Реферат по предмету "Педагогика"


Роль педагогики в социальной работе

План
Введение
1. Социальная педагогикаи социальная работа
2. Роль педагогики всоциальной работе
Выводы
Список использованнойлитературы

Введение
Педагогика — это наука, изучающая объективные законы развитиячеловека в обществе, объясняющая поведение человека и дающая конкретныерекомендации по применению этих законов в различных условиях жизни и деятельностичеловека. Все, что происходит в политике, в культуре, в спорте, впроизводственной деятельности, в семейной и интимной жизни, — все это можетбыть рассмотрено с точки зрения педагогики, потому что она изучает психическиемеханизмы, определяющие поведение человека. Каждый человек — прежде всегочеловек, а потом уже спортсмен, политик и т. п. Люди общаются друг с другом,взаимно влияют друг на друга, подчиняясь законам, общим для всех людей. Какзаметил Мишель Монтень, души императора и сапожника скроены на один и тот жеманер.
Таким образом, педагогика — это особый взгляд на мир,педагогическое мышление — это особое, специфическое мышление, котороеприобретается постепенно и которому нужно учиться. Педагогика — это тотволшебный ключик, которым открывается все в мире людей.
Социальная педагогика выделилась из общей в результате процессовдифференциации и специализации, широко распространившихся в науке в последнеевремя. Тот факт, что социальная педагогика выделилась из общей, означает, что вполе ее зрения находятся те же процессы и явления, которые изучаютсяпедагогикой, но рассматриваются они в определенном специфическом аспекте,отраженном в слове «социальная».

1. Социальнаяпедагогика и социальная работа
Понятием «социальный» (от лат. socialis — общий, общественный)объединяется все то, что связано с совместной: жизнью людей, с различнымиформами их общения и взаимодействия. Социальные отношения человека составляютлишь часть всех общественных отношений, и результатом их реализации является приобретениеили восстановление человеком социального положения, социального статуса,социального функционирования.
Сам термин «социальная педагогика» введен в дискуссию овоспитании в 1844 г. немецким ученым К. Магером, который определил содержаниепонятия как «социальное в воспитании». Дальнейшее развитие понятие получило втрудах Адольфа Дистервега и Пауля Наторпа. Пауль Наторп (1854-1924) понималсоциальную педагогику, как аспект общей. Рассматривая основные функциичеловеческого существования, он выделил три основные функции социальнойпедагогики способствовать половому воспитанию ребенка семьей и ближайшимокружением; развивать у ребенка эмоциональные, социальные и моторныеспособности на основе обучения и воспитания воли; развивать разум через общениев социуме.
Главная цель социальной педагогики, по мнению ученого: воспитаниев молодежи начал солидарности и общественности. Последователи Наторпа, развиваяего идеи, рассматривали социальную педагогику, как принцип воспитания,пронизывающий всю педагогическую деятельность и способствующий воспитаниючеловека в обществе, для общества и через общество.
Некоторые исследователи считают, что свое начало педагогикасоциальной работы ведете конца XIX — начала XX века и связана с именами американцев МэриРичмонд, Джеймса Адамса и немцев Адольфа Дистервега, Пауля Наторпа.

2. Роль педагогики в социальнойработе
 
Педагогика в социальной работе выступает в роли стержня — деятельностного компонента социальной работы, потому что информационные задачи,вопросы формирования знаний об обществе, отношениях в группе, социализации,развития готовности личности к самопомощи решаются в основном педагогическимиметодами и средствами. В связи с этим педагогические основы социальной работыдолжны включать элементы педагогической теории о принципах, содержании,методах, путях и средствах социальной работы.
Педагогика наряду с психологией в структуре социальной работывыполняет объяснительные функции. Решение социальных задач во многомопределяется воспитанностью людей, поэтому педагогика выполняет прогностическиефункции. Педагогике принадлежит ведущая роль в определении способов, путей исредств развития личности, субъектов и объектов социальной работы.
Социальная работа может быть представлена как учебный процесс, входе которого люди изучают культуру, овладевают навыками социального поведения,включаются в материальные и общественные отношения. Хотя социальномуформированию личности и коллектива приписывается спонтанность, научнообоснованная социальная работа делает его целенаправленным.
Социальное научение эффективно только в условиях дифференциации ииндивидуализации учебно-трудовой деятельности. Проводя инструктаж, организуяизучение технологической документации, социальный работник добиваетсяактивности клиента, поощряет его самостоятельность.
Доверие к людям в единстве с проверкой и контролем,осуществляемыми с педагогическим тактом, являются выражением принципа гуманизмасоциальной работы. Специалисты всегда стремятся опираться на положительное,следовать в воспитании персонала оптимистической гипотезе. Какими бы сложнымини были обстоятельства воспитательной работы, всегда найдутся люди, факторы,отдельные человеческие качества, которые помогают успешно решать задачисоциализации, самовоспитания, перевоспитания и формирования механизмовсамозащиты.
Важным педагогическим элементом социальной работы являетсяформирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека,готового к сотрудничеству, умеющего принимать и сказывать помощь. Педагогикадает направление социальной активности. При этом социальная работаориентируется на сознательность людей. Глубокие, достаточно гибкие социальныезнания позволяют ориентироваться в действительности, соотносить с нейсобственные потребности и способности.
Необходимым педагогическим элементом социальной работы являетсяформирование социальных действий, умений и навыков, человек при этом овладеваетприемами самопомощи.
Социальная работа в конечном итоге должна подвести личность ксамовоспитанию, дать ей возможность обрести цель и смысл жизни, средства, спомощью которых можно достичь продуктивного социального поведения, включиться всистему непрерывного образования.
Педагогическое содержание социальной работы определяетсякоррекцией поведения и перевоспитанием людей. Коррекция — это необходимыйэлемент любой деятельности, потому что невозможно ни в учебе, ни в труде, ни вобщении в один прием достигнуть социально значимого результата. Формированиездорового работоспособного коллектива является важным педагогическим аспектомсоциальной работы. Таким путем добиваются совпадения формального и реальноголидерства, что снижает вероятность конфликтов, усиливает взаимопомощь в группе.
Повышение производственного разряда, квалификации, непрерывноеобразование, участие в самоуправлении и есть те ступеньки, проходя которые,человек поднимается на новые уровни самоутверждения и самовыражения.
Ценными педагогическими свойствами обладают методы, которыеобеспечивают успех в учебно-трудовой, спортивной, художественной и других видахдеятельности. Успех в социально ценной деятельности сам по себе возвышаетличность. Однако нередко требуются специальные приемы его обеспечения, как-то:научная организация труда, учет индивидуальных особенностей, эффективная,психологически обоснованная помощь.
Наибольший эффект развития личности достигается при включении вразличные виды творчества. Проблемное обучение, исследования в процесседоучивания, переучивания, повышения квалификации развивает мышление.
Значительный вклад в социальное развитие вносят различные творческиегруппы и общественные объединения, в которые люди входят в соответствии сосвоим развитием, интересами.
Мастерство социального работника зависит от его культуры, отполученного им общего и профессионального образования. Особую значимость имееттеоретическая и практическая психологическая и педагогическая подготовка.
Цели, содержание, способы и средства воспитания человека, влиянияна его поведение и отношения в обществе в широком спектре социальныхвзаимодействий в различных региональных условиях есть главная сфера педагогикисоциальной работы, рассматриваемой в единстве науки и области практическойдеятельности. Она сориентирована на работу со всеми категориями населения,семьей, направлена на создание системы социальной помощи, условий наибольшего благоприятствования,психологического комфорта, содействие формированию социокультурногопространства, развитие и самореализацию личности.
Социальная незащищенность, особенно детей, молодежи, людейпожилого возраста, вызвала потребность изменить традиционный подход ксоциальной политике, более настойчиво искать способы объединения (намежведомственной основе) социально-экономических, правовых,эколого-валеологических, образовательно-культурных и других возможностей дляподдержки основной ячейки общества — семьи, профилактической работы с еепроблемами.
Для человека, не сведущего в вопросах педагогики социальнойработы, деятельность социального работника представляется очень простой ипрактически доступной каждому: раздача выделенных государством пособий, еды,вещей, утоление голода нуждающегося. О социальном педагоге рассуждения и тогопроще. Мешает ученик педагогу на уроке, не выполняет своих обязанностей — вотполе деятельности социального педагога: пусть вызывает родителей, отчитываетих, принимает контрмеры. Отсюда и искажение понятий «социальная работа»,«социальная педагогика»: что такое один социальный педагог на школу или одинсоциальный работник на микрорайон? Это дискредитация профессии, искажение идейсовременной социальной политики. Без ориентации на внутренний мир человека иего совершенствование социальная работа обесценивается и лишается своегогуманистического смысла.

Выводы
социальный педагогика работа гуманизм
Итак, в своей работе попыталась выяснить, какую же роль играетпедагогика в социальной работе.
Когда же сегодня мы говорим о воспитании, то подразумеваем приэтом чаще всего становление личности ребенка в ограниченном пространстве:школе, детсаде, семье. Такое положение дел в педагогической науке не могло неповлиять и на практику. Если в современной массовой школе и говорим о семье, тоимеем в виду только родителей, способных наказать (похвалить) ребенка, оказатьпомощь в ремонте и в организации праздника, иногда посещающих родительскиесобрания. А то, что семья и ближайшее социальное окружение оказывают наиболеесильное влияние на формирование личности, что это самые мощные средствасоциализации, социальной поддержки и защиты личности, остается за кадром.
Социальная педагогика рассматривает педагогическое влияние насоциальные взаимодействия человека в течение всех возрастных периодовжизни и в различных сферах его микросреды. Активность самой личности, еесоциальная зрелость также непосредственно связывается с взаимодействиемчеловека со средой.
Педагогические знания оказались востребованными в сфере социальнойработы асоциальной помощи семье, престарелым, безработным, больным, инвалидам,беженцам, одиноким, бездомным, осужденным и многим другим. Педагогическоезнание становится сегодня частью общей культуры и социальной политики. Необходимоиспользование всего педагогического потенциала социума для стимулированияразвития, реализации индивидуальных возможностей каждой личности во всех видахсоциальной работы с населением.
Каждое учреждение образования, социальной защиты, реабилитации,каждая встреча социального работника с клиентом требует сегодня корректировки взависимости от типа микросреды, особенностей ситуации, запросов и возможностейнаселения. Педагогическая деятельность — это всегда поиск, творчествоконкретных людей в конкретной ситуации. Знание и владение принципами и методамисоциальной педагогики необходимо широкому кругу социальных педагогов,социальных работников и людей, определяющих социальную политику государства.
В связи с этим, необходима специальная работа по переориентации отношения человека к собственнойсудьбе. Это становится реальным, еслиу него формируются определенныесоциальные установки на себя, свое настоящее и возможное будущее, на окружающих, на различные сферы жизнедеятельности и отношений как потенциальные сферысамореализации. Большую роль может сыгратьобучение целеполаганию, раскрытию перед человеком спектра позитивных, реальных конкретно для него жизненныхцелей. Очень важным аспектом социально-педагогическойработы становится работа с семьей и ближайшим окружением.Социально-педагогическая работе становитсяболее эффективной, если в обществе создаются; условия для вовлеченияразличных категорий граждан к участию в различных сферах социальной практики.Например, в последнее десятилетие развернулась большая: работа по вовлечению инвалидов в спортивные соревнования,различные художественные конкурсы, вплоть до международногоуровня, что способствует их социальной реабилитации.
Особо следует отметить, что в последнеевремя в ряде экономически развитых стран помощь тем или иным группамлюдей — жертв в их приспособлении к жизни в обществе дополняетсязаконодательными и экономическими мерами по приспособлению средыобитания к особенностям этих людей. Пример тому — законы,принятые в ряде стран, которые стимулируют создание и резервированиерабочих мест для инвалидов, требуют строить жилье, общественныездания так, чтобы они были доступны для инвалидов-колясочников;создавать специально приспособленные для этой категории гражданобщественные средства транспорта.

Список использованной литературы
 
1. Антология социальной работы; В5 т. / Сост. М.В. Фирсов.- М.: Сварогъ НПФ СПТ, 1994.
2. Арнольдов А.И., БочароваВ.Г., Вульфов Б.З.идр. Социальная педагогика: вопросытеории и практики: Методические материалы.- М.: Изд-во Центра социальнойпедагогики РАО и АСОПиР РФ, 1994.
3. Социальная работа:Учебное пособие. 3-е изд., перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.