Реферат по предмету "Педагогика"


Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детского учреждения

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Теоретическиеосновы формирования здорового образа жизни у детей в условиях детскогоучреждения
1.1 Анализпсихолого-педагогической литературы
1.2 Формирование уребенка осознанного отношения к своему здоровью
1.3 Психологическиеосновы формирования у дошкольников позиции созидателя в отношении своегоздоровья
Глава 2. Методикаорганизации программы «Будь здоров» в условиях ДОУ
2.1 Цель и задачи программы
2.2 Условия реализации,формы, средства и дидактические приемы, используемые в программе
Заключение
Библиографический список

ВВЕДЕНИЕ
Актуальностьтемы исследования. Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна,своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье нашихдетей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка?Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольныйвозраст является решающим в формировании фундамента физического и психическогоздоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становлениефункциональных систем организма, закладываются основные черты личности,формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний ипрактических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность всистематических занятиях физической культурой и спортом.
Искусстводолго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить засвоим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтомуприоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышениеуровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ),а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнения.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровыхдошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей,поступающих в школу.
Вместес тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программдошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что необеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенкуучиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудныйсенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств(усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарнокорректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельностина другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием.
Следовательно,возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходилаинтеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итогеспособствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровьяребенка, формированию привычки здорового образа жизни.
Объектисследования — процесс физического воспитания в дошкольных образовательныхучреждениях.
Предметисследования — средства, методы, формы организации и факторы физическоговоспитания, обеспечивающие формирование основ здорового образа жизни у детей4-5 лет.
Цельисследования – анализ методических особенностей формирования здорового образажизни у детей 4-5 лет в условиях детского учреждения.
Задачи:
·          Проанализироватьпсихолого-педагогическую литературу по теме исследования;
·          Изучить основыформирования у ребенка осознанного отношения к своему здоровью;
·          Рассмотретьпсихологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя вотношении своего здоровья
·          Разработатьметодические рекомендации по формированию здорового образа жизни у детей 4-5лет в условиях ДОУ.
Структураисследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения ибиблиографического списка из 26 источников.

ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1.1Анализ психолого-педагогической литературы
Современноеобщество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которымипостоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда являетсяобразцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представленияхребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления.Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровьяподрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детейпредставлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей вобразовании, воспитании и развитии дошкольников.
Внастоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученыеиз различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П.Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева,А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М.Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С.Шнейдер и др.).
Интересученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровыйобраз жизни — процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияютособенности развития государства и общественное мнение, экологическаяобстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личностьпедагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Понятие«здоровье» имеет множество определений. Но самым популярным, и, пожалуй,наиболее емким следует признать определение, данное Всемирной организациейздравоохранения: «Здоровье- это состояние полного физического, психического исоциального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физическихдефектов».
И.Ю. Жуковин рекомендует изменять отношение людей к ЗОЖ на основе формированиятрадиций и ценностных мотиваций. Создание традиций ЗОЖ — это то, что должнолежать в основе валеологической работы в образовательных учреждениях, и то, кчему нужно стремиться в конечном итоге.
Вокругдетей с самого раннего детства необходимо создавать такую учебно-воспитательнуюсреду, которая была бы насыщена атрибутами, символикой, терминологией,знаниями, ритуалами и обычаями валеологического характера. Это приведет кформированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране своего здоровья издоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическиминавыками и умениями. Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятсядостоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.
Формированиекультуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укрепленииздоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление сиспользованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками,гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненнымиситуациями.
Большоезначение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольниковпредставлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования,поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф.Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю.Толстова, З.И. Тюмасева и др.), — проблема не только медицинская, но ипедагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательнаяработа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия,обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни. На образование,как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации иразвития личности, возложена надежда государственной политики по формированиюиндивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, какодной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни.Основными направлениями деятельности системы образования в данной областиявились:
·          уточнениепонятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образажизни;
·          исследованиесостояния здоровья детей дошкольного возраста и определение основных группфакторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
·          выявление иисследование проблем формирования культуры здорового образа жизни;
·          создание теории ипрактики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных насохранение, укрепление здоровья детей.
Здоровыйобраз жизни — категория экобиосоциальная, интегрирующая биологические, социальныеи экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности,поскольку физическое благополучие зависит не только от наследственности иколичества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и отвлияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенкас внешней социальной и экологической средой.
Формированиездорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида.Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде,которая является важным фактором регуляции его поведения. В исследованиях Н.В.Бордовской, В.П.Озерова, СЮ. Толстовой, О.Л. Трещевой, С.О. Филипповойподчеркивается роль социума как среды формирования у детей определенного образажизни. Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образажизни также прослеживается в работах В.П. Петленко и Н.Г.Веселова. Проблемеформирования здоровье сберегающей культуры работников ДОУ, педагогическогопроцесса посвящены труды С.В.Васильева, Г.К. Зайцева, Н.Б. Захаревич, Е.Е.Луниной.
Дошкольныйвозраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека.Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильногофизического развития, происходит становление двигательных способностей,формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные,морально-волевые и поведенческие качества.
Средимногих факторов (социально-экономических, демографических, культурных,гигиенических и др.), которые оказывают влияние на состояние здоровья иразвитие детей, по интенсивности воздействия физическое воспитание занимаетважное место. Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема иинтенсивности учебно-познавательной деятельности гармоническое развитиеорганизма дошкольника невозможно без физического воспитания.
Вто же время анализ многочисленных литературных источников свидетельствует онедостаточной эффективности процесса физического воспитания в дошкольныхучреждениях, что подтверждается рядом фактов. По данным НИИ гигиены ипрофилактики заболеваний детей, подростков и молодежи, за последние десятилетиясостояние здоровья дошкольников ухудшилось: снизилось количество абсолютноздоровых (с 23,2 до 15,1%) и увеличилось число детей, имеющих различныеотклонения в состоянии здоровья (с 60,9 до 67,6%) и хронические заболевания (с15,9 до 17,3%). Вызывает тревогу то, что к моменту поступления в школуотмечается тенденция роста хронической заболеваемости у детей.
ИсследованиямиЕ.А. Пимоновой установлено, что занятия в объеме программы по физическойкультуре направлены главным образом на освоение определенного объемадвигательных навыков и не способствуют эффективному воспитанию основныхдвигательных качеств у детей дошкольного возраста. По мнению А.Б. Лагутина,работа по единой, жестко регламентированной «Программе воспитания иобучения в детском саду» неизбежно приводит к единообразию форм и методоввоспитания и обучения, ограничивает возможности педагогического творчества,ориентирована на унифицированный стандарт в воспитании ребенка, игнорируяиндивидуальные особенности развития.
Теоретическиеосновы здоровьесберегающего сопровождения воспитательного процесса в ДОУосвещались О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается нагигиеническом воспитании и обучении детей. Вопросы экологического воспитания,способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимостичеловека от окружающей среды, рассматривались А.Ф. Аменд, Е.Г. Кушниной, Л.И.Пономаревой, З.И. Тюмасевой, В.Г. Фокиной. Основой формирования здоровогообраза жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание иобразование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критериемвзаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов(Е.Г. Кушнина, О.А. Овсянникова, Т.В. Поштарева), способствует раскрытиювзаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенкаощущения своей неразрывности с природой.
Формированиеу дошкольников представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным,если:
·          определеносодержание понятия «здоровый образ жизни», включающего какбиологические и социальные представления, так и экологические и раскрывающегозависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды;
·          спроектированапедагогическая технология, включающая формы, методы, условия, принципы, этапыформирования представлений о здоровом образе жизни: «здоровье» и«образ жизни человека», «зависимость здоровья и образа жизни отсостояния окружающей социальной и экологической среды», «здоровый образжизни — основа сохранения и укрепления здоровья» — и диагностику определенияуровня сформированности представлений о здоровом образе жизни;
·          разработанамодель взаимодействия субъектов воспитательно-образовательного процесса,предполагающая подготовку педагогов к решению задач формирования у детейздорового образа жизни, к методическо-просветительской работе с родителями, инепосредственное воздействие педагогов и родителей на детей.
1.2Формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью
Привычкак здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; онааккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физическоговоспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных,образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семьяпризваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни,используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательномучреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньшепонять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малышасамостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.
Зачастуюу детей отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера.По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации поздоровому образу жизни насаждаются детям чаще всего в назидательнойкатегорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, аво-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневнойжизни, и дети хорошо это видят. Кроме того, выполнение необходимых правилздорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, что крайнезатруднительно для ребенка-дошкольника, имеющего недостаточно сформированнуюэмоционально-волевую сферу.
Чтобыактивно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам,воспитателям, необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровьяформируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) ивнутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколькокомпонентов здоровья:
1.Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека,основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2.Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3.Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляетсостояние общего душевного комфорта.
4.Нравственное здоровье, основу которого определяет система ценностей, установоки мотивов поведения человека в обществе.
От чего же зависит здоровье ребенка?
Здоровьезависит на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды,т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — отсамого человека, от того образа жизни, который он ведет.
Еслина первые 50% здоровья мы, воспитатели, повлиять не можем, то другие 50% мыможем и должны дать нашим воспитанникам.
Пословам Б. Н. Чумакова, купить здоровье нельзя, его можно только заработатьсобственными постоянными усилиями. Но для того, чтобы сохранить здоровьеребенка необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его (родителей,воспитателей, врачей, учителей и др.), с целью создания вокруг него атмосферынаполненной потребностями, традициями и привычками здорового образа жизни.Таким образом, с ранних лет формируется определенная культура поведения исоответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологическогохарактера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом длясоздания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослойжизни.
Дошкольныйпериод является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни.Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру,окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью,грамотно воспитатель строит свою работу.
Педагогическаязадача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознаннойинформации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни,адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданныхситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у нихсамостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должныприменять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентамЗОЖ:
·          Занятияфизкультурой, прогулки
·          Рациональноепитание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий дляполноценного сна
·          дружелюбноеотношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличатьложь от правды
·          Бережноеотношение к окружающей среде, к природе
·          Медицинскоевоспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций
·          Формированиепонятия «не вреди себе сам»
Отношениеребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно будетвыстроить здание потребности в здоровом образе жизни. Оно зарождается иразвивается в процессе осознания ребенком себя как человека и личности.Отношение ребенка к здоровью напрямую зависит от сформированности в егосознании этого понятия.
В среднемдошкольном возрасте у детей формируется представление о здоровье как «неболезни». Они рассказывают о том, как болели, у них проявляется негативноеотношение к болезни на основании своего опыта. Но что, значит, быть здоровым ичувствовать себя здоровым, они объяснить еще не могут. Отсюда и отношение кздоровью, как к чему-то абстрактному. В их понимании быть здоровым — значит неболеть. На вопрос, что нужно делать, чтобы не болеть, многие дети отвечают,нужно не простужаться, не есть на улице мороженого, не мочить ноги и т.д. Изэтих ответов следует, что в среднем дошкольном возрасте дети начинаютосознавать угрозы здоровью со стороны внешней среды (холодно, дождь, сквозняк),а также своих собственных действиях (есть мороженое, мочить ноги и т.д.).
Изучениевозрастной динамики развития силы показало, что в период с 4 до 7 летпроисходит значительное увеличение мышечной массы и соответствен ноувеличиваются сократительные способности, сила и работоспособность мышц,поэтому, согласно рекомендациям Л. Кечеджиевой и др., упражнения для мышцплечевого пояса и тазобедренных суставов ребенок 5-7-летнего возраста можетвыполнять ежедневно от 20 до 30 раз, а для мышц туловища — от 40 до 60 раз,отдельными сериями по 6-8 или 12-16 раз. Большой объем выполняемой работывызывает заметные сдвиги в обмене веществ, в работе функциональных системорганизма, расширяя механизмы адаптации не только к физической нагрузке, но и кдействию различных факторов внешней среды, способствует повышению общейработоспособности.

1.3Психологические основы формирования у дошкольников позиции созидателя вотношении своего здоровья
Психологическойосновой формирования позиции созидателя в отношении своего здоровья являетсяналичие у ребенка потребности в здоровом образе жизни. Но, такой потребности уребенка дошкольного возраста еще нет. Согласно исследованиям возрастнойдинамики значимости здоровья и здорового образа жизни, их приоритетная рольчаще всего отмечается у представителей старшего поколения. В иерархии ценностеймаленького человека доминируют игра и общение со сверстниками. В пониманиидетей роль физического, психического и социального здоровья и соответствующегоздорового образа жизни еще не находит должного места.
Биологические потребности (голод, жажда и пр.), потребность в безопасности,любви, присущие ребенку, как и взрослому, ни по отдельности, ни вместе несоздают фундамента потребности в здоровом образе жизни, которую мы должныотнести к высшей потребности. И ее возникновение прямо связано ссоциально-гигиенической средой, в которой воспитывается ребенок.
Гигиеническиорганизованная социальная среда обитания ребенка в дошкольном образовательномучреждении является первым и основным условием развития у него потребности вздоровом образе жизни. Учитывая, что значительную часть своей жизни ребенокнаходится в дошкольном учреждении, оно в силу специфики своей деятельности ивозможностей несет большую, чем родители, ответственность за возникновение иразвитие этой потребности.
Микросредадошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническимтребованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы,психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, нетолько то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то,как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон. Кроме того,крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении.
Безупречное обеспечение базовых потребностей индивида создает предпосылкивозникновения высших потребностей, к которым мы относим потребность в здоровьеи здоровом образе жизни у здорового человека. Мы должны понимать, чтовоспитание у детей этой потребности — задача государственной важности, аоздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения — этодолгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в видездоровых и полноценных граждан.
Вторым по важности условием воспитания у детей потребности в здоровом образежизни является наличие в дошкольном учреждении специальной обучающей программы,которая была бы нацелена на приобретение детьми комплекса необходимых навыков ипривычек ухода за собой, своим телом, бережного отношения к окружающим людям,дело в том, что многие потребности связаны с привычками. Например, человек,привыкший утром и вечером чистить зубы, чувствует себя весьма некомфортно, еслипо каким-либо причинам лишен этой возможности. У него возникает потребностьочистить полость рта. У человека, незнакомого с зубной щеткой, нет потребностине только чистить зубы, но даже полоскать рот. Его это не беспокоит.
Другойпример. Если человек постоянно занимается гимнастикой, оздоровительным бегом ит.д., то в определенное время у него наступает чувство «мышечного томления».Организм привык получать нагрузку и как бы просит своего хозяина: «Ну, давай,побегай!». Чувство мышечного томления связано с позитивными изменениями вгормональной сфере, и его появление говорит о наличии у человека потребности всистематических движениях. Приведенные примеры показывают, что потребность вздоровом образе жизни вызвана особым внутренним состоянием человека, связаннымс чувством удовольствия, комфортности, удовлетворения.
Педагогамдошкольного учреждения необходимо составить перечень привычек (подчеркнем,привычек, а не навыков и умений!) здорового образа жизни, которые онигарантированно сумеют воспитать у детей за время их пребывания в дошкольномучреждении. При этом необходимо провести анализ имеющихся привычек, какполезных, так и вредных. И в первую очередь избавлять детей от вредных. Системамер, которая для этого будет избрана, должна согласовываться с родителямикаждой возрастной группы.
Создавая гигиеническую среду обитания в дошкольном учреждении, предполагающуюобеспечение необходимых условий для приобретения детьми навыков здоровогообраза жизни, мы должны учитывать эффект задержанной обратной связи. Его сутьзаключается в том, что люди предпочитают не обременять себя работой надсобственным здоровьем, поскольку результат от затраченных усилий может быть несразу заметен и очевиден. Занятия физкультурой, закаливание приносят ощутимыйэффект далеко не сразу, чаще через месяцы и даже годы. Люди, а тем более дети,этого не понимают, и зачастую им этого не объясняют. Не получив быстрыхрезультатов от полезных для своего здоровья действий, дети теряют к ним интереси выполняют их механически (так надо), а если появляется возможность, топопросту увиливают. Эффект задержанной обратной связи — одна из главных причиннегигиенического поведения детей и взрослых, пренебрежения ими правилами здоровогообраза жизни. Мы должны учитывать специфику этого эффекта при организацииоздоровительной работы и позаботиться о том, чтобы самим не попасть в этуловушку.
В программе, формирующей у детей привычки здорового образа жизни, должен бытьучтен лучший опыт семейного воспитания. В дошкольном учреждении в буквальномсмысле должна быть введена мода на здоровье среди родителей и сотрудников.Лучший их опыт должен стать достоянием коллектива родителей и педагогов.
Ив этом смысле не столь важны предлагаемые технологии оздоровления, сколькометоды и средства быстрого приобретения привычек здорового образа жизни. Отпривычки к потребности — от потребности к здоровому образу жизни — таким долженбыть алгоритм деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Третьимусловием формирования у детей потребности в здоровом образе жизни являетсяовладение системой понятий о своем организме, здоровье и здоровом образе жизни.
Потребностьв здоровье и здоровом образе жизни у ребенка формируется также на основепредставлений о самом себе, своих физических и личностных возможностях, о том,что для здоровья вредно, а что полезно. Например, вредно не чистить зубы, нестричь ногти, не заниматься гимнастикой. Эти знания дети приобретают наспециальных занятиях.
Система знаний о своем организме, здоровье представляет собой целостныйинтегрированный курс с другими образовательными областями. Этот курс, несмотряна то, что некоторая часть его содержания совпадает с содержанием широкораспространенного в системе дошкольного образования России курса ОБЖ, имеет рядсущественных отличий, в том числе и по методике организации занятий.
Во-первых,этот курс легко интегрируется в другие образовательные курсы, что позволяет«укладываться» в отведенное для занятий время и не перегружать детей.
Во-вторых,методика организации занятий нацеливает педагога на то, чтобы дети в полноймере были субъектами образовательного процесса, дети должны сами сформулироватьсоответствующие выводы, подобно герою из произведения В.Маяковского: «… исказала кроха — буду делать хорошо, а не буду плохо».
В-третьих,на этих занятиях дети должны осваивать практику самомониторинга здоровья.
В-четвертых,содержание занятий должно в полной мере соответствовать практикефизкультурно-оздоровительной работы, проводимой в дошкольном учреждении.
Становясьактивными участниками образовательного процесса, ощущая его органичную связь стем, что требуют от них в плане ухода за своим телом взрослые, дети полнееосознают связь между состоянием своего организма и их собственной заботой онем.
Четвертымусловием формирования позиции созидателя своего здоровья является реализацияпринципа резонанса при организации физического воспитания детей. Сущность егозаключается в создании взрослыми бесчисленных ситуаций для бесконечного проявлениядетьми своих растущих физических возможностей.

ГЛАВА2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «БУДЬ ЗДОРОВ» В УСЛОВИЯХ ДОУ
2.1Цель и задачи программы
Дошкольныйвозраст — самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстрообучается и усваивает. По опыту своей работы в МДОУ «Теремок» (ХМАОХанты-Мансийский р-н с.Селиярово) мы убедились в необходимости поддержания иукрепления здоровья детей.
На основании вышесказанного воспитателями была разработана программа «Будьздоров!», которая направлена на воспитание основ культуры здоровья ибезопасности, формирования представления дошкольника о себе и о здоровом образежизни, о правилах гигиены, охране здоровья и основывается на физиологических,психолого-педагогических, валеологических исследованиях.
Впрограмму включены разделы:
«Я!»,
«Физкульт- ура!»,
«Внимание!»",
«Опасность!»,
«Мой- до — дыр!».
Программасоставлена с учетом документов:
·          программыразвития и воспитания детей в детском саду «Детство» под ред. Логинов В.И. «Детство».«Программа развития и воспитания детей в детском саду». Цель: валеологическоепросвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, оважности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах егоукрепления, о функционировании организма и правилах безопасного поведения.
·          программы «Здоровье»Л.Г.Татарниковой. Цель: ознакомление с характеристиками опасных и вредныхфакторов и экстремальных ситуаций: формирование знаний и умений по защитездоровья от последствий этих ситуаций.
·          региональнойпрограммы физического и валеологического развития детей дошкольного возраста «Азбуказдоровья» Т.Э.Токаевой, Цель: с помощью валеологической сказки, черезигры-драматизации, ролевые игры, вечера загадок и волшебных превращений,воспитывать у детей основ двигательной культуры, привычки к рациональномупитанию, закаливанию, соблюдению гигиенических норм, отказ от вредных привычек способствующихукреплению здоровья.
·          программы «Школаздорового человека» Г.И.Кулика, Н.Н.Сергиенко. Цель: формирование представлениядошкольника о себе и о здоровом образе жизни, о правилах гигиены и охранездоровья.
·          программы «Я имое тело» С.Е.Шукшина. Цель: через увлекательные занятия и дидактические игры,познакомить детей дошкольного возраста со строением человеческого тела, функциямиразличных органов.
·          программы «Основыбезопасности детей дошкольного возраста» Р.Стеркиной, Н.Авдеевой, О.Князевой.Цель: используя различные формы и методы обучения с учетом индивидуальных ивозрастных особенностей детей своеобразия местных и бытовых условий,формировать у них адекватное поведение в различных жизненных ситуациях,безопасность жизни.
·          программы «Разговоро правильном питании» М.М.Безруких, Т.А.Филипповой, А.Г.Макеевой. Цель вувлекательной, доступной для детского восприятия форме научить здоровому образужизни и правильному питанию, познакомить детей с тем, какую пользу или вред приносятте или иные продукты.
·          «Игровой массаж»- методики спецзакаливания детей А.Уманской и К.Динейки. Цель: профилактика и коррекцияздоровья детей в игровой форме, улучшение эмоционально-психического состояниядошкольников.
·          нестандартнойоздоровительно-развивающей программы «Игропластика», разработанной авторскимколлективом ДОУ № 383 Приволжского района г.Казани. Цель: развитиевозможностей, заложенных в детях от природы.
Цельюнашей программы является следующее: Сформировать у дошкольников основыздорового образа жизни, добиться осознанного выполнения правилздоровосбережения и ответственного отношения как к собственному здоровью так издоровью окружающих.
Длядостижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
·          сформировать удетей адекватное представление об окружающем человеке (о строении собственноготела);
·          помочь ребенкусоздать целостное представление о своем теле,
·          научить «слушать»и «слышать» свой организм;
·          осознатьсамоценность своей и ценность жизни другого человека;
·          формироватьпотребность в физическом и нравственном самосовершенствовании, в здоровомобразе жизни;
·          привить навыкипрофилактики и гигиены, первой медицинской помощи, развивать умение предвидетьвозможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своихсверстников;
·          развиватьохранительное самосознание, воспитывать уважение к жизни другого человека,умение сочувствовать, сопереживать чужой боли;
·          ознакомить справилами поведения на улице, в быту;
·          научить ребенкаобращаться с опасными для здоровья веществами;
·          ознакомить детейс травмирующими ситуациями, дать представления о правилах ухода за больным (заботиться,не шуметь, выполнять просьбы и поручения).
·          формироватьправильное поведение ребенка в процессе выполнения всех видов деятельности;
Впрограмме отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правилаличной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.
Длядетей 4-5лет (средней группы) поставлены следующие задачи:
«Я!».Продолжить идентифицировать свое имя с собой; познакомить с внешними частямитела; дать представление о способах выражения своих состояний с помощью мимикии жестов (подняты брови, сжаты губы надуты щеки); ценить свое тело; знатьосновные правила заботы о нем; устанавливать связи между строением органа и егоназначением, между своим состоянием и способами заботы о себе и окружающеммире. Учить одеваться и раздеваться самостоятельно, застегивать пуговицы,зашнуровывать ботинки, аккуратно складывать и убирать одежду на место; вежливообращаться за помощью к сверстнику или взрослому.
Уточнить знания ребенка об имени, фамилии, возрасте, своем доме.
«Физкульт- ура!». Продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательнойактивности; рассказать, что человек — живой организм, чтобы жить, необходимоактивно двигаться, для этого и предназначены органы человека: ноги, руки,туловище, голова. Рассказать о здоровье (как можно познать и изменить себя, какнайти свою тропинку к здоровью); познакомить с профилактикой заболеваний:самомассаж, закаливание, правильное дыхание, чередование активного движения иотдыха. С помощью взрослого устанавливать связь между совершаемыми действиями,привычками и состоянием организма, настроением, самочувствием. «Я будузаниматься бегом, как папа, чтобы стать здоровым и сильным». «Я каждый деньправильно чищу зубы, значит, они у меня не будут болеть». Развивать настойчивость,целеустремленность в уходе за своим телом, физкультурно-оздоровительнойдеятельности.
«Внимание!».Рассказать о Правилах дорожного движения.
«Опасность!».Рассказать о правилах первой помощи при травмах и обморожениях: замерзло лицона морозе — разотри легко шарфом, но не снегом; озябли ноги — попрыгай, пошевелипальцами; промочил ноги — переоденься в сухое.
«Мой- до — дыр!». Рассказать о культуре еды, правилах поведения за столом, опоследовательности одевания, умывания, правил гигиены; учить рациональнымспособам самообслуживания. Учить самостоятельно мыть руки, лицо, шею; послеумывания смывать мыльную пену с раковины, крана.
Спокойно садиться за стол, правильно пользоваться вилкой, ложкой, естьаккуратно, не спешить, не отвлекаться, не играть столовыми приборами, ненабивать рот, не разговаривать с полным ртом, не чавкать брать хлеб, печенье собщей тарелки, но не менять взятое; не мешать другим детям; пользоватьсясалфеткой, спокойно выходить из-за стола, говорить «спасибо». Провестибеседу о микробах, доказать необходимость использования мыла и воды. Научитьзаботиться о здоровье окружающих: при чихании и кашле прикрывать рот и носплатком, если заболел, не ходить в садик.
Принципыреализации программы.
1.Доступность:
— учет возрастных особенностей детей
— адаптированностьматериала к возрасту
2.Систематичность и последовательность:
— постепенная подача материала от простого к сложному
— частое повторение усвоенных правил и норм.
Наглядность:
— учет особенностей мышления
Динамичность:
— интеграция программы в разные виды деятельности
Дифференциация:
— создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизникаждым ребенком.
2.2Условия реализации, формы, средства и дидактические приемы, используемые впрограмме
Цельюнашей системы оздоровления стало создание таких условий, которые помогуткаждому ребенку стать телесно и психически здоровым, многогранно способным,радостным и счастливым.
Дляреализации данной программы в детском саду созданы следующие условия:
·          музыкально-физкультурныйзал, оборудованный современным оборудованием;
·          физкультурныйуголок в групповой комнате. Пособия, которые есть, стимулируют активныедвижения детей, способствуют закреплению двигательных умений, освоенных назанятиях физкультурой. Каждое пособие остается в уголке не более 5-7 дней, покаоно вызывает интерес у детей и правильно ими используется, а затем заменяетсядругим. По все групповой комнате «расчерчены» следы, классы, линии.
·          спортивнаяплощадка (на участке детского сада),
·          уголок релаксациив групповой комнате;
·          медицинскийкабинет.
Физкультурно-оздоровительнаядеятельность включает в себя:
1.Создание системы двигательной активности в течение дня:
·          утренняягимнастика (ежедневно);
·          физкультурныезанятия (3 раза в неделю);
·          музыкально-ритмическиезанятия (2 +2 раза в неделю);
·          прогулки свключением подвижных игр;
·          оздоровительныйбег (ежедневно);
·          пальчиковаягимнастика (ежедневно во время режимных моментов)
·          зрительная,дыхательная, корригирующая гимнастика на соответствующих занятиях)
·          оздоровительнаягимнастика после дневного сна (ежедневно);
·          физкультминутки ипаузы (на малоподвижных занятиях, ежедневно);
·          эмоциональныеразрядки, релаксация;
·          ходьба помассажным коврикам, песку, гальке (босохождение);
·          спортивныедосуги, развлечения, праздники (1 раз месяц)
2.Дни здоровья (с привлечением родителей) – 1 раз в квартал.
3.Летняя оздоровительная площадка.
Реализацияпрограммы осуществляется через занятия, в совместной деятельности педагога,через режимные моменты; игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельнуюдеятельность детей.
Используютсяследующие методические приемы:
·          рассказы и беседывоспитателя;
·          заучиваниестихотворений;
·          моделированиеразличных ситуаций;
·          рассматривание иллюстраций,сюжетных, предметных картинок, плакатов;
·          сюжетно-ролевыеигры;
·          дидактическиеигры;
·          игры-тренинги;
·          игры-забавы;
·          подвижные игры;
·          психогимнастика;
·          пальчиковая идыхательная гимнастика;
·          самомассаж;
·          физкультминутки.
Художественноеслово, детская книга — важное средство воздействия на детей. Поэтому кромебесед и рассматривания иллюстраций и картинок широко используем художественнуюлитературу. Детская книга действует на детей идейностью своего содержания,художественной формой. Беседа после прочитанной книги углубляет еевоспитательное воздействие. Путем бесед устанавливается связь рассказа с опытомдетей, делаются несложные обобщения.
Видноеместо занимают игры, кукольный и пальчиковые театры, фланелеграф, прослушиваниеаудикассет и просмотр диафильмов Постоянно организуем в группе выставки иконкурсы.
Припроведении работы используем положительную оценку, похвалу, поощрение.Известно: похвала подстегивает, а сердитое слово, наоборот, обижает. Учитываеми настроение детей: если они возбужденные, разговариваем голосом негромким испокойным, и наоборот, если дети грустные, ведем разговор громко и веселымголосом. Стараемся заметить старание ребенка его личные достижения, способностьпреодолеть страх и неуверенность.
Отвоспитателя зависит эмоциональный настрой на занятиях, поэтому стараемся бытьискренней, эмоционально открытой, артистичной. Идеально выполнять предложенныедетям упражнения, осуществлять творческий подход к детям.
Особоеместо уделяется работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно сДОУ является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение иукрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям ЗОЖ. Известно, что ни однадаже самая лучшая программа и методика не могут гарантировать полноценногорезультата, если ее задачи не решаются совместно с семьей, если не созданодетско-взрослое сообщество (дети – родители — педагоги), для которогохарактерно содействие друг другу, учет возможностей и интересов каждого, егоправ и обязанностей.
Чтокасается именно нашей работы по воспитанию у детей здорового образа жизни, то с 2009 г. мы работаем в средней группе. Первое, что мы сделали, это побеседовалис родителями каждого ребенка. Выяснили, в каких условиях живет ребенок. Затемвместе с медицинской сестрой подробно изучили медицинские карты детей и взависимости от состояния здоровья разделили детей на группы. В первую группувыделили детей относительно здоровых, а во вторую — детей с ослабленнымздоровьем. Проводя физкультурные занятия, мы делим детей на эти группы и дляослабленных детей физическая нагрузка дается ниже. В утреннюю гимнастику мывключаем специальные дыхательные упражнения, упражнения для глаз, элементарныйсамомассаж. Все это происходит в игровой форме, в благоприятной эмоциональнойатмосфере. Если ребенок отказывается делать утреннюю гимнастику, мы его непринуждаем. Предлагаем посидеть на стульчике и посмотреть на других детишек.Иногда даем дидактическую игрушку «мишку-физкультурника» и предлагаем сделатьзарядку вместе с ним. Как показывает опыт, ребенок, глядя на других детей, начинаетделать зарядку с мишкой, тоже включается в этот процесс. Вообще, главнойзадачей для создания условий работы по ЗОЖ мы считаем эмоциональный настроймалыша, саму атмосферу, в какую он попадет, приходя из дома. Поэтому утром мычасто планируем игры и занятия, которые приносят детям радость. Например, частоделаем с детьми «шар радости», для этой игры мы вырезаем смешные фигурки ираздаем детям, и мы вместе с детьми наклеиваем фигурки на обыкновенныйвоздушный шар, а затем в него играем, дети визжат от удовольствия и все ихтревоги от расставания с родителями уходят, и уже в течение всего дня малышиохотно идут на общение с воспитателем и персоналом детского сада.
Впроцессе воспитательской деятельности мы стараемся так строить свою работу,чтобы дети много двигались. Недаром древнегреческие мудрецы говорили: «Хочешьбыть здоровым бегай!». Мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей 4-5 лет втечение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: наши детиспокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды,они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Нахождениев помещении и на воздухе в соответствующей одежде, обширное умывание прохладнойводой, босоножье сон при открытой форточке, активное занятие физкультурой навоздухе — всё это моменты закаливания, которые мы используем в работе. Дляобеспечения высокого оздоровительного эффекта на прогулке стараемся:
·          не допускатьсокращения времени пребывания на открытом воздухе
·          обеспечитьдостаточно высокую двигательную активность во время прогулки при условиирациональной одежды детей.
Эффективнымсредством укрепления здоровья, снижения заболеваемости является закаливание. Унас в группе нет условий для специального какого-то закаливания по определеннойметодике. Поэтому за основу закаливания берется солнце, воздух и вода. Эти трифактора, при систематическом воздействии которых повышается устойчивостьорганизма к холоду, жаре, ветру, дожде.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Формированиездоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязифизического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специальносозданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующейразвитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.
На протяжении дошкольного возраста при соответствующей воспитательной работенаблюдается позитивная динамика отношения ребенка к своему здоровью.
Возраст4-5 лет является наиболее благоприятным периодом формирования осознанногоотношения детей к своему здоровью и физическим возможностям.
Важнейшейпредпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своемуздоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, котораяформируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которыхявляется рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи ссостоянием здоровья.
Полученныеребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуребезопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохраненияздоровья.
Приобретенныенавыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволитизбежать несчастных случаев.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙСПИСОК
1.   Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. — Кемерово, 1981. — 198 с.
2.   Бальсевич В.К.,Королева М.Н., Майорова Л.Г. Развитие быстроты и координации движений у детей4-6 лет // Теория и практика физической культуры. – 1986. — № 10. — С. 21-25.
3.   Богина Т.Л.Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях. Методическое пособие. – М.:Мозаика – Синтез, 2005. – 112 с.
4.   Божович Л.И.Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
5.   Бузунова А.,Волков П. Медико-педагогическая оздоровительная работа//Дошкольное воспитание. — №4. — 2003. — С.44
6.   Волошина Л.Организация здоровьесберегающего пространства//Дошкольное воспитание. — №1. — 2004.- С.115
7.   Доскин В.А.Растём здоровыми: Пособие для воспитателей, родителей и инструкторовфизкультуры/В.А. Доскин, Л.Г. Голубева. — М.: Просвещение, 2002.
8.   Жуковин И. Ю.Валеология в учебно-воспитательном процессе вспомогательной школы//Диагностика,коррекция, валеология в специальном (коррекционном) образовании. Красноярск:РИО КГПУ, 1999.
9.   Журавлёва М,Стасюк А.О системе физкультурно-оздоровительной работы//Дошкольное воспитание. — №9. — 1997. — С.39
10.  Зайцев Н. К., Колбанов В. В.Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей//Валеология: Диагностика,средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. — Владивосток: Дальнаука,1996.
11.  Здоровье и физическое развитие детейв ДОУ. — М.: изд-во ГНОМ и Д, 2002.
12.  Змановский Ю.Ф. Воспитаем детейздоровыми. – М.: Медицина, 1989.
13.  Караманова Л.В. Пути повышенияэффективности подвижных игр // Дошкольное воспитание. – 1986. — №11.
14.  Кечеджиева Л., Ванкова М., ЧипрановаМ. Обучение детей художественной гимнастике (пер. с болгарского). — М.: ФиС,1985. — 93 с.
15.  Кожухова Н. Некоторые аспектыфизического воспитания дошкольников. // Дошкольное воспитание. — №3. — 2000.
16.  Кудрявцев В. Физическая культура иразвитие здоровья ребёнка//Дошкольное воспитание. — №1. — 2004. — с.81; №5. — 2004.- с.66.
17.  Лагутин А.Б. Физическое воспитаниеребенка в дошкольном учреждении // Теория и практика физической культуры. –1994. — № 7.
18.  Маханёва М.Д. Воспитание здоровогоребёнка: пособие для практических работников ДОУ. — М.: АРКТИ, 1999.
19.  Осокина Т.И. Физическая культура вдетском саду. — М.: Просвещение, 1986. — 304 с.
20.  Панкратьев Е.И. Педагогическиепроблемы физического воспитания детей дошкольного возраста // Теория и практикафизической культуры. – 1990. — №11. — С. 13-15.
21.  Пимонова Е.А. Содержание и методикафизического воспитания детей 5-7 лет: Автореф. канд. дис. — М., 1990. — 23 с.
22.  Сухарев А.Г. Здоровье и физическоевоспитание детей и подростков. – М., 1991.
23.  Торохова Е. И. Валеология: Словарь. — М.: Флинта: Наука, 1999. — 248с.
24.  Филлипова С. О проблемах физическогосовершенствования детей в дошкольных учреждениях. // Дошкольное воспитание. — 1999. — №4.
25.  Чумаков Б. Н. Валеология. Избранныелекции. — М.: Российское педагогическое агентство, 1997. — 245с.
26.  Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какаяфизкультура нужна дошкольнику. М.: Просвещение, 2005.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.