Реферат по предмету "Педагогика"


Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательской деятельности студентов в вузе

Факторы, обуславливающие актуализацию или тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе

Содержание
Введение
1. Общие положения
2. Основные задачи научно-исследовательской деятельностистудентов в вузах
3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе
4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузепроблем научно-исследовательской деятельности
Заключение
Список литературы
Введение
Наука только тогда наука, когда она не регулирует и несвязывает себя вопросом о непосредственной пользе[2](В.В. Вересаев)
К научно-исследовательской деятельности,дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающаяих самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения.
Научно-исследовательская работа студентовявляется одной из важнейших форм учебного процесса. Занимаясь, научно-исследовательскойдеятельностью студент развивает самостоятельность суждений, умение отстаивать своюточку зрения, а также творческое мышление.
Научные лаборатории, кружки и семинарыпозволяют студенту начать свою научно-исследовательскую работу. Научно исследовательскаяработа студентов является важным фактором при подготовке молодого специалиста иучёного, потому, что сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течениевсей жизни и в частности в профессиональной деятельности.
На мой взгляд, важным в научно-исследовательскойработе является участие преподавателей. С их стороны должно быть оказано необходимоесодействие и внимание к работе студентов. Важно проявить интерес у студентов к научнойдеятельности. Немало важным также является и поощрение студентов за научно-исследовательскуюработу. Студенты должны чувствовать стимул к научной работе и ее полезность.
1. Общие положения
Научная (научно-исследовательская)деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.[3]
К научно-исследовательской деятельности(Далее НИД), дополняющей учебный процесс, относится научная работа студентов, предполагающаяих самостоятельную деятельность вне рамок учебных программ и планов обучения. НАУЧНАЯ(научно-исследовательская) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ — деятельность, направленнаяна получение и применение новых знаний
В современных условиях существенновозрастает роль научных знаний во всех сферах общественной жизни, повышается вниманиек проблемам развития Академии наук, ее модернизации. Новые научные знания в учрежденияхвысшей школы, выступают как важный сектор науки и прогресса в стране.
Говоря об особенностях научной деятельности,необходимо различать индивидуальную научную деятельность— как процесс научнойработы отдельного исследователя — и коллективную научную деятельность— какдеятельность всего сообщества ученых, работающих в данной отрасли науки, или какработу научного коллектива исследовательского института, научных групп, научныхшкол и т.д.[4]2. Основные задачи научно-исследовательской деятельностистудентов в вузах
Основная цель научно-исследовательскойдеятельности студентов — это получение углубленных знаний в определенных направленияхнауки и техники, а также получение практических навыков в будущей профессии.
Основными задачами организации иразвития системы научно — исследовательской деятельности студентов в вузах на современномэтапе являются:
а) обеспечение диалектического соединенияучебного процесса и подготовки студентов к творческой научной и педагогической деятельности;
б) формирование среды, благотворнойдля проявления и реализации личностного творческого потенциала представителей студенческоймолодежи;
в) превращение научно-исследовательскойработы студентов в массовую и высоко результативную деятельность;
г) поиск талантливой молодежи, обладающейспособностями и интересом к научной и педагогической деятельности;
д) воспитание и развитие у студентовличностных и профессиональных качеств, необходимых для успешного осуществления научнойи научно — педагогической деятельности;
е) рационализация свободного временистуденческой молодежи, отвлечение ее от приобретения вредных привычек и антиобщественныхустремлений.[5]
Научная (научно-исследовательская)деятельность — деятельность, направленная на получение и применение новых знаний.Факторы, обуславливающие актуализация научно-исследовательской деятельности студентовв вузе. Причинами, по которым студенты занимаются научно-исследовательской деятельностью,являются:
Причинами, по которым студенты занимаютсянаучно-исследовательской деятельностью, можно представить в виде следующей схемы:
/> />
Схема № 1
В случае научной деятельности внутреннимпобуждением к ней является удовольствие, удовлетворение, получаемое от самого процессаработы, стремление к интеллектуальному успеху, желание решать и находить проблемы,давать работу уму.
Основой научной деятельности человекаявляется его мотивационная сфера как совокупность мотивов личности и важнейшая характеристикаее пригодности к научному труду.
К видам поощрениястудентовза успехи в учебе и научно-исследовательской деятельности можно отнеси:
1.        Зачет результатов научно-исследовательской работы студентов;
2.        Предоставление рекомендаций для дальнейшего обучения и стажировок;
3.        Предоставление возможности окончания вуза за более короткий срок;
4.        Досрочные сдачи экзаменов и зачетов;
5.        Участие в специальных занятиях для наиболее способных и талантливых студентов.[6]3. Факторы, тормозящие процесс научно-исследовательскойдеятельности студентов в вузе
Научно-исследовательской работойв вузе занимается только треть студентов. Научные исследования носят необязательныйхарактер, которое реализуется в свободное от основной работы время. Это отношениеформируется несколькими обстоятельствами.
/>Участие студентовв проведении научных исследований для предприятий и организаций, во всероссийскихстуденческих научных мероприятиях, в конкурсах грантов является скорее исключениемиз правил.
Наиболее значимыми для студентов проблемамиНИРС в вузе являются:
1. Недостаточность финансированиянаучных исследований;
2. Материального стимулирования субъектовнаучно-исследовательской деятельности;
/>3. Проблема послевузовскоготрудоустройства/>;
4. Отсутствие социальных льгот какпоощрения за научную деятельность;
5. Отсутствие возможности внедрениястуденческих научныхразработок в производство;
6. Отсутствие регулярных научных контактовс российскими и зарубежными вузами, стажировок в российских и зарубежных вузах;
7. Отсутствие возможности публикацийстуденческих />работ; [7]
Преобладает внутренняя мотивация,т.е. человек включен деятельность ради нее самой, а не ради других целей, по отношениюк которым она является средством их достижения.4. Меры, принимаемые для решения существующих в вузепроблем научно-исследовательской деятельности
Например, к мерам, необходимым длярешения существующих />в/> вузе проблем научно-исследовательскойдеятельности, можно отнести следующие:
Меры, необходимые для решения существующихв вузе проблем научно-исследовательскойдеятельности, можно представить в виде схемы 2.
В целях активизации и повышениярезультативности системы научно-исследовательской деятельности студентовнеобходимо расширение применения наиболее действенных видов учебного,материального и морального стимулирования студентов, научно-педагогического,научного и иного персонала вуза.[8]
/> />
Схема № 2
Заключение
Таким образом, в ходе моей работы можно сделать вывод о нижеследующем.
Научно-исследовательской деятельностью в вузах занимается малыйпроцент студентов. Необходимо уделить внимание большинству и привлечь как можнобольше студентов к научной работе, потому что талантливые и способные студенты неуспевшие заинтересоваться научно-исследовательской работой могут уйти в ряды большинства.
На мой взгляд, проблема не участия студентов в научной деятельностиобуславливается многими факторами. Например, не информированностью, нехваткой времени,к тому же нет четкой цели для занятия научной работой, за исключением ради ее самой,но ведущим фактором неучастия в научной деятельности, я полагаю, считается леньстудентов, ведь многие из них талантливы по-своему.
Поэтому проанализировав проблему, я сделала вывод о том, чтов вузах нашей страны научно-исследовательской деятельностью студенты занимаютсяпо желанию, ради самой идеи. Возможно, наукой по-другому заниматься нельзя и никакиестимулы, такие как деньги, зачеты и т.д. не помогут студентам стать, возможно, болееизобретательней и творческими.
Следовательно, научной деятельностью занимаются студенты, стремившиесяк самосовершенствованию.
Список литературы
1. Душенко К.В. Большая книга афоризмов, М.: ЭКСМО — Пресс, 2001, с.473
2. Черноусов Г.П. Актуальные проблемы совершенствования учебной и научнойдеятельности в высшей школе: материалы межвуз. науч.-практ. конф. Изд-во Казан.ун-та, 2003. — 215 с.
3.Алиев Т.А., Заболотская Т.А Академические работы в вузах: практ. рук.для студентов, магистрантов и аспирантов: учеб.-метод. Пособие, М.: Петерб. ун-та,2003. — 146 с.
4.Атоян В.Р. Организация научной и инновационной деятельности в вузе,Саратов, 1996. — 225 с.
5. Железняков А.С. Научная работа студентов и повышение уровня профессиональнойподготовки, Новосибирск, 1995. — С.60-62
6. А.А. Ивин, Философия: Энциклопедический словарь, М.: Гардарики, 2004г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Биороботы. Проблемы и подходы
Реферат Влияние инфляционных процессов на оценку инвестиционных проектов
Реферат Мережне адміністрування
Реферат Вимоги до експлуатації і технічного обслуговування машин
Реферат Voting Essay Research Paper Voting
Реферат История создания, развития и общее устройство БТР
Реферат The Collective Action Problem Of National Health
Реферат «Утверждено» постановлением президиума Амурского областного суда от 15 августа 2011 года обзор судебной практики рассмотрения судами Амурской области уголовных дел о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующ
Реферат Waiting For Godot Essay Research Paper Samuel
Реферат Коллизионные вопросы в области семейного права в международном частном праве
Реферат Общие принципы построения вычислительных сетей
Реферат Данте Алигьери. "Божественная комедия"
Реферат Александр Матвеевич Пешковский
Реферат Система классификации гостиниц и других средств размещения
Реферат Управление транспортной сферой экономики