Реферат по предмету "Педагогика"


Системный подход к решению проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждение доп

--PAGE_BREAK--

3.               
Технология творческого саморазвития личности
Технология творческого саморазвития личности предполагает широкое использование внутренних психогенных механизмов. Для этого в содержание образования включается методологическая компонента – учащиеся вооружаются знаниями и умениями саморазвития (самопознания, самовоспитания, самообразования, самоутверждения, самоопределения, самореализации), за счет чего повышается внутренняя мотивация подростка к творчеству.

Идея опоры на внутренний потенциал личности в процессе развития восходит к глубине времен и определяется наследственными факторами. Это концепция развития Ж. Пиаже, З. Фрейда, Д. Дьюи, системы свободного воспитания М. Монтессори, А. Нейл, С. Френе и другие. В этих системах саморазвитие понимается как независимый, спонтанный процесс возникновения или изменения каких-либо качеств ребенка, происходящий в результате действия биогенных и социогенных факторов. Некоторые психологи и педагоги до сих пор считают, что внешнее вмешательство и тем более управление процессами саморазвития принципиально невозможно. Одним из первых на «святая святых» личности в 20-х годах прошлого века посягнул известный психолог Л.С. Выготский. В современных технологиях приоритетной целью обучения провозглашается не передача учащимся знаний, умений, навыков, а усвоение ими способов умственных действий: ребенок ставится в позицию субъекта познания, содержание которого несколько опережает естественное возрастное развития, а значит, в определенной мере ведет его за собой, опосредованно влияет на процессы творческого саморазвития ребенка. Это подтверждается практикой на примере дошкольного и младшего школьного возраста, но при переходе к подростковому возрасту результаты резко снижаются. На сцену выступают законы возрастного изменения сензитивных периодов, ведущих видов деятельности, проявление новых потребностей. Подросток начинает сознательно управлять своим развитием; своим поведением, проявлять различные познавательные интересы. Базу этого саморазвития составляют потребности, способности, направленности и Я — концепция.

Идея А.А. Ухтомского


Гипотеза об огромной роли внутреннего психологического мира в деятельности ребёнка, в его психическом развитии впервые выдвинута русским учёным А.А. Ухтомским. Согласно этой гипотезе, по мере обретения в процессе деятельности определённого опыта и качеств (на основе внутренних потребностей) ребёнок начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цель и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои творческие способности.

Важнейший для педагогики факт выражается в том, что человек развивается не только по заложенной в нём биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от своего опыта, от уровня потребностей, интересов, способностей, направленности Я-концепции.

Двухфазность педагогическогопроцесса.

Усвоение ребёнком общественного опытаможно представить в виде двух последовательных частей (фаз): внешней и внренней.

• Внешняя часть процесса — деятельность ребёнка как субъекта обучения. Она происходит на внутриличностном уровне и представляет собой восприятие, определённую переработку и присвоение школьником внешних воздействий, превращение их в свои качества. Причём интерпретирует эти воздействия, оценивает их, решает, сохранять ли, превращать ли в свои качества и применять — сам подросток. Это и есть процесс самоизменению — самоуправления, самовоспитания, самообучения, самоутверждения, самоопределения — саморазвития, самосовершенствования личности.

Применяемый в нашей технологии термин «саморазвитие» (и его синоним — самосовершенствование) — та часть процесса психического развития, которая осознаётся, управляется самим ребёнком. В его интересах целенаправленно формируются и развиваются при этом его качества. В новой технологии самосовершенствование как управляемое самой личностью развитие должно быть согласовано, соединено с направляемым извне педагогическим процессом. Школьник должен не только совершенствоваться под воздействием извне, но и обучить и развивать себя, совершенствоваться по внутреннему побуждению.

Потребности

Один из механизмов творческого саморазвития состоит в проявлении потребностей личности, удовлетворение которых зависит от внешних условий. В составе потребностей особо выделяются высшие человеческие потребности — духовные и социальные, которые представляют собой источники самодвижения человека. Так, потребность — первоисточник мотивации, движущая сила в творческой деятельности. Особенно важное значение имеет потребность в самопознании, самовоспитании, самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Это всё потребности ребёнка улучшить, совершенствовать себя. На их основе в психике школьника развиваются такие процессы:

Самопознание

От сознания своего «Я» в младшем школьном возрасте к самоконтролю в среднем школьном возрасте и целевым установкам улучшить себя в старшем. Оценку учителя приэтом постепенно заменяет самооценка школьника;

Самовоспитание

От исправления своих поступков и поведения в младшем школьном возрасте; воспитания воли и характера детей среднего возраста к ответственности и принципиальности — в старшем;

Самообразование

начинается с интереса к творчеству в младшем школьном возрасте, с творческими умениями в среднем возрасте и с потребности в творческом самообразовании в старшем;

Самоутверждение

Это ощущение успеха в младшем школьном возрасте, самоуважение и уверенность в среднем и самообладание, стойкость, мужество в старшем школьном возрасте;


Самоопределение

Формируется от первого осознания своих возможностей, способностей и завершается сознательным выбором профессии, своего места в жизни;

Саморегуляция

Это бодрость, мажор, жизнерадостность,оптимизм, устремлённость в будущее и, наконец, умение согласовывать личное и общественное, владеть собой в любых ситуациях;

Самоактуализация

Активная жизненная позиция, самореализация в творческой деятельности.

Итак, все высшие духовные потребности человека направлены на самосозидание, самоулучшение, саморазвитие. Использовать эти потребности для мотивации — важнейшая задача технологии творческого саморазвития.

Идея доминанты

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определённую направленность и активность. Она представляет мотивацию, ориентацию, установку, господствующую потребность личности в реализации той или иной направленности, мощный активатор деятельности. Вся деятельность человека — совокупность, цепь сменяющих друг друга доминант. Они могут быть более или менее сильными, осознаваемыми и неосознанными, ситуативными и долговременными. Таким образом, доминанты — один из важнейших механизмов самоуправляемого, психогенного развития школьника.

А.А. Ухтомский, выдвинувший и обосновавший теорию доминанты, не только утверждал возможность и необходимость управлять доминантами поведения и психического развития, но и дал конкретные рекомендации по их воспитанию и коррекции. Чтобы процессы самосовершенствования стали доминантами, необходимо создать определённые условия.

•    Осознание ребёнком целей, задач, возможностей своего развития и само развития.

•    Участие в самостоятельной, творческой деятельности, определённый опыт успеха, достижений.

•    Уклад жизнедеятельности, адекватные стиль и методы внешних воздействий, условий обучения и воспитания.

На этой основе разработана структура общепедагогической. «Технологии саморазвития личности школьника», которую составляют три подсистемы: «Теория», «Деятельность» и «Уклад».

Подсистема «Теория»

Эффективность процессов самосовершенствования, самовоспитания определяется уровнем осознания ребёнком целей и возможностей своего развития. В технологии саморазвития ребёнку открывается «тайна» процессов, происходящих в нём самом, в его характере. Серия специальных предметов и курсов знакомит учащихся с теоретическими понятиями и закономерностями самопознания, самовоспитания, самообразования. Системообразующей базой теоретической подготовки служит курс «Самосовершенствование личности». Он даёт ребенку базовую психолого-педагогическую подготовку, методологическую основу для сознательного управления своим развитием, помогает найти, осознать и принять цели, программу, усвоить практические приёмы и методы своего духовного и физического роста и совершенствования. Это, по существу, первый завершённый воспитательно-образовательный курс, выстроенный на основе психолого-педагогических закономерностей, знаний подростка и молодого человека о себе. Этим курсом реализуется положение о ведущей роли теории в развитии личности.

Курс основывается на методологии природосообразности, на возрастных особенностях школьников, проявлении сензитивности, на социальных обстоятельствах и представляет следующую структуру по возрастам:

Ι-ΙV кл.Начала этики (саморегуляция поведения);

V кл.Познай себя (психология личности);

VΙ кл. Сделай себя сам (самовоспитание);

VΙΙ кл. Научи себя учиться (самообразование);

VΙΙΙ кл. Утверждай себя (самоутверждение);

ΙΧ кл.Найди себя (самоопределение);

Χ кл.Управляй собой (саморегуляция);

ΧΙ кл.Реализуй себя (самоактуализация).

Для каждого возраста подготовлено учебное пособие. К каждому занятию рекомендован аудио-, видео- и литературный ряд, который раскрывает эстетические и нравственные богатства человечества. Кроме того, пособия имеют электронную версию, что позволяет использовать мультимедийный ряд в интерактивном режиме.

Подсистема «Деятельность»


Это подсистема охватывает всю работу учреждения дополнительного образования, представляет организацию опыта самостоятельной и творческой деятельности учащихся, удовлетворяющей разнообразные потребности самосовершенствования. Деятельность реализуется в кружковых занятиях ребят. Учащиеся вовлекаются в широкую и многообразную творческую работу по интересам, которая даёт тренинг самостоятельности, приносит опыт успеха, самоутверждения и убеждает ребёнка в его огромных возможностях. Содержание клубной работы охватывает основные направления деятельности: общественную, краеведческо-экологическую, техническую, учебно-исследовательскую, научную, трудовую (технологическую), физкультурно-оздоровительную и тд.

Особое значение для творческого саморазвития школьника имеет художественно-эстетическая деятельность. В рамках этого направления происходит формирование образа Я — художественное творчество (я творю, я выдумываю, я пробую). Главная задача — дать ребёнку попробовать себя в различных видах творчества, воспитать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, стремление вносить красоту в жизнь. Получили большое распространение творческие художественные коллективы: хоровой, вокальный, театр миниатюр, фольклорный ансамбль, танцевальный. Их руководители ставят цель — дойти до каждого учащегося, предоставить каждому возможность проявить себя, утвердиться, реализоваться в одной из сфер дополнительного образования.

Подсистема «Уклад»

Третья группа условий, необходимых, по А.А. Ухтомскому, для эффективного формирования доминанты самосовершенствования, — это стиль и методы внешних воздействий, уклад окружающей среды жизнедеятельности ребёнка, адекватные поставленным целям. Свобода выражения взглядов, взаимоуважения, проявление здорового честолюбия, творческое увлечение, стремление окружающих к самосовершенствованию — таков психологический климат, способствующий формированию доминанты самосовершенствования.

Таким образом, технология саморазвития личности позволяет:

•    осуществлять переход от воспитания к самовоспитанию; пробуждает стремление к управлению собой, вооружает умением делать это;

•    формировать устойчивую мотивацию к творчеству как жизненно важному, ценностно значимому процессу;

•    готовить учащихся к уверенному вхождению во взрослую жизнь, к профессиональному и жизненному самоопределению, к самореализации.

Глава 2. Практическое решение проблемы творческого саморазвития личности школьника в учреждении дополнительного образования саморазвивающийся личность психологический ученик
1. Факторы творческого саморазвития личности
Творческое саморазвитие личности имеет множество приемов, факторов и условий, но механизм саморазвития срабатывает и тогда, когда мы ведем внутренний диалог с самим собой, анализируя свои достоинства и недостатки, открываем в себе возможности для самосовершенствования, выходим на новый, более высокий уровень творческой самореализации, сознательно мобилизуя себя, испытываем определенное напряжение своих творческих сил и способностей.

Однако для понимания того, возможно ли и если возможно, то как, обучать творческому саморазвитию учащихся, проведем некоторую систематику факторов и условий, способствующих этому процессу. Более того, подойдем к систематике этих факторов и условий дифференцированно для разных компонентов «самости».

Факторы и условия, способствующие углублению самопознания учащихся


1. Применение тестовых задач и специальных тестовых заданий, раскрывающих актуальный и потенциальный уровниразвития знаний, умений и особенно творческих способностей и других личностных качеств учащихся.

2. Побуждение учащихся к творческой рефлексии, к осмыслению своих достоинств и недостатков, сильных и слабых качеств.

3. Побуждение учащихся к нахождению собственных ошибок, их анализу и осмыслению.

4. Диалог с учащимся относительно его достоинств и недостатков.

5. Создание ситуаций успеха, в которых учащийся реально бы осознал потенциальный уровень своих способностей.

6. Постановка заданий на самооценку деятельности учащихся.

Факторы и условия, способствующие творческому самоопределению учащихся


1. Профилизация, дифференциация и индивидуализация обучения.

2. Предоставление учащимся задач и заданий по выбору.

4.                 Предоставление учащимся прав выбора кружков, секций и других форм организации деятельности, где они могли бы максимально проявить себя.

5.                 Организация творческой и других видов деятельности учащихся с учетом их интересов и склонностей.

6.                 Обучение учащихся приемам принятия решений при выборе приоритетных для себя видов деятельности.

7.                 Беседы с учащимися о их профессиональном выборе, профессиональном будущем.

8.                 Приобщение учащихся к видам деятельности, которые соответствуют их склонностям и профессиональным интересам.

Факторы и условия, способствующие повышению эффективности самоуправления, самоорганизации учащихся


1.Обучение целеполаганию, планированию различных видов деятельности.

2.Обучение умениям принимать оптимальные решения.

3.Корректировка своих планов, программ.

4.Самоанализ, самоотчет по результатам сделанного за день, неделю, месяц, год с точки зрения продвижения в саморазвитии.

5.Показ, изучение лучших образцов самоменеджмента.

6.Постепенное усложнение задач, заданий. Побуждение к учебе, работе на пределе своих способностей.

7.Побуждение учащегося к диалогу относительно его «Я-концепции»: «Я-реального» и «Я-идеального».

Факторы и условия, способствующие самосовершенствованию учащихся


1.Критический, беспристрастный анализ, самооценка сделанного, выполненного задания, решенной задачи, пройденного жизненного пути.

2.Работа над ошибками.

3.Соотношение «Я-идеального» и «Я-реального», их сравнение.

4.Выявление, самодиагностика своих сильных и слабых качеств.

5.Разработка программы самосовершенствования, изменения, улучшения себя на год, на месяц, на неделю вперед.

6.Хронометраж времени, его распределение в течение дня, с учетом этого более рациональное использование времени.

Факторы и условия, способствующие творческой самореализации учащихся


1.Периодическая организация учебно-творческой и другой, деятельности учащихся на пределе их сил и способностей.

2.Постепенное увеличение трудности, сложности, проблемности задач и заданий.

3.Четкое ограничение сроков (времени) на выполнение задач и заданий.

4.Специальное обучение учащихся мобилизации и релаксации.

5.Организация конкурсов, соревнований, олимпиад, выставок творческих достижений учащихся.

6.Показ значимости того вида творческой деятельности, где, личность стремится максимально реализовать себя,

7.Создание для учащихся ситуаций успеха.

8.       Похвала, поощрение учащегося в случае его особых творческих достижений.

Для творческого саморазвития как процесса, характеризующего скорость его протекания, необходимо ввести еще одно понятие — «устойчивость позитивных изменений». Суть устойчивых позитивных изменений — в компонентном составе (самопознании, творческом самоопределении, самоуправлении, самосовершенствовании и творческой самореализации) — заключается в том, что процесс мотивационных изменений в одном из названных компонентов с неизбежностью требует позитивного изменения в других. В связи с этим с педагогической точки зрения важно стимулировать позитивные изменения хотя бы в одном из компонентов. Это приведет, как к цепной реакции, к позитивным изменениям во всех компонентах «самости».
2.Особенности воспитания творческой саморазвивающейся личности в учреждениях дополнительного образования

В марте 1995 г. Правительством РФ было утверждено постановление №233 «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором дано следующее определение:

«Образовательное учреждение дополнительного образования детей – тип образовательного учреждения, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства».

Попытка с педагогической позиции осмыслить суть понятия «учреждение дополнительного образования с учетом специфики его деятельности, творчества и содержательной направленности его работы дает нам возможность определить это понятие следующим образом.

Учреждение дополнительного образования – это коллективный субъект образовательно-воспитательной деятельности и творчества, которые осуществляются на основе форм и методов гибкого взаимодействия педагогов, учащихся и родителей в соответствии с целями, учебными планами и программами, дополняющими и углубляющими содержание общего среднего образования. В этом определении особо акцентируем внимание на специфике форм и методов работы учреждений дополнительного образования, которые внешне и не так существенно отличаются от форм и методов работы, например, средней школы. Однако они более гибки и вариативны, в большей степени ориентированы на развитие творчества учащихся, их склонностей и способностей, чем в массовой средней школе.

Главное отличие учреждения дополнительного образования заключается в том, что ребенок, подросток имеет право сам, на свое усмотрение выбирать тот вид творческой деятельности, занятия, которое в больший степени соответствует его интересам, склонностям и способностям. Учреждение дополнительного образования в большей степени, чем школа, дает учащимся право самостоятельно извлекать полезные знания, умения, овладевать тем конкретным видом деятельности, которая в перспективе может стать их профессией. В связи с этим учреждения дополнительного образования — это не придаток школы, ониимеют самостоятельное и самоценное образовательно-воспитательное значение, которое может дать широкий спектр образовательных услуг и в большей степени, чем школа, удовлетворить интересы личности.

Чтобы понять и представить особенности воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования, перечислим наиболее типичные из них. Так, имеются центры детского творчества, городские станции юных техников, городские станции юных натуралистов, детские музыкальные школы, детские художественные школы, детско-юношеские спортивные школы и др. Это далеко не полный перечень учреждений дополнительного образования.

По содержанию образовательно-воспитательной деятельности учреждения дополнительного образования можно подразделить на однопрофильные, и многопрофильные.

Проблему творческого саморазвития личности школьника будем решать на основе образовательно-воспитательной деятельности многопрофильного учреждения, перечислим, например, названия отделов центра дополнительного образования Дзержинского района города Оренбурга: художественно-прикладной отдел, музыкальный отдел, художественно-массовый отдел, патриотический отдел, спортивный отдел, отдел социально клубных форм работы (в частности клуб, который и явился базой нашего исследования), отдел дошкольного образования.

Наиболее характерной тенденцией практически всех многопрофильных учрежденийдополнительного образования является включение в их деятельность отделов дошкольного воспитания. Формы работы с 5-7-летними детьми различны, например, школа раннего эстетического развития и др. В большинстве многопрофильных учреждений дополнительного образования имеются отделы технического творчества, работа которых строится в зависимости от кадров и материальной базы. Около 85% занимающихся в этих отделах — мальчики, девочки в основном занимаются начальным техническим моделированием.

В многопрофильных учреждениях дополнительного образования, активно работают отделы, направляющие работу детских общественных организаций и движений. Различные кружки объединяют детей по интересам, ребята участвуют в походах и экскурсиях, выпускают стенгазеты, в которых освещают деятельность кружков. Большое внимание уделяется программе „Хоббитские игры“ для младшего и среднего возраста, развивающей у ребенка, подростка потребность в самореализации через творчество. Отдел художесгвенно-массовой работы центра проводит концерты, утренники, дискотеки для школьников, организует досуг детей через развлекательные программы, проводит конкурсы эрудитов, КВН, массовые мероприятия кружковцев различных направлений.

Примером модели учреждения дополнительного образования работающего по многопрофильной схеме, является центр детского творчества Дзержинского района города Оренбурга, работа которого в течение многих лет велась под руководством директора В.П. Тучиной. Существенную помощь оказывают родители, с большим энтузиазмом работают и сами педагоги, активно включенные в разнообразную инновационную деятельность.

Для этого центра дополнительного образования характерно стремление к инновационной деятельности и саморазвитию, активному сотрудничеству педагогов, учащихся и родителей практически во всех делах и решении всех проблем, которые стоят перед коллективом. Родителей и учащихся привлекает широкий спектр образовательных услуг. В центре не бывает зрителей — все являются активными участниками. Используются кружковые, игровые, клубные и другие формы работы. Особое внимание уделяется созданию ситуаций успеха для каждого, кто проявляет инициативу и творчество. Это приносит результаты: в центре при общей 100%-й успеваемости качество обучения составляет 73%. Можно много говорить о достижениях учащихся ЦДТ Дзержинского района в различных конкурсах пианистов, вокалистов, эрудитов, в шахматных турнирах, соревнованиях по футболу и т.д.

Формы образовательно-воспитательной деятельности в учреждениях дополнительного образования очень разнообразны. Это уроки-путешествия, „круглые столы“, КВН, массовые праздники, конференции предметные олимпиады, встречи с интересными людьми, литературные вечера и салоны, театрализованные представления, дискуссионные клубы, игры, ансамбли, фольклорные группы, клубы юных натуралистов, различные выставки результатов детского творчества, творческие конкурсы детей и учащихся и т.д.


    продолжение
--PAGE_BREAK--

3. Система работы педагога дополнительного образования по формированию творчески саморазвивающейся личности школьника

3.1 Планирование работы по направлениям детского клуба
3.1.1 Концепция развития детского клуба. Его цели и задачи

Дополнительное образование обладает возможностями предоставления широкого спектра образовательных и досуговых услуг на основе изучения потребностей детей, родителей и школы в организации свободного времени детей и подростков, необходимой потребности учиться жить, приспосабливаться жизни и освоить различные виды творческой деятельности.

На основе проведенного анализа, изучения мнений детей, педагогов, родителей разработана данная концепция развития детского клуба (приложение 1), как единого многопрофильного разноуровневого образовательно-досугового комплекса.

1. Деятельность клуба направлена на удовлетворение постоянно меняющихся индивидуальных, социокультурных, образовательных потребностей детей и подростков.

2. Дополнительное образование индивидуально, характеризуется свободой выбора, что привлекательно для развивающейся личности. Рассматривать его можно как «гармоническое единство познания, творчества, общение детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

3. Суть дополнительного образования составляет творчество, которое проявляется у человека при любой интересующей его деятельности, когда человек не имеет точной инструкции, носам должен решать как ему постепать.

4. Дополнительное образование – процесс, не ограниченный сроками завершения.

5. Дополнительное образование как вид самостоятельный и самоценный, никогда школой заменен не будет, так как чем выше качество школьного образования, тем шире потребность личности.

6. Сущность образовательной деятельности клуба составляет процесс передачи воспитанникам знаний, умений и навыков в соответствии с их желаниями.

7. Работа клуба обеспечивается вариативными программами и

отмечается личностно-деятельным характером процесса обучения.

8.                 Учитывая, что период детства в целом характеризуется активностью и любознательностью, поддержка и развитие творчества детей является одной из приоритетных задач клуба.

9.                 Потенциальные возможности клуба вносят большой вклад в развитие индивидуальности ребенка, решает проблему творческого развития.

Основываясь на вышесказанном, определена цель, задачи и приоритетные направления.

Цель

Развитие творческой личности, готовой к самосовершенствованию.

Задачи

Ø                Организовывать эмоционально-привлекательный культурный досуг для детей и подростков;

Ø                Активно внедрять вариативные и сквозные программы для дополнительного изучения отдельных дисциплин, обеспечивающих развитие индивидуальных и творческих способностей и удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников;

Ø                Повышать профессиональный уровень управления процессом обучения, воспитания и развития;

Ø                Увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию к заинтересовавшей его деятельности;

Ø                Формировать стремление учащихся к реальному результату личной деятельности;

Ø                Создать социально педагогические условия, необходимые для развития творческой личности готовой к самосовершенствованию.

Образовательно-воспитательная деятельность клуба ведется по следующим направлениям:

Ø                Педагогическая (наставническая) деятельность учащихся.Это шефство старших ребят над младшими в творческой комнате. Некоторые ребята руководят работой новичков и малышей: помогают „отстающим“ по изготовлению игрушек и т.п. или руководят работой кружка.

Ø                Исследовательская и изобретательская деятельность.И то, и другое доступно детям практически любого возраста и зависит только от сложности предложенной задачи. И если в исследовательской работе от ребенка нельзя ждать результатов, имеющих материальную общественную значимость, то изобретательство машин и устройств, имеющих общественную значимость, детям вполне доступно. Под „изобретением“ понимается не готовый, оформленный по всем правилам проект, а только подробное описание и чертеж устройства в виде схемы, которые позволяют судить о том, в какой степени ребенок проявил смекалку, выдумку и т. п.

Ø                Художественное творчество.

В художественном творчестве пробовать свои силы могут многие ученики, хотя высокого результата достигают далеко не все. Главное же состоит в том, чтобы при организации этой работы максимально использовать творческий потенциал каждого ребёнка, его интересы и склонности.
3.1.2 Принципы

Содержание и организационные формы воспитания и развития разработаны на основе принципов ориентирующих воспитание на развитие активной, образованной, нравственной, физически здоровой, творческой, готовой к самосовершенствованию личности.

Принцип развития.В стратегии нашего обновления эталоном сопоставления выступает факт развития: развития наших детей, развитие нас самих, развитие образовательной среды, в которой мы находимся, развитие образовательного учреждения.

Принцип гуманизациисодержания образования. Без него не возможно развитие. Он предполагает признание ценностей ребенка как личности, его прав на свободу, счастье, защиту и охрану жизни, здоровья, создание условий для развития ребенка, его творческого потенциала, склонностей, способностей, оказание помощи ему в жизненном самоопределении, интеграции его в общество, полноценной самореализации в этом обществе.

Самопринятие.Самопринятие личности можно определить как ощущение ценности собственной личности, чувства собственного достоинства, силы своего „Я“. Оно характеризуется доверием своим чувствам, верой в себя и свои возможности, открытостью характера. Самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинствами, но и слабостями) отличается от самооценки, которая предполагает чаще всего сравнение своих достижений с достижениями других людей и оценку себя как носителя определенных свойств.

Природосообразность.Экологический подход к личности, целостное видение его мира, человеческих возможностей и функций во взаимоотношениях с обществом, природой.

Опора на интерес.Ориентация на накопленный личностный опыт ребенка. Образовательный процесс организуется через опыт углубленного освоения заинтересовавших личность знаний, творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.

Свобода выбора.Возможность выбора образовательной программы, индивидуального маршрута (на уровне содержания, методики, опыта, сложности, конечного результата) для удовлетворения интересов, осуществления своих цепей, развития способностей, творческой самореализации. Свобода, автономность и ответственность участников образовательной деятельности являются отправными точками всего педагогического процесса. Свобода предполагает осознание и признание свободы других людей.

Индивидуальный подход.Он понимается не как учет конкретных индивидуальных особенностей, а приверженность ценности индивидуального развития. Это совместная деятельность педагога и воспитанника по развитию того особенного, единичного неповторимого, что заложено в данном ребенкн от природы и приобретено им в жизненном опыте.

Эти принципы помогают нам включать ребенка в деятельность и в деятельности он может и должен научиться творчески мыслить.
3.1.3 Логика образовательного процесса в клубе

Мы постарались выстроить такую систему, которая позволяла бы, каждой личности при всей её многоплановости, наитии себя. Вот ребёнок открыл дверь первый раз в клуб. Где этот ребёнок может развить личность? Выберем интеллектуальный вид деятельности – музыку театр хореографию. А может он человек производства, человек, который будет работать руками? Главное – найти эту приоритетную составляющую его развития. Так постепенно появилась модель клуба – комплекса. Теперь у нас школа раннего развития „Мишутка“, музыкальная, театральная хореографическая студия, есть творческие объединения ДПТ. Но дети приходят разные. Идет дифференциация детей, а программы подбираем под ученика. Идет деятельная диагностика. Одаренному ребёнку углубленный вариант программы, а если ему стало сложно заниматься – по обычной.

Для того, чтобы этот вновь прибывший ребёнок стал саморазвивающейся творческой личностью, педагогу необходимо провести его через четыре уровня, из которых состоит содержание работы детского клуба „Эврика“. (Приложение 2)

Ребенок может вернуться на предыдущий уровень, так как есть возможность перехода. По принципу свободы выстроены все творческие объединения.

Уровни содержания работы клуба:

1. Досуговый, начальный уровень.

Ребёнок приходит в клуб просто провести своё свободное время, отдохнуть, заполнить его чем-нибудь. В худшем случае — »убить время", а в лучшем — найти дело по душе, интересный кружок и т. д. Основная педагогическая задача на этом этапе – создать условие для появления у детей осознанной мотивации для выбора объединения и конкретного вида деятельности. Организационно-педагогическими формами вовлечения детей в активную деятельность на этом уровне могут быть массовые праздники, игры, конкурсы, дни открытых дверей, кинолектории, экскурсии, выставки, музеи и т. д.

Существенными моментами в досуговой деятельности являются умения педагогов, педагогического коллектива создавать, моделировать встречу с «чудом» (по Г.С. Альтшуллеру) то есть создавать ситуации, вызывающие особо яркие впечатления у детей, «зажигающие» и увлекающие их.

2. Потребительский уровень.

Когда ребёнок уже проявил интерес к определенному виду деятельности, определенному педагогу, детскому коллективу, организуются благоприятные условия для посещения занятий в клубе. Ребенок на этой ступени «потребляет» готовые знания, которые передает ему педагог, осваивает опыт деятельности по образцам. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе в основном репродуктивный («делай как я») цель педагога увлечь ребенка, закрепить и развить у него мотивацию к заинтересовавшей его деятельности.

3. Самодеятельный уровень.

Имеет ярко выраженное познавательно-исследовательское направление. Обучающийся старается сам увеличить объем знаний, становится исследователем. Уровень коммуникаций педагога и учащегося в образовательном процессе – продуктивный («делай сам»). Интерес ребенка к знаниям становится все более личностным. Этап развития личности – интеллектуально-поисковый. Основные его формы студии, кружки, секции. Задача педагога – закрепить мотивацию содержательную, внутреннюю, так как обучающийся стремится к реальному результату личной деятельности. Ребенок все чаще занимает инициативную (субъектную) позицию в ходе учебного процесса, педагог находится в позиции партнера – помощника.

4. Творческий уровень.

Высший уровень самодеятельности – «возвышенная деятельность». Интерес у детей становится творческим, возникает потребность сделать свое, причем интерес уже неугасаемый, этап развития личности – рефлексивно-созидающий. Уровень коммуникации педагога и учащегося в образовательном процессе – креативный, происходит выражение собственного «Я» в процессе сотворчества с педагогом.

В итоге, пройдя через все эти уровни, должна сформироваться творческая личность способная к самосовершенствованию.
3.1.4 Идеальная модель личности выпускника клуба

При построении идеальной модели личности выпускника необходимо опираться на результаты не только педагогических, но и психологических исследований. В связи с этим для нас особенно ценными будут фундаментальные исследования по проблемам личности С.Л. Рубенштейна, который обратил внимание на то, что в структуре личности необходимо изучать и развивать: 1) ее направленность, то есть, прежде всего, то, что хочет человек, к чему он стремится, его устойчивые потребности, установки, идеала; 2) что реально человек может, то есть, каков его реальный интеллект, другие способности; 3) что он есть за человек, то есть, важна вся совокупность его качеств, которые проявляются и развиваются в деятельности и общении.

Можно было бы привести немало исследований психологов и педагогов о структуре личности, особенностях личности выпускников. Мы рассмотрели результат обобщения того, каким представляют идеальную модель личности обучающегося сами педагоги и дети.

Применялись методы мозгового штурма, эмпатии, инверсии, личной аналогии, эвристических вопросов и другие. На основе этих методов нарабатывался банк данных, характеризующих идеальную модель личности выпускника. В результате систематики были отобраны следующие качества, характеризующие идеальную модель личности ребенка – выпускника УДО:

1.                 Мотивационные качества. Личность должна иметь положительную, устойчивую мотивацию к непрерывному образованию и самообразованию, широкие интересы к познанию, искусству, культуре. Она должна быть мотивирована на активную трудовую деятельность. У нее должны быть устойчивые и ясные интересы. Она должна быть мотивирована на позитивное поведение в обществе.

2.                 Духовно-нравственные качества. Это должна быть духовно богатая, гуманная, честная, совестливая, отзывчивая, скромная, искренняя, добрая, рефлексирующая, справедливая, милосердная, порядочная, самосовершенствующаяся личность.

3.                 Физические качества. Это должна быть здоровая, крепкая, энергичная, спортивная, некурящая и непьющая, оптимистическая, способная к физическому самосовершенствованию личность.

4.                 Интеллектуальные качества. Это должна быть масштабно (планерно) мыслящая, творческая, эрудированная, с развитым интуитивным и логическим мышлением, критически мыслящая, изобретательная, умная, сообразительная личность.

5.                 Деловые качества. Это должна быть трудолюбивая, предприимчивая, оперативная, расчетливая, дисциплинированная, ответственная, способная к деловому риску, доводящая начатое дело до конца личность.

6.                 организационно волевые качества. Это должна быть целеустремленная, собранная, упорная, требовательная к себе самокритичная, организованная, настойчивая, волевая, способная к достижению намеченной цели личность.

7.                 Социальные качества. Это должна быть личность имеющая гуманистическое мировоззрение, активную гражданскую позицию, способная понять другого, уважающая старших, бережно относящаяся к национальным традициям, патриотическая, ценящая семейную жизнь, способная продуктивно и творчески работать в коллективе.

8.                 Общекультурные качества. Это должна быть личность обладающая культурой умственного и физического труда, культурой общения и поведения, правовой, экономической, экологической, политической, эстетической, музыкальной и художественной культурой.

Эта модель описательна, а, следовательно, легко воспринимается. То, что она описана в терминах и представлена перечнем качественных изменений характеристик, делает ее доступной для сравнения с качествами реального ученика. То есть, эта идеальная модель может быть своеобразным эталоном – стандартом и служить моделью для воспитания или самовоспитания личности обучаемого.




3.2 Диагностическая работа
3.2.1 Входная диагностика по изучению личностных качеств ребенка

Мы работаем с личностью ребенка путем изучения его интересов, способностей, мотивации и межличностных отношений в коллективе. Почему мы изучаем именно индивидуальные качества ребенка? потому что дети разные, с различными способностями, интересами, с неодинаковой мотивацией к обучению, с различным темпераментом и местом в коллективе. Задача педагога как раз и состоит в том, чтобы увидеть в ребенке эти индивидуальные особенности, зафиксировать их и, главное, развивать его способности, поощрять мотивацию и помогать ориентироваться в коллективе. Диагностическая работа по изучению творческих возможностей ребенка поможет понять его личность, развить общие и специальные способности, не дать ему затеряться в большом коллективе себе подобных.

Мотивация– это побуждения, вызывающие активность организма, определяющие ее направленность (побуждения к действию).

Воспитанникам предлагается оценить по пятибалльной системе ряд мотивов.





Что побуждает посещать клуб.

Уровень

значимости.

1

Мне хочется выразить себя и утвердить свою индивидуальность (в музыке, хореографии, вокале и т.п.)



2

Хочу быть культурным и развитым человеком.



3

Хочу научиться: играть на инструменте, танцевать и т.п.



4

Хочу подготовиться к профессии.



5

Мне хочется выступать.



6

Мне нравится испытывать радость от успеха в занятиях (музыкой, танцами, рисованием и т.п.)



7

Люблю узнавать новое.



8

Хочу в дальнейшем продолжить профессиональное обучение по музыке, хореографии и т.п.



9

Приятно получать одобрение.



10

Хочется быть лучшим (музыкантом, танцором и т.п.)



11

Хочу занять достойное место среди товарищей.



12

Хочу занять достойное место среди музыкантов, танцоров и т.п.



13

Хочу научиться новому виду деятельности.



14

Люблю брать сложные задания, преодолевать трудности.





Группа мотивов.

Самовыражение

1,5

Самосовершенствование

2,3

Самоопределение

4,8

Эмоционального подкрепления

6,9

Познавательный

7,13,14

Самоутверждение (социальный)

1,10,11,12

практический

3



    продолжение
--PAGE_BREAK--Способности– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся возможностями успешного выполнения определенного вида деятельности.

Способности принято делить на общие и специальные.


Способности

общие

специальные

познавательные

Практические

1.                    художественные (поет, танцует, лепит)

2.                    изобразительные

3.                    декоративно-прикладные (чувство композиции, цвета, формы)

4.                    музыкальные

1.                    восприятие

2.                    образная память

3.                    наглядно-образное мышление

4.                    воображение

1.                    пространственное видение

2.                    пространственное воображение

3.                    умение представлять предметы в целом



Специальных методик по диагностике способностей нет, а предлагаются «Критерии по определению способностей» по профилям кружков.

Для ДПТ.

1.                 пространственное представление.

2.                 художественное воображение.

3.                 мыслительные операции (аналитический склад ума, самоанализ).

4.                 чувство цвета.

5.                 ручная умелость.

Для кружков юннатской работы.

1.                 комуникативность.

2.                 наблыдательность.

3.                 умение анализировать.

4.                 эксперементальность.

5.                 концентрация внимания.

Для художественного отдела.

1.                 чувство ритма.

2.                 музыкальный слух.

3.                 музыкальная память.

4.                 интонирование.

5.                 работоспособность.

Примечание: педагог определяет способности детей методом наблюдения, и оценивает их по следующим критериям: высокие (В), средние (Ср), низкие (Н), выше среднего (Вср), ниже среднего (Нср).

Если у ребенка выявятся низкие способности, то педагогу предстоит индивидуальная работа по их развитию.
Интерес– эмоционально окрашенное, повышенное внимание человека к какому-либо объекту или явлению.

Интерес может быть: — непосредственный (к самому процессу деятельности), процессу познания, труда, творчества и опосредованный (к результатам деятельности);

— пассивный (человек ограничивается восприятием интересующего объекта);

— активный (человек действует, овладевая объектом интереса, занимаясь творчеством в интересующей области);

— длительным и кратковременным.

Уровни развития интереса.

1.                 Высокий уровень

2.                 Выше среднего

3.                 Средний

4.                 Ниже среднего

5.                 Низкий.

Воспитанникам предлагается оценить по 5-ти бальной системе сферы их интересов. 1 балл – сфера не значима для учащихся, 2 балла – малозначима, 3 балла – сфера средней значимости, 4 балла – значима, 5 баллов – очень значима.

Сферы интересов.

1.                 Телевидение, радио.

2.                 Общение в семье.

3.                 Учеба.

4.                 Спорт, занятия физкультурой.

5.                 Общение с противоположным полом.

6.                 Домашний труд.

7.                 Общение с педагогом, руководителем.

8.                 Музыка.

9.                 Бизнес.

10.            Кино.

11.            Коллектив.

12.            Одежда.

13.            Самовоспитание личности.

14.            Общение с друзьями.

15.            Живопись, рисование, лепка и т. д.

16.            Походы.

17.            Экскурсии, краеведение.

18.            Техническое творчество.

19.            Общение с природой.

20.            Чтение художественной литературы.

21.            Изготовление своими руками каких-либо изделий.

22.            Другие виды творческой деятельности.

23.            Занятие без особой цели – ничегонеделание.

Ключ к методике «Сферы интересов».

Широта интересов по числу различных высокозначимых сфер интересов (если значимость сферы равна или больше 4 баллов).

Интересы к трудоемким, активным видам деятельности учитываются оценки 4 и 5 по вопросам № 3, 4, 6, 9, 13, 15, 16, 17, 18, 21, 22. Качественный анализ проводится по следующим крупным областям интересов учащихся (учитываются оценки 4 и 5): общение №2, 5, 7, 14, 19, развлечение № 1, 8, 10, 12, 20, творческая деятельность № 15, 16, 18, 21, 22, коллектив группы № 11, организуемый взрослыми труд № 3, 6, самовоспитание №13.

С помощью качественного анализа педагог определяет, какие виды общения, развлечения творчества наиболее или наименее предпочтительны для учащегося или для группы в целом. Выделяются ведущие интересы учащихся, наличие интереса к активным видам деятельности, соотношение пассивных и активных интересов.

Потребности– это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности.

Диагностика по изучению потребностей.

Внимательно прочитайте каждый вопрос и отметьте ваше мнение по одной из четырех градаций:

1.                 нет

2.                 скорее «нет», чем «да»

3.                 скорее«да», чем «нет»

4.                 да

1)                В свободное время характерно ли для вас стремление быть больше с людьми?

2)                Часто ли у вас возникает желание развлечься одним из способов: послушать музыку, почитать художественную литературу, посетить театр или пойти на выставку?

3)                Возникает ли у вас желание участвовать в разработке и создании чего-либо нового, но не признанного?

4)                Можете ли вы долго «просидеть» без дела?

5)                Возникает ли у вас неудовлетворенность оттого, что ваши знания меньше, чем могли бы быть?

Обработка данных.

Высокие баллы (3, 4) свидетельствуют о потребности ребенка:

1.                 Потребность в общении

2.                 В развлечении

3.                 В творческом поиске

4.                 В деятельности

5.                 В познании нового

Анкета для родителей.

1.                 Какие общие увлечения у вас с детьми?

2.                 В каком кружке вы хотели бы, чтобы ваш ребенок занимался?

3.                 Одобряете ли вы выбор вашего ребенка?

Темперамент.

Предусматривается определение темперамента по следующей методике.
Типы темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Холерик.

Сангвиник

Флегматик

Меланхолик

— обидчивый

— неспокойный

— агрессивный

— возбудимый

— поддающийся настроениям

-импульсивный

— оптимист

— активный

— общительный

— открытый

— разговорчивый

— доступный

— живой

— беззаботный

— любящий комфорт

— инициативный

— пассивный

— старательный

— вдумчивый

— миролюбивый

— надежный

— размеренный

— спокойный

-раздражительный

— тревожный

— неподатливый

— пессимист

— сдержанный

— необщительный

 

По количеству отмеченных качеств определяется ведущий тип темперамента. Определяется методом наблюдения.
3.2.2 Методика отслеживания и стимулирования творческого саморазвития ребенка

Неотъемлемым компонентом педагогической системы является организация наблюдения и фиксирования изменений в творческом саморазвитии детей. В качестве инструмента для получения конкретных срезов движения ребенка от одной стадии к другой мы разработали карточку диагностики и развития индивидуальных особенностей детей.

Введением карточки в процесс работы с детьми преследуется цель систематизировать и наглядно оформить представления руководителей кружков о своих учащихся, а также научно организовать деятельность педагогов по выработке у детей навыков творческого саморазвития в ходе кружковых занятий.

Регулярное заполнение карточки позволит педагогам решить следующие методические задачи: выявить индивидуальные особенности детей, влияющие на эффективность их работы в кружке; найти оптимальные способы воздействия на сознание и поведение каждого ребенка; отследить развитие наблюдаемых качеств под влиянием занятий в кружке и соответственно корректировать методику работы с каждым ребенком.

Карточка предназначена для работы с детьми школьного возраста. Она располагается на одном листе с двух сторон (см. приложение 3) .

Как видим, карточка включает 11 личностных качеств, объединенных в 4 блока:

I   блок — характеристики, составляющие психофизическую (объективную) основу любого вида деятельности ребенка;

II
блок — организационно-волевые свойства личности, выступающие субъективной основой ее саморазвития и обеспечивающие практическую реализацию этого процесса;

III
     блок — ориентационные качества, непосредственно побуждающие активность ребенка и выступающие в роли регулятора процесса саморазвития;

IV
блок— поведенческие характеристики, отражающие культуру общения со сверстниками и определяющие социальные границы саморазвития ребенка в группе.

Заполнение карточки осуществляет руководитель студии с периодичностью примерно раз в три месяца: в начале учебного года, в его середине и конце. Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития, акцентируя внимание на выявленных с помощью карточки проблемах. Для детального отражения динамики изменений баллы лучше ставить с десятыми долями.

Начинать работу с карточкой целесообразнее всего с определения у ребенка основных качеств третьего, ориентационного блока: уровня интереса к занятиям, типа самолюбия, типа установки. Рассмотрим это несколько подробнее.

Интерес к занятиям. Задачей педагога является, в конечном счете, формирование у ребенка высокого уровня интереса к предмету, что соответствует в карточке выражению «интерес поддерживается самостоятельно».

Чем бы ни был первоначально вызван интерес ребенка к конкретном кружке — его природными склонностями, установкой, идущей от родителей, и т.п., вначале он имеет общий, а не конкретный характер (например, ребенок хочет красиво танцевать, не задумываясь над тем, каких систематических усилий потребует от него желаемый результат).

Регулярные занятия, сопряженные для ребенка с преодолением трудностей, приводят одних детей к снижению, а затем и утрате интереса (такие дети, как правило, отсеиваются); других детей — наоборот — к его углублению, переходу от общего интереса к конкретному, связанному с желанием глубже и полнее освоить избранный вид деятельности. Именно на основе движения от общего интереса к конкретному и возможно повышение уровня интереса, его переход в ту стадию, когда интерес поддерживается самостоятельно.

Методика работы в этом направлении связана с двумя моментами. Во-первых, необходимо отмечать и поддерживать самые малые успехи ребенка. Во-вторых, поскольку большинству детей необходимо подкрепление в виде положительной оценки на каждом занятии, возникает необходимость планирования темпов и предполагаемых результатов деятельности ребенка (это могут быть микрогруппы из двух- трех детей с примерно одинаковым уровнем освоения навыков). После вынесения оценки за конкретное занятие педагог должен поставить перед разными детьми соответствующие задачи на следующий урок: что конкретно желательно освоить такому-то ребенку к следующему разу.

Поэтапное планирование ожидаемого результата — своего рода «лесенка» — и будет конкретизацией развития ребенка с точки зрения уровня его интереса к делу. У ребенка появится личный ориентир, стимулирующий его собственные усилия. Тем самым традиционный процесс выработки определенных навыков путем систематической тренировки, отработки навыка до автоматизма будет усилен «подключением» сознания ребенка, его собственного желания подняться на ступеньку выше. Это и будет переход от интереса, стимулируемого извне, к интересу, поддерживаемому самостоятельно; от развития, обусловленного внешними факторами, к саморазвитию.

    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.