Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Государство — сложное и исторически развивающееся общественно-политическое явление

Вопросыо государстве, его понятии, сущности и роли в обществе с давних пор относятся кчислу основополагающих и остродискуссионных в государствоведении. Этообъясняется по меньшей мере тремя причинами. Во-первых, названные вопросы прямои непосредственно затрагивают интересы различных слоев, классов общества, политическихпартий и движений. Во-вторых, никакая другая организация не может конкурироватьс государством в многообразии выполняемых задач и функций, во влиянии на судьбыобщества. В-третьих, государство — очень сложное и внутренне противоречивоеобщественно-политическое явление.
Рожденноеобществом, его противоречиями, государство само неизбежно становитсяпротиворечивым, противоречивы его деятельность и социальная роль. Как формаорганизации общества, призванная обеспечивать его целостность и управляемость,государство выполняет функции, обусловленные потребностями общества, аследовательно, служит его интересам. По мнению К. Маркса, государствоинтегрирует классовое общество, становится формой гражданского общества,выражает и официально представляет данное общество в целом. Кроме того, этоорганизация по управлению делами всего общества, выполняющая общие дела,вытекающие из природы всякого общества. Оно является политической организациейвсего населения страны, его общим достоянием и делом. Без государства невозможныобщественный прогресс, существование и развитие цивилизованного общества.Однако в классово-антагонистическом обществе государство, выполняяобщесоциальные функции, все больше подчиняет свою деятельность интересам самогоэкономически могущественного класса, превращается в орудие его классовойдиктатуры, приобретает отчетливо выраженный классовый характер. Именно в этомнаиболее выпукло проявляются противоречивая природа и социальная рольгосударства.
Историягосударства неотделима от истории общества. Оно вместе с обществом проходитдлинный исторический путь от неразвитого к развитому, приобретает на этом путиновые черты и свойства. Для неразвитого государства характерно то, что в нем неразвертывается, не получает должного развития весь комплекс институтовгосударства и оно сводится, в сущности, к политической (государственной)власти, основанной главным образом на аппарате принуждения. Развитымгосударство становится постепенно, по мере достижения определенного уровняцивилизации и демократии. Оно «обеспечивает организованность в стране на основеэкономических и духовных факторов и реализует главное, что дает людямцивилизация,— народовластие, экономическую свободу, свободу автономнойличности». В таком государстве развиваются все его институты и структуры,раскрывается их социальный потенциал. Причем государство изменяется исовершенствуется не само по себе. Его преобразуют, приспосабливают кизменяющимся условиям люди разных эпох и стран. Поэтому есть все основаниярассматривать государство как одно из самых значительных достижений мировойистории и цивилизации.
Всестороннераскрыть понятие, сущность, многосторонние грани, свойства и чертыгосударства—задача чрезвычайно трудная. Решить ее можно лишь при изучениигосударства конкретно-исторически, в различных его связях с экономикой,социально-политической и духовной жизнью общества, максимально используя приэтом прошлые и настоящие научные достижения.
Плюрализм в понимании и определении государства
Сдавних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Ещедревнеримский оратор, философ и политический деятель Марк Туллий Цицеронспрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общийправопорядок?» У Ци-церона было немало последователей в разное время и в различныхстранах — основатель нормативистской теории права Г.Кельзен, русский экономисти философ П. Струве и т. д. Несколько иной позиции придерживался крупныйправовед Н. М. Коркунов. Он утверждал, что «государство есть общественный союзсвободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредствомпредоставления исключительного права принуждения только органам государства».Словом, многие ученые характеризовали государство как организацию правопорядка(порядка), усматривали в том его суть и главное назначение. Но это только одиниз признаков данного феномена.
Вбуржуазную эпоху широкое распространение получило определение государства каксовокупности (союза) людей, территории, занимаемой этими людьми, и власти.Известный государствовед П. Дюги выделяет четыре элемента государства: 1)совокупность человеческих индивидов; 2) определенную территорию; 3) сувереннуювласть; 4) правительство. «Под именем государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,—понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных однойвласти».
Рассматриваемоеопределение, верно отражающее некоторые черты (признаки) государства, послужилоповодом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествлялигосударство со страной, другие — с обществом, третьи — с кругом лиц,осуществляющих власть (правительством). В. И. Ленин критиковал это определениеза то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государстваназывали принудительную власть: «Принудительная власть есть во всякомчеловеческом общежитии, и в родовом устройстве, и в семье, но государства тутне было» .
Несогласны с приведенным понятием и сторонники психологической теории права.«Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф.Кокошкин,— а отношения между ними, форма общежития, известная психическая связьмежду ними». Однако «форма общежития», форма организации общества — тоже лишьодин из признаков, но не все государство.
Трудностивыработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили вте годы неверие в возможность ее формулирования вообще. М. Вебер, в частности,писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержанияего деятельности. Почти нет таких задач, выполнение которых политический союзне брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, окоторой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью, то естьисключительно, присуща тем союзам, которые называют «политическими»,то есть в наши дни — государствам или союзам, которые историческипредшествовали современному государству».
Неодин раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Онисчитали, что это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующемуклассу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское обществоданной эпохи находит свое сосредоточение» Много лет спустя Ф. Энгельссформулировал краткое, но пожалуй, самое конфронта-ционное определение,согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавленияодного класса другим». В. И. Ленин внес в приведенное определение некоторыеизменения. Он писал: «Государство— это _ есть машина для поддержания господстваодного класса над другим».
Обеформулировки были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде.Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокаяклассовая напряженность и политическое противоборство грозит разрушениемобщества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираническим и диктаторскимгосударствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанныеопределения мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культурыи социального порядка.
Всовременной учебной литературе государство обычно определяется какполитико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющаяспециальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всейстраны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признакигосударства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства иобщества. Поэтому мы считаем, что более точной будет следующая формулировка:государство — это политическая организация общества, обеспечивающая егоединство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизмауправление делами общества, суверенную публичную власть, придающая правуобщеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность иправопорядок.
Приведенноеопределение отражает общее понятие государства, но больше подходит ксовременному государству. В нем подчеркивается, что государство естьполитическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняетжизненно необходимые для общества функции, обеспечивает его единство ицелостность, управляет важнейшими общественными делами. В то же время государство(особенно правовое) призвано всесторонне гарантировать права и свободы граждан,поддерживать надежный и гуманный правопорядок в обществе.
Признаки государства
Понятиегосударства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков,отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организацийобщества. Иными словами, анализ признаков государства углубляет знания о нем,подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организацииобщества и важнейшего общественно-политического института. Каковы же этипризнаки?
1.Территориальная организация населения и осуществление публичной власти втерриториальных пределах. В догосударственном обществе принадлежность индивидак тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством.Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одногоместа на другое. В государственно-организованном обществе кровно-родственныйпринцип организации населения потерял свое значение. На смену ему пришел принципего территориальной организации. Государство имеет строго локализованнуютерриторию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, наней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают,таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новыйправовой институт — подданство или гражданство.
Стерриториальной организацией населения сопряжено не только возникновениегосударства, но и начало складывания отдельных стран. А потому с этих позицийпонятия «государство» и «страна» во многом совпадают.
Отнегосударственных организаций (профсоюзов, политических партий и др.)государство отличается тем, что олицетворяет все население страны,распространяет на него свою власть. Профсоюзы и политические партии объединяютв своих рядах часть населения, создаются добровольно по тем или иным интересам.
2.Публичная (государственная) власть. Публичной она называется потому, что, несовпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Властьсуществовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственнообщественная власть, которая исходила от всего рода и использовалась им длясамоуправления. Она не нуждалась ни в чиновниках, ни в каком-либо аппарате.Принципиальная особенность публичной (государственной) власти состоит в том,что она воплощается именно в чиновниках, т. е. в профессиональном сословии(разряде) управителей, из которых комплектуются органы управления и принуждения(государственный аппарат). Без этого физического воплощения государственнаявласть представляет собой лишь тень, воображение, пустую абстракцию.
Олицетвореннаяв государственных органах и учреждениях, публичная власть становитсягосударственной властью, т. е. той реальной силой, которая обеспечиваетгосударственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принужденияпринадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии,полиции, тюрьмам и т. п.).
3.Государственный суверенитет. Понятие «государственный суверенитет» появилось вконце средних веков, когда потребовалось отделить государственную власть отцерковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет —обязательный признак государства. Страна, его не имеющая,— это колоний либодоминион.
Суверенитеткак свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве,самостоятельности и независимости.
Верховенствогосударственной власти внутри страны обозйачает: а) универсальность ее властнойсилы, которая распространяется на все население, все партии и общественныеорганизации данной страны; 6) ее прерогативы (государственная власть можетотменить, признать ничтожным всякое проявление любой другой общественнойвласти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средстввоздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия,полиция или милиция, тюрьмы и др.).
Самостоятельностьи независимость государственной власти от всякой другой власти внутри страны ивне ее выражается в ее исключительном, монопольном праве свободно решать всесвои дела.
ВСоветском Союзе и бывших социалистических государствах государственная властьне была ни верховной, ни самостоятельной, ни независимой, ибо выше нее былавласть партийная. Государство проводило в жизнь партийные директивы, было исполнительныминструментом правящей партии. Все это ослабляло государственную власть, сталоодной из причин глубокого кризиса общества и государства.
4.Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать неможет. Право юридически оформляет государство и государственную власть и темсамым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет своифункции в правовых формах. Право вводит функционирование государства игосударственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовомурежиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическоеправовое государство.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта student.rostov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.