Оглавление
Введение………………………………………………………………………...2
§ 1. Сравнительная характеристика систем образования России,США, Германии и Японии…………………………………………………………….5
§ 2. Начальная школа России……………………………………………….....22
§ 3. Начальная школа США…………………………………………………...30
§ 4. Начальная школа Германии………………………………………………40
§ 5. Начальная школа Японии…………………………………………………45
Заключение……………………………………………………………………..52
Библиографический список…………………………………………………...54
Приложение…………………………………………………………………….60
Введение
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка:он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяетсясфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус иувеличивается потребность в самовыражении.
Начальноеобразование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующихэтапов систематического школьного образования. В этот период идет формированиеоснов учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации;при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания исамооценки ребенка.
Образованиев начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. Впервую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков испособов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности зауспешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характерпознавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно ицеленаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способамиработы с информацией и т.п.
Опираясьна природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познанияокружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школесоздается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания:наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог ипр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развитияспособности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотноситьрезультат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнаниеи др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальнуюроль ребенка как ученика, школьника.
Особенностьюсодержания современного начального образования является не только ответ навопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и наборконкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать,чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания.
Актуальностьюработы является то, что информации оначальной школе за рубежом немного. Учебники по сравнительной педагогикеинформируют об образовании за рубежом в целом, сравнивая лишь по общим вопросамобразования, отдельного вопроса о начальной школе, вопроса который был быдостаточно объемно и детально рассмотрен я не нашел.
Объектом данной курсовой является системаобразования.
Предметомявляется особенности начальной школыв России и за рубежом.
Цельюданной работы является описание ианализ начальной школы в России и за рубежом. Рассмотренные страны были выбраныисходя из того, что в мире существует несколько эпицентров школьного образованияи воспитания. Это США, Западная Европа (Германия), Япония и Россия.
Задачами курсовой работы являются:
· Рассмотреть, в общем, системыобразования России, США, Германии и Японии.
· Описать начальное образовании в этихстранах.
· Сделать вывод по собранным данным оначальной школе.
Гипотеза.В ходе исследования российского и зарубежного опыта в областиобразования, в частности начального образования, получены ценная информация ометодах, принципах, новых технологиях и т.п. Эта информация будет полезна какстудентам, так и преподавателям которые интересуются образованием за рубежом,передовым опытом.
Методом данного исследования является анализ педагогической литературы.
Теоретическая и практическаязначимость исследования.В работе описаны и рассмотрены начальные школы ведущих стран в областиобразования. Исходя из того, что специальной литературы именно по сравнительнойпедагогике, где было бы детально описана именно начальная школа, нет, на даннуюработу будет обращено внимание студентов, которые будут готовиться по этойтеме.
§ 1. Сравнительнаяхарактеристика систем образования России, США, Германии и Японии.
Любое общество вне зависимости от воспитания наряду сфункциями производства и воспроизводства для обеспечения прогрессивногоразвития должно реализовывать и функцию воспитания своих членов. С этой цельюоно создает образовательную систему, т.е. комплекс институтов образования.
Основным типом институтаобразования являются образовательные учреждения, обеспечивающие содержаниевоспитания и обучения и (или) реализующие одну или несколько образовательныхпрограмм.
По своиморганизационно-правовым формам образовательные учреждения могут бытьгосударственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных ирелигиозных организаций).
В России кобразовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные;общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного)общего образования). Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: 1ступень — начальная школа (3-4 года); 2 ступень — основная школа (5 лет); 3ступень — средняя школа (2 — 3 года).; специальные (коррекционные) для детей сотклонениями в развитии; учреждения дополнительного образования; учреждения длядетей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения,осуществляющие образовательный процесс; профессионального образования(начального, среднего и высшего профессионального образования).
В США отсутствует единая государственная система образования, каждыйштат вправе определять ее структуру самостоятельно.
В систему образования СШАвходят:дошкольные учреждения, где воспитываются дети в возрасте3—5 лет; начальная школа (1—6 классы), вкоторой обучаются дети в возрасте 6 — 11 лет; средняяшкола (7 — 12 классы) с задачей обучения юношей и девушек в возрасте 12—17 лет;учебные заведения после среднего уровня обучения,входящие в систему высшего образования.
Обучение в Германииначинается с шести лет в единой начальной школе (1—4 классы), а затемпродолжается в одном из трех типов школ: основная школа (5—10 классы),реальное училище (5—10 или 7—10 классы), гимназия (5—13 или 7—13 классы).
Курсшкольного обучения в Японии занимает12 лет, и половина его приходится на начальную школу (1—6 классы). Средняя школа состоитиз двух ступеней: обязательная младшая средняя школа (7—10) и необязательнаястаршая средняя школа (11—12). Профессиональное начальное и среднее образованиедается по преимуществу в средних общеобразовательных заведениях и отчасти вспециальных школах.
Дошкольные образовательные учрежденияв России (детский сад, детскийясли-сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) создаются в помощьсемье для воспитания детей от одного года до шести лет, охраны и укрепления ихфизического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей инеобходимой коррекции недостатков развития. Воспитание и обучение,осуществляемые в дошкольных образовательных учреждениях, являютсяподготовительным этапом начального образования. Такую характеристикудошкольного образования можно дать не только России, но и всем другим странам,существенных отличий в принципах обучения в дошкольном возрасте в России ненаблюдается. Вот пример.
Дошкольное воспитание в США осуществляется в дошкольныхучреждениях — яслях, детсадах, малышовыхи подготовительных дошкольных центрах. По мнению многих американских специалистов,наряду с созданием необходимых условий для получения детьми знаний, умений инавыков приоритетной задачей дошкольных учреждений является формированиеличности. В большинстве штатов функционируют как государственные, так ичастные дошкольные учреждения.
В других, анализируемых,странах дошкольное воспитание не имеет существенных отличий друг от друга, авот в дальнейшем обучении, уже в школе, наблюдаются существенные различия.
Начальная школа России(3-4 года) призвана обеспечитьстановление личности ребенка, целостное развитие ее способностей, формированиеу школьника умения и желания учиться. В начальной школе учащиеся приобретаютнеобходимые умения и навыки учебной деятельности, обучаются чтению, письму,счету, овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи иповедения, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Учебные предметына этой ступени школы имеют характер интегрированных курсов, которыезакладывают первоначальные представления о природе, обществе, человеке и еготруде. В начальной школе могут вводится факультативные занятия по физическому,эстетическому и трудовому воспитанию, иностранным языкам и др.
Программа начальной школы включает чтение, письмо,счет, навыки учебной деятельности. В виде факультативов — искусство, труд,спорт и пр. Обучение в основной школе является обязательным. Дети занимаютсяпо стандартной программе и программам по выбору; окончание школы дает правообучаться в школе третьей ступени. В средней полной школе программадифференцированная: обязательная и по выбору.
В первый класспринимаются дети 6—7 лет. Экзамены проводятся при окончании школ второй итретьей ступеней. В первом и втором классах обычно нет оценок. В остальныхклассах система оценки знаний состоит из четырех оценок: 5 (отлично), 4(хорошо), 3 (удовлетворительно), 2 (неудовлетворительно). Перевод в очереднойкласс допускается только при положительных оценках. Продолжительность учебногогода: в начальной школе — не менее 30 недель.
Обучение детей в 45штатах США начинается с 6 —7 лет. Вомногих школах ряда штатов созданы подготовительные классы для 5-летних детей.Обязательное обучение продолжается, как правило, до 16 лет.
В большинстве школьныхокругов общая продолжительность обучения в школе составляет 12 лет. Примногообразии вариантов построения 12-летней полной школы во многих сельскихокругах она сохраняет традиционную структуру 8+4 (восьмилетняя начальная школаплюс четырехлетняя средняя школа). Для крупных городов характерной являетсяструктура 6+3+3 или 6+6, при которой обучение на начальной ступени составляет6 лет. В настоящее время школа с шестилетним сроком обучения стала доминирующимтипом начального обучения.
В последнее времявозникла тенденция к сокращению сроков обучения на начальной ступени и болеераннему переходу к предметной системе преподавания. Так, появились структуры4+4+4, 5+3+4 и 6+3+4, где промежуточная ступень между начальной и среднейшколой (младшая средняя школа) предусматривает четырех-, трех- и двухлетнийсрокобучения. Цель ее — оптимизировать переход учащихся от начальной к старшейступени школы.
Наряду с государственными школами имеетсяограниченное число частных платных школ. Они поставляют определенную долюабитуриентов в престижные университеты. В этих школах воспитываются будущие дипломаты,правительственные чиновники, руководители фирм и т. д. В 1987/88 учебном годув 29 000 частных школ насчитывалось 5,24 млн. учащихся, около 9,2% всех детейобучались в начальных и средних школах, 57% общего числа частных школ являютсякатолическими.
В большинстве штатовтребуется, чтобы не менее половины учебного времени в начальной школе былоотдано чтению, письму, счету и обществоведению. Остальное время распределяетсямежду такими учебными предметами, как естествознание, гигиена и санитария, физкультура,труд, художественные дисциплины (пение, музыка, рисование, лепка). В СШАмногие педагоги и родители связывает перспективы развития начальной школы сраспространением альтернативного образования, об альтернативном начальномобразовании, в курсовой работе пойдет речь в следующем параграфе.
В младшей средней школе,как и на других ступенях обучения, нет единых учебных планов, программ,учебников. Каждый школьный округ разрабатывает свои рекомендации краспределению учебного времени, подготавливает свои программы по отдельнымдисциплинам, разработки тех или иных тем. Однако среди всего многообразияпрослеживаются общие черты обучения в младших средних школах.
Продолжительность учебныхзанятий в день — 5—6 часов (с 8.30 до 15.30) или 25 — 30 (астрономических)часов в неделю.
Обязательными предметамив промежуточной школе являются: английский язык, математика, обществоведение,естествознание, физкультура с гигиеной, музыка и изобразительное искусство,труд (для мальчиков) и домоводство (для девочек).
В 8 классепоявляются предметы по выбору (машинопись, театр, музыка, пение и др.).
В школах Германии обучение начинается сшестилетнего возраста и является обязательным для всех детей. Уже в январе —феврале с будущими первоклассниками проводится собеседование, по результатамкоторого выясняется готовность ребенка к школе. Подготовленность будущегоученика определяют не школьные комиссии, а врачи и социальные психологи.
Собеседование проходитобычно в доброжелательной, спокойной обстановке. У ребенка проверяют слух,зрение, координацию движений, предлагают простейшие задания для проверкилогического мышления (отобрать предметы одного цвета или формы, дорисоватькартинку и др.). Особое внимание обращается на умение малыша внимательновыслушать указания взрослого и сосредоточиться на решении поставленной задачи.Если ребенок справляется с заданиями, но не может и минуты усидеть на месте,если ему требуется все повторять несколько раз или он с трудом идет на контактс новыми людьми, то родителям могут порекомендовать оставить его еще на год вдетском саду либо в специальной группе подготовки к школе. Такую рекомендациюполучает приблизительно один ребенок из двадцати, и родители, как правило,воспринимают ее конструктивно.
Немецкие начальные школы(Grund-schule) представляют собой организационно иадминистративно независимые учреждения. Обучение в них длится 4 года. Основныеучебные предметы в начальной школе — чтение, правописание, устная речь,математика, окружающий мир, спорт, музыка, религия, искусство с элементамиручного труда. В 1 и 2 классах оценки учащимся, как правило, не выставляются,но на каждого ученика дважды в год учитель пишет официальное резюме, в которомхарактеризует его успехи и отношение к учебе.
С 3 класса успеваемостьоценивается по 6-балльной шкале. Высшие оценки «1» и «2» («очень хорошо» и«хорошо»), далее «3» — «удовлетворительно», «4» — «достаточно»; оценки «5» и«6» считаются неудовлетворительными. Табели с оценками выдаются ученикам вянваре и перед летними каникулами. Учащиеся, не успевающие по одному илинескольким предметам, могут быть в течение года переведены в младший класс;ежегодно таких учеников бывает 1—3 на класс.
По окончании начальнойшколы учащиеся получают дипломы с оценками по всем предметам, характеристикойи рекомендацией для продолжения образования в том или ином типе старшей школы:гимназии (для самых успешных учащихся, с оценками от «1» до «3»),общеобразовательной или единой школе (Gesamtschule), реальной школе (Realschule), основной школе (Hauptschule).
Рекомендация учителейначальной школы очень важна: в ней учитываются не только успеваемость ребенка,но и его психологическая характеристика, желание учиться, стремление получитьхорошее образование, что часто имеет решающее значение при приеме его в старшуюшколу. Большую роль в выборе школы играет и мнение родителей.
Курс школьного обучения в Японии занимает 12 лет, и половина егоприходится на начальную школу из-за исключительной сложности и трудоемкостиизучения родного языка.
Начальное обучение в Японии начинается с шести лет. Вначальной школе (1—3 классы) основная часть учебного времени отведена наяпонский язык и арифметику, остальные часы — на естествознание,обществоведение, музыку, уроки морали, физической культуры, искусства, рукоделия.
Ученикидолжны усвоить 1850 иероглифов — минимум, установленный министерствомпросвещения (но даже для чтения книг и газет требуется знать гораздо больше — до 3 тысяч). Половиной этого иероглифического минимума нужно овладеть уже вмладших классах. К тому же каждый из иероглифов имеет несколько вариантовчтения и произношения.
Помимоиероглифов, в японском языке употребляются две буквенные слоговые азбуки по 48знаков каждая, а также латинский алфавит. Немалых усилий требует и изучениеистории своей страны. Ведь в Японии по сей день официальное летосчислениеведется не по европейскому календарю, а по годам правления императоров. Этиназвания условных исторических эпох обозначаются иероглифами, нередкоархаичными, которые также надо заучить. За шесть лет дети успевают сильноперемениться.
Каждыйдень после занятий в обычной школе дети вновь отправляются учиться, но теперьуже в другую, необязательную школу, но крайне необходимую для перехода наследующую ступень средней школы и в университет.
Этишколы называются «дзюку», в переводе — «школа мастерства»,но правильнее было бы сказать — «репетиторская школа». Там специальнонанятые учителя еще раз объясняют детям то, что уже было сказано в школе днем,добавляя к этим знаниям новые, которыми можно блеснуть на экзамене.
Нынешниерепетиторские школы избавлены от перенаселенности государственных школ (где водном классе занимаются до 40-45 учеников), от казенщины и отчужденности вотношениях между школьниками и учителями. И если раньше учеба в«дзюку» требовалась для поступления лишь в самые лучшие университетыи школы, то теперь необходима и для зачисления в рядовые.
В«дзюку» занимаются ученики от трех до восемнадцати лет, их посещаетодна шестая часть младших школьников, половина средних и почти все старшие.
Основная школа Россиизакладывает прочный фундамент общеобразовательной подготовки, необходимойвыпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизньобщества. Она обеспечивает развитие личности учащегося, его склонностей,способности к социальному самоопределению, глубокое усвоение основ наук иформирование научного мировоззрения.
Введение на этом этапе обучения дополнительныхпредметов по выбору (помимо обязательных предметов, охватывающих 75 — 80%учебного времени), факультативных курсов, системы внеклассных занятийнаправлено на более полное развитие склонностей и способностей учащихся.Обучение в основной школе может осуществляться по разноуровневым программам.
Основная школа является обязательной. Выпускникиосновной школы продолжают обучение в средней школе. Они также имеют правопродолжать образование в профессиональных учебных заведениях различного типа ипрофиля с разными сроками обучения, в вечерних и заочных среднихобщеобразовательных школах.
Средняя школаСША (коллеж среднего образования) обычно состоит из двух звеньев: младшая истаршая. В младшей средней школе (юниор хай скул) (7—9 классы) треть учебноговремени отведено на общую для всех программу, а остальное на изучение предметовпо выбору (элективных). Старшая средняя школа (сениор хай скул) (10—12 классы)обычно предлагает обязательный набор из пяти учебных предметов и множествоучебных профилей академической и практической направленности.
Главный способ оценки и контроля знаний в американскойшколе — тесты. В тестах закладывают вопрос и варианты ответов, один из которыхверен. Чаще стали применять тесты, где есть вопрос, но нет ответа.
При оценке и контроле прибегают к использованию кредита— стандартной единицы измерения объема знаний в соответствии с количеством затраченногона их приобретение времени. Для получения аттестата об окончании старшей среднейшколы чаще всего требуется иметь 16 кредитов, половина из которых начисляетсяпо программам обязательных учебных дисциплин. Кроме того, в средних школахучебный год делят на два-три периода, в конце которых выставляются оценки попятибалльной или стобалльной системам: А (93—100) — отлично; В (85—92) — вышесреднего; С (75—84) — удовлетворительно; Д (65—74) — плохо; Е (0-^64) — незасчитывается.
В средней школе дифференциацияобучения углубляется, вводятся такие предметы на выбор, как журналистика,риторика, драматургия.
Хотя младшая средняяшкола и считается учебным заведением с предметным преподаванием, где работаютучителя-специалисты, для этой ступени обучения все же характерно стремление кинтеграции предметов.
Младшая средняя школа —сравнительно новый тип учебного заведения. Сама идея выделить сложный подростковыйвозраст, приспособить содержание учебно-воспитательной работы к особенностямэтого периода развития заслуживает внимания, хотя в качественном отношении онане определила себя как среднее учебное заведение.
Старшая средняя школаявляется общеобразовательным учебным заведением. Учащиеся заканчивают школу,как правило, в 17—18 лет. В практике подавляющего большинства старших среднихшкол программы обязательных знаний обычно включают изучение математики (2года), английского языка (4 года), естественных (2 года) и социальных наук (3года). Учащимся также предлагается обширная программа элективных предметов, спомощью которых проводится дифференциация обучения.
Средняя школа, какправило, включает:
— академическое отделение(academicprogram), ориентированное наобучение в колледжах и университетах — получение высшего образования;
— профессионально-техническое(vocationalprogram);
— общее отделение (generalprogram) — интегрирующее первое и второе отделение. Впоследние годы оно подвергается жесткой критике.
В США обычный школьныйдень составляет 6 час, а учебный год — 180 дней.
Германия.В среднем до успешной сдачи Abiturдоходят около 20%учащихся, принятых в 5 класс. Многие школьники, для которых гимназическоеобучение оказывается не по силам или изменяются их планы, заканчивают учебу в10—11 классах или же еще раньше переходят в школы других типов. В реальнойшколе и обыкновенных (не гимназических) классах общеобразовательной школыобучение продолжается до 10 класса, после чего ученики сдают экзамены на дипломо среднем образовании (MittlereReife).С этим дипломом можно продолжать образование в различных профессиональныхучебных центрах и академиях, а также на предприятиях. Российское свидетельствооб окончании средней школы (10—11 классы) приравнивается к MittlereReife.
Реальные иобщеобразовательные школы — самые распространенные типы школ в Германии. Науниверситетское образование (следовательно, на обучение в гимназии со сдачей Abitur)ориентируется примерно пятая часть немецких школьников. При этом принимаетсяво внимание тот факт, что выпускники университетов, претендующие на хорошооплачиваемые рабочие места и высокий социальный статус, испытывают большиетрудности при поиске работы, чем специалисты со средним профессиональнымобразованием.
Самым коротким путем кполучению профессии считается основная школа (Haupt-schule), в которой школьникиучатся до 9 или 10 класса. Со свидетельством об окончании Hauptschuleможно впоследствии приобрести профессию, не требующую высокойквалификации. Для учащихся, имеющих серьезные проблемы с обучением (в томчисле из-за состояния здоровья), существуют специальные школы (Sonder-schule).
В 5—8 классах основнымиучебными предметами для всех учащихся являются религия (2 ч в неделю), немецкийязык (4-5 ч), один-два иностранных языка (по 4-5 ч), география (2—3 ч),математика (3— 5 ч), биология (2 ч), музыка (2—3 ч), искусство (1—2 ч), спорт(3 ч), история (обычно с 7 класса по 2 ч в неделю), история (по 2 ч в неделюначиная с 7 класса), физика (2 ч в неделю с 8 класса). В 9 классе школьникимогут отказаться от изучения некоторых предметов, взяв при этом один-двадополнительных предмета по выбору, например, информатику, еще один иностранныйязык, естественно-научный практикум, специальные углубленные курсы физики ихимии, биологию (обязательное изучение ее заканчивается в 8 классе). Наряду сосновными предметами оценки за предметы по выбору включаются в диплом осреднем образовании MittlereReife.
В гимназии, начиная содиннадцатого года обучения, школьники занимаются уже полностью поиндивидуальным планам, а организация занятий напоминает вузовскую. Классыотсутствуют, группы для изучения того или иного предмета формируются свободно.Однако составление каждым учеником собственного учебного плана подчиняетсяопределенным правилам. Все предметы разделяются на три группы: филологическую(немецкий и иностранные языки), естественно-научную (математика, физика, химия,биология, информатика), общественно-научную (история, обществоведение,география, религия, этика или педагогика). До конца школьного обученияосновными курсами (Grundkurse) для всех учащихсяостаются немецкий язык, математика, спорт и религия (или философия — дляатеистически настроенной молодежи). В расписании каждого школьника на эти курсыобязательно выделяются 2—3 ч.
Далее, в зависимости отизбранного направления, учащиеся должны взять определенное количествопредметов из каждойгруппы. При этом они определяют для себя четыре ведущихпредмета (Leistungskurse), которые будут сдаватьна выпускных экзаменах Abitur. На изучение выбранныхпредметов выделяется 5 ч в неделю и выполняется большое количество письменныхработ. Для выбора Leistungskurseсуществует такоеправило: нужно взять по одному предмету из каждой группы (филологической, общественно-научной,естественно-научной) плюс еще один предмет из любой группы по выбору. Основныепредметы: немецкий язык, математика и религия (философия) — также могут бытьвыбраны в качестве Leistungskurseс большим количествомучебных часов. Вообще составление сбалансированного индивидуального учебногоплана — достаточно сложное дело, в ходе которого старшеклассники заполняютспециальные таблицы. Общая учебная нагрузка в неделю составляет 32—33
В начальной и средних школах Японии применяется пятиуровневая шкала оценок: S(очень хорошо), А (хорошо), В(удовлетворительно), С (плохо), Д (очень плохо). В средней школе при оценкезнаний используется, как и в американских средних учебных заведениях, системакредитов.
Профессиональные образовательные учреждения в России создаются для реализациипрофессиональных образовательных программ начального, среднего и высшегопрофессионального образования. Начальное профессиональное образование имеетцелью подготовку работников квалифицированного труда по всем основнымнаправлениям общественно полезной деятельности на базе основного общегообразования. По отдельным профессиям оно может основываться на среднем (полном)общем образовании. Начальное профессиональное образование может быть получено впрофессионально-технических и иных училищах.
Среднее профессиональное образование имеет цельюподготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности вуглублении и расширении образования на базе основного общего, среднего(полного) общего или начального профессионального образования. Оно может бытьполучено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования(средних специальных учебных заведениях — техникумах, училищах, колледжах) илина первой ступени образовательных учреждений высшего профессиональногообразования.
Высшее профессиональное образование имеет цельюподготовку и переподготовку специалистов соответствующего уровня,удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования набазе среднего (полного) общего, среднего профессионального образования. Егоможно получить в образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования (высших учебных заведениях) — университетах, академиях, институтах,колледжах. Лица, имеющие начальное и среднее профессиональное образованиесоответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование посокращенной, ускоренной программе.
Послевузовское профессиональное образованиепредоставляет гражданам возможность повышения уровня образования, научной ипедагогической квалификации на базе высшего профессионального образования. Дляего получения созданы институты, аспирантуры, докторантуры, ординатуры,адъюнктуры при образовательных учреждениях высшего профессиональногообразования и научных учреждениях.
Дополнительные образовательные программы и услугиреализуются в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностейграждан, общества, государства в специально создаваемых учрежденияхдополнительного образования — учреждениях повышения квалификации, курсах,центрах профессиональной ориентации, музыкальных и художественных школах,школах искусств, домах детского творчества, станциях юных техников, станцияхюных натуралистов и др.
Для детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей вследствие их болезни, смерти, лишения родительских прав и другихпричин, созданы детские дома. Они решают задачи сохранения жизни и здоровьядетей, их воспитания, обучения, подготовки к самостоятельной жизни и трудовойдеятельности. Сеть детских домов в России включает дошкольные детские дома (длядетей 3-7 лет); смешанные (для дошкольников и детей школьного возраста);детские дома для детей школьного возраста (от 7 до 18 лет). Дети из одной семьипомещаются в один детский дом, где создаются необходимые условия дляподдержания между ними родственных отношений.
Во многих школах США для получения аттестата зрелостивремя, затрачиваемое на изучение кулинарии и вождения автомобиля,приравнивается ко времени, отводимому на изучение математики, английскогоязыка, химии, истории, биологии. В ряде случаев учебная нагрузка составляеттолько 17 часов в неделю, а в среднем по стране — около 22 час. В большинстве школ обучение навыкамсамостоятельной работы игнорируется и многие, оканчивая среднюю школу ипоступая в колледж, не умеют самостоятельно трудиться, систематически овладеваязнаниями.
Комиссия посовершенствованию образования рекомендовала выпускникам средних школ впоследние четыре года пребывания в школе обязательное изучение современныхдостижений пяти «базовых дисциплин» (TheFiveNewBasics), составляющих ядросовременной школьной учебной программы: английский язык (4 года), математика (3года), естественные науки (3 года), социальные науки (3 года), овладениекомпьютерной грамотностью (0,5 года).
Кроме того, учащиеся,желающие продолжить обучение в высшем учебном заведении, должны пройти 2-летнийкурс иностранного языка.
Особое внимание должнобыть уделено дальнейшему развитию компьютерно-информационной базы, в частности,ЭВМ последнего поколения, библиотечному фонду, лабораторному оборудованию идр.
Следует подчеркнуть, чтов США профессиональный средний уровень в системе образования не выделяется.Этот уровень интегрирован в систему высшего образования, однако к нему можноотнести сеть 2-годичных колледжей, которая получила значительное развитие еще в60—70-х годах.
Высшее образование СШАхарактеризуется значительным разнообразием учебных программ, изучаемых курсови дисциплин, представляя собой единый социальный институт, осуществляющийважные экономические, социальные и идеологические функции.
Высшие учебные заведениястраны выполняют учебную (обучающую), исследовательскую и социально-культурнуюфункции. Крупнейшие университеты имеют наиболее высокий уровень научногопотенциала. Университеты и общеобразовательные колледжи, находящиеся подконтролем администрации штатов, в большей степени приспосабливают свою научнуюи учебную деятельность к потребностям близлежащих районов. Местные колледжи ипрофессиональные школы ориентированы в основном на подготовку специалистовпрактического профиля; от преподавателей не требуется научно-исследовательскойработы.
Значительная доля высшихучебных заведений в стране относится к частному сектору. Так, в 1987 г. числочастных вузов составляло около 55% всех вузов страны, в то время как в них былососредоточено всего лишь около 22% всего студенческого контингента. Как правило,наполняемость частных вузов значительно меньше по сравнению с государственными.
Особую группу составляютнетрадиционные учебные заведения, широко использующие компьютерную технику (телеколледжи,открытые университеты и др.).
В профессиональном обучении Германии существует система ученичества на предприятиях содновременным посещением профессионализированных учебных заведений в течениедвух-трех лет. Действуют также профессиональные школы повышенного типа — школыспециальностей, рассчитанные на один-четыре года обучения: домоводческие,медицинские, коммерческие и др. Выпускники реальных училищ могут поступать втехнические училища. Введена следующая организация профессионального обучения:один день — в школе, четыре дня на предприятии. В школах занятия ведутпедагоги, на предприятиях — инструкторы-мастера. В среднем профессиональномобразовании наметился отход от узкой специализации к широкой квалификации,