Реферат по предмету "Педагогика"


Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Министерствообразования и науки Республики Казахстан
Восточно-Казахстанскийгуманитарный колледж
Технологияразвивающего обучения (Г.К. Селевко)
Выполнила:
учащаяся гр. 3-ин.яз.-1
Тойгамбаева Г.А.
г.Усть-Каменогорск
2008

Селевко ГерманКонстантинович — кандидат педагогических наук, научный руководитель авторской«Школы доминанты самосовершенствования личности» (г. Рыбинск Ярославской обл.).
Технологиясаморазвивающего обучения включает в себя все сущностные качества технологий РОи дополняет их следующими важнейшими особенностями:
Деятельность ребенкаорганизуется не только как удовлетворение познавательной потребности, но ицелого ряда других потребностей саморазвития личности:
• в самоутверждении(самовоспитание, самообразование, самоопределение, свобода выбора);
• в самовыражении(общение, творчество и самотворчество, поиск, выявление своих способностей исил);
• в защищенности(самоопределение, профориентация, саморегуляция, коллективная деятельность);
• в самоактуализации(достижение личных и социальных целей, подготовка себя к адаптации в социуме,социальные пробы).
Целью и средством в педагогическомпроцессе становитсядоминанта самосовершенствования личности, включающая в себя установки насамообразование, на самовоспитание, на самоутверждение, самоопределение,саморегуляцию и самоактуализацию. Идея развития личности на основе формированиядоминанты самосовершенствования принадлежит выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому
Технология обучения,основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности,представляет собой новый уровень развивающего обучения и может быть названасаморазвивающим обучением.
Классификационнаяхарактеристика
По уровню применения:общепедагогическая.
По философской основе: гуманистическая, антропософская. Поосновному фактору развития: психогенная.
По концепции усвоения: ассоциативно-рефлекторная +развивающая.
По ориентации наличностные структуры:нравственно-волевое самоуправление личности — СУМ.
По характерусодержания:обучающе-воспитательная, светская, общеобразовательная, гуманистическая.
По типу управленияпознавательной деятельностью: система малых групп + программная.
По организационнымформам:классно-урочная + клубная.
По подходу к ребенку: педагогика сотрудничества.
По преобладающемуметоду: развивающая+ саморазвивающая.
По категорииобучающихся:массовая.
Акценты целей
• Формирование человекасамосовершенствующегося (homo self-studius, self- made men).
• Формирование СУМ — самоуправляющих механизмов личности.
• Воспитание доминантысамосовершенствования, саморазвития личности.
• Формированиеиндивидуального стиля учебной деятельности.
Концептуальныеположения
• Ученик — субъект, а необъект процесса обучения
• Обучение приоритетно поотношению к развитию
• Обучение направлено навсестороннее развитие с приоритетной областью — СУМ
• Ведущая роль теоретических,методологических знаний
Дополнительныегипотезы
• Все высшие духовныепотребности человека — в познании, в самоутверждении, в самовыражении, всамоактуализации — являются стремлениями к самосовершенствованию, саморазвитию.Использовать эти потребности для мотивации учения — значит открыть путь кповышению качества школьного образования.
• Доминантасамосовершенствования — установка на осознанное и целенаправленное улучшениеличностью самой себя — может быть сформирована на основе потребностейсаморазвития.
• На внутренние процессысамосовершенствования можно и нужно влиять с помощью организации внешней частипедагогического процесса, включая в него специальные цели, содержание, методы исредства.
 • Системасаморазвивающего обучения (СРО), основанная на использовании мотивов самосовершенствованияличности, представляет более высокий уровень развивающего обучения и являетсянаилучшим продолжением развивающих технологий начального звена, основанных напознавательных мотивах.
Особенности содержания
1. «Теория» — освоениетеоретических основ самосовершенствования. В учебный план школы вводитсясущественная, принципиально важная компонента — курс «Самосовершенствованиеличности» с I по XI класс.
2. «Практика» — формирование опыта деятельности по самосовершенствованию. Эта деятельностьпредставляет внеурочные занятия ребенка во второй поло вине дня.
3. «Методика» — реализация форм и методов саморазвивающего обучения в преподавании основ наук.
ЗУН. Содержание основнаук определяется действующими образовательными стандартами.
Вариации дидактическойструктуры учебных предметов (укрупнение дидактических единиц, углубление,погружение, опережение, интеграция, дифференциация) определяются дидактическимиподходами к их изучению. В общем контексте специальных предметных ЗУН особоезначение получают общеучебные умения и навыки, также связанные с ними знания.
Особую группу ЗУНпредставляют знания по курсу «Самосовершенствование личности», который служитсистемообразующей и интегрирующей теоретической базой всего процесса школьногообразования.
Курс дает ребенку базовуюпсихолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательногоуправления своим развитием, помогает ему найти, осознать и принять цели,программу, усвоить практические приемы и методы своего духовного и физическогороста и совершенствования. Этим курсом реализуется положение о ведущей ролитеории в развитии личности; он является теоретической базой для всех учебныхпредметов.
Курс построен с учетомвозрастных возможностей и представляет следующую структуру по классам.
I-IV классы — Началаэтики (саморегуляция поведения);
V кл. — Познай себя(психология личности);
VI кл. — Сделай себя сам(самовоспитание);
VII кл — Учись учиться(самообразование);
VIII кл. — Культураобщения (самоутверждение);
IX кл. — Самоопределение;
X кл. — Саморегуляция;
XI кл. — Самоактуализация.
СУД. Способы умственныхдействий являются операционной частью интеллекта, они распоряжаются, управляют,применяют имеющуюся в запасниках ЗУН информацию. В то же время СУДы восознанной форме представляют собой особого рода знания — методологические,оценочные и мировоззренческие.
В технологии СРО этимзнаниям уделяется большое внимание: они усваиваются и в специальном курсе, ипри изучении основ наук.
В учебном процессеиспользуется весь арсенал методических приемов формирования СУД в технологииД.Б. Эльконина — В.В. Давыдова, с той лишь разницей, что эмпирические(классические логические) способы умственных действий применяются наравне стеоретическими (диалектическими логическими).
Внутри каждого учебногопредмета устанавливаются связи с курсом «Самосовершенствование личности».
СУМ. Важнейшим качествомсамоуправляющего комплекса, лежащим в основе целенаправленной активностичеловека, является психологическая доминанта. Она представляет собойгосподствующий очаг возбуждения в нервной системе, придающий психическимпроцессам и поведению личности определенную направленность и активность вданной сфере. Русским физиологом и философом А.А. Ухтомским была создана теориядоминанты и обоснована необходимость воспитания доминанты постоянногонравственного самосовершенствования. Для этого в технологии СРО обеспечиваются:
— осознание ребенкомцелей, задач и возможностей своего развития;
— участие личности всамостоятельной и творческой деятельности;
— адекватные стиль иметоды внешних воздействий.
Одним из концентровформирования СУМов служит курс «Самосовершенствование личности». В процессезанятий половина учебного времени отводится практической, лабораторной итренинговой формам работы, включающим
• психолого-педагогическуюдиагностику и самодиагностику учащихся;
• составление программсамосовершенствования по разделам и периодам раз вития;
• осмысливание, рефлексиюжизнедеятельности;
• тренинги и упражненияпо самовоспитанию, самоутверждению, самоопределению и саморегуляции.
Другим концентромформирования СУМов является творческая деятельность как основная сферасамосовершенствования личности; здесь формируются интересы, склонности,способности, положительные стороны Я-концепции, происходит самооткрытиеличности.
Творческая деятельностьучащихся организована в системе клубного пространства школы, включающеготворческие объединения по интересам и направлениям, внеурочную работу попредметам, общественную деятельность, участие в олимпиадах, конкурсах,соревнованиях. Кроме того, внеклассная творческая деятельность организуется пообучающе-воспитательной системе И.П. Волкова.
Клубное пространство даетнезаменимый вклад в формирование положительной Я-концепции, убеждает ребенка вогромных возможностях его личности (Я могу, Я способен, Я нужен, Я творю, Ясвободен, Я выбираю, Я оцениваю).
СЭН. Сфера эстетики инравственности в СРО широко представлена как в учебном плане, так и вовнеурочной творческой деятельности общечеловеческими ценностями. Но самоеглавное — при сложившейся в настоящее время в нашем обществе и в школеобстановке безыдейности, безверия формирование идеала самосовершенствования каксмысла жизни, соединенного с верой личности в самое себя, что будет являтьсяидейной основой новой системы воспитания и образования.
Особенности методики
Основная мотивация:нравственно-волевая + познавательная. Позиция учителя: деловой партнер, старшийтоварищ, знающий более высокую истину. Позиция ученика: свобода выбора,самоопределение.
Сверхзадачей частныхметодик в СРО является формирование у учащихся доминанты (психологическойустановки) на самосовершенствование. Для ее достижения немалое значение имеютадекватные стиль и методы внешних воздействий, уклад среды жизнедеятельностиребенка. В условиях школы они создаются гуманно-личностными отношениями иметодической организацией учебного процесса.
Межличностные отношения«учитель-ученик» определяются гуманно-личностным подходом («любить, понимать,принимать, сострадать, помогать»). Опора на положительное стимулирование(педагогика успеха), отрицание внешнего принуждения, партнерские отношениясотрудничества создают условия для удовлетворения потребностейсамосовершенствования, ориентируют ученика на воспитание в себе положительныхтворческих доминант поведения.
Организация учебногопроцесса по предметам основана на
• перенесение акцента спреподавания на учение;
• превращениепедагогического руководства в самовоспитание и самообразование личности приприоритете организации учебно-воспитательного процесса;
• использованиинравственно-волевой мотивации деятельности (наряду с познавательной);
• приоритетсамостоятельных методов и приемов.
Общий методическийуровень учебно-воспитательного процесса создается богатством и разнообразиемприменяемых методик. Для создания условий самоопределения (возможностейсамопроб) ребенка в различных стилях и методах деятельности в СРО используетсясистема планирования методик, применяемых в учебных предметах. Каждый школьникна протяжении периода обучения должен поработать во всех важнейших методическихрежимах (технологиях).
В технологии СРО большоезначение имеет организация взаимосогласованного просвещения учащихся, учителейи родителей, координация функционирования всех трех подсистем: теории, практикии методики.

Литература
1. Бардин К.В. Как научить детей учиться.- М., 1987.
2 Берне Р. Развитие Я-концегшии ивоспитание — М., 1986.
3.Газман О.С. и др. Новые ценностиобразования. Вып. 2. — М., 1996.
4. Ковалев А.Г. Личность воспитываетсебя. — М., 1989.
5. Кочетов А.И. Педагогические основысамовоспитания — Минск, 1974.
6.Крылова Н.Б. Социокультурныйконтекст образования // Новые ценности образования. Вып 2. — М.,1996.
7 Маркова А.К… и др. Формированиемотивации ученья. — М., 1990.
8.Орлов Ю.М. Восхождение киндивидуальности. — М., 1991.
9. Селевко Г.К. Доминанта в развитииличности / / Народное образование. — 1995. — № 8;
10.Селевко Г.К. Саморазвивающееобучение. — Ярославль: ИПК, 1996.|
11. Ухтомский А.Л. Собраниесочинений. Т 1. Учение о доминанте. — Л., 1950.
12. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М.Психология саморазвития. — М.: Интерпракс, 1995.
13. Шадриков В.Д. Психологиядеятельности и способности человека. — М.: Логос, 1996.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.