Реферат по предмету "Педагогика"


Система образования Голландии

Системаобразования Голландии
 

Содержание
 
Введение
I. Системаначального образования
II. Среднееобразование
III. Системавысшего образования
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Рассматриваемая намитема является чрезвычайно актуальной для современной педагогической науки, сточки зрения обмена прогрессивными педагогическими формами и методами в сфереорганизации образования в России. С этой точки зрения, опыт организацииголландской системы образования будет, на наш взгляд, чрезвычайно полезным.
Голландия многими из нас традиционновоспринимается как страна мельниц, велосипедов, тюльпанов и деревянныхбашмаков. Но, помимо всего прочего, Нидерланды считаются страной качественногообразования, где ученики и студенты могут получить качественные знания,необходимые им для успешной профессиональной реализации.
Голландцы, несомненно,имеют право гордиться своей системой образования, так как являются той страной,где доля людей с высшим образованием наиболее велика.
В современнойголландской системе начальное образование, предназначено для всех учеников ввозрасте 4-12 лет; затем следует основное образование для учеников 12-15 лет;за ним — среднее образование в виде общего среднего и среднегопрофессионального для учеников 15-18 лет и, наконец, высшее образование,включая профессиональное и общее доуниверситетское для студентов 18 лет истарше.
Правительствосогласилось с идеями относительно перемен и усовершенствования голландскойобразовательной системы. Был составлен проект нового закона об образовании.После тщательного обсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986г. в нем содержалось заявление об интеграции дошкольного и начальногообразования под общим названием «начальное образование». Акт об основномобразовании, вступивший в силу в 1993 г., ввел объединенную базовую программупервых трех лет среднего образования, однако, с сохранением школпрофессионального образования, нужных определенной категории учеников, имладшей ступени общего среднего образования. Остальные типы образования — старшее среднее профессиональное образование и образование взрослых — также,как и высшее профессиональное и университетское образование, будутинтегрированы.
Долгий путьголландской образовательной системы сопровождался большими изменениями. Будетли будущая голландская система школ интегрировать три ступени школьногообразования — начальную, среднюю и высшую? Вопрос остается открытым.
Исходя извсего вышесказанного, целью данной работы является необходимостьохарактеризовать организацию системы образования в Голландии.
Достижениеданной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1. Охарактеризоватьосновы организации системы начального образования.
2. Описатьсистему образования второй ступени или среднего образования.
3.Охарактеризовать систему высшего образования.
Предметисследования – процесс организации системы образования в Голландии.
Объектисследования – особенности организации голландской системы образования.
В процессе написанияданной работы нами были использованы следующие методы:
1. Анализ источников и используемойлитературы.
2. Сравнительный метод.
Данная работа быланаписана с использованием учебной и публицистической литературы.

I.Система начального образования
 
В Нидерландах все детиот 6 до 16 лет обязаны посещать школу.
Первая ступень обучения- базовая школа или начальная школа (большое количество детей посещают ее уже с4 лет), где обучение проводится до 12-13 лет.
Эти школы невелики, счисленностью от 100 до 500 учащихся [5, с. 75].
Система реформированияначального образования в Голландии началась в восьмидесятых годах XXвека.
После тщательногообсуждения был опубликован Акт о начальном образовании 1986 г. в немсодержалось заявление об интеграции дошкольного и начального образования подобщим названием «начальное образование» [3, с. 257].
Система начального образованияв Нидерландах охватывает всех детей в возрасте от 4 до 12 лет.
Первые два года –детский сад, затем шесть лет урочной формы обучения. Численность учебных группневелика – она варьируется от 5 до 20 учащихся в зависимости от типанаселенного пункта и типа учебного заведения.
В Голландии развитасистема частных дошкольных учреждений, где ребенок может находиться с трех лет.Тем не менее, эта форма организации дошкольного образования в Голландии непользуется особым успехом среди населения.
Менталитет голландцанацелен на приоритет домашнего воспитания с точки зрения образования и развитиямаленького ребенка, и, кроме того, в стране женщины традиционно зарабатываютменьше мужчин, поэтому приоритет домашнего воспитания очевиден.
Более развита, как мыуже сказали выше система начальных школ, где дети начинают свое обучение, уже с4 лет.
Целью обучения вначальной школе, в первую очередь является развитие эмоциональной сферыученика, затем развитие интеллекта и творческих способностей, и лишь затем,овладение адекватными социальными, культурными, а также физическими навыками.
Для детей в возрасте от3 до 20 лет с отставанием в физической, умственной или социальной сфере имеетсябольшое количество специальных школ, которые, наряду со стандартной программойобучения, обеспечивают индивидуальный подход к ребенку, направленный навозможно более скорый перевод его в обычную систему образования.
Осуществляя проект«Снова вместе в школу», государство стремится стимулировать взаимодействиемежду школами с обычным и специальным начальным образованием.
В начальнойвосьмилетней школе сначала обучают чтению, письму, арифметике (первые 2 года),а затем добавляют нидерладский язык, математику, историю, географию, физику,обществоведение и английский язык.
Общественные школытакже дают ученикам религиозные или этические знания (до 120 часов в год), еслиэто требуется родителями.
В школах установленосновном минимум – это совокупность знаний, которыми должен овладеть ученик подостижению определенного возраста.
Многочисленныеучебники и учебные пособия были доступны всем.
Например,особенной популярностью пользовалась «Книга для раннего обучения», книги дляразвивающего обучения с привлекающими внимание названиями «Золотая пыль»,«Весенний дождь».
Околосередины XX в. большой интерес вызвала грамматика, которая была опубликованапод названием «От детского языка к родному языку». Для обучения письмупользовались методикой «Движение руки», «Сначала понятно — потом быстро», «Блокправописания».
Для обученияарифметике была издана «Арифметика для начальной школы», затем «Основыарифметики», «Практическая арифметика».
Учить языкипомогали «Наш язык», «Учитель практического языка». В 30-е годы XX в. былаочень популярна книга «Язык». Географию и историю изучали по «Методикегеографии для начальной школы», «Знания об окружающей среде», «Ситуации исобытия», «Эра прогресса». Для обучения естественной истории использоваласькнига «Живая природа».
Таким образом,учителя имеют большой выбор учебников.
Для каждогоучащегося строится индивидуальный график учебных достижений, который с помощьюналожения сопоставляется с общей динамикой достижений.
По уровнюучебных достижений учащиеся разделяются на четыре группы по 25 % учащихся в каждой.
Наиболеесильные учащиеся относятся к группе А, следующая группа В. Группы С и D-Eсостоят из учащихся, чьи способности ниже средних по стране. Каждой группесоответствует определенная зона на общем графике способностей. Группа Есчитается группой риска, для учащихся этой группы разрабатываются методикиучебной коррекции [1, с. 12].
В королевствеНидерланды нет специальной программы по работе с одаренными детьми.
Многиеучителя считают, что на этапе начального образования работа с одаренными детьмив компетенции каждой школы. Часть школ организует тематические кружки дляработы с талантливыми школьниками, часть выстраивает индивидуальные учебныепрограммы.
Это зависитот численности учащихся школы и ее возможностей [1, с. 12].
Важной чертойявляется обязательная смена учителя в учебной группе начальной школы каждыйгод. Таким образом, исключается значительная субъективность оценки учащихся,усредняются обязательные результаты обучения, создается база для единоготестирования школьников по единым тестам.
Помимопостоянного мониторинга по заказу правительства раз в 5 лет CITO проводитНациональное тестирование начальной школы.
Тестированиепроводится на группах учащихся последнего года начальной ступени и включает всебя оценки по всем предметам, даже тем, которые не входят в обычнуюсовокупность оцениваемых предметов (математика, естествознание, родной язык,английский язык, второй иностранный язык). На основании анализа результатовНационального тестирования правительство королевства может судить об общемизменении образовательного уровня, тенденциях в начальной школе, котораяявляется основой образовательной системы Нидерландов.
Заказчикомтестирования является правительство королевства, разработчиком тестов иорганизатором тестирования выступают частные компании, крупнейшей из которыхявляется CITO.
Раз внесколько лет правительство объявляет конкурс среди частных образовательныхкомпаний на разработку тестов для мониторинга начальной и средней школы наследующие несколько лет.
Тестированиевсех учащихся производится на протяжении всех восьми лет начального образованиядважды в год – в середине учебного года (тест М) и в конце учебного года (тестЕ).
Тестированиепроходят все учащиеся по всем предметам. В результате каждого тестированияучитель группы заполняет форму, которая передается специалистам в CITO.

II.Среднее образование
 
После полученияначального образования учащиеся проходят национальное тестирование и взависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному изтрех направлений:
 - подготовительноесреднее образование (MAVO) – 4 года;
 - общее среднее илипредуниверситетское образование (HAVO) – 5 лет;
 - предуниверситетскоеобразование (VWO) – 6 лет.
1. Потокпредуниверситетской подготовки.
Сюда попадаютнаиболее подготовленные учащиеся, уровень достижений которых соответствует зонеА. Срок обучения в средней школе – 6 лет. На этапе предуниверситетскойподготовки профильной специализации нет или почти нет. Программы в разныхшколах отличаются, но незначительно.
По окончаниишколы проводится экзамен, состоящий из двух частей – национальной и школьной.На основании результатов экзамена выставляется оценка каждому выпускнику. Темне менее, экзамен носит характер скорее вступительного, чем выпускного. Взависимости от результатов тестирования комиссии высших учебных заведенийпринимают решение о зачислении абитуриента на ту или иную специальность.Заказчиком экзамена выступает государство, а исполнителем – частные компании. Взависимости от целей и уровня экзамена он может проводиться в традиционной«бумажной» или в компьютерной форме.
2. Потокподготовки к высшей профессиональной школе. Сюда попадают способные учащиеся,чьи достижения в начальной школе соответствовали зонам А и В. Срок обучения – 5лет.
Поступление ввысшие профессиональные учебные заведения проводится по такой же схеме наоснове результатов итогового экзамена.
3. Потокподготовки к средней профессиональной школе. В этот поток попадают учащиесягрупп В, С и D. Срок обучения в школе 4 года. Поступление в средние техническиеи профессиональные учебные заведения этим учащимся гарантирован, носпециальность и срок обучения также определяется результатами итоговогоэкзамена.
4. Потокпрофессионального обучения. Небольшая группа учащихся сразу после окончанияначальной школы попадает в систему профессионального образования.
Это учащиеся,показавшие в начальной школе наименьшие учебные успехи. Дополнительно к этойкатегории учащихся профессиональную подготовку получают учащиеся сограниченными возможностями после окончания специальных школ начальной ступени.
Различныеварианты школ зависят от преподавательских, педагогических и организационныхособенностей данного учебного заведения. Различия касаются задач менеджмента,распределения обязанностей между управлением и дирекцией, количества учебныхлет, а также видов образования.
Не все школывключают в себя полную шкалу видов образования, т.е. ППО, СОПО, ВОПО и ВНО.Существуют учебные заведения с двумя, тремя или даже одним видом. Правда,местные власти всяческим образом стимулируют формирование так называемыхшироких школьных объединений, то есть школ с полным набором видов образования,хотя законодательных актов, обязывающих школы к подобному объединению, несуществует.
Ученики,обучающиеся в школе по программам vmbo, havo и/или vwo, первые три годаполучают так называемый базисный курс, состоящий из 15 обязательных предметов.
95,7%процентов всех 17-летних граждан учится в системе дневного среднего образования[5, с. 77].
Государствоопределяет следующие моменты: структуру; объем школы (минимальное количествоучащихся); пакет предметов в разных школах; правила приема в различные школы;выпускные экзамены; требования к преподавательскому составу; организациюсовещательных советов; рамки полномочий «уполномоченных властей».
Важнейшиминструментом государственного управления системой образования является системафинансирования [5, с. 77].
До недавнеговремени существовала декларативная система, по которой школы практически былилишены права свободно распоряжаться предоставляемыми средствами. Кадровыйсостав и материальные средства распределялись сверху самым тщательным образом,так что школы могли проводить лишь небольшое перераспределение бюджета надругие нужды. Финансового управления на школьном уровне не существовало,следствием чего явилось то, что администрация и другой персонал не чувствовалисебя ответственными за расходы. Такое положение не создавало стимулов кэффективной работе, даже наоборот, экономия средств зачастую наказывалась, таккак на следующий год школа получала меньше денег. Теперь школам разрешеноосуществлять свой собственный финансовый менеджмент, который ограничиваетсятолько неизмеряемыми затратами на заработную плату. Замечу, что увольнениеперсонала практически невозможно, собственно, только в случае самопроизвольногосокращения количества учащихся.
До недавнеговремени школьное законодательство было очень подробным. Однако нидерландскоеобщество становится все более расслоенным, люди не хотят, чтобы к нимотносились, как к «одинаковым монахам в одинаковой одежде», следовательно,управление становится все более сложным. Это приводит к тому, что называется«бюрократической спиралью»: возникает все больше и больше уточняющих правил ксамым различным ситуациям, но при этом управленческая сила властей отнюдь нестановится больше, наоборот, стимулируется только «творческое» использованиеправил. Сейчас происходит передача полномочий и, следовательно, ответственностина нижние этажи управления (местные власти и сами школы).
Меньше вниманияуделяется различным правилам по организации учебного процесса, больше — результатам. Так, недавно было отменено официальное расписание уроков(количество часов в неделю на определенный предмет) в системе среднегопрофессионального образования, при этом преподавание стало более гибким [5, с.78].
Частоприменяется материальное поощрение. Государство предоставляет дополнительныесредства для поддержания перспективных тенденций, таких, к примеру, какувеличение числа девушек, изучающих точные науки; рост числа женщин в школьномруководстве, поддержка самостоятельного образования. Бюджет, полагающийся длясистемы образования, сокращается с целью высвобождения дополнительных средствна инновации. Таким образом, государственное управление смещается с точных предписанийпо организации школьного процесса на предоставление средств на развитиетенденций, укрепляющих позиции государства. Для контроля за соблюдением правили законодательных актов существуют инспекции, но их роль изменяется сизменением позиции властей.
Сейчасконтролю уделяется намного меньше внимания, а больше — развитию тенденции к «самоэволюции»и повышению качества образования. С другой стороны, школы часто «наказывают» зато, что они подолгу держат учеников. На учащихся, которые остаются на второйгод, учебные заведения или вообще не получают финансовых средств, или получаютих в урезанном виде.
Властипериодически обращаются в рекламные бюро с просьбой донести до граждан смыслтех программ, которые они собираются поддерживать. Это делается путемрасклеивания плакатов в общественных местах и школах, публикацией заметок вгазетах и показе рекламных роликов по телевидению. Наряду с этим министр,государственный секретарь, и другие чиновники министерства образованиярегулярно выступают на совещаниях и конференциях с докладами о проводимойработе и перспективах развития образования. Это, прежде всего, необходимо дляпринятия политических решений, где большую роль играют самые разные партии игруппировки в различных советах и комиссиях. Пропаганда в большинстве случаевприменяется в тех вопросах, по которым еще не существует законодательных актов.Так, например, нынешний министр образования и некоторые его коллеги обеспокоеныобесцениванием ценностей в нидерландском обществе, по его мнению, молодежь должнаприступить к изучению в школе истинных ценностей, норм поведения и понятий одобре и зле.
В настоящиймомент, прежде всего, школам ППО трудно найти «партнера», так как многие школыболее высокой ступени боятся стать менее привлекательными, если у них будеттолько отделение. Существует три управленческих органа: правление, дирекция исовещательный совет.
Школауправляется правлением, отвечающим за финансы, кадры и педагогическиепрограммы; выполнение многочисленных финансовых обязательств; сохранение видаобразования: набор персонала, включая дирекцию; работу с совещательным советом.
Отношениямежду правлением и дирекцией могут быть самыми различными. Существуютправления, которые буквально сидят в кресле директора и усиленно занимаютсябудничными вопросами.
Другиепринимают важные решения, которые, однако, полностью игнорируются дирекцией, вкомпетенцию которой и входит ежедневное управление школой. При этом всюответственность принимает на себя директор. Степень этой самостоятельностизависит от исторически сложившейся ситуации, преподавательских иорганизаторских принципов школы, от других факторов, как, например, еерасположение (в одном здании или нескольких, находящихся друг от друга назначительном расстоянии), амбиций дирекции и личных качеств персонала.Количество членов дирекции в одной школе до недавнего времени определялосьзаконодательством, теперь школам предоставлено больше свободы.
Совещательныйсовет — законодательный орган, контролирующий правление [5, с. 78].
Он состоит извыборных членов из числа персонала, родителей и учащихся. В его регламентеопределено, для каких решений правления необходима рекомендация или дажерешение совещательного совета.
Еслиправление игнорирует рекомендации, совет вправе обратиться в арбитражнуюкомиссию. В свою очередь правление, не получив согласия совещательного совета,может обратиться с апелляцией.
Как действуютэти советы? Как строят свои взаимоотношения с правлением и дирекцией? Можноотметить некоторые общие тенденции. Так, правление все более удаляется отконкретной деятельности, занимаясь своими основными обязанностями, то естьопределением направлений. Все более серьезными органами становятсясовещательные советы. И правление и дирекция начинают понимать, что удачноесотрудничество с ними приносит много пользы.
Значительноизменяется роль дирекции. Власти занимаются глобальными вопросами, а всепрактические действия, как, например, организация преподавания, использованиеперсонала, вкладывание средств, осуществляются на школьном уровне.
Именнодирекция выслушивает и анализирует мнения различных людей, чтобы принятьправильное решение. Но члены дирекции, таким образом, чаще других должны вестипереговоры, искать компромиссы. Они должны по-настоящему осуществлятьуправление. Это пока еще поняли не все директора, многие из них все ещенаходятся в поиске стиля управления, соответствующего новой ситуации. При этомважной проблемой являются взаимоотношения между директором, несущим всюответственность, и другими членами дирекции, отвечающими за какой-либо секторили какую-либо область, например, управление кадрами.
CITO проводитмониторинг учащихся средней школы на протяжении первых двух лет обучения. Приэтом для компьютерной формы тестирования широко используются адаптивные тесты.В данное время CITO имеет эксклюзивные права, полученные от правительстваНидерландов на разработку тестов для итогового экзамена.
Послевведения в 1996 году Закона об обучении и профессиональном образовании (WEB)учебные учреждения и школы профессионального обучения были объединены в единуюинстанцию: региональный центр обучения.
Все учреждения всистеме профессионального образования комбинируют учебу в школе с практическимизанятиями.
Существуют два вариантаэтой системы: обучение с профессиональным образованием (BOL, практикасоставляет от 20 до 60% учебного процесса) и обучение в дополнение кпрофессиональной деятельности (BBL, практика составляет не менее 60% учебногопроцесса). Система профессионального образования предлагает четыре уровняобучения.
Региональные образовательныецентры обеспечивают также образование и для взрослых.
CITOразрабатывает тесты различной направленности по различным специальностям длярегиональных профессиональных учебных центров, службы лицензирования водителей.
 

III. Система высшего образования
 
Сегодня голландская система высшего образования находится впроцессе преобразований, обусловленных Болонским процессом, хотя историческиона далека от Болонской модели (двухуровневая система «бакалавриат — магистратура», единая система зачетных кредитов, высокая степень автономиивузов). Ее отличают иерархичность институтов, тесная связь школ и вузов, особаяроль государства в управлении, традиционно сложившаяся одноуровневая схемавузовского образования, ранняя дифференциация учащихся [4, с. 4].
Способ взаимодействия Министерства и вузов, найденный в процессереформ, был признан аналитиками ОЭСР удачным решением проблемы контролякачества обучения и достижения финансовой устойчивости.
Интерес вызывает система международного образования, возникшая вответ на вызовы интернационализации. Англоязычные программы для иностранныхстудентов играют серьезную роль в функционировании всего сектора высшегообразования.
Интересен также недавно завершившийся эксперимент по изменениюсхем финансовой поддержки студентов, показавший слабые стороны полной заменыстипендий займами.
Обращает на себя внимание «образовательная экспансия» Нидерландов.Создание единого голландско-фламандского образовательного пространства и общейсистемы аккредитации.
Наконец, рассмотрения заслуживает роль так называемых «старыхуниверситетов», занимающих особое место в общественной, культурной иполитической жизни страны.
В голландской системе высшего образования можно выделить четыревзаимопересекающихся сегмента — университеты, негосударственные вузы, высшиепрофессиональные школы (Hogeschollen, HBO) и курсы международного образования.
Университетов в Нидерландах четырнадцать, из них десятьклассических, два технических, один аграрный и один открытый. Ежегодно в нихобучаются около 170 тыс. студентов [4, с. 4].
Самыми престижными всегда считались «старые университеты», ведущиесвою родословную от схоластических школ и образующие ядро системы. Конкуренциюим составляют так называемые «новые университеты», больше ориентированные напотребности рынка.
Так, в Лейденском университете, основанном в 1575 г., традиционносильно преподавание гуманитарных дисциплин философского цикла. Сюда бежал изСорбонны преследуемый Рене Декарт. Здесь получают образование все члены королевскойсемьи.
Диплом Лейденского университета считается крайне престижным иперспективным для политической карьеры или работы в международных общественныхорганизациях типа ООН и ЮНЕСКО.
Престиж «старых» университетов основывается на их роли в культурнойи общественной жизни Нидерландов. За несколько столетий развитиеуниверситетских городов (Лейден, Гронинген) фактически перекроило картуГолландии — прокладка путей сообщения, распространение инноваций, рост числаиностранных абитуриентов — создавали новые центры сосредоточения ресурсов.
Университеты, не претендующие на престижное звание «колыбелиголландской культуры», избрали иную стратегию, предполагающую налаживаниетесных связей с бизнес — структурами. Первым проводником такой политики стал ТехническийУниверситет Делфта.
В Делфтском университете, сделавшем ставку на подготовкуспециалистов в области высоких технологий, ведутся экспериментальные разработкисовременных автоматизированных систем управления. Для позиционированияуниверситета на рынке исследовательских проектов создан Проектный Центр — одиниз самых крупных в стране.
Технический Университет Айндховена следуетэтой же стратегии. Его «визитной карточкой» считаются курсы дизайна.
В 2002 г. крупнейшие голландские корпорации и концерны: Philips,Shell, Unilever и DSM подписали договор о финансировании подготовки кадров.
Студенты вузов обеспечиваются специализированными учебнымиматериалами, в преподавательский состав вошли специалисты техническихспециальностей, обладающие опытом работы на производстве.
Однако IT — сектор в Нидерландах развит слабее, чем во многихсоседних европейских странах, и на крупные инвестиции «новые» голландскиеуниверситеты не рассчитывают.
Более выигрышной оказалась для них стратегия кооперации и созданиясовместных частных школ (чаще всего — бизнес — школ) [6, с. 90].
Все исследовательские вузы объединены в Ассоциацию голландскихуниверситетов. С ней непосредственно связаны Организация по контролю качества вуниверситетах Нидерландов (QANU, www.qanu.nl), Голландско — ФламандскаяОрганизация по Аккредитации (NVAO, www.nvao.nl), ответственная зааккредитацию вузов, Нидерландская организация по международному сотрудничествув сфере высшего образования (NUFFIC, www.nuffic.nl), занимающаясяпроцессами интернационализации под патронажем Министерства образования и Министерстваиностранных дел.
Аккредитационные организации, действующие от имени Министерстваобразования с 2002 г., выполняют особую функцию в системе сдержек и противовесовголландской модели управления образованием, уравновешивая процессыавтономизации.
Второй сегмент системы высшего образования — негосударственныевузы (всего 18 школ).
Зачастую их учредителями выступают государственные университеты ивысшие школы. Благодаря динамичному управлению и объединению ресурсовнескольких учебных заведений, они часто обходят «старые» университеты врейтингах.
Стабильно высокое место в пятерке лучших вузов занимает ДевентерскаяШкола Бизнеса(DBS), созданная при учас_ тии Университета Айшленда инескольких высших профессиональных школ. Филиалы школы открыты в крупнейшихгородах Нидерландов — Амстердаме, Роттердаме, Утрехте, Гронингене, Маастрихте.Девентерская Школа Бизнеса одной из первых ввела двухуровневую модель обучения.
Традиционно университетский курс (Doctoraal programma) продолжается4 года, исключение составляют медицинские и некоторые техническиеспециальности.
В конце первого цикла обучения (1 год) студенты сдают экзамен,необходимый для перехода на второй цикл.
По окончании университетского курса они не проходят ни письменных,ни устных испытаний. Учебу завершает подготовка диплома (Doctoraal scriptie).
Выпускник университета именуется Doctorandus для гуманитарныхспециальностей, Meester — для юриспруденции и Ingenieur — для техническихспециальностей.
До недавнего времени, отличительными особенностями голландских университетовсчитались академизм и «схоластичность» преподавания. К практическойдеятельности готовили профессиональные школы.
В последнее время картина изменилась, появилось множество«гибридных», академико-профессиональных программ, но «способность ксамостоятельной научно-исследовательской деятельности» остается главнымкритерием оценки для выпускника университета.
Третий сегмент голландской системы высшего образования — высшиепрофессиональные школы (НВО).
На сегодняшний день в Нидерландах насчитывается 47 школ (260 тыс. студентов).Максимальное количество студентов в одной профессиональной школе — 25 тыс.человек [6, с. 90]
Как и в университетах, в конце первого года в профессиональныхшколах сдается промежуточный экзамен, в течение второго года студент выбираетспециализацию, третий год учебы посвящен практике на предприятии.
Все студенты по завершении четырехлетнего обучения получают степеньбакалавра (технологии, администрирования, здравоохранения, искусства,педагогики, сельского хозяйства или социологии).
Выпускники школ НВО могут продолжить обучение на укороченныхуниверситетских программах для получения степени магистра.
В настоящее время в рамках НВО проводится эксперимент, предусматривающийсочетание учебы и практики на рабочем месте. В задачи эксперимента также входитпривлечение большего числа студентов на технические специальности.
В рамках программ по расширению доступа к высшему образованиюприлагаются усилия для поступления в вузы представителей этнических меньшинств.
Предполагается, что в ходе намеченных преобразований статус высшихпрофессиональных школ будет расти, исследовательские университеты станут болеепрактико — ориентированными и дистанция между двумя этими сегментами сократится.
Однако сейчас университеты и профессиональные школы существуютпараллельно, «пересекаясь» в основном при организации совместных программ иличастных вузов.
Наконец, четвертый сегмент — международные программы и курсы —является ответом голландской системы высшего образования на вызовыинтернационализации. Такая форма обучения предлагается в двадцати вузах. Всепрограммы, подпадающие под категорию «международное образование», проводятся наанглийском языке.
По продолжительности они различаются от нескольких месяцев доодного или двух лет.
Чаще всего иностранным студентам предлагаются программы: Undergraduate Certificate Programmes (для студентов с различнойакадемической подготовкой), стандартные программы бакалавра и магистра,Advanced Master Programmes (для магистров с небольшим стажем работы по специальностис получением второй степени магистра), программы повышения квалификации, PhDProgrammes (докторантура), а также MBA. В Нидерландах существует 17 школ MBA [4,с. 5].
Программа при Роттердамском Университете Эразма входит в десяткулучших в мире.
Врезультате реформы конца 1990- х гг. последние ступени основного среднего(HAVO) и предуниверситетского (VWO) обучения были унифицированы за счет отменысвободного выбора предметов и сведения его к выбору одной из четырехкомбинаций: наука и технология, наука и здравоохранение, экономика и общество,культура и общество.
Каждыйиз наборов предметов состоит из одинакового для всех комбинаций общегокомпонента, специализированного компонента и необязательного компонента.
Тогдаже были унифицированы процедуры приема.
Приемво все высшие учебные заведения сегодня осуществляется на основании диплома осреднем образовании. Абитуриенты, у которых нет соответствующего диплома, могутсдать вступительный экзамен Colloquium Doctum.
Реформа1998—1999 гг. была направлена на сохранение непрерывности обучения,преемственности между средним и высшим образованием — проблема барьеров кполучению образования решена не была и стала приоритетной в последующие годы всвязи с усилением иммиграции и изменением демографической ситуации.
Университетскоеобразование в Нидерландах считается одним из самых дорогих в Европе. Годобучения в негосударственных вузах стоит от 3 500 до 6 500 евро [4, с. 5].
Обучениеголландских студентов, а также студентов из стран — членов ЕС большей частьюсубсидируется государством. Сумма обучения для них составляет на данный момент1304 евро в год [4, с. 5].
Платаза обучение устанавливается централизованно Министерством образования для всехуниверситетов и высших профессиональных школ, независимо от специальности.
Последниенесколько лет эта сумма ежегодно, хотя и незначительно, повышается (в 1997/98учебном году она составляла 1089 евро) [4, с. 5].
С1993 г. для того, чтобы и впредь получать гранты, студенты должны былипродемонстрировать удовлетворительную успеваемость. В начале года студентувыдавалась ссуда и лишь в том случае, если он набирал 50% кредитов — ссудастановилась невозвращаемой [4, с. 5].
Длястудентов, поступивших в вузы в 1996—1999 гг., период предоставления грантовбыл ограничен номинальной продолжительностью конкретной программы. В 1996 г. извсего объема финансовой помощи треть приходилась на ссуды, две трети — назаймы.
В1997 г. система стипендий была вообще аннулирована и заменена системой займов.
Темне менее, в 2003 г. в правительственной «Белой Книге» («Будущее ВысшегоОбразования») было заявлено в качестве приоритета возобновление грантовойпомощи студентам высших учебных заведений с целью привлечения студентов из низкодоходныхслоев общества.
Юридическимоснованием финансовой поддержки студентов остается «Акт о Поддержке Учащихся»(Studiefinancie_ring) от 1986 г., устанавливающий следующие нормы:
1.Базовое финансирование. Первоначально — грант, с 1997 г. — ссуда, возвращаемаяв случае низкой успеваемости.
2.Дополнительные социальные выплаты. Предоставляются студентам из низкодоходныхсемей в качестве помощи.
3.Беспроцентный заём. Предоставляется студентам до 27 лет на время обучения свыплатой на протяжении 10 лет после окончания обучения.
4.Студенческие льготы. На пользование городским и пригородным транспортом, наоплату коммунальных услуг.
Нидерландызанимают первое место по числу студентов, живущих отдельно от родителей; 90%всех студентов совмещают обучение с работой).
Заменагрантов ссудами вызвала бурные дебаты в академическом сообществе. Былопоказано, что система дополнительных займов снижает образовательные возможноститех, кто выбирает неутилитарное, неприкладное образование (например, свободныеискусства — Liberal Arts). Кроме того, студенты из низкодоходных семей и семейиммигрантов практически не обращаются за дополнительными займами, предпочитаяустроиться на вторую работу, что резко снижает их успеваемость. Другой путьповышения доступности образования — развитие дополнительных образовательныхпрограмм для взрослых и дистанционного обучения.

Заключение
 
Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимосделать ряд следующих выводов.
Начальное образование вНидерландах рассчитано на детей от 4 до 12 лет. В начальной восьмилетней школесначала обучают чтению, письму, арифметике (первые 2 года), а затем добавляютнидерладский язык, математику, историю, географию, физику, обществоведение ианглийский язык.
После полученияначального образования учащиеся проходят национальное тестирование и взависимости от его результатов продолжают обучение в средней школе по одному изтрех направлений:
 - подготовительноесреднее образование (MAVO) – 4 года;
 - общее среднее илипредуниверситетское образование (HAVO) – 5 лет;
 - предуниверситетскоеобразование (VWO) – 6 лет.
Старейший университетГолландии был основан в 1575 году и находится в городе Лейдене. Всего вНидерландах – 14 университетов, в том числе девять классических, предлагающихобучение по всем специальностям, два технических, один аграрный и два открытых(с возможностью заочного обучения).
В 2002 году вНидерландах был принят закон о высшем образовании, в соответствии с которым всеучебные программы, предлагаемые вузами, должны оцениваться с точки зрения ихсоответствия специально разработанным критериям. Лишь прошедшие эту проверкупрограммы допускаются к использованию в учебном процессе.
Все высшие учебныезаведения Голландии делятся на три типа:
 - Университеты;
 - Политехнические учебныезаведения;
 - Институтымеждународного образования.
Университетыспециализируются на преподавании гуманитарных наук и проведении научныхисследований.
Политехнические вузыв Нидерландах называют высшими школами (hogescholen). Из их стен выходят экономисты,инженеры и врачи – самые востребованные специалисты в Голландии. Всего в страненасчитывается около 55 высших школ.
Международные институтыпредлагают англоязычные программы переподготовки и второго высшего образованияпо пяти направлениям: окружающая среда и инфраструктура, наука и технологии,экономика и общественные науки, сельское хозяйство и природные ресурсы,управление. Основной контингент – выпускники вузов из других стран, имеющиенесколько лет практического опыта работы.
Продолжительностьобучения в международном институте – один-два года.
Высшие школыпредлагают 4-годичную программу обучения, по окончании которой выпускникувручается диплом Бакалавра (BSc или BA). Те, кто решил продолжить высшееобразование, имеют возможность в течение 1-1,5 лет перейти на более высокуюстепень и получить диплом Мастера (MSc или MA).
Программа обучения вклассических университетах также осуществляется в два этапа. Первый длится тригода, по его окончании студенты сдают экзамен на степень Бакалавра. Второйпериод (1-2 года) позволяет получить степень Мастера.

Список используемой литературы
 
1.Р. де Гроот Дифференциация вголландском образовании/ Р. де Гроот// Директор школы.- 1994.- №5.- с. 12-18
2.К. ван Дам некоторые особенности образованияпо социальной работе в Наймегене (Нидерланды)/К. ванн Дам//Журнал исследованийсоциальной политики.- 2004.- Т.2.- №3.- с. 377-382.
3.Нан Додде Образование в Нидерландах:История и современность/педагогика народов мира: история и современность.- М.:Педагогическое общество России, 2001.- 576с.
4. Обзор систем высшего образованиястран ОЭСР: Система высшего образования в Нидерландах/Бюллетень «Новости ОЭСР»:Образование, наука, новая экономика.- М.: Издательство ГУ ВШЭ, 2004.- с. 4-6.
5.Риа ванн Хувейк Образование в Нидерландах/Риа ванн Хувейк// директор школы.- 1994.- №3.- с. 75-80.
6. Уэббинк Динанд Поддержка студентов вНидерландах/Динанд Уэббинк//Университетское управление.- 2006.- №3(43).- с.90-93.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.