Реферат по предмету "Политология"


Влияния синтоизма на политическую жизнь Японии

Введение
Названиерелигии “синтоизм” состоит из двух иероглифов: “син” и “то”. Первыйпереводиться как “божество” и имеет ещё другое чтение – “ками”, а второйозначает “путь”. Таким образом, дословный перевод “синто”- “путь богов”. Культпредков и поклонение силам природы составляет основу синтоизма. Синтоизм — национальнаярелигия, адресованная только японцам. Она возникла в результате объединенияверований, распространённых в отдельных местностях Японии, вокруг культа, которыйсложился в центральной провинции Ямато и связан с божествами – предкамиимператорского дома.
Всинто сохранились и продолжают жить древнейшие формы верований, такие, какмагия, тотемизм, фетишизм, анимизм. В отличие от многих других религий синто неможет назвать своего конкретного основателя — человека или божество. В этойрелигии отсутствуют чёткие различия между людьми и ками. Люди, согласно синто, произошлинепосредственно от ками, живут в одном мире с ками и могут переходить в разрядками после смерти. поэтому синто не обещает спасения в каком-то ином мире, аидеалом считает гармоничное существование человека с окружающим миром, вдуховной среде.
Ещёодной особенностью синтоизма является множество ритуалов, сохранившихсяпрактически без изменений на протяжении веков. В тоже время догматика синтоизмазанимает по сравнению с ритуалом весьма незначительное место. В начале в синтоне было никаких догм. Со временем под влиянием заимствованных с континентарелигиозных учений отдельные священнослужители пытались создать догматы. Однаков результате возник лишь синтез буддийских, даосских и конфуцианских идей. Онисуществовали независимо от религии синто, основным содержанием которой донастоящего времени остаются обряды.
Вотличие от других религий синтоизм не содержит моральных установок. Вместопредставлений о доброте и зле, здесь занимают понятия чистого и нечистого. Есличеловек совершил нечто неподобающее, он должен пройти через ритуал очищения.Развитого учения о загробном мире, аде, рае или Страшном Суде в синтоизме нет.
Отприверженца этой религии не требуется ежедневных молитв и частых посещенийхрама. Вполне достаточно участия в храмовых праздниках и исполнениятрадиционных обрядов связанных с важными событиями жизни. Поэтому сами японцынередко воспринимают синтоизм как совокупность национальных обычаев и традиций.В принципе ничто не мешает синтоисту исповедать другую религию или даже считатьсебя атеистом. И всё-таки исполнение обрядов синто неотделимо от повседневнойжизни японца с момента его рождения до самой смерти, просто в большинстве своёмобряды не рассматриваются как проявление религиозности.
1§. История синтоизма
Синтоизмсформировался в VI-VII века нашей эры[1].До прихода буддизма в Японию, эта национальная религия японцев не имелаопределенного названия. С распространением буддизма, национальная религияяпонцев стала именоваться «ками-но-мити», что дословно переводиться как «путьбогов», на японском – «синто». Таким образом, синтоизм означает «путь богов».
Пантеонсинтоистских божеств формировался параллельно с процессом расслоения общества ипоявления в нем класса аристократии, поэтому место, которое заняло всложившейся иерархии то или иное божество, определялось не столько егофункциями, сколько могуществом рода, который ему поклонялся. Все знатныеяпонские роды вели свое происхождение или от «небесных божеств», илиот «внуков небесных божеств», или от «земных божеств». Род,основавший императорскую династию, вел свое происхождение от богини СолнцаАматэрасу о-миками (яп. «великая богиня, сияющая на небе»), которая ивозглавила синтоистский пантеон, а культ императора как прямого потомкаверховного божества приобрел в синто особое значение.
Кромеродовых божеств японцы почитают ландшафтных богов: каждая гора, река и лесимеют своего бога или духа-хранителя. Поклонения этим божествам и празднества вих честь как правило устраиваются до или после проведения сезонных полевыхработ. Эти божества не образуют последовательной иерархической системы, но вкаждом районе есть свое наиболее почитаемое божество.
Главнымисвященными книгами синто считаются «Кодзики» («Записи о делахдревности», 712 г.) и «Нихонги» («Японские хроники», 720 г.)[2].Они не похожи на канонические книги других религий прежде всего потому, что;являются религиозными книгами в буквальном смысле этого слова, а представляютсобой летописно-мифологические своды. В них впервые были собраны и записанысохранившиеся устные японские сказания и легенды. Именно они лежат в основеритуала синто. «Кодзики» и «Нихонги» небольшими различиямипередают дни и те же мифологические события. В «Нихонги» изложениекаждого сюжета завершается перечислением других его вариантов.
Хроникицарствований древних операторов представлены в «Кодзики» и«Нихонги» как продолжение мифов. На смену поколениям божеств приходятпоколения императоров. Возникновение мира и деяния богов происходят в такназываемую «эру богов», которая ни как не определена во времени. В«Кодзики» повествование охватывает период с момента возникновениямира до 628 г. н. э., в «Нихонги» соответственно — до 700 г. н. э.[3]Записи мифов в «Кодзики» и «Нихонги» появились в началеVIII в., т. е. два столетия спустя после знакомства с континентальнойкультурой.[4] Поэтому вполнезакономерно, что помимо местных верований в них присутствуют также различныезаимствования из китайской мифологии и философии. Более того, сами мифыобрабатывались в духе китайских исторических хроник того времени.
Обамифологических свода начинаются с раздела о возникновении мира. Вначале былхаос: все элементы мира пребывали в смешанном состоянии. В «Нихонги»мир описывается похожим на океан масла или на яйцо, которое не имело чёткихграниц, но содержало в себе зародыши. Затем Небо отделилось от Земли — появилисьРавнина Высокого Неба (Така-магахара) и острова Акицусима. Как сказано в«Кодзики», именно тогда возникли три божества: Амэномина-кануси (бог- Хозяин центра Неба), Такамимусуби и Камимусуби — связующие божества. Они несоздавали, а как бы «плели» ткань мира из различных элементов. В«Нихонги» первым «выпрыгнул» из хаоса Кунитоко-тати(божество Вечного установления Земли). Следом за ним, как описывается в обоихсводах, появилось ещё несколько божеств, бесформенных и бесполых. Затемвозникли божественные пары братьев и сестёр. Все они олицетворяют различныеприродные явления (например, бог Всплывающей грязи и богиня Осаждающегосяпеска). Всего таких пар насчитывается восемь. Последней парой были Идзанаги(Призывающий муж) и его сестра Идзанами (Призывающая жена). По приказанию ранеепришедших в мир божеств Идзанаги и Идзанами, стоя рядом на Плавающем Небесноммосту, опустили драгоценное копьё в море, расстилавшееся под ними, и сталиразмешивать его. Когда копьё вынули, капли, стекавшие с его острия обратно вморе, образовали остров Онногоро. Идзанаги и Идзанами сделали его СрединнымСтолпом Всей Земли. Они низошли на только что возникший остров и заключилибрак. От их союза родились японские острова и множество новых божеств, ставшихпервыми жителями архипелага. Наконец, произведя на свет бога Огня, Идзанамизаболела и умерла, но за время болезни она успела породить немало новыхбожеств. Идзанаги очень страдал из-за смерти своей сестры-жены: он плакал, и изего слез также появлялись божества. В порыве отчаяния Идзанаги схватил свой мечшириной в десять ладоней и отсёк голову собственному сыну — богу Огня, кровькоторого дала жизнь целому ряду новых божеств.
Видимо,именно в это время появляются люди, но из-за того, что между ками (богами) илюдьми отсутствует чёткая разница, в мифологии синто этот момент никак невыделен.
Послесмерти Идзанами отправилась в Страну Мрака (Ёминокуни).
Идзанагипоследовал за ней, чтобы вернуть обратно в верхний мир. Однако он нашёлИдзанами в состоянии разложения, покрытую червями, и в ужасе обратился вбегство. Разгневанная Идзанами послала вслед за ним ведьм, а затем войско изпятнадцати сотен воинов. Идзанаги удалось избавиться от преследователей, послечего он закрыл большой скалой проход из Страны Света в Страну Мрака. Находясьпо другую сторону скалы, Идзанами пообещала убивать тысячу человек ежедневно вСтране Света. В ответ на это Идзанаги сказал, что каждый день будет строитьполторы тысячи хижин для рожениц. Таким образом жизнь восторжествовала надсмертью. Вернувшись в Страну Света, Идзанаги очистился, совершив омовение вреке. Когда он сбросил одежду, из его платья и украшений появилось ещё околодюжины божеств. Из родимых пятен на его теле также возникли божества. В концеконцов, согласно версии «Кодзики», из его левого глаза появиласьбогиня Солнца Аматэрасу, из правого — бог Луны Цукиёми, из носа — бог Бури иВетра Сусаноо. Идзанаги отдал во власть Аматэрасу Равнину Высокого Неба, аСусаноо — Равнину Моря. После этого началась борьба Аматэрасу с Сусаноо.
ОднаждыСусаноо объявил о намерении навестить свою мать в Стране Мрака, а перед этимнаправился в Небесное царство своей сестры Аматэрасу, чтобы попрощаться с ней.Богиня Солнца решила, что брат посягает на её владения, и встретила его вполном боевом снаряжении. Сусаноо уверил её в доброте своих намерений и вдоказательство этого предложил устроить соревнование по рождению божеств, котороедаст возможность рассудить, кто из них прав. Аматэрасу произвела детей из мечаСусаноо, а он — из яшмового ожерелья Аматэрасу. Рождение трех чистых девушек изпредмета, принадлежащего Сусаноо, подтвердило чистоту его помыслов.
Однакона этом раздоры брата и сестры не закончились. Находясь в царстве богиниАматэрасу, Сусаноо причинил ей разного рода неприятности: засыпал землёйоросительные каналы и межи на рисовых полях, осквернил её жилище и в довершениевсего подбросил в её покои ободранную шкуру пегого жеребёнка и обидел еёпомощниц. Подобные действия в Древней Японии расценивались как тяжкоеоскорбление. Рассерженная Аматэрасу удалилась в небесный грот, и на всейРавнине Высокого Неба наступила тьма.
Божествасобрались на совет на дне Небесной реки, чтобы придумать, как выманитьАматэрасу из грота. Сначала они посадили перед входом в грот петухов изаставили их петь, затем повесили на дерево ожерелье из резных яшм, зеркало иподношения в виде белых одежд и хором начали звать её. Богиня Аманоудзумэ сталаисполнять танец, сопровождающийся громким топотом и неприличными жестами. Глядяна этот танец, божества громко смеялись, а Аматэрасу, заинтересавшись, выглянулаиз грота. Увидев своё отражение в зеркале, она, наконец, вышла наружу. Позадинеё божества протянули верёвку, преградившую ей путь обратно. Сразу жесолнечный свет возвратился в мир. Сусаноо изгнали с Равнины Высокого Неба.Перед этим ему пришлось поднести божествам искупительную жертву в тысячу обедови в знак раскаяния вырвать себе ногти на руках и ногах.
Послеэтого эпизода мифы утрачивают единую смысловую нить и распадаются на множествоотдельных сюжетов. Один из них посвящён дальнейшей судьбе Сусаноо, которыйспустился на землю в стране Идзумо в западной части японского острова Хонсю.Там ему повстречались старик Асинадзути и его жена Тенадзути, которые горькоплакали вместе со своей дочерью по имени Кусинада. Сусаноо спросил, в чёмпричина их несчастья, и узнал, что восемь лет назад в этой стране поселилсявосьмиглавый и восьмихвостый змей, пожиравший молодых девушек. Каждый год этотзмей приходил к ним и губил их дочерей одну за другой, и теперь настала очередьпоследней из сестёр. Сусаноо взялся помочь старикам при условии, что ониотдадут ему в жёны Кусинаду. По его просьбе восемь бочек наполнили рисовойводкой — сакэ — и выставили на восьми возвышениях. Змей нашёл приманку и, просунувв каждую бочку по голове, осушил их до дна. Когда он, опьянев, заснул, Сусанооразрубил его на куски. Из тела змея Сусаноо извлёк особый Меч, Секущий Травы(Кусанаги но цуруги), который послал в подарок Аматэрасу.
Затембог Бури и Ветра Сусаноо женился на спасённой девушке и поселился с ней водворце. Они произвели на свет несколько поколений земных божеств. Наиболеезнаменитым из их потомков был Окунинуси — Повелитель Великой Страны (Идзумо), которомупосвящён целый цикл мифов. Он так же, как и Сусаноо, пришёл к власти в стране, преодолевмногие препятствия, которые чинили ему старшие братья. Окунинуси скрывался отсвоих братьев и спускался за советом в Страну Мрака, где в это время пребывалСусаноо. Там он встретил дочь Сусаноо — Первую принцессу. Сначала Сусанооустроил Окунинуси ряд испытаний — поместил его в комнату, полную ос исороконожек, поджёг траву на поле, где он искал выпущенную из лука стрелу. Вконце концов, Окунинуси удалось усыпить Сусаноо и похитить его дочь. Убедившись,что Окунинуси его перехитрил, Сусаноо посоветовал ему обратить меч и лук противзлых братьев. Вернувшись из Страны Мрака, Окунинуси победил своих братьев ипринялся за устройство страны. В этом ему помогало крошечное божествоСукуна-бикона, приплывшее к берегам Идзумо на лодочке из древесной коры.
Окунинусиоставался правителем Великой Страны до тех пор, пока Аматэрасу не решилаустановить правление небесных богов в Срединной Стране Тростниковых Зарослей(т. е. Японии). Она трижды посылала к Окунинуси своих представителей, чтобыуговорить его уступить власть над Идзумо. Наконец очередная экспедицияувенчалась успехом, и внук Аматэрасу Ниниги сошёл с Неба на Землю, чтобы статьправителем Идзумо. Вместе с ним на Землю были посланы пять божеств — родоначальникиосновных правящих кланов Японии. В качестве знаков императорской власти богиняАматэрасу вручила своему внуку три драгоценности: резную яшму, зеркало изнаменитый меч, который Сусаноо добыл, победив восьмиглавого змея.
Этитри предмета до настоящего времени составляют священные регалии императорскойвласти. Зеркало символизирует правдивость, яшмовые подвески — милосердие, а меч- мудрость. Император управлял страной, прибегая к этим божественным символам, переданнымему богиней Солнца.
Ещёодним важным источником, свидетельствующим о систематизации культа и ритуаласинто в эпоху раннего средневековья, является «Эн-гисики» («Сводобрядов периода Эн-ги», 927 г.).[5]Первые десять свитков «Энгисики» содержат описания основных церемонийсинто, тексты молитв — норито, списки имён богов по храмам, перечницеремониальных предметов, порядок подготовки жертвоприношений и другиенеобходимые элементы культа.
Такимобразом, уже в V-VI вв. начинает формироваться династийный синто[6].Императорский двор стал руководить деятельностью главных синтоистских храмов инаиболее важные обряды совершал сам император, объявленный в VII верховнымжрецом синто[7]. Император и членыимператорской семьи и сейчас являются верховными жрецами главного синтоистскогохрама Исэ-дзингу, посвященного богине Аматэрасу.
В 1081 г. был утверждён список главных синтоистских святилищ, получавшихподдержку непосредственно от императорского дома.[8]Храмы подразделялись на три группы. К первой относились семь главных святилищ, которыебыли тесно связаны с императорским родом. Во вторую группу входили также семьсвятилищ, имеющих историческое и мифологическое значение. Последнюю составляливосемь храмов, которые были связаны с буддизмом, божествами основных кланов, местнымикультами и ритуалами вызывания дождя.
Поклонениеобщим и местным божествам совершается на уровне храмового синто, доступногошироким массам. Синтоистская служба включает четыре главных обряда: очищение(хараи) — омовение водой рта и рук, совершаемое перед входом в храм;жертвоприношение (синсэй) — подношение божеству пищи и священного вина (сакэ), котороесвященнослужители совершают во время службы; краткая молитва (норито), начало изавершение которой сопровождается хлопком в ладоши; и наораи — общая трапеза, которуюустраивают в дни праздников после завершения службы в храме.
Поклонениеродовым божествам совершается в форме домашнего синто, перед семейным алтарем, которыйесть в каждом доме. Родовых божеств гораздо больше, чес всех остальных — ониесть у каждой семьи и каждого рода.
Всинтоизме множество ками, но первостепенное значение для древних японцев имелиродовые божества удзигами («удзи» — род, «ками» — божество)[9].Деятельность удзигами носила охранительный характер, они покровительствовалижизни и деятельности членов рода. Почитались также божества — повелителиразнообразных природных стихий — ураганов, землетрясений, тайфунов и снежныхбурь, многочисленные боги локального значения (бог конкретной горы, леса, озера),охранительная сила которых распространялась на окружающую местность и, какправило, превышала возможности главных божеств синтоистского пантеона.
Синтоизмотличается отсутствием как реального либо мифологического основателя, так идогматической базы. Каноны и строгая система обрядности не существовали и наначальном этапе формирования синтоизма, когда произошло объединение разнородныхкультов природы, культов родовых и племенных божеств. Возникновение японскогогосударства способствовало объединению разных культов и созданию единойрелигиозной системы. Хотя чёткой системы, исключающей неоднородность, созданоне было, воздействие других проникших в Японию религий привело к появлениюнекоторых общих внешних черт в деятельности разнородных храмовых объектов и всистеме обрядности.
Вцентре синтоистского религиозного поклонения — культ предков с родословной досолнечной богини Аматэрасу. Поскольку мир человека не отделяется от мира ками, человекв некотором смысле тоже ками, и для него отсутствует задача поиска спасения впотустороннем мире. Спасение в вознесении благодарности ками и своим предкам ижизни в гармонии с природой, в постоянной духовной связи с божеством.
Визвестной мере предельная простота приобщения японца к синтоизму, не требующаяособой умственной работы в понимании догматов религии, в усвоении сложной религиознойэтики, стала основой необычайной стойкости этой религии, дошедшей из глубокойдревности и сохраняющей свои позиции в современной Японии.
2§. Влияние синтоизма на политику и общественную жизньЯпонии
Синтоизмчасто очень широко был использован в государственном управлении. Вообще, сущностьэтой религии состоит в том, что бы оправдать с религиозной точки зренияисторически сложившийся в Японии социально-политический строй. Основойсинтоистского учения является обожествление императорской власти.
Передсоставителями летописей «Кодзики» и «Нихонги» была поставлена политическаязадача: «исторически» обосновать право императорского двора на власть. Этазадача была осуществлена путем искажения исторической действительности.Императоры изображались потомками богов, в особенности богини Солнца Аматэрасу– главного божества синтоистского пантеона. Начало императорской династии былоотнесено к 660 г. до н.э.[10]Поскольку история страны в то время не давала достаточного материала дляпостроения такой длительной генеалогии императорского дома, составители хроникприбегли к прямым заимствованиям из китайских династийных историй и кнагромождению всевозможных небылиц. Более достоверные сведения хроники содержатс V – VII вв., освещая, однако, преимущественно события придворной жизни.[11]
Влетописях зафиксированы древние мифы, сказания и легенды. Мифы были основаны наустной традиции императорского дома и тесно с ним связанных семей.
Мифическаячасть летописей подтверждает наличие у японцев первоначального безрелигиозногопериода и стихийно-материалистического мировоззрения. Анализ мифологиипозволяет реконструировать дуальную социальную организацию, характерную дляранней стадии развития человеческого общества, элемента первобытной демократии(совет богов), установить наличие в древности относительно высокого социальногоположения женщины, возникновение ранней, магической формы религии.
Прикритическом подходе к летописям, из них можно извлечь рациональные зерна дляреконструкции древней истории Японии и выявления общих закономерностей развитиястраны.
Вовторой половине VIII века были составлены «Записи обычаев и земель» («Фудоки»),представлявшие собой географо-этнографические описание провинций. Они включалиподробное административное деление провинции, перечисление и объяснениягеографических названий, данные о производимых в провинции продуктах, о флоре ифауне, местные старинные сказания и легенды, описания достопримечательностей.
Вовторой половине VIII века составляется первый свод японской поэзии «Собраниемириад листьев» («Манъёсю»), в котором наряду с лирическим описанием природы тчеловеческих отношений имелись образцы зарождения социальной темы (ЯманоэОкура), сатиры (Отомо Табито), правдиво отражались тяготы рекрутской службы, своеобразиесемейно-брачных отношений.[12]
Вконце V — начале VI вв. в Центральной Японии усилилась борьба между родами заглавенство в общеплеменном объединении.[13]Окрепнув экономически, захватив в свои руки основные рычаги административно-хозяйственногоуправления, род Сога решили, что пробил их час для завоевания политическойвласти. Для упрочения своих позиций в борьбе против родового строя Согаиспользовали в качестве идеологического оружия буддизм, противопоставив егосинтоизму, который исповедовали Мононобэ.
В587 году Сога нанесли удар по вооруженной силе Мононобэ, разгромив их в битве угоры Сиги. Лишив царя военной поддержки, Сога в 592 году убили и самоговерховного правителя и взяли власть в свои руки, посадив на престол женщину поимени Суйко. Регентом при правительнице стал принц Умаядо, вошедший в историюпод посмертным именем Сётоку-тайси («Сётуко» означало высшую конфуцианскуюдобродетель, а тайси – титул наследного принца).[14]
Такимобразом, на определенный период синтоизм был частично отстранен от влияния наполитическую и общественную жизнь Японии. При этом все большое значениеприобретал буддизм, который в немалой степени способствовал политическуюобъединению в рамках раннефеодального государства. Большую роль враспространении буддизма сыграла группа Сога и ее ставленник Сётоку-тайси, объявленныйв 593 году наследным принцем. Так, VIII век стал веком интенсивного насаждениябуддизма правящей группировкой Сога. К концу века количество буддийских храмови монастырей увеличилось более чем в 12 раз, достигнув 545. Этим буддийскиммонастырям и храмам предоставлялись большие земельные владения и налоговыйиммунитет, к ним приписывались крестьяне.
Вто время в Японии распространился не только буддизм, на эксплуататорскуюверхушку раннефеодального общества оказали определенное влияние и конфуцианскиеидеи. Они нашли практическое воплощение на японской почве, когда Сётоку-тайсиввел в 603 году табель о рангах.[15]Введение табели о рангах преследовало цель создать более широкою социальнуюбазу пополнения чиновничьего аппарата. Отныне чиновниками могли быть не тольковыходцы из влиятельных домов центрального, Кинайского районов, но и способныелюди независимо от семейной группы и социального ранга.
Господствобуддизма как государственной религии Японии продолжалось вплоть до 1868 г.[16]Однако в отдельные периоды истории, когда возникала угроза единству нации, рольсинто возрастала. Это произошло, например, в XIII в., когда Японии угрожаломонгольское нашествие. Усиление позиций синто в религиозной жизни страныначалось после её объединения военным диктатором Токугавой Иэясу в 1603 г. Он положил конец длительному периоду феодальной раздробленности. Возрождение мифа обожественности и непрерывности императорской династии способствовало укреплениюцелостности государства. При этом считалось, что императоры перепоручали властьправителям из дома Токугава. Император – «живой бог» — царствовал, но неуправлял, почитание его было связано с религиозным культом – синтоизмом, реальнойже властью обладал сёгун.
Вконце XVII — начале XVIII в. система военно-феодальной диктатуры исчерпала своиисторические возможности, и назрела необходимость перемен в обществе.Сторонники преобразований выступили под лозунгом восстановления законной властиимператора. Синтоистские теоретики получили новый импульс для развитияимператорского мифа. Многие из них были приверженцами конфуцианского учения, ставшегопопулярным в Японии в период правления дома Токугава. Формирование догматикисинто теперь происходило путём соединения синтоистской мифологии иконфуцианских этических принципов, выражавшихся в подчинении вышестоящим исыновней почтительности. Разработкой синтоистской доктрины занималась в товремя и «школа национальной науки» — ещё одно идейное направлениесинтоизма. Её последователи призывали к возрождению основ религии синто, изложенныхв «Кодзики» и «Нихонги». Ослабление влияния императорскогодвора представители этой школы связывали с тлетворным влиянием иноземных учений- буддизма и конфуцианства.
Врезультате деятельности всех этих школ появился целый комплекс новых идей, которыйвпоследствии получил название кокутай (буквально — «телогосударства»). Основные положения нового учения кокутай можно свести кследующему: небесные боги продолжают жить во всех японцах и действовать черезних. Этим определяются такие особые качества японского народа, как преданностьподданных своему правителю и сыновняя почтительность. Император — живоевоплощение богини Аматэрасу — почитается наравне с богами. Япониярассматривается как государство-семья, в котором император и подданные связаныродственными узами и взаимной любовью. Непрерывность императорской династии, божественныйдух японского народа определяют особое назначение Японии и превосходство её наддругими странами.
Однакодогматика, создаваемая отдельными учёными и богословами, была ещё слабо связанас культами местных синтоистских святилищ.
Послетого как императорская власть была восстановлена в результате незавершённойбуржуазной революции Мэйдзи (1867-1868 гг.), один из первых указов новогоправительства провозгласил возврат к древнему принципу синто — принципу«единства отправления ритуала и управления государством»[17]. Произошло официальноепризнание императора живым богом. Правительственным указом буддизм был отделёнот синто и подвергнут официальным гонениям. Все синтоистские храмы вошли вединую иерархическую систему. В зависимости от их роли в пропагандеимператорского культа синтоистские святилища подразделялись на разряды:императорский, государственный, префектурный, уездный, деревенский и др.Главным святилищем стал храм Исэ, посвящённый богине Аматэрасу.
Некотороевремя синто было государственной религией Японии. В 1882 г. правительство страны провозгласило свободу вероисповедания. При этом государственное синтосохранило за собой статус официального ритуала и идеологии. Учение онациональной исключительности отныне стало обязательным для преподавания вовсех учебных заведениях Японии. Повсеместно был введён ритуал поклоненияимператору. Появился целый ряд новых официальных праздников, таких, как Деньвступления императора Дзимму на престол, День рождения правящего императора, Деньсошествия на землю божественного внука Ниниги, День памяти императора Комэй(отца правящего императора), День памяти императора Дзимму и т. д.
Вначале 30-х гг. XX в., с приходом к власти в стране ультранационалистических ифашистских группировок, официальное синто способствовало укреплению агрессивнойполитики государства. Религиозную основу имели призывы к созданиювосточноазиатской сферы совместного процветания во главе с Японией.
Кпримеру в период Второй мировой войны 1939-1945 гг. японская военщина объявилаяпонцев «нацией богов» и широко использовала синто для разжиганияшовинистических и милитаристских настроений и насаждало народу беспрекословноеподчинение императору и всем, кто выступает от его имени. Поражение Японии ввойне резко подорвало авторитет синтоизма. В декабре 1945 г. все синтоистские учреждения были отделены от государства, духовенство лишено государственногостатуса, а часть синтоистской литературы была даже запрещена. 1 января 1946 г. японский император Хирохито публично отрекся от своего «божественного»происхождения.
Однаконеоднократно предпринимались попытки восстановить синтоизм в статусегосударственной религии. Уже в 1952 обрядность императорского двора приобрелахарактер официальных государственных церемоний. Не менее важным этапомукрепления позиций синтоизма стало возрождение обараи — обряда великогоочищения всей японской нации. Символическое участие в обряде высшегорелигиозного лица государства подчёркивает единство национальной религии иимператорской власти.[18]
В1969 на основе Ассоциации синтоистских святилищ (основана в 1946) была созданаСинтоистская политическая лига — организация, которая впервые после ликвидациигосударственного статуса синтоизма открыто поставила вопрос о своём участии вуправлении государством. Начиная с 60-х гг. ХХ в. синтоизм начал постепенновосстанавливать свое влияние и несколько модернизировал свое учение. В 1966 г. правительство Японии восстановило в качестве национального праздника прежний «Деньоснования империи» (кигэнсэцу), посвященный восшествию на престоллегендарного императора Дзимму-тэнно. Демократическая общественность странывыступает против попыток определенных кругов вновь использовать синтоизм дляразжигания национализма, и особенно осуждает ежегодное посещение официальнымилицами государства храма Ясукуни-дзиндзя, построенного в память военных-участников Второй мировой войны, многие из которых были осуждены за совершениетяжких военных преступлений.[19]
3§. Взаимоотношения синтоизма и других юго-восточныхрелигий
Приверженностькакой-то одной религии в Японии — явление чрезвычайно редкое. Здесь наблюдаетсярелигиозный плюрализм. Поэтому японцам традиционно не были свойственнырелигиозные распри на доктринальном уровне, что столь часто наблюдалось на Западе.Японцы не рассматривают какую-либо религию как абсолют. Они часто придаютбольшее значение форме (обряду, ритуалу), чем содержанию. Наверняка, именно поэтой причине синтоизм мирно сосуществовал с буддизмом, конфуцианством идаосизмом.
ВЯпонии никогда не существовало единой религиозной организации, подчиняющей иконтролирующей всю жизнь человека. И религиозная жизнь японцев никогда не быласконцентрирована лишь на чем-то одном. Каждая семья была связана с синтоистскимсвятилищем в силу географического положения и причислялась к буддийскому храмув силу семейной традиции. Поэтому можно, пожалуй, определить синтоизм какобщинную религию, а буддизм — как семейную. Многие религиозные обрядысовершались дома, в семье, без участия священнослужителей. Семья и дом былицентром религиозной жизни. С этим, очевидно, связана и традиция устанавливатьдома алтари — буддийский (буцудан, символизирующий память об усопших) исинтоистский (камидана, олицетворяющий благодарность божествам).
Сосуществованиерелигий постулировал еще в VI в. Сётоку: «Нет никакого противоречия в трехрелигиях. Синто… обращено к прошлому, а не к настоящему или будущему. Онастоящем заботится учение Конфуция, которое имеет, однако, тот недостаток, чтоне глядит дальше вперед. Только буддизм раскрывает нам будущее человека. И таккак будущим занят человек, он не может в нашей стране пройти мимо буддизма» [20] (позже синтоизм ибуддизм поделили между собой жизненный путь человека: рождение и жизнь шли поканонам синтоизма, а похороны — по канонам буддизма).
Императоркак первосвященник синтоизма, обладающий магической силой общения с божествами,сохранял свое место в иерархии общества, даже будучи отстраненным отполитической власти. Во многом это способствовало сохранению роли национальнойрелигии как общей для всех японцев идеологии даже в период укоренения иширокого распространения буддизма. В синтоизме нет строго разработанных канонови догм, у него нет конкретных основателей и пророков, что является неотъемлемымсвойством любой мировой религии. Это делало его открытым для восприятия нетолько буддизма, но и конфуцианских и даосских морально-этических норм, апозднее и христианства. Именно буддизм и вся континентальная культура в целомоказали влияние на формирование синтоизма как религии.
Буддизмне был воспринят как абсолютно чуждый элемент и населением, поскольку, вовлекаялюдей в свою орбиту, не требовал отказа от прежних верований. Кроме того, вяпонском варианте буддизма были смягчены некоторые универсалистские элементы, ион стал близок существующему социальному порядку и традиционной системеценностей. Более того, он дополнил местные культы рядом этических понятий, которыев них отсутствовали. Буддизм принял свой окончательный вид, когда проповедь егодоктрин полностью перешла в руки местных священнослужителей. Таким образом, буддизмукоренился в стране без классических религиозных войн и привел к формированиюсинто-буддийского синкретизма. Обе религии нуждались друг в друге — буддизмунужна была поддержка, а синтоизму — «благосклонность» религии, поддерживаемойправящими кругами.
Заметноевлияние на синтоизм оказало и конфуцианство, которое принесло с собой болеесложные образцы поведения, нормы и ритуалы. Прежде всего, конечно, речь шла оботношениях государя и подданных, об управлении государством. Усвоение и мирноесосуществование синтоизма, буддизма и конфуцианства явилось результатомприсущей японцам адаптивности их мировосприятия. По образному выражениюисторика Т.Фудзисавы, «синто — корни и ствол, конфуцианство — листья и ветки, абуддизм — цветы и плоды»[21].Синтоизм и буддизм существуют как организованные религии. Синтоизм определиллитургическую практику, каноны устройства святилищ и проведения разного родарелигиозно-праздничных действий. Буддизм принес с собой традицию постройкипышных храмов, наполненных произведениями искусства, а также мемориальныеслужбы по ушедшим. Конфуцианство представляет собой морально-этическое учение, оказавшееогромное влияние на японскую культурную традицию. Даосизм повлиял на народныеверования, привнеся в них, в частности, понятие счастливых и несчастливых дней.
Впериод правления династии Токугава (1603—1867) различные течения конфуцианстваобогащали синтоизм своими этическими идеями, создавая основу для активизациисинто — конфуцианского синкретизма. Идеи защиты императора и реставрацииимператорской власти стали идеологической основой оппозиционного движения засвержение системы сёгуната. В условиях наметившегося разложения системыТокугавского сёгуната (середина XVIII в.) трудности, переживаемые обществом, связывалисьпрежде всего с засильем чужеродной (китайской) культуры, и в том числе сбуддизмом. Выход из создавшегося положения нарождавшаяся контрэлита искала напутях восстановления подлинной императорской власти, возрождения национальныхценностей, признания уникальности отечественной культуры и нации вообще, усиленияроли синто как духовной основы для формирования новой официальной идеологии[22].
Новаяофициальная идеология опиралась на принцип единства религиозного ритуала иуправления государством (сайсэй итти), восстановленный сразу после реставрацииМэйдзи. В основе этой идеологии преобладал религиозный аспект, выразившийся вутверждении государственного синто, ставшего духовным орудием возрождениявласти императора, а затем источником милитаристской агрессивной политики. Иэто несмотря на то, что конституция 1889 г. гарантировала отделение религии от государства.[23]
Вгосударственном синто в отличие от народного главной была именно идеологическаясторона. Возрождение синтоизма, многие годы пребывавшего на «заднем плане»ввиду безраздельного господства буддизма, преследовало не только собственнорелигиозные цели. Оно подчинялось задаче сплочения нации и укреплениягосударственности на основе религиозного сознания.
Ритуаламсинтоизма был придан характер государственных актов. Религиозная составляющаясинто тем самым выхолащивалась. Государственный синто стал не более чем культомпоклонения божественным предкам, что способствовало подъему национализма.Признавая свободу вероисповедания, государство в то же время поставило синтоизмнад всеми религиями. Он получил исключительные права на главную роль внациональных ритуалах.
Изсинто заимствовали нужное в то время правящей элите возвеличиваниеимператорской династии. Конституция 1889 г. гласила: «Японская империя должна управляться, и над ней должна царствовать непрерывная вовеки веков линияимператоров… Император есть лицо священное и неприкосновенное»[24]. Один из создателейновой Японии, Х.Ито, полагал, что и буддизм, и синтоизм утеряли свою власть какрелигии и не могут служить духовной опорой нации. Эта роль отводилась толькоимператору. Он писал: «Император ведет свое происхождение от неба; егопроисхождение священно и божественно; он поставлен выше всех своих подданных.Он должен быть чтим и неприкосновенен».[25]
Подобныевзгляды разделяло подавляющее большинство политиков того времени. Тогдашнююзначимость императора, который по-прежнему оставался первосвященником синтоизма,в духовной жизни общества можно сравнить со значимостью христианства в странахЗапада. Некоторые специалисты не без основания расценивают культ богини солнцаАматэрасу, «прародительницы императорской династии», как своего родахристианизацию синто, т.е. превращение его в монотеистическую религию.
Превращениесинтоизма в инструмент государственной политики шло вразрез с адаптивнымрелигиозным сознанием японцев. Выделение одной религии нарушило баланс междусинтоизмом и буддизмом, поставило японцев, которые подсознательно воспринималиобе религии, так сказать, на паритетной основе, перед мучительным выбором.Впрочем, разрушить древнюю традицию сосуществования религий так и не удалось.
Послепоражения Японии во Второй мировой войне, был так же дан сильный отпормилитаризму и национализму, для разжигания которого был использован синтоизм. Кардинальноизменила отношения религии с государством конституция 1947 г. В статье 20 конституции говорится: «Свобода религии гарантируется для всех. Ни одна изрелигиозных организаций не должна получать от государства никаких привилегий ине может пользоваться политической властью. Никто не может принуждаться кучастию в каких-либо религиозных актах, празднествах, церемониях или обрядах.Государство и его органы должны воздерживаться от проведения религиозногообучения и какой-либо иной религиозной деятельности»[26].Частично затрагивала проблему религии и статья 89: «Никакие государственныеденежные средства или иное имущество не могут ассигновываться илипредназначаться для использования, выгоды или содержания какого-либорелигиозного учреждения или ассоциации или для каких-либо благотворительных, просветительскихили филантропических учреждений, не находящихся под контролем публичныхвластей»[27].
Такимобразом, конституция 1947 года установила барьер между общественной(политической) и частной (религиозной) жизнью, и баланс между юго-восточнымирелигиями был восстановлен.
Многиеконфликты, возникающие в различных частях земного шара, уходят корнями впротивостояние религий. В современной Японии достигнут такой баланс между ними,который вполне может служить образцом для всеобщего подражания. Ныне здесь, согласноофициальной статистике, насчитывается 118 млн. последователей синтоизма, 96млн. — буддизма и 1, 5 млн. христиан (численность приверженцев новых религий неподдается точному определению) притом, что численность населения страны недостигает и 130 млн. человек[28].Это — уникальный и завидный индикатор веротерпимости, которой катастрофически нехватает большей части человечества.
Заключение
Изучениесинтоизма представляет для меня большой интерес. Так как в отличие отконфуцианства и буддизма, синтоизм — это сугубо национальная религия, характернаятолько для японцев. В ее пантеоне насчитывается более 8 миллионов богов (ками),к которым относятся также духи умерших, духи рек, гор, озер и покровителиремесел.
Всвоей работе я попытался, как можно более подробно написать об уникальностиэтой религии, в том плане, что она мирно сосуществовала на протяжении многихвеков с другими философскими течениями и религиозными учениями. Изучениевлияния синто на общественную жизнь японского народа, на внутреннею и внешнеюполитику страны очень познавательно и интересно.
Завсю свою историю человечество было и продолжает быть свидетелем конфликтов нарелигиозной почве. Все помнят крестовые походы, кровавые религиозные войны, насильственноераспространение религий. В отличие от запада и востока, в этом регионе подобныесобытия не имели место. Порождает интерес необыкновенная «гибкость» синто ввосприятии норм других юго-восточных верований.
Синтоизмсыграл позитивную роль в периоды опасности для страны, в такие, например, какугроза иностранной интервенции в XIII в., когда монголы при Хубилае пыталисьпокорить Японию, или при внутренних смутах, как при Токугаве Иэясу в 1603 г.
Всеже был исторический период, когда эта религия сыграла отрицательную роль. Синтоизмбыл использован в качестве идеологии во время Второй мировой войны, когда основываясьна религиозные летописи японская нация была объявлена «нацией богов». Однакояпонцы потерпели поражение, а синтоизм сохранил прежнее уважение и почтение.
Список литературы
1.Жураев У.Т., «Дунё динлари тарихи», Таш., 2001
2.Кузнецов Ю.Д., «История Японии», М., 1988
3.Малышев Б., www.religio.ru
4.Молодякова Э., «Японская модель религиозной жизни», www.prazdnikimira.ru
5.Муминов А., «Диншунослик», Таш., 2004
6.Токарев С.А., Энциклопедия «Мифы народов мира» в двух томах, М., 1987
7. Microsoft Encarta Encyclopedia 2005
8. www.enc.mail.ru
9. www.japantoday.ru
10. www.prazdnikimira.ru
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта referat.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Чай, кофе
Реферат Культуру - народу духовная жизнь Москвы
Реферат Камбуджадеша Ангкор в VIII - XIII веках
Реферат Иберийская уния
Реферат Уголовная ответственность за хулиганство 5
Реферат Основы тактических действий
Реферат 1. классификация парфюмерно косметических товаров
Реферат Інструкція №18 з безпеки життєдіяльності та правил експлуатації спортивних залів під час навчально-тренувального процесу
Реферат Sociological Immagination Essay Research Paper Dave Bradley
Реферат Етапи модернізації існуючих мереж загального користування та розрахунок часових затримок повідомлень в інтелектуальній надбудові
Реферат Писанки та писанкарство на Україні
Реферат Конституційне правосуддя в Україні
Реферат Сущность инвестиционной стратегии
Реферат Брачное право в условиях язычества и после принятия христианства
Реферат Женские образы в романе Стендаля Красное и Черное