Реферат по предмету "Политология"


Концептуальные основы политики турецкого правительства в решении курдской проблемы

Реферат:Концептуальные основы политики турецкого правительства в решении курдскойпроблемы
Проблема Юго–ВостокаТурции, включающего илы (провинции) Адыяман, Диярбакыр, Газиантеп, Мардин,Шиирт, Шанлы Урфа, Ширнак и Батман, имеет двойную подоплеку. С одной стороны,этo район наиболее отсталый в экономическом отношении, а с другой, – район гдев значительном количестве проживают представители наиболее многочисленногонационального меньшинства Турецкой Республики – курды. Синтез этих двухобстоятельств в условиях игнорирования национальных прав курдов, порождает на Юго–Востокеобстановку социальной нестабильности, которая по существу сводится к различнымформам и уровням противостояния центральной власти и курдского населения,включая выдвигаемую его представителями идею автономии данной территории ипроч.
Что же касаетсяцентральной власти, то ее отношение к данной проблеме уже исторически состоит встремлении уйти от ее национального аспекта, но, по возможности, уделитьвнимание ее экономической стороне. Так, например, в специальном документе –«Курдская рабочая партия – террористическая организация. Истинное лицоКРП», который был опубликован летом 1995 г. Союзом журналистов Анкары вподдержку правительства, подчеркивается что в стране существует проблемаЮго–Восточной Анатолии, имеющая своим истоком специфические природные условияданного района. Если существует необходимость дать этой проблеме особоеназвание, то им никоим образом не может являться «курдская проблема».Данная проблема может быть названа «проблемой Юго–ВосточнойАнатолии». При этом отсутствие национального элемента в данной проблеме,равно как и несостоятельность требования о предоставлении Юго–Востоку автономииаргументируется весьма скромными местными успехами на парламентских выборах1991 г. Демократической партии, как раз выступившей с требованием признаниянациональной неидентичности курдов туркам.
Однако при этомцентральные власти жестко увязывают вопрос об уделении особого вниманияэкономическим проблемам Юго–Востока с сохранением его нынешнего статуса, особоподчеркивая, что выделение данного района в «особую территорию»(читай, автономию) повлекло бы за собой прекращение перекачки сюда ресурсов иззападных районов страны. С еще большей категоричностью по поводу проблемыЮго–Востока страны высказывалась Тансу Чиллер в период пребывания на посту премьер–министра,считая саму недопустимость дебатов о территориальной целостности страныпроявлением силы турецкого государства. Но подобного рода замечания онанеизменно дополняла обещаниями увеличения инвестиций в экономику региона.
Таким образом, постановкапроблемы Юго–Востока Турции официальными властями обнаруживает не столькодействительное отсутствие в ней национального аспекта и сепаратистскихустремлений курдов, сколько то, что они жестко игнорируются центром,стремящимся решить проблему исключительно экономическими методами, то естьпосредством нивелировки экономической отсталости региона.
Что же делается реальнона сегодняшний день с целью возрождения экономики района? Все его илы входят втерриторию, пользующуюся приоритетом первого уровня в плане экономическогоразвития. В результате, хотя население района составляет около 9% от общейчисленности населения страны, его доля в общем объеме государственныхинвестиций составляет свыше 16%. То есть в расчете на одного жителя объеминвестиций на Юго–Востоке в 1,6 раза превосходит аналогичный показатель длязападных районов Турции. При этом сумма, инвестированная в развитие региона в1992 г., в семь раз превышала суммарные налоговые сборы со всех его илов зааналогичный год.
Каким жe образом материализуютсязначительные объемы капиталовложений в экономику Юго–Востока? Одно из главныхнаправлений инвестирования – Проект Юго–восточной Анатолии (G?neydo?uAnadoluProjesi), известный более под своим аббревиатурнымназванием – GAP. Ежедневные вложения в этот проектоцениваются в 1,7 млн. долл., а всего он поглощает 17–18% общего объема годовыхгосударственных инвестиций в экономику региона. Работа над проектом началась в1961 г. Первоначально он назывался «Нижнеевфратским» ипопуляризировался как комплекс энергетических и ирригационных сооружений,каковым в узком смысле и являлся. Ныне однако GAP рассматривается как интегрированный многоотраслевойпроект, призванный осуществить грандиозный переворот не только в экономической,но и социальной жизни Юго–Востока Турции. Более широкий подход к использованиювозможностей, которые сулит региону реализация проекта, нашел отражение в егоновом названии.
В рамках GAP предусматривается сооружение 22плотин и 19 электростанций на реках Тигр и Евфрат, а также их притоках. Длядействительно эффективного использования ирригационных возможностей крупнейшеговодохранилища – водохранилища имени Ататюрка – сооружаются два туннеля с цельюпереброски воды в направлении Шанлы Урфы. "
Перспективыюго–восточного региона Турции к 2006 г., то есть предполагаемой дате полноговвода проекта GAP в действие, являются многообещающимии, в самом деле, многоплановыми: орошаемые площади возрастут в 25 раз (против68 тыс. га на сегодняшний день) и составят более половины всех орошаемых встране земель, число рабочих мест предположительно удвоится, в такой жепропорции ожидается и рост подушевого национального дохода в регионе,численность его населения достигнет 9 млн. чел., в том числе и за счетпрекращения миграции населения на Запад, при этом особенно заметно будет растигородское население.
В общеэкономическойструктуре страны Юго–Востоку отводится роль крупного производителя ипереработчика сельскохозяйственной продукции в основном с целью экспорта встраны Среднего Востока. При этом считается, что искусственное орошениепозволит собирать в данном районе по 2 урожая в год.
Поэтому, по мнениютурецких властей, реализация проекта позволит в недалеком будущем закрытькурдскую проблему. Опуская рассуждения о том, насколько эффективно улучшениеэкономической ситуации на Юго–Востоке повлияет на решение названной проблемы,подчеркнем, что весьма важен вопрос о том, как скоро произойдут ощутимыепозитивные изменения в жизни населения региона. Ведь 2006 г. не первыйобъявленный срок окончания работ по реализации проекта. Первоначально назывался2001 год. Ныне финансирование проекта осуществлено на 34%, что позволило на 40%выполнить программу по ирригации и энергетике. Новым крупным шагом на пути реализациипроекта стал ввод в строй первого из двух строившихся 17 лет (из–за крайнейнеподатливости местного подземного грунта) водопроводных туннелей иоросительного канала, идущего к Харрану. И тем не менее, несмотря на видимыеулучшения последних лет, Юго–Восток по–прежнему поражает своей бедностью.
Таким образом,недостаточно себя проявившая на сегодняшний момент эффективностьгосударственной экономической политики на Юго–Востоке страны порождаетизвестные различия во взглядах на проблемы региона со стороны центральнойвласти и общества, причем не только курдов, проживающих на Юго–Востоке, но идругих кругов турецкого общества, не тождественных правительственным.
Что касается собственнонаселения юго–восточных илов, то несомненно, что то, как оценивается имигосударственная политика в регионе, наиболее убедительно демонстрируютрезультаты последних парламентских выборов, состоявшихся в конце 1995 г. Средипрочих в выборах принимала участие и прокурдская Народно–Демократическая партия(НДП). Официально НДП категорически отрицает свою связь с КРП, являющейся нетолько сепаратистской по своей сути, но и активно использующей террористическиеметоды борьбы, за что она и была объявлена незаконной. Однако многиеобозреватели склонны рассматривать Народно–демократическую партию как«плод политического расширения КРП.»
Итак, несмотря на то, чтообщее число набранных НДП голосов составило всего лишь 4,1%, что оказалосьнедостаточным для получения мест в парламенте, в рассматриваемых нами илах ееуспех оказался весьма убедительным: так в Диярбакыре НДП выступила в качествепартии № 1, получившей 54,3% голосов, она же лидировала в Батмане, Ване иШиирте, набрав более 27% голосов. В прочих илах Юго–Востока НДП заняла второеместо, набрав свыше 20% голосов, но уступив при этом первенство происламскойПартии Благоденствия. Таким образом, очевидно наличие достаточно выраженнойоппозиции политике правящих кругов в рассматриваемом регионе.
Следует иметь в виду ито, что тогда как экономика Юго–Востока преображается под воздействием GAР довольно медленно, курдскоенаселение уже на протяжении длительного времени страдает от периодическипроводимых программ свертывания сельских населенных пунктов какпредположительно сотрудничающих с КРП.
Однако НДП практически неполучила поддержки курдов, живущих в западных районах страны, что и обусловилообщий низкий показатель успеха ее участия в выборах. На наш взгляд, данный фактособенно четко указывает на связь сепаратистских настроений с экономическимипроблемами, поскольку Запад как раз и отличает более высокий уровеньэкономического развития по сравнению с Юго–Востоком. И хотя турецкиеобозреватели объяснили ситуацию тем, что горожане–курды не поддерживаютполитического экстремизма, подобная оценка, по существу, не противоречит нашей.
Как отмечалось, второй по популярности на прошедших парламентских выборахпосле Народно–Демократической партии на Югo–Востоке страны оказалась ПартияБлагоденствия. Каковы же подходы последней к проблемам региона и каково ееотношение к курдскому сепаратизму? В предвыборной программе ПБ на сей счетчитаем: «Для решения конфликтов на Юго–Востоке особое значение будетпридаваться фактору религиозного братства (турок и курдов – Н.У.), а такжебудет решаться проблема экономической отсталости региона. Будут созданыспециальные промышленные зоны.» Программная установка ПБ по вопросу оЮго–Восточных илах позволила турецким обозревателям, которые сразу же послевыборов особенно охотно обращались к проблеме возможности сохраненияв стране существующей общественно–экономической системы, в случае участия исламистов в коалиционномправительстве, определить Партию Благоденствия как партию, составляющую часть системы, а потому поддерживающую ее. А потомуот ПБ, «более сконцентрированной на моральных устоях» не следует ожидать, по их мнению, радикальных перемен, в том числе и ввопросе об автономии Юго–Востока. В частности, журнал "TurkishProbe«отмечал: »Курдскоенаселение поставило на Партию Благоденствия, ожидая, чтоона решит курдскую проблему. ПБзаявляет, что исламское братство позволит решить эту проблему. Мы увидим, так ли это, когдаона придет к власти. Мы думаем, вскоре окажется очевидным,что Благоденствие (партия – Н.У.) немoжет предложить реального решения курдской проблемы. "
Таким образом, казалосьбы сегодня в Турции не существует крупных политических партий,отстаивающих возможность решения проблемыЮго–Востока посредством предоставления ему какой бы то ни было части автономныхправ. При этом речь идет не только о правоцентристских партиях,придерживающихся традиционных воззрений в данном вопросе, но и о происламской Партии Благоденствия, вроде бы являющей новоесильное оппозиционное течение в политической жизни Турции, но на самом делепривлекшей голоса избирателей Юго–Востокасвоим общим духом противоречия, но не готовой в действительности решать их вопросы. Однако, по всейвидимости, опасность подобного имиджа, пусть утешительного для всех остальных, уже успели осознать лидеры исламистов. Весьма неожиданно онидали понять, что не намерены лишиться голосов избирателей с Юго–Востока врезультате своего бездействия в курдском вопросе. Онивыступили с предложением, беспрецедентным с точки зренияполитических традиций республики, а именно: в случае сдачи КРПоружия, пригласить ее для участия в переговорах по проблемам Юго–Востока.Реакция на данное предложение большинства партий,представленных в парламенте, оказалась весьма единодушнойи сводилась к тому, что «торговаться с террористами недопустимо». «Турция не сядет застол переговоров с бандитами,» – уточнила своюпозицию Тансу Чиллер, представляющая вторую партию коалиционного правительства и являющаясяминистром иностранных дел и заместителем премьер–министра страны. Лишьпозиция представителя Партии Верного пути оказалась болеемягкой. «Хотя никто и не имеет в виду, чтобы государствоторговалось с террористами, – отметил он – кто же нехочет положить конец гибели людей? Правительствасуществуют для того, чтобы предотвращать гибель граждан.»
Такова в самомобщем виде оценка проблемы Юго–Востока различнымиполитическими партиями Турции.
С точки зрения нашего исследования весьма любопытен взгляд на данную проблему и перспективы ее решения деловых людей страны. Taк, например, Торгово–промышленнаяпалата Диярбакыра подготовила специальное исследование, в котором отмечается, что длятого, чтобы проект GAР принесдействительный успех, необходима демократизация системы его управления, в том числе,посредством его передачи на места. При этом авторыисследования считают необходимым, чтобы проект финансировалсяза счет особых, независимых от Центрального бюджета средств, выделяемых на основе демократического планирования.С этой целью предлагается из доходов, которые регионполучает в резуль тате производства электроэнергии, добычи нефти/>и рудного сырья, выделять сразу женапрямую, а не посредством перераспределения через центральныйбюджет часть средств на развитие самого же Юго–Востока,для чего сформировать Фонд регионального развития.Подобная мера, отмечается в исследовании,будет иметь весьма важный моральный аспект, так как позволит местному населению почувствовать себясобственником здешних природных богатств и энергосооружений.
Еще более примечательным,на наш взгляд, является «Исследование развития регионов, являющихся источником миграции», подготовленное Стамбульской Торгово–промышленнойпалатой и опубликованное в мае 1996 г.Данное исследование, с одной стороны, разделяеттрадиционный государственный подход к проблемеЮго–Востока, рассматривая ее как проблему экономическойотсталости одного из регионов Турции, апотому в единстве с проблемами подобных отсталыхрегионов, к котором также относятся ВосточнаяАнатолия и восточная часть Черноморского побережья. Особоевнимание в данном исследовании привлекает идея более тесной экономической интеграции отсталых районов между собой с целью решения их проблем и, какследствие, их известной экономической автономии по отношению к западной Турции,так как «социально–экономические проблемы заставляютлюдей в надежде на лучшее перемещаться в более развитые (западные) районы, однако это перемещениенаселения, достигающее значительных масштабов, приводит вдействительности к тому, что мигрирующеенаселение привозит с собой те самые проблемы, от которых оно хотело бы избавиться.
В результате, миграция,не давая решения социально–экономических проблемрегионов, из которых она происходит, приводит к тому, что и более развитые районы сталкиваютсяс похожими проблемами. К тому же в результате миграции регионы, являющиеся ее источником теряют людские ресурсы и капиталы».
Кстати в плане географии размещения местных инвестиций Югo–Восток, как утверждается висследовании Стамбульской Торгово–промышленнойпалаты, отличается от Востока Турции и восточной части Черноморскогопобережья: здесь прослеживается формирование тенденции к реинвестированиюсформировавшихся капиталов в региональную же экономику.Возможности для прибыльного размещения здесь инвестиций восновной мере создаются по мере реализации GAPа.
В исследованиипредлагается сначала ускорить формирование внутренного рынка внутри каждого изслаборазвитых регионов, а затем уделить внимание созданию рынка, объединяющеговсе три региона, после чего целесообразноинтенсифицировать торговые связи между Востоком и Западом страны.
Одновременно восточнымрегионам предлагается использовать как фактор развития большую степеньоткрытости внешнему миру, причем делая особый упор как вплане привлечения иностранных инвестиций, так и в плане внешнеторгового сотрудничества на свое особоевосточное направление, т.е. на партнеров с БлижнегоВостока, а также из России, Закавказья, Средиземноморья ицентральной Азии.
Для обеспечения инвестиционного процессана востоке Турции предлагается учредить специальныеинвестиционные фонды, в которых смогут участвовать какместные инвесторы, так и инвесторы изЗападных районов. Причем, по мнению авторовисследования, особо следует приветствовать участие вуправлении этими фондами местных крупныхбанков, фирм и бизнесменов.
Такимобразом, недостаточнаяна данный момент эффективность государственной экономическойполитики на Юго–Востоке наряду с нежеланием делового Запада слишком далеко заходить в решении проблемЮго–Востока за свой счет постепенно формируют в умах турецких предпринимателейидею о целесообразности той или иной формы и степени экономическойсамостоятельности юго–восточных илов. С ней связываются надежды на реальноеускорение экономического развития региона, а значит, и решение его социальныхпроблем.
Идея относительнойэкономической самостоятельности Юго–Востока является какбы частью общей идеи ослабления центральной власти на местах, которая в своюочередь связана с общей экономической концепцией сокращения регулирующих функцийгосударства в национальном хозяйстве. Данная концепция, став весьма популярнойсреди представителей крупного капитала страны в последние два десятилетия, вбольшой мере является общегосударственной концепцией ееэкономического развития С другой стороны, как мы ужеотмечали, представители делового мира Турции не выводят проблемуЮго–Востока за официально приданные ей рамки проблемы экономической отсталостирегиона.
Подводя общий итог наше/>го исследования и не стремясь при этом забегать вперед, скажем о намечающейся в турецкомобществе тенденции к переосмыслению как политических подходов официальныхвластей к проблемам Юго–Востока, так и правомерности жесткого централизма вэкономическом управлении регионом.
политическаяэкономическая централизация управление турция

Литература
1. Курдский вопросна рубеже столетий. М., 2003
2. Ульченко И.С.Курдская проблема. М., 2008


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Нoвaя нaучнaя пaрaдигмa, cинeргeтика
Реферат Конституционные проекты XIX века: мечты и реальность
Реферат Алкоголь и его отрицательное воздействие на организм
Реферат Госдума и Госсовет в период с 1905 по 1917 гг
Реферат Источник бесперебойного питания мощностью 600 Вт
Реферат Страницы истории Сочи и Туапсе
Реферат Преимущества и недостатки контент-анализа по сравнению с опросом
Реферат Организация личностно ориентированного урока информатики
Реферат Образ города в одном из произведений русской литературы XIX века. А.П.Чехов. Палата 6.
Реферат Лабораторный блок питания
Реферат Цели и задачи реабилитации. Психологическая диагностика
Реферат Изменения функционального состояния студентов в конце и начале семестра и
Реферат Учение Фомы Аквинского о государстве и праве
Реферат 24. 06. 2010 Сільгоспвиробники Львівщини обговорили програму економічних реформ президента
Реферат Основные теоретические и практические проблемы современного избирательного процесса