Реферат по предмету "Политология"


Этапы развития политических идей

/> 
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
пополитологии на
тему: «Этапы развития политических идей »

План
Введение
1. Политико-правовые идеи античности
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.
4. Политическая концепция марксизма
5. Политическая теория ХХ в.
Заключение
Словарь терминов
Список литературы

Введение
Первые представления овласти, государстве, политике относятся к глубокой древности. Они были однойиз ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованныеформы совместного существования людей в рамках общества. Эти представления былине политическими идеями в строгом смысле слова, а скорее мечтами об идеальномгосударстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении изаконопослушном поведении. Они органично переплетались с верованиями,традициями, обычаями. Однако среди мыслей и суждений древних философов ибогословов о государстве и власти были гениальные догадки, составившиефундамент современной политической науки и практики. Прошло немало веков,прежде чем ранние политические учения освободились от влияния религии, морали,философии и стали описывать не воображаемое идеальное государственноеустройство, а реальные политические процессы.
Целью работы сталорассмотрение различных этапов развития политических идей.
При написании работырешались следующие задачи:
— рассмотреть,охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Новоговремени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическаяконцепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

1.Политико-правовые идеи античности
Политология, как и всякаянаука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изученияистории политической мысли невозможен анализ современных политических процессови явлений.
Политическая мысльзародилась в глубокой древности в странах Древнего Востока, но наивысшегорасцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.
Важнейшими вопросамиполитической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как долженуправлять государством, каким должно быть устройство государства.
Политические идеи тоговремени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениямимыслителей.
Древнекитайский философ Конфуций(ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны егоучениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учениеконфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам,которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую ирегулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества ивласти: Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли »-это и традиция, и обряд, и ритуал, и обычай, и история, и древность.Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимсяв обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти,Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждаеттрадицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив дляустройства власти.
Конфуций, как известно, вделе претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавшихего теорию. Он отводил им роль наставников, следивших за соблюдением правителемпринципов « ли ».
Видное место в историиполитической мысли занимают взгляды Платона
( 427-397 гг. до н. э .), изложенные им в произведениях « Государство », «Законы ». ПредшественникиПлатона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисточеловеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливостьне является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон естьпродукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума
Подобные учения Платоннаходил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают людей кнеповиновению законам. Ведь люди могут договорится о чем угодно и тем самымнарушая незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникаютлишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относиттимократию,олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –это власть честолюбивцев.Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократияпревращается в олигархию — господство немногих богачей. При этой формеобщественного устройства существует как бы два государства: одно богатых,другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчиваетсяустановлением демократии- власти большинства. Демократическоегосударство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода дляотдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общегобеспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварныйиз его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию-наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, апостепенно разлагается. Все опять повторяется заново.
Чтобы разорвать этот порочныйкруг господства, своеволия Платон несовершенным формам государствапротивопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократовдуха» — мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платонвыделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий: философы-правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическимтрудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. Уподданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. ИдеяПлатона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства,относится к важнейшим политическим обобщениям.
В отличие от Платона, Аристотель(384-322 гг. до н.э.)делает попытку анализа реальных форм государственногоустройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал,что человек- «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивноестремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине,а от нее к государству-полису. Государство, как семья и община, выступаетформой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля,человек есть « животное государственное ».
Все формы государстваАристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильнымиявляются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. Кнеправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей,а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократиюили господство лучших иреспублику.
К неправильным тиранию,где имеется ввиду только польза правителя, олигархию, где правят богатыедля собственной выгоды и демократию, где властвуют бедные, имея ввидутолько самих себя.
Политический идеалАристотеля- государство, в котором только закон есть сила, а наиболееподходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственногостроя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

2.Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
В эпоху Возрождения вЗападной Европе значительную роль сыграл итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде ТитаЛивия» и других он высказывал оригинальные идеи, имеющие важное значение длярешения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху.
Политика, по Макиавелли,есть взаимоотношения различных социальных сил (слоев общества, групп людей,отдельных личностей ) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом,политика трактуется как общественное отношение между людьми. Тем самымуказывается на социальную природу политики истолкованию ее как проявленияисключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировалположение – основной вопрос политики есть вопрос о власти.
Макиавелли объясняетпроисхождение государства исходя из природы человека, притом не только из егоестественной, но и общественной природы.
Он выделяет три основныеформы государственного устройства и соответственно «три рода правительств»:«монархия, аристократия и народное правление».
Большое значениеМакиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Егоучение о республике почти целиком основано на осмыслении опыта существованияРимской республики и частично- греческой Афинской республики.
Ради укреплениягосударства Макиавелли считал возможным применять любые способы и призывалдействовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Со временем лживость,лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.
Видным представителемполитической мысли эпохи Возрождения был также французский мыслитель ЖанБоден (1530-1596).
Основной вклад Ж.Бодена вразвитие политической теории заключается в постановке и решении им проблемы государственногосуверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет» и всестороннеразработал теорию суверенитета. Под суверенитетом Боден понимал определенноесвойство государственной власти- ее верховный характер. Независимость, илисуверинитет, государственной власти трактовались Боденом в его труде «Шестькниг о республике» как независимость данного государства от других государств икак независимость в реальном осуществлении власти на своей территории.«Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики»,-писал
Ж. Боден в этой работе.При этом республика характеризовалась им как форма государства.
Государственный суверенитет,по Бодену, проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. Кним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключениямира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования,право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения весаи мер, право взимания налогов и пошлин. [1]
Данные права и полномочия«неотделимы от суверенной власти: они не могут быть ни уступлены, ни изъяты;никакая давность не может суверена этих полномочий лишить» [2]
Из всех формгосударственного устройства Боден предпочитал наследственную абсолютнуюмонархию и выступал как теоретик абсолютизма.
Началом Нового Временитрадиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделилаанглийское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которыесформулировали свои политические программы.
Сторонники короля (К.Салмазий, Р. Филмер и др.) отстаивали традиционные концепции происхождениямонархической власти. Близок был к роялистскому лагерю и Т. Гоббс (1588-1679 г.г.), однако его политические воззрения не вписываются в рамки традиционных подходов. В своем произведении«Левиафан» он раскрывает собственное понимание «естественного права» и«общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, быланеизбежна «война всех против всех», так как все люди созданы равными пофизическим и умственным способностям, а значит — равными в своих нравах, но всеони от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы. Страх смерти, инстинктсамосохранения и естественный разум приводят людей к необходимости заключения«общественного договора», они создают государство, добровольно отказываясь отсвоих естественных прав в той мере, в какой это требуют интересы мира исамозащиты. Гоббс формулирует ряд законов человеческого общежития, но отмечает,что ничто, кроме силы государства, не может заставить людей подчиниться этим законам.Абсолютная власть государства превращает эти законы в гражданские. Государстводолжно гарантировать людям свободу, т. е. право делать все, что не запрещеногражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа,провозглашает Гоббс, но не предусматривает никаких институциональных гарантий,уповая на «добрую волю». Если правитель действует вопреки естественным законам,то народ имеет право восстать против него.
После переворота 1688 г., навсегда покончившим с абсолютизмом в Англии, выходит труд Джона Локка (1632-1704) «Дватрактата о государственном правлении», в котором отражено новое пониманиеестественного права и общественного договора. В естественном состоянии, считаетЛокк, люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров междуними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своихправ люди договорились образовать государство, точно определив тот объемполномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь,владение имуществом, свободу и равенство. Локк всесторонне обосновывает принципверховенства закона. Властные полномочия, считает он, должны быть четкоразделены: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная- монарху и кабинету министров. Суверенитет народа, продолжает Локк, вышесуверенитета государства, значит народ имеет право на восстание с целью вернутьгосударство на путь закона.
На рубеже XVII-XVIII вв.в Европе возникает явление, которое принято называть Просвещением. Вполитической мысли это общекультурное движение отразилось в виде концепций«просвещенного абсолютизма». Немецкое Просвещение было представлено работами С.Пуфендорфа, X. Томазия, X. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянскогоПросвещения Дж. Вико считается родоначальником современной социологии. Онприменил в своих трудах детерминистскую и историко-сравнительную методологии.
Не обошло это течение иРоссию, где при Петре 1 завершилось преобразование сословно-представительноймонархии в абсолютную. Сам Петр неоднократно в официальных документах объявлялобщее благо главной целью самодержавной власти. Идеолог петровских реформ Ф.Прокопович (1681-1736) обосновывал эту идею с помощью концепций «естественногоправа» и «общественного договора». В этом же направлении развивалась мысль В.Н. Татищева (1686-1750) — автора первой «Истории Российской».
XVIII век ознаменован бурным развитиемполитической жизни во Франции. Французские просветители (Вольтер, Дидро,Монтескье и др.) предлагали установить равенство всех перед законом,верховенство закона, народный суверенитет, основываясь на методологиирационализма. Ш. Л. Монтескье (1689-1755) называют основоположником«географической школы» в политической науке. В работе «О духе законов» онпопытался исследовать, какие факторы определяют форму государства в различныхстранах. К таким факторам он относил прежде всего климат, рельеф местности,размер территории географическое расположение. Ш. Л. Монтескье высказал мысль обольшом значении социально-экономических факторов и культурных традиций, придалокончательный вид концепции разделения властей, показав необходимостьсамостоятельности судебной власти. Идеалом для него была конституционнаямонархия.
Возникают в этот период ирадикально-революционные концепции. К ним следует отнести прежде всего идеиЖан-Жака Руссо (1712-1778). Последовательный республиканец и демократ Руссоисходил из приоритета принципа народного суверенитета. Догосударственноесостояние людей он называет «золотым веком», так как в этот период не былоглавных зол — частной собственности и неравенства. Возникновение этих явленийон считал ошибкой людей и именно с их появлением связывал происхождениегосударства. Руссо первым четко разграничил гражданское общество и государство.Необходимо такое государство, утверждает он, в котором люди не теряли бы своихестественных прав и сохраняли свободу. Суверенитет народа неотчуждаем,принадлежит только ему, к поэтому Руссо отрицательно относится к народномупредставительству, доказывая необходимость прямого народоправства.
В конце XVIII в.сложились условия для практической реализации идей французских политическихмыслителей. Американская война за независимость стала первой такой попыткой.Политическая идеология этого революционного процесса изложена в Декларациинезависимости США: естественные права всех людей на жизнь, свободу,собственность, на безопасность и счастье, суверенитет народа, его право навосстание против нарушающего естественные права правительства, принципразделения властей и пр. Впервые в истории эти положения политической теориилегли в основу государственной политики. Выделяется плеяда выдающихсяамериканских политических мыслителей, которые по-разному подходили к даннымполитическим принципам: для Т. Пейна, Т. Джефферсона был характерен болеерадикальный подход, для А. Гамильтона и Ф. Джея — более умеренный. В дальнейшеммежду радикалами и умеренными разгорелась идейно-политическая борьба по вопросуо конституционно-правовом устройстве США. Демократизм американских мыслителейпричудливо сочетался с признанием необходимости сохранения рабства. Другойпопыткой реализации-этих политических идей была Великая французская революция (1789-1794).Однако Франция конца XVIII в. оказалась еще не готова полностью воплотитьвеликие политические идеи столетия.
 
3.Российская политическая мысль ХХI— начала ХХ вв
Развитие отечественнойполитической мысли имело собственные специфические особенности в сравнении сзападной политической традицией, которые были обусловлены определеннымсвоеобразием исторического пути России. Занимая по своему географическомурасположению срединное, промежуточное положение между Европой и Азией, междуЗападом и Востоком, российский этнос формировался под воздействием этихпротивоборствующих цивилизаций, испытывая постоянное напряжение в поискахкультурной и политической самоидентификации.
До начала XIX в.российское государство (со времен Петра I) оставалось модернизирующимся, держакурс, пусть и с переменным успехом, на европеизацию. Поэтому консервативныеидеи и собственно традиционалистская критика этого курса имела оппозиционный,полулегальный характер. Но в первой трети XIX в. происходят определенныеизменения в российском сознании и практике, которые были обусловлены целымрядом факторов: победа в войне с Наполеоном, а также лидирующие позиции вантинаполеоновской коалиции привели к переоценке роли России в Европе; анекоторые трагические события и последствия французской революции вызвалиопределенный пессимизм и настороженность в русском обществе к европейским идеалами ценностям. Все это послужило поводом к постановке в отечественной философскойи политической мысли проблемы национального самосознания и самоопределения.
В целом русскийконсерватизм в XIX в. аппелирует, прежде всего, к практическому жизненному опытународа, который объявляется исторической традицией, а консервативным идеаломвыступает единство самодержавия и народа: соответствие духу и характерурусского народа делает самодержавие и правление сакральными и законными систорической точки зрения.
Вместе с тем, нельзярассматривать русских консерваторов как некую единую идейную общность. Подвоздействием процессов модернизации, периодически происходивших в России,русский консерватизм, как и другие направления отечественной политическоймысли, подвергался трансформационным изменениям, в результате которых егоидеологи могли эволюционировать от умеренно-консервативных взглядов кохранительным (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев), и даже пытались найти способразрешения проблем модернизации в «союзе социализма с русскимсамодержавием» (К.Н. Леонтьев). Внутри самого консерватизма были«правые» и «левые» течения: на правом фланге консерватизмплавно перетекал в охранительство и реакцию, которая в начале ХХ в. вылилась вдвижение черносотенства, а на левом приобретал явные либеральные черты. Втипологии русского консерватизма условно можно выделить: историософскуюидеологему самодержавия Н.М. Карамзина; политическую философию славянофильства(К.С. и И.С. Аксаковы, И.В. Киреевский, А.С. Хомяков); концепции (в том числегеополитические) неославянофила Н.Я. Данилевского и Ф.И. Тютчева; теориюрусского византизма" К.Н. Леонтьева; направление «официальногомонархизма» (М.Н. Катков, К.П. Победоносцев, Л.А. Тихомиров); концепциинеомонархизма (И.А. Ильин, И.Л. Солоневич).
Либерализм, будучи плодомзападноевропейской культуры и не имея глубоких исторических корней в России,тем не менее стал одной из интеллектуальных традиций русской политическоймысли. Однако из-за отсутствия широкой социальной базы массового отклика в Россииидеи либерализма не находили, оставаясь по своему статусу довольно элитарнымпроектом общественного развития определенных групп российского общества. Тольков начале ХХ в., в период революции 1905 г. русский либерализм смог окончательно оформиться как политическое движение.
«Либерализмутверждает свободу лица, утверждает ее — в случае необходимости — и противвласти, и против других лиц. Каковы могут и должны быть пределы этой свободе, — вопрос, конечно, очень сложный», — писал русский либеральный мыслительП.Б. Струве. Действительно, представители всех течений русского либерализма вкачестве социального идеала принимали идеал буржуазного общества, где интересыотдельной личности и ее неотъемлемых прав обладают несомненным приоритетом.Отстаивая идею единства путей развития России и западноевропейских стран, ониратовали за осуществление социальных реформ, преобразующих самодержавие вконституционную монархию, за осуществление на практике идеала правовогогосударства и гражданского общества. Не принимая революцию как способпреобразования существующего общественно-политического строя, русские либералыпропагандировали теорию и практику реформизма. При этом идеи парламентаризма,конституционализма и верховенства права развивались с учетом сложившихсятрадиций русской государственности и общественности.
В своем историческомразвитии русский либерализм, истоки которого некоторые исследователи относят кXVIII в., прошел три этапа:
1)«правительственный» либерализм, инициируемый «сверху» иуповающий на самоограничение просвещенной монархии (конституционные проектыМ.М. Сперанского);
2) консервативныйлиберализм пореформенного периода, возникший как проект умереннойинтеллигенции, которая стремилась закрепить и расширить общественные преобразованияна основе диалога с властью, программы просвещения народа и участия в местномсамоуправлении (Б.Н. Чичерин, К.Д. Кавелин, П.Б. Струве);
3) «новый»(социальный) либерализм начала ХХ в., предпринявший попытку синтезироватьлиберальные принципы и некоторые идеи социализма в русле традиций европейскойсоциал-демократии (П.И. Новгородцев, П.И. Кареев, Б.А. Кистяковский, С.И.Гессен и др.). Защищая идею правового государства от критики как справа, так ислева, теоретики «нового» либерализма создают концепции, в которыхосмысливаются основные принципы и перспективы развития конституционализма иправовой государственности, прежде всего в российском контексте.
Революционный радикализмявлялся одним из основных направлений общественно-политической мысли России XIX- начала ХХ в., включая в себя политические концепции декабризма,революционного демократизма, народничества и марксизма. Будучи специфическойидейной и практической реакцией интеллигенции на процессы модернизации России,на противоречивые условия ее социально-экономического и политического развития,русский радикализм был критически настроен на преодоление несправедливых иантигуманных сторон как феодально-крепостнических, так и новых буржуазныхотношений. Недооценка эволюционных факторов социального развития,революционаризм, а также нигилизм, атеизм, волюнтаризм и антиисторизм — вотосновные характерные черты, присущие радикальному мышлению. Стремясь любойценой ускорить социальные преобразования и реализовать на практике свойметафизически сконструированный общественный идеал, представители русскогорадикализма уповали на особую роль отечественной интеллигенции в этом процессе,призванную, с их точки зрения, организовать и возглавить движение общества всторону прогресса. В этой связи политическая теория разрабатывалась каксовокупность знаний о способах воздействия на массы и их организации. В целомже направление русского радикализма, постепенно утрачивая демократические игуманистические черты, эволюционировало закономерно к волюнтаристским итоталитарным концепциям (анархизм, большевизм).
Наиболее значительной ияркой формой политического радикализма в России начала ХХ в. явиласьполитическая идеология большевизма, становление и формирование которой былонепосредственно связано прежде всего с теоретической и практическойдеятельностью В.И. Ленина (Ульянова), а также его соратников по партии — Л.Д.Троцкого, Н.И. Бухарина, И.В. Сталина и др. Стержнем этой идеологии явиласьидея осуществления пролетарской революции и установление диктатуры пролетариатапод руководством большевистской партии, для членов которой революция стала«профессиональным делом» и которая сумела в октябре 1917 г., воспользоваться сложившейся в России исторической ситуацией для захвата власти.
Таким образом, отмеченныеособенности эволюции отечественной политической мысли и общая характеристика ееосновных направлений в XIX — начале ХХ вв. позволяют нам говорить очрезвычайном многообразии, оригинальности и вместе с тем противоречивостиразличных идей, теорий и концепций, составивших пространство политическойтрадиции в России.
4.Политическая концепция марксизма
 
Основоположникамиматериалистического учения о политике и власти были Карл Маркс (1818-1883) иФридрих Энгельс (1820-1895).Они жили и создавали свои произведения в условияхреволюционных преобразований в странах Западной Европы. Опираясь наматериалистическое понимание истории, они много внимания уделяли изучениюсущности политики, политической власти, характеру политической деятельности,определили пути, формы и методы прихода к власти трудящихся масс, рабочегокласса.
Марксистская теориясистемы политических отношений включает в себя следующие положения :
1. политическиеотношения, вытекающие из борьбы за власть и осуществления власти, появляются наоснове общественно-экономических отношений, ими обусловлены и представляютсобой политическую надстройку, с соответствующими формами общественногосознания;
2. хотя базис первичен, анадстройка вторична, надстроечные институты тем не менее играют активную роль всоциально-экономическом базисе. Политика выступает не только как отражениеэкономических отношений, но и как важный инструмент их формирования;
3. государство естьпродукт классовых противоречий и служит интересам экономически господствующегокласса. Это положение К.Маркс обосновал в работе «Капитал», подчеркивая особуюроль насилия в возникновении первого классового разделения и появлениягосударства
4. экономическигосподствующий класс- он и политически и идеологически господствующий класс;
5. на основании такогопонимания сущности государства и классового господства марксизм создает теориюполитического сознания. Исходным пунктом ее является утверждение о том, чтообщественное бытие людей определяет их сознание ;
6. анализ общественногоположения классов, слоев и социальных групп является исходным пунктом дляпонимания политического поведения масс, их интересов, отдельных лидеров;
7. политика в марксизмерассматривается лишь в конечном счете подчиненной экономике, и в то же времяона имеет относительную самостоятельность и влияет на экономические отношения,убыстряя или замедляя ход экономических процессов.
Марксистские традиции висследовании политической жизни в конце XIX в.в ХХ столетии находят свое выражение и развитие вдвух основных направлениях: революционном и реформистском.
 
5.Политическая теория ХХ в.
Рассматривая периодвключает политические учения, которые появились на рубеже ХIX и XX веков. Современную западную политологию невозможнопредставить без того вклада, который внесли в ее становление немецкий социолог МакВебер иитальянский социологВильфредо Парето (1848-1923).
Их значение определяетсятем, что они выявили многие тенденции, оказавшие влияние на последующее мировоеразвитие.
Теория рациональнойбюрократии
Автором теориирациональной бюрократии был М.Вебер. Общество на рубеже XIX –XX веков становилось все более сложно организованной системой,нуждавшейся в управлении. Самой эффективной системой государственнойорганизации М.Вебер считал бюрократию, поскольку она основывается на строгомразделении обязанностей, профессионализме и дисциплине. Для идеального типабюрократии характерны :
1. разделение труда,обусловленное правилами и законами;
2. подчинениенижестоящих должностных лиц вышестоящим;
3. назначениеслужащих на основе профессиональной квалификации, а не
через выборы;
4. оплата трудаработников в соответствии с рангом;
5. служащий неявляется владельцем учреждения, в котором работает ;
6. для служащихработа в государственном учреждении является основным занятием;
7. смещение сдолжности осуществляется вышестоящим органом и т.д.
Наличие этих правилпривносит единообразие в деятельность государственных органов, четко определяетответственность каждого института государства, ограничивает произвол начальникав отношении подчиненного, устраняет из должностных отношений личную неприязнь,обиды, симпатии.
Следует отметить, чторациональная бюрократия- всего лишь исполнительный орган, с помощью которогореализуется управленческая функция государства.
Проблема политическойстабильности
В начале ХХ векаполитические системы столкнулись с новыми трудностями. В условиях быстрыхизменений парламентские формы правления оказались не в состоянии эффективнореагировать на новые реальности: появление новых групп интересов, возникавшиеконфликты. Возрос интерес к осмыслению проблемы достижения социальногоравновесия, обеспечения баланса интересов различных групп. В качестве средства,способного восстановить динамическое равновесие в обществе, итальянскийсоциолог В.Парето рассматривал политическую элиту. С его точки зрения, эволюциячеловеческого общества есть история расцвета и упадка элиты, которая принимаетвсе стратегические решения по развитию общества. Качество правящей элиты,призванной согласовывать различные группы интересов, в решающей мере определяети возможности развития общества.
М.Вебер предлагал другиепути обеспечения стабильности. Не надеясь на институты представительнойдемократии, он видел выход в усилении авторитарной власти харизматическоголидера, которого отличают исключительные способности, доблесть, вызывающие кнему со стороны населения абсолютную преданность и веру. М.Вебер предложилтеорию плебисцитарной демократии, в которой харизматический лидер опирается напрямую поддержку народа в борьбе против усиливающейся и не подотчетной ни передкем бюрократии. Идея плебисцитарной демократии с харизматическим лидером,который выполнял бы роль независимого и беспристрастного арбитра во всехспорах, задумывалась для обеспечения единства общества и его стабильности. Однакона практике эта идея привела в Германии к установлению фашистской диктатуры в30-х годах ХХ века.

Заключение
 
Таким образом, политическаямысль Древнего мира, эпохи Возрождения, начала Нового времени, по сути,представляет собой предысторию, генезис политологии как науки. Возникнув вначале в форме мифологизированных знаний, политическая мысль постепенно сталаприобретать рационалистические черты, что наиболее отчетливо стало проявлятьсяв эпоху Возрождения. В период Буржуазных революций политические идеи сталивозрождаться в духе общей рационалистической социальной философии и частичноэкономической науки.

Словарьтерминов
 
Государство- особа форма организации политическойвласти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляющая управление спомощью специальных органов. Государство является наиболее важным институтомполитической системы.
Государственныйсуверенитет- этонеотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующееего политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность какпервичного субъекта международного права; необходимое для исключительноговерховенства государственной власти и предполагающее неподчинение властидругого государства; возникающее или исчезающее в силу добровольного изменениястатуса независимого государства как цельного социального организма;обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основесовременного международного права.
Демократия – форма государства, характеризующаясярядом признаков: источник власти- народ; свободные выборы как способформирования властных институтов; равноправие граждан; гарантия прав и свободличности и др.
Монархия – форма государства, в котором всявласть сконцентрирована в руках единоличного правителя (короля, императора,князя, монарха и т.д) и передается по наследству.
Олигархия – власть небольшой группы богатыхлюдей.
Республика- форма государства, институты которогосоздаются на основе всеобщих выборов и на определенный срок.
Тимократия- (др.-греч. τῑμοκρᾰτία, от τῑμή, «цена, честь» иκράτος, «власть, сила») — форма правления, прикоторой государственная власть находится у привилегированного меньшинства,обладающего высоким имущественным цензом.
Тирания — (греч.τυραννίς — произвол) — формагосударственной власти, установленная насильственным путём и основанная наединоличном правлении
 

Списоклитературы
 
1. История политических учений. Учебник/ Зотов В. Д. ЗотоваЛ. В.
М.: Юристъ 2005
2. Политология. Курс лекций. Учеб. пособие / Под ред.А.АРадугина.-М.: Центр,1999.
3. Политология. Учебник/ Под ред.В.ИБуренко.-М.: Экзамен,2004.
4. Политология. Учебник/ Под ред.В.НЛавриненко.-М.: Юнити,1999.
5. Политология. Учебник для вузов/Р.Т Мухаев.-М.: Приор,2001


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблема электорального участия в политической жизни
Реферат Sistemas De Informacion De Mercadotecnia SIM Essay
Реферат Что такое речевой акт
Реферат Улучшение жилищно-коммунальных условий
Реферат Демократія: сутність, доктрини, різновиди
Реферат Кредитование коммерческими банками юридических лиц на материалах ОАО Белпромстройбанк
Реферат Підвищення якості й експлуатаційних властивостей деталей поліграфічного обладнання
Реферат Методические рекомендации по проведению урока внеклассного чтения: Правда жизни в романе А. Рыбакова «Дети Арбата»
Реферат Долуханова Зара Александровна
Реферат Использование промышленных газов на металлургическом комбинате
Реферат Оптимизация структуры капитала компании
Реферат Правила здоровья Кацудзо Ниши
Реферат «Управление рисками в проектах по созданию программного обеспечения»
Реферат Економічна ефективність виробництва соняшника
Реферат Автоматизированная разработка технологических процессов