Реферат по предмету "Педагогика"


Рекомендации воспитателям по осуществлению дифференцированного подхода в обучении вычислительной деятельности детей дошкольного возраста

Рекомендациивоспитателям по осуществлению дифференцированного подхода в обучениивычислительной деятельности детей дошкольного возраста
Примерныезанятия при обучении вычислениям детей дошкольного возраста
Вычислительнуюдеятельность дети усваивают, решая арифметические задачи, главным образомпрямые, т.е. такие, где арифметическое действие (прибавить, вычесть) прямовытекает из практических действий с предметами (добавили – стало больше;убавили – стало меньше). Это задачи на нахождение суммы и остатка. Детизнакомятся со сложением, когда к большему числу прибавляют меньшее, сначалаприбавляют и вычитают число 1, затем число 2, а затем число 3.
Обучение вычислительнойдеятельности и знакомство с задачами следует вести поэтапно.
1-й этап – обучениесоставлению задач. Дети усваивают структуру задачи, выделяют условно и вопрос,овладевая действиями сложения и вычитания. Примеры для задач дети берут изокружающей жизни.
2-й этап – действиесложения и вычитания, правильное пользование приемами присчитывания иотсчитывания по 1, прибавляя или вычитая сначала число 2, а затем – и 3.
Такая последовательностьпри решении необходима. Она облегчает процесс усвоения вычислений.
Различают следующие видызадач: задачи-драматизации, задачи-иллюстрации и устные задачи.[29]
В задаче-драматизацииотражаются действия, которые дети наблюдают и воспроизводят сами. В нихобязательно должны содержаться числовые данные, а не ответ на вопрос.
В реке плавали 5 уток, 1утка уплыла. Сколько уток осталось?
Часто дети не могутрешить задачи, в которых встречается смысл слов: истратил, поделился, подарил.Об этом следует помнить воспитателям и учить детей различать эти понятия, ихсмысловое значение, подбирая слова противоположного значения: пришел – ушел,взял – отдал, прилетели – улетели, пришли – ушли, подняли – опустили. Надопредложить детям однокоренные слова противоположного значения, смысл которыхдетям трудно уловить: дал (он) – дала (ему), подарил (он) – подарили (ему),взял (он) – взяли (у него).
Особенно ценнызадачи-драматизации на 1 этапе обучения: дети учатся составлять задачи просамих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставит вопрос для решения.
 Развитиюсамостоятельности и накоплению опыта установления количественных отношенийслужат задачи-иллюстрации по картинкам и игрушкам. Детям дают картинки, накоторых представлены и тема, и сюжет, и числовые данные. Первую такую задачунадо составить самому воспитателю.
Например, на картинкенарисованы дети, собирающие урожай яблок; один ящик грузит на машину.Рассматривая картинку, следует спросить: «Что здесь нарисовано? Что держатмальчики? Сколько у них ящиков? Что они делают? Если они отдадут один ящик(погрузят), больше или меньше у них останется ящиков? Что мы знаем?»Составьте условие задачи. О чем можно можно спросить? Вначале можно помочьдетям наводящими вопросами, затем дать план: «Что нарисовано? Сколько? Чтоизменилось? Больше или меньше станет?»
Постепенно дети научатсярассматривать картинки и составлять задачи.
Для составления задачхорошо использовать рисунки, на которых изображен общий фон (лес, река, ваза, корзина.ель, яблоки). В разрезы рисунка вставляются плоские изображения предметов(шишки, яблоки, лодки, гуси, деревья).
Рассматривая картинку,следует выяснить: Что здесь нарисовано? Что лежит в корзинке? Сколько всего?Если один огурец отложить из корзинки, больше или меньше огурцов останется? Чтомы знаем? Составьте условие задачи. О чем можно спросить.
В корзинке лежали 7огурцов. Один огурец девочка положила в карман. сколько огурцов осталось вкорзинке?
Предварить ответ можнонаводящими вопросами, затем дать план: Что нарисовано? Сколько? Что изменилось?Больше или меньше станет? В дальнейшем надо учить детей самостоятельнорассматривать картинки и составлять задачи.
Развитию воображения исамостоятельности способствует составление задач об игрушках. Например, накукольном столе стояли 4 маленькие чашки и 1 большая. Сколько всего чашек настоле?
Постепенно переходим ксоставлению задач без опоры на наглядный материал. Спешить с их составлением неследует, так как дети, легко схватывают схему задачи, начинают ей подражать.Например, папа купил 6 шаров, 1 шар он отдал девочке. Сколько шаров осталось упапы?
Подготавливаядошкольников к решению устных задач, можно использовать такой прием: рассказатьим задачу и предложить проиллюстрировать ее с помощью кружков, квадратов иликосточек на счетах. Надо учить детей запоминать условия задачи. С задачейследует познакомить детей на первом занятии, на втором и третьем – с ееструктурой. Дети узнают, что в задаче есть условие и вопрос. Особо подчеркнутьналичие в условии задачи не менее двух чисел, дать понятие о смыслеколичественных изменений: соединили две группы предметов (к одной группедобавили другую), их стало больше, чем было, отделили столько-то предметов,убавили – стало меньше, чем было.[29]
Саша принес 3 мяча. Таняпринесла еще 1. Сколько всего мячей принесли Саша и Таня?
Важно привлечь вниманиедетей к количественному отношению между числовыми данными задачи: Сколько мячейпринесли Саша и Таня? Сколько мячей принесла Таня? Больше или меньше мячейстало после того, как Таня принесла еще 1? Больше или меньше у нас получилосьмячей, чем принесла Таня? Почему?
Дети объясняют, что Таняпринесла 1 мяч, всего мячей – 4, 4 больше 1.
Воспитатель говорит:
– Я составила задачу, авы ее решили. Теперь мы будем учиться составлять и решать задачи. Я составилазадачу так: сначала рассказала о том, сколько мячей принес Саша и сколько Таня,а затем спросила, сколько всего мячей принесли Саша и Таня. Вы ответили, чтоСаша и Таня принесли 4 мяча. Вы правильно ответили на вопрос, решили задачу.
Надо добиваться точного,развернутого ответа на вопрос задачи. Если ребенок упускает что-то (говоритлишь о количестве), надо заметить:
– Непонятно, о какихзайчиках идет речь.
Давать задания следуетвсем детям одновременно – придумать задачу о том, что они делали, чемзанимались.
– На верхнюю полоскукарточки поставьте 1 цыпленка, а на нижнюю – 3 цыплят. Расскажите о том, что высделали.
Надо следить, чтобырассказ получился кратким, связным, конкретным.
– Такой рассказ еще незадача. Это то, что мы знаем. А что можно узнать?
Со структурой задачи детизнакомятся на 2-3 занятии. Узнают, что у задачи есть условие и вопрос, вусловии есть не меньше 2 чисел.
Воспитатель поясняет:
– На верхней полоскекарточки 1 цыпленок, а на нижней – 3, это условие задачи. Что же спрашивается взадаче? (Сколько всего цыплят?). Этого мы не знаем. Это то, что надо узнать.Это вопрос задачи. В каждой задаче есть условие и вопрос. О каких числахговорится в нашей задаче? Какой вопрос вы поставили? Повторим задачу.
Затем можно предложитьодному ребенку повторить условие задачи, другому поставить вопрос, уточняя, изкаких двух частей состоит задача. так составляются 2-3 задачи.
Каждый раз детям следуетпредлагать расчленять задачу на условие и вопрос. Иногда можно самому сообщитьдетям условие задачи и спросить, все ли сказано в задаче, чего не хватает.Можно предложить повторить задачу по ролям: один ребенок расскажет условиезадачи, другой поставит вопрос, третий даст ответ на вопрос задачи. Участвуя вигре, можно поменяться ролями: одни дети придумывают условие задачи, другиеставят вопрос, а воспитатель дает ответ на вопрос задачи, затем ролименяются.[30]
Важно раскрыть детямсмысл задачи, дать понять, что вопрос задачи начинается со слов«сколько», что счет не зависит ни от расположения предметов, ни от расстояниямежду ними, ни от величины, цвета, формы.
– У Вовы было 4 большихцветных шара и 1 маленький. Сколько всего шаров было у Вовы?
Для того чтобыподчеркнуть значение числовых данных задачи, можно использовать такой прием:рассказывая задачу, опустить одно из числе или оба числа и спросить:«Можно ли решить задачу?» Дети практически убеждаются в том, что вусловии задачи должно быть не менее двух чисел.
Полезный прием решениязадач – иллюстрация содержания. В рисунке надо наглядно представить 2слагаемых. На доске можно изобразить корзинку. В ней лежат 6 грибов, а рядом –1 гриб (упал из корзинки).
Предлагать детям длярисования следует простые предметы, которые легко можно нарисовать. Затем детипридумывают задачи в предметах (при этом напоминать им, что рисовать надоусловие задачи, а не ответ на вопрос).
К задачам на вычитаниеделают два рисунка на одном уменьшаемое, на другом – остаток и вычитаемое.Например, на одной картинке 7 цыплят, а на другой – 6 цыплят и 1 курица.
После того, как детинаучатся составлять и решать задачи, надо познакомить их с приемами вычисления,т.е. научить прибавлять и вычитать (присчитыванием и отсчитыванием по 1, затемпо 2 и по 3).
Как же учить детейвычислениям? Можно предложить составить задачу по картинке-иллюстрации.
– В одной коробке лежали5 карандашей, а в другой – 2. Сколько карандашей в коробках?
Разбирая задачу, детиустанавливают: чтобы ее решить, надо к 5 прибавить 2.
– Как мы будемприбавлять? Сколько карандашей в большой коробке? Если мы узнаем, что 5карандашей лежит в большой коробке, то их не станем пересчитывать: к 5 прибавим2 раза по 1; 5 да 1 – это 6, 6 да 1 – это 7. К 5 прибавить 2 – получится 7.Сколько карандашей в коробках?
Когда дети научатсяприсчитывать по 1 число 2, надо показать, как отсчитывать по 1 данное число,решая задачи на вычитание. Прием отсчитывания надо формулировать так: 5 без 1 –это 4, 4 без 1 – это 3 и т.д.
Чтобы научить детейотличать арифметическое действие от приемов вычисления, целесообразнопользоваться словами да при присчитывании и без – при отсчитывании.
Таким образом, поэтапноеобучение вычислительной деятельности и знакомство с задачами способствует тому,что к концу года дети свободно составляют и решают задачи на сложение ивычитание, дают ответ на вопрос задачи.
Основными задачамиматематического развития дошкольников в программе «Школа 2000…»являются:
1) Формирование мотивацииучения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радостьтворчества.
2) Увеличение объемавнимания и памяти.
3) Формированиемыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации,аналогии).
4) Развитие образного ивариационного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
5) Развитие речи. уменияаргументировать свои высказывания. строить простейшие умозаключения.
6) Выработка уменияцеленаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношениясо сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
7) Формирование уменийпланировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданнымиправилами и алгоритмами, проверять результаты своих действий и т.д.
Эти задачи решаются впроцессе ознакомления детей с количеством и счетом, измерением и сравнениемвеличин, пространственными и временными ориентировками.
Исследованиематематических проблем может проводиться не только на занятиях по математике,но и на занятиях интегрированного типа. Так. пространственно-временныеотношения и сравнение величин можно связать с материалом по изучениюокружающего мира. на занятиях по изобразительному искусству для декоративногорисования можно ввести поиск закономерности и нарушения закономерности, понятиеритма в узоре, составление узора из геометрических фигур и т.п. Практически всеустановленные на занятиях связи и отношения можно закреплять во время прогулокв естественной, непринужденной форме, работая с детьми индивидуально.
Работа с дошкольникамистроится на основе следующей системы дидактических принципов:
создается образовательнаясреда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса(принцип психологической комфортности);
новое знание вводится нев готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми(принцип деятельности);
обеспечиваетсявозможность разноуровневого обучения детей, продвижения каждого ребенка своимтемпом (принцип минимакса);
при введении новогозадания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира(принцип целостного представления о мире);
у детей формируется умениеосуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможностьвыбора (принцип вариативности);
процесс обученияориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности(принцип творчества);
обеспечиваются преемственныесвязи между всеми ступенями обучения (принцип непрерывности).
Изложенные принципыотражают современные научные взгляды на основы организации развивающегообучения. Они не только обеспечивают решение задач интеллектуального иличностного развития детей, формирования у них познавательных интересов итворческого мышления, но и способствуют сохранению и поддержке их здоровья.[26]
Обычно для работы вгруппе отбирается 3-4 задания, а остальные рекомендуется выполнять дома вместес родителями. Дополнительная работа детей с родителями не являетсяобязательной. Но совместный поиск решения проблем помогает организовать общениедетей и взрослых, которое способствует не только усвоению материала, но иобогащает духовный мир ребенка, устанавливает связи между старшими и младшими,необходимые им в дальнейшем для решения как учебных, так и жизненных проблем.
Мамам и папам, бабушкам идедушкам следует помнить, что принудительное обучение бесполезно и даже вредно.выполнение заданий должно начинаться с предложения: «Поиграем?».Пусть ребенок примет это как естественное продолжение его игровой деятельности.Обсуждение заданий следует начинать тогда, когда малыш не очень возбужден и незанят каким-либо интересным делом.
Ребенок должен бытьабсолютно уверен, что он сам совершил «открытие», что он самсправился с заданием. Поэтому, предлагая детям проблемную ситуацию. нельзясразу же объяснять им. как это нужно делать. Следует всячески поощрять ихсамостоятельность, инициативность, выдвижение и обоснование своих версий.
Продолжительность одногозанятия в старшей группе не более 15 – 20 минут, в подготовительной – не более25 – 30 минут. Занятия обычно проводятся 1 раз в неделю, всего 32 занятия вгод.
Занятие 1.Тема:«Сложение»
ЦЕЛЬ:
Сформироватьпредставление о сложении как объединения групп предметов. Познакомить со знаком"+".
Закрепить знание свойствпредметов.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный – прозрачные мешки и сумка, муляжиили картинки грибов и овощей (2 огурца и 3 помидора), геометрические фигуры (2набора, в каждом – по 2 прямоугольника и 3 круга), модели «мешков»,карточки со знаками "+" и "=".
Раздаточный – наборы картинок дляигры-драматизации, карточки со знаками "+" и "=",геометрические фигуры, модели трех «мешков», изготовленные из двухлистов альбомной бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I.Объединение групп предметов в одноцелое (сложение).
1) Игра: «В овощноммагазине»
В ходе игры у детейформируется представление о сложении как объединении групп предметов.Воспитатель рассказывает историю:
Маша и Миша пошли с мамойв овощной магазин. Маша попросила купить ей 2 огурца, а Миша попросил купитьему 3 помидора. Мама купила Маше 2 огурца (Девочка, исполняющая роль Маши,кладет муляжи 2-х огурцов в целлофановый мешок). Затем мама купила Мише 3помидора. (Мальчик, исполняющий роль Миши. также кладет 3 помидора вцеллофановый мешок).
Сделав покупки, мама идети отправились домой. Во дворе играли друзья Маши и Миши. Дети попросилиразрешения поиграть с друзьями, а купленные овощи сложили в мамину сумку. (Машаи Миша выкладывают овощи в мамину сумку – тоже прозрачную). Каким словом можнозаменить слово «сложили»? (Положили вместе, объединили и т.д.)
Действие, котороевыполнили Маши и Миша, в математике называют сложением. Посмотрите, какие овощилежат в общей большой сумке? Что получилось в результате сложения? (2 огурца и3 помидора – всего 5 овощей).
2) Работа с раздаточнымматериалом.
У детей на столах модели«мешков» и геометрические фигуры (2 набора, в каждом – по 2прямоугольника и по 3 круга), карточки со знаками "+" и"=". Воспитатель предлагает им положить в первый мешок 2прямоугольника, а во второй – 3 кружка. На фланелеграфе все действиядублируются.
Проверьте, что лежит впервом мешке? (2 прямоугольника.)
Что лежит во второммешке? (3 кружка.)
Сложите все эти фигурки вобщий большой мешок. Что получилось? (2 прямоугольника и 3 кружка.)
Что мы сделали сфигурками? (Собрали, сложили, объединили их в общий большой мешок.)
Верно, обе части – первыйи второй мешок – мы объединили в одно целое, сложили их. Давайте еще развспомним все сначала.
Дети вместе своспитателем воспроизводят все этапы операции сложения, используя второй наборфигур.
Что было в первом мешке?(2 прямоугольника.) Это первая часть.
Что было во втором мешке?(3 кружка.) Это вторая часть.
Что было потом? (Потомвсе фигуры мы объединили, сложили.)
Мы сложили две части иполучили целое (сумму). Чтобы показать сложение, не обязательно ссыпать всефигуры вместе – можно поставить между частями (слагаемыми) знак "+".
Мы получили две суммы.Равны ли они? (Слева 2 прямоугольника и з кружка, и справа 2 прямоугольника ми3 кружка. Суммы равны.)
Какой знак мы можемпоставить между ними? (Знак "=".)
Примечания:
Все фигуры в маленькихмешках и в большом мешке должны быть одинаковыми по цвету, форме, размеру.
Знание терминологии исимволов на данном этапе не требуется. Главное. чтобы дети поняли смыслсложения как объединения предметов.
II. Физкультминутка.
Гриша шел-шел-шел,
Белый гриб нашел.
Раз – грибок, два –грибок,
Положил их в кузовок.
Декламируя стихотворение,дети имитируют движения грибника, идут, нагибаются, «кладут грибы» вкорзинку.
III. Закрепление смысла сложения.
1) Для более активногоиспользования творческого потенциала детей, развития их речи, формированияпознавательных интересов полезно предложить им самим придумать историю про двухежей-грибников или использовать элементы игры-драматизации. Возможный вариант:
– Наступает осень. Всезвери готовятся к зиме. Вот и семья ежей должна заготовить себе пропитание.Отправились еж с ежихой по грибы. Встретились на лесной полянке и смотрят, ктосколько грибов нашел.
Еж: «Я нашел 2подосиновика».
Ежиха: «А у меня 3подберезовика».
Оба: «Вот славно!Сложим все в нашей кладовочке, голодать не придется!» (Складывают«грибы» картинки.)
Сосчитайте, сколько всегогрибов у наших ежей. (Пять.)
Назовите по картинкепервую часть, вторую часть, целое (сумму).
Решили ежи снова сходит влес за грибами. Кто что нашел на этот раз? (Еж нашел 3 подберезовика, а ежиха –2 подосиновика.)
И опять они все грибысложили в свою кладовку. Назовите первую часть, вторую часть. целое (сумму).Нарисуйте грибы в мешках.
Что интересного вызаметили? (Части поменялись местами. а целое – не изменилось.)
В задании проверяетсяусвоение детьми смысла сложения и его переместительного свойства.
Задание можно выполнятьсамостоятельно с проверкой в парах. Например, один из детей выполняет в первойстроке, а другой – во второй строке. Затем они сравнивают результаты и делаютвывод о перестановочности сложения. Полученный вывод дети выражают своими словами.В более подготовленных группах воспитатель может познакомить их с общепринятойформулировкой переместительного свойства.
Для развития у детейинтереса к занятиям математикой, здесь также можно использовать дидактическуюсказку:
Ребята, а что еще запасаютежи, кроме грибов? (Они собирают лесные яблоки.)
Представьте себе, чтонаши ежи на следующий день отправились на поиски лесных яблок. Сколько раз импришлось сходить яблоками? (Два раза).
Посмотрите, сколько икаких яблок принес еж в первый раз? А ежиха?
Сколько и каких яблокпринес еж во второй раз? А ежиха?
Вы сидите парами. Одинчеловек в паре складывает яблоки, которые нашли ежи в первый раз, а другой –те, что они нашли второй раз. (Дети выполняют задание самостоятельно в течении2-3 минут).
Посмотрите, чтополучилось у соседа. Сравните с тем, что получилось у вас. Что вы заметили?Почему так вышло? (Части поменялись местами, целое не изменилось).
IV. Физкультминутка: «Ежик».
Дети стоят, слегкасогнувшись. Руки согнуты в локтях, перед грудью; кисти рук опущены вниз. Ноги,слегка согнутые в коленях, делают мелкие, частые шажки. Кончики пальцев детейсоединяются – они «срывают» ягодки.
Утром по лесной дорожке –
Топ-топ-топ – топочутножки.
Ходить, бродит вдольдорожек
Весь в иголках старыйежик.
Ищет ягодки, грибочки
Для сыночка или дочки.
V. Закрепление представлений освойствах предметов.
Дети рассматриваюткартинки
На лесной полянке живутне только ежи. Там можно встретить и других зверей, и разных насекомых. А какиев лесу деревья и цветы! Кто из вас бывал в лесу?
Рассмотрите первуюкартинку. Придумайте название. Мне кажется, здесь кто-то лишний. Как выдумаете: кто?
Воспитатель и детивыслушивают все возможные варианты рассуждений, например:
Я думаю, что лишнийцыпленок, потому что он большой, а все остальные – маленькие.
Я думаю, что лишнийцыпленок, потому что это домашняя птица, а все остальные – обитатели леса.
Я считаю, что лишниймуравей, потому что у него нет крыльев, а у всех остальных – есть.
В зависимости от выборапризнака, по которому исключается лишний предмет, дается обобщающее название:«Насекомые», «Животные с крыльями» и т.д.
Рассмотрите вторуюкартинку. Как ее можно назвать? Нет ли здесь лишнего предмета? Что лишнее?
Дети могут назвать лишнийрозовый куст, т.к. это кустарник, а все остальные – деревья. Лишней можетоказаться пальма, т.к. все остальные растут в средней полосе, а пальма –тропическое растение. Дети могут назвать лишней и елку, потому что это –хвойное дерево, а все остальные – лиственные растения. Все высказывания заслуживаютвнимания. Важно, чтобы дети смогли аргументировать свое мнение.
VI. Итог занятия. Рекомендации длязанятий родителей с детьми.
Какое действие мывыполняли с овощами, грибами, яблоками, геометрическими фигурами? (Мы ихскладывали).
Какой знак показывает,что мы разные части объединяем в целое? Покажите пальчиками. (Знак плюс:"+").
Где мы сегодня побываливместе с ежами? (В лесу). Наши ежики вернулись в свой домик, а вот муравьишкаушел далеко от своего муравейника. Скоро вечер, а до захода солнца он долженбыть дома. В лесу много тропинок. Помогите ему найти дорожку домой.
Вечером везде зажигаютсвет. И в волшебном лесу зажигают волшебные фонарики. Дорисуйте и раскрасьтеих.
Занятие 2.Тема: «Вычитание»
ЦЕЛЬ:
1) Формироватьпредставление о вычитании как об удалении из группы предметов ее части.Познакомить со знаком "—".
2) Закреплять знаниесвойств предметов, пространственные отношения.
МАТЕРИАЛЫ К ЗАНЯТИЮ:
Демонстрационный – геометрические фигуры – 3 квадратаи 2 треугольника, знаки "–" и "=", 5 машинок. отличающихсялибо цветом (3 красные и 2 зеленые). либо размером (3 большие и 2 маленькие),либо назначением (3 легковые и 2 грузовые);
Раздаточный – два набора одинаковых фигур – по 1квадрату и 4 кружка в каждом наборе, знаки "–" и "=",модели «мешков» из альбомных листов (один «мешок» большойиз целого листа, а два других из половин).
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Удаление из группыпредметов ее части (вычитание).
Аналогично тому, каквводилось сложение, представления детей о вычитании формируются на основе предметныхдействий детей с игрушками, геометрическими фигурами, моделями«мешков». С этой целью детям можно предложить дидактические игры«Сбор урожая», «Грибники», «Рыболовы»,«Гараж» и др.
В результате манипуляцийс предметами. моделирующими действие вычитания, у детей формируетсяпредставление о том, что вычесть – это значит из какого-то набора предметоввзять одну часть и найти оставшуюся часть.
Игра «В магазинеигрушек».
а) Воспитатель выставляетперед детьми 5 машинок или картинок, на которых изображены машинки:
– В магазине на полкестояло 5 машинок. Для детского сада купили 2 машинки. Сколько машинок осталосьна полке? (3 машинки). Тот, кто правильно ответит, забирает оставшиеся машинкисебе.
б) Ситуациявосстанавливается с помощью моделей:
Кто помнит, сколькомашинок было в магазине вначале? Какие были машинки? (Например, 2 грузовика и 3легковые машинки)
Что произошло потом?(Взяли, убрали, отложили 2 грузовика).
Что осталось? (Осталось 3легковые машинки.)
Второй набор фигурраскладывается в маленькие мешки. Воспитатель для наглядности проводит«волшебные ниточки».
– Значит целое – всемашинки в большом мешке – мы разложили на две части: то, что взяли, и то, чтоосталось. Как можно назвать действие. которое мы выполнили?
Воспитатель дает детямвысказаться и сообщает общепринятое название этого действия – вычитание,показывает обозначение его с помощью знака " – ";
Покажите и назовитефигуры, которые остались в большом мешке (2 легковые машинки.)
Сравните их с тем, чтоположили во второй маленький мешок. какой знак можно поставить между ними?(Знак "=".)
Покажите целое, первуючасть, вторую часть. Почему на первом месте самый большой мешок? Почему двадругих мешка меньше, чем первый мешок? (Первый мешок – «целое», а двадругих – «части».)
Физкультминутка:«Воробьи».
Дети изображают, каклетают воробьи. Затем «садятся на забор» и вытягивают руку срастопыренными пальцами. По мере того как читается стихотворение и «птичкиулетают», пальцы по одному сжимаются.
Пять воробьев на заборесидели.
Один улетел, а четырезапели.
И пели, пока не сморилаусталость.
Один улетел – и их троеосталось.
Сидели втроем и немногоскучали.
Один улетел, а двоеосталось.
Попели – напелись
И вдруг разлетелись.
Закрепление представленийо смысле вычитания
Задание выполняется скомментированием. Дети рассказывают о том, что нарисовано в большом мешке, чтовзяли, что осталось, называют части и целое:
В большом мешке 2 большихмяча и 3 маленьких. Из него отложили в маленький мешок 3 маленьких мячика. Длявторого маленького мешка останутся 2 больших мяча.
В большом мешке опять 2больших мяча и 3 маленьких. Теперь в маленький мешок переложили 2 больших мяча.Значит, останутся 3 маленьких мяча. Их надо положить во второй маленький мешок.
Затем воспитательпредлагает сравнить оба равенства.
Что вы заметили? (Сначалавзяли маленькие мячи, а остались большие. Потом взяли большие мячи. а осталисьмаленькие.)
Молодцы! Вы заметилиочень важное свойство вычитания: если из целого вычесть одну из частей, тоостается другая часть.
Это задание можно предложитьдетям выполнить самостоятельно с самопроверкой по готовому образцу.
Смысл действия вычитанияполезно затем проработать и закрепить с детьми во время игр и занятий во второйполовине дня, используя игрушки и предметные модели.
Физкультминутка:«Мяч по кругу».
Дети перебрасывают мячдруг другу по кругу.
Мой веселый
Звонкий мяч,
Ты куда
Помчался
Вскачь!
Желтый,
Красный,
Голубой,
Не угнаться
За тобой!
Повторение.
1) Дети выполняют заданиесамостоятельно со взаимной проверкой. В завершение заслушиваются высказыванияодного-двух ребят. Они обосновывают свой выбор фигур. Рисование можно заменитьили дополнить выкладыванием фигур геометрического лото.
2) По образцу, заданномуна рисунке, дети соединяют правую и левую руки с подходящими варежками.Обсуждение можно построить так:
Как вы думаете, как легчевсего определить, с правой или левой руки варежка? (По большому пальцу на рукеи на варежке.)
Положите на стол ладошки,как показано на рисунке. С какой ладошкой соединили варежку с цветочком?Соедините ее с левой ладошкой.
Найдите варежку сбахромой для правой ладошки. Протяните «волшебную ниточку». Найдитепарную варежку для левой ладошки.
Подумайте, какая варежкас кисточками подойдет для левой ладошки, а какая – для правой?
3) Дети находятгеометрические фигуры, которые использовал художник при рисовании картинок, ираскрашивают их в заданный цвет. Можно предложить детям найти знакомые фигуры впредметах окружающей обстановки.
Итог занятия.Рекомендация для занятий родителей с детьми.
С каким новым действиеммы сегодня познакомились? Как это действие выполняют?
Чем еще мы сегоднязанимались? Дома я попрошу вас нарисовать свои картинки, где спрятаны круг,треугольник, прямоугольник, овал.
А вот воробьишкампонравился заборчик, который нарисован в клеточках. Они просят закончить его,не нарушая закономерности (ритма, порядка).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.