Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Сенат: эволюция правового статуса и компетенция

/>/>/>
Петровский Сенат. История создания.
Около1700 Петр Великий уничтожил Боярскую думу как учреждение, но совещания сбоярами продолжались в Ближней канцелярии (личная канцелярия Петра). Вплоть доучреждения Сената Петр Первый поручал управление государством нескольким лицам.В 1707 он велел, чтобы все министры подписывали дела: “ибо сим дурость всякогоявлена будет”.
22февраля 1711 года, перед объявлением войны Турции, царь дал подобное поручениенескольким лицам, назвав их сенатом (термин взят либо из шведского, либо изпольского).
Эволюция Сената при Петре 1:
1период. В 1711-1718 годы Сенат выполнял роль регентства во время отсутствияцаря. Сенат получил широкие полномочия: фактически ему принадлежала вся полнотаисполнительной власти. К компетенции сената относились: судебная иорганизационно-судебная деятельность, финансовый и налоговый контроль,внешнеторговые и кредитные полномочия. Решения принимались коллегиально итолько единогласно. Вместе с тем компетенция Сената определяла не постоянныйкруг его ведомства, а несколько временных поручений, которые надо былонезамедлительно выполнить. Образованный орган не был самостоятелен: основнойего задачей была верховная администрация, но Верховные господари (министрыиностранных дел и управляющие флотом и армией) Сенату не подчинялись. ПриСенате находились два комиссара от губерний “для спроса и принимая указов”.Деятельность сената с 1715 года контролировалась генерал-ревизором. Озаконодательной роли сената ничего не говорилось.
СоставСенат: собрание, на котором выносились решения, и канцелярия, возглавляемаяобер-секретарем и осуществлявшая делопроизводство.
2период. В 1718 году с учреждением коллегий все административные функции Сенатапереходят к коллегиям. Сенат стал общим собранием президентов коллегий. Это былне постоянно действующий орган, а временное собрание президентов, котороесобиралось в случае необходимости для совместного решения по какому-то делу. Кведомству Сената относились вопросы, не регулируемые ни одной коллегией. Инымисловами, на долю Сената не оставалось практически ничего (известия о моровойязве, о нападении неприятелей, “каких припадков”), так как система коллегийохватывали все основные области государственной жизни.
3период. В 1722 году Сенат получает свой собственный состав, независимый отколлегий. Лишь президенты военной, адмиралтейской, иностранной и берг-коллегииостались его членами. К этому времени Сенат не являлся ни исполнительным, низаконодательным органом. В связи с тем, что ревизион-коллегия была уничтожена,а ее роль передана Сенату, этот государственный орган стал выполнять функциюконтроля над органами администрации.
Сенатпревратился в надведомственный контрольный орган. Надзор в отношении к судебнымколлегиям выражался в следующем: в сенат могли быть поданы как частные, так иапелляционные жалобы на коллегии. В связи с этим в сенате была учрежденадолжность генерал-рекетмейтера. Герольдмейстер — лицо, контролировавшее учетслужащих дворян. В отношении других коллегий надзор сената был лишьноминальным, так как в один год с учреждением сената были установлены фискалы.Система тайного надзора простиралась на сенат.
Сенатподлежал непосредственному наблюдению сначала со стороны генерал-ревизора(Зотова), в 1720 обер-секретаря, в 1721 году — обер-офицеров гвардии. Они имелиправо арестовать сенаторов и соблюдением сенатом времени, назначенного длярешения того или иного дела. В 1722 году была образована прокуратура, при сенатстал генерал-прокурор (“око наше”), который имел право вето на решения сената,начальствовал над сенатской канцелярией и наблюдал за исполнением решенийсената. Генерал-прокурору подчинялись обер-прокурор при сенате, его помощник ипрокуроры при коллегиях. Генерал прокурор руководил заседаниями. Он, как иобер-прокурор, мог быть назначен только монархом. С учреждением прокуратуры рольСената заметно уменьшилась. Вместе с тем круг вопросов, рассматриваемыхСенатом, был достаточно широк: анализ материалов, представляемых государю,важнейшие дела, поступающие с мест, назначение и выборы высших государственныхчинов. Кстати, указом “О должности Сената” этот орган получил право издаватьсобственные указы.
 Сенат при тайном совете и кабинете.
Приверховном тайном совете становится одной из коллегий, непосредственноподчиненных совету. Наравне с ним стояли военная, адмиралтейская, иностранная,духовая коллегии. Сенату были подчинены лишь гражданские коллегии (судебные иадминистративные), которые, таким образом, образовали третью ступеньгосударственных учреждений.
Прикабинете (царствование Анны) сенат получает несколько большее значение. Ончасто действует в смешанном составе с кабинетом и охватывает все ветвиуправления. Сенат разделен на 5 департаментов (духовных дел, военных,финансовых, судебных, торгово-промышленных). Но дела по-прежнему решались общимсобранием. Но по существу всеми делами управлял кабинет.
 Сенат при Елизавете.
ПриЕлизавете сенат достиг наивысшего развития прав и значения во всей его истории.В эту эпоху сенату принадлежит несколько законодательных актов, чтосвидетельствует о его законодательном характере. Лишь в конце царствованияЕлизаветы сенат уступает значительную долю своей власти.
Екатерининский сенат.
ПриЕкатерине 2 сенат превращается в центральное административное учреждение. Онразделен на 6 самостоятельных департаментов (с правом окончательного решения делв каждом). 1-й ведал внутренними и политическими делами.; 2-й — местно-адмиинистративными;
3-йделами привилегированных провинций — Малороссии и Остзейского края; 4-й — военными делами; 5-й — местно-административными; 6-й местно-судебными. В 1775году с учреждением губерний коллегии самоликвидируются. Сенатские департаментыдолжны были превратиться в коллегии. Однако военные коллегии и коллегияиностранных дел сохранились и имели равное с сенатом положение. В остальныхведомствах над сенатом господствует власть генерал-прокурора. Его властьпревращается из охранительной власти в административную.
Сенат Александровский.
ПриАлександре 1 сенат стал высшей судебной инстанцией: из 9 департаментов лишьодин остался административным.
Итог:за вековую историю сената под его именем подразумеваются совершенного разныеучреждения, но утвердившееся за ним значение высшей судебной власти придало емуогромное значение в Российском государстве.
/>/>Синод: эволюция правового статуса и компетенция.
Реформы Петра Великого.
Послесмерти в 1700 году патриарха Адриана высшее управление церкви было поручено“местоблюстителю патриаршего престола”.
Сустановлением сената многие дела церковного управления ведались этим органом. В1721 году был учрежден Синод, духовная коллегия а с ней и ее учредительный акт- духовный регламент. Синод старался достигнуть равного с сенатом положения,хотя и не всегда с успехом. Синод -постоянный собор со значением прежней патриаршейвласти. Особенность синода была в том, что ему были подчинены и иноверческиецеркви (лютеранская и католическая), а также отчасти нехристианскиеисповедания.
Первоначальныйсостав синода: президент, два вице-президента, четыре асессора и четыре советника.В Синоде были представители всех классов духовенства: архиереи, настоялимонастырей, протопопы. Президент — местоблюститель патриаршего престола — Стефан Яворский. После его смерти в 1722 году новый президент уже неназначался. С 1722 вводится должность обер-прокурора, который выбирался “изофицеров доброго человека”. Правовое положение обер-прокурора было точно такимже, как у генерал-прокурора при сенате. Он есть “око государево и стряпчий поделам государственным”. Он имел право останавливать незаконные решения идоносить о них государю. 1726 — отмена вице-президентства и разделение синодана 2 департамента: синод и коллегию экономии, состоявшая из светских лиц, икоторая подчинилась ведомству сената (1738).
Император- фактически глава русской православной церкви. Церковь превратилась вгосударственное учреждение наравне с любой другой коллегией (к некоторымиоговорками). Таким образом, монарх превратился в юридического главу церкви.Решения монарха не подвергались обсуждению. Идеологическая роль церкви былапотеряна.
 Александровская реформа.
Изменениев системе государственного управления не могли не отразиться на положенииправославной церкви, которая со времен Петра Великого стала частьюгосударственного аппарата. Синод, будучи схож с коллегиями, претерпелсущественные изменения. Коллегиальные присутствия синода сохранились и состоялииз постоянных и временных членов, назначаемых государем из черного и белогодуховенства. Обер-прокурор являлся министром синода. Так что фактическиобер-прокурор становится единовластным начальником в Синоде, несмотря на егоколлегиальную организацию (раньше он лишь наблюдал за законностью решенийСинода). Обер-прокурор назначался государем, как и товарищи обер-прокурора, изсветских людей. Обер-прокурор являлся не председателем синода, анепосредственным посредником синода с монархом и “с другими государственнымиустановлениями”.
КомпетенцияСинода:
делацерковного управления
управлениедуховными учебными заведениями
церковныйсуд
хозяйственныеи частно-гражданские дела
Синодсостоял из епархий и архиереев в губерниях, духовных консисторий и всейиерархии духовных властей белого и черного духовенства.
Список литературы
Вдадимирский-БудановВ.Ф. Обзор истории русского права. М., 1995.
КлючевскийВ.О. Курс русской истории. Москва, 1989.
ЛекцииИсаева М.А.
ИсаевИ.А. История государства и права. Москва, 1994.
ПушкаревС.Г. Обзор русской истории. Москва, 1991.
ИвановскийА.В. Учебник государственного права России. К., 1913.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Исследование регионального рынка товаров и разработка маркетинговой стратегии на примере ООО
Реферат 21 век – век предпринимательства
Реферат Решение системы линейных уравнений методом Гаусса и Жордана-Гаусса
Реферат Становление образования юриспруденции и институтов церкви
Реферат Основы классификации страхования
Реферат Приморье в годы русско-японской войны 1904-1905 гг.
Реферат Особенности преодоления социально-экономических противоречий в Англии и Франции.
Реферат Електроустаткування баштового крану
Реферат «Райский угол»
Реферат Финансовый анализ СПП "Спецмонтаж"
Реферат Характеристика упражнений на перекладине
Реферат Ноев ковчег для Черного континента
Реферат Шпоры по экологии микроорганизмов
Реферат Формы правления понятие и виды 2
Реферат 1 Отстранение от участия в аукционе в электронной форме