Реферат по предмету "Педагогика"


Теоретические основы становления дошкольных учреждений

Содержание
1. Внешкольное воспитание в России начала ХХ века
2. Первые детские сады в России
2.1 Детский сад А.С. Симонович
2.2 Детский сад Л.К. Шлегер
1. Внешкольное воспитание в России начала ХХ века
Детский сад — образовательноеучреждение для детей дошкольного возраста (как правило, от 3 до 7 лет), вРоссийской Федерации один из видов детского дошкольного учреждения.
Система детских садовпредназначена как для первоначальной социализации детей, обучения их навыкамобщения со сверстниками, так и для массового, общедоступного решения проблемызанятости их родителей (для чего время работы детского сада в большинствеслучаев совпадает с типовым рабочим графиком большинства профессий: с 8 до 18часов пять дней в неделю).
В системе детских садовосуществляется также минимальная подготовка детей к обучению в школе — науровне первичных навыков чтения, письма и счёта.
Первые детские сады в Россиипоявились в 60-х годах ХIX века по инициативе частных лиц, благотворительных ифилантропических обществ, некоторых передовых земств. Было их мало, и, заредким исключением, все они были платными. Государство не принимало участия вих организации. Плата за посещение частных детских садов была очень высокой,время пребывания в них ограничивалось обычно 4-мя часами, поэтому их услугамимогли пользоваться только состоятельные родители.
Направление воспитательнойработы и подбор персонала всецело зависели от лиц, содержавших детские сады.
Первый бесплатный, такназываемый народный детский сад для детей низших слоев населения был открыт в1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» вПетербурге. Занятия в нем, как и в других дошкольных учреждениях, проводилисьпо системе Фребеля.
К началу ХХ века в России былооткрыто довольно большое число дошкольных учреждений как платных дляинтеллигенции и рождающейся буржуазии, так и бесплатных детских садов,площадок, приютов, очагов для детей низших слоев населения, а также длядетей-сирот.
В целом развитие дошкольныхучреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования надошкольное воспитание были ничтожны. В государственном бюджете Российскойимперии на 1913 год по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста»предусматривались затраты в среднем на одного ребенка-дошкольника в размере 1коп. в год.
К октябрю 1917 года в странеимелось всего около 280 детских садов, сосредоточенных в крупных городах, изних 250 — платные.
Такое положение дошкольныхучреждений в дореволюционной России вполне закономерно. Перед ними и неставилась задача организации воспитания детей широких народных масс. Правительстворассматривало детские сады лишь как учреждения для помощи буржуазному семейномувоспитанию или для призрения сирот.
Дошкольное воспитание в Россиисуществовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, которых следуетвыделить А.С. Симонович, Е.Н. Водовозову, Л.К. Шлегер, Е.И. Тихеев и др.
Своей творческой педагогическойдеятельностью, теоретической и практической, они содействовали процессувыделения дошкольной педагогики из общей педагогики и оформлению ее всамостоятельную педагогическую науку.
2. Первые детские сады в России2.1 Детский сад А.С. Симонович
Самым первым в России «детскимсадом» было петербургское заведение Аделаиды Семеновны Симонович (1840-1933),которое она открыла вместе с мужем в 1866 году в Петербурге. Заведениепринимало в себя детей 3-8 лет, «сад» был платным.
Аделаида Симонович стала первойв России «садовницей» — так она себя именовала официально. Симоновичбыла большой фантазеркой, в программе ее «сада» были придуманные ейподвижные игры, конструирование и даже курс родиноведения.
Но и этого ей показалось мало.«Садовница» хотела, чтобы идеи немецкого педагога Фребеля сталироссийской практикой, и начала издавать специальный журнал «Детский сад»,посвящённый вопросам дошкольного образования.
А.С. Симонович, открыла вПетербурге для детей интеллигенции платный детский сад, предварительноознакомившись с работой детских садов Швейцарии. Изучая особенности детей, онаубедилась в невозможности правильного воспитания по системе Фребеля иобратилась к идее народного воспитания, предложенной К.Д. Ушинским.
Симонович считала, что до 3 летдети должны получать воспитание в семье при активном участии матери, а ввозрасте от 3 до 8 лет семье должен помогать детский сад.
Рассматривая детский сад как«связывающее звено между семьей и школой», она полагала, что ондолжен готовить детей к школьному обучению. По ее мнению, занятия в детскомсаду должны иметь характер игры.
По мнению А.С. Симонович, отстепени умственного и нравственного развития садовницы зависит характер инаправление детского сада. Установив определенную систему игр и занятий сдетьми 5-7 лет по недельному расписанию, А.С. Симонович тем не менее считалавозможным в связи с новыми событиями или настроениями воспитанников идти нанекоторые отступления от расписания.
Будучи не удовлетворенной фребелевскойметодикой проведения игр и занятий, она подготовила собственные примерныеметодические разработки по родиноведению, подвижным играм и гимнастике,рассказыванию, рисованию и выкладыванию, конструированию, вырезыванию, плетениюи другим видам работы, считала необходимым привлекать детей к выполнениюнекоторых обязанностей (например, к дежурствам), приучать к взаимопомощи итовариществу, к ограничению своих желаний.
В ходе практической работы сдетьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на другихзанятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий поскладыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли избумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т.д.
В старшем дошкольном возрастевводится более систематическая подготовка к школе в специальном элементарномклассе. Ребенок, продолжая играть, одновременно привыкает к усидчивости,знакомится с азбукой, письмом и счетом. Занятия в элементарном классе должныбыть построены так, чтобы сформировать у детей радостное предвкушение школьныхуроков.
В младшей группе детского сада сдетьми трех-четырехлетнего возраста Симонович строила работу, как в семье,проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детейв младшей группе были редкими.
Симонович заметила, что малышилюбят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки,строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2-3человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивыхинтересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего ихинтересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладываниеколец.
Занятия в старшей группе, спяти-шестилетними детьми, которой руководил Я.М. Симонович, имелиприродоведческий уклон. Я.М. Симонович проводил понятные детям физическиеопыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т.д., во время которых детинаблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсиисопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т.п.На последующих занятиях Я.М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которыеуглубляли полученные ими знания.
Весной, летом и осенью детиработали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали заобитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т.д., изучали их повадки.Я.М. Симоновичорганизовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную,слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно,весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их кшкольному обучению.
В детском саду Симоновичей всебыло приспособлено для творческой педагогической работы: удобное расположениепросторных, светлых комнат с балконами, сад и площадки для игр и занятий детейна воздухе.
Симоновичи стремилисьприспособить содержание работы детского сада к русским условиям. Они ввелиподвижные игры, которые отражали отдельные виды труда и моменты быта русскогонарода и сопровождались русскими народными песнями. Изменились и строительныезанятия: старшие дети строили избу из заранее подготовленных небольших бревен (крупныйстроительный материал) и затем играли в этой избе. Строительные занятия, посвидетельству многих посетителей детского сада, очень увлекали детей, проходилидружно, оживленно, воспитывали у них чувство взаимопомощи и товарищества.
Как и многие русские педагоги,она давала абстрактное, слишком широкое определение главной цели воспитания,считала ее неизменной для всех времен. «Цель, — писала она, — воспитатьпоколение самобытное, энергичное, честное, трудолюбивое, заботящееся как осамом себе, так и о благоденствии других людей, поколение, не стоящее впротиворечии с самим собой, т.е. поколение счастливое и стремящееся постоянно кусовершенствованию в жизни».
Симонович указывала, чтопервоосновы развития самобытной личности будущего полезного члена обществазакладываются матерью в семейном воспитании детей. Воспитание детей следуетначинать с рождения и постоянно усложнять, считала Симонович; важное значениеимеет дошкольный возраст, когда происходит усиленное развитие всех жизненныхсил и способностей детей и подготовка их в процессе воспитания к школьномуобучению.
А.С. Симонович правильноуказывала, что воспитание детей является не частным делом, а общественнойобязанностью родителей и что для правильного ее выполнения требуютсясоответствующая обстановка и надлежащие материальные условия жизни, а такжехотя бы элементарное знание родителями педагогической науки.
Учитывая важность дошкольногопериода в развитии личности ребенка, А.С. Симонович считала, что воспитаниедетей до школы должно протекать дома и в детском саду. «От трех летдальнейшее пребывание в семье оказывается уже вредно для ребенка. Он нуждаетсяв товарищах для игр и занятий». В этом возрасте необходимо ребенкупосещать детский сад.
Симонович следующим образомопределила цель и назначение детского сада: «Детский сад естьвоспитательное заведение для малолетних детей от 3 до 7 лет без различия сословий,религии и пола. Он не есть заведение, в котором дети только играют между собой,как дома, не руководимые никем; точно так же он не есть учреждение, в которомимеется только надзор за поведением детей, чтобы не шалили. Цель детского сада- физическое, умственное и последовательно нравственное развитие детей. Ондополняет, таким образом, семейное воспитание и вместе с тем подготовляетребенка к поступлению в школу. Поэтому детский сад есть связывающее звено междусемьей и школой». Исторически прогрессивными положениями в даннойформулировке цели и назначения детского сада были указания на прием детей безразличия пола и вероисповедания, на установление связи детского сада с семьей ишколой.
Задачи детского сада, вытекающиеиз особенностей возрастного развития детей, сформулированы ею следующим образом:«Пребывание в детском саду дает детям общий уровень развития… Детскийсад подготовляет детей в школу. Между занятиями школы и детского сада проведенастрогая черта: школа занимается серьезно наукой, и детский сад, если хотите,серьезно игрою. В школе обращается внимание на преподаваемый предмет, а вдетском саду на ребенка, а предмет играет второстепенную роль, он есть толькосредство для достижения цели… Ребенок в этом возрасте любит жизнь подвижную. Всевокруг него играет и все сотворено для игры… Всестороннее, гармоническоеразвитие всех органов тела — вот воспитание детского, сада».
Разрабатывая свою систему работыдетского сада, А.С. Симонович взяла за основу систему Фребеля, дополнив ееотдельными занятиями, заимствованными из опыта русских детских садов. Хотя, методическиеразработки А.С. Симонович встречали в печати справедливую критику, однако еезаслуги в развитии русской дошкольной педагогики второй половины XIX веканесомненны: пропагандируя в России идею общественного дошкольного воспитания,она открыла опытный детский сад, углубленно работала над определениемсодержания и методики воспитательной работы в нем, над установлением связидетского сада со школой.
2.2 Детский сад Л.К. Шлегер
Луиза Карловна Шлегер (1863-1942)была известным деятелем дошкольного воспитания в дореволюционные годы и впервые годы Советской власти и оказала заметное влияние на развитие теориидошкольного воспитания. В ряде работ («Материалы для бесед с маленькимидетьми», «Практическая работа в детском саду» и др.) содержатсяценные советы по методике организации бесед с дошкольниками, изучению детей,индивидуальной работе, применению специальных упражнений для развития органовчувств.
Педагогическая деятельностьШлегер началась в 1882 г., а с 1905 года она стала активным участником обществ«Сетлемент» и «Детский труд и отдых», проводившихвоспитательные мероприятия для детей московской бедноты. На одной из рабочихокраин Москвы был открыт детский сад, где члены общества работали безвозмездно.
Детский сад представлял собойпедагогическую лабораторию, где создавалась новая методика воспитания,основанная на уважении личности ребенка и заботе о его всестороннем развитии. Основнаязадача детского сада — создать такую обстановку, в которой ребенок могвсесторонне развиваться и чувствовать себе свободно, находил бы отклики всемсвоим запросам и интересам.
Сотрудники детского садазанимались изучением влияния среды, взрослых на развитие ребенка, искали новыеметоды воспитания детей из пролетарской среды, занимались углубленнойразработкой методических вопросов воспитания детей дошкольного возраста,изучали литературу и опыт работы зарубежных педагогов и детских садов.
Л.К. Шлегер пересмотрелафребелевский дидактический материал, сделала основой воспитательной работы такназываемый план жизни детей, в котором отдали дань распространенной в то времятеории свободного воспитания, предоставив детям полную свободу в играх изанятиях.
Деление детей по группампроизводится по возрасту или развитию. Количество детей в группе 15 человек. Программадолжна соответствовать задаче детского сада, а план действий педагога вытекаетна основе наблюдений за детьми.
Требования к организацииобстановки в детском саду: отдельная комната для каждой группы, соответствиемебели возрасту детей, оборудование стен, на которых дети могли бы рисовать,наличие музея детских работ и др.
Деятельность педагога, главнымобразом, направляется на то, чтобы организовать обстановку и предоставитьматериалы, способствующие выявлению внутренних сил детей, развитию ихтворческих способностей. По мнению Шлегер, этому требованию в наибольшейстепени отвечают игры и занятия с различными материалами — природным, крупнымстроительным и бросовым. Центральное место — творческим играм.
Шлегер уделяла большое вниманиефизическому воспитанию детей. Рациональное питание детей в детском саду (завтракдо начала занятий, горячее блюдо в полдень), отдых (сон), чистота помещения итела, движения детей — основные условия для их нормального развития. Ритмическиедвижения под музыку, подвижные игры, ручной труд, деятельность посамообслуживанию являются важными средствами правильного физического развитияребенка. В книге «Практическая работа в детском саду» были даныметодические указания по вопросам физического и эстетического воспитания, повоспитанию у детей чувства общественности через коллективный труд, игры изанятия, по некоторым вопросам умственного воспитания (методика сенсорноговоспитания, рассказывания, драматизации и др.).
Особенно большое значениепридавалось воспитанию органов чувств. Основной путь сенсорного воспитаниядетей Шлегер видела в естественной повседневной воспитательной работе с ними — виграх, ручных работах, занятиях со строительным материалом и т.д. В отдельныхслучаях для проверки развития органов чувств она применяла специальныеупражнения. В народном детском саду Шлегер был применен крупный оригинальныйстроительный материал для игр и занятий, введены куклы, использованию которых ввоспитательной работе детского сада она придавала большое значение.
Уважение к творческомупроявлению личности ребенка в играх и занятиях, индивидуальный подход к каждомуребенку, изучение поведения детей в разных ситуациях, внимательная забота оздоровье детей, их умственном, нравственном, эстетическом развитии, поискиновых форм педагогического воздействия на детей, развивающих ихсамодеятельность, самостоятельность и взаимопомощь, постоянноесовершенствование методов и приемов воспитательной работы с детьми являлисьхарактерными особенностями педагогического творчества Л.К. Шлегер.
Подводя итоги своихпедагогических исканий в период с 1905-го по 1908 год, Л.К. Шлегер писала:«Мы пришли к следующим выводам:
1) дети имеют право насобственную жизнь;
2) каждый возраст имеет своиинтересы, свои возможности и изучать нужно каждый возраст;
3) детям нужно дать полнуюсвободу в работе и игре;
4) свободная работа служит нампоказателем роста;
5) материал, который мы вводим вдетский сад, должен быть гибким, широким, дающим детям возможностьсамовыявления без помощи и указания взрослых, его нужно искать и исследовать;
6) думать о насажденииобщественности искусственным путем, давая детям готовые формы, для этоговозраста невозможно; им нужно сначала утвердить свою личность;
7) наша роль — помогающая,направляющая, изучающая, наблюдающая».

Список литературы
1.        Гребенщикова Е.А. История дошкольной педагогики в России / Е.А. Гребенщикова.- М.: Изд-во Просвещение, 1987. — 432 с.
2.        Дошкольная педагогика / Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. — М.: Просвещение,- 1978. — 429 с.
3.        История дошкольной педагогики / М.Ф. Шабаева, В.А. Ротенберг, И.В. Чувашев/ под ред.Л.Н. Литвина. — М.: Просвещение, 1989. — 352 с.
4.        История дошкольной педагогики в России. Хрестоматия / Сост. С.В. Лыков,Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. — М.: Академия, 2000. — 520 с.
5.        Романюк, Л.В. Практикум по истории общей и дошкольной педагогики / Л.В. Романюк,Э.В. Онищенко. — М.: Владос, 2001. — 176 с.
6.        Симонович А.С. Кто может быть воспитателем. Хрестоматия / А.С. Симонович.- М.: Просвещение, 1976. — С.5-14.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.