Реферат по предмету "Государство и право"


Избирательный процесс в РФ

Реферат был переделан из диплома путём форматирования и внесения изменений в содержание, ссылки в большинстве случаев липа. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС План: Введение Глава I. Понятие избирательного процесса и его стадий. 1. Понятие избирательного процесса. 2. Понятие стадий избирательного процесса. Глава 2. Стадии избирательного процесса. 1. Назначение выборов.

2. Составление списков избирателей. 3. Образование избирательных округов и избирательных участков. 4. Формирование избирательных комиссий. 5. Выдвижение, сбор подписей и регистрация кандидатов. 6. Предвыборная агитация. 7. Порядок голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Заключение Библиография Введение Конституция Российской Федерации (ст. 3, 32) устанавливает, что высшим непосредственным выражениям

власти народа являются референдум и свободные выборы, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Любое демократическое государство немыслимо без проведения выборов. Основой представительной демократии и является проведение периодических и свободных выборов.

Выборы являются важнейшей формой контроля граждан за деятельностью государственных и муниципальных органов, главным критерием для присвоения государству статуса республиканского и соответствено суверенного народа. Именно посредством выборов формируются органы местного самоуправления и органы государственной власти как в субъектах Российской Федерации так и на федеральном уровне. Порядок проведения выборов в России определяет избирательное законодательство, представляющее совокупность

законодательных актов. Неотемлемой частью демократической, республиканской системы является избирательный процесс как способ средство формирования штата государственных служащих посредствам волеизьявления граждан, всенородных выборов. Данная система процедур и действий является, выполненная с соблюдением всех правил и предписаний, гарантом самостаятельности и суверенитета народа, его свободы. В современный период, в условиях нарастающего общественного недоверия ко всем институтам власти все

большую актуальность приобретает задача сама проблемма изучения даного вопроса. У многих людец, неосведомлённых в данной теме, возникает нежеланиеучаствовать в управление государством, то есть в управление самим собой, что пагубно не только для него, но и для всех членов общества. Моя задача в этой работе: детально рассмотреть данное политико-правовое действо, совокупность процедур, называемою «избирательным процессом». В своеё работе я постараюсь максимально раскрыть эту тему, для

чего мной будет использован огромный пласт накопившейся информации- монографии, переодические издания и учебная литература. Надеюсь, мой труд будет способствовать укреплению доверия граждан к избирательной системе, избирательному процессу, да и к государственой власти в целогм. Глава I. Понятие избирательного процесса и его стадий §1. Понятие избирательного процесса «Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода

к системе политической демократии …, то есть к системе организации и функционирования институтов государственной власти и местного самоуправления, основанной на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования». Совокупность правовых норм, регулирующих право граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления и порядок осуществления этого права и представляет собой избирательное право.

Особенностью избирательного права является высокий удельный вес процессуальных норм (тесно связанных с материально – правовыми нормами), устанавливающих порядок, процедуру и реализацию избирательных прав граждан. Эти нормы урегулировают все стадии избирательного процесса. Попытки создать законодательные акты, упорядочивающие только избирательный процесс, ведут к разрыву системности правового регулирования выборов. Избирательное право и избирательный процесс тесно взаимосвязаны

и в совокупности образуют политико – правовой механизм формирования основных институтов представительной и выборной демократии. Избира¬тельное право предметно регламентирует определенные ас¬пекты общественно-государственной деятельности, касающие¬ся приобретения и передачи властных полномочий выборным представителям, а избирательный процесс как форма реали¬зации субъективного политического права отражает техноло¬гию участия избирателей в осуществлении власти. Суще¬ственным компонентом в избирательном процессе является

доверие избирателей к государственным и общественным институтам, избирательным комиссиям, обеспечивающим орга¬низацию и проведение выборов. Гражданское доверие, будучи неотъемлемым элементом правовой культуры граждан и обще¬ства, определяет смысл современного избирательного процес¬са . Представляется оправданным введение и использование в научном, законотворческом, правоприменительном словаре наряду с понятием "организация и проведение выборов" нового понятия "избирательный

процесс", понимае¬мого как технологическая инфраструктура и форма реализа¬ции конституционных принципов организации периодических свободных выборов и обеспечения избирательных прав челове¬ка и гражданина в рамках предусмотренной законом последо¬вательности совершения комплекса избирательных действий и избирательных процедур. По¬нятие "избирательный процесс" является по своему содержа¬нию и объему более широким и включает, наряду с организа¬ционно-технологическими и информационно-финансовыми ас¬пектами, некоторые

новые аспекты, отражающие современ¬ные социально-политические условия осуществления избирательных действий и процедур. Организация и проведение выборов осуществляется в рамках избирательной кампании как основного временного фактора совершения избирательных действий и выполнения избиратель¬ных процедур, обеспечивающих реализацию и защиту консти¬туционного права граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Новое в современном избирательном процессе и избира¬тельном праве состоит не только в содержании материаль¬ных, процедурных и процессуальных норм и юридических ин¬ститутов, но и в понимании политико-правовой природы изби¬рательного процесса как способа обеспечения реализации и защиты активного и пассивного избирательного права граж¬дан Российской Федерации. Избирательный процесс в этом смыс¬ле — не только и не столько преимущественно администра¬тивный технологический процесс, сколько публичное политическое действо, в рамках которого

разворачи¬вается политическая правосубъектность граждан-избирателей и посредством их волеизъявления воспроизводится и легити¬мируется деятельность представительных, а также выборных институтов власти и управления, реализуется законное право суверенитета народа и республиканской формы правления. В современных условиях понятие "избиратель¬ный процесс" существенно обогащено за счет формирования совокупности вспомогательных элементов: во-первых, актив¬ной законотворческой деятельностью, а также

деятельностью Конституционного Суда Российской Федерации и судов общей юрисдикции, направленной на совершенствование, гармонизацию и систематиза¬цию федерального и регионального избирательного законодательства, унификацию юридических форм и методов осуще¬ствления избирательных действий и процедур, обеспечение и защиту конституционных избирательных прав граждан; во-вторых, разработки, принятия и реализации мероприятий фе¬деральной и региональных целевых программ повышения пра¬вовой культуры избирателей и организаторов выборов, про¬фессионализации

деятельности избирательных комиссий и иных участников избирательного процесса; в-третьих, организации избирательного процесса на началах политической состязатель¬ности, прозрачности избирательных действий и процедур . Конституционные принципы организации избирательного процесса как руководящие и направляющие начала организа¬ции и проведения выборов в рамках соответствующей избирательной системы нацелены, в частности, на обеспечение кон¬ституционного равноправия граждан и их права избирать и быть избранными

в органы государственной власти и органы местно¬го самоуправления, представительного характера законодатель¬ного органа государственной власти, проведе¬ние выборов на основе закона, обязательность назначения и проведения выборов в порядке и сроки, установленные конституцией и закона¬ми . Избирательный процесс как политико-правовая категория и одновременно категория избирательного законодательства и практики его применения, в том числе судебной, использует¬ся в широком и узком значении и его конкретное

использова¬ние предопределяется временными рамками (начала и оконча¬ния) его структурного раскрытия (развертывания) в виде пос¬ледовательности стадий избирательного процесса. Термин "избирательный процесс" поглощает содержа¬ние термина "избирательная кампания'" как периода со дня официального опубликования решения уполномоченного на то должностного лица, органа государственной власти, в том чис¬ле суда, органа местного самоуправления о назначении выбо¬ров до дня

официального опубликования результатов выбо¬ров, т.к. связан с необходимостью принятия уполномо¬ченным на то органом или должностным лицом в установлен¬ные конституцией, уставом, законом сроки и порядке реше¬ния о назначении даты выборов и его направлении для офици¬ального опубликования. В узком смысле "избирательный про¬цесс" как формализованное явление включает установленную законом совокупность стадий, обеспечивающих его целостность и легитимность результатов выборов, а стадии,

в свою оче¬редь, включают в себя совокупность конкретных избиратель¬ных процедур и избирательных действий. Демократический избиратель¬ный процесс — это часть политического процесса и режима, установленного в стране, и непосредственно связан с общими условиями развития институтов демократии, образующих со¬циально-политическую и социокультурную инфраструктуру реализации избирательных прав граждан. Кроме того, до нача¬ла конкретной избирательной кампании необходимо совершить ряд важных действий и

процедур, благодаря которым избира¬тельный процесс является не только юридической техникой организации голосования, но и институтом, обеспечивающим политическую стабильность и преемственность, демократичность и легальность власти. §2. Понятие стадий избирательного процесса Наряду с общем логическим единством избирательного процесса необходимо отметить его деление на стадии в соответствие с потребностями, нуждами, целями и методами осуществления.

Избирательный про¬цесс в Российской Федерации включает в себя установленную законом совокупность стадий, состоящих из конкретных изби¬рательных процедур и избирательных действий. Стадии изби¬рательного процесса — это этапы организации и проведения выборов, в рамках которых совершаются предусмотренные законами избирательные действия, а также избирательные процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав граждан Российской Федерации и иных участников выборов, целостность, завершенность

и легитимность избирательного процесса при формировании представительного органа, избра¬нии выборного должностного лица. Только совокупность юри¬дически необходимых и достаточных процедур и действий, стадий как элементов избирательного процесса может обеспе¬чить конституционно-правовую легитимность выборов. Основными стадиями избирательного процесса являются: 1) назначение выборов (принятие уполномоченным на то госу¬дарственным органом, органом местного самоуправления,

дол¬жностным лицом решения о назначении даты выборов, в том числе в порядке ротации части депутатского корпуса); 2) регистрация и составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов, избирательных участков, 3) формирование избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов (списков кандидатов) и их регистрация; 6) предвыборная аги¬тация; 7) голосование и определение итогов голосования, ре¬зультатов выборов и

их опубликование; 8) проведение в предусмотренных за¬коном случаях повторного голосования, повторных выборов, выборов депутатов и должностных лиц вместо выбывши, эту стадию можно отнести к факультативным стадиям избирательного процесса. Функциональное назначение стадий избирательного про¬цесса состоит в обеспечении последовательного во времени и поэтапного по содержанию выполнения разнообразных изби¬рательных действий и процедур, которые обеспечивают легитимный характер выборов и избрания соответствующих вы¬борных

лиц. Ряд элементов организации избирательного процесса носит обслуживающий, вспомогательный (технологиче¬ский) характер. Так, проведение выборов невозможно без сво¬евременного их финансирования. В этих условиях основные технологические элементы организации избирательного про¬цесса в том или ином объеме своих функциональных характе¬ристик обслуживают соответствующие стадии избирательного процесса. Время избирательных действий (сроки выполнения изби¬рательных и процедур в рамках стадий избирательного

про¬цесса избирательной кампании) — это одновременно полити¬ческое и юридическое время. Время является неотъемлемым элементом организации выборов и в структуре избирательного процесса имеет самостоятельное технологическое и юридичес¬кое значение. С ним связано возникновение, изменение или прекращение соответствующих избирательных правоотношений; оно выступает в качестве юридического факта и предме¬та правового регулирования, рассматривается в

качестве по¬литического ресурса избирательной кампании, ненадлежащее или неэффективное использование которого существенно ог¬раничивает потенциальные возможности конкретных участни¬ков избирательного процесса. Избирательными комиссиями с учетом уровня и вида выборов составляется и утверждается основанный на соответствующем законе о выборах календар¬ный план мероприятий по подготовке и проведению выборов. Избирательный календарь фактически и юридически регламен¬тирует сроки осуществления отдельных избирательных

дей¬ствий и процедур на той или иной стадии избирательного про¬цесса. Наряду с технологическими компонентами (сроки, финан¬сирование и др.) собственно структурными элементами основ¬ных стадий избирательного процесса являются избирательные процедуры и избирательные действия. Избирательные проце¬дуры — это конкретный порядок совершения (выполнения) пре¬дусмотренных избирательным законодательством совокупно¬сти действий, принятия соответствующими избирательными ко¬миссиями решений,

которые обеспечивают реализацию изби¬рательных прав участников выборов на соответствующих стадиях избирательного процесса. Избирательные действия по характеру своего включения в структуры избирательной процедуры и стадии избиратель¬ного процесса являются их первичной организационно-право¬вой клеточкой, обеспечивая в ходе выборов их динамичное развертывание и завершение. В избирательном законодатель¬стве в рамках большинства стадий избирательного процесса закрепляются

как требования (критерии) для совершения из¬бирательных действий, так и определенные организационно-правовые гарантии в виде обязательных и факультативных избирательных процедур, которые с учетом соблюдения соот¬ветствующих сроков их выполнения в совокупности обеспечи¬вают функциональную завершенность соответствующей стадии избирательного процесса, переход от одной стадии к другой, вплоть до последней — определения и опубликования резуль¬татов выборов. Обязательные и (или) факультативные избира¬тельные процедуры,

а также их сочетание на различных ста¬диях избирательного процесса закрепляются по-разному, при этом в случаях, предусмотренных законом, факультативная избирательная процедура может стать обязательной (основной). Требования (критерии), предъявляемые к структурным эле¬ментам стадии избирательного процесса, выражаются в необ¬ходимости соблюдения как сроков совершения избирательных действий, выполнения избирательных процедур и продолжи¬тельности стадии избирательного процесса, так и определен¬ных количественных соотношений

(пропорций) показателей избирательного процесса, предусмотренных законом. При не¬выполнении основного процедурного варианта в действие вво¬дится дополнительный (факультативный) процедурный вари¬ант, обеспечивающий выполнение избирательной процедуры в целом в установленные законом сроки, при этом выполненные с нарушением требований закона избирательные действия и избирательные процедуры являются незаконными. Избирательное законодательство, по существу, представ¬ляет собой каталог юридически

определенных избирательных действий и процедур, гарантий и условий их осуществления, которые с учетом соблюдения сроков их выполнения обеспечи¬вают в совокупности переход от одной стадии избирательного процесса к последующим, вплоть до опубликования официаль¬ных результатов выборов в средствах массовой информации. Юридический режим выполнения избирательных процедур и действий выражается в конкретных правах и обязанностях, которыми наделяются участники избирательного процесса на той или иной его стадии и соблюдении

предусмотренных зако¬ном сроков и правил их осуществления. Выполненные с нарушением тре¬бований закона избирательные действия и процедуры (как по их юридическому содержанию, так и нормативному времени) являются юридически ничтожными, не имеют юридической силы и, следовательно, не порождают позитив¬ных юридических последствий. Глава 2. Стадии избирательного процесса § 1. Назначение выборов

Одной из основных стадий избиратель¬ного процесса, обеспечивающей периодичность проведения вы¬боров соответствующего уровня, является порядок назначения выборов уполномоченными на то органами или должностными лицами, а также порядок ротации состава депутатов регио¬нального законодательного (представительного) органа государ¬ственной власти. Конституция Российской Федерации закреп¬ляет порядок назначения выборов только в федеральные орга¬ны государственной власти,

порядок назначения региональных и муниципальных выборов закрепляется в конституциях (уста¬вах), законах субъектов Российской Федерации, уставах муниципальных образований. При этом в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" особо подчерк¬нут обязательный характер назначения выборов и усилены га¬рантии избирательных прав граждан при отсутствии закона субъекта

Российской Федерации о выборах, закреплен уни¬фицированный подход к регулированию порядка назначения выборов, уточнен перечень субъектов права назначения вы¬боров. Во-первых, выборы органов или выборных лиц являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Консти¬туцией Российской Федерации, федеральными конституцион¬ными законами, федеральными законами, конституциями, ус¬тавами, законами субъектов Российской

Федерации, уставами муниципальных образований. Во-вторых, выборы назначает уполномоченный на то орган или должностное лицо в соответствии со сроками, установ¬ленными указанными нормативными правовыми актами. В целом в федеральном и региональном избирательном за¬конодательстве закреплено несколько основных моделей ре¬гулирования порядка назначения выборов соответствующего уровня и видов. Так, в рамках одной из них выборы соответ¬ствующего уровня (или уровней) назначаются законодатель¬ным

(представительным) органом (одной из его палат) либо исполнительным органом государственной власти, представи¬тельным органом местного самоуправления либо выборным должностным лицом муниципального образования. В рамках других моделей выборы в случаях, предусмотренных закона¬ми, проводятся Центральной избирательной комиссией Россий¬ской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российс¬кой Федерации либо дата проведения региональных и муници¬пальных выборов назначается в судебном

порядке и выборы проводит временная избирательная комиссия (соответственно уровню выборов). Порядок назначения выборов в федеральные органы госу¬дарственной власти включает порядок назначения общих и дос¬рочных выборов депутатов Государственной Думы Федераль¬ного собрания Российский Федерации и Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией

Российской Федерации (п. "а" ст. 84, ч. 2 ст. 96), Федеральным законом от 21 июня 1995 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" выборы на¬значает Президент и днем выборов является первое воскресе¬нье после истечения конституционного срока, на который

была избрана Государственная Дума прежнего созыва, при этом срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее че¬тырех месяцев. В случае если Президент не назначит выборы в срок, установленный законом, выборы проводятся Централь¬ной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за месяцем, в котором исте¬кают полномочия Государственной Думы. При роспуске Госу¬дарственной

Думы в случаях и порядке, предусмотренных Кон¬ституцией, Президент одновременно назначает досрочные выборы и днем выборов в этом случае является последнее вос¬кресенье перед истечением трех месяцев со дня ее роспуска; при этом сроки избирательных действий, установленные законом, сокращаются на четверть. В случае если Президент, рас¬пустив Государственную Думу, не назначит выборы, они про¬водятся

Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье по истечении трех месяцев со дня роспуска Думы (ст. 4). В соответствии с Конституцией Российской Федерации (п. "д" ст. 102) и Федеральным законом от 17 мая 1995 года "О выборах Президента Российской Федерации" выборы Президента назнача¬ет Совет Федерации как верхняя палата федерального парла¬мента и днем выборов является

первое воскресенье после ис¬течения конституционного срока, на который был избран Пре¬зидент, при этом исчисление конституционного срока, на ко¬торый он был избран, начинается со дня его избрания; срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее четы¬рех месяцев. В случае если Совет Федерации не назначит вы¬боры в срок, установленный законом, выборы проводятся Цен¬тральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое воскресенье месяца, следующего за

месяцем, в кото¬ром истекают полномочия Президента. При прекращении Пре¬зидентом исполнения своих полномочий до истечения консти¬туционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Кон¬ституцией, Совет Федерации назначает досрочные выборы Президента. Днем выборов в этом случае является последнее воскресенье перед истечением трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения своих полномочий

Президентом; в этом случае сроки избирательных действий, установленные федеральным законом, сокращаются на четверть. В случае если Совет Федерации, приняв решение об отрешении Президента от должности, не назначит выборы, они проводятся Централь¬ной избирательной комиссией Российской Федерации в после¬днее воскресенье перед истечением трех месяцев со дня отре¬шения Президента от должности (ст.

4). Законодательное регулирование порядка назначения и проведения выборов депутатов законодательных (представитель¬ных) органов, глав исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, хотя и основыва¬ется на положениях "рамочного" федерального избирательно¬го законодательства, тем не менее по ряду своих аспектов отличается; при этом в некоторых законах содержатся поло¬жения о порядке назначения первых и последующих выборов.

Порядок назначения общих выборов депутатов законода¬тельного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации предусматривает предостав¬ление права их первоначального назначения главе исполни¬тельной власти (Свердловская область) либо законодательному (представительному) органу государственной власти (Тамбовская область). При этом закрепляются так называемые переходящие полномочия по их назначению. В случае если общие выборы не назначены представительным органом в установленный законом

срок, то назначить их впра¬ве глава администрации (в Рязанской области закреплено, что в случае непринятия областной Думой соответствующего ре¬шения глава администрации не позднее чем за 100 дней до истечения срока ее полномочий принимает решение о назна¬чении выборов; в Омской области выборы назначаются главой администрации по представлению

Избирательной комиссии области) или комиссия субъекта Российской Федерации (Тамбовская область). В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 55 – ФЗ в случае досрочного прекращения полномочий федеральных

органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий, а голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня принятия решения о назначении выборов. Тем субъектам Российской Федерации, которые наделили переходящими полномочиями по назначению выборов

глав администраций, придется вносить в свои законодательные акты необходимые изменения и дополнения, т.к. названный Федеральный закон однозначно передал право назначения первоначальных и досрочных выборов в случаях, если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные сроки и в соответствии с установленном порядком, соответствующим избирательным комиссиям. Избирательная комиссия назначает выборы на первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем

истечения полномочий органа или депутатов либо, соответственно не позднее чем на 180 день со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов. Федеральным законом предусмотрен случай когда и избирательная комиссия не назначит выборы или она отсутствует и не может быть сформирована в порядке, предусмотренном законодательством. В этом случае выборы назначаются соответствующим судом общей юрисдикции по заявлениям избирателей, избирательных объединений (блоков), органов государственной власти и местного самоуправления,

прокурора. Порядок и субъекты права назначения выборов органов местного самоуправления существенным образом отличаются от выборов федерального и регионального уровней, что в ряде случаев обусловлено неразвитостью или противоречивостью правовой основы организации системы местного самоуправле¬ния, особенностями порядка назначения и проведения муници¬пальных выборов. В основном используется несколько моделей регулирования субъектного состава и порядка назначения муниципальных выборов.

В законах закрепляется централизованный, децентрали¬зованный и смешанный порядок назначения выборов. Так, в рамках централизованного порядка ряд элементов организа¬ции избирательного процесса носит сквозной, обслуживающий (технологический) характер — выборы депутатов представи¬тельного органа местного самоуправления и главы муниципаль¬ного образования назначаются региональным законодательным органом государственной власти не позднее трех месяцев до окончания срока полномочий действующих органов местного самоуправления

(Тамбовская область, Республика Саха) . В рамках децентрализованного порядка выборы как пред¬ставительного органа, так и главы муниципального образова¬ния и иных должностных лиц местного самоуправления назна¬чает сам представительный орган местного самоуправления не позднее чем за определенное количество дней до дня прове¬дения выборов или же срок со дня назначения до дня выборов должен быть не менее трех месяцев. Норма пункта 1 статьи 10 Федерального закона, обязывающая официально публиковать решения о назначении

выборов, не учитывает специфику жизни небольших муниципальных образований (сельсовет, волость, поссовет и т. п.), местные органы самоуправления которых не имеют собственных печатных изданий, а большинство жителей в современных условиях не выписывают газет. Поэтому последнее предложение пункта 1 следует изложить, примерно, в следующей редакции: «Указанное решение подлежит опубликованию в средствах массовой информации или доводится до сведений избирателей

иным путем (листовки, плакаты, объявления, извещения и т. д.) не позднее, чем за 5 дней после его принятия». Следует отметить, что в действующем Федеральном законе в отличие от ранее действовавшего имеются нормы, запрещающие изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующих органов, избранных должностных лиц или депутатов, а также предусматривающие обязательность проведения выборов и регламентирующие порядок их назначения (статьи 8 – 10). В связи с этим вызывает недоумение отсутствие должной реакции органов

прокуратуры на решение законодательных органов Белгородской области и города Москвы на перенос сроков соответственно главы администрации области и мэра города с декабря 1999 года на май 1999 года и июня 2000 года на декабрь 1999 года. §2. Составление списков избирателей При проведении выборов в целях реа¬лизации прав избирателей, ознакомления их с данными о себе, а также в целях проведения голосования соответствующими избирательными комиссиями

состав¬ляются списки избирателей на осно¬вании сведений, полученных с использованием государствен¬ной системы регистрации (учета) избирателей. Порядок составления списков избирателей устанавливается Федеральным законом "Об ос¬новных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", федеральны¬ми конституционными законами, иными федеральными зако¬нами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

В списки избирателей на изби¬рательных участках включаются граж¬дане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом. На выборах в органы местного самоуправ¬ления в списки изби¬рателей в соответствии с междуна¬родными договорами Российской Федерации и соответствую¬щими им федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации включаются иностранные граждане которые достигли возраста 18 лет, не признаны судом

недееспо¬собными, не содержатся в местах лишения свободы по приго¬вору суда и которые постоянно или преимущественно прожи¬вают на территории муниципального образования, где прово¬дятся выборы. Однако, если пункт 8 статьи 4 федерального закона предоставляет в соответствии с международными договорами и соответствующими Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации иностранным гражданам, постоянно проживающим на территории соответствующего муниципального

образования, право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления на тех условиях, что и граждане Российской Федерации, то пункт 4 статьи 18 данного закона обязывает включать в списки избирателей на местных выборах иностранных граждан, постоянно или преимущественно проживающих на территории соответствующего муниципального образования, а значит предоставлять им активное избирательное право. Неуместно, на мой взгляд, и ссылка в приведенных выше нормах на законы субъектов

Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом «в» статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав граждан относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Основанием для включения гражданина Российской Феде¬рации в список избирателей на кон¬кретном избирательном участке явля¬ется факт его постоянного или преимущественного, а в случа¬ях, предусмотренных федеральным законодательством или за¬конодательством

субъектов Российской Федерации, также вре¬менного проживания на территории этого участка. Военнослужащие, проходящие военную службу по при¬зыву в воинских частях, военных организациях и учреждени¬ях, которые расположены на территории соответствующего муниципального образования, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении выборов в органы местного самоуправ¬ления не включаются в списки изби¬рателей

и не учитываются при оп¬ределении числа избирателей на указанных выборах. Список избирателей составля¬ется соответствующей избирательной комиссией, в том числе с использованием государственной автоматизированной информационной системы, отдельно по каждому избирательному участку на основании сведений, представляемых по установленной фор¬ме уполномоченными на то органами или должностным лицом местного самоуправления, командиром воинской части .

Гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом, находящийся в день голосования на выборах в федеральные органы государственной власти за пределами территории Российской Федерации и не имевший возможности получить открепительное удостоверение или проголосовать досрочно, включается соответствующей участковой избирательной комис¬сией в список избирателей при его явке в день голосования в помеще¬ние участковой избирательной комиссии для голосования.

Гражданин Российской Федерации включается в список избирателей только на одном избирательном участке, участке референдума. Список избирателей составля¬ется в двух экземплярах. Сведения об избирателях, включаемые в список избирателей, располагаются в алфавитном или ином порядке (по населенным пунктам, улицам, домам, по адресам избирателей). В списке указываются фамилия, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет — дополнительно день и

ме¬сяц рождения), адрес места постоянного или преимуществен¬ного проживания избирателя. Список избирателей подписывается предсе¬дателем и секретарем территориальной избирательной комис¬сии, в случае отсутствия территори¬альной избирательной комиссии — окружной избирательной комиссии, а после передачи указанного списка в участковую избирательную комиссию— также председателем и секретарем участковой избирательной комис¬сии. На избирательных участках, образованных на территории воинской части, список

избирателей подпи¬сывается председателем и секретарем участковой избиратель¬ной комиссии. Список избирателей заверяется печатями соответственно территориальной (окружной) и участковой избирательных ко¬миссий. Соответствующая территориальная (окружная) избиратель¬ная комиссия передает по акту участ¬ковым избирательным комиссиям, комиссиям референдума списки избирателей конкретного избирательного участка не позднее чем за 25 дней до дня голосования. Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей

и представляет его для все¬общего ознакомления и дополнительного уточнения не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Гражданин Российской Фе¬дерации, обладающий активным избирательным правом, вправе заявить в участковую избирательную комиссию о невключении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов, а в день голосования – в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая из¬бирательная комиссия обязана прове¬рить

заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо дать заявителю пись¬менный ответ с указанием причин отклонения заявления. Ис¬ключение гражданина из списка избирателей после его подпи¬сания председателем и секретарем территориальной избира¬тельной комиссии производится только на основании сведений, полученных от соответствующих органов, осуществляющих регистрацию (учет) избирателей. При этом в списке избирателей указыва¬ется дата и причина

исключения гражданина из списка. Данная запись заверяется подписью председателя участковой избира¬тельной комиссии. Решение участковой избирательной комис¬сии может быть обжаловано в выше¬стоящую избирательную комиссию (соответственно уровню выборов) или в суд (по месту нахождения участковой избирательной комиссии), которые обязаны рассмотреть жалобу в трехдневный срок, а в день голосования — немедленно. Вносить какие-либо изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов

избирателей зап¬рещается. § 3. Образование избирательных округов и избирательных участков Образование избирательных округов. Для проведения выборов образуются избирательные округа на основании дан¬ных о численности избирателей, зарегистрированных на соот¬ветствующей территории, которые предоставляются соответ¬ственно уровню выборов исполнительными органами государ¬ственной власти или органами местного самоуправления, а так¬же командирами воинских частей.

Соответствующая избира¬тельная комиссия не позднее чем за 70 дней до дня голосова¬ния определяет схему образования избирательных округов, в которой обозначены их границы, перечень административно – территориальных единиц, или муниципальных образований, или населенных пунк¬тов, входящих в каждый избирательный округ (в случае, если избирательный округ включает в себя часть территории административно – территориальной единицы, или муниципального образования, или населенного пункта, в схеме должны быть обозначены границы

данной части территории административно – территориальной единицы или муниципального образования, или населенного пункта) номер и центр каждого избирательного округа, число изби¬рателей в каждом избирательном округе. Соответствующий представительный орган государственной власти, орган мест¬ного самоуправления утверждает схему образования избира¬тельных округов не позднее чем за 60 дней до дня голосования. Если на территории, на которой проводятся выборы, представительные органы государственной власти, органы

местно¬го самоуправления отсутствуют или не принимают решение об образовании избирательных округов в установленный законом срок, выборы прово¬дятся по избирательным округам, схема которых была утвер¬ждена при проведении выборов в органы государственной вла¬сти, органы местного самоуправления прежнего созыва. Однако данная норма не учитывает случаев, когда выборы представительного органа прежнего созыва проводились или могли проводиться по округам, образованным по нормам, противоречащим действующему

Федеральному закону. Возможное же изменение численного состава вновь избираемого представительного органа превращает данную норму в полнейшую бессмысленность. Более логично было бы, по-моему, предоставить в этом случае право утверждать схему избирательных округов соответствующей территориальной избирательной комиссии. В соответствии со статьей 19 Федерального закона с изменениями и дополнениями от 30 марта 1999 года

в Российской Федерации при проведении выборов избира¬тельные округа должны образовываться при соблюдении сле¬дующих требований: примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы пред¬ставительства избирателей не более чем на 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях — не более чем на 15 процентов. При образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей

на депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе не может превышать 10 процентов, а в труднодоступных и отдаленных местностях – 15 процентов от средней нормы представительства избирателей. Жесткое требование данной нормы о примерном равенстве избирателей в многомандатном избирательном округе в расчете на один мандат с допустимым отклонением от средней нормы представительства

на 10, а в труднодоступных и отдаленных местностях - на 15 процентов зачастую невыполнимо при проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации. Для ее выполнения некоторым сельсоветам приходится вносить в уставы изменения, в части определения численного состава представительного органа. С другой стороны, эта норма предполагает (а практика ее выполнения подтверждает необходимость) образования

разных по числу мандатов избирательных округов при проведении выборов в один и тот же представительный орган. Наделяя избирателей неравным голосом, закон противоречит основному принципу избирательного права – равному избирательному праву. И речь здесь должна идти не о количестве избирателей на один мандат, а о праве избирателя отдать свой голос за определенное (равное) число кандидатов. Указанные требования могут не применяется при проведе¬нии выборов в федеральные органы государственной

власти, иные федеральные государственные органы в случае, если фе¬деральными законами устанавливается обязательность образо¬вания не менее одного избирательного округа на территории каждого субъекта Российской Федерации. Перечень труднодо¬ступных и отдаленных местностей устанавливается законом субъекта Российской Федерации, вступившим в силу до дня официального опубликования решения о назначении выборов; при образовании избирательных округов на территориях компактного проживания коренных малочисленных

народов допустимое отклонение от средней нормы представительства избирателей в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может превышать указанный предел, но должно быть не более 30 процентов; избирательный округ составляет единую территорию, не допускается образование избирательного округа из не грани¬чащих между собой территорий, за исключением случаев, ус¬тановленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. При соблюдении этих требований учитывается админист¬ративно-

территориальное устройство (деление) субъекта Рос¬сийской Федерации, территории муниципальных образований. Публикация (обнародование) схемы образованных избира¬тельных округов, включая ее графическое изображение, осу¬ществляется соответствующим представительным органом го¬сударственной власти, органом местного самоуправления не позднее чем через 5 дней после ее утверждения. В случае образования многомандатного избирательного округа число мандатов, подлежащих распределению

в этом округе, не может превышать пяти. Целесообразность данной нормы представляется весьма сомнительной. Выборы депутатов представительных органов местного самоуправления во многих регионах страны проводятся, как правило, по многомандатным избирательным округам. В Тамбовской области 353 муниципальных образования. В декабре 1995 года всего в представительные органы 320 таких муниципальных образований как сельсовет,

поссовет избрано 2334 депутата (в среднем – 7 депутатов). Свыше 280 представительных органов таких муниципальных образований избирались по единому многомандатному округу, включавшему в себя всю территорию соответствующего сельсовета или поссовета. Это в основном 7-9 мандатный округ. Проведение выборов по данной схеме многомандатных округов оправдано как организационно (в маленьком сельсовете 10 кандидатов на семимандатный округ набирается, а 14 кандидатов

на семь одномандатных округов – далеко не всегда), так и экономически (меньше финансовых и иных материальных затрат на многочисленные окружные избирательные комиссии). Так что в нынешнем виде данная норма-ограничение абсолютно не учитывает многообразную специфику местных выборов в малочисленных по населению сельских муниципальных образованиях (в сельсоветах, волостях и т. п.) многих регионов России где выборы без каких – либо нарушений закона и затруднений для избирателей

могут проводиться по многомандатным избирательным округам с большим числом мандатов. Необходимо изменить редакцию этой нормы и предоставить право установления предельного количества мандатов в многомандатном избирательном округе при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления субъектам Российской Федерации в лице их законодательных органов. Образование избирательных участков. Для проведения голосования и подсчета голосов изби¬рателей образуются

избирательные участки. Избирательные участки образуются главой муниципального образо¬вания по согласованию с избирательными комиссиями на основании данных о численности изби¬рателей, зарегистрированных на тер¬ритории избирательного участка, из рас¬чета не более чем 3 тысячи избирателей на каждом участке не позднее чем за 30 дней до дня голосования на выборах. В данном случае законодатель вторгся в компетенцию представительного органа и устава местного самоуправления и определил выборное должностное лицо как главу муниципального

образования. Данная норма не уточняет также главой какого муниципального образования образуются участки. В этой связи заслуживает внимание опыт советского избирательного законодательства. Так, статьей 16 Закона Российской Советской Федеративной Социалистической республики «О выборах в Верховный Совет РСФСР» установлено, что избирательные участки образуются исполнительными комитетами районных,

городских (кроме городов районного значения), районных в городах Советов народных депутатов. Избирательные участки для граж¬дан Российской Федерации, находящихся на территориях ино¬странных государств, образуют руководители дипломатических представительств или консульских учреждений Российс¬кой Федерации на территории страны их пребывания. Требова¬ние о числе избирателей на каждом избирательном

участке может не при¬меняться при образовании избирательных участков за пределами территории Российской Федерации. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов. Порядок приписки избиратель¬ных участков, образованных за пределами территории Россий¬ской Федерации, к избирательным округам, образованным для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, определяется федеральными конституционными зако¬нами и федеральными законами.

В местах временного пребывания избирателей (больницах, санаториях, домах отдыха и дру¬гих местах временного пребывания), в труднодоступных и от¬даленных местностях, на судах, находящихся в день выборов в плавании, и на полярных станциях могут образовываться избирательные участки; такие избирательные участки входят в избиратель¬ные округа по месту их расположения или по месту припис¬ки судна. Военнослужащие голосуют на общих избирательных участках.

В воинских частях избирательные участки могут образовываться в случаях, а также в порядке и сроки, которые установлены федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Списки избирательных участков с указанием их границ и номеров, мест нахождения участковых избирательных комиссий и помеще¬ний для голосования должны быть опубликованы главой муниципального образования не позднее чем за 25 дней до дня выборов. § 4.

Формирование избирательных комиссий. В ряде учебников процесс формирования избирательных комиссий вынесен за рамки избирательного процесса. Если в отношении порядка формирования Центральной избирател



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.