Реферат по предмету "Политология"


Государственное регулирование территориального развития Приморского края

Содержание
Введение
Глава I. Характеристика Приморскогокрая
Глава II. Государственное регулированиетерриториального развития Приморского края
§ 2.1 Влияние мировой экономикина развитие Приморского края
§ 2.2 Развитие региональнойсистемы расселения
§ 2.3 Меры государства поразвитию Приморского края
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Актуальность темыреферата. Неоднозначная результативность государственного регулирования российскойэкономики в совокупности с масштабными изменениями, осуществленными в сжатые срокив условиях несбалансированного развития экономики в условиях трансформации, требуютдальнейшего углубления исследований по фундаментальным теоретическим основам государственногорегулирования, адекватного экономическим реалиям России, а также учитывающего достижениясовременной экономической мысли и практики зарубежных стран.
В современнойэкономике периодически возникает необходимость систематических регулирующих воздействийсо стороны государственных институтов, особенно в тех областях, где самостоятельныехозяйствующие субъекты не заинтересованы в решении сложных социально-экономическихпроблем. Именно поэтому проблема государственного регулирования территориальногоразвития особенно актуальна в настоящих условиях, когда идет поиск баланса междурыночными методами регулирования и государственным воздействием на развитие экономики.
Пространственныйаспект социально-экономического развития страны вносит два существенных моментав методологию и практику государственного управления: необходимость регионализацииинструментов и методов государственного регулирования социально-экономических процессови появление особой функции государства, воплощаемой в самостоятельном инструменте— государственной региональной политике. В этой связи крайне актуальным представляетсянеобходимость упорядочения государственного регулирования территориального развитияв разрезе региональных налогово-бюджетных отношений.
Исследования вобласти государственного регулирования регионального развития в экономической литературетрадиционно считаются актуальными. Именно этим можно объяснить, что за последнеедесятилетие выполнено большое количество исследований как концептуального, так иприкладного характера по региональной проблематике. Причем, значительно больше вниманиястало уделяться теории и практике управления на региональном уровне, поскольку припостроении реального федеративного государства усилилась роль субъектов федерации,ставшими активными участниками региональных социально-экономических процессов.
Степень научнойразработанности проблемы. Вопросы пространственной организации национального хозяйства,как одного из направлений экономической науки, всегда занимали важное место в работахисследователей. У истоков науки о регионе стояли классики английской политическойэкономии А. Смит и Д. Рикардо, первый из которых обосновал концепцию абсолютныхпреимуществ, а второй — на ее основе — создал теорию сравнительных преимуществ.
В целом, и зарубежныеисследователи региональной проблематики, и отечественные ученые оказали существенноевлияние на формирование современных подходов к регулированию территориального развитияэкономики. На каждом этапе исторического развития формировался тот или иной подход,который отражал систему научных взглядов, характерных именно для того периода времени.Иными словами, в разных странах, в зависимости от сложившихся исторических условий,приоритет отдавался различным теоретическим направлениям региональной науки. В итогееё современное состояние является результатом взаимодействия сложившихся подходов,получивших самостоятельное развитие в разные периоды экономической истории.
Теоретическиеи практические вопросы территориального регулирования поднимаются в работах современныхэкономистов по общим проблемам государственного регулирования экономики: Л. Абалкина,Р. Гринберга, Э. Дунаева, В. Ивантера, В. Кушлина, Д. Львова, С. Мельникова, А.Пороховского, М. Сажиной, С. Серегиной, А. Сидоровича, И. Столярова, Л. Ходова,К. Хубиева, Г. Чибрикова, Ю. Швыркова, Ф. Шамхалова и др.
Концепции государственногорегулирования экономического развития регионов составляют особую часть в региональныхтеориях. В этом контексте обращают на себя особое внимание работы таких российскихисследователей, как В. Антонюк, Ю. Гонтарь, А. Гранберг, О. Кузнецова, В. Лексин,С.Леонов, В. Орешин, Е.Пешкова, С. Суспицын, А. Швецов и др. Сокращение чрезмернойдифференциации уровней социально-экономического развития регионов является стратегическиважным в проведении государственной региональной политики России, неотъемлемым элементомкоторой выступают бюджетно-налоговые механизмы. Благодаря исследованиям таких современныхавторов, как Т. Агапова, Н. Ларина, Ю. Любимцев, Л. Лыкова, В. Христенко, Ю. Швецови др., развитие современной концепции налогово-бюджетных отношений происходит насерьезной методологической основе и является отражением меняющихся объективных условийразвития российской экономики.
Цели и задачиисследования. Целью реферата является обоснование направлений повышения эффективностигосударственного регулирования регионального развития России (на примере Приморскогокрая).
Достижение поставленнойцели потребовало решения следующих задач:
— обозначить теоретическиеосновы государственного регулирования территориальным развитием регионов;
— дать краткуюхарактеристику региона;
— оценить государственноерегулирование развития инвестиционной политики, экономических отраслей и социальнойсферы в Приморском крае.
Объектом исследованияявляется экономика Приморского края.
Предметом исследованиявыступают преимущественно бюджетно-налоговые и другие финансовые инструменты государственногорегулирования экономики на региональном уровне.

Глава I. Характеристика Приморскогокрая
Приморскийкрай был образован 20 октября 1938 года указом Президиума Верховного Совета СССР«О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский край» (в составПриморского края вошли Приморская и Уссурийская области Дальневосточного края, упразднённыев 1939 и 1943 годах, соответственно). Столица края — город Владивосток. ПлощадьПриморского края составляет 165,9 тыс. км². Население — 1988 тысяч человек(2009). Плотность населения: 12,0 чел./км² (2009), удельный вес городскогонаселения: 75,4 % (2009)[1]
Среднийпрожиточный минимум 4975 рублей (3 кв. 2007), 6071 рубль (4 кв. 2008), для работающих— 5321 руб. (2007), для пенсионеров — 3968 руб. (2007), для детей — 4810 рублей(2007). Среднедушевой денежный доход приморцев с января по октябрь 2007 года составил9954 рубля (2,3 прожиточных минимума), в декабре 2008 года — 17582 рубля (2,9 прожиточныхминимума). Среднемесячная заработная плата составляла в 2007 году 11840 рублей (2,5прожиточных минимума). При этом доходы 19 процентов населения Приморского края дажене дотягивали до прожиточного минимума В декабре 2008 года среднемесячная заработнаяплата составила 22214 рублей[2].
Губернаторкрая — Сергей Дарькин. В ноябре 2004 года было объявлено о его вступлении в партию«Единая Россия». В январе 2005 Дарькин стал первым назначенным губернатором в России.Ему предстоит руководить регионом до 2010 года. Дарькин сам поставил вопрос о доверииперед президентом, и его кандидатура была предложена президентом Путиным на утверждениекраевым Законодательным собранием. Из 36 депутатов 35 поддержали эту кандидатуру.Не поддержал только один — Николай Владимирович Марковцев.
ЗаконодательноеСобрание Приморского края является постоянно действующим законодательным (представительным)органом государственной власти края. Численный состав Законодательного Собрания— 40 депутатов.
Крупнейшиминалогоплательщиками в Приморье являются:
·          ОАО «Восточныйпорт»
·          ОАО «Находкинскаябаза активного морского рыболовства»
·          «Приморскоеморское пароходство»
·          ОАО «Роснефть-Находканефтепродукт»
·          ОАО «Находкинскийморской торговый порт»
·          ОАО «Дальэнерго»
·          ОАО «Дальневосточноеморское пароходство»
·          ОАО «Владивостокскийморской торговый порт»
·          «Приморнефтепродукт»
·          ОАО «Дальсвязь»
·          ОАО «Приморскуголь»
·          ООО «Гамма-Лимитед»
·          ОАО «ВладивостокАвиа»
·          ЗАО «ЛуТЭК»
Владельцамикрупных пакетов акций предприятий в Приморском крае являются: РАО «ЕЭС России»,НК «Роснефть», «Группа МДМ», «Группа Альянс», Консорциум «Альфа-групп».
Российские«Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс») и «ЕвразХолдинг» владеют двумя крупнейшимипортами Приморского края (Восточный порт и Находкинский морской торговый соответственно).
ВПриморье влиянием пользуется «Группа «Альянс» Мусы Бажаева, подписавшая летом2001 г. генеральное соглашение о сотрудничестве с краевой администрацией. «Альянс»стал одним из главных поставщиков топлива для нужд приморского ЖКХ. Группа владеетконтрольным пакетом акций ОАО «Приморнефтепродукт»; «Альянс» также контролируети Находкинский нефтепорт.
Госкомпания«Роснефть» в августе — сентябре 2001 приобрела у иностранных инвесторов 33,4 % акцийстарейшего лесопромышленного предприятия региона — ОАО «Приморсклеспром». В ноябре2002 г. 26 % голосующих акций ОАО «Приморскуголь» купила компания «Русский уголь»— альянс, созданный ОАО «Роснефть» и ОАО «Межпромбанк». В Приморском крае «Роснефть»представлена дочерней компанией ОАО «НК Роснефть-Находканефтепродукт»[3].
«ГруппаМДМ» является владельцем 49 % пакетом акций ОАО «Торговый порт Посьет». МДМ контролируетоколо 30 % голосующих акций «Дальэнерго».
Всовет директоров ОАО «Приморскуголь» избраны представители входящего в Группу МДМОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК). ОАО «СУЭК» через близкиеструктуры контролирует более 60 % акций предприятия.
С2002 развитием Дальневосточной контейнерной сети занялась транспортная компания«Н-Транс» (бывшая «Северстальтранс»), совместно с компаниями-партнерами контролирующаякрупнейший на Дальнем Востоке Восточный порт. В 2002 г. контейнерный бизнес «Н-Транса»(бывшая «Северстальтранс») был выделен в отдельное стратегическое направление —совместно с партнером группой First Quantum, и учреждена Национальная КонтейнернаяКомпания.
Вавгусте 2003 одна из трёх крупнейших сотовых телефонных компаний — «Мобильные ТелеСистемы»(МТС) — купила половину акций «Примтелефона», получив доступ на дальневосточныйрынок. Филиал «Связьинвеста» «Дальсвязь», владела оставшимися 50 % до начала 2004года, после чего тоже продала их МТС. «МегаФон» также обладает лицензией на ДальнийВосток. Осенью 2008 года компания Билайн (Вымпел-Коммуникации) начала коммерческуюэксплуатацию своей сети 3G. Кроме того, в крае имеется ещё два местных операторасотовой связи — «Акос» (принадлежит «Дальсвязи») и «Новая Телефонная Компания» (НТК)[4].
РАО«ЕЭС России» является владельцем крупнейшего пакета акций ОАО «Дальэнерго» (49 %).
Климатумеренный, муссонный. Зима сухая и холодная с ясной погодой. Весна продолжительная,прохладная, с частыми колебаниями температуры. Лето тёплое и влажное, на летниемесяцы приходится максимум количества осадков. Осень как правило тёплая, сухая,с ясной погодой. Летом преобладают южные ветра с Тихого океана а зимой северные,приносящие холодную, но ясную погоду с континентальных районов. Основная особенность— летом обильные осадки и туман. Лето — пора тайфунов, эти тропические циклоны каждыйгод посещают край, нанося порой огромный ущерб инфраструктуре края и сельскому хозяйству.Средняя температура июля +17С…+26С. Средняя температура января от −8С на побережьедо −24С в материковых районах. Осадков 600—900 мм в год.
Расположенна юге Дальнего Востока, в юго-восточной части Российской Федерации. На севере граничитс Хабаровским краем, на западе с КНР, на юго-западе с КНДР, с юга и востока омываетсяЯпонским морем. Крупный залив — Петра Великого. Берега залива сильно изрезаны иобразуют внутренние заливы: Амурский, Уссурийский, Посьета, Стрело́к, Восток.Центральную и восточную части края занимают горы Сихотэ-Алинь (высота до 1855 м),на западе — Уссурийская и Приханкайская низменности.
Крупныеострова: Русский, Путятина, Аскольд, Попова, Рикорда, Рейнеке, Большой Пелис.
Наюго-западе находится крупное озеро Ханка. Разделяет с Китаем.
В Приморье проживаетоколо 2 млн. человек, из которых 1860 тыс. русские, примерно 90 тыс. человек — украинцы,татары — более 14,5 тыс., и только около 3900 человек — китайцы (вопреки распространяемойневерной информации). Проживает более 100 народов[5].
ВПриморье открыт целый ряд крупных и уникальных месторождений разнообразных полезныхископаемых, на базе которых создана и функционирует самая мощная на Дальнем Востокегорнодобывающая промышленность.
Вкрае производится более 92 % плавикового шпата России, 64 % вольфрамовых концентратов,почти 100 % борных продуктов, 73,6 % свинца в концентрате и 8,4 % свинца рафинированного,добывается 18,2 % олова России[6].
Вкрае выявлено почти 100 угольных месторождений с общими прогнозными запасами до2,4 млрд т. Основные месторождения угля — Бикинское, Павловское, Шкотовское и Артемовское— буроугольные, Партизанское и Раздольненское — каменноугольные. Многие месторожденияугля имеют сложные гидрогеологические условия (небольшая толщина угольных пластови их высокая обводненность). Это затрудняет добычу угля, делает её более дорогой.Вместе с тем около 70 % запасов угля пригодно для открытой разработки.
Крайбогат месторождениями цветных металлов. Известно около 30 месторождений олова, которыев основном находятся в Кавалеровском, Дальнегорском и Красноармейском районах. Вэтих же районах сосредоточено около 15 месторождений полиметаллических руд, содержащихцинк, свинец, медь, серебро, висмут, редкоземельные металлы. В Красноармейском иПожарском районах края имеется несколько месторождений вольфрама. Кроме вольфрамав этих рудах содержится медь, серебро, золото, висмут и другие ценные металлы. Всеверо-восточных районах Сихотэ-Алиня найдено несколько месторождений серебра.
Вкрае разведано более 50 месторождений золота. Золотоносные месторождения имеютсякак на юге Приморья, так и на севере. Около 60 % всех запасов золота находятся вроссыпях по долинам рек.
Врайоне Дальнегорска находится крупнейшее в России месторождение бора (датолитовых,боросодержащих руд). Оно разрабатывается открытым способом и может обеспечить работуперерабатывающих предприятий не менее чем на 50 лет. Плавиковый шпат, добываетсяв Хорольском районе (Вознесенское и Пограничное месторождения). Кроме плавиковогошпата в рудах этого месторождения содержатся редкие металлы. Открыты несколько месторожденийфосфоритов на материковом склоне Японского моря.
Назапасах Дальнегорского боросиликатного месторождения, скарново-полиметаллическихместорождений работает крупное горно-химическое предприятие ОАО «Бор». ОАО «ЯрославскийГОК» разрабатывает Вознесенское и Пограничное флюоритовые месторождения. ОАО «ПриморскийГОК» и ОАО «Лермонтовская ГРК» вместе разрабатывают богатейшие скарново-шеелитовыхместорождения Восток-2 и Лермонтовского. В посёлке Кавалерово ОАО «ГРК Хрустальная»разрабатывает богатое оловянное месторождение «Искра». Кроме того, в крае добываютсябурые и каменные угли, строительные материалы; действует ряд санаторно-больничныхкомплексов на базе подземных минеральных источников и морских грязей, в том числекрупнейший в России Шмаковский. В небольшом количестве в крае добывается россыпноезолото, цеолиты, бентонитовые глины и другие полезные ископаемые. Вводятся в эксплуатациюкоренные золото-серебряные месторождения.
Вструктуре добычи традиционно преобладают бурые и каменные угли — 47 %, значительнуюроль играют цветные и редкие металлы — 21 % и неметаллы — 14 %. Производство благородныхметаллов (золота из россыпных и комплексных вольфрамово-медных месторождений, серебраиз комплексных полиметаллических месторождений) не превышает 10 %, добыча общераспространенныхполезных ископаемых — 3 %[7].
Обеспеченностьдействующих предприятий сырьевой базой неодинакова. ОАО «Бор» и ОАО «ЯрославскийГОК» обеспечены разведанными запасами борной и плавиковошпатовой руды на длительныйсрок.
Вкрае имеются перспективы выявления промышленных месторождений как традиционных длякрая полезных ископаемых, так и новых, на базе которых могут быть созданы крупныегорнодобывающие предприятия. Из традиционных полезных ископаемых есть перспективыпоисков богатых скарново-шеелитовых месторождений в Лермонтовском рудном узле ивысококачественных лечебных грязей в бухте Экспедиции на юге Приморья.
Особенноблагоприятные перспективы в крае имеются на выявление новых промышленных рудныхместорождений благородных металлов (золота и серебра).
Изновых полезных ископаемых в Приморье имеются перспективы выявления месторожденийсурьмы, ртути, марганца, барита, каолинов, и высококачественных кварцитов для производствастекла, в которых в настоящее время Россия испытывает большой недостаток.
Вкрае в последние годы появились перспективы выявления месторождений драгоценныхкамней: алмазов в коренном залегании и корундов в россыпях, в первую очередь сапфировв Вострецовском золотоносном районе. Имеется недоразведанное месторождение Радужноеблагородного опала в пределах Алчанской вулканоструктуры.
В1999—2000 годах начата переоценка перспектив края на нефть и газ, как в наземнойчасти, так и на шельфе Японского моря. Прогнозная оценка на нефть по разным авторамколеблется в пределах 10-150 млн тонн. Развитая инфраструктура края и удаленностьот нефтедобывающих регионов России позволяет с высокой степенью достоверности предполагать,что отработка даже мелких месторождений нефти и газа будет экономически целесообразна.
Неосваиваются разведанные месторождения германия, по запасам которого Приморье занимаетодно из ведущих мест в мире. Также ждут своего освоения месторождения вермикулита,графита, талька и других полезных ископаемых.
До80 % территории края занимают исключительно разнообразные по составу леса: хвойные,широколиственные, мелколиственные деревья и кустарники, многие из которых эндемичны(абрикос маньчжурский, актинидия, женьшень). Лесопокрытая площадь составляет 12,3млн га, общие запасы древесины — 1,75 млрд м³. Леса третьей группы занимаютоколо 60 % лесопокрытой площади, а леса, где возможны рубки — около 75 %. Для Приморскогокрая норма вырубки составляет около 10 млн м³ в год. В некоторых районах вырубаетсянамного больше рациональных норм, а в труднодоступных районах лес может не вырубатьсявообще. Леса Приморского края также богаты кедровыми орехами, лекарственными растениями(лимонник, женьшень). Во флоре Приморья насчитывается более двух тысяч видов высшихрастений, из которых около 250 видов деревьев[8].
ВПриморском крае расположены: Дальневосточный морской заповедник, Кедровая Падь,Лазовский заповедник, Сихотэ-Алиньский заповедник, Уссурийский заповедник, Ханкайскийзаповедник.
ВПриморье сочетаются тайга и субтропические леса. Зимой стоят морозы около −30°С(иногда до −50 °C), летом — 30-тиградусная жара (местами до +40 °C). Районявляется самым южным в зоне тайги и самым северным в зоне субтропиков, что определяетбогатство флоры и фауны, разнообразность ландшафтa, тёплое море на юге, наличиеисточников целебных вод — все это позволяет развивать туризм в крае. Приморскийкрай включает в себя 12 городских округов и 22 муниципальных района, на территориикоторых располагаются 29 городских поселений и 116 сельских поселений[9].
Многиенаселённые пункты основаны поселенцами из Центральной России, с Украины и из Белоруссиии получили имена родных мест:
·          Хороль— в честь украинских города и реки Хорол
·          Черниговка— в честь города Чернигов.
·          Чугуевка— в честь города Чугуев.
·          Киевка
·          Тереховка— в честь белорусского поселения
·          Речица— в честь белорусского города
·          Нежинои Новонежино — в честь города Нежин
·          НоваяМосква
·          Прилуки
·          Суражевка— в честь города Сураж бывшей Черниговской губернии, ныне Брянской области
·          Полтавка— в честь Полтавы.
·          Уссурийск
·          Камень-Рыболов
Южныйрегион Дальневосточного края переселенцы с Украины и из Белоруссии называли ЗелёныйКлин.

ГлаваII. Государственное регулирование территориального развития Приморскогокрая
 
§2.1 Влияние мировой экономики на развитие Приморского края
К настоящему временипроцессы глобализации сформировали новый международный контекст существования ДальнегоВостока России. Изменение направленности и интенсивности товарных, технологических,финансовых, интеллектуальных и трудовых потоков резко изменили среду функционированиясформированных на предыдущем этапе хозяйственных комплексов и социально-экономическихструктур региона в целом и Приморского края в частности.
Особенность геополитическогои геоэкономического положения Приморского края состоит в том, что он, находясь напериферии Дальневосточного федерального округа, граничит с Северо-Восточными провинциямиКитая, с Северной Кореей и по морской границе — с Японией, которые активно реализуютсобственные планы интеграции в АТР.
Наиболее значимымпроектом, имеющим федеральное и международное значение, на территории Приморскогокрая является проект размещения объектов саммита АТЭС — 2012, который реализуетсяв рамках подпрограммы «Развитие города Владивостока как центра международного сотрудничествав Азиатско-Тихоокеанском регионе» федеральной целевой программы «Экономическое исоциальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года». Проектомнамечено осуществление комплекса мероприятий по развитию базовой инфраструктурыг. Владивостока в целях создания на его основе крупного торгово-финансового, транспортно-логистического,индустриального и научно-образовательного центра.
Результатом реализацииэтого масштабного проекта должно стать резкое изменение имиджа Владивостока какодного из главных центров АТС, укрепление позиций России в Азиатско-тихоокеанскомрегионе, установление долгосрочных партнерских отношений с транснациональными корпорациямии правительствами стран АТР.
Другим проектом,имеющим большое значение для качественного развития и реформирования региональногорынка труда является создание Дальневосточного федерального университета, размещаемогона о. Русском. Специализацией Дальневосточного университета, который уже к 2017г. должен войти в мировые рейтинги вузов, могут стать логистика, биотехнологии,топливно-энергетический комплекс, экология и управление (в том числе сегмент бизнес-образования).
Размещаемая вбух. Муравьиная Артемовского городского округа Игорная зона федерального значениятакже будет иметь большое региональное и международное значение и явится дополнительнымимпульсом градостроительного развития Владивостокской агломерации.
§2.2 Развитие региональной системы расселения
На первом местев градостроительной стратегии развития Приморского края стоит тема укрепления сложившейсясистемы расселения путем формирования внутрикраевого рассселенческого каркаса.
При этом особымобъектом градостроительного планирования является Владивостокская городская агломерация,формирующаяся на юге края. Граница этой агломерации будет в перспективе охватыватьтерриторию в радиусе 2-х часовой транспортной доступности, а общая численность еенаселения составит около 1,2 млн.чел., т.е. около 50% перспективной численностинаселения края[10].
В первую очередьздесь необходимо бороться с тенденцией, присущей всем крупным агломерациям — «растеканием».Спонтанное развитие порождает многочисленные проблемы:
— отсутствие городскойорганизации за пределами центра;
— возрастающее«растаскивание» свободных земель без учета общего плана;
— деградация окружающейсреды, как правило, вдоль вылетных автомагистралей.
Комплексное игармоничное развитие агломерации связано с четким функциональным зонированием территории,с целенаправленным определением специализации ее планировочных элементов, с организациейединой инженерной инфраструктуры, единой системы общественного городского и внегородскоготранспорта, единой многоуровневой системы рекреации.
Приоритетной средиградостроительных проблем является — укрепления транспортного каркаса Южного Приморьяс целью включения в активное взаимодействие с центром системы — г. Владивостокоммаксимально возможного числа городов и поселений этой зоны с последующим перераспределениемфункций между ними и определением приоритетов развития всех планировочных элементовагломерации.
Первоочередноеформирование скоростных автомобильных и железнодорожных магистралей в направленииВладивосток-Уссурийск и Владивосток-Находка-Партизанск является важнейшей задачей,решение которой позволит в короткий срок диверсифицировать занятость, более полноудовлетворить материальные и духовные запросы населения, и, в конечном счете болееэффективно использовать кадровый потенциал района с населением более 1 млн. чел.
Дальнейшее развитиеопорного каркаса Приморского края связано с развитием и усилением широтных транзитныхтранспортных связей в направлении от границы с КНР к портам Приморского края. Это,прежде всего, два формируемых Международных транспортный коридор (МТК): Приморье-1и Приморье-2, а также ряд направлений с выходом на строящиеся в перспективе портыцентральной части Приморья, расположенные в бухтах Ольга, Владимира и Рудная.
Большое влияниена социально-экономическое развитие Приморского края окажет реализация проектовстроительства нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан (ВСТО) и газопровода Хабаровск-Владивосток.Значительная доля углеводородного сырья намечается к экспорту через порты Приморья.При этом экономически выгодным становится организация переработки сырья в припортовыхпромышленно-производственных зонах.
А это значит,что «полюсами развития» должны стать подлежащие модернизации, реконструкции и расширениюпорты Приморья: Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино, а также вновьсоздаваемые новые портовые комплексы, прежде всего, на незамерзающих акваторияхкрая (в бухтах Владимира и Ольга), и подходы к ним магистралей сухопутного транспорта.Это предполагает также создание здесь мощной логистической инфраструктуры для обеспечениятранзитных перевозок.
Учитывая сложныеприродно-климатические и орографические условия Тихоокеанского побережья Приморья(повышенную сейсмичность и цунамиопасность), а также ограниченность территории дляразвития переработки сырья, значительную долю этой переработки целесообразно сконцентрироватьв тыловой части края, на подступах к портам, оставив припортовую территорию дляразвития транспортно-логистических терминалов.
С завершениемк 2013г. строительства автомагистрали «Восток» (Хабаровск-Находка), проходящей параллельноавтодороге федерального значения М-60 «Уссури» в глубинной части Приморского края,на территории края появляется новая меридиональная планировочная ось. Именно этапланировочная ось, которая к концу расчетного срока будет усилена новой железнодорожнойлинией, станет основой новой урбанизации края.
Вдоль новой планировочнойоси в перспективе будут формироваться градостроительные узлы. При этом вероятнымирайонами образования новых городов, градообразующей основой которых станут перерабатывающиепредприятия новейших технологий (нефтехимия, лесопереработка, газохимическая отрасль,цветная металлургия, первичная переработка минерального сырья и др.), станут местапересечения широтных направлений и новой меридиональной планировочной оси: в центральнойчасти края — район Новочугуевка-Арсеньев и в северной части — район Новопокровка-Богуславец.
В этих районахв перспективе, главным образом, за счет механического притока населения из другихрайонов страны могут быть образованы 2 новых города с населением от 30 до 50 тыс.чел., которые сыграют важную роль в развитии краевой системы расселения и станутопорными центрами освоения северной и центральной части края, стягивающими на себяресурсные зоны Приморского края[11].
В районе Новопокровка-Богуславецв перспективе проектируется строительство каскада Дальнереченских ГЭС, что будетспособствовать укреплению энергетической независимости формируемого промышленногоузла.
Таким образом,развитие региональной системы расселения Приморского края будет происходить одновременнов четырех направлениях:
1. Усиление икомплексное развитие Владивостокской агломерации.
2. Активное развитиепортовых комплексов Приморского края.
3. Укреплениеприграничной зоны с увеличением количества, качества обслуживания и пропускной способностижелезнодорожных и автомобильных таможенных КПП.
4. Формированиеновой меридиональной глубинной планировочной оси вдоль автомагистрали «Восток» истроящейся в перспективе параллельно с ней железнодорожной магистрали.
Основными объектамипромышленных новостроек, предусмотренных к строительству в течение расчетного срокасхемы являются следующие предприятия федерального значения:
1. Нефтехимическийзавод мощностью 20 млн.тн, площадка в стадии выбора, находиться в районе Находкинскогогородского округа;
2. Газоперерабатывающийзавод мощностью 30 млрд.м3 в год (в Хасанском районе);
3. Газосжижающийзавод, площадка в районе бух.Славянка;
4. Атомная электростанциямощностью 2000 МВт, площадка в районе Арсеньева (в перспективе, за пределами 2020г.);
5. Алюминиевыйзавод, площадка в районе бух. Ольга (в перспективе, за пределами 2020 г.);
6. Каскад ДальнереченскихГЭС мощностью 360 МВт (в перспективе, за пределами 2020 г.)[12].
§2.3 Меры государства по развитию Приморского края
В2009 году завершится реализация федеральной целевой программы „Социально-экономическоеразвитие Приморского края до 2009 года“.
Общийобъем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%),средства бюджета Приморского края – 30211,01 млн. рублей (18,67%), средства внебюджетныхисточников – 101904,25 млн. рублей (61,49%).
В2007 году объем бюджетного финансирования Программы составил 4231,54 млн. рублей,в том числе из федерального бюджета – 2759,73 млн. рублей, из бюджета края – 17237,92млн. рублей. Из внебюджетных источников привлечено 33354,29 млн. рублей[13].
В рамках Программыв 2003-2007 годах реализованы мероприятия по строительству новых, расширению и реконструкциидействующих предприятий. Работа промышленного комплекса всегда предопределяла перспективыразвития экономики Приморского края. Признанием успешности управления экономикойкрая, обеспечившей социально- экономическую стабильность, можно считать последовательноеповышение в последние годы деловой предпринимательской активности.
На»Развитие системы здравоохранения" направлено 3097,18 млн. рублей, изних 902,0 млн. рублей из федерального бюджета. Введено в эксплуатацию 15 больниц,в том числе 4 – за счет средств федерального бюджета[14].
На«Развитие системы образования» – выделено 3548,66 млн. рублей, в том числе1092,82 млн. рублей средства федерального бюджета. Введено в эксплуатацию 84 школна 13876 учебных мест[15].
Основной цельюгосударственной политики в сфере образования является создание механизма устойчивогоразвития системы народного образования как важнейшего условия дальнейшего развитияобщества и обеспечения конкурентоспособности экономики республики, а также решениезадач становления нравственных идеалов и ценностей, воспитания гражданственностии патриотизма.
Система образованияреспублики будет развиваться в соответствии с концепцией модернизации российскогообразования, определившей главным направлением повышение качества обучения и воспитания,обеспечение его доступности для всех слоёв населения, эффективности.
Главным приоритетомявляется обеспечение гарантий общедоступного и бесплатного полного общего и начальногопрофессионального образования, создание условий для развития национального образованияи изучения родных языков.
Одной из основныхзадач профессионального образования является повышение уровня его доступности, вособенности, для сельского населения. В связи с этим будет усилено внимание к целевойконтрактной подготовке кадров, обеспечению соответствия между образовательными ипрофессиональными интересами личности, потребностями рынка труда и объёмами подготовкиспециалистов по различным специальностям.
В рамках «Социальнойзащиты населения» обеспечивалось финансирование мероприятий по строительству,реконструкции и улучшению материально-технической базы учреждений социальной защиты.На указанные цели направлено 284,97 млн. рублей, в том числе из федерального бюджета185,56 млн. рублей[16].
За последние годыдостигнуты ощутимые результаты в государственной поддержке социально уязвимых категорийграждан. Обеспечивается своевременная выплата пенсий, размер которых повышен практическивсем категориям. Во многом это результат усилий по оздоровлению экономики предприятийреспублики, производящих отчисления в Пенсионный фонд.
В районах и городахреспублики действует 34 центра социального обслуживания, имеющих более 200 структурныхподразделений различного профиля. Функционируют 6 специальных жилых домов для одинокихпрестарелых граждан. Необходимо и в дальнейшем продолжать совершенствование механизмовпо социальной защите старшего поколения, расширять сеть учреждений социального обслуживаниянаселения, чтобы в полном объеме реализовывать перечень гарантированных государствомуслуг для малоимущих престарелых граждан и инвалидов. Для этого в 2005-2009 годахдополнительно были введены в строй 4 объекта социальной защиты населения.
На «Развитиежилищно-коммунального хозяйства» направлены средства в сумме 1744,55 млн. рублей,в том числе 732,32 млн. рублей из федерального бюджета. В рамках мероприятий решенывопросы бесперебойного обеспечения качественной питьевой водой населения и увеличениямощности и надежности системы водоснабжения и канализации, введено 435,05 км водопроводныхсетей, 25,04 км канализационных сетей. В целях обеспечения устойчивой работы коммунальныхтеплоисточников введено в эксплуатацию 71 км сетей теплоснабжения[17].
Жилищно-коммунальноехозяйство является одной из наиболее социально значимых отраслей. Услуги, предоставляемыеотраслью, являются жизненной необходимостью.
Будут осуществленыреальные преобразования в жилищно-коммунальном хозяйстве. При этом реформа жилищно-коммунальнойсферы не будет и не должна сводиться только к повышению оплаты за жилье и коммунальныеуслуги.
Необходимо модернизироватьжилищный фонд, объекты коммунального значения, осуществить масштабную программукапитального ремонта жилых домов, повсеместно внедряя энерго- и ресурсосберегающиетехнологии, как основу снижения затрат на жилищно-коммунальные услуги, провестикомплекс мероприятий по финансовому оздоровлению предприятий жилищно-коммунальногокомплекса.
Для комплексноймодернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства в современных условиях в предстоящемпериоде предстоит выработать ряд действенных мер и мероприятий, для чего необходимопровести полную инвентаризацию объектов жилищно-коммунального хозяйства УдмуртскойРеспублики.
Необходимо продолжитьдемонополизацию отрасли, в том числе за счет:
– повсеместноговнедрения договорных отношений между субъектами жилищно-коммунальной деятельностии формирования двух уровней конкурентных отношений: конкуренции в сфере управлениянедвижимостью за получение заказа от собственника на управление жилищным фондоми конкуренции подрядных организаций за получение заказа на обслуживание жилья отуправляющей компании;
– оказания поддержкисозданию и функционированию товариществ собственников жилья и иных форм самоорганизацииграждан в жилищной сфере;
– созданию возможностижителям самостоятельно выбирать предприятия, оказывающие коммунальные услуги.
Тарифы на жилищно-коммунальныеуслуги для населения и других потребителей будут доведены до экономически обоснованногоуровня. При этом будет обеспечена прозрачность механизма ценообразования жилищно-коммунальныхуслуг, чтобы люди точно знали, на что идут их деньги.
Кроме этого, будетпродолжена политика субсидирования социально-незащищенных слоев населения республики,при этом помощь будет максимально адресной. Субсидии будут предоставлять тем, ктов них действительно нуждается. Для чего планируется осуществить переход от прямогодотирования жилищно-коммунальных предприятий к адресному субсидированию малообеспеченныхсемей с использованием системы персонифицированных социальных счетов.
На «Развитиефизкультуры и спорта» направлено 1531,18 млн. рублей, из них 550,80 млн. рублейиз федерального бюджета[18].
Всестороннее иэффективное развитие физической культуры и спорта – важная составная часть государственнойсоциально-экономической политики.
Главной проблемой,сдерживающей развитие массовой физической культуры и спорта, является недооценкаоздоровительной, воспитательной и социально-экономической роли физкультуры и спортакак со стороны государства, так и населения.
На «Сохранениеи развитие культуры, искусства и кинематографии» направлено 1898,20 млн. рублей,в том числе 325,07 млн. рублей из федерального бюджета. Введено в действие 17 объектов[19].
Целью культурнойполитики на предстоящий период является обеспечение равных возможностей для участияграждан в культурной жизни республики, пользование учреждениями культуры, доступк культурным ценностям и получение образования в области культуры.
Для этого предполагаетсяпродолжить поддержку развития профессионального искусства, творческих союзов, молодыхдарований и коллективов любительского народного творчества, совершенствование культурно-досуговойдеятельности.
В предстоящемпериоде будет продолжена работа по развитию материально-технической базы отрасли,предполагается построить и ввести в эксплуатацию не менее 10 объектов культуры.
Поразделу «Агропромышленный комплекс» направлено 957,41 млн. рублей, в томчисле 262,04 млн. рублей из федерального бюджета на финансирование мероприятий поразвитию зерноводства и повышению плодородия почв, по строительству комбикормовыхзаводов[20].
Меры, принимаемыепо преодолению кризисных процессов в агропромышленном комплексе, позволили сохранитьпроизводственный потенциал села и стабилизировать объемы производства сельскохозяйственнойпродукции. Однако, еще не в полной мере преодолены факторы, сдерживающие развитиеагропромышленного комплекса.
Пока не решенапроблема высокой степени изнocа мaтepиaльнo-теxничecкoй бaзы агропромышленного комплекса,пocкoлькy именно развитая материально-техническая база позволит поднять ypoвеньпpoизвoдcтвa и увеличить oбъeм сельскохозяйственной пpoдyкции.
Продолжает требоватьзначительных затрат сохранение почвенного плодородия, как одного из главных факторов,влияющих на успех осуществления сельскохозяйственного производства.
Cлeдcтвиeм нерешенностивышепеpeчиcлeнныx пpoблeм cтaнoвитcя снижение эффeктивнocти функционирования агропромышленногокомплекса, чтo негативно cкaзывaeтcя нa финaнcoвoм cocтoянии организаций, oпpeдeляющeмвoзмoжнocть иx дальнейшего paзвития.
Влияние вышеназванныхпpoблeм в организациях агропромышленного комплекса усугубляется отсутствием в нихоптимальной организационно-экономической структуры.
Стратегическойцелью государственной политики в сфере агропромышленного комплекса является созданиенеобходимых организационно-экономических условий для повышения устойчивости и эффективностиагропромышленного производства и на этой основе насыщения рынка продовольствием,улучшения основных социальных параметров жизни на селе.
Последовательнаяреализация государственной аграрной политики позволит увеличить производство продовольствиядо уровня, соответствующего агроприродному потенциалу края. В количественном выраженииежегодное производство к 2010 году составит: зерна – 715 тыс. тонн, картофеля — 575 тыс. тонн, овощей — 155 тыс. тонн, скота и птицы в живой массе – 127,8 тыс.тонн, молока – 605,9 тыс. тонн, яйца – 647,2 млн. штук[21].
Приморский крайв 2008 году принимал участие в реализации на своей территории других федеральныхцелевых программ, которые финансировались из федерального бюджета:
— Федеральная целевая программа «Культура России (2006-2010 годы)» – 18,4млн. рублей;
— Федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года»– 196,07 млн. рублей;
— Федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы – 6,38 млн.рублей;
— Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в РоссийскойФедерации на 2006-2015 годы» – 24,7 млн. рублей;
— Федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010 годы)» – 0,41 млн.рублей;
— Федеральная целевая программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социальногохарактера (2007-2011 годы)» – 18,5 млн. рублей;
— Федеральная целевая программа «Создание автоматизированной системы ведениягосударственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости(2002-2007 годы)» – 422,01 млн. рублей;
— Федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военнойтехники (2005-2010 годы)» – 13,08 млн. рублей[22].

Заключение
Составной частью системы рыночного хозяйства является проблема прогнозированияи планирования развития социальной сферы. Однако надо отметить, что данная проблемаявляется недостаточно разработанной. Одни исследователи считают, что по отношениюк деятельности социальной сферы не применимо планирование, поскольку конечные итогиее функционирования достаточно трудно поддаются точному количественному выражению.Другие утверждают, что, несмотря на сложность прогнозирования развития социальной сферы, — это объективная реальность, которая должна изучаться и оцениваться. Представляетсяправомерной вторая точка зрения.
Эффективность социальной сферы на макроуровне может быть оценена лишькосвенно через воздействие на рост основных макроэкономических показателей. Приэтом следует учитывать, что эффект от деятельности организаций социальной сферыпроявляется не сразу, а на протяжении ряда экономических циклов и отражается наэкономических показателях последующих лет.
Трансформация общества в сфере экономической, культурной, социальнойпородила массу проблем, поставила многоплановые задачи. Деятельность по развитиюсоциальной сферы в стране недостаточно освещается и пропагандируется. Опыт подобнойработы распространяется слабо. Разработка программ, ход их выполнения, контрольза их реализацией могут быть востребованы как пример всеми регионами страны. Ихреализация ведет и приводит к решению задач, которые ставит перед собой РоссийскаяФедерация, как социальное государство.

Списокиспользуемой литературы
1.        БузгалинаА., Колганова А., Шульце П. От кризиса к модернизации: теория и опыт переходныхэкономик. М., 2004.
2.        ВидянинаВ.И., Степанова М.В. Экономическая география России. М., 2002.
3.        ВолковА.А. Роль государства в разработке и реализации инвестиционной политики региона(на примере Приморского края) //Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование.2003, № 1-2 (14-15).
4.        ГавриловА.И. Региональная экономика и управление. М., 2003.
5.        ГранбергА.Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
6.        ГутманГ.В. Управление региональной экономикой. М., 2001.
7.        КистановВ.В. Региональная экономика России. М., 2002.
8.        КотилькоВ.А. Региональная экономическая политика. М., 2001.
9.        КрасниковаЕ.В. Теория переходной экономики. М., 2006.
10.      ЛаринаН.И., Кисельников А.А. Региональная политика в странах рыночной экономики. М., 2002.
11.      ЛаринаН.И. Система документов по координации регионального развития //Регион: экономикаи социология. 2005, № 1.
12.      ЛексинВ.Н., Швецов А.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулированиятерриториального развития. М., 2008.
13.      ЛюбимцевЮ. Необходимость изменения ориентиров финансовой политики //Экономист. 2004, № 1.
14.      Региональноеразвитие: опыт России и Европейского Союза. М., 2000.
15.      Стратегиясоциально-экономического развития Приморского края на 2004-2010 гг. Владивосток,2004.
16.      УткинЭ.А., Денисов А.Ф. Государственное и региональное управление. М., 2002.
17.      ШтульбергБ.М., Введенский В.Г. Региональная политика России: теоретические основы, задачии методы реализации. М., 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :