Реферат по предмету "Педагогика. Психология, Общение, Человек"


Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подросткового возраста в условиях летнего лагеря

Министерство образования инауки Российской ФедерацииТульскийпедагогический колледж №2
Курсоваяработа.
Тема: «Особенности формирования коллективных отношений детей младшего подростковоговозраста в условиях летнего лагеря»Михеева Татьяна Александровна
Специальность 0314—социальная педагогика
Курс 4, группа 4
Форма обучения: заочная
Научный руководитель:
Плешакова Валентина Вадимовна
Тула,2006.
Оглавление
Введение…………………………………………………………….
3
1. Особенности развития коллективных взаимоотношений у детей младшего подросткового возраста

     Психологическая характеристика группы и коллектива

     Социально-психологическая характеристика групп………………………….

5
     Коллективность. Отношения между индивидом и группой………………………….

9
     Подростковый возраст, особенности формирования коллектива в подростковом возрасте………………………………………………...


13
     Особенности организации процесса воспитания в сезонных лагерях………………….

16
2. Экспериментальное изучение взаимоотношений детей подросткового возраста………………………….

19
     Описание методик
 
     Социометрический эксперимент. Метод социометрии……………………………………..

20
        Определение психологического климата группы, методы диагностики………………..

24
     Методика «Изучение удовлетворенности подростков жизнью в лагере»………………………..

25
     Описание результатов……………………………...
26
Заключение: Выводы и рекомендации……………………..
38
Список литературы……………………………………………….
41
Приложения

 

Введение
Природа коллективных отношений в любыхобщностях достаточно сложна. В них проявляются как сугубо индивидуальныекачества личности – её эмоциональные и волевые свойства, интеллектуальныевозможности, так и усвоенные личностью нормы и ценности общества. Вколлективных отношениях человек реализует себя, отдавая обществу воспринятое внем. Именно активность личности, её деяния являются важнейшим звеном такихотношений. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного родасвязей и отношений. Развитие взаимоотношений выступает в качестве ведущейдеятельности в младенчестве, дошкольном и подростковом возрастах. При этом вразные периоды развития личности она имеет свои особенности: в младенчестве –это непосредственное эмоциональное общение, в дошкольном периоде – это игроваядеятельность, в ходе которой ребенок осваивает отношения между людьми, в подростковомвозрасте – происходит дальнейшее освоение взаимоотношений между людьми, но ужена более высоком уровне по сравнению с дошкольным периодом.
В подростковых группахскладываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этихгрупп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Несмотря на то, что проявления межличностных отношенийв каждой конкретной группе имеют свою неповторимую историю, на разныхвозрастных этапах действуют общие закономерности их становления и развития.
Поведение подростка вгруппе, коллективе регулируется его самооценкой, а самооценка формируется входе общения с окружающими людьми, а, прежде всего, со сверстниками. Ориентацияна сверстника связана с потребностью быть принятым и признанным в группе,коллективе, с потребностью иметь друга, кроме того, с восприятием сверстникакак образца, который ближе, понятнее, доступнее по сравнению со взрослымчеловеком.
Актуальность данной темы: переход оттоталитарного общества к демократическому, ломка всех взглядов и устоев,складывавшихся в советский период, сформировали поколение людей «безкомплексов». Таким людям трудно жить и работать в коллективе. А ведь решениемногих задач современного общества возможно только сообща. Формированиеколлективных отношений начинается в подростком возрасте, задача педагогов неупустить этот период и сформировать у детей правильное отношение к обществу.
Объект исследования: коллектив детей подросткового возраста
предмет исследования:Особенности формирования коллектива детей подросткового возраста в условияхлетнего лагеря.
Цель: Выяснить особенности формированияколлектива подросткового возраста в условиях спортивного летнего лагеря.

Глава 1. Особенности развития коллективных взаимоотношений у детеймладшего подросткового возраста
1.1. Психологическаяхарактеристика группы и коллектива.
1.1.1.   Социально-психологическая характеристика групп.

В процессежизнедеятельности люди объединены в различные группы.
Индивиды, группы и общества — это трисовременные реальности, они взаимосвязаны. Все группы более или менееспециализированы. Их специализация зависит от потребности людей. Индивидыодновременно могут участвовать во многих группах: члены команды по футболу,ученики школы и т.д.
Некоторые группы предполагают физическоеприсутствие ее членов (реальные группы), другие лишь формальное ихсуществование (условные группы). Некоторые группы созданы для длительногосуществования и стремятся к этому (стабильные или относительно постоянные):школы, деревня, предприятия, заинтересованные в продолжение своего дела. Этогруппы, которые не хотят исчезнуть. Другие группы обречены на недлительноесуществование (временные): участники групповой дискуссии, туристы, летниелагеря. Некоторые группы являются свободными, другие имеют обязательныйхарактер. Так, появившись на свет, мы не выбирали семью, этническую группу илинацию, однако можем вступать по желанию в такие группы, как: спортивный клуб,культурные общества или социальные объединения. Формальные группыхарактеризуются организованной структурой. Социальные отношения здесь носятбезличный характер (различные партии). В неформальной группе существуют личные,социальные отношения, которые осуществляются в ролях, определяемых внутреннейсредой, симпатиями (это друзья, приятели, “клуб по интересам”). Группымогут складываться стихийно, а могут целенаправленно формироваться.
В психологии существует немало классификаций групп: большие ималые; реальные и формальные; специальные; детские и др.В нашей работе обратимся к реально организованной малой группедетей-подростков.
Малаягруппа- это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственнымвзаимодействием. Её нижние и верхние границы определяются качественнымипризнаками, основными из которых являются контактность и целостность. /28/
 За нижнюю границу малой группы большинствоспециалистов принимают 3 человека, поскольку в группе из двух человек (диаде)групповые социально-психологические феномены протекают особым образом. Верхняяграница обычно не превышает 20-50 человек и определяется её качественнымипризнаками.
Также малые группы могут бытьподразделены на две разновидности: формирующиеся группы, уже заданные внешнимисоциальными требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью вполном смысле этого слова, и коллективы, т.е. группы более высокого уровняразвития, связанные со специфическими видами социальной деятельности. Группыпервой разновидности можно обозначить как “становящиеся”.
Реальная группа выбирается в качестве объектаисследования: школьный ли это класс, спортивная команда или производственнаябригада. Иными словами, мы сразу “задаем” некоторый набор параметров дляхарактеристики состава группы, в зависимости от типа деятельности, с которымиданная группа связана. Тоже можно сказать и относительно структуры группы.Существует несколько достаточно формальных признаков структуры группы: структурапредпочтений, структура коммуникаций, структура власти.
Любая группа может бытьохарактеризована следующими общими качествами группы.
1.          Интегративность(сплоченность) — мера единства, слитности, общности членов группы друг сдругом, (отсутствие интегративности — разобщенность, дезинтеграция).
2.          Микроклиматопределяет самочувствие каждой личности в группе, ее удовлетворенность группой,комфортность нахождения в ней.
3.          Референтность — степень принятия членами группы групповых эталонов.
4.          Лидерство — степеньведущего влияния тех или иных членов группы на группу в целом в направленииосуществления групповых задач.
5.          Интрагрупповаяактивность — мера активизации групповой составляющих ее личностей.
6.          Интергрупповаяактивность — степень влияния данной группы на другие группы.
Кроме этих качеств рассматриваются еще итакие:
* направленность группы — социальная ценностьпринятых ею целей, мотивов деятельности, ценностных ориентацией и групповыхнорм;
* организованность — реальная способностьгруппы к самоуправлению;
* эмоциональность — межличностные связиэмоционального характера, преобладающей эмоциональный настрой группы;
* интеллектуальная коммуникативность — характер межличностного восприятия и установления взаимопонимания, нахожденияобщего языка;
* волевая коммуникативность — способностьгруппы противостоять трудностям и препятствиям, ее надежность в экстремальныхситуациях.
Представление о развитии группы похарактеристике групповых процессов допускает и более дробный анализ, когдаотдельно исследуется развитие групповых норм, ценностей система межличностныхотношений и т.д.

1.1.2      Коллективность. Отношения между индивидом и группой.
Как уже было сказано ранее, коллектив– высшая форма развития малой группы. Но сам коллектив не возникает внезапно.Развитие малой группы представляет собой процесс смены этапов, или стадий,различающихся по характеру доминирующих тенденций во внутригрупповыхотношениях: дифференциации и интеграции.
 В концепции Л.И. Уманского /28/поэтапное развитие группы характеризуется последовательной сменой стадий,различающихся степенью психологической интегрированности в деловой иэмоциональных сферах: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия, коллектив.
Номинальная группахарактеризуется внешним, формальным объединением индивидов вокруг поставленныхсоциальных задач.
Группа-ассоциацияхарактеризуется межличностной интеграцией в сфере эмоциональных отношений.
Группа-кооперацияхарактеризуется преобладанием интергративных тенденций в сфере деловыхотношений.
Группа-автономия обладаетвысоким внутрегрупповым единством как в сфере деловых, так и сфереэмоциональных отношений.
От кооперации доколлектива группа проходит уровень автономизации, для которого характернодовольно высокое внутреннее единство по всем общим качествам, кромеинтергрупповой активности. Именно на этом уровне члены группы идентифицируютсебя с ней (моя группа). Однако группа-автономия может уйти в сторону отколлектива. Возможно развитие группы (формирование группы- корпорации) вотрицательном направлении, когда развитие группы приводит ее к положениюзамкнутой из вне группы, но отличающейся внутригрупповой антипатией,межличностным эгоцентризмом и эгоизмом, агрессивностью.
Коллективность заключается в том, что,объединяя людей общими социальными и производственными интересами, она ставитвысшей своей целью создание условий для раскрытия индивидуальности каждогочлена общества и отвечает за реализацию полноценного развития личности. Врезультате развития своих членов развивается и сам коллектив: чем ярче и богачеиндивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем болеедееспособным, человечным в общественном своем качестве является и коллектив вцелом. Суть коллективизма не сводится к совместной деятельности для достиженияобщей цели. И даже не сводится к умению жить сообща, вместе решая все вопросы.Состояние и зрелость коллектива определяется тем, насколько социальное,общественное прониклось личным, индивидуальным интересом. Отличительнойособенностью коллектива является его интеграция с другими группами на основенаправленности на более широкие социально значимые цели.
По мнению Макаренко, коллектив – этоцелеустремленный комплекс организованных личностей, обладающих органамиуправления. Это контактная совокупность, социальный организм. Его основныепризнаки: наличие общих целей, определенная структура, органы, координирующиедеятельность коллектива и предоставляющие его интересы. Коллектив — частьобщества, органически связанная с другими коллективами.
Любое взаимодействиелюдей, даже при минимальном их количестве, начинается с распределения функций.Без этого не возможно существование группы как единого целого. Группа можетбыть понята через личность, так как человеческая личность является главнымматериалом для ее создания.
Выделяют следующиепсихологические механизмы развития коллективных взаимоотношений:
1.             Разрешениевнутригрупповых противоречий: между растущими потенциальными возможностями иреально выполняемой деятельностью, растущим стремлением индивидов ксамореализации и усиливающийся тенденцией интеграции с группой.
2.             «психологическийобмен»-предоставление группой более высокого психологического статуса индивидамв ответ на более высокий вклад в её жизнедеятельность.
3.              «Идиосинкразический кредит»- предоставлениегруппой высокостатустным её членам возможности отклоняться от её норм, вноситьизменения в её жизнедеятельность, при условии, что они будут способствоватьболее полному достижению её целей.
Таким образом, можно заметить закономерность:чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем болееблагоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности иторможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа поуровню своего развития отстоит от коллектива, (а ближе к корпорации), тембольше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношенийхудших сторон личности с одновременным торможением лучших устремлений.
До сих пор мы исходили изтого, что группа в целом ставит своей задачей достижение максимальногосближения во взглядах и выборах, стремясь выработать общую позицию. Однако намизвестно, что это предположение верно лишь от части. В действительности примножестве разных обстоятельств и особенно, если требуется изменение, происходитобратное: преобладает напряжение и расхождение во мнениях. Значительное числосоциальных установок человека имеет отношение к одной или нескольким социальнымгруппам или связаны с ними.
Различие между индивидами является основнымдвигателем развития их взаимодействий и их самих как личностей.Противоположности (но не крайности) порождают развитие системы, в данном случае- коллектива. Даже молчаливое присутствие группы людей изменяет психическуюдеятельность человека, заставляя вести себя иначе.
Следовательно, в регуляции эффективностиколлективистской деятельности участвуют самые разные системы факторов:
1.             внегрупповые(физические и социальные)
2.             внутригрупповые(нормы, межличностные отношения)
3.             внеличностные (однородность- разнородность по индивидуально-психологическим параметрам)
4.             внутриличностные(индивидуально-психологические особенности членов группы, их состояние,исходные мнения, оценки)
Фактором, связывающим все перечисленныесистемы, пронизывающим их, является фактор общественной значимости, совместнойдеятельности группы людей. Он является стержневым, оптимально сочетающимличностно значимые и общественно ценные ориентации коллектива.
Уровеньразвития коллективных отношений определяет специфику процессов индивидуализации.В группах, где взаимоотношения основаны на доверии, взаимопомощи,ответственности, проявления самобытности, независимо от статуса членов группы,встречают поддержку и способствуют интеграции личности в группе. Обогащеннойоказывается не только личность, проявляющая творческую инициативу, смелость вотказе от отрицательных традиций, но и коллектив. В группах с низким уровнемколлективных отношений проявления индивидуальности пресекаются без учета ихнравственного содержания.

1.2. Подростковый возраст,особенности формирования коллектива в подростковом возрасте.
Переход от детства кюности в традиционной классификации называют отрочеством или подростковыйвозраст. Это самый короткий по астрологическому времени период,  Однако хронологические границы этого возрастачасто определяются совершенно по-разному. Процесс акселерации нарушил привычныевозрастные границы подросткового возраста. Медицинская, психологическая,педагогическая, юридическая, социологическая литература определяет разныеграницы подросткового возраста: 10-14 лет, 14-16 лет, 12-18 лет и т.д.
Обращаясь к отечественной истории, можно заметить,что возрастная терминология, касающаяся подростков также не была однозначной. Втолковом словаре В.И. Даля подросток определяется как “дитя на подросте” –14-15 лет. В академическом четырехтомном словаре русского языка 1983 г.разъясняется, что подросток — это «мальчик или девочка в переходном отдетства к юношеству возрасте от 12 до 16 лет ». На современном этапеграницы подросткового возраста примерно совпадают с обучением детей в среднихклассах от 11-12 лет до 15-16 лет. Но надо отметить, что основным критерием дляпериодов жизни является не календарный возраст, а анатомо-физиологическиеизменения в организме.
Именно в этотпериод подросток проходит огромный путь в своем физическом и психическом,социальном развитии. Именно в отрочестве человек переживает, начало становлениясвоей личности.
Подростковый возраст характеризуется рядомважнейших изменений происходящих в физическом, умственном и эмоциональномразвитии школьника. Все более начинает проявлять себя мотивационно –потребностная сфера – сфера общения, эмоциональных контактов. Общаться егозаставляет все более усложняющаяся учебная деятельность.
В период 11– 14 лет у учащихся начинает происходитьбурный физический рост и значительные изменения в строении организма. Физическоеразвитие определяет не только внешние и внутренние изменения в организмеподростков, но и потенциальные способности их к интеллектуальной, умственнойдеятельности.
Отрочество – возраст противоречивыхсостояний, мотивов, ценностных ориентацией и поступков. Максимализм илабильность полярных позиций определяют противоположные тенденции в проявленияхподростков: от глубинной идентификации с другим (человеком или животным,растительным и прочим миром) к резкому отчуждению от других; от альтруизма кжесткости; от страха смерти до суицидальных попыток. /18/
Отрочество – это период, когда подростокначинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладаеттаким же, как у него жизненным опытом, дает возможность смотреть на себяпо-новому. Дружба и служение ей становится одной из значимых ценностей вотрочестве.
Но очень часто в периодподросткового возраста определяющим фактором поведения ребенка и отношения кповедению и отношению к нему других являются внешние данные, характерсопоставления себя со взрослыми. Отличие «паспортного» возраста ифизического способствует тому, что у детей возникает неадекватная оценка самихсебя, своих возможностей.
Для подростков стремление быть, как взрослыйпереходит в потребность быть взрослым, быть самостоятельным. Появляетсястремление осознавать себя как личность, иметь собственную оценку, отличную отмнения взрослых. Подросток стремиться быть в обществе, в среде сверстников ииметь там определенный авторитет, занимать определенное положение. В этомвозрасте становиться наиболее выраженным конфликт между предметной имотивационно — потребностной сферой деятельности ребенка. Этопротиворечие возникает на основе «надвигающейся тесноты» учебнойдеятельности. Ребенок по некоторым причинам переходит к тем видам деятельности,которые требуют меньшей дисциплины и где мнение сверстников являетсяопределяющим.
Уже сформировавшаясяспособность детей к обобщению дает возможность подростку делать обобщения вдостаточно сложной области – деятельности по усвоению норм человеческихвзаимоотношений. Поэтому ведущей деятельностью подростка является личностноеобщение в различных сферах деятельности. Это дает ему возможность проявить себяи самоутвердиться. Именно поэтому подростки активизируют интимно – личностное истихийно– групповое общение как в школе, так и вне её.
Стремление обрести себя как личностьпорождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно оказывал на неговлияние, и в первую очередь это относится к родительской семье. Внешне этоможет выражаться в негативизме,— в стремлении противостоять любым предложением,суждениям, чувством тех, на кого направленно отчуждение.
Вместе с тем, подростокиспытывает потребность поддержки со стороны взрослого друга. Но все же,наиболее значимым для отрока остается другой отрок. Поэтому, в этом возрастеуважаемый взрослый это чаще всего достояние подростковой группы. Это может бытьучитель, тренер спортивной секции, руководитель научного кружка или массовыйкумир (в настоящий момент такими кумирами чащевсего становятся певцы и участники шоу «дом 2») От того, кто из взрослыхзаймет этот пьедестал, во многом будет зависеть становление подростка, какличности.

1.3. Особенностиорганизации процесса воспитания в сезонных лагерях.
Формирование коллектива детей в летнемлагере, кажется задачей почти не выполнимой, по той простой причине, что сменав лагерях обычно длится 2-4 недели. И это слишком маленький срок дляформирования у детей коллектива. Кроме того, как показывает анализ литературы,руководители таких лагерей обычно не нацелены на создание коллектива. Ихглавные задачи это организация досуговой деятельности детей и предупреждениясоздания неконтролируемых группировок.
Наличие в таких лагерях множестваразнообразных кружков, которые способствуют удовлетворению потребностей каждогоребенка индивидуально, не способствуют созданию коллектива в целом.
В плане формированияколлективных отношений у детей- подростков, значительно выигрывают летние лагерясо специфической трудовой деятельностью. В отрочестве подростки начинаютиспытывать потребность в профессиональном самоопределении.  Это связано, с общей тенденцией этоговозраста найти свое место в жизни. Здесь важно вовремя увидеть склонности подросткаи поддержать его, правильно сориентировать подростка на качество труда, наответственное отношение к результату труда.
Такие лагеря кажутся еще и более удачными ипотому, что при наборе детей в такой лагерь одним из главных критериемстановится желание самого ребенка. Как правило, такие лагеря не возникают на«пустом месте », им предшествует работа кружка (археологического,краеведческого, туристического, это может быть и спортивная секция.)
В таких лагерях подростки изначальнонацеливаются, на совместную деятельность и это объединяет. Дальнейшее развитиеотношений между детьми будет зависеть от энтузиазма, мудрости и мастерстванаставника.
Лагеря, которые организовываются по походномутипу (дети сами готовят еду, оборудуют площадки для отдыха и др.), еще большесплачивают детей. Здесь все связаны друг с другом, зависят друг от друга. Здесьестественным путем возникает---ответственная взаимозависимость. Интересыколлектива попадают в зависимость от действий каждого отдельного члена, он,коллектив становится непримиримым к недостаткам, требовательным.
Руководитель в таком лагере становится с детьми наодну ступень с детьми, наконец-то исчезает преграда, в виде «учительскогостола», которая стоит между миром школьника и педагога. Подросток по-новомувидит своего воспитателя, как живого человека, он ест, пьет, он тоже устает. Ичто уж совсем необычно для ребят, они могут кое-чему и научить своего учителя.
Каждый подросток психологически принадлежит кнескольким группам: семье, школьному классу, дружеским компаниям и т. п. Еслицели и ценности групп не противоречат друг другу, формирование личностиподростка проходит в однотипных социальных условиях. Противоречивость норм иценностей различных групп ставит подростка в позицию выбора. Нравственный выборможет сопровождаться межличностными и внутриличностными конфликтами.
Находясь со своими сверстниками 24 часа всутки подросток не может не раскрыть всех качеств своего характера: какотрицательных, так и положительных. Но в выборе своих действий подросток, преждевсего, считается и ориентируется на мнение референтной группы сверстников.  Задача руководителя влиять на решения детей,но решения они должны принимать сами.
В лагере накапливается положительный опытколлективистских взаимоотношений, нравственного поведения и коллективногодостижения цели.

Глава 2. Экспериментальное изучение взаимоотношений детейподросткового возраста.

Для отслеживания  коллективных взаимоотношений в условиях летнего лагеря можно использовать различныепрограммы.  Используемые в этих целяхметодики должны отвечать следующим требованиям:
· простота и процедурная доступность дляпедагога-организатора, психолога.
· Непродолжительность процедуры по времени и неутолительнойдля детей.
· Наличие элементов значимости.
Данное исследование проводилось в группе подростковмальчиков в возрасте от 10 до 13 лет, в групповом и индивидуальном режиме. Напервом и втором этапе участники эксперимента, по своему желанию рассаживалисьза общий обеденный стол, таким образом была создана привычная и комфортная обстановкадля детей. По завершению группово


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.