Об уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации»определен порядок назначения на должность и освобождение от нее Уполномоченногопо правам человека, его компетенция, организационные формы и условииосуществления им своих функциональных обязанностей.
     Институт Уполномоченного по правамчеловека является дополнительным средством правовой защиты в системеправоохранительных органов. Эта должность Конституцией РФ (ст.103, п. «д»), что является свидетельством признания на высшемгосударственном уровне приоритета прав гражданина и человека в нашей стране.
      Назначение и освобождение от должностиУполномоченного по правам человека относится к компетенции Государственной ДумыФедерального Собрания РФ.
      При исполнении своих обязанностейУполномоченный по правам человека обязан руководствоваться Конституцией РФ,законодательством РФ, опираясь на общепризнанные принципы и нормымеждународного права, а также на международные договоры, заключенные в РФ,относящиеся к сфере его деятельности. Закон предусматривает возможностьсоздания института Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ, однакопорядок их назначения в законе не определен. Уполномоченным может быть назначентолько гражданин РФ не моложе 35 лет, обладающий познаниями в области права исвобод человека и гражданина  и имеющийопыт правозащитной деятельности.
     Правом вносить предложения о кандидатах надолжность Уполномоченного обладают Президент РФ, Совет Федерации, депутатыГосударственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе.Назначение осуществляется простым большинством голосов от общего числадепутатов путем тайного голосования. Избранный Уполномоченный приносит вторжественной обстановке в зале заседаний Государственной Думы присягу, чтоявляется моментом вступления его в должность.
     Уполномоченный, приступивший к исполнениюсвоих обязанностей, не может быть депутатом Государственной Думы, членом СоветаФедерации, депутатом законодательного органа субъекта РФ, находиться нагосударственной службе, заниматься политической деятельностью. Ему разрешаетсязаниматься, помимо исполнения служебных обязанностей, только преподавательской,научной или творческой деятельностью.
     Уполномоченный пользуется иммунитетом: безсогласия Государственной Думы его нельзя привлечь к уголовной иадминистративной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Он не можетбыть задержан, арестован, подвергнут обыску, кроме случаев задержания на местепреступления.
     Уполномоченный может быть освобожден отдолжности досрочно по собственному заявлению, в случае осуществлениядеятельности, несовместимой с его статусом и по вступлении в законную силуобвинительного приговора, а также по состоянию здоровья, когда он не исполняетсвои обязанности в течение не менее четырех месяцев подряд.
     Об этом Государственная Дума должнапринять специальное постановление, после чего в течение двух месяцев обязананазначить нового Уполномоченного по правам человека с соблюдение общейпроцедуры.
     Должность Уполномоченного по правамчеловека введена в целях обеспечения гарантий государственной зашиты прав исвобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органамиместного самоуправления и должностными лицами. Его деятельность дополняетпредусмотренные законами средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет ине влечет ограничения компетенции правоохранительных органов, обеспечивающих впределах своих полномочий защиту и восстановление нарушенных прав и свобод.
      Основная функция Уполномоченного поправам человека – это рассмотрение жалоб граждан Российской Федерации, а такженаходящихся на ее территории иностранцев и лиц без гражданства после того, какони обращались со своими жалобами в соответствующие правоохранительные органа,органы государственной власти, но не получили нужной им защиты. Так, по даннымдоклада Уполномоченного по правам человека РФ за 2003 год, самое большое числожалоб содержат просьбы о защите гражданских (личных) прав граждан (право назащиту в суде, неприкосновенность личности, нарушения прав осужденных, жалобына действия милиции и т. д.) – 57,8% от общего числа поступивших обращений; особлюдении социальных прав (достойный уровень жизни, пенсионное обеспечение) –24,5%; о соблюдении экономических прав (права на труд, на оплату труда и т.п.). Уполномоченный по правам человека РФ самостоятельно правоохранительнуюдеятельность не осуществляет, а лишь оказывает надлежащую правовую иорганизационную помощь гражданам в защите их законных прав и интересовсоответствующими компетентными органами.
     Уполномоченный по своей инициативе вслучае получения информации о массовых грубых нарушениях прав и свобод граждан,а также в случаях, имеющих особое общественное значение, либо для защитыинтересов лиц, которые не в состоянии самостоятельно осуществлять свои права,вправе принимать в пределах своей компетенции соответствующие меры,направленные на защиту прав и свобод человека и гражданина.
     При проверке жалоб Уполномоченный вправезнакомиться со всеми необходимыми документами (в том числе с уголовными,гражданскими, административными делами), запрашивать и получать необходимые емусправки, проводить проверки, поручать проведение экспертиз. Закон обязываетУполномоченного объективно выяснять все обстоятельства, связанные с подачейжалобы.
      В результате проверки поступившей жалобыУполномоченный по правам человека имеет право:
     — обратиться в суд с заявлением в защитуправ и свобод, нарушенных решениями или действиями государственного органа,органа местного самоуправления, или должностного лица;
     — лично либо через своего представителяучаствовать в рассмотрении поданного заявления;
     — обратиться в компетентные органы сходатайством о возбуждении административного или дисциплинарного производства,либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действияхкоторого усматриваются  нарушения прав исвобод гражданина, обратиться в Конституционный Суд РФ с жалобами на нарушенияконституционных прав и свобод граждан законом, примененным или подлежащимприменению в конкретном деле.
     Уполномоченный по правам человека наоснове полученной им информации по поводу нарушения прав и свобод гражданвправе направить свои предложения законодательным органам, органам местногосамоуправления и должностным лицам, а также обратиться к лицам, обладающимправом законодательной инициативы с предложениями по совершенствованиюзаконодательства, затрагивающего права и свободы человека и гражданина. Онимеет право направить специальный доклад
в Государственную Думу.
     Уполномоченный по правам человекасоставляет ежегодный доклад о своей деятельности и направляет его в СоветФедерации, в Государственную Думу, Президенту РФ, Правительству РФ,Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ,Генеральному прокурору РФ.
     Все ежегодные доклады Уполномоченногоподлежат опубликованию в официальном источнике – в Российской газете.
      Уполномоченный по правам человека играетважную роль в системе правоохранительных органов, так как с начала егодеятельности в Российской Федерации ( с мая 1998 года) к нему поступило свыше52 тысяч жалоб и обращений граждан. Жалобы и обращения граждан свидетельствуюто том, что ситуация с правами человека в России остается крайне напряженной.
     Первые итоги работы институтаУполномоченного по правам человека свидетельствуют, что защита прав граждан меньшевсего нуждается в шумных показательных акциях. Требуется ежедневный,кропотливый труд специалистов-профессионалов, необходим принципиальный контрольнад выполнением принятых решений. Права граждан удается восстановить только покаждой шестой принятой к производству жалобе.
     По инициативе уполномоченного по правамчеловека в Российской Федерации в 1999-2000 гг. были восстановлены права:
     — более 1, 5 млн. военнослужащих набесплатный проезд в пригородном железнодорожном транспорте;
     — более 20 тысяч прапорщиков (мичманов)запаса на выплату ежегодной компенсации на санаторно-курортное лечение);
     — восстановлены права более 1100 вдоввоеннослужащих на получение второй пенсии – за мужа, погибшего в войне сФинляндией или в войне с Японией;
     — более 1 млн. пенсионеров-«северян»увеличены ежемесячные размеры пенсий на 100-200 рублей;
     — более 100 тысяч участников ВОВ получилиправа на льготы.
    
                             Списокиспользуемой литературы:
1.     Конституция РФ. – 2006.
2.     Петухов Н. А., Загорский Г.И. Правоохранительные органы: Учебник.- М., 2007.
3.     Российская газета. – 2001.
4.     Российская газета. – 2002.
5.     Российская газета. – 2004.
6.     Российская газета. – 2006.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.