Реферат по предмету "Политология, Политистория"


Смена политических элит в России в 80-90-е гг. XXв.

Московский Авиационный институт
(технический университет)
 
КАФЕДРАПОЛИТОЛОГИИ
Реферат
«Смена политических элит вРоссии в 80-е — 90-е годы»
выполнил: студент гр.04-417
Левин О.А.
проверила: СухареваЭ.О.
МОСКВА 1997
Содержание
 TOC o «1-3» Теориякругооборота элит… GOTOBUTTON _Toc387856870   PAGEREF_Toc387856870 1
Старая советская номенклатура и ее распад… GOTOBUTTON _Toc387856872   PAGEREF_Toc387856872 1
Этапы трансформации старой элиты.… GOTOBUTTON _Toc387856873   PAGEREF_Toc387856873 1
Новая российская элита… GOTOBUTTON _Toc387856874   PAGEREF_Toc387856874 1
Социологический портрет элиты… GOTOBUTTON _Toc387856875   PAGEREF_Toc387856875 1
Произошла ли смена элит?… GOTOBUTTON _Toc387856876   PAGEREF_Toc387856876 1
Заключение… GOTOBUTTON _Toc387856877   PAGEREF_Toc387856877 1


Теория кругооборота элит
                Болееста лет тому назад итальянский социолог и экономист В.Парето сформулировал теорию кругооборота элит, объясняющую,по его мнению, социальную динамику. Неизбежность деления общества науправляющую элиту и управляемые массы Парето выводил из неравенстваиндивидуальных способностей разных людей. Социальная система стремиться кравновесию и при выводе ее из равновесия, она рано или поздно к этомуравновесию вернется. Этот процесс образует социальный цикл, течение которогозависит главным образом от циркуляции элит. Они «возникают в низших слояхобщества и в ходе борьбы поднимаются в высшие, там расцветают и в конце концоввырождаются и исчезают… Этот кругооборот является универсальным закономистории».[1]Качества, обеспечивающие элитегосподство, меняются в ходе цикла социального развития, и, как следствие,меняются типы элит. История оказывается кладбищем аристократии.
                ПоПарето, существует два главных типа элит сменяющих друг друга. Первый тип — «львы»; для них характерен крайний консерватизм, силовые методы управления.Второй тип — «лисы»: мастера демагогии, обмана, политических комбинаций.Стабильная политическая система характеризуется преобладанием «львов».Неустойчивая политическая система требует элиты прагматически мыслящих,энергичных деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элитыдругой — результат того, что каждый тип элит обладает определеннымипреимуществами, которые с течением времени перестают соответствоватьпотребностям руководства обществом. Таким образом, сохранение равновесиясоциальной системы требует постоянства процесса замены одной элиты на другую,по мере повторения политических ситуаций.
                Общество,в котором преобладает элита «львов»-ретроградов, застойно. Элита «лис»динамична. Механизм социального равновесия функционирует исправно, когдаобеспечивается пропорциональный приток в элиту людей первой и второйориентаций. Прекращение циркуляции влечет за собой вырождение правящей элиты,революционную ломку системы, выделение новой элиты с преобладанием «лис»,которые со временем  перерождаются во«львов». Моска, развивая идеи Парето, полагал, что все это — при условиипреобладания консервативной стабилизационной тенденции, сохраненияпреемственности обновления элиты за счет лучших представителей из масс.
                Паретоподразделял элиты на правящую и не правящую (контрэлиту). Революция с его точкизрения — это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой,которая маскируется тем, что говорит, якобы от имени народа, вводы взаблуждение непосвященных («Революция никогда не помогала скинуть бревнотирании; максимум, что они могут — это переложить это бревно с одного плеча надругое»,- сказал Джордж Бернард Шоу). Революция — это не более чем смена элит:старая одряхлела и более не способна к управлению, в обществе возникает новаяпотенциальная элита, которой для утверждения в качестве правящей необходимоналичие поддержки народных масс, движимых недовольством существующимипорядками. С их помощью потенциальная элита пробивает дыру в ветхом заборе,ограждающем прошлые порядки. Массы обычно остаются в дураках, новая элитазагоняет их «в стойло» и порой гнет становится еще хуже. Именно в таком ключемногие интерпретируют Октябрьскую революцию.
                Уконцепций классиков элитизма есть и минусы. Если полностью принять их схему, тополностью теряет смысл понятие прогресса, невозможно объяснить один из самыхзначимых законов общественного развития — рост роли народных масс в истории.Критики отмечают и частные недостатки. Т.Баттомор отмечает, что из работ Паретоне ясно, относится ли понятие «циркуляция элит» к процессу динамики неэлит вэлиты или к замене одной элиты другой.
                Истиннали теория Парето? Подтверждается ли она историческими фактами? Однозначногоответа на этот вопрос не существует. Ответ будет отрицательным, если трактоватьее в том смысле (к чему склонялся Парето), что политическая история — следствиесмены элит, что она определяется элитами. Но в этой теории есть и большая доляистины, если трактовать ее более широко, как подчеркивание особой ролиполитической элиты в историческом процессе. При этом имеется в виду, что сменаэлит является результатом исторического процесса, а не наоборот.

Старая советскаяноменклатура и ее распад
Чтобы понять, как измениласьэлита в постсоветский период, необходимо вспомнить, какой она была раньше
                Засемьдесят лет в нашей стране был создан слой заинтересованных в сохранениитоталитарной системы, обладавший многочисленными привилегиями. Этот слойформировался большей частью не из рабочих, а, скорее, из маргиналов (в т.ч. изинтеллигенции, утратившей свои характерные черты и превратившейся влюмпен-интеллегенцию). Чаще всего это авторитарные личности, готовыеконформистски принимать любую установку и неукоснительно проводить «генеральнуюлинию». Этот слой часто называют классом. Три из четырех классообразующихпризнаков налицо:
?      
?      
?      
                Сомнениявызывает важнейший по мнению В.И.Ленина признак: отношение к средствампроизводства.
                Можновыделить четыре поколения советской элиты. Для первого поколения, такназываемой, «ленинской гвардии» была приоритетной идея мировой революции. Длявторого и третьего поколений приоритетной была перевоплощенная имперская идея:усиление и расширение государства, превращение его в сверхдержаву.Представители второго поколения — сталинисты — были дисциплинированнымиисполнителями воли Сталина. Третьепоколение — элита бюрократии и партийных функционеров, лидерами которой былиН.С.Хрущев и особенно Л.И.Брежнев. Наконец, четвертое и последнее поколениесоветской элиты было весьма неоднородным, хотя тон в нем задавали реформаторыво главе с М.С.Горбачевым, стремившиеся модернизировать застойнуюсоциально-политическую систему.
Советскаяноменклатурная элита имела четкие формы, обусловленные ее институциональнымхарактером. Списки ключевых должностей составлялись в ЦК КПСС, назначения наэти посты производились только после согласования кандидатуры с руководящимипартийными органами. В высшую номенклатуру входили лица, занимавшие посты,назначения на которые подлежали утверждению в Политбюро, они и составляли элитуобщества. Несмотря на различный характер должностей, входивших в высшуюноменклатуру, советская элита была монолитной по своему характеру. В целом онаможет быть названа партийно-государственной. Ее монополия была обусловлена тем,что все ее члены были коммунистами и проходили утверждение на свои посты ввысших партийных инстанциях. Они обязаны были исповедовать марксизм-ленинизм.
Получитьпредставление о структуре советской элиты можно проанализировав состав членовЦК КПСС. В нем постоянно были следующие группы:
?     
?     
?     
?     
?     
?     
?     
руководителимолодежных, творческих, профессиональных союзов.
Рисунок  SEQ Рисунок * ARABIC 1
Иерархическаяструктура советской элиты.
?     
В бывшем СССР корпус элитырекрутировался из партийных функционеров, верхушки военных, хозяйственныхруководителей, комсомольской бюрократии, деятелей культуры и науки. Дляпридания видимости широкого социального представительства, формально в составЦК и Верховного Совета входили рабочие, колхозники, инженеры, ученые. Этагруппа «простых советских людей» всегда носила декоративный характер. Советскаяноменклатура имела жесткую иерархию. Все номенклатурные должности еще во временаСталина были поделены на определенное число рангов (см рис. 1). Иерархическийпринцип заключался в том, что человек должен был последовательно продвигатьсяпо служебной лестнице со ступеньки на ступеньку.
                Всоветской элите существовали механизмы ограничивавшие семейственность. Понеписаным правилам дети крупных чиновников не наследовали посты, которыезанимали их отцы. Для «элитных» детей были созданы специальные профессиональные«ниши», в основном связанные с работой за рубежом. Из-за определенных ограниченийсамовоспроизводства, номенклатура пополнялась в значительной степени за счетвыходцев из различных слоев общества: интелегенции, рабочего класса и крестьян.Анализ биографий членов ЦК показывает, как мало в его составе было выходцев изМосквы, почти отсутствовали выходцы из номенклатурных или околономенклатурныхслоев.
                Откандидатов на высокие посты номенклатура требовала опыта работы в разныхрегионах страны. Традиционная карьера номенклатурщика выглядела так: учеба вМоскве; работа в советских, комсомольских, хозяйственных или партийных  органах какого-нибудь региона; вызов в Москвуи работа один-два года в ЦК КПСС; возвращение в провинцию на более высокую должность (как правило, первымсекретарем обкома КПСС). Это было незыблемым принципом «кадровой закалки».
                Однимиз принципов номенклатурной карьеры было изменение сферы деятельности. Вбрежневский период сложилось несколько типов номенклатурной карьеры:партийно-хозяйственная, партийно-дипломатическая, советско-партийная. ОрготделЦК перебрасывал человека не только в пространстве, но и из одной управленческойсферы в другую. Наиболее типичной была карьера с переходом с комсомольскойработы на партийную, с партийной на советскую и обратно, с хозяйственной напартийную и обратно. Конечно, бывали случаи и «чистых» карьер, чаше всего ухозяйственников. В этом случае человек «рос» на заводе до директора, переходилв министерство и «рос» до министра.
                Существовалаобширная и разветвленная система привилегий для членов номенклатуры.Существование этой системы было обусловлено состоянием советской экономики«дефицита»
Этапы трансформациистарой элиты.
                Приходк власти Горбачева ознаменовал начало перестройки не только страны, но иноменклатурной системы. Горбачев уже в первые годы своего правления нарушилнезыблемые до него законы функционирования советской элиты. Он устроил кадровую«мясорубку». И прежние генсеки приходя к власти начинали с кадровыхперестановок, дабы сколотить вокруг себя команду преданных людей. Такиеперестановки проходили, как правило, в первые три года после прихода новогоГенерального секретаря, после чего заметных кадровых перестановок больше непроисходило, и новая команда работала почти в неизменном составе в течениепоследующих лет. При Горбачеве это правило было нарушено. Ни через три года, ничерез пять лет он не прекратил поиски нужных людей. Замены на самом верхупроисходили постоянно. Этими кадровыми маневрами были ослаблены позицииподавляющего большинства могущественных ранее людей. Беспрецедентным вотношении чистки элиты стал 1989 год, когда на апрельском пленуме ЦК КПСС былиотправлены в отставку 74 члена и 24 кандидата в члены ЦК КПСС. Были проведеныдемократические выборы народных депутатов, в результате которых многиеруководители не были включены в состав так называемой «партийной сотки» (отКПСС, как от общественной организации, было выбрано сто депутатов) и быливынуждены баллотироваться в территориальных округах.
                Оподтачивании номенклатурной системы свидетельствовало и снижение активностиПолитбюро и Секретариата ЦК. Начиная с 1988 года заседания Политбюропроводились все реже и реже (1985 год — 22; 1986 — 40; 1987 — 38; 1988 — 33;1989 — 22; 1990 — 9). На фоне постоянного обновления кадрового состава,снижение активности КПСС привело к тому, что престиж высшего партийногоруководство сильно упал. В 1987 году Горбачев ликвидировал экономические ипромышленные отделы в партийных органах. Это означало резкое ослабление позицийКПСС в контроле за экономикой, но иного механизма предложено не было.
                В1986-88 гг. изменения в партийном руководстве происходили на фоне передачипартией ряда властных полномочий Советам. В январе 1987 года впервые быловыдвинуто предложение изменить избирательную систему, увеличить числокандидатур на одно депутатское место. На 19 партийной конференции был сделанвывод о том, что процессы демократизации в центре и на местах развиваетсямедленно, и что если не осуществить глубокие реформы политической системызадачи перестройки не будут выполнены. К числу основных элементов такой реформыбыли отнесены: изменения избирательной системы; реорганизация структуры властии управления; обновление законодательства. Июньский 1988 года пленум ЦК КПССпринял решение о перестройке партийного аппарата (сокращение числа отделов иработающего персонала)
                Главнымитогом 1989-90 гг. — переход центра власти от ЦК КПСС к Съезду народныхдепутатов и Верховного Совета, отмена законодательного закрепления руководящейроли КПСС, введение института президентства, выборы в республиканские и местныесоветы, зарождение новых партий, ставящих одной из главных своих целейотстранение КПСС от реальной политической власти.
                Сначалом функционирования новой государственной структуры — Съезда народныхдепутатов — Политбюро ЦК КПСС перестает быть сосредоточием власти в стране.Появляется новая элита, пока еще во многом совпадающая с партийной, выросшей изее недр, но уже не тождественная ей. Политическая реформа, осуществлявшаясяМ.С.Горбачевым и его сторонниками не только привела к значительному сокращениюобъема власти КПСС, но означала, по сути, крах номенклатуры. Выборы, ставшиеальтернативой номенклатурного назначения, вывели на политическую арену новыхлидеров не по отлаженным карьерным лабиринтам, а благодаря их личным качествам.
                Однако,постепенное повышение роли верховного совета и снижение роли КПСС не былопущено на самотек. Важнейшие посты в Верховном совете заняли члены КПСС:заместителем, а затем и председателем Президиума Верховного совета сталА.И.Лукьянов — кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС; председателями палат Верховногосовета стали Р.Н.Нишанов — бывший Первый секретарь ЦК Коммунистической партииУзбекистана -, кандидаты в члены Политбюро ЦК КПСС Е.И.Примаков и И.Д.Лаптев.
                Вэтот же период Горбачев делает первые попытки вернуть утраченный ЦК КПССконтроль за экономикой. Начинается создание «альтернативной» — Е.К.Лигачевназывал ее «комсомольской» — экономики. В 1987 году был создан Центрнаучно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ) — первую коммерческую структурув нашей стране. ЦНТТМ занимался тем, чем тогда не мог заниматься никто:обналичиванием денег за 30% (5% шли непосредственно в казну партии).
                Быласоздана новая система привилегий. Если раньше привилегии носили, в основном,«вещевой» характер и выражались в предоставлении части государственногоимущества в личное пользование, в денежных выплатах и т.п., то теперьпривилегии стали носить «деятельностный» характер. Номенклатуре разрешалосьделать то, что другим было запрещено, и извлекать из этого прибыль. Вотнекоторые из этих привилегий: создание совместных предприятий (первоесовместное предприятие «Диалог» было создано при патронаже ЦК КПСС), свободноеобналичивание денег (создание вышеупомянутого ЦНТТМ), льготные кредиты(коммерческие структуры, созданные при участии компартии, могли получать кредитына большой срок под низкие проценты), проведение операций с недвижимостью(беспрепятственно их могли проводить только фирмы, связанные с номенклатурой;государственная собственность продавалась этим фирмам по заниженным ценам),привилегии в экспортно-импортных операциях, приватизация государствомгосударства (выражалась в том, что чиновники приватизировали, пользуясьгосударственной властью, те государственные структуры, которыми они управляли),приватизация банковской системы, приватизация рентабельных производств,приватизация распределительной системы.
Перестройка с самого начала быласориентирована н на ликвидацию тоталитаризма, а на его трансформацию. Но курсна демократизацию и гласность, лозунг перехода к рынку несли угрозутоталитарной элите, подрывали устои власти этой элиты. Этот слой существовалтолько для того, чтобы проводить «установки сверху» и мог только скрытопротивостоять перестройке, объявленной Генеральным секретарем. Противоречиеперестройки заключалось в том, что «революцию сверху» должна была проводить тасамая бюрократическая элита, которая всей душой ненавидела эти преобразования ибоялась их.

Новая российская элита
                Врезультате «перестройки» некогда монолитная советская элита разделилась на двалагеря: политическую элиту и экономическую элиту. С приходом к властиБ.Н.Ельцина начался этап цементирования новой элиты, пришедшей на смену старойпосле августа 1991 года и которую поспешили назвать демократической.
Ельцин, как правило, используеткадры, выдвинутые еще Горбачевым. Хотя приток новых людей наверх продолжается,можно утверждать, что революционный процесс трансформирования элиты завершился.Сложились структуры исполнительной власти — администрация Президента России иправительство -, функционирует Федеральное собрание, избранное демократическимпутем. Суд так и не успел сложиться в независимую ветвь власти.
                Центрвласти все больше смещался в сторону исполнительных органов. Начавшееся приГорбачеве «пересаживание» — массовый переход номенклатурных кадров из партийныхорганов в советские — теперь принесло свои плоды. На местном уровне повсеместношло формирование администраций за счет все того же источника — старойноменклатуры. Новая пирамида сласти нарастала над старой.
                Ельцинскоеруководство предприняло шаги по «закрытию» элиты. Первым шагом в этомнаправлении стало прекращение деятельности вышедшего из под контроля Верховногосовета Российской федерации. Следующий шаг — принятие новой Конституции, всоответствии с которой парламент состоит наполовину из региональных глав администраций(Совет Федерации), которые только недавно стали занимать свои посты победив навыборах, а раньше они назначались Президентом, и лидеров партий. Министры такжев 1993 году получили депутатские мандаты, усиливая присутствие исполнительныхорганов внутри представительской власти.
                Региональныевыборы — там, где они прошли в первом полугодии 1994 года — продемонстрировалипобеду «партии начальников»: среди избранных в местные органы власти 31%составили руководители региональных исполнительных органов, 21% — директорскийкорпус.
                Формальносохраняя две ветви власти, Ельцинское руководство стремится все сильнееконтролировать деятельность законодательных органов, наращивая там присутствиечиновников. Стихийная рекрутация «наверх» минимизируется. Постепенно власть вРоссии приобретает номенклатурные очертания. Об этом свидетельствует такжецеленаправленные попытки возродить советские традиции подбора и расстановкикадров. Утверждена «табель о рангах», то есть система рангов и тарифных ставокдля государственных чиновников. Циркуляция кадров теперь такова: на самой верхушке пирамиды — высшиеруководители, которые на виражах политического процесса опускаются вниз. На ихместо поднимается второй, а затем и третий слой старой номенклатуры. В отличиеот советских времен, уход с вершины властной пирамиды еще не означаетполитическую смерть. Бывшее первое лицо довольно быстро встраивается в новуюструктуру с потерей 2-3 рангов. Интенсивность этого процесса в Центре и на местахразлична В центре, где политическая жизнь активнее, верхушка сменяется чаще, и,соответственно, все более низкие слои номенклатуры поднимаются наверх.
                НоваяРоссийская элита напоминает трехслойный пирог: сверху — политики, разделяющиесяна борющихся за власть группировки; далее — предприниматели, финансирующиеизбирательные кампании, лоббистские структуры, газеты, электронные средствамассовой информации; внизу — «маленькие армии», «частные силовые структуры»,исполняющие не только функции обеспечения безопасности, но и функции немогодавления силы.
                Многиезадаются вопросом: а можно ли новую элиту называть демократической? Не следуетотождествлять эпитеты «посттоталитарная» и «демократическая». Во-первых,политическая система, пришедшая на смену тоталитаризму не всегда будетдемократической, она может быть и авторитарной. Кроме того, на нынешнем этапеполитической эволюции нашего общества обнаруживается, что различия между старойи новой элитой не так уж велики. Это обстоятельство вполне объяснимо. И та идругая элиты состоят из людей, воспитанных в условиях тоталитаризма, которыйпорождал определенную ментальность, привычки и стереотипы поведения. А изсоперничества этих элит еще не вытекает их полная противоположность: поройблизкие элиты конкурируют друг с другом особенно ожесточенно.
Многие политологи считают, чтодля воспитания подлинно демократической элиты понадобятся многие годы.Политическая культура не только старой, но и в определенной мере новой элитыотражает уровень политической культуры тоталитарного общества, в котором политическаяапатия людей легко переходит в политический экстремизм. Польский политологС.Вильнович отмечает, что демократии в обществе ровно столько, сколькодемократической культуры. А ее увеличение — очень длительный процесс. Он пойдетнормально, если его участники признают себя лишь учениками в деле демократии ине будут считать себя демократами только потому, что они боролись стоталитаризмом.
                Известно,что в демократических (или хотя бы нетоталитарных) странах формированиеконтрэлиты происходит в недрах старой социально-политической структуры в средеоппозиции. Ситуация в России и других странах СНГ в этом смысле оченьспецифична. В условиях тоталитаризма указанный процесс деформировался,затормаживался и интенсифицировался лишь в конце восьмидесятых годов. Новаяэлита частично формировалась в недрах КПСС, частично из лидеров неформальныхдвижений. Новая элита в отличие от старой, неоднородна с точки зрения какполитического происхождения, так и профессиональных качеств, идеологическихориентаций.
Старая  элита была закрытой элитой, элитой кабинетныхинтриг, не умеющей общаться с рядовыми гражданами. Посттоталитарная элитавыдвинута в значительной степени «снизу». Однако, после того как она пришла квласти, быстро обнаружилось, что качества, которые необходимы правящей элите,сильно отличаются от качеств, необходимых оппозиционерам. От новой элитытребуется не столько выступать на митингах, сколько каждодневно иквалифицированно управлять обществом. Новая элита оказалась в большинствеслучаев не готова к этой роли. Пока новая элита вызывает в народе лишьразочарование. Дело вовсе не в профессионализме (он — дело наживное), простоновая элита в своем большинстве не выдержала испытания властью.
Тут возникает деликатный вопрос:а возможна ли элита без институциональных привилегий, и если это возможно, тобудет ли «дешевая» элита оптимальной? Ведь отсутствие всяких привилегий вусловиях напряженной работы может помешать сформировать элиту из действительнолучших, талантливых управленцев (иначе они уйдут в бизнес или в другиеструктуры). Высокие посты могут потерять для них привлекательность. Не наивноли рассчитывать на то, что элита будет состоять целиком из подвижников,идеалистов, думающих лишь о том, чтобы бескорыстно служить народу. Тутсталкиваются леворадикальная и консервативная точки зрения.
Сторонники первой точки зренияисходят из того, что если элита будет обладать привилегиями, то она будетдумать не об интересах народа, а о защите этих самых привилегий и с течениемвремени превратятся в группу, противостоящую народным массам. Носителиконсервативных умонастроений возражают, досадливо отмахиваясь от «назойливых»требований элитаристов. Зачем говорить только о привилегиях элиты? Подумайтесначала об ее огромной ответственности. Ведь если ее представители будут думатьо хлебе насущном, то они с неизбежностью будут хуже управлять обществом. Врезультате общество только потеряет.
                Ктоправ в этом споре? Многие полагают, что решение этой дилеммы — нахождениеоптимума, «золотой середины», а точнее — нахождение той тонкой грани, когданеобходимые для выполнения политических и иных функций права (пусть это будутдаже привилегии) не перерастали бы в злоупотребления, чтобы элита непревратилась в группу, эксплуатирующую общество.

Социологический портрет элиты
Высшее
 руководство
Партийная элита
Парламентск-ая элита
Правительст-во
Региона-льная элита
Бизнес-элита
В
целом
При Брежневе
61,8
59,1
41,9
61
59
нет
56,6
При Горбачеве
54,0
54,9
44
56,2
52
нет
52,2
При Ельцине
53,1
нет данных
46,5
52
49
42,1
 48,5
Таблица  SEQ Таблица * ARABIC 1
Средний возрастэлиты.
                Изтаблицы 1 видно, как помолодела элита за последние 10-15 лет. При Горбачевепроизошло выравнивание возрастов по элитным группам. Традиционныепартийно-государственные структуры помолодели. А вот относительнодемократически избранный парламент наоборот постарел. Это явление можнообъяснить как следствие искусственного его омоложения в брежневский период.Прекращение квотирования по возрасту освободило высшую законодательную властьстраны как от комсомольцев, так и от квотируемых молодых рабочих и колхозников.Выборы в декабре 1993 года показали, что наиболее рациональный возраст длягосударственной работы — 46 лет.
Высшее
 руководство
Партийная элита
Парламентск-ая элита
Правительст-во
Региона-льная элита
Бизнес-элита
В
целом
При Брежневе
3,9
4,3
32,8
нет
8,2
При Горбачеве
5,7
8,4
8,4
нет
данных
нет
5,6
При Ельцине
2,3
8,6
11,2
2,9
4,2
Таблица  SEQ Таблица * ARABIC 2
Женщины в элите
(в процентах отчисленности группы по столбцу)
                Долясельчан в окружении Б.Н.Ельцина сократилась в пять раз. Даже среди региональныхруководителей — самой близкой к селу группы — доля выходцев из сельскоймес


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.