Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образ

ГОУВПО «ЕЛАБУЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ
ПРОЕКТ

«Формирование благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей»
Автор-составитель: студентка 752 гр. ОЗО ТЭФ Парамонова Е.Н.

Научный руководитель: Тазиев С.Ф.
Елабуга 2011

Оглавление
1. Пояснительная записка ……………………………………………………….3

2. Концептуальные основы проекта……………………………………………4

2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………5

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей………………………………………….…6

3. Цель и задачи проекта………………………………………….……………..7

4.Содержание проекта……………………………………………………………8

5. Ресурсное обеспечение проекта ………………………………………………9

5.1 Нормативно-правовое………………………………………………………….9

5.2 Кадровое обеспечение…………………………………………………………9

5.3 Материально-техническое и финансовое обеспечение……………………...9

5.4 Научно-методическое обеспечение……………………………………………9

6. Ожидаемый результат ……………………………………………………….10

7. Список использованных источников ………………………………………11
1. Пояснительная записка
Данная тема проекта актуальна конкретно для нашего коллектива, т.к. в нашем коллективе существуют линии противоречий в социально-педагогическом процессе, т.е. вертикальные и горизонтальные конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».

Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса. Практически от того, насколько дружелюбна, основана на взаимном уважении и сдержанности сложившаяся атмосфера, каков психологический климат в коллективе, насколько предсказуема и уважительна позиция и поступки руководства и коллег – от всего этого зависит время успешной жизни коллектива, его поступательное движение к поставленным целям. Климат в учебном заведении оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, и безусловно, влияет на сегодняшнюю жизнь и завтрашние взгляды и деятельность ученика.

   Формирование благоприятного психологического климата – это одна из главных задач в работе администрации. Если не урегулировать психологический климат в коллективе, то с большим трудом решаются все остальные вопросы.

  Данный проект предназначен для формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей.

2. Концептуальные основы проекта
Прежде чем рассмотреть сущность проекта, уясним некоторые понятия.

Коллектив (от лат. collectivus — собирательный) — группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации. По виду деятельности различают трудовые, учебные, военные, спортивные, художественной самодеятельности и другие коллективы.

Педагог (от греч. paidagogos — воспитатель) — 1) лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области. 2) Ученый, разрабатывающий теоретические проблемы педагогики.

Климат социально-психологический (гр. klima (klimatos) — наклон) — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. Важнейшие признаки благоприятного К. с.-п.: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива; отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения; достаточная информированность членов коллектива о ее задачах и состоянии дел при их выполнении; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; высокая степень эмоциональной включенности и взаимопомощи в ситуациях, вызывающих состояние фрустрации у кого-либо из членов коллектива; принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.
2.1. Проблемно факторный (ориентированный) анализ состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей
Наблюдения позволяют выделить следующие проблемы в социально-психологическом климате в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей:

Напряженная социально-психологическая обстановка

Частые противоречия и конфликты на линиях взаимодействия «администрация — педагог», «педагог — педагог».

Не сплоченность коллектива.

Причинами этих проблем являются:

Низкая культура общения педагогов, отсутствие тактичности.

Предвзятое отношение друг к другу.

Большая нагрузка.

Неудобное расписание.

Неравномерное распределение часов.

Перекладывание чужих обязанностей на педагогов.

Административные и финансовые злоупотребления.

Формальное существование системы самоуправления.

Слабая компетентность руководителя в сфере управления коллективом.

Нет точной и прозрачной информации о различных нововведениях.

2.2 Основные идеи по улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей
Исходя из полученных данных, мы пришли к выводу о том, что основная цель формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей на настоящем этапе — объединение усилий и солидарной ответственности педагогов и администрации образовательного учреждения на формировании сплоченного коллектива.

Концепция формирования сплоченного коллектива представляет собой научно обоснованную совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления нормализации поведения сотрудников.

Для решения проблемы, на наш взгляд, необходимо разработать и внедрить систему формирования благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей, которая включила бы в себя следующие направления работы:

формирование высокой культуры общения и толерантности;

наличие заинтересованности работников в формировании сплоченного коллектива, актуализация значимости благоприятного социально-психологического климата для общего успеха;

улучшение (развитие) системы самоуправления педагогов.

3. Цель и задачи проекта
Цель проекта: разработать программу по формированию благоприятного социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей

Для этого необходимо решение следующих взаимосвязанных задач:

дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом;

повышение культуры общения всех работников организации;

сплочение коллектива;

развитие системы педагогического самоуправления.



С точки зрения интересов работников образовательного учреждения формирование благоприятного социально-психологического климата должно содействовать:

развитию коллектива, его устойчивости и жизнеспособности, его поступательному движению к поставленным целям;

улучшению общих условий труда;

спокойствию и уверенности работников;

самосовершенствованию педагогов в профессиональной сфере;

успеху каждого педагога лично, и всего коллектива в целом;

благоприятному развитию педагогического процесса.

4.Содержание проекта



Пути реализации цели и задач

Ожидаемый эффект

1

Дополнительное образование руководителя в сфере управления педагогическим коллективом, т.е. прохождение специальных курсов

Более грамотное руководство, с учетом специфики педагогического коллектива. Внедрение целостной и последовательной концепции развития коллектива

2

Совместное (всем коллективом) посещение культурных мероприятий

Повышение культуры общения всех работников организации, толерантное отношение друг к другу

3

Участие в различных благотворительных акциях

4

Организация психологических тренингов, направленных на:

— формирование коммуникативных навыков

— управление психологическим состоянием

— развитие персонала (формирование команды)

— управление личностного роста

Сплочение коллектива

На таких тренингах работники научитесь решать сложные проблемы, которые возникают в процессе межличностного или делового общения у каждого человека.

5

Формирования структуры органов педагогического самоуправления и распределения полномочий.

Проведение реальных, а не формальных педсоветов, на актуальные, животрепещущие темы.

Внедрение метода голосования при принятии решений.

Развитие системы педагогического самоуправления. Грамотное, демократичное управление образовательным учреждением и всеми процессами, происходящими внутри него.

5. Ресурсное обеспечение проекта

5.1 Нормативно-правовое обеспечение

Закон Российской Федерации «Об Образовании», Конституция Российской Федерации, Декларацией принципов толерантности, Устав образовательного учреждения.
5.2 Кадровое обеспечение

Работники образовательного учреждения дополнительного образования детей, приглашенные специалисты в сфере менеджмента в образовании и психологических тренингов.

Материально-техническое и финансовое обеспечение

Материально-техническая база образовательного учреждения.

Ежегодное финансирование, для приобретения необходимой методической литературы.

Внебюджетные источники финансирования (спонсорская помощь).

5.4 Научно-методическое обеспечение

Научно-методическое обеспечение развития и улучшению состояния социально-психологического климата в педагогическом коллективе образовательного учреждения дополнительного образования детей представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации образовательного учреждения) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать совершенствованию педагогической деятельности.
6. Ожидаемый результат

Улучшение социально-психологического климата в педагогическом коллективе.

Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к коллегам, и работе в целом.

Готовность участвовать в практических делах по улучшению педагогического процесса.

Сформированность навыков культурного и толерантного поведения сотрудников образовательного учреждения.

Совершенствование педагогической деятельности в целом.

7. Список использованных источников


Аллахвердова О.В. Конфликтология / Санкт- Петербург: Питер, — 2000. – 220 с.

Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе / М.: Просвещение, — 1983. – 240 с.

Вишняков Н.Ф. Конфликтология / Минск, 2000. – 180 с.

Каменская Е.Н. Педагогика. Курс лекций / Растов-на-Дону: Феникс, — 2004. – 160 с.

Тазиев С.Ф. Инновационный менеджмент в образовании: Учебное пособие / Елабуга, 2009. – 120 с.

Харин С.С. Диагностика и коррекция коммуникативной деятельности педагогов / Минск, 1996. – 184 с.

Шакуров Р.Х. Директор школы и микроклимат учительского коллектива / М.: Просвещение, — 1979. – 256 с.

Шакуров Р.Х. Социально – психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / М.: Просвещение, — 1990. – 180 с.

Википедия свободная энциклопедия ru.wikipedia.org/wiki


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Камінний хpест як художній символ тpагізму життя укpаїнського селянина-бідняка в новелі Василя Стефаника "Камінний хpест"
Реферат «Весьма яркий белого цвета свет»
Реферат «Дослідження молекулярних основ нейродегенеративних, метаболічних та онкологічних патологій людини»
Реферат Franklin Vs Edwards Essay Research Paper American
Реферат Позднейшие толкования церковных иерархов…
Реферат Подвиги партизан в Ленинградской области
Реферат Базовая модель Модильяни – Миллера
Реферат "СтранныйТургенев"
Реферат Технология оформления протокола
Реферат Сравнительный анализ двух ведущих авиаперевозчиков России ОАО "Сибирь" и ОАО "Аэрофлот"
Реферат Реформы Екатерины Второй 2
Реферат Первичные документы и регистры учета
Реферат Aeneid Essay Research Paper Doug Malek Latin
Реферат Историческая наука в постсоветских азиатских государствах
Реферат Проблема «Большого Террора»