Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование осознанно-правильного отношения дошкольников к природе посредством инновационных фо

--PAGE_BREAK--

 
             Рис.2 Результаты констатирующего эксперимента в экспери-ментальной группе.

           

              Как видно и в контрольной (10%), и в экспериментальной (10%) груп­пах мало детей с высоким уровнем сформированности экологических знаний. Средним уровнем обладает 50% детей в контрольной группе и 40% детей в экспериментальной группе. Низким уровнем сформированности экологиче­ских знаний владеет соответственно 40% и 50% детей.

              Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне разви­тия, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития является недостаточным, т.к. очень мало детей и в контрольной, и в экспериментальной группах имеют высокий уровень сформированности экологических знаний, а значит и низкую эколо­гическую культуру, которая свидетельствует о качестве осознанного пра­вильного отношения детей к природе, их уровень в основном принадлежит к среднему и низкому.

              На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что работа по формированию экологической культуры у детей осуществлялась не систематически, не был достаточно оснащён педагогический процесс, мало места отводилось наблюдениям, практической деятельности, труду и другим видам деятельности экологического характера.

             Таким образом, перед исследователем стоит задача наметить методику совершенствования работы по воспитанию осознанного правильного отно­шения к природе в процессе формирования экологической культуры детей среднего дошкольного возраста, что и обусловило проведение формирующе­го эксперимента в экспериментальной группе.          

 
            2.2. Методика совершенствования работы по формированию осознанно-правильного отношения к природе старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования  (организация и содержание формирующего эксперимента).

             На следующем этапе исследования приступили к формированию осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников при помощи инновационных форм экологического образования.

            Целью формирующего эксперимента явилась разработка и апробация методики формирования осознанно-правильного отношения к природе у старших дошкольников посредствам инновационных форм экологического образования.

             При разработке данной методики мы опирались на особенности экологического воспи­тания данной возрастной группы.

              Характерной чертой старших дошкольников является активное по­стижение окружающего мира через наблюдение за ним. Процесс знакомства с окружающим миром должен строиться на выработке у детей навыка истол- ковывания своего опыта. Поскольку жизненный опыт ребенка еще невелик, то он познает мир, сравнивая его с собой, как наиболее известным ему объек­том. Необходимо показать всеобщую взаимосвязь ребенка со всей окружаю­щей его действительностью.

              Воспитание у ребенка интереса к явлениям природы начинается с умения всматриваться, любоваться окружающими растениями, живыми оби­тателями; проявлять наблюдательность и заботливое отношение к окружаю­щему миру природы.

             Экологическое воспитание основывается на возрастных психических возможностях детей этого возраста. Это помогает обеспечивать эффектив­ность решения поставленных задач, доступных для детей.

            Познание природы помогает детям старшего дошкольного возраста адаптироваться в окружающем мире, поддерживать любознательность и лю-

бопытство, активность и самостоятельность.

            Воспитатель должен создать условия для включения детей в реальную деятельность по уходу за растениями, наблюдению за животными, воспиты­вать эмоциональную отзывчивость и гуманные чувства.

              Данная методика, была построена на принципах развивающего обуче­ния и направлена на развитие личности ребёнка, умения сравнивать и обоб­щать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира, на совершенствование речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств.

              В ходе формирующего эксперимента мы старались, чтобы каждый день пребывания детей в детском саду был интересным и насыщенным, по­этому реализация методики предполагала интегрированный подход в обуче­нии. Экологические знания и навыки дети получали не только на специально организованных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, игровой и ис­следовательской деятельности, чтения книг, на занятиях по изобразительно­му искусству и музыкальных занятиях.

              Формирование экологической культуры происходило по разработан­ному плану работы, который был составлен на два месяца и совмещен с пла­ном работы воспитателя в группе. (Приложение 1).

             Систематические наблюдения в природе учат детей быть вниматель­ными. Был разработан цикл наблюдений с проведением опытов, доступных для детей этого возраста (Приложение 2). Он помогает детям приобретать знания, мыслить, обобщать, делать выводы и правильно вести себя в мире природы.

             Как было сказано ранее, в становлении экологического сознания особое место принадлежит игровой деятельности. Именно в ней формируются у детей моральные нормы и правила поведения детей в природе.

             Игры-ребусы, игры-опыты, игры-исследования дают новые впечатле –

ния  о жизни и труде людей, о состоянии природы и её изменениях; пробуждают интерес к природе и развивают ценностное отношение к ней; формируют мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности; предоставляют возможности для проявления самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответст­венности и способности принимать правильные решения. В данных играх дети применяют свой жизненный опыт и отражают то, что их интересует, волнует, радует.

            В своем эксперименте мы использовали игру-исследование экологического направления. (Приложение 3)

              Интересным в работе с детьми является такой игровой приём, как по­лучение «писем-жалоб» от жителей живого уголка. При получении такого письма дети задумывались над его содержанием, обговаривали различные экологические ситуации, ре­шали, как можно помочь тому, или иному живому существу, как нужно обе­регать и охранять природу — своего края, и всей планеты. (Приложение 4)

             Эффективным методом расширения знаний по экологии является использование жемчужин народной мудрости — сказок, ле­генд на экологическую тематику, цель которых не столько давать готовые ответы на поставленные вопросы, сколько развивать умение ребенка самостоятельно размышлять, используя свой опыт и предыдущие наблюдения.

               В работе с детьми практиковалось и такая форма экологического образования. (Приложение 5)

              Во время работы с натуральными природными объектами важно формировать у детей потребность в самостоя­тельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологическо­го направления, в которой ребенок мог бы познавать окру­жающий мир, самостоятельно выделять связи и зависимости, существующие в природе, наблюдая за объектами и явления­ми неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

             Один из важнейших компонентов экологической разви­вающей среды — экологическая тропа, которую мы использовали как инновационную форму экологического образования.

(Приложение 6)

             Экологическая тропа — это специально разработанный или специально оборудованный маршрут в природу. [23,5]

             Планирование работы на экологической тропе осуществлялась с учетом сезонных изменений и местных условий. Сочеталось ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

              При организации работы на экологической тропе учитывались возрастные особенности. Работа строилась интересно и содержательно, что решало практически все задачи экологического образования детей.

              Составляющая формирования осознанного отношения к природе, как познавательной ценности, является воспроизведение приобретённых знаний о природе в разных видах деятельности: изобразительной, музыкальной, что содействует закреплению этих знаний в памяти ребёнка.

              На занятиях по изодеятельности с помощью красок дети передавали «настроение» природы. Если природа в «хорошем настроении», то дети использовали яркие, живые краски. Если в «плохом настроении» — мрачные, тёмные цвета.

             Музыкальная деятельность содействовала проявлению чувств слова­ми звуков (шелест листьев, вой ветра). В танцах дети отображали движения животных, растений, объектов неживой природы. Художественное перевоплощение в образ из мира природы давало возможности ребёнку про­чувствовать его состояние. Проведение праздника экологического характера также помо­гло детям ощутить себя частью природы, детям нравились репетиции, они с удовольствием выступали не только друг перед другом, но и перед родителями. (Приложение 7)

              Проблему формирования экокультуры можно и нужно решать с по­мощью родителей. Родители приглашались на занятия и праздники экологи­ческого содержания, на которых они были не просто зрителями, а и актив­ными участниками. Был проведен КВН на тему «Мы — друзья природы» (Приложение 8), ан­кетирование родителей (Приложение 9), родителям был предложен список литературы о природе для чтения детям. Вместе с родителями мы выпустили га­зету экологической направленности. Они помогали благоустраивать террито­рию ДОУ: перекапывили землю возле деревьев, собирали семена цветов, подрезали кусты.

               В формирующем эксперименте была показана методика совершенст­вования реализации цели исследования, обозначены использованные средст­ва работы по воспитанию экологической культуры детей старшего дошкольного возраста и ее содержание. Длился эксперимент восемь недель (с сентября по ноябрь). Эксперимент затронул пору года – осень.
             2.3 Анализ и результаты исследования.

             Чтобы убедиться в эффективности используемого формирующего эксперимента, был проведён контрольный эксперимент, по той же диагно­стической методике.

             Цель контрольного эксперимента – проверка эффективности разработанного комплекса инновационных форм экологического образования по повышению уровня осознанно-правильного отношения старших дошкольников к природе посредством данных форм.

             Результаты контрольного эксперимента оформлены и отображены в таблицах 4; 5.
            Таблица 4. Результаты контрольного эксперимента в контрольной группе.





             Условные обозначения:В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень.

             Высокий уровень — 1 человек, средний уровень — 6 человек, низкий уровень — 3 человека.
              Таблица 5. Результаты контрольного эксперимента в экспериментальной группе.





               Условные обозначения: В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень.

               Высокий уровень — 4 человека, средний уровень — 6 человек, низкий уровень – О.

              Уровни сформированности экологических знаний по результатам кон­трольного эксперимента обозначены в таблице 6.
             Таблица 6. Контрольный срез контрольного эксперимента.




              С целью сравнения результатов контрольного эксперимента в кон­трольной и экспериментальной группах можно построить круговую диа­грамму. (Рис. 3; 4)

                                                                                                               Рисунок 3

 

                                                                                           

                                                                                                                          Рисунок 4

              С целью отображения динамики сформированности экологических знаний у детей экспериментальной группы можно построить столбцовую гистограмму. (Рис. 5)

                                                                                                          Рисунок 5
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.