Реферат по предмету "Право"


Становление правового государства в Республике Казахстан

/>Международная Академия  Труда
                                                                 № 113 — ДОКабанчук Николай Сергеевич
1 курс.
Юридический факультет. Правоведение – 0216
ТЕ М А:
 
« Становление   правового
 
государства  в  Республике
 
Казахстан »
Рецензент :
Старший преподаватель
Мухтарова И.В.
г. Актау  2001
П ЛА Н
Введение                                                                                       – 3 стр.
Глава 1. Этапы формирования национально-правовойсистемы в
               Республике Казахстан.
               1. Конституция Республики Казахстан– основа
                   формирования правовой системыКазахстана.      –  4 стр.
               2. Соотношение права и закона поКонституции
                   РеспубликиКазахстан.                                             –  8 стр.
Глава 2. Разделение властей – основной принципправового
               государства.
               1. Законодательная власть.                                         –11 стр.
               2. Исполнительнаявласть.                                          – 17 стр.
               3. Судебнаявласть.                                                      – 20 стр.
Заключение                                                                                  –24 стр.
Введение.
            Данная курсовая работа, «Становление правового государства», взята мною длярассмотрения этой актуальной темы, которая будет раскрываться здесь же.Актуальность этой темы очень велика, хотя бы по тому, что каждый человек,проживающий на территории Республики Казахстан, должен знать и осознавать сутьэтого вопроса для того, чтобы в действительности построить правовоегосударство. Идеологической основой этому является утверждение РеспубликиКазахстан себя демократическим, светским, правовым и социальным государством,высшими ценностями которого является человек, его жизнь, права и свободы.
            В данной курсовой работе, в отличие от других, нельзя однозначно ответить натот вопрос, который поставлен в суть темы. Это объясняется тем, что процессстановления еще не завершен, и когда он будет завершен, зависит от людей,составляющих основу Казахстанского общества. Еще один интересный момент,касающийся этой проблемы, будет меняться, соответственно в хорошую или в плохуюсторону. Я надеюсь, в ближайшее время студенты будут писать курсовую работу подназванием «Республика Казахстан – правовое государство, достигшее своегорассвета». Также я понимаю, что это скоро не произойдет, но все-такиоптимистическое стремление к чему либо, обязательно приведет к положительномурезультату.
Глава I. Этапы формирования
национально-правовой системы в РК
1. Конституция РеспубликиКазахстан – основа формирования
правовой системыКазахстана.
             В декабре 1991 года распался Союз СоветскихСоциалистических Республик, состоявший из пятнадцати союзных республик. Всебывшие союзные республики провозгласили себя суверенными, независимымигосударствами. Казахская Советская Союзная Республика тоже объявила себясамостоятельным государством.
             До принятия первой Конституции независимого государства натерритории Казахстана существовало три Конституции: 
  — первая – Конституция Киргизской Советской СоциалистическойРеспублики от 18 февраля 1962 года; 
  — вторая – Конституция Казахской ССР была принята на XВсеказахстанском съезде Советов 26 марта 1937 года, т.е. она была принята натом историческом этапе, когда Казахстан превратился в союзную Республику поКонституции 1936 года;
  -  третья – Конституция Казахской ССР была принята 20 апреля 1978года на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета Казахской ССР девятогосозыва, после принятия новой Конституции СССР 1977 года.1
             Конституция – Основной Закон общества и государства,выражающий общую волю народа, обладающий наивысшей юридической силой изакрепляющий важнейшие принципы и институты социально-экономической,общественно-политической и духовно-нравственной жизни общества.2
             Конституция – Основной закон государства, определяющий егообщественное и государственное устройство, избирательную систему, принципыорганизации и деятельности государственных органов, основные права иобязанности граждан.3
             Термин «Конституция» латинского происхождения, онприменялся ещё в
I веке до нашейэры для обозначения юридических актов древнеримских императоров. Конституция, вих понимании, есть основополагающие политико-правовые документы, в которыхофициально и в строгой юридической форме закрепляются признаваемые в данномобществе политическая философия и экономическая доктрина, отношение к личностии её правам, взглядам на природу публичной и государственной власти и механизмих осуществления, которые появились в конце XVIII века.
             Первая в мире писаная Конституция – КонституцияСоединенных Штатов Америки была принята в 1787 году и действует в настоящеевремя. В Европе первые писаные конституции приняли Франция (1791 год) и Польша (1791год).
             Принятие писаных Конституций, которые признавалисьнезыблемой основой всего законодательства и объявлялись гарантом стабильностиустанавливаемых общественных отношений, положило начало разработке новогораздела в политических и юридических науках – общего учения о конституции. Внаучных трактатах и специальных сочинениях ученые определяли Конституцию какправовой документ особого рода.
             Известный германский государствовед писал, что Конституцияпредставляет собой юридический акт, который фиксирует совокупность органовгосударства, их компетенцию, а также принципиальное положение индивида поотношению к государственной власти.1
             Конституция представляет собой основной закон не толькогосударства, но и общества в целом, т.е. это политический и юридическийдокумент. В таком смысле осуществляемое конституцией правовое регулирование имеет универсальный характер, ибо охватывает все сферы организации жизни иразвития общества – социальную, экономическую и духовную. Конституция –Основной Закон, обладающий наивысшей юридической силой. В иерархии действующегозаконодательства она стоит выше любого другого правового акта, ей должнысоответствовать все законы и подзаконные акты. В случае же их несоответствияконституции они считаются неправомерными и подлежат отмене. Фактическоеприменение  неконституционных актов не может повлечь за собой каких-либоюридических последствий.2
             16 декабря 1991 года Верховный Совет Республики Казахстанпринял конституционный закон «О государственной независимости РеспубликиКазахстан», который провозгласил государственную независимость Казахстана. Внём говорилось, что Республика Казахстан, как независимое государство, обладаетвсей полнотой власти на всей территории, самостоятельно определяет и проводитсвою внутреннюю и внешнюю политику. Территория бывшей Казахской республикипризнавалась территорией нового независимого государства. Эта территорияобъявлялась неделимой и неприкосновенной. Граждане всех национальностей теперьсоставляют единый народ Казахстана. Государственная власть должна основыватьсяна воле казахского народа. Закон объявил, что все граждане, независимо отнациональности, происхождения, рода занятий, места жительства обладают равнымиправами и свободами. В законе сказано об устройстве государства Казахстан.Впервые признавался принцип разделения государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную ветви.3
              28 января 1993 года Верховный Совет Республики Казахстанпринял первую Конституцию суверенного независимого государства, которая имелабольшое значение в укреплении государственной независимости Казахстана,создании новых органов государства, призванных служить народу, выражающих еговолю в провозглашении широких прав и свобод граждан и т.д. Вместе с темКонституция Республики Казахстан 1993 года не могла отражать те проблемы,которые существовали в новом государстве. К таковым относились вопросы,касающиеся государственной, экономической жизни, прав и свобод человека и т.д.Не был окончательно решён вопрос о системе правления. Верховный Совет продолжалобладать неограниченными полномочиями, что приводило к вмешательству в делаПрезидента, правительства.4
             Президент был ограничен в своих правах, что не позволялоему проводить самостоятельную политику по реализации реформы. Конституциясдерживала работу по проведению экономической реформы и т.д. Поэтому самаобщественная жизнь поставила вопрос о пересмотре Конституции. Под руководствомПрезидента Н.А. Назарбаева был подготовлен проект новой Конституции, которыйбыл опубликован для всенародного обсуждения. В обсуждении было высказано многозамечаний по проекту. Наиболее существенные из них были учтены, и проектКонституции был предложен народу для решения ее судьбы. В результатевсенародного голосования (референдума) 30 августа 1995 года была принята новаяКонституция Республики Казахстан.1
             Конституция Республики Казахстан – основной, главныйнормативный акт государства и общества, который утверждает Республику Казахстан«…демократическим, светским, правовым и социальным государством, …».Конституция устанавливает государственный и общественный строй, их принципыорганизации и функционирования с ориентацией на перспективу. В ней закрепляетсяконституционный  статус человека и гражданина, всего народа, как источникагосударственной власти и социальной базы государства. Конституция, как основнойзакон государства и общества, является источником всего законодательства. Иначеговоря, основываясь на положениях Конституции принимаются все нормативные акты,поэтому ей присущи такие черты, которыми не обладают другие нормативные акты.2
             Конституция принята народом Казахстана, в ней выражаетсяволя народа. При социализме считалось, что Конституция выражает волю народа.При этом особо подчеркивалось, что народ состоит из трудящихся – рабочегокласса, колхозного крестьянства и трудовой интеллигенции. Такая характеристиканарода основывалась на марксизме-ленинизме, который признает только классовыйподход к любому общественному явлению. КонституцияРеспублики Казахстан 1993 года впервые отказалась от классовой характеристики«народа». В ней уже не было упоминания о рабочем классе, колхозном крестьянствеи трудовой интеллигенции. Термин «трудящиеся» как в Конституции Казахстана 1993года, так и Конституции 1995 года (с изменениями и дополнениями, внесённымиЗаконом Республики Казахстан от 7 октября 1998 года № 284-IЗРК), не упоминается. Тем не менее в обеих Конституциях говорится о народе.«Народ» в Конституции Республики Казахстан понимается как целостноесоциально-политическое явление, включающее все национальные группы.Следовательно, понятие «народ», во-первых, означает, что он не делится насоциальные слои, классы, что, безусловно, является важным для сохранения мира вобществе. Конституция, не разделяя людей на различные социальные слои взависимости от имущественного состояния, тем самым не становится на чью-либосторону, не признает себя законодательным актом только одной группы населения.Конституция признает Государство социальным, т.е. представителем всего народа.Это означает, что государство не предоставляет преимуществ одной группе за счетдискриминации другой группы населения. Государство должно заботиться о всехслоях населения соответственно их социальному положению. Конституция РеспубликиКазахстан признает весь народ без деления на социальные группы, без ограниченияправ, субъектам конституционно – правовых отношений. Во-вторых, «народ» вусловиях многонационального общества включает казахскую нацию, все другиенациональные группы. Это означает, что хотя казахская нация составляет как быядро социальной базы Государства – всего народа, она не имеет особыхпривилегий: правовых, политических, социальных, экономических и культурных. 1
             Признание казахского языка государственным нельзя считатьпривилегией. Оно относится лишь к характеристике государства, которое по формевезде и всюду является национальным. Признание русского языка официальноприменяемым тоже показывает отсутствие привилегий в этой сфере у казахов.2
             Таким образом, признание народа творцом КонституцииРеспублики Казахстан выражает ее сущностную  черту. Поэтому КонституцияРеспублики Казахстан 1995 года начинается словами: «Мы, народ Казахстана…принимаем настоящую Конституцию». Народ Казахстана в результате референдумапринял Конституцию. Изменения и дополнения в Конституцию Республики Казахстанмогут быть внесены и республиканским референдумом. Иначе говоря, народ нетолько принимает Конституцию, он решает и вопрос о внесении изменений идополнений в Конституцию.            
Правда, проект изменений и дополнений в Конституцию Президент можетпередать на рассмотрение Парламента. Но и в этом случае народ не остается встороне. Парламент – высший представительный орган народа, поэтому он будетпринимать изменения и дополнения в Конституцию от имени и в интересах народа.  
             Унитарная форма государственногоустройства, президентская форма правления и территориальная   целостность  немогут изменяться.3
             Важной особенностью Конституции являетсяи то, что она выступает  основным законом, с одной стороны Государства, а сдругой – общества. Это связано состатусом народа, как источника государственной власти и как социальной базы(носителя) общества. Конституция учреждает Государство со всеми егоатрибутами. Она закрепляет его суверенитет со всеми его элементами:территорией, верховной властью, гражданством, самостоятельным законодательствоми т.д. Конституция закладывает основы взаимоотношений государства, государственныхорганов; обществом, общественными институтами. Она определяет основыобщественного строя: экономические, организационные, духовные, личностные.Поэтому не только государство, его институты черпают правовые положения, идеи уКонституции. Наряду с этим общество, его составляющие (объединения,организации) должны основывать свою деятельность на Конституции. Отдельныезаконы могут иметь отношения к тем или иным общественным институтам: кполитическим партиям, религиозным, культурным объединениям и т.д. Нормативныеположения Конституции,  запрещающие создание  и деятельность общественныхобъединений, цели действия которых направлены на насильственное изменениеконституционного строя, нарушение целостности Республики, действуют прямо инепосредственно. Поэтому правоохранительные органы непосредственноруководствуются Конституцией, когда принимают меры против нарушений её норм.1    
             Конституция Республики Казахстан обладает высшей юридическойсилой, которая означает, что законы и другие нормативные акты, применяемыеорганами государства, не должны противоречить Конституции. Любой органгосударственной власти, как местный, так и центральный, любое должностное лицо,все граждане, их объединения обязаны соблюдать Конституцию.2
             В Конституции есть указание на то, что её положения, нормыдействуют прямо. Это означает, что каждый гражданин для защиты своих прав исвобод может использовать Конституцию, её нормы при обращениях вгосударственные органы, в особенности суд.
             Из вышеприведенных аргументов, из статей Конституции идругих источников, можно сделать вывод, что Конституция действительно являетсяосновой формирования правовой системы Казахстана. Ценность её для дальнейшегоразвития государства и общества можно сформулировать рядом выводов.
1.  По своей сути и содержанию, которые обусловлены общечеловеческимиценностями и общедемократическими принципами, она полностью соответствуетобщепризнанным принципам и нормам международного права, европейским и мировымстандартам конституционного законотворчества. Конституция не только используетопыт конституционного развития передовых демократических государств, но иучитывает практику текущего законодательного регулирования общественныхотношений в Казахстане на современном этапе.
2.    В отличие от ранее действовавших, Конституция 1995 года впринципе отражает фактическое положение в стране и реальные потребностисоциально-экономического, общественно-политического и духовно-нравственногоразвития общества в новых условиях.
3.    Центральная идея Основного Закона заключается в том, чтонеобходимо обеспечить согласие и компромисс различных общественно-политическихсил казахстанского общества как на ближайшую, так и на более отдалённуюисторическую перспективу. Это делает Конституцию важнейшим факторомполитической стабильности, гарантом гражданского мира, социального инационального согласия.
4.    Нормы Конституции являются юридическими предписаниями прямогодействия, они обеспечиваются защитой органов государственной власти, что создаетреальные возможности для формирования и упрочнения государства.
5.    Конституция и сформулированные в ней политические принципы иправовые институты способствуют включению нашего общества и государства всистему мировой экономики и политики и в мировой прогресс современнойцивилизации в целом.3
2. Соотношение праваи закона по Конституции РК
             Проблема соотношения права и закона существовалапрактически всегда, с древнейших времён, с тех пор, как появилось право.Рассматривалась эта проблема множество раз в рамках и зарубежного, иотечественного права. Каждая из спорящих сторон приводила свои собственные, наеё взгляд, самые убедительные аргументы, стремилась приобрести как можнобольшее число последователей. Однако в практическом плане всё оставалось безизменений. Актуальность проблемы соотношения права и закона сохраняется ипоныне. Более того, она не только сохраняется, но и периодически, особенно впереходные, сопровождаемые усилием социальной напряжённости в общественныепериоды, значительно обостряется. Причина заключается в том, что эта, на первыйвзгляд, сугубо «кабинетная», академическая проблема имеет не только и даже несколько теоретическое, сколько прикладное, практическое значение. Разумеется,такая её практическая значимость обусловлена прежде всего характером иособенностями самой проблемы. Суть её кратко сводится к следующему. Существуютзаконы, соответствующие правовым критериям, которые необходимо считать«правовыми законами». Здесь право и закон совпадают. Но есть и такие законы,которые не отвечают правовым критериям и, значит, с правом не совпадают.1
             В данном случае сталкиваются два различных взгляда, илиподхода.
             Один из них ориентирован на то, что государствоявляется единственным и исключительным источником права, что всё то, о чёмговорит государство через свои законы, – это и есть право.
             Другой же взгляд, или подход, к разрешению проблемысоотношения права и закона основывается на том, что право как регуляторобщественных отношений считается «по меньшей мере относительно независимым отгосударства и закона или даже предшествующим закону, например, в качественадисторического естественного права или в качестве права общества,социально-исторически обусловленного, рождающегося в объективных общественныхотношениях».2
             В данном случае мы имеем дело с совершенно инымправопониманием и с иным представлением о соотношении права и закона, как игосударства и права. Государство и право признаются не только относительносамостоятельным по отношению друг к другу институтами, но и в равной мерепроизводными от объективных отношений и условий, складывающихся в пределахгражданского общества. Право при этом определяется не иначе как «формавыражения свободы в общественных отношениях, как мера этой свободы, форма бытиясвободы, формальная свобода».3
             В развёрнутом виде право представляется как «претендующийна всеобщность и общеобязательность социальный институт нормативногорегулирования общественных отношений в целях разумного устройства человеческогообщежития путём определения меры свободы, прав и обязанностей и представляющийсобой воплощение в обычаях, традициях, прецедентах, решениях референдумов,канонических, корпоративных, государственных и международных нормах правовогоидеала, основанного на принципах добра, справедливости, гуманизма и сохраненияокружающей среды».4
             Что же касается государства, то оно при такомправопонимании не только не рассматривается в качестве творца или источникаправо, но и наоборот, само объявляется повсеместно связанным или по крайнеймере значительно ограниченным в своих действиях правом. Оно представляется вкачестве института, который не столько устанавливает, сколько формулирует иливыводит право, благодаря законотворческой деятельности, из объективносуществующей экономической, социально-политической и иной действительности.
             Государство – исключительный творец и источник закона, ноотнюдь не права. Государство монополизирует законотворческую, а вовсе не правотворческуюдеятельность, ибо законотворчество и правотворчество, а вместе с ними и законкак регулятор процесса законотворчества и право как продукт процессаправотворчества, согласно развиваемым при таком подходе воззрения, отнюдь невсегда совпадают.
             Известный французский государствовед и правовед Леон Дюгиписал, что «закон есть выражение не общей воли, которой не существует, не волигосударства, которой также нет, а воли нескольких голосующих человек. ВоФранции закон есть воля 350 депутатов и 200 сенаторов, образующих обычноебольшинство в палате депутатов и в сенате. Вот факт. Вне этого имеются лишьфикции и пустые формулы. Мы не желаем их. Если закон есть выражениеиндивидуальной воли депутатов и сенаторов, то он не может быть обязательным длядругих воль. Он может быть обязательным только как формулирование нормы праваили как применение её и лишь в этих пределах. В действительности все законыделятся на две большие категории: на законы, формулирующие нормы права, а незаконы, принимающие меры к её исполнению. Я называю первые нормативнымизаконами, а вторые – конструктивными законами».1
             Приведённые рассуждения и вообще государственно-правовыеидей Л. Дюги, хотя всегда и вызывали живой интерес у юристов, не дают ответа навопрос о том, что есть «правовой закон», а что «не правовой закон», каковосоотношение права и закона.
             В целях решения проблемы соотношения права и закона иногдаиспользуется категория «правовой идеал». В научной литературе он определяетсякак «порождение индивидуального, общественного, научного сознания о разумномустройстве общежития на принципах добра, справедливости гуманизма и сохранениясреды». Со ссылкой на известное высказывание римлян о том, что «справедливостьи благо есть закон законов», делается вывод, что правовой идеал как раз исоставляет содержание правовых законов, что это и есть не что иное, как «законзаконов».2
             В настоящее время, во-первых, можно лишьконстатировать факт нерешенности и в то же время огромной социальнойзависимости проблемы соотношения права и закона; а во-вторых, необходимоиметь ввиду, что в правотворческой и правоприменительной деятельностигосударственных органов доминирующими являются идеи единства и неделимостиправа и закона. Между правом и законом не проводят никакого различия.3
             Я думаю, если проблемой взаимоотношения права и законазаинтересуется простой обыватель, который не ставит перед собой задачуглубокого исследования этой проблемы, а лишь ставит перед собой задачуудовлетворить свою любознательность, то он может сделать вывод при помощиумозаключения, имея всего на всего следующие определения:
             Закон – нормативный акт, принятый высшим органомгосударственной власти в установленном Конституцией порядке, обладает высшейюридической силой по отношению к другим нормативным актам.1
             Нормативный акт – 1. официальный письменный документ,принимаемый уполномоченным органом государства; устанавливает, изменяет илиотменяет нормы права; 2. документ, изданный уполномоченным органом и содержащийнормы права, то есть общие предписания постоянного или временного действия,рассчитанные на многократное применение.2
             Право – 1. система общеобязательных социальных норм,охраняемых силой государства, обеспечивающего юридическую регламентациюобщественных отношений в масштабе всего общества…2. см. ПРАВА.3
             Права – охраняемая законом возможность что либо делать;возможность поступать каким либо образом.4
             Исходя из вышеперечисленных терминов, можно соотнестиправо и закон по Конституции Республики Казахстан. Например, в статье 6 пункте3 сказано: «Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другиеприродные ресурсы находятся в государственной собственности…» – это закон, а«Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях ив пределах, установленном законом» – здесь присутствует право, а в частности,право человека на частную собственность. В статье 13 пункте 1, сказано: «Каждыйимеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права исвободы…» – это право человека и гражданина, а законом для них же являетсяпродолжение этого пункта – «…всеми не противоречащими закону способами, включаянеобходимую оборону». В статье 15 пункте 1 сказано: «Каждый имеет право нажизнь» – это одно из неприкосновенных прав человека, а в пункте 2 сказано:«Никто не вправе произвольно лишать человека жизни…» – это есть закон, так какустанавливает обязательные действия, а в частности – запрет. И так далее. Такоесоотношение можно проводить на протяжении всей Конституции.
Глава II. Разделение властей – основной принцип правовогогосударства
1. Законодательнаявласть.
             Важной особенностью правового  государства являетсяреализация принципа разделения властей. В чем суть этого принципа?
             Разделение властей – это принцип или теория, исходящая изтого, что для обеспечения процесса нормального функционирования государства, внем должны существовать относительно независимые друг от друга власти. Это –законодательная, исполнительная и судебная власти. Законодательная властьдолжна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству и судебная –суду.
             Суть этой теории в том, чтобы не допустить сосредоточениявласти в руках одного лица или небольшой группы лиц. И тем самым предотвратитьвозможность её использования одними классами или группами людей во вред другим.
             Теория разделения властей является далеко не новымпорождением общественно политической мысли. Первые ростки этой теории появилисьуже на начальных стадиях развития государственного механизма. Так ещёдревнегреческий историк Полибий (200-120 г.г. до нашей эры) восхищался системойраспределения власти между различными государственными органами, которая существовалав республиканском Риме. Власть в этом государстве, писал он, поделена такимобразом, чтобы ни одна из её составных частей не перевешивала бы другую. «Дабытаким образом государство неизменно пребывало в состоянии равномерногоколебания и равновесия, наподобие идущего против ветра корабля». Значительноеразвитие теории разделения властей получила в средние века. Особо выделяютсявзгляды на государство и право английского философа-материалиста Дж. Локка ифранцузского философа-просветителя Ш. Монтескье.1
              В любом демократическом государстве имеется Парламент,есть он и в нашей республике. Он является высшим представительным органом,принимающим законы и состоит из двух палат: Сената и Мажилиса.
             Сенат формируется двумя способами:
1)  часть депутатов состоит из лиц, избираемых по два человека откаждой области, города республиканского значения и столицы Республики насовместном заседании всех представительных органов, соответственно области,города республиканского значения и столицы Республики;
2)  семь депутатов Сената назначаются Президентом Республики на срокполномочий Сената.
             Депутатом Сената может быть гражданин РеспубликиКазахстан, состоящий в гражданстве не менее пяти лет, достигших тридцати лет,имеющих высшее образование и стаж работы не менее пяти лет, постояннопроживающий на территории соответствующей области, города республиканскогозначения либо столицы Республики не менее трех лет.2
              Мажилис состоит из семидесяти семи депутатов. Шестьдесятсемь депутатов избираются по одномандатным территориальным избирательнымокругам, образуемым с учётом административно-территориального деленияРеспублики и с примерно равной численностью избирателей. Десять депутатовизбираются на основе партийных списков по системе пропорциональногопредставительства и по территории единого общенационального избирательногоокруга. 
             Депутатом Мажилиса может быть гражданин Республики,достигший двадцати пяти лет. Депутат Парламента не может быть одновременночленом обеих Палат.
             Срок полномочий депутатов Сената – шесть лет, срокполномочий депутатов Мажилиса – пять лет.1
             Избранным считается кандидат, набравший более пятидесятипроцентов голосов избирателей или выборщиков, принявших участие в голосованиипо одномандатному территориальному избирательному округу, на совместномзаседании депутатов всех представительных органов соответственно области,города республиканского значения и столицы Республики. В случае, если ни одиниз кандидатов не набрал указанного числа голосов, проводится повторноеголосование, в котором участвуют два кандидата, набравшие большее числоголосов. Избранным считается кандидат, набравший большее число голосовизбирателей или выборщиков, принявших участие в голосовании. К распределениюдепутатских мандатов по итогам выборов в Мажилис на основе партийных списковдопускаются политические партии, набравшие не менее семи процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании. Выборы в Сенат считаются состоявшимися,если в голосовании приняло участие более пятидесяти процентов выборщиков.Порядок выборов депутатов Парламента Республики определяется конституционнымзаконом.2
             Депутат Парламента не в праве быть депутатом другогопредставительного органа, занимать иные оплачиваемые должности, кромепреподавательской, научной или иной творческой деятельности, осуществлятьпредпринимательскую деятельность, входить в состав руководящего органа илинаблюдательного совета коммерческой организации. Нарушение настоящего правилавлечёт за собой прекращение полномочий депутата.
            Депутат пользуетсяправом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым на сессиях Парламентаи заседаниях его органов, в состав которых он входит. Депутат вправе избирать ибыть избранным в координационные и рабочие органы Парламента его Палат; вноситьпредложения  и замечания по повестке дня сессии, вносить предложения озаслушивании на сессии Парламента отчета должностных лиц, подотчетных палатам;обращаться с депутатскими запросами, вносить поправки к проекту законов,постановлений, других актов, принимаемых Парламентом; знакомить депутатов собращениями граждан, имеющими общественное значение, осуществлять другиеполномочия.
              Депутат обязан участвовать в работе Парламента и егоорганов, в состав которых он избран. Депутат лично осуществляет свое право наголосование. Он не вправе передавать свой голос другому депутату. Депутатвправе вносить любые вопросы и предложения на рассмотрение Палат, участвовать вподготовке вопросов к рассмотрению, в обсуждении и принятии по ним решений, атакже  в организации проведения в жизнь принятых решений, в контроле за ихвыполнением.3
             Депутатский запрос является официально обращеннымтребованием должностным лицам государственных органов дать на сессии Парламентаобоснованное разъяснение или изложить позицию по вопросам, входящим вкомпетенцию этого органа или должностного лица.     
             Депутат Парламента имеет право обратиться с запросом кпремьер-министру и членам правительства, председателю Национального банка,председателю и членам Центризбиркома, генеральному прокурору, председателюКомитета национальной безопасности, председателю и членам Счетного комитета поконтролю за исполнением республиканского бюджета.
             Должностное лицо обязано отвечать на запрос на пленарномзаседании Парламента или Палаты. По ответу на депутатский запрос и результатамего обсуждения принимается постановление Парламента или его Палаты.
             Депутаты имеют право организовывать в Парламенте следующиеобъединения:
1. Фракция – организованная группа депутатов, представляющаяполитическую партию или иное общественное объединение, зарегистрированное вустановленном законом порядке; она создается в целях выражения интересовполитической партии или иного общественного объединения впарламенте;              2. Депутатская группа – объединение депутатов дляосуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах.1
             Депутат ни от кого не зависим в своей работе. Воздействиев какой бы то ни было форме на депутата или его близких родственников с цельювоспрепятствовать исполнению депутатских обязанностей, влечет ответственность.Должностные лица государственных органов и общественных объединений, органовместного самоуправления, организаций, не выполняющие своих обязанностей переддепутатами, представляющие ему заведомо ложную информацию, нарушающие гарантиидепутатской деятельности, также подлежат ответственности.2
              Депутат как представитель народа в Парламенте долженпридерживаться норм нравственности. Регламент Парламента установил правиладепутатской этики, определяющие норм поведения, которыми они должныруководствоваться как при осуществлении депутатских полномочий, так и внеслужебное время. К правилам депутатской этики относятся следующие нормы:
         -  депутаты должны относиться друг к другу и всем другимлицам, участвующим в работе Палат Парламента, с уважением;
         -  депутаты не должны употреблять в своих выступленияхнеобоснованные обвинения, грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущербчести и достоинству депутатов и других лиц;
         -  депутаты не должны призывать к незаконным и насильственнымдействиям;
         -  депутаты не должны препятствовать нормальной работе ПалатПарламента, его координационным и рабочим органам  и т. д.
             Парламент осуществляет свою работу в сессионном порядке.Сессия состоит из совместных и раздельных Палат, бюро Палат, постоянныхкомитетов и совместных комиссий Палат. Первая сессия Парламента нового созывасозывается Президентом Республики не позднее тридцати дней со дня опубликованияитогов выборов и избрания не менее двух третей депутатов каждой из палат.Сессия Парламента открывается и закрывается на совместных заседаниях Сената иМажилиса.3
             Наиболее важные вопросы рассматриваются на совместныхзаседаниях Мажилиса и Сената, например, вопрос о внесении изменений идополнений в Конституцию. Такой вопрос предлагается только Президентом.Конституция должна быть стабильной и устойчивой, поэтому в нее нельзя частовносить изменения. На совместной заседании Палат Парламента принимаютсяконституционные законы, которые не вносят в изменений в Конституцию. При помощиконституционных законов определяются полномочия Парламента, Президента,Правительства, Конституционного Совета, а также судебных органов. При помощиконституционных законов устанавливается порядок проведения выборов в Парламент,Президента, местных представительных органов (маслихаты), а также референдума(всенародного голосования).1
             На совместном заседании Мажилис и Сенат рассматривается иутверждается республиканский бюджет, отчет правительства о его выполнении.Бюджет имеет важное значение для государства, народа, каждого человека. Ведь избюджета выделяются средства на содержание государственных школ, институтов,лечебных учреждений, зарплаты учителям, медикам, ученым, государственнымслужащим, на содержание армии и т. д. Поэтому депутаты как представители народадолжны строго контролировать,  как собираются доходы в бюджет, как и на чторасходуются народные деньги.
             На совместном заседании Мажилиса и Сената решают вопрос опередаче Президенту законодательных полномочий Парламента. Если Парламентрешит, что Президенту следует передавать законодательные полномочия, тогдаПрезидент будет иметь право сам принимать законы. Для того, чтобы Президент непревратился в законодательный орган, ему предоставляется право принятия законовна срок до одного года.2
            Мажилис и Сенат на совместном заседании решают и другиеважные вопросы.
            Теперь вкратце рассмотрим, чем занимаются Мажилис и Сенат вотдельности. К исключительному ведению Мажилиса относится:
1)  принятие к рассмотрению ирассмотрение проектов законов;
2)  подготовка предложений повозражениям Президента Республики Казахстан на законы, принятые ПарламентомРеспублики;
3)  избрание и освобождение отдолжности по представлению Президента Республики Председателя, заместителяПредседателя, секретаря и членов Центральной избирательной комиссии Республики;
4)  объявление очередных выборовпрезидента Республики;
5)  делегирование двух депутатов всостав Квалификационной коллегии юстиции;
6)  выдвижение обвинения противПрезидента Республики в совершении государственной измены.3
             К исключительному ведению Сената относится:
1)  избрание и освобождение отдолжности по представлению Президента Республики Казахстан ПредседателяВерховного Суда, председателей коллегии и судей Верховного Суда Республики,принятие их присяги;
2)  дача согласия на назначениеПрезидентом Республики Генерального Прокурора и Председателя Комитетанациональной  безопасности Республики;
3)  лишение неприкосновенностиГенерального Прокурора, Председателя и судей Верховного Суда Республики;
4)  досрочное прекращение полномочийместных представительных органов в соответствии с законодательством Республики;
5)  делегирование двух депутатов всостав Высшего Судебного Совета Республики Казахстан;
6)  рассмотрение возбужденногоМажилисом вопроса об отрешении от должности Президента республики и вынесениеего результатов на рассмотрение совместного заседания Палат.1
             Президент может не подписать закон, или, иначе говоря,наложить вето. Тогда Президент направляет закон в Парламент на новоерассмотрение с указанием на его недостатки. В этом случае Парламент вновьрассматривает закон и может учесть замечания Президента, после чего законпередается на подпись Президенту.
             Порядок принятия законов не простой. Это объясняется тем,что закон является нормативным актом, обладающим, после Конституции, высшейюридической силой. Закон не должен противоречить Конституции. В то же время вседругие нормативные акты не должны противоречить законам. Поэтому законыпринимаются по наиболее важным вопросам жизни общества, каждого человека. ВКонституции записано, что законы принимаются по вопросам прав и свобод граждан,собственности, налогообложения, организации и деятельности государственныхорганов, государственной и воинской службы, образования, здравоохранения,охраны окружающей среды, обеспечения обороны и безопасности государства и т.п.2
               Работа Парламента проводится на демократической основе.К подготовке проектов законов привлекаются специалисты – юристы, экономисты,социологи, инженеры, медики и другие. Для предварительного обсуждения вопросовМажилис и Сенат проводят парламентские слушания, на которые приглашаютсяученые, работники государственных органов, представители общественности, радио,телевидения, газет. По итогам парламентских слушаний принимаются рекомендациидепутатам.
             Мажилис и Сенат имеют право заслушивать отчеты членовправительства по вопросам их деятельности. Если член правительства плохоработает, не выполняет законы, то Мажилис или Сенат могут принять решения онедоверии  к нему, и обратиться  к Президенту  освободить его от должности илидаже привлечь его к уголовной ответственности.3
             Как сообщил Бурлаков, за период с 1 декабря 1999 года по 3января 2001 года Парламентом второго созыва принято 154 закона, в том числе напервой сессии – 83 закона, на второй – 71 закон. По годам:
в 1999 году (с 1 декабря) – 34 закона, в 2000 году – 119 законов, в2001 году – 1 закон. Из принятых законов 25 самостоятельных, 33 закона овнесении изменений и дополнений в действующее законодательство, 7 законов овведении в действие и об утративших силу. Ратифицировано 89 международныхдоговоров и соглашений.1
             Эти данные из газеты показывают о действительной работезаконодательного органа Республики Казахстан.
2. Исполнительная власть.
             Правительство является высшим органом исполнительнойвласти. Оно возглавляет систему центральных и местных  исполнительных органов,входят министерства, государственные комитеты, комитеты Республики, местныеадминистрации: областные, районные и городские.
             Правительство как высший орган исполнительной властинаделено широкими полномочиями, которые закреплены в Конституции и указеПрезидента, имеющим силу конституционного закона, «О правительстве РеспубликиКазахстан» от 18 декабря 1995 года.2
             В области экономики правительство разрабатывает основныенаправления государственной экономической политики, стратегические меры по ееосуществлению; разрабатывает экономические программы, республиканский бюджет исоставляет отчет о его исполнении, обеспечивает его исполнение; разрабатывает иосуществляет меры по укреплению финансовой системы Республики и т.д.
             В области социальной правительство определяет систему иусловия оплаты труда, социальной защищенности граждан, государственногосоциального обеспечения и социального страхования; обеспечивает решениевопросов социального развития регионов; содействует решению проблем молодежи,физической культуры и спорта, туризма, социально партнерства.
             Правительство обеспечивает осуществление правовой реформы,защиту прав и свобод граждан.
             В области науки, техники, образования и культурыправительство разрабатывает и реализует планы научно-технического развития;определяет и реализует государственную политику по развитию науки, техники,культуры, образования, внедрению новых технологий.
             В области административно-политического управленияобразует и упраздняет консультативно-совещательные органы, руководитдеятельностью министерств, государственных комитетов, центральныхисполнительных органов, не входящих в правительство, контролирует исполнениеими законов, актов Президента и правительства, назначает на должность иосвобождает заместителей министров; осуществляет руководство деятельностьюместных исполнительных органов по вопросам государственного управления,контролирует исполнение ими законов.
             В области укрепления законности и правопорядкаправительство обеспечивает осуществление правовой реформы; разрабатывает иреализует меры по охране и защите прав и свобод граждан, обеспечению законностии правопорядка, безопасности и обороноспособности республики, территориальнойцелостности и охраны государственных границ.1
             В области внешней политики правительство принимает решенияо проведении переговоров и подписании межправительственных соглашений;обеспечивает развитие взаимоотношений республики с иностранными государствами,международными и региональными организациями; разрабатывает меры по реализациивнешнеэкономической политики; принимает меры по развитию внешней торговли;осуществляет сотрудничество и взаимодействие с международными финансовымиорганизациями.2
             Правительство Республики Казахстан, во-первых, участвует взаконотворческом процессе, осуществляемом Парламентом и Президентом; во-вторых,принимает решения в рамках своей компетенции; в-третьих, контролируетдеятельность министерств и ведомств; в-четвертых, контролирует деятельностьместных органов исполнительной власти.
             Правительство обладает правом законодательной инициативы.Оно вправе по всем вопросам, входящим в его компетенцию, разрабатыватьзаконопроекты  и вносить их на рассмотрение Мажилиса.3
             Законопроекты, вносимые правительством в Парламент,подлежат обязательному обсуждению на заседание правительства. Обсуждениезаконопроекта проводится при обязательном участии разработчиков документа,экспертов. По результатам рассмотрения законопроекта принимается решениеправительства, которым проект закона может быть направлена Мажилис Парламента.
             Правительство не только самостоятельно вноситзаконопроекты в Мажилис, но и выполняет также поручения Президента о внесениизаконопроекта в Мажилис Парламента.
             Правительство возглавляет Премьер-министр, полномочиякоторого закреплены в Конституции и в Указе Президента о правительстве.Премьер-министр имеет следующие полномочия:
      -  организует работу правительства и распределяет функциональныеобязанности между своими заместителями и членами правительства;     
      -  представляет правительство или поручает представительствоправительства в отношениях с Президентом, Парламентом, Конституционным Советом,Верховным судом, Генеральной прокуратурой, другими государственнымиорганами;   
      -  представляет правительство или поручает представительствоправительства                                        
 в международных отношениях и подписывает межправительственные договорыи соглашения;
      -  вносит Президенту Республики предложения: о структуре исоставе правительства;
      -  об образовании, реорганизации и упразднении министерств,государственных комитетов и центральных исполнительных органов, не входящих всостав правительства; 
      -  докладывает Президенту об основных направлениях деятельностиправительства и о всех его важнейших решениях; 
      -  заслушивает отчеты членов правительства, руководителейцентральных и местных исполнительных органов.1
             Премьер-министр выполняет и другие полномочия, возложенныена него законами.
             Министры, председатели государственных комитетов являютсячленами правительства. Они осуществляют руководство соответствующимиминистерствами и государственными комитетами, несут ответственность засостояние дела отраслях (сферах) государственного управления, находящихся введении соответствующих министерств и государственных комитетов. Вместе с темчлены правительства коллегиально ответственны за решение, принимаемыеправительством, даже если они не голосовали за их принятие, но не заявили незамедлительноо своем несогласии.2
             Возглавляя систему исполнительных органов РеспубликиКазахстан, правительство вступает в отношения с другими ветвями государственнойвласти.
             Правительство образуется Президентом, который утверждаетструктуру и состав правительства. Члены правительства приносят присягу народу иПрезиденту Казахстана. Правительство во всей своей деятельности ответственноперед Президентом республики.  Оно регулярно информирует Президента овыполнении своей программы, поручений Президента и других направлениях своейдеятельности. Правительство организует исполнение актов Президента иосуществляет контроль за их исполнением министерствами, государственнымикомитетами, иными центральными, а также и местными  исполнительными органами.Правительство выполняет поручение Президента о внесении законопроекта в МажилисПарламента.3
             Отношения правительства с Парламентом. Правительствообладает правом законодательной инициативы. Это право реализуетсяправительством только в Мажилисе Парламента, то есть правительство вноситзаконопроект в Мажилис путем издания соответствующего постановления.Правительство свою работу строит исходя из конституционных и обычных законов,которые принимаются Парламентом. Поэтому правительство должно исполнять нетолько Конституцию, но и законы, контролировать исполнение законовминистерствами, государственными комитетами и другими центральнымиисполнительными органами. Правительство ежегодно составляет республиканскийбюджет, представляет его на утверждение Парламента.
             Отношения правительства с министерствами, государственнымикомитетами и иными органами. Правительство Республики осуществляет руководстводеятельностью министерств, государственных комитетов и центральных исполнительныхорганов, не входящих в состав правительства. Оно контролирует исполнениеуказанными органами законов, актов Президента и самого представительства.Правительство утверждает положения о министерствах, государственных комитетах ицентральных органах, не входящих в правительство, их структуру, размерассигнований из республиканского бюджета на содержание их центрального аппаратаи местных органов. Исключением является инвестиционный комитет, который невходит в правительство. Его статус определяется не правительством, аПарламентом путем принятия закона. Такое исключение объясняется особымзначением инвестиций в возрождении экономики и сосредоточении инвестиционныхсредств в руках одного органа.1
             Правительство отменяет либо приостанавливает полностью иличастично действие актов министерств, государственных комитетов, центральныхисполнительных органов, не входящих в состав правительства. Основанием длятаких действий, в частности, являются представления Генеральной прокуратуры онесоответствии решений исполнительных органов положениям Конституции, законам,актам Президента, правительства.2
               Кроме министерств, государственных комитетов,центральных исполнительных органов, не входящих в правительство, создаютсяреспубликанские органы, которые называются ведомствами. Правительство принимаетнормативные акты, определяющие сферу деятельности, полномочия иответственность  ведомств; определяет размер ассигнований из республиканскогобюджета на содержание ведомств; назначает на должность и освобождает отдолжности руководителей ведомств.3
              Определенные отношения правительства складываются сместными исполнительными органами: районными, городскими и областнымиадминистрациями. Правительство является высшим звеном исполнительной власти, ипоэтому отношения с местными исполнительными органами строятся по принципу«власть — подчинение». Правительство осуществляет руководство деятельностьюместных исполнительных органов по следующим вопросам:
     1.  государственного управления;        
     2.  исполнения местными органами законов, актов Президента иправительства;
     3.  заслушивания отчетов о деятельности местных исполнительныхорганов на заседании правительства;
     4.   отмены либо приостановления полностью или в части действияактов     местных  исполнительных органов и т.д.4
             В соответствии с Конституцией одним из полномочийправительства    является выработка мер по проведению внешней политикиреспублики.
             Правительство принимает решения о проведении переговорови     подписании международных договоров по вопросам, относящимся к еговедению.    Министры, председатели государственных комитетов, руководителииных      центральных исполнительных органов Республики Казахстан тоже имеютправо     принимать решения о проведении переговоров и подписаниимеждународных        договоров.  Такие договоры называются межведомственнымидоговорами.5
Судебная власть.
            Она является самостоятельной ветвью государственной власти,осуществляется от имени республики и только судом. Она создается для того,чтобы защищать права, свободы, законные интересы граждан, их объединений, праваи законные интересы государственных органов, организаций, обеспечиватьисполнение Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международныхдоговоров.1
             Итак, в соответствии с Конституцией Республики Казахстансуд защищает права, свободы и законные интересы граждан. Означает ли это, чтосуды не рассматривают дела, связанные с защитой прав, свобод и законных интересовне граждан Республики Казахстан – иностранных граждан, лиц без гражданства?Иностранцы и лица без гражданства пользуются в республике правами и свободами,а также несут ответственности, установленные для  граждан, если иное непредусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.2
             Суды защищают права и законные интересы государственныхорганов, которые могут нарушаться гражданами, иностранными гражданами, другимигосударственными органами, общественными объединениями. Так, Конституциязапрещает общественным объединениям вмешиваться в дела государственных органов.В случае  такого вмешательства государственные органы вправе защищать своиправа и интересы через суд.
             Конституция возлагает на суд обязанность обеспеченияисполнения её законов, иных нормативных правовых актов, международныхдоговоров. Суд в первую очередь должен обеспечивать исполнение Конституции. Этуобязанность суд выполняет различными способами. Одним из важных способовявляется непосредственное применение норм Конституции при рассмотренииконкретных уголовных, гражданских и иных дел. Отправляя правосудие, судыоценивают смысл норм действующего права, а именно смысл конституционных норм,законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Казахстана ив необходимых случаях применяют Конституцию Республики.
               Каждый гражданин имеет право на пользование роднымязыком. Это конституционное положение  обязывает суды по ходатайствуучаствующих в деле лиц обеспечить им право делать объяснения и показания,выступать в суде на родном языке.
               Судебная власть распространяется на все дела и споры,возникающие на основе Конституции, законов, иных нормативных правовых актов,международных договоров.3
               Это конституционное положение означает, какиенормативные правовые акты являются юридическим основанием для обращения в суд.На первом месте стоит Конституция, правовые нормы которой могут служитьюридическим основанием для обращения в суд за защитой нарушения прав, свобод изаконных интересов. Этим самым конституция однозначно указывает, что её нормыимеют силу прямого действия и могут применяться судами при рассмотренииконкретных дел. Судебная власть осуществляется посредством гражданского,уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства. К иным, вчастности, относится судопроизводство  по административным делам. Некоторыеадминистративные правонарушения рассматриваются судом. Решения, приговоры, иныепостановления судов, а также их законные распоряжения, требования, поручения идругие обращения обязательны к исполнению всеми государственными органами иорганизациями как государственными, так и негосударственными, должностнымилицами, гражданами, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Неисполнениерешений судов признается нарушением закона и проявлением неуважения к суду.Уголовный кодекс Республики Казахстан за уклонение должностного лицагосударственной или негосударственной организации от приведения в исполнениесудебного приговора или решения предусматривает уголовную ответственность.1
             Конституция запрещает учреждение специальных ичрезвычайных судов под каким бы то ни было названием. Но это не означает, чтоне могут быть учреждены специализированные суды. Указ президента, имеющий силуконституционного закона, «О судах и статусе судей в Республике Казахстан»допускает создание специализированных судов. Могут создаватьсяспециализированные суды по хозяйственным, налоговым, семейным,административным, трудовым делам, делам несовершеннолетних и т.д. Надоподчеркнуть, что правосудие осуществляется только судами в соответствии и наоснове законов. Никакой другой орган, должностное лицо не вправе брать на себяфункции суда. Самоуправство и самосуд также запрещаются законом. Только судьянаделен полномочиями осуществлять правосудие. Граждане, претендующие надолжность судей, должны иметь высшее юридическое образование и «безупречнуюрепутацию». Это требование морального характера, и оно вполне правильное. Ведьсудья не просто государственный служащий, выполняющий некую организационнуюработу. Он применяет закон к гражданам, органам и организациям, решая вопросы,касающиеся их состояния, судьбы. И при этом выступает от имени государства, ане отдельного государственного органа.2
                Судьи в Республике Казахстан независимы и несменяемы.Независимость и несменяемость судей выражается в следующих моментах. Приотправлении правосудия, то есть рассмотрении дел судьи независимы. Они должныподчиняться только положениям, нормам Конституции и закона. Никто не вправевмешиваться в осуществление правосудия и оказывать какое-либо воздействие насудью. Если подобные действия (вмешательство в дела судьи ) наблюдаются, товиновное лицо привлекается к юридической ответственности. Судья не обязандавать какие-либо объяснения по существу рассмотренных или находящихся впроизводстве дел. Ни одно должностное лицо не вправе требовать от судьиобъяснений по поводу того или иного решения или же давать указания.Деятельность судьи по осуществлению правосудия защищается и от вмешательствасредств массовой информации, которые не вправе оказывать давления на судью входе осуществления правосудия, предрешать в своих сообщениях результатысудебного разбирательства или иным способом воздействовать на суд до вступлениярешения или приговора в законную силу.3
                Конституция гарантирует неприкосновенность судей. Судьяне может быть арестован, подвергнут приводу, мерам административного взыскания,налагаемым в судебном порядке.  Судью нельзя привлекать к уголовнойответственности без согласия Президента. Председатель Верховного суда, судьиВерховного суда не могут быть привлечены  к уголовной ответственности безсогласия Сената Парламента. Судьи привлекаются к уголовной ответственности безсогласия Президента и сената в случае задержания на месте преступления илисовершения тяжких преступлений. Уголовное дело в отношении судьи может бытьвозбуждено только генеральным прокурором Республики.1
             При применении закона судья должен руководствоватьсяследующими принципами:
1)  Лицо считается невиновным всовершении преступления, пока его виновность не будет признана вступившим взаконную силу приговором суда;
2)  Никто не может быть подвергнутповторно уголовной или административной ответственности за одно и то жеправонарушение;
3)  Никому не может быть без егосогласия изменена подсудность, предусмотренная для него законом;
4)  В суде каждый имеет право бытьвыслушанным;
5)  Законы, устанавливающие илиусиливающие ответственность, возлагающие новые обязанности на граждан илиухудшающие их положение, обратной силы не имеют. Если после совершенияправонарушения ответственность за него законом отменена или смягчена,применяется новый закон;
6)  Обвиняемый не обязан доказыватьсвою невиновность;
7)  Никто на обязан давать показанияпротив самого себя, супруга (супруги) и близких родственников, круг которыхопределяется законом. Священнослужители не обязаны свидетельствовать противдоверившихся им на исповеди;
8)  Любые сомнения в виновности лицатолкуются в пользу обвиняемого;
9)  Не имеют юридической силыдоказательства, полученные незаконным способом. Никто не может быть осуждёнлишь на основе его собственного признания;
10)Применение уголовного закона по аналогии недопускается.2
             ВерховныйСуд Республики Казахстан является высшим судебным органом по гражданскимуголовным и иным делам, подсудным делам общей юрисдикции, осуществляет впредусмотренных законом процессуальных формах надзор за их деятельностью идает разъяснения по вопросам судебной практики.3
Заключение.
            Правовое  государство создается в процессе длительного исторического развития.Поэтому в Конституции Республики Казахстан записано, что страна встала на путьформирования правового государства.
            Первым показателем правового государства является верховенство закона, егогосподство в общественной жизни должны регулироваться посредством законов,Конституция ориентирует законодательный орган на это обстоятельство. Всоответствии с Конституцией Парламент Республики Казахстан «вправе издаватьзаконы, которые регулируют важнейшие общественные отношения, устанавливаютосновополагающие принципы и нормы, касающиеся правосубъектности физических июридических лиц, гражданских прав и свобод… основ организации и деятельностигосударственных органов и органов местного самоуправления, государственной ивоинской службы» и т.д.
            Другим важным  принципом правового государства является обязательность для всехгосударственных органов, должностных лиц требований законов. Законы исходят главнымобразом от государства, его органов. Следовательно, в первую очередь, самогосударство берет на себя обязательство соблюдать требования законов. Во всехслучаях реализация восходит к государству, либо они обеспечивают применениезаконов, либо они применяют меры воздействия на нарушителей и т.д.Следовательно, принимая законы, государство не только берет обязательствовыполнять требования законов, но и следит за всем ходом выполнения положенийзаконов всеми субъектами.
            Важным принципом правового государства является неуклонное соблюдение законовгражданами. Для этого необходимо знать законы, другие нормативные правовыеакты, устанавливающие права, свободы и обязанности граждан. Для того, чтобыобеспечить знание законов, Конституция предусматривает официальную публикациюзаконов, всех нормативных правовых актов, касающихся прав, свобод иобязанностей граждан. Печатание является обязательным условием их применения –это конституционное положение имеет большое значение  в правовом просвещении граждан,поскольку они имеют возможность знакомиться с нормативными правовыми актами,касающимися их прав, свобод и обязанностей
            Другим важным условием выполнения гражданами положений законов являетсяформирование их правосознания. Этому вопросу не удалялось должного внимания.Коренное изменение отношения государства к вопросам правового просвещениянаселения началось с постановления Президента Республики Казахстан от 21 июня1995 года «О мерах по осуществлению правового всеобщего обучения» в стране. Это– акт большого политического значения, в его основе лежит идея обеспеченияформирования правового государства. В нем предусматривается обучение правовым инравственным нормам с дошкольного возраста. Правовым обучением охватываютсяграждане всех возрастов и всех слоев, независимо от сферы обучения, работы ислужебного положения вплоть до министров. И законопослушные граждане, ибезупречно исполняющие законы государственные служащие, и нарушители законовформируются с детского возраста.
Список использованнойлитературы.
1.   Конституция Республики Казахстан. Алматы «Жетiжаргы» 1998.
2.   Дюги Л. «Общество, личность и государство». СПб. 1901.
3.   Емельянов С.А. «Право: определение понятия». М. 1992.
4.   Конституционное право Республики Казахстан. Сагиндыкова А.Н. 
      Алматы   «Бiлiм» 1999.
5.   Нерсесянц В.С. «Право и закон». М. 1983.
6.   Основы государства и права Казахстана. Сапаргалиев Г. Алматы 
      «Атамура»  1998.
7.   Общая теория государства и права. М.Н.Марченко. М. Т-1. «Зерцало»
      1998.
8.   Четвернин В.А. «Демократическое конституционное государство:
      введение в теорию».
9.   Большой экономический словарь. // Под редакцией А.Н. Азриляна. М.
      «Институт новой экономики» 1998.
10.  Словарь русского языка. // Под редакцией А.П.Евгеньевой. Т-4. М.1986.
11.  Тумба, №4 (315). 25 января 2001. // «Перспективу определяютзаконы».
12.  Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу
       Конституционного закона, «О Парламенте Республики Казахстан и   
       статусе его депутатов». 16 октября 1995 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Приватизация государственной собственности в Республике Беларусь
Реферат Бомбардировка Герники
Реферат Приватизация и ее способы. Особенности приватизации в России
Реферат Избирательный процесс и проблемы реализации избирательных прав граждан
Реферат Корейская коммунистическая партия
Реферат Организация, содержание и методика текущего анализа хозяйственной деятельности
Реферат Классификация средств и методов стимулирования и реализации продукции формы краткосрочного стимулирования
Реферат Гоацин
Реферат Алмазные пленки
Реферат Тимур и Золотая Орда
Реферат Применение информационных баз в оценке бизнеса
Реферат South Africa Is Diverse In Culture But
Реферат Хлестаков - главный герой комедии Ревизор
Реферат Финляндская партия активного сопротивления
Реферат Політичні відносини між Іспанією та Латинською Америкою наприкінці 70-х - початку 80-х р ХХ ст