Реферат по предмету "Педагогика"


Строительно-конструктивная игра как средство формирования положительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста

Содержание
Введение
1. Теоретические основы строительно-конструктивной игры каксредства формирования положительного отношения ктруду у детей старшего дошкольного возраста
1.1 Психолого-педагогические основы формированияположительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста
1.2 Использование строительно-конструктивной игры каксредство формирования положительного отношения к трудуу детей старшего дошкольного возраста
1.3 Формирование положительного отношения к труду у детейстаршего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивной игры
2. Изучение влияния строительно-конструктивных игр наположительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Исследование уровня сформированности положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
2.2 Апробировать строительно-конструктивных игрунаправленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста
2.3 Сравнительный анализ результатов
Список использованной литературы
Приложения
Введение
Труд — это могучий воспитатель, в педагогической системевоспитания.
Труд это то, что развивает маленького человека, поддерживаетего, помогает ему самоутвердиться.
Трудовое воспитание — это совместная деятельностьвоспитателя и воспитанников, направленная на развитие у последних общетрудовыхумений и способностей, психологической готовности к труду, формированиеответственного отношения к труду и его продуктам.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оновоспитывается с самого раннего детства.
Актуальностью исследования будет являться взаимосвязьтрудового воспитания и игры.
В дошкольном детстве игра — ведущий вид деятельности,заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними. Труди игра возникают из предметной деятельности детей, они тесно взаимосвязаны,хотя имеют и различия.
В процессе труда всегда ставится цель, для её осуществленияизыскиваются средства, придумывается последовательность действий, и достигаетсярезультат. Процесс труда реален, в нем нет мнимой ситуации. Взрослые и детисовместно трудятся, имея дело с реальными предметами, которые они преобразуют входе трудовой деятельности, и направляют усилия на достижение результата. Игране приносит видимого результата, но вызывает у детей радость и удовлетворение. Вигре, дети в специально созданных условиях воспроизводят деятельность взрослых,для этого они используют различные игрушки, заменяющие настоящие предметы,которые взрослые используют в процессе своей трудовой деятельности. Игра можетзавершиться на любой стадии развития, а затем возобновится сначала. Труд всегдаимеет конечный результат, в нем его основной смысл.
Наиболее четкое определение разницы между игрой и трудом далА.С. Макаренко: «Чем же отличается игра от работы? Только тем, что работаесть участие человека в общественном производстве, в создании культурных иматериальных ценностей. Игра не преследует таких целей, но она приучаетчеловека к тем физическим и психическим усилиям, которые необходимы для работы».[19, с.73-74]
Взаимосвязь игры с трудом становится особенно заметна встаршем дошкольном возрасте, именно в это время игра начинает превращаться втрудовою деятельность. Одним из видов таких игр являетсястроительно-конструктивная игра, в ходе которой ребенок конструирует, создает,строит. Строительно-конструктивная игра — это такая деятельность основнымсодержанием которой является созидание. В таких играх дети усваиваютэлементарные трудовые навыки и умения, познают физические свойства предметов, уних активно развивается практическое мышление. Для детей — это труд, требующийнастоящих усилий.
Целью исследования является изучение влияния строительно-конструктивнойигры на формирование положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста.
Задачи исследования:
Изучить психолого-педагогическую литературу, направленную наисследования игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста иформирование у них положительного отношения к руду.
Апробировать на практике серию строительно-конструктивныхигр направленных на формирование положительного отношения к труду у детейстаршего дошкольного возраста.
Проанализировать воспитательное влияниестроительно-конструктивных игр на формирование положительного отношения к трудуу детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования выступает формирование положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — процесс формирования положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста черезстроительно-конструктивную игру.
Гипотеза исследования: Разнообразиестроительно-конструктивных игр применяемых в процессе обучения, вырабатываетположительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста.
1. Теоретические основы строительно-конструктивнойигры как средства формирования положительного отношения к труду у детейстаршего дошкольного возраста1.1 Психолого-педагогические основы формированияположительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
Трудовое воспитание — гармония трёх начал:
Надо, трудно, и прекрасно.
В.А. Сухомлинский
Труд детей дошкольного возраста является важнейшим средствомвоспитания. Весь процесс воспитания детей в детском саду может и должен бытьорганизован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда длясебя и для коллектива. Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость — необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов
Труд дошкольника имеет свою специфику. Подготовить ребенка ктруду — это значит сформировать у него психологическую готовность трудиться. Психологическаяготовность к труду означает уровень развития личности, который являетсядостаточным для успешного освоения любым видом производительного труда.
«Воспитание не только должно развить разум человека идать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезноготруда, без которой жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой…», — говорил К.Д. Ушинский. [28, с.540]
Трудовые отношения людей ребенок познает легче и раньше, чемих общественные отношения. Общение в труде — одна из содержательныхвоспитывающих форм общения. Подражание, свойственное ребенку, является одним изважнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение затрудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить это желание, аразвить и углубить его — основная задача родителей, если они хотят выраститьребенка трудолюбивым.
Профессор И.Ф. Свадковский в книге «Воспитание у детейтрудолюбия» пишет: "… простейшая трудовая операция производитсерьезные изменения в психологии и физических способностях ребенка. Этаоперация как бы разделяет человека на две разные жизни: до этой операции он былне умеющим человеком, после нее стал умеющим человеком". [Д.В. №10]. Наосновании многочисленных наблюдений он делает вывод, что центральным моментом,определяющим появление любви к труду — трудолюбия как неотъемлемого качестваличности человека, является успех. Именно успех наполняет сердце ребенкарадостью, вызывает прилив энергии, желание снова взяться за дело.
Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование егоспособностей происходит не путем пассивного воздействия воспитателя, а вактивной форме в процессе различных видов детской деятельности — игры, труда,учения и т.д. Важная задача воспитания заключается в том, чтобы правильноорганизовывать эту деятельность, обогащать ее содержание, придавать ей нужныедля решения воспитательных задач направления.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличиеопределенных практических умений (например, умений пользоваться простейшимиорудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых,она требует развития интеллектуальных качеств, например способности,планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, онапредполагает определенный уровень развития детской воли — устойчивого стремленияк достижению поставленной цели, к получению заранее представляемого продукта иумения подчинить свое поведение поставленным целям.
В продуктивной (изобразительной, конструктивной) деятельностипроисходит дальнейшее развитие произвольных действии, формированиеразнообразных двигательных навыков. Самообслуживание, изобразительнаядеятельность, изготовление различных поделок из бумаги, бросового и природногоматериала предъявляют довольно высокие требования к целесообразномуиспользованию предметов домашнего обихода и простейших инструментов. Происходитформирование специфических человеческих навыков, которые П.Я. Гальперин назвал«орудийными операциями». Формирование «орудийных операций»,развитие умения подчинять движения руки логике движения «орудия» имеетчрезвычайно важное значение для подготовки ребенка к будущей трудовойдеятельности. Особое значение для становления трудовой деятельности имеет игра.В игре начинают складываться и впервые проявляются мотивы будущей общественнополезной деятельности. Обогащая ребенка впечатлениями, побуждая к игре,взрослые осуществляют важную воспитательную и ориентировочную работу, формируютглавную предпосылку к общественно полезному труду — определенное положительноеотношение к трудовой деятельности людей. В игре ребенок отражает трудовую жизньвзрослых, учится строить взаимоотношения, осваивает некоторые трудовые операции.
Известный отечественный психолог П.П. Блонский выделялспецифические черты труда детей. Он установил, что в этом возрасте труднопровести границу между трудом и игрой, между ними нет большой разницы, так каквысшая форма труда — творческий труд подобно игре заключает в себе элементнаслаждения процессом деятельности. Он предполагал, что, играя, ребенокпроходит лучшую школу подготовки к творческому труду.
Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощьюряда средств: собственной трудовой деятельности, ознакомления с трудомвзрослых, с помощью художественных средств.
Собственная трудовая деятельность является ведущим средствомтрудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям инавыкам, добиваются конкретного результата, удовлетворяют свою потребность вреальном приобщении к миру взрослых.
Ознакомление с трудом взрослых позволяет расширитьпредставления дошкольника о содержании деятельности человека, об общественнойзначимости труда, об отношении к труду. Первыми, кто занялся разработкой теориитрудового воспитания в детском саду, были классики отечественной педагогики Н.К.Крупская и А.С. Макаренко.
Н.К. Крупская считала, что уже в дошкольном возрасте надоначинать политехническое образование — поддерживать у детей интерес к технике,знакомить со свойством материалов. Она предлагала систематически знакомитьдетей с трудом взрослых, подчеркивая его социальную направленность. Особоезначение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что«совместную работу детей надо особенно ценить, — это зачатки коллективноготруда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка».Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенностидетского труда, его своеобразие, связь с игрой.
Идеи Н.К. Крупской развил в своих трудах и педагогическомопыте А.С. Макаренко. Определяя методы и приёмы трудового воспитания, онподчеркивал, что решающим должна быть обязательность труда для всех. «Нужновтягивать детей в труд путём поручений, показа способов выполнения, контроля заработой. Но при любых обстоятельствах важно, что бы дети работали с увлечением,радостно и добивались результата труда». [19, с.94]
Дальнейшую разработку идей Н.К. Крупской и А.С. Макаренко ивнедрение их в практику детских садов продолжили советские педагоги — З.Н. Борисова,Р.С. Буре, В.И. Логинова, В.Г. Нечаева и др.
«Знания о труде, отношениях к нему взрослых, мотивах,направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступкидетей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, трудувзрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должнызанимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада…» [18,№10]
В современной дошкольной педагогике существует несколькоподходов к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых.
Одни авторы считают, что ребёнка надо знакомить с процессомтруда взрослых, рассказывать о создании разных продуктов труда. В результате удетей будет формироваться положительное отношение к труду. (В.И. Логинова, М.В.Крулехт).
Другие авторы полагают, что нужно знакомить дошкольника счеловеком — тружеником, с его отношением к труду, формировать представление отом, что профессия проявляется в ответ на потребности людей в ней — врач нужен,что бы лечить, учитель, что бы учить. (С.А. Козлова, А.Ш. Шахманова).
Когда ознакомление с трудом взрослых рассматривается каксредство положительного отношения к труду взрослых, возможен и первый и второйподход. Рассматриваемое средство воспитатель может использовать как пример дляподражания, образец, на который ребёнок будет ориентироваться.
Можно согласиться с тем, что объективная оценка результатов трударебенка крайне затруднена. Но в то же время дошкольник в процессе трудаиспытывает истинное трудовое усилие, начинает осознавать его значение,направленность на удовлетворение своих потребностей самостоятельно, непользуясь помощью взрослых. Его включение в труд всегда обеспечиваетсясущественными для него мотивами, и, наконец, ребенок испытывает высокийэмоциональный подъем и радость от достигнутых результатов. Труд увлекаетребенка, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутыхрезультатов, а совместная деятельность объединяет детей общими эмоциональнымипереживаниями, способствуя тем самым становлению детского общества.
Трудовая деятельность, во-первых, предполагает наличиеопределенных практических умений (например, умений пользоваться простейшимиорудиями), а также знакомство со свойствами некоторых материалов. Во-вторых,она требует развития интеллектуальных качеств, например способности,планировать свои действия и предусматривать их результаты. В-третьих, онапредполагает определенный уровень развития детской воли — устойчивогостремления к достижению поставленной цели, к получению заранее представляемогопродукта и умения подчинить свое поведение поставленным целям.
Вывод: Правильно поставленным трудовое воспитание можетсчитаться тогда, когда дети за доступный им труд будут браться так же охотно,как и за игру. [29, с 176]1.2 Использование строительно-конструктивной игрыкак средство формирования положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста
Игра-это вид деятельности ребенка. В силу этого ей присущичерты, характерные для всякой деятельности: цели, мотивы, средства реализации,планомерные действия и результат. Игра любого вида протекает как деятельностьосмысленная и целенаправленная. Пока ребенок не начинает играть, он вроде быничего и не делает. И когда начинает играть, то еще долгое время тоже как быспособен заниматься только этим видом деятельности. Игру чаще всего определяюткак деятельность, выполняемую не для получения какого-либо результата, а радисамой деятельности, ради забавы.
К.Д. Ушинский видел в игре ребенка серьезное занятие, вкотором он осваивает и преобразует действительность: «Для дитяти игра — действительность,и действительность гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснееона для ребенка именно потому, что понятнее; а понятнее она ему потому, чтоотчасти есть его собственное создание… В действительной жизни дитя не более,как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности...; в игре жедитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжаетсясвоими же созданиями». [30, Т.1]
В педагогическом процессе игра находится в тесномвзаимодействии с другими видами детской деятельности, и прежде всего с трудом иобучением на занятиях.
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труди игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваютсясредства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигаетсярезультат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровыхусловиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Для этихусловий характерно использование различных игрушечных предметов, заменяющихнастоящие, используемые взрослыми в процессе труда.
Взаимосвязь игры и труда определяется тем, что между нимиимеется общее и различное. А.С. Макаренко указывал, что в игре, как и в труде,есть рабочее усилие и усилие мысли: «Игра без усилия, игра без активнойдеятельности — всегда плохая игра».
По своему характеру, содержанию, причинам возникновения труди игра различны. В процессе труда всегда, для ее осуществления изыскиваютсясредства, продумывается последовательность действий и, наконец, достигаетсярезультат. Процесс труда реален. В игре, дети в специально созданных игровыхусловиях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Следовательно,чтобы игры были разнообразными и содержательными, нужно обеспечить разнообразиедетских наблюдений, а затем ненавязчиво помочь ребенку научиться в игревоспроизводить полученные впечатления, представления, знания.
Многие исследователи выделяют и такой вид детских игр, какстроительно-конструкторские (конструктивные), действительно, дети любятстроить, создавать что-либо сложное из простых элементов. Особенностью игр состроительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивныеумения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либодругие виды детской игры, приближаются к продуктивной человеческой деятельности.
Строительно-консруктивные игры — разновидность творческойигры. В них дети отражают свои знания и впечатления об окружающем предметноммире, самостоятельно делают некоторые вещи, возводят здания, сооружения но вобобщенном, схематизированном виде. Эти игры развивают моторику, способствуютсовершенствованию мыслительного аппарата, воспитывают самостоятельность,пытливость, творческую направленность личности, воспитывают трудолюбие ицеленаправленность.
Очень часто строительно-конструктивная игра переплетается сролевой игрой. Дети принимают на себя роли строителей, которые возводятпостройку, строительный материал им привозят шофёры на грузовиках, рабочиеобедают в столовой, идут домой.
Косвенное руководство игрой осуществляется путем побуждениемдетей к играм, обогащения знаний об окружающей общественной жизни,предоставление и обновление игрового материала для строительства иконструирования, поощрение инициативы и самостоятельности — вот тепедагогические условия, которые обеспечивают высокую воспитательнуюэффективность строительно-конструктивных игр.
Советские педагоги З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, раскрылиособенности и значение строительных игр — «строительно-конструктивные игрытребуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственномвыражении».
Строительно-конструктивная игра, являясь деятельностьюпродуктивной, позволяет формировать у детей умение сравнивать, сопоставлятьданную постройку с реальными вещами и предметами и с тем образом, на основекоторого данная постройка возводилась, следовательно, на данном этапе играспособствует развитию наблюдательности у детей. Таким образом, встроительно-конструктивной игре происходит всестороннее, многогранное развитиеумственной деятельности.
В разных группах детского сада взаимосвязь игры и трудаимеет различный характер.
В младшем дошкольном возрасте многие элементарные трудовыенавыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения свещами, усваиваются в значительной мере в играх с куклами.
В среднем дошкольном возрасте еще не столь отчетливопроявляется линия самостоятельной трудовой деятельности детей, хотя в отдельныхслучаях содержание игры приводит детей к труду. Особенно часто это можнонаблюдать в играх бытового характера (готовясь к празднику, стирают, гладяткукольный наряд).
Для детей старшего возраста труд становится самостоятельнойдеятельностью. В процессе развития активной трудовой деятельности в игре детейстаршей группы воспитатель опирается на присущую детям этого возрастаактивность и самостоятельность, на их стремление смастерить что-то своимируками, на способность более длительно, чем в предыдущей группе, удерживатьлинию игрового замысла. Связь игровой и трудовой деятельности сохраняется у нихпри господствующем положении игры, которая пронизывает весь трудовой процесс.
В строительных играх дети часто подражают строительнойдеятельности взрослых. Дети играют в «строителей», появляетсянеобходимость в строительном материале. Игровой процесс сливается с трудовым, астроительная игра с сюжетно-ролевой. В старшем дошкольном возрасте такие игрымогут длиться несколько дней. Содержанием игры в этом случае является самастроительная деятельность. Чувства, которые испытывают дети в таких играх,стремление к результату, забота о качестве постройки, её прочности сближаютстроительную игру с трудом.
В строительных играх детей старшего дошкольного возраста наряду с теми строительными материалами, которые дети используют условно, (какбудто ворота), могут быть использованы и такие материалы, из которых дети самисоздают настоящие предметы. Одним из таких строительных материалов являетсядерево. Осваивая некоторые навыки работы с деревом, дети знакомятся сосвойствами материала, узнают, как его можно обрабатывать, рассматриваютпредметы, сделанные из дерева и выражают желание сделать такие же. На занятияхдетям предлагают готовые части для конструирования — санки, стол, скамейку. Помере того как дети овладевают строительными навыками, материал может бытьусложнен и детям можно предлагать не готовые части конструкции а разнообразныеобрезки дерева — дощечки, брусочки и т.д. Очень важно, что бы этот материалхорошо обрабатывался. Изготовление игрушки из дерева дает возможность педагогуразвивать трудовую направленность детей, а украшение готовой игрушки дает основаниезадействовать некоторые виды ручного труда, обслуживающего игру.
В развитии строительно-конструктивной игры в старшемдошкольном возрасте так же широко используется и природный материал: снег,вода, песок, шишки, ветки и т.д.
В первые зимние дни следует подгребать снег на те места, гдепредполагаются постройки. Участвуя в сооружении построек, дети разгребают снеглопатами, утрамбовывают его, катают снежные шары и складывают их друг с другом,строят фигуры из снега, крепости и т.д. Затем, дети украшают постройки и фигурысамоделками из бумаги и картона (шапка снеговика). В летних условиях необходимов процессе игры использовать песок и воду. Влажный песок является прекраснымстроительным материалом. Дети с удовольствием сооружают дворцы, арки, ворота, имосты, а затем украшают их сделанными заранее ветряками. В таких играхпрослеживается взаимосвязь ручного труда с физическим. Совместный труд увлекаетдетей, позволяет почувствовать свои возможности, испытать радость отдостигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет общимиэмоциональными переживаниями, способствуя тем самым становлению детскогообщества.
Ручной труд — развивает конструктивные способности детей,полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе,готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремлениевыполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее). Впроцессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями,осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться кматериалам, предметам труда, орудиям.
Дети на опыте усваивают элементарные представления освойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям,из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезныхпредметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать,склеивать. Работа с природным материалом — листьями, желудями, соломой, корой ит.д. — дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств:цветом, формой, твердостью.
Вывод: Связь игры и труда можно наблюдать как частопоявляющееся явление: дети изготовляют игрушки-самоделки на занятиях ручнымтрудом, а используют их, причем очень охотно, в играх. В результате этогоповышается интерес детей к изготовлению игрушек, а игровой процесс частосливается с трудовым. Возникая в ходе игры, труд по изготовлению нужных игрушеквременно обособляется от игры, и требует от детей известных физических иумственных усилий, направленных на достижение результата. Новая игрушка,сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре, вызывает у нихчувство удовлетворения, обогащает содержание игры.
1.3 Формирование положительного отношения к труду удетей старшего дошкольного возраста посредством использования строительно-конструктивнойигры
Трудовая деятельность дошкольника отличается отпроизводительного и бытового труда взрослых. Она не приводит к получениюобъективно значимого продукта, зато имеет огромное значение для психическогоразвития самого ребенка. Рассматривая вопросы трудового воспитания какважнейшего в дошкольном воспитании, педагоги не могли не видеть плодотворноговзаимного влияния игры и труда.
Специфика труда дошкольника состоит в том, что он тесносвязан с игрой, у этих видов деятельности общий источник — потребностьпринимать активное участие в жизни взрослых и стремление к самостоятельности. Навсем протяжении дошкольного детства связь игры и труда сохраняется. С однойстороны, часто необходимость в определенных игровых предметах диктуетвыполнение трудового действия, тогда дети изготавливают атрибуты и затемвключают их в игру. С другой стороны, продукты детского труда нередко помогаютсоздать воображаемую ситуацию, подсказывая выбор и развитие сюжета игры.
В игровой деятельности происходит подготовка детей к труду. Играя,дети постигают смысл труда взрослых, сущность их взаимоотношений. Особенноблизки к трудовой деятельности взрослых игры со строительным материалом. Онивоспитывают у детей такие качества, которые непосредственно подготавливают их ктруду:
умение ставить цель,
умение планировать свою работу,
умение предвидеть результат деятельности,
умение доводить начатое дело до конца,
умение не переключаться на другой вид деятельности,
умение подбирать необходимый материал,
умение критически оценивать результат своей работы и работы.
творчески подходить к осуществлению поставленной цели.
Развитие умения строить, предвидя необходимый результат игры- одна из важнейших педагогических задач. Её решение поможет воспитывать удетей инициативу, умение практически, своими руками добиваться результата. Развитиеу детей этих качеств высоко ценила Н.К. Крупская. Она указывала, что еслиребёнок сам мастерит игрушку, строит какое-нибудь сооружение, ставит передсобой цель, подбирает нужный материал, то это содействует развитию творческойдеятельности, что имеет огромное значение в системе воспитания.
В теории и практике дошкольного воспитания долгое времягосподствовала неправильная точка зрения о руководстве строительными играмидетей. Для того что бы игра развернулась, считалось достаточным внестистроительный материал в группу. Эти взгляды прочно укоренились в практикедошкольного воспитания и привели к тому, что строительные игры детей до концадошкольного возраста оставались крайне примитивными.
З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, Е.И. Корзакова доказали, чторазвитие конструктивных способностей детей находится в прямой зависимости отруководства воспитателя детской деятельностью. Если воспитатель систематически обучаетдетей сооружению различных построек, знакомит их с конструктивнымиособенностями материалов, то практически все дети овладевают определеннымобъемом умений и навыков. Строительные игры становятся богаче по содержанию,постройки более разнообразными, лучше технически выполнены. Если же воспитательограничивается только наблюдением за развитием строительной игры, токонструктивные способности у детей развиваются не одинаково и разница в уменияхбудет значительной. Так же дети не смогут самостоятельно, без помощивоспитателя договорится о характере постройки, о том, кто какую работу будетвыполнять. Таким образом, в играх со строительным материалом при отсутствиидолжного руководства со стороны воспитателя взаимоотношения детей могутпринимать совершенно неправильное направление. Систематическое обучениеконструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят ксущественному изменению характера строительной деятельности детей.
Рассматривая взаимосвязь игры и труда в старшем дошкольномвозрасте, отечественные педагоги пришли к выводу, что развитие активнойтрудовой деятельности в процессе строительных игр детей опирается на ихактивность и самодеятельность на их стремление все мастерить своими руками. Связьигрового и трудового процессов сохраняется при господствующем положении игры,которая пронизывает собой и трудовой процесс. Дети спешат выполнить работу, чтобы возобновить игру. Расширение замысла игры происходит под влиянием техвпечатлений, которые дети получают при чтении книг, рассматривании иллюстраций,исходя из жизненного опыта. Многообразие игровых действий, позволяющихреализовать замысел, создается разнообразием игрушек, приспособлений, которыепридают игре новизну.
Характерным примером игры, в которой игровой замыселпорождает необходимость трудового процесса по изготовлению нужных для игрыигрушек, является игра в «Пароход».
Построив из строительного набора пароход, дети приходят квыводу, что не хватает некоторых атрибутов: трубы, биноклей, спасательныхлодок, сигнальных флажков и т.п. Воспитатель, осуществляя руководство игрой,предлагает детям самим изготовить недостающие элементы. На занятиях по ручномутруду дети склеивают детали трубы, биноклей, флажков, делают из бумагиспасательные лодки; на занятиях по ИЗО раскрашивают приготовленные детали. Напримере игры в «Пароход» четко прослеживается взаимосвязьстроительно-конструктивной игры с ручным трудом.
Возникая в ходе игры, труд по изготовлению новых игрушекобособляется от игры и требует от детей известных физических и умственныхусилий, направленных на достижение результата. Трудовой процесс поглощаетвнимание детей, отвлекая их от игрового процесса, но лишь только труд поизготовлению новых игрушек закончен, открываются новые перспективы для развитияигры. Игрушка, сделанная своими руками, охотно используется детьми в игре,обогащает её содержание, вызывает у детей чувство удовлетворения.
Ценные качества могут быть воспитаны у детей по окончанииигры, в процессе уборки строительного материала:
развитие у детей бережного отношения к игрушкам,
трудолюбия,
умения проявлять усилие,
преодолевать трудности,
заканчивать начатое дело.
Эти воспитательные задачи должны обязательно осуществлятьсяв процессе руководства строительно-конструктивной игрой.
Вывод: Педагогическое руководство строительными играмиоткрывает
большие возможности в развитии детей. Систематическоеобучение конструированию и руководство воспитателя детской игрой приводят ксущественному изменению характера строительной деятельности детей. Исследованиясоветских педагогов показали, что установление взаимосвязи строительной игры итруда оказывает новые воспитательные возможности, создает условия для болееполного и содержательного развития замысла игры, повышая у детей интерес кстроительным играм.
2. Изучение влияния строительно-конструктивных игрна положительное отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста2.1 Исследование уровня сформированностиположительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста
На первом этапе экспериментальной работы мы провелидиагностику уровня сформированности положительного отношения к труду у детейстаршего дошкольного возраста. Базой исследования явился детский сад № 177«Гномик», г. Тольятти. Диагностика была проведена в старшей группедетского сада. Это был констатирующий эксперимент, целью которого являлось изучениевлияния строительно-конструктивной игры на формирование положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. В констатирующем экспериментепринимали участие 20 детей из двух групп — контрольной и экспериментальной. (Таблица2.1).
Таблица 2.1 Контрольная группа Экспериментальная группа имя ребенка возраст имя ребенка возраст Даша Я. 6 лет 4 мес. Настя Д. 6 лет 8 мес. Алена Д. 6 лет 6 мес. Антон С. 6 лет 4 мес. Таня М. 6 лет 8 мес. Миша А. 6 лет 3 мес. Саша Д. 6 лет 3 мес. Катя К. 6 лет 2 мес. Оксана Л. 6 лет 2 мес. Саша Т. 6 лет 8 мес. Андрей Г. 6 лет 7 мес. Маша К. 6 лет 3 мес. Андрей И. 6 лет 3 мес. Миша П. 6 лет 7 мес. Сергей Л. 6 лет 8 мес. Семен С. 6 лет 4 мес. Настя Ф. 6 лет 5 мес. Настя К. 6 лет 3 мес. Марина П. 6 лет 7 мес. Лена С. 6 лет 7 мес.
Из таблицы видно, что возраст детей приблизительноодинаковый. Эксперимент проводился в обеих группах в свободное от занятий время.
Было выделено четыре методики для выявления уровнясформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольноговозраста.
1. — Беседа.
Цель: выявить уровень сформированности положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.
Материал: Иллюстрации с простым, доступным сюжетом, чтениехудожественной литературы, экскурсии.
Задачи: Сформировать у детей понятие о том, что всякий трудпочетен и необходим, что человек красив своим трудом.
2. — Наблюдение.
Цель: выявить умения и отношения детей старшего дошкольноговозраста к хозяйственно-бытовому труду.
Материал: Иллюстрации с изображением процессовхозяйственно-бытовой деятельности, наблюдение за трудом дворника, экскурсия напищеблок.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к трудувзрослых.
3. — Анкетирование.
Цель: выявить отношение детей старшего дошкольного возрастак поручениям в семье.
Материал: анкетирование родителей и детей.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение квыполнению поручений в семье.
4. — Игра.
Цель: выявить сформированность положительного отношения ктруду у детей старшего дошкольного возраста посредствомстроительно-конструктивной игры.
Материал: предварительная беседа о профессиях, разглядываниеиллюстраций, выбор темы для строительно-конструктивной игры.
Задачи: сформировать у детей положительное отношение к трудупосредством строительно-конструктивной игры.
Анализ результатов оценивался по трехбалльной шкале.
1 балл — низкий уровень
2 балла — средний уровень.
3 балла — высокий уровень
Результаты оценивания детей по методикам представлены втаблицах.
Таблица 2.2 Выявлениеуровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста детьми контрольной группы Имя ребёнка Баллы Даша Я. 1 Алена Д. 2 Таня М. 3 Саша Д. 2 Оксана Л. 2 Андрей Г. 1 Андрей И. 1 Сергей Л. 2 Настя Ф. 1 Марина П. 3
Результаты, представленные в таблице 2.2, позволяют сделатьвыводы:
1. высокий уровень показали 2 ребенка;
2. средний уровень — 4 ребенка;
3. низкий уровень — 4 ребенка.
Для детей седьмого года жизни это не очень хорошиерезультаты

Таблица 2.3 Выявлениеуровня сформированности положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста детьми экспериментальной группы Имя ребёнка Баллы Настя Д. 2 Антон С. 2 Миша А. 3 Катя К. 2 Саша Т. 2 Маша К. 3 Миша П. 3 Семен С. 2 Настя К. 1 Лена С. 3
Результаты, представленные в таблице 3, позволяют сделатьвыводы:
1. высокий уровень показали — 4 ребенка;
2. средний уровень — 5 детей;
3. низкий уровень — 1 ребенок.
Рисунок 2.3
/>
В сравнении с контрольной группой результаты положительные.
На основании данных методических приемов было проведено диагностированиедетей и выделено три уровня сформированности положительного отношения к труду удетей старшего дошкольного возраста.
Низкий уровень сформированности положительного отношения ктруду образуется у каждого ребенка, независимо от какого-либо специальновоспитательно-образовательного воздействия и систематических знаний,составляющих содержание его образования. Данный уровень создает возможностистартового развития ребенка и обеспечивает его контакты с окружающим миром. Онхарактеризуется умением детей называть и элементарно объяснять своипредставления о трудовой деятельности человека. Он отличается от других уровнейотсутствием самостоятельности в действиях и их обедненным содержанием, слаборазвитой речью, отсутствием эмоциональной окрашенности деятельности, низкимкачеством исполнительных операций.
Средний уровень сформированности положительного отношения ктруду образуется при специальном педагогическом воздействии на детей в условияхреализации определенной системы знаний в строго регламентированной деятельностидошкольников. Характеризуется увеличением возможностей детей, некоторымиуспехами в их развитии, но, в тоже время средний уровень не ведет еще к саморазвитиюдетей в их самостоятельной деятельности, так как действия репродуктивны,подражательны. На этом уровне дети отличаются умением понимать простые связи изакономерности, умением выразить их в речи, построением своей деятельности сучетом этих закономерностей. Содержание их трудовой деятельности болееразнообразно, они способны действовать под руководством взрослого и частичносамостоятельно. Однако проявления творчества, любопытства, воображения,инициативы ограничены.
Высокий уровень сформированности положительного отношения ктруду возможен только при развивающемся взаимодействии взрослого с детьми, впроцессе усвоения детьми их собственной трудовой деятельности. Этот уровеньхарактеризуется наличием у детей элементарных системных знаний о трудовой деятельности,способностью детей к рассуждениям, умозаключениям, выводам; богатым содержаниемдетских деятельностей, которые носят творческий самостоятельный характер; возросшейсоциальной интеллектуальной, эмоциональной активностью.
Так же на основании данных методик был проведёнсравнительный анализ групп направленный на выявление уровня сформированностиположительного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Анализрезультатов оценивается по трехбальной шкале:
1 балл — низкий уровень сформированности положительногоотношения к труду.
2 балл — средний уровень сформированности положительногоотношения к труду.
3 балла — высокий уровень сформированности положительногоотношения к труду.
Таблица 2.4 Уровеньсформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольноговозраста. Контрольная группаИмя ребенка Методики Общий балл I II III IV Даша Я. 1 1 2 2 6 Алена Д. 2 2 2 3 9 Таня М. 3 3 2 2 8 Саша Д. 2 1 2 2 7 Оксана Л. 2 2 2 2 8 Андрей Г. 1 2 1 2 6 Андрей И. 1 2 2 2 7 Сергей Л. 2 2 3 2 9 Настя Ф. 1 1 1 3 6 Марина П. 1 2 3 2 8
Из таблицы 2.4 видно, что высокий уровень сформированностиположительного отношения к труду показали 2 ребёнка; средний уровеньсформированности положительного отношения к труду показали 5 детей; низкийуровень сформированности положительного отношения к труду показали 3 ребёнка.
/>
Рисунок 2.4
Таблица 2.5 Уровеньсформированности положительного отношения к труду у детей старшего дошкольноговозраста. Экспериментальная группа. Имя ребенка Методики Общий балл I II III IV Настя Д. 3 3 3 2 11 Антон С. 2 1 2 2 7 Миша А. 2 1 3 2 8 Катя К. 2 2 2 3 9 Саша Т. 1 2 3 3 9 Маша К. 1 1 2 3 7 Миша П. 1 1 2 2 7 Семен С. 2 2 3 2 9 Настя К. 2 2 2 2 8 Лена С. 2 1 1 2 6
Из таблицы 2.5 видно, что высокий уровень сформированностиположительного отношения к труду показали 5 детей; средний уровеньсформированности положительного отношения к труду показали 4 ребёнка; низкийуровень сформированности положительного отношения к труду показал 1 ребёнок.

Рисунок 2.5
/>
Как показывают результаты обследования, уровеньсформированности положительного отношения к труду у экспериментальной группывыше, чем у контрольной.
На этом констатирующий этап эксперимента был закончен. Далеепроводилась работа только с детьми экспериментальной группы.2.2 Апробировать строительно-конструктивных игрунаправленную на формирование положительного отношения к труду у детей старшегодошкольного возраста
На втором этапе работы был организован формирующийэксперимент, который проводился в течении 1 месяца. Формирующий экспериментзаключался в организации и проведении развернутой строительно-конструктивнойигры в экспериментальной группе, в контрольной группе работа проводиласьобычным порядком.
Для экспериментальной группы была определена строительно-конструктивнаяигра «Пароход». Цель игры заключалась в выявлении положительногоотношения к труду у детей старшего дошкольного возраста. Игра проводилась всвободное от занятий время во второй половине дня. При организации игрыучитывались следующая группа показателей:
Содержание игры.
Способы решения детьми игровых задач.
Взаимодействие в игре.
Первая группа показателей определяла содержание игры. Содержаниеигры наблюдалось исходя из следующих показателей:
возрастные особенности детей.
как у детей возникает замысел игры (дети сами придумываютили им подсказывает воспитатель).
сколько игровых задач ставит ребёнок. (построить пароход,распределить роли и начать игру, или на каждом этапе задач действия расширяются)
насколько разнообразны поставленные игровые задачи. (проводилосьнаблюдение, однообразны игровые задачи или разнообразны)
степень самостоятельности детей в постановке игровых задач.(сами дети ставят задачи или при помощи взрослого)
Таким образом, выделенные показатели дают представление осодержании строительно-конструктивной игры.
Вторая группа показателей содержит способы решения детьмиигровых задач. Для выяснения способов решения игровых задач были поставленыследующие вопросы:
насколько разнообразны (или однообразны) игровые действиядетей.
степень обобщенности игровых действий (развёрнутые илиобобщенные).
распределение ролей в игре. (сами дети договариваются илипри помощи взрослого).
Выделенные показатели позволяют определить уровеньсформированности у детей игровых задач.
Третья группа показателей характеризует взаимодействие детейв игре.
вся ли группа принимает участие во взаимодействии в игре илитолько — часть детей берёт на себя инициативу.
какова длительность взаимодействия детей в игре.
Итак, рассмотренные группы показателей дают разностороннеепредставление о степени сформированности у детей строительно-конструктивнойигры.
Для проведения диагностирования строительно-конструктивнойигры «Пароход» как средства положительного отношения к труду былиспользован метод беседы с детьми о содержании игры.
Целью беседы, было выявление знаний о речном транспорте, опрофессии капитана или моряка.
Предварительная работа: Рассматривание моделей пароходов, сравнениепароходов прошлого и настоящего, рассматривание картин, фотографий, иллюстрацийс изображениями пароходов, чтение художественных произведений о работе морскогоили речного транспорта. Были так же рассмотрены виды водного транспорта, азатем дети определили, пароход какого вида они будут строить. Так же былиобговорены основные детали парохода.
Таким образом, на основании беседы был проведендиагностический анализ содержания строительно-конструктивной игры и выделенотри уровня развития игры: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень включенности в строительно-контструктивнуюигру. У детей возникают разнообразные игровые замыслы. Они при их реализации комбинируютзнакомые и мало знакомые события. С особым интересом дети отображают в играхвзаимодействия и общения людей. Все игровые эпизоды взаимосвязаны по смыслу. Игровыезадачи дети всегда ставят самостоятельно. Хорошо сформированы предметныеспособы решения игровых задач, они легко варьирует их в зависимости отвозникшей ситуации.
Также хорошо сформированы и ролевые способы решения игровыхзадач. При выполнении роли используются разнообразные ролевые действия,передается настроение, характер человека, то есть любые действия эмоциональновыразительны. Легко, чаще по собственной инициативе, дети вступают в ролевуюбеседу с взрослыми и со сверстниками. Она интересная и длительная.
Вступая во взаимодействие, дети ставят и принимают игровыезадачи, умеют тактично от некоторых отказываться. Наиболее характернодлительное взаимодействие, хотя по ходу игры дети могут вступать и вкратковременное взаимодействие.
Средний уровень включенности в строительно-конструктивнуюигру. Игра отличается от высокого уровня тем, что у детей менее сформированаролевая беседа. Чаще всего они вступают в кратковременное взаимодействие.
Низкий уровень включенности в строительно-конструктивнуюигру. Низкого уровня развития строительно-конструктивной игры не зафиксировано.2.3 Сравнительный анализ результатов
Проведённая диагностика строительно-конструктивной игры встаршей группе детского сада «Гномик» г. Тольятти показала, что наначальном этапе эксперимента высокий уровень строительно-конструктивной игрыпоказало незначительное количество детей, большинство показало средний уровень.
Таблица №2.1 Распределениедетей по уровням включенности в строительно-конструктивную игру до началаэксперимента. Группа Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень экспериментальная 10 2 8 контрольная 10 2 6 2

Рисунок 2.1
/>
Полнота развития строительно-конструктивной игры, ее влияниена положительное отношение к труду, её воспитательная ценность повышается приусловии планирования развития игры педагогом.
Осуществляя руководство игрой, рекомендуется планировать:
задачи руководства игрой;
методические приёмы, с помощью которых будут решатьсяпоставленные задачи.
Что бы определить задачи руководства игрой, надо хорошознать как развита игра у каждого ребёнка, это помогает выявить диагностика.
Рекомендуется составлять календарные планы руководства игрой(на 1-2 дня), что бы воспитатель знал и учитывал игровые замыслы детей во времяпланирования методических приёмов. Содержание приёмов воспитатель можетизменить, ели у детей появиться другой замысел игры.
Кроме календарного плана может быть составленкратковременный перспективный план. Он нужен для того, что бы во-первых, видетьперспективу развития игры в течении определённого времени, во-вторых, дляосуществления связи ознакомления с окружающим и дальнейшего развития содержанияигры.
С детьми экспериментальной группы была апробированастроительно-конструктивная игра «Пароход», суть которой заключается вформировании у детей положительного отношения к трудовой деятельности,возникающей во время игры, положительного отношения к труду взрослых.
Реализация этой игры помогла детям почувствовать взаимосвязьигровых действий с конструктивными и трудовыми.
В ходе игры детям приходилось ставить игровые задачи, дляреализации этих задач детям приходилось изготовлять различные атрибуты, нужныедля полноценного развития игры. На этом этапе дети занимались ручным трудом. Ониизготавливали флажки, бинокли, кораблики (шлюпки). К развитию игры были так жепривлечены родители, которые помогали выполнить более сложные атрибуты: фуражки,накидки на плечи (для моряков), штурвал.
Таким образом, под влиянием педагогического воздействия,направленного на обогащение строительно-конструктивного опыта, деятельностьдетей существенно изменяется, она учит уважать мнение товарищей по игре, учитобращать внимание на взаимосвязь игры с трудовой деятельностью, как детей, таки взрослых, и приобретает характер целенаправленной, богатой по содержаниютрудовой деятельности.
Распределение детей по уровням включенности встроительно-конструктивную игру и сформированности положительного отношения ктрудовой деятельности в конце экспериментальной работы.
Таблица 2.2 Уровеньвключенности в строительно-конструктивную игру. Группа Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень экспериментальная 10 9 1 контрольная 10 2 8

Рисунок 2.2
/>
Таблица 2.3 Уровень сформированности положительногоотношения
к трудовой деятельностиГруппа Количество детей Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень экспериментальная 10 7 3 контрольная 10 3 5 2
Рисунок 2.3
/>
Как видно из таблиц 2 и 3 в конце экспериментальной работынаблюдается значительная разница в показателях контрольной и экспериментальнойгрупп. В контрольной группе включенность детей в строительно-конструктивнуюигру и сформированность у них положительного отношения к труду практически неизменилась. По прежнему высокий уровень показало меньшее количество детей. Большинствосоставили средний и низкий уровень.
В экспериментальной группе положение существенно изменилось.Большинство детей показали высокий уровень включенности встроительно-конструктивную игру, причем не на начальном этапе а в развернутой строительно-конструктивнойигре. Остальные дети показали срений уровень.
Сформированность положительного отношения к труду так жезначительно выше у детей экспериментальной группы: 7 человек имеют высокийпоказатель, что означает высокую социальную и интеллектуальную активность, сформированнуюсистему знаний о трудовой деятельности детей и взрослых; 3 человека показалисредний уровень сформированности положительного отношения к трудовойдеятельности, что так же характеризуется значительными успехами в их развитии. Вотличии от детей контрольной группы, в экспериментальной группе низкого уровнясформированности положительного отношения к труду не выявлено. Все детиэкспериментальной группы отличаются умением понимать простые связи изакономерности, способны к рассуждениям, умозаключениям, выводам. Все детиблагодаря их вовлеченности в строительно-конструктивную игру умеют ставить ирешать игровые задачи, используют разнообразные ролевые действия, передаютхарактер и настроение человека, легко вступают во взаимодействие друг с другом.Вывод: данные нашего исследования показали, что процесс развития конструктивныхумений у детей старшего дошкольного возраста требует целенаправленного педагогическогоруководства. Под педагогическим руководством мы понимаем процесс, в котором используютсятакие методы и приёмы, которые содействовали бы лучшему развитиюстроительно-конструктивных умений детей. Игра — как ведущий вид деятельностинаправлена на познание ребёнком окружающего мира, путем активного участия втруде и повседневной жизнедеятельности детей.

Заключение
Дошкольное детство — небольшой отрезок в жизни человека, ноза это время ребенок приобретает значительно больше, чем за всю последующуюжизнь. Дошкольный возраст это возраст игры, дети много и с удовольствием играюти легче принимают задание взрослого, если оно имеет игровую форму.
Строительно-конструктивная игра — своеобразная форма участиядетей в жизни взрослых. Очень важно, какие именно стороны жизни воспроизводятдети в своих играх. Подражая трудовой деятельности и взаимоотношениям взрослыхлюдей, ребенок проникается их чувствами, содержанием их труда, усваивает законыобщества, в котором он живет. Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависятот эпохи, в которой живут дети, производственных условий, их окружающих. Важно,чтобы ребенок отображал в игре то, что впоследствии появится в его собственномповедении — доброжелательное отношение к людям, взаимная помощь, правдивость,честность, уважение к старшим, любовь к труду, всё это может быть воспитано уребенка в правильно организованной игре.
Список использованной литературы
1.        Аникеева Н.П. Воспитание игрой [Текст]: метод. Пособие для воспит. садов.- М.: Просвещение, 1987. — 168с.
2.        Божович Л.И. Проблемы формирования личности [Текст]: Избр. психол. труды.- М.: Просвещение, 1985. — 310с.
3.        Бондаренко А.К., Матусик А.И. [Текст]: воспитание детей в игре. пособиедля воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1979. — 142с.
4.        Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей [Текст] // Дошкольноевоспитание. // — 2003. — №2. — с.25-27.
5.        Выготский Л.С. Детская психология. [Текст]: Собр. Соч. — М., 1982. — т.4.- 386с.
6.        Давидчук А.И. Развитие у дошкольников конструктивного творчества [Текст]:- М., Просвещение, 1976. — 235с.
7.        Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском саду.Под ред.В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. [Текст]: — М.: Просвещение, 1991. — 288с.
8.        Дыбина О. Игра — путь к познанию предметного мира [Текст]: // Дошкольноевоспитание. // — 2005. — №4. — с.14-23.
9.        Заморев С.И., Кудрявцева С.В. От игры — к развитию личности [Текст]: // Дошкольноевоспитание. // — 1995. — №3. — с.78-81
10.     Запорожец А.В. Проблема дошкольной игры и руководство ею ввоспитательных целях. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольника. [Текст]: — М.: Просвещение, 1978. — с.3-7.
11.     Запорожец А.В. Педагогика [Текст]: Некоторые психологические проблемыдетской игры — М.: Просвещение, 1986. — 320с.
12.     Запорожец А. В.: Педагогика, [Текст]: Избранные психологические труды В2 т. — М.: Просвещение, 1986. — 320с.
13.     Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей [Текст]: Методическиерекомендации. — Н. Новгород, 1992. — 332с.
14.     Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду [Текст]: пособиедля воспитателя детского сада. — М., Просвещение, 1990. — 256с.
15.     Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры [Текст]: Избранныепсихологические произведения. В 2 т. — М., Просвещение 1983. — Т.1. — С.303-323.
16.     Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст]:пособие для воспитателя детского сада — М., Просвещение, 1971. — 145с.
17.     Лиштван З.В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду [Текст]:пособие для воспитателя детского сада — М., Просвещение, 1967, 151с.
18.     Лиштван З.В. Конструирование. [Текст]: пособие для воспитателя детскогосада — М., Просвещение, 1981. — с 138с.
19.     Логинова В.И. Формирование представления о труде взрослых [Текст]: // Дошкольноевоспитание // — 1978 — №10.
20.     Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольников. Вопросыпсихологии ребенка дошкольного возраста [Текст]: / Под ред.А.Н. Леонтьева, А.В.Запорожца. — М.; Л., 1948.
21.     Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей [Текст:] Педсочинения, — М., 1984- Т.4. -С.73-74.
22.     Маркова Т.А. Воспитание трудолюбия у дошкольников. [Текст]: Кн. длявоспитателей детск. сада — М., Просвещение, 1991. — 112с
23.     Менджерицкая Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: Кн. длявоспитателей детск. сада — М., Просвещение, 1982. — 84с.
24.     Нечаева В.Г. Конструирование в детском саду [Текст]: пособие длявоспитателя детского сада — М., 1961. — 276с.
25.     Парамонова Л.А. Конструирование [Текст] // Истоки: Базисная программаразвития ребенка-дошкольника. — 2-е изд., испр. и доп. — М., Просвещение, 2001.- 327с.
26.     Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детскомсаду [Текст]: пособие для воспитателя детского сада — М., Просвещение, 2002, — 200с.
27.     Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст]: / Под ред. М.А. Васильевой,В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. — М., Педагогика, 1996. — 210с.
28.     Смирнова Е.О. Игры, направленные на формирование доброжелательногоотношения к сверстникам [Текст]: // Дошкольное воспитание. — 2003. — №4. — с.73-76.
29.     Солнцева О. Играем в сюжетные игры [Текст]: // Дошкольное воспитание — 2005. — №4. — с.33-37
30.     Усова А.П. Обучение в детском саду [Текст]: /Под ред. А.В. Запорожца.3 — е изд., испр. — М., Просвещение, 1981г.176с.
31.     Ушинский К.Д. Сочинения. [Текст]: — М., Лениздат, 1950. — т.8. — 540с
32.     Эльконин Д.Б. Психология игры [Текст]: Педагогика, — М., Просвещение,1978. — 410с.
Приложения
Приложение №1
КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Значение игр и занятий со строительным материалом.
Детское строительство является органической частьюсюжетно-ролевых игр. В нём, как и в играх, отражается деятельность окружающихвзрослых. В играх детей средства изображения предметов разнообразны: в однихдети просто подражают звукам и движениям предметов, связанных с деятельностьювзрослых, в других действуют с предметами, передавая взаимоотношения взрослых впроцессе труда.
Стройка сама по себе может увлечь детей. В этом случае все вниманиедетей сосредотачивается на конструктивном процессе, а сюжетная сторонавыступает иногда в форме своеобразного опробования готовых построек: ребёнокзаселяет жильцами дом, садится в автомобиль, дает гудок парохода. Длястроительных игр дети используют разнообразный материал: песок, глину, камни,ветки деревьев; они превращают стулья, скамьи в самолеты, поезда и пароходы.
С развитием конструктивных способностей примитивноеизображение не всегда удовлетворяет детей, им хочется, что бы сделаннаяпостройка имела как можно больше сходства с настоящими. Для развитияконструктивных способностей детей необходимы специальные строительные материалы.Строительные наборы дают возможность детям воплощать в реальные образы всеновые и новые строительные замыслы.
Конструирование из строительного материала становитьсянаиболее плодотворным, если при знакомстве с окружающими постройками исооружениями взрослый не только помогает детям понять их значение, выделитьвнешние признаки, но и учит вглядываться в их конструктивные качества, знакомитдетей с этими качествами.
Строительные игры ценны тем, что доставляют большоеэмоциональное наслаждение детям, так как сопровождаются чувством радости прирешении разнообразных конструктивных задач. Воплощение в живое, конкретное делособственной творческой мысли вызывает особое удовлетворение, так как укрепляетверу в свои силы, утверждает чувство собственного достоинства. Причем все этопроисходит в процессе игры, где дети одновременно перевоплощаются в своихлюбимых героев: либо это лётчик, сооружающий себе самолёт, либо это капитан,горячо обсуждающий со своими матросами детали строящегося парохода.
На протяжении всего дошкольного возраста строительные игры привлекаютк себе внимание детей, доставляют им большое удовлетворение, так какстроительный материал является наиболее доступным для осуществления ихсозидательных замыслов.

Приложение №2
План-конспект занятия: Водный транспорт.
Задачи:
расширение знаний детей о транспорте,
развитие внимания, ориентации в пространстве, мышления,
развитие речи.
Материалы и оборудование: картинки с изображением различныхвидов транспорта; магнитная доска, магниты, листочки с заданиями, простыекарандаши.
Ход занятия
1. Беседа о видах транспорта.
Слово “транспорт” означает — перемещение. Поэтомутранспортом обычно называют то, что перемещается в пространстве: ездит,плавает, летает и при этом перевозит людей и грузы.
Основные виды транспорта — это наземный, воздушный и водныйтранспорт. Отгадайте, пожалуйста, загадки:
У него два колеса, и седло на раме, Две педали есть внизу. Крутятих ногами. Что это?
Правильно, велосипед.
Для этого коня еда — бензин, и масло, и вода.
На лугу он не пасется, по дороге он несется.
Вы угадали — это автомобиль.
Велосипед и автомобиль — наземный транспорт. Какие наземныетранспортные средства вы еще знаете? (Автобус, троллейбус, трамвай, мотоцикл). Хорошо.Подумайте теперь, что это:
Он летает, но не птица, он жужжит, но не оса.
Может в воздухе повиснуть, как большая стрекоза.
Правильно, вертолет.
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, Меж собоюговорит.
Конечно, это самолет.
Давайте расскажем стихотворение о самолете (дети выполняютдвижения в соответствии с текстом):
Руки в стороны — в полет отправляем самолет.
Правое крыло вперед, левое крыло вперед, Раз, два, три,четыре — Полетел наш самолет.
Самолет и вертолет — это воздушный транспорт. Отгадайте ещеодну загадку, пожалуйста.
Я выросла в лесу, в безмолвной тишине.
Теперь я вас несу, по голубой воде.
Правильно, это лодка.
Даже под полярным льдом Может плавать этот дом.
Конечно, это подводная лодка. Лодка, подводная лодка, судно,парусник — все это водный транспорт.

Приложение №3
 
Графический диктант.
А теперь я загадаю вам графическую загадку. Поднимите правуюруку, пожалуйста. Правильно. Возьмите карандаш и поставьте его на отмеченную налисточке точку. Слушайте внимательно.
3 клетки вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 1 — вверх, 1 — вправо, 5 — вниз, 3 — вправо, 1 — вниз, 1 — влево, 1 — вниз, 1 — влево, 1 — вниз, 7 — влево, 1 — вверх, 1 — влево, 1 — вверх, 1 — влево, 1 — вверх.
Что у вас получилось? Правильно, кораблик.
Игра “Плавает — не плавает".
Встаньте, пожалуйста. Напоминаю правила игры. Если то, что яназываю, плавает — хлопаем, если не плавает — топаем.
Лодка, кирпич, плот, парусник, топор, гиря, корабль,теплоход, дельфин, гвоздь, камень, кит, рыба, ложка, напильник, монета,моторная лодка, сахар, бумажный кораблик.
Молодцы. Садитесь на свои места, пожалуйста.

Приложение №4
 
Беседа о составных частях корабля.
Знаете ли вы, из каких частей состоит корабль? На палубекорабля расположены мачты, дымовые трубы, рубка, из нее капитан корабля подаеткоманды экипажу. Здесь же работают рулевой и штурман, несут вахту радисты. Черезлюковые отверстия, которые находятся на палубе, на дно судна укладываются грузы.Каждый кораблю оборудован спасательными шлюпками, жилетами, кругами и стальнымитросами, при помощи которых он швартуется к берегу или к другому кораблю. Накорабле есть якорь. Его на цепях спускают на дно моря, когда нужно удержатькорабль на одном месте. Якорь крепко цепляется за грунт и не дает ветру и течениюунести судно. На бортовой части корабля расположены иллюминаторы — маленькиекруглые окна, которые нужны для освещения кают и проветривания. Когда корабльвыходит в море, все иллюминаторы задраиваются. Каждый корабль имеетопознавательные знаки. Внутри корабля находятся каюты, кубрики, медпункты идругие помещения. Сердце корабля — двигатель. Он расположен в машинномотделение. Мощные насосы подают масло, жидкое топливо, охлаждают воду. Упражнениена словообразование.
Подумайте, если корабль из металла — то он какой? Правильно,металлический.
Из пластмассы —? Из дерева —? Из бумаги —? Из резины —? Суднос парусом —? Лодка с мотором — ?
Подведение итогов занятия по следующим разделам:
1. виды транспорта,
2. составные части корабля,
3. материалы, из которых делают корабли,
4. виды кораблей

Приложение №5
Анкета для родителей «Ребёнок дома»
Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться?
Всегда одевается сам
Одевается по просьбе взрослого
Одевается с помощью взрослого
Умеет, но не любит делать это самостоятельно
Не умеет
Есть ли у вашего малыша какие — либо домашние обязанности (убратьигрущки, расправить постель, расставить чайные чашки и д. р)?
Да
Нет
Проявляет ли ваш ребёнок желание помочь маме (папе) вкаком-либо деле?
Да
Нет
Как вы относитесь к просьбе делать что-либо с вами?
Принимаю предложение
Иногда разрешаю
Отказываюсь от помощи
Результатыанкетирования родителей по вопросам воспитания ребёнка в семье «Ребёнокдома»№ Вопросы Кол-во % 1.
Умеет ли ваш ребёнок самостоятельно одеваться?
Всегда одевается сам
Одевается по просьбе взрослого
Одевается с помощью взрослого
Умеет, но не любит делать это самостоятельно
Не умеет


50
50 2
Есть ли у вашего малыша какие — либо домашние обязанности (убрать игрушки, расправить постель, расставить чайные чашки и д. р)?
Да
Нет
7
3
70
30 3
Проявляет ли ваш ребёнок желание помочь маме (папе) в каком-либо деле?
Да
Нет
8
2
80
20 4
Как вы относитесь к просьбе делать что-либо с вами?
Принимаю предложение
Иногда разрешаю
Отказываюсь от помощи
7
3
70
30


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.