Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Реализация и применение права

Реализация права
Правоимеет смысл и ценность для личности, общества, если оно реализуется. Если жеправо не претворяется в жизнь, оно неизбежно омертвляется. Главное назначениенорм права состоит в том, что они помогают определить содержание права субъектаи тем самым способствуют его реализации.
Реализацияправа — это осуществление юридически закрепленных и гарантированныхгосударством возможностей, проведение их в жизнь в деятельности людей и ихорганизаций.
Слово«реализация» происходит от латинского «ге-alis» — вещественный и буквальноозначает овеществление. В наше время реализация определяется как осуществлениечего-либо, проведение в жизнь какого-либо плана, проекта, программы, намеренияи т. п. Термин «реализация права» аналогичен по смыслу. Право как нечтонематериальное, как некая возможность реализуется, овеществляется в действиях,в активном поведении людей, в пользовании материальными и духовными ценностями,благами.
Вместес тем реализация права имеет еще один смысловой оттенок: право в отличие отиных возможностей (планов, программ, намерений и т. п.) характеризуетсяповышенной способностью к реализации, обеспечено гарантиями.
Следующиймомент, усложняющий анализируемое понятие, заключается в том, что и само правопредставляет собой многогранное явление, включающее в себя право естественное ипозитивное, объективное и субъективное. Реализация права должна быть понята сучетом такого его разнопланового содержания.
Реализацияправа есть сложный процесс, протекающий во времени. В нем участвуют не толькостороны, носители субъективных прав и обязанностей, но и государство в лицеразличных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.Реализация права как процесс воплощения права в жизнь включает в себя,во-первых, юридические механизмы реализации права и, во-вторых, формынепосредственной реализации права, когда фактические жизненные отношенияобретают юридическую форму,
Юридическиемеханизмы реализации права многообразны, их содержание определяетсяособенностями правовой системы той или иной страны.
Вромано-германской правовой системе процесс пра-вореализации включает в себяследующие этапы.
Первыйэтап — возведение естественного права в закон (позитивное право), придание емунормативной формы. Ядро естественного права составляют права человека, егосоциально-правовые притязания, вытекающие из природы человека и общества. Дляреализации этих притязаний необходимо законодательное, нормативное признание ихгосударством. Возведение прав человека в закон означает: а) их конституционноезакрепление; б) их закрепление в текущем законодательстве.
Навтором этапе включаются различные механизмы реализации закона, с помощьюкоторых происходит перевод предписаний закона в конкретное содержаниесубъективных прав и юридических обязанностей. Механизмы эти многообразны:конкретизация закона в подзаконных нормативных актах правительства,министерств, ведомств, органов самоуправления и др., в локальных нормативныхактах: разъяснение норм закона в актах официального толкования; процессуальныенормы, регулирующие процедуры принятия, применения и принудительного исполнениязакона; многообразные акты применения норм права. Сюда же входит деятельностьгосударственных органов по подготовке и принятию правовых актов.
Третий,заключительный, этап представляет собой собственно реализацию права. Именноздесь права из возможности превращаются в действительность, и это превращениепроисходит по воле обладателя права, т. е. от субъекта права зависит, будет липраво реализовано, когда и в каких пределах.
Ванглосаксонской правовой системе процесс праворе-ализации идет иначе.
Возведениеправовых притязаний, т. е. естественного права, в ранг обязательной нормыосуществляется судом. Суд, рассматривая конкретное юридическое дело, тщательноанализирует фактические обстоятельства возникшего спора, притязания сторон и,определяя их взаимные права и обязанности, разрешает конфликт. В качественормативного основания при разрешении дела выступает прецедент — ранеевынесенное судебное решение по аналогичному делу.
Механизмреализации правового притязания в англосаксонской правовой системе более прост,нежели в ро-мано-германской, поскольку не требует предварительногозаконодательного закрепления. Опасность же судейского произвола не следуетпреувеличивать, ибо всегда есть возможность обжалования судебного решения ввышестоящий суд. Заметим, что, например, в Англии, где и сформировалосьанглосаксонское право, высшей судебной инстанцией является Палата лордов —верхняя палата английского Парламента.
Итак,для понимания того, что такое реализация права, необходимо уяснить следующее: вреализации права в принципе заинтересован только тот, кто имеет субъективноеправо, т. е. субъект права. Все иные лица — обязанная сторона,правоприменитель, законодатель—действуют в конечном счете в интересахуправомоченного. Деятельность названных лиц и органов, юридические нормы,которые эту деятельность регулируют, в совокупности образуют сложный имногоаспектный механизм реализации права. Следовательно, решение вопроса о том,будет право реализовано или нет, зависит от его обладателя. Лишь по его волеможет быть использован, введен в действие механизм реализации права. Важнолишь, чтобы такой механизм был в наличии, мог действовать качественно иэффективно.
Частьюмеханизма реализации права выступают механизмы защиты субъективного права, т.е.механизмы юридической ответственности. В процессе защиты правовосстанавливается, и вновь появляется возможность его реализации. Юридическаяответственность в известной мере обеспечивает охрану субъективных прав отнезаконных посягательств и тем самым создает необходимые условия для ихреализации.
Непосредственнаяреализация, т.е. осуществление права в фактическом поведении, происходит в трехформах (см. схему на с. 380).
Формапервая — соблюдение запретов. Здесь реализуются запрещающие и охранительныенормы. Для соблюдения запретов необходимо воздержание от запрещенных действий,т.е. пассивное поведение. Так, ч.З ст. 8 Федерального конституционного законаот 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» установлено:«Ни одно лицо не может быть представлено к назначению на должность судьи безсогласия соответствующей квалификационной коллегии судей». Для соблюдениязафиксированного в данной норме запрета требуется пассивное поведение:воздержание от представления к назначению на должность судьи, если нет согласиясоответствующей квалификационной коллегии судей.
Всеохранительные нормы содержат запрет, который, хотя и не формулируется прямо,логически вытекает из смысла нормы: если за какие-то действия в санкции нормыустановлена юридическая ответственность, то очевидно, что такие действиязапрещены законодателем. Подобного рода запреты установлены нормами Особеннойчасти Уголовного кодекса и нормами Кодекса об административных правонарушениях.
Формавторая — исполнение обязанностей. Это реализация обязывающих норм,предусматривающих позитивные обязанности, для чего требуется активноеповедение: уплатить налог, поставить товар покупателю, выполнить работу потрудовому договору и т. п. Например, в соответствии с ч. 2 ст. 385 ГК РФ«кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы,удостоверяющие право требования, и сообщить сведения, имеющие значение дляосуществления требования».
Форматретья — использование субъективного права. В такой форме реализуютсяуправомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.Так, в ч. 1 ст. 209 ГК РФ записано: «Собственнику принадлежат права владения,пользования и распоряжения своим имуществом». Субъективное право предполагаеткак активное, так и пассивное поведение. Субъект ведет себя пассивно, еслиотказывается от использования своего права. Субъективное право может бытьосуществлено путем собственных фактических действий управомоченного(собственник вещи использует ее по прямому назначению), посредством совершенияюридических действий (передача вещи в залог, дарение, продажа и т.д.), черезпредъявление требования к обязанному лицу (требование к должнику вернуть долг)и в форме притязания, т. е. обращения в компетентный государственный орган зазащитой нарушенного права (если должник отказывается вернуть долг, кредиторобращается в суд с просьбой о взыскании долга в принудительном порядке).
Применение права
Реализацияправа в большинстве случаев происходит без участия государства, его органов.Граждане и организации добровольно, без принуждения, по взаимному согласиювступают в правовые отношения, в рамках которых используют субъективные права,исполняют обязанности и соблюдают установленные законом запреты. Вместе с тем внекоторых типичных ситуациях возникает необходимость государственноговмешательства, без чего реализация права оказывается невозможной.
Во-первых,в механизме реализации отдельных норм заранее запрограммировано участиегосударства. Это прежде всего нормы, в соответствии с которыми осуществляетсягосударственное распределение имущественных благ. Например, реализация права напенсию включает в качестве необходимого элемента постановление комиссии органасоциального обеспечения о назначении пенсии отдельному гражданину. Выделениежилья из муниципального или государственного жилого фонда требуетиндивидуального властного решения соответствующего государственного органа илиоргана местного самоуправления. В том же порядке, т. е. путем принятияиндивидуальных властных решений, гражданам и организациям выделяются земельныеучастки, находящиеся в собственности государства.
Во-вторых,взаимосвязи между государственными органами и должностными лицами внутригосударственного аппарата имеют в большинстве своем характер власти иподчинения. Данные правовые отношения включают в качестве необходимого элементавластные решения, т. е. акты применения права (например, указ Президента Россиио снятии с должности министра).
В-третьих,право применяется в случаях возникновения спора о праве. Если стороны сами немогут прийти к соглашению о взаимных правах и обязанностях, они обращаются дляразрешения конфликта в компетентный государственный орган (так, хозяйственныеспоры между организациями рассматривают арбитражные суды).
В-четвертых,применение права необходимо для определения меры юридической ответственности засовершенное правонарушение, а также для применения принудительных мер воспитательного,медицинского характера и др.
Такимобразом, применение права — это властная деятельность компетентных органов илиц по подготовке и принятию индивидуального решения по юридическому делу наоснове юридических фактов и конкретных правовых норм.
Применениеправа имеет следующие признаки; 1) осуществляется органами или должностнымилицами, наделенными функциями государственной власти;
2)имеет индивидуальный характер;
3)направлено на установление конкретных правовых последствий — субъективных прав,обязанностей, ответственности:
4)реализуется в специально предусмотренных процессуальных формах:
5)завершается вынесением индивидуального юридического решения.
Стадии применения права
Применениенорм права — сложный процесс, включающий несколько стадий. Первая стадия —установление фактических обстоятельств юридического дела, вторая — выбор ианализ правовой нормы, подлежащей применению, третья — принятие решения поюридическому делу и его документальное оформление. Первые две стадии являютсяподготовительными, третья — заключительной, основной. На третьей стадиипринимается властное решение — акт применения права (см. схему на с. 383).
1.Круг фактических обстоятельств, с установления которых начинается применениеправа, очень широк. При совершении преступления — это лицо, совершившеепреступление, время, место, способ совершения, наступившие вредные последствия,характер вины (умысел, неосторожность) и другие обстоятельства; привозникновении гразкданско-правового спора — обстоятельства заключения сделки, еесодержание, действия, совершенные для ее исполнения, взаимные претензии сторони т. д. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтомуправоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Они подтверждаютсядоказательствами — материальными и нематериальными следами прошлого,зафиксированными в документах (показаниях свидетелей, заключениях экспертов,протоколах осмотра места происшествия и т.д.). Эти документы составляютосновное содержание материалов юридического дела и отражают юридически значимуюфактическую ситуацию.
Сбордоказательств может быть сложнейшей юридической деятельностью (например,предварительное следствие по уголовному делу), а может и сводиться кпредставлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например,гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в комиссию по назначениюпенсий подтверждающие это право документы: о возрасте, стаже работы, заработнойплате и др.
Кдоказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельствапо делу, предъявляются процессуальные требования относимости, допустимости иполноты.
Требованиеотносимости означает принятие и анализ только тех доказательств, которые имеютзначение для дела, т.е. способствуют установлению именно тех фактических обстоятельств,с которыми применяемая норма права связывает наступление юридическихпоследствий (прав, обязанностей, юридической ответственности). Например, всоответствии со ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный судпринимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемомуделу.
Требованиедопустимости гласит, что должны использоваться лишь определенныепроцессуальными законами средства доказывания. Например, не могут служитьдоказательством фактические данные, сообщаемые свидетелем, если он не можетуказать источник своей осведомленности (ст. 74 Уголовно-процессуальногокодекса), для установления причин смерти и характера телесных поврежденийобязательно проведение экспертизы (п. 1 ст. 79 УПК).
Требованиеполноты фиксирует необходимость установления всех обстоятельств, имеющихзначение для дела. Их неполное выяснение является основанием к отмене илиизменению решения суда (п. 1 ст. 306 ГПК), приговора (п. 1 ст. 342, 343 УПК).
2.Сущность юридической оценки фактических обстоятельств, т. е. их юридическойквалификации, состоит в том, чтобы найти, выбрать именно ту норму, которая позамыслу законодателя должна регулировать рассматриваемую фактическую ситуацию.Этот поиск происходит путем сравнения фактических обстоятельств реальной жизнии юридических фактов, предусмотренных гипотезой применяемой правовой нормы, иустановления тождества между ними. Значит, для правильной юридическойквалификации фактов, установленных на первой стадии, следует выбрать (найти)норму (нормы), прямо рассчитанную на эти факты. В чем тут трудности?
Основнаятрудность заключается в том, что далеко не всегда подлежит применению норма,гипотеза которой охватывает фактическую ситуацию. Для устранения сомненийнеобходимо проанализировать выбранную норму, установить действие содержащегоэту норму закона во времени, в пространстве и по кругу лиц. Например, определяядействие закона во времени, надо соблюдать следующие правила: «Закон,устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет» (ч. 1ст. 54 Конституции РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающиеположение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конституции РФ);«Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его вдействие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (ч. 1 ст. 4ГК РФ) и т. д.
Юридическаяквалификация облегчает работу пра-воприменителя по уяснению круга подлежащихустановлению фактов. Выясняются не любые факты, а лишь те, которыепредусмотрены в гипотезе избранной нормы. Типичная ошибка в этой ситуации —когда начинают «подгонять» факты под гипотезу избранной нормы. В юридическойпрактике выяснение дополнительных обстоятельств часто приводит к изменениююридической квалификации.
Анализ,толкование избранной нормы права предполагает обращение к официальному текстусоответствующего нормативного акта, ознакомление с возможными дополнениями иизменениями его первоначальной редакции, а также с официальными разъяснениямисмысла и содержания применяемой нормы. Анализ закона необходим также дляпринятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиямдиспозиции (санкции) применяемой нормы.
3.Содержание решения по юридическому делу определяется главным образом егофактическими обстоятельствами. Вместе с тем при вынесении решенияправоприменитель руководствуется требованиями диспозиции (санкции) применяемойнормы.
Вынесениерешения по делу нужно рассматривать в двух аспектах.
Во-первых,это умственная деятельность, заключающаяся в оценке собранных доказательств иустановлении на их основе действительной картины происшедшего, в окончательнойюридической квалификации и в определении для сторон или виновного юридическихпоследствий — прав и обязанностей сторон, меры ответственности виновного.
Во-вторых,решение по делу представляет собой документ — акт применения права, в которомзакрепляется результат умственной деятельности по разрешению юридического дела,официально фиксируются юридические последствия для конкретных лиц.
Правоприменительноерешение играет особую роль в механизме правового регулирования. Ранее ужеотмечалось, что юридические нормы и возникающие на их основе субъективные праваи юридические обязанности обеспечены возможностью государственного принуждения,однако последняя реализуется именно по индивидуальному правоприменительномурешению, поскольку эти решения могут быть исполнены в принудительном порядке.
Возможностьпринудительного исполнения актов применения права обусловливает их особенностии предъявляемые к ним требования обоснованности и законности.
Акты применения права
Актприменения права — это правовой акт компетентного органа или должностного лица,изданный на основании юридических фактов и норм права, определяющий права,обязанности или меру юридической ответственности конкретных лиц.Правоприменительные акты имеют ряд особенностей. 1. Они издаются компетентнымиорганами или должностными лицами. Как правило, это органы государства или ихдолжностные лица. Отсюда вытекает государственно-властный характер актовприменения права. Однако государственно-властные полномочия нередкоосуществляются негосударственными организациями. Так, в соответствии с ч. 2 ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться закономотдельными государственными полномочиями. Очевидно, что для реализации такихполномочий они должны принимать правоприменительные акты. Другой пример:гражданско-правовые споры по соглашению сторон могут быть переданы нарассмотрение третейского суда.
2.Правоприменительные акты строго индивидуальны, т. е. адресованы поименноопределенным лицам. Этим они отличаются от нормативных актов, обладающих общимхарактером.
3.Акты применения права направлены на реализацию требований юридических норм, таккак конкретизируют общие предписания норм права применительно к определеннымситуациям и лицам, официально фиксируют их субъективные права, обязанности илимеру юридической ответственности, т. е. выполняют функции индивидуальногорегулирования.
4.Реализация правоприменительных актов обеспечена государственным принуждением.При этом акт применения права — документ, который является непосредственнымоснованием для использования государственных принудительных мер. Так,осуществлением решений по гражданским делам занимаются судебные исполнители.Исполнением приговоров по уголовным делам ведают соответствующие учреэвденияМинистерства внутренних дел Российской Федерации.
Актыприменения права многообразны и могут быть классифицированы по различнымоснованиям (см. табл. на с-388).
Посубъектам принятия они делятся на акты органов государственной власти, органовгосударственного управления, контрольно-надзорных органов, судебных органов,органов местного-самоуправления.
Поспособу принятия данные акты систематизируются на принятые коллегиально иединолично.
Похарактеру правового воздействия акты применения подразделяются на регулятивныеи охранительные. Регулятивные акты обеспечивают реализацию диспозицийрегулятивных норм и властно подтверждают или определяют права и обязанностисторон; охранительные — реализацию санкций охранительных норм, устанавливаямеры юридической ответственности.
Позначению в правоприменительном процессе они могут быть вспомогательными(например, определение суда о назначении экспертизы) и основными (решение судапо гражданскому делу, постановление комиссии отдела социального обеспечения оназначении пенсии и т.д.).
Поформе акты применения делятся на имеющие вид отдельного документа (приговорсуда, постановление об избрании меры пресечения обвиняемому), форму резолюциина других материалах дела (утверждение прокурором обвинительного заключения,резолюция о передаче материалов проверки в следственные органы), а в наиболеепростых случаях — устный вид (наложение штрафа за безбилетный проезд вобщественном транспорте).
Актыприменения должны отвечать требованиям обоснованности, законности ицелесообразности.
Требованиеобоснованности относится к фактической стороне юридического дела, к логическимвыводам о доказательствах, подтверждающих или опровергающих выводы о фактах.Именно это требование, как свидетельствует практика, нарушается чаще всего(делаются ошибочные заключения относительно фактической стороны дела, например,осуждается невиновное лицо).
Требованиезаконности охватывает юридические аспекты дела и включает четыре момента: 1)соблюдение компетентным органом или должностным лицом, рассматривающим дело,требований подведомственности, подсудности и т. д.; 2) строгое соблюдение всехпроцессуальных норм, регулирующих сбор доказательств, процедуру рассмотрения ит.д.; 3) правильную юридическую квалификацию и применение именно той нормы,которая действует в данном случае; 4) вынесение решения по делу в строгомсоответствии с предписаниями диспозиции (санкции) применяемой нормы.
Требованиецелесообразности вторично по отношению к требованию законности. Это означаетследующее. Предписание диспозиции (санкции), как правило, допускает известнуюсвободу правоприменителя в выборе решения. Но эта свобода ограниченатребованием целесообразности, которое проявляется по-разному в зависимости отособенностей дела и выражается в соблюдении принципов справедливости,эффективности, учета материального положения сторон, индивидуализацииответственности и др. Например, избирая меру наказания в пределах санкцииуголовного закона, суд должен учитывать тяжесть содеянного, степень виныподсудимого, отягчающие и смягчающие ответственность обстоятельства.Нецелесообразность решения о мере ответственности может выражаться в чрезмерносуровом или слишком мягком наказании. Такой приговор может быть соответственноизменен или отменен вышестоящей судебной инстанцией.
Правоприменительныеакты — документы юрисдик-ционного характера имеют четкую структуру и состоят изчетырех частей.
Вводнаячасть содержит наименование акта (приговор, решение, постановление и т.д.),место и дату принятия, наименование органа или должностного лица, котороепринимает решение, по какому делу.
Вописательной части описываются факты, являющиеся предметом рассмотрения,фиксируется, когда, где, кем, при каких обстоятельствах и какими способамисовершены действия.
Мотивировочнаячасть включает анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствиефактических обстоятельств, их юридическую квалификацию и ее обоснование,указание на официальные разъяснения применяемого закона и процессуальные нормы,которыми руководствовался правоприменитель.
Врезолютивной части формулируется решение по делу (о правах и обязанностяхсторон, об избранной мере юридической ответственности, об установленииюридического факта и т.д.).
Пробелы в законодательстве. Применение права поаналогии
Вправоприменительной практике иногда возникают ситуации, когда спорное отношениеимеет правовой характер, входит в сферу правового регулирования, но непредусмотрено конкретной нормой права. Правоприменитель обнаруживает пробел взаконодательстве.
Пробелв законодательстве — это отсутствие конкретной нормы, необходимой длярегламентации отношения, входящего в сферу правового регулирования.
Кругобщественных отношений, составляющих сферу правового регулирования,устанавливается законодателем двумя способами.
Во-первых,каждая юридическая норма регулирует отдельный вид общественных отношений,признаки которого описываются в ее гипотезе. Таким образом, каждая норма имеетсвой «участок» в общей сфере правового регулирования. Совокупность подобных«участков», если иметь в виду все без исключения нормы какой-либо отрасли, исоставит общую сферу правового регулирования данной отрасли.
Во-вторых,круг отношений, которые признаются правовыми, законодатель закрепляет поотраслям права посредством специализированных норм. Такие нормы предназначеныдля установления круга отношений, входящих в сферу правового регулирования.Так, ст. 2 ГК РФ имеет заголовок «Отношения, регулируемые гражданскимзаконодательством». В ч. 1 названной статьи предусмотрено, что «гражданскоезаконодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота,основания возникновения и порядок осуществления права собственности и другихвещных прав, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности(интеллектуальной собственности), регулирует договорные и иные обязательства, атакже другие имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения,основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности ихучастников». В ст. 2 «Отношения, регулируемые семейным законодательством»Семейного кодекса РФ записано: «Семейное законодательство устанавливает условияи порядок вступления в брак, прекращения брака и признания егонедействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношениямежду членами семьи: супругами, родителями и детьми (усыновителями иусыновленными), а в случаях и в пределах, предусмотренных семейнымзаконодательством, между другими родственниками и иными лицами, а такжеопределяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попеченияродителей». Аналогичным образом фиксируется круг правовых отношений и в другихотраслях права.
Вместес тем для правоприменителя недостаточно определить правовой характеррассматриваемого случая. Ему необходимо знать, каковы его правовые последствия.Эту информацию он может получить лишь из конкретных норм, в диспозициях которыхсформулированы в общем виде права и обязанности сторон. Если таких норм нет, тоналицо пробел в законодательстве.
Пробелыв законодательстве существуют в основном вследствие двух причин: во-первых, врезультате появления новых общественных отношений, которые в момент принятиязакона не существовали и не могли быть учтены законодателем; во-вторых, из-заупущений при разработке закона.
Втаких ситуациях обычно используются специальные приемы: аналогия закона ианалогия права.
Аналогиязакона — это применение к не урегулированному в конкретной норме отношениюнормы закона, регламентирующей сходные отношения. Необходимость примененияданного приема заключается в том, что решение по юридическому делу обязательнодолжно иметь правовое основание. Поэтому если нет нормы, прямопредусматривающей спорный случай, то надо отыскать норму, регулирующую сходныесо спорным отношения. Правило найденной нормы и используется в качествеправового основания при принятии решения по делу.
Применениеаналогии закона в случаях обнаружения пробела предусмотрено законодателем. Так,в ст. 10 Гражданского процессуального кодекса РСФСР записано: «В случаеотсутствия закона, регулирующего спорное отношение, суд применяет закон,регулирующий сходные отношения». Область применения аналогии закона достаточнообширна, поскольку в соответствии со ст. 1 ГПК РСФСР в порядке гражданскогосудопроизводства рассматриваются дела по спорам, возникающим из гражданских,семейных, трудовых, административно-правовых отношений. Приведем один изпримеров. В последние годы в стране появилось множество частных фирм,оказывающих правовую помощь гражданам и юридическим лицам. Однако возмещениерасходов на эти услуги процессуальным законом не предусмотрено. Поэтому,например, истец, понесший расходы на юридическую помощь, хотя и выигрывал дело,не Мог взыскать такие расходы с ответчика. В настоящее время в судебнойпрактике при рассмотрении подобных дел используется аналогия закона: правилост. 91 ГПК РСФСР, предусматривающей возможность взыскания расходов по оплатеюридической помощи адвокатов — членов юридической консультации, признаетсяправовым основанием для возмещения расходов по оплате помощи, оказаннойюридическими фирмами.
Заметим,что в связи с возрождением в России частного права и расширением гражданскихсвобод сфера применения аналогии закона соответственно сужается. Об этомговорит определение аналогии в Гражданском кодексе Российской Федерации: в ч. 1ст. 6 зафиксировано, что в случаях, когда «отношения прямо не урегулированызаконодательством или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычайделового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу,применяется гражданское законодательство, регулирующее сходные отношения(аналогия закона)». В гражданском праве, следовательно, для применения аналогиизакона недостаточно отсутствия нормы, прямо регулирующей спорное отношение.Необходимо также отсутствие соглашения сторон и применимого к спорному случаюобычая делового оборота.
Аналогияправа — это применение к не урегулированному в конкретной норме спорномуотношению при отсутствии нормы, регулирующей сходные отношения, общих начал исмысла законодательства.
Общиеначала и смысл законодательства есть не что иное, как принципы права(общеправовые и отраслевые). При аналогии права принципы выполняютнепосредственно регулирующую функцию и выступают единственнымнормативно-правовым основанием правопримени-тельного решения.
Применениеаналогии права, таким образом, обосновано при наличии двух условий: приобнаружении пробела в законодательстве и при отсутствии нормы, регулирующейсходные отношения, что не дает возможности использовать аналогию закона.
Новоегражданское законодательство внесло некоторые изменения в процедуру примененияаналогии права. В ч. 2 ст. 6 Гражданского кодекса РФ записано: «Приневозможности использования аналогии закона права и обязанности сторонопределяются исходя из общих начал и смысла гразвданского законодательства(аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости».Иначе говоря, правопри-менитель, используя аналогию права, руководствуется нетолько отраслевыми (общие начала и смысл законодательства), но и общеправовыми(требования добросовестности, разумности и справедливости) принципами.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.