Реферат по предмету "Педагогика"


Речевое общение детей младшего дошкольного возраста

Оглавление
Введение
Глава 1. Развитие речи у детей дошкольного возраста
1.1 Общая характеристика речи младшего дошкольника
1.2 Формирование речи детей дошкольного возраста
Глава 2. Речевое общение детей младшего дошкольного возраста
2.1 Развитие коммуникативных способностей детей младшегодошкольного возраста
2.2 Связь общения и развития речи
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Актуальность. В раннем детстве речь ребенка,выступая как средство общения со взрослыми и с другими детьми, непосредственносвязана с практической деятельностью, осуществляемой им, или с нагляднойситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение. Деятельностьребенка этого возраста осуществляется в большинстве случаев или совместно совзрослыми, или при их помощи; поэтому и его общение носит ситуативный характер.Это придает речи особую форму – форму ситуативной речи, носящей в большинствеслучаев диалогический характер. Эта речь представляет собой или ответы навопросы взрослого, или вопросы к взрослым в связи с затруднениями, возникающимив ходе деятельности, или требование об удовлетворении тех или иныхпотребностей, или, наконец, вопросы, возникающие при знакомстве с предметами иявлениями окружающей действительности.
Диалогическая форма речиребенка раннего детства является следствием и вместе с тем выражениемнедостаточной самостоятельности ребенка, неотделенности его деятельности отдеятельности взрослых.
Изменение образа жизниребенка, возникновение новых отношений со взрослыми и новых видов деятельностиприводит к дифференциации функций и форм речи. Возникают новые задачи общения,заключающиеся в передаче ребенком взрослому своих впечатлений, полученных вненепосредственного контакта со взрослыми. Возникает форма речи-сообщения в видемонолога-рассказа о пережитом и виденном, о замысле игры и о проделаннойработе, о просмотренном детском фильме, прослушанном рассказе, овзаимоотношениях с товарищами— о всем том, что происходило в жизни идеятельности ребенка вне непосредственной связи со взрослыми. На основеразвивающейся жизни в коллективе возникает необходимость договариваться обобщем замысле деятельности, о распределении функций и контроле за выполнениемправил и т п. В зависимости от характера коллективной деятельности возникаютзадачи инструктирования, оценки и т. д. На этой основе продолжает развиватьсядиалогическая речь и возникают новые ее формы: указания, оценки, согласованиедействий и т. д.
Цель исследования – рассмотреть речевое развитие иречевое общение детей раннего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.  Изучитьхарактеристику речи младшего дошкольника.
2.  Определитьособенности формирования речи детей дошкольного возраста.
3.  Проанализироватьсвязь общения и развития речи.
Объект исследования – основные характеристики развитиядошкольного возраста.
Предмет исследования – речевое развитие младшихдошкольников.
Теоретической основой данной работы послужили работы такихавторов, как: Ушакова О.С., Струнина Е.М., Лямина Г.М. и других.
Методы исследования: анализ литературы.
Структура работы: работа состоит из введения, двухглав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Развитие речиу детей дошкольного возраста 1.1 Общая характеристика речи младшего дошкольника
В дошкольной возрастеречь ребёнка приобретает новые качественные особенности. Наряду с быстрымростом словаря (от 1000—1200 слов у трёхлетнего ребёнка до 3000—4000 слов устаршего дошкольника) идёт практическое овладение более сложными формамипредложения, грамматическим строем родного языка.
Развитие речи происходитв процессе общения ребёнка с окружающими, которое становится в дошкольномвозрасте богаче и разнообразнее благодаря накопленным ребёнком знаниям иучастию в различных коллективных играх и занятиях. Усовершенствование речинеразрывно связано с развитием мышления ребёнка, в частности с переходом отнаглядно-действенного к рассуждающему, логическому мышлению, которое начинаетскладываться в дошкольном возрасте [2, с. 15].
Всё это побуждает ребёнкаовладевать средствами языка, переходить к новым, более сложным формам словесныхвысказываний.
Изменяетсявзаимоотношение двух сигнальных систем, соотношение между словом, с однойстороны, и наглядными образами и непосредственными действиями, с другой. Еслиречь ребёнка раннего возраста связана, главным образом, с тем, что онвоспринимает и делает в данный момент, то дошкольник, помимо этого, начинаетпонимать и сам вести разговоры о вещах более отдалённых, которые он может себелишь вообразить, лишь мысленно себе представить. Так получается, например,когда дошкольник слушает какую-либо сказку или сам связно описывает то, что онраньше наблюдал или узнал из рассказов взрослых, из прочитанной ему книги и т.д. Легко понять, как вырастают в этих условиях требования к связной речи, кумению грамматически правильно строить предложения и связывать их друг сдругом. Ребёнок должен научиться правильно употреблять служебные слова —отрицательные частицы нe, ни, предлоги, союзы; он должен научиться понимать иупотреблять многообразные суффиксы, меняющие значение слова; он долженнаучиться правильно согласовывать слова в предложении в соответствии с родом,числом и падежом.
На протяжении дошкольноговозраста, при правильной организации воспитательном работы, ребёнок практическиусваивает основные правила грамматики родного языка и пользуется ими в своейустной речи [1, с. 27].
Однако путь усвоенияребёнком грамматики в дошкольном возрасте весьма своеобразен и существенноотличается от того, по которому идёт школьное обучение.
Дошкольник не заучиваетграмматических правил, не заучивает их определений, он даже не знает, что такоесоюз, предлог, род, падеж. Он овладевает всем этим практически, слушая речьвзрослых, сам разговаривая с окружающими в быту, в играх и, занятиях. По меренакопления опыта речевого общения у ребёнка образуются неосознанныеэмпирические языковые обобщения, формируется так называемое чувство языка.
Ребёнок не только самначинает правильно говорить, но замечает малейшую ошибку в речи других, хотя ине может объяснить, почему так нельзя говорить.
Так, пятилетний ребёнок,слыша, как двухлетний говорит: «Петя ходила», назидательно его поправляет:«Нужно сказать — ходил, а не ходила». Но когда его спрашивают, почему такнельзя говорить, он недоуменно отвечает: «Так не говорят, так неправильно». Онещё недостаточно осознаёт и не умеет формулировать правила, которыми ужепрактически пользуется в своей речи [1, с. 31].
Физиологической основойчувства языка является динамический стереотип, складывающийся на уровне второйсигнальной системы под влиянием опыта речевого общения с окружающими. Такойстереотип представляет собою систему обобщённых временных связей междусловесными раздражителями, соответствующих грамматическим особенностям языка.Когда ребёнок наблюдает сходные явления языка, например, однотипноесогласование глаголов и прилагательных с родом существительного, в его мозгупроисходит генерализация, обобщение соответствующих нервных связей. Врезультате он начинает изменять и согласовывать новые слова по аналогии с тем,как он это делал со старыми, уже известными ему словами [5, с. 19].
Практические речевыеобобщения помогают ребёнку правильно говорить. Однако в силу чрезмернойгенерализации, недостаточной дифференцированности грамматических отношениймаленькие дети часто допускают характерные ошибки. Так, усвоив на третьем годужизни выражение «стучать молотком», ребёнок по аналогии с ним говорит «кушатьложечком», «вытирать тряпочком» и т. д. Лишь впоследствии в результате опытаобщения с окружающими людьми он начинает дифференцировать окончаниесуществительных в творительном падеже, учитывая их род.
Формирование чувстваязыка имеет очень важное значение в развитии детской речи. Оно являетсясущественным условием правильного построения устной речи у дошкольника исоздаёт необходимые предпосылки для сознательного усвоения грамматики в периодшкольного обучения. 1.2 Формирование речи детей дошкольного возраста
В процессе развития речиребёнок должен усвоить не только новые слова, но и их значения. Значения слов,как было уже указано, представляют собой обобщения ряда сходных предметов илиявлений. Поэтому овладение значением слова является сложной задачей длядошкольника, обладающего ещё ограниченными знаниями и недостаточным умениемобобщать.
Иногда случается, чторебёнок, усвоив какое-либо слово, не понимает ещё его действительного значенияи истолковывает это слово по-своему, в соответствии со своим ограниченнымопытом.
Воспитатель долженследить за тем, чтобы, усваивая новое слово, ребёнок вместе с тем правильнопонял его значение. Речь ребёнка приобретает различный характер на разныхэтапах дошкольного детства. Речь детей младшего дошкольного возраста имеет ещёмногие черты, характерные для речи ребёнка раннего возраста.
В значительной мересохраняется непосредственная связь детских высказываний с восприятием идействием. Малыши говорят, главным образом, о том, что они в данный моментвоспринимают и делают. Так, слушая рассказ из книги с картинками, они большеориентируются на то, что нарисовано на картинке, чем на прослушанный текст.Свои мысли младшие дошкольники обычно выражают короткими предложениями, несвязывая их друг с другом. Отвечая на вопросы воспитателя, дети затрудняются впостроении связного рассказа.
Звукопроизношениемладшего дошкольника ещё несовершенно. Звуки р, л, ш, ж многие трёхлетки ещё непроизносят или заменяют другими (например, говорят «Зеня» вместо «Женя», «лука»вместо «рука»). Слоги в словах иногда заменяются или перемещаются (например, «хасир»вместо «сахар»). Это объясняется отчасти неумением владеть своим голосовымаппаратом, отчасти недостаточным развитием речевого слуха [6, с. 28].
Под влиянием правильноорганизованной воспитательной работы, повседневного общения с взрослыми, игр испециальных занятий дети переходят к более совершенным формам построения речи иовладевают правильным звукопроизнесением.
Речь детей среднегодошкольного возраста становится более богатой по своему содержанию иприобретает более сложное строение, чем у малышей. Значительно увеличиваетсясловарь ребёнка. Разговоры детей часто относятся уже не к данным,непосредственно воспринимаемым обстоятельствам, а к тому, что было воспринятораньше или же рассказано родителями и воспитателями и другими детьми. Такоерасширение речевого общения приводит к изменению строения детской речи. Нарядус названиями предметов и действий дети начинают широко пользоваться различнымиопределениями [4, с. 46].
Ребёнок связываетпредложения и подчиняет их друг другу в соответствии с характером описываемыхявлений. Это изменение в строении речи тесно связано с появлениемрассуждающего, логического мышления.
Вместе с тем в речиребёнка среднего дошкольного возраста наряду с новыми особенностями сохраняютсячерты предыдущего этапа развития. Несмотря на то что его речь приобретаетбольшую связность, чем у малыша, всё же в ней часто встречаются замещениянедостающих существительных указаниями вроде тот, этот, там и т. д.
В звукопроизнесенииребёнок среднего дошкольного возраста достигает больших успехов. Лишь иногда,обычно в результате недостаточно внимательного педагогического подхода кребёнку, у пятилетних детей встречаются ошибки в произнесении некоторых звуков(чаще всего р и ш).
Беседы воспитателя сдетьми, слушание сказок и других произведений детской литературы, разговорыдетей в процессе коллективных игр и занятий являются необходимым условиемразвития детской речи в этом возрасте.
У детей старшегодошкольного возраста происходит дальнейшее развитие речи. Значительноувеличивается словарь ребёнка (до 3000—4000 слов). Усложняющееся в связи сновыми видами учебных занятий, коллективных игр, трудовых поручений общение сокружающими людьми приводит к обогащению словаря ребёнка и овладению новымиграмматическими формами родного языка.
Вместе с тем обогащениеопыта ребёнка, развитие его мышления влияет на изменение строения его речи, всвою очередь побуждает его овладевать новыми, более сложными формами языка. Вфразе выделяются основные и придаточные предложения. Широко используютсядошкольником слова, выражающие причинные (потому что), целевые (для тогочтобы), следственные (если) связи между явлениями. В отношении ребёнка ксобственной речи появляются новые моменты. Старшие дошкольники не толькоруководствуются в практике речевого общения чувством языка, но и делают первыепопытки осознать лежащие в его основе языковые обобщения.
Ребёнок пробуетобосновать, почему нужно говорить так, а не иначе, почему это сказаноправильно, а это неправильно. Так, шестилетний ребёнок заявляет: «Нельзяговорить: девочка сидел на стуле; это про мальчика или дядю так говорят». Или:«Нельзя говорить: я завтра пошёл в лес; пошёл это когда про вчера, а здесьпойду надо сказать» [4, с. 53].
При правильнойорганизации воспитательной работы, при проведении специальных занятий породному языку дошкольники не только научаются связно выражать свои мысли, но иначинают анализировать речь, осознавать её особенности. Это умение сознательноотнестись к собственной речи, сделать её предметом своего анализа, имеет важноезначение для подготовки детей к школьному обучению, для последующего овладенияграмотой.
Глава 2. Речевоеобщение детей младшего дошкольного возраста 2.1 Развитие коммуникативных способностей детей младшегодошкольного возраста
Доказано, что языкзанимает чрезвычайно важное место в развитии ребенка. Только через родной языкдитя входит в мир окружающих его людей. Хорошее знание языка ребенку необходимодля общения и взаимодействия с окружающими, изучения других предметов,овладения программой детского сада, а в последующем – школы.
Коммуникативныеспособности – это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависитего успешность [7, с. 31].
К числу наиболее важныхличностных проявлений, составляющих коммуникативный потенциал, относят: уровеньпотребности в общении; его локализованность; наличие установки на общение сдругими людьми; особенности эмоциональной реакции на партнера; собственноесамочувствие человека в ситуации общения, а также коммуникативные умения инавыки.
Следовательно,коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужноразвивать. Другими словами, нужно учить детей умению общаться, учить культуреобщения. И начинать обучение детей основам коммуникации нужно как можно раньше,используя для этого разнообразные методы и приемы.
Любому взрослому, будь тородитель или педагог, нужно помнить, что в том случае, когда мы вступаем вобщение с ребенком, на нас ложится особая ответственность за построениевзаимодействия, поскольку именно в общении ребенок воспринимает и усваивает егообразцы.
Взрослый, которыйобладает высокой компетентностью в общении, – наиболее вероятный образец дляребенка. При этом не просто образец для подражания. Воспринимая те нормы истиль взаимодействия, которые демонстрирует взрослый, ребенок принимает их какестественные и строит на их основе свой собственный стиль общения.
Ребенок всему учится вобщении со взрослыми, ранний опыт дошкольника создает тот фон, который ведет кразвитию речи, умению слушать и думать, подготавливает ребенка к вычленениюсмысла слова.
Однако задачикоммуникативного развития дошкольника не исчерпываются умением элементарноосознавать факты слышимой речи и словесно формулировать мысль. Ребенка надонаучить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать,инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать сокружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты,вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу [5, с. 48].
В современнойпедагогической науке аспект обучения и воспитания, связанный с формированиемкоммуникативных способностей ребенка, начал интенсивно развиваться сравнительнонедавно (О.М.Казарцева, Т.А.Ладыженская, М.Р.Львов). Дело в том, что впоследние десятилетие на педагогические подходы существенное влияние оказалоразвитие отдельных теорий, школ, направлений в науках, смежных с методикойобучения языку и развития речи, в том числе это теория речевого общения впсихологии (А.А.Бодалев, Б.Ф.Ломов) и теория коммуникации или речевойдеятельности в лингвистике и психолингвистике (А.А.Леонтьев, А.М.Шахнарович).Учет данных из указанных областей научного знания позволил сформулироватьважнейшие методологические подходы к обучению языку и речи, освоению речевойдеятельности и общения: коммуникативный, деятельностный и комплексный подходы.
Известно, что любые видыдеятельности детей, в том числе учебная, и их общение с другими людьмипереплетены в жизни самым тесным образом и фактически не могут существоватьотдельно. От того, как организовано общение детей, зависит результат обучения,которое зачастую требует постоянного взаимодействия детей и взрослых. В своюочередь ход и успешность обучения постоянно и неотвратимо воздействует накоммуникативно-речевую активность и многие характеристики коммуникативнойдеятельности детей.
Стало очевидным, чтонельзя обучать речи, не учитывая воспитательные возможности общения. Важнымусловием успешного формирования культуры речевого общения и поведениядошкольников является соответствующая воспитанность их эмоциональной сферы,которая проявляется в том, умеет ли ребенок сопереживать другим людям,чувствовать чужую боль или радость; находить общий язык и взаимодействовать сокружающими; добиваться успеха, сообразуя свои интересы с интересами ипотребностями других и т.д.
Безусловно, к успешномурезультату приводит не всякое общение с ребенком, а только организованное всоответствии с нравственными принципами. Оно должно сопровождаться, с однойстороны, воспитанием внимания к другим людям, а с другой – сообщением емунужных знаний по культуре человеческого общения [3, с. 49].
Известно, что нельзяобучать детей общению, не включив их во взаимодействие друг с другом, необусловив речевое действие и поведение какой-то другой деятельностью (игровой,практической, познавательной и т.д.); не уточнив ситуацию общения, не создавпотребности и мотивации у каждого ребенка вступить в него.
Язык возникает изпотребности человека в общении с другими людьми. А потому включение ребенка всоциальную среду и забота о планомерном расширении его социальных связейявляются одним из основных условий развития его языка.2.2 Связь общения и развития речи
Речь развивается ипроявляется в общении людей. Интересы развития языка ребенка требуютпостепенного расширения его социальных связей. Они влияют как на содержание,так и на структуру речи. В своем социальном развитии ребенок, начиная спервичной социальной ячейки (мать и дитя), членом которой он становится в моментрождения, постоянно общается с людьми, а это, конечно, влияет на рост ипроявления его речи. Мы должны организовать его общение как с детьми, так ивзрослыми прежде всего в интересах развития его языка.
Язык — это главнейшийфактор социального общения людей, он является цементом, склеивающим всепроявления человеческой жизни в одно целое.
Язык и труд (у детей —игры) организуют формы социальной жизни, а потому все педагогическиемероприятия, клонящиеся к организации труда и игр детей к развитию их языка, соответствуютинтересам и социальному воспитанию [5, с. 63].
Собеседниками ребенкадолжны быть и дети, и взрослые, но особенно важно и необходимо, чтобы ребеноквращался в среде своих сверстников, чтобы ему были предоставлена широкаявозможность общаться с детьми, играть, обмениваться мыслями и чувствами и этимпутем развивать свою речь.
Духовное и словесноеобщение детей со взрослыми никоим образом не может заменить товарищескоеобъединение самих детей, а ведь главным средством такого Объединения являетсяязык.
Никогда дети не говоряттак много, охотно, непринужденно обо всем том, что им ближе и дороже всего, какв своем детском обществе, при условии, конечно, что это общество опаянодлительным знакомством и общностью интересов. И если такие условия не создаютсясами собой в жизни наших детей, нам, взрослым, вменяется в обязанность ихсоздать. Словесное же общение взрослого с ребенком будет преисполнено значениялишь тогда, когда последний видит во взрослом товарища, живущего с ним однимиинтересами, друга, которого он любит, которому он доверчиво открывает своюдушу, свои мысли, чувства и желания [2, с. 46].
Ребенок придет к нему совсеми своими радостями и горестями, расскажет обо всем пережитом, виденном ислышанном, покажет что угодно, каждое творение рук своих: работу, рисунок, иопытный воспитатель отнесется ко всему с любовным интересом, использует все вестественной беседе, полной для обеих сторон захватывающего интереса, в целяхразвития духовных сил и неразрывно с ними связанного языка ребенка. Такой умныйи вдумчивый воспитатель не разовьет ни в ком наклонности к пустойбессодержательной болтовне.
Творческая деятельностьребенка проявляется прежде всего в игре. В первую пору жизни детей трудпреобразуется в ту же игру. Игра — первая ступень трудового воспитания. Игра итруд, протекающие в коллективе, предоставляют исключительна благоприятныеусловия для развития языка. Игра развивает язык, а язык организует игру.Одиноко играющий ребенок и тот говорит, инстинктивно пользуется языком какнаиболее усовершенствованным средством для установления связи с окружающейсредой.
Неисчислимы те знания,умения, которые ребенок приобретает в игре. Играя, он учится, а ни одно учениенемыслимо без помощи основного учителя — языка. Игру детей мы должны в первуюочередь приспособить к интересам развития их языка.
Самодеятельность вобласти языка детей ни в чем не проявляется так ярко и интенсивно, как в игре ичерез игру — в труде. К организации игры и изобразительной деятельности детейглавным образом сводятся методические мероприятия по развитию языка детейдошкольного возраста. Забота эта должна предусматривать интересы организацииобоих основных разделов игры — игр самостоятельных и игр дидактических,организованных. Подбор игрушек и пособий, приемы руководства игрой, виды иформы вмешательства в нее должны быть тщательно продуманы и усвоенывоспитателями в связи с их влиянием на развитие речи детей.
Заключение
В раннюю пору детстваязык — нечто нераздельное с человеком и постигаемым им конкретным миром.Ребенок не может еще отличать слово от вещи; слово совпадает для него собозначаемым им предметом. Язык развивается наглядным, действенным путем. Чтобыдавать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названиядолжны быть связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому умуодновременно, однако на первое место — вещь как предмет познания и речи. Обэтом говорил еще Коменский.
Вне конкретного мира языкразвиваться не может, а мы знаем, что ничто не отражается так отрицательно наобщем развитии ребенка, как отсталость в развитии языка.
Для того чтобы развивалсяязык ребенка, понимаемый как отражение ясных и отчетливых представлений, а непустая, вредная болтовня, дети должны быть округ жены нощами, которые они могутрассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде, и результаты наблюденийотражать в слове.
Расширение кругапредставлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки.Педагог должен организовать обстановку так, чтобы дети могли и.ч нес непринужденнои свободно черпать представления, понятия, образы; создать условия, в которых уних явилось бы желание и потребность говорить, превращать воспринимаемое,наблюдаемое в речь. Организованная обстановка — тот фундамент, на которомдолжно строиться все дело воспитания и который обусловливает развитие языка.
Необходимо приспособлятьк интересам развития детей уже существующую, готовую обстановку, работать надней, изменять, обновлять и этим расширять круг представлений детей и запас ихречевых форм. Оказывать ребенку помощь в овладении пространством, в накопленииконкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом егоориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку внеразрывном единении — таковы требования, которые должны быть предъявлены квоспитателю.
Функции и формы речи напротяжении дошкольного возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребеноковладевает всеми основными формами устной речи, присущими взрослым. Новыепотребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, снеизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом играмматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все болеесвязной. Степень связности речи прежде всего зависит от ее задач, от ситуации,в которой происходит общение, и от его содержания.
Список использованной литературы
1. Бахарева К.С.Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста. – Ростов-на-Дону: Феникс,2009.
2. Лямина Г.М. Развитиеречи ребенка раннего возраста. Методическое пособие. – М.: Айрис-Пресс, 2006.
3. Психологияздоровья дошкольника / Под редакцией Г. С. Никифорова. – СПб.: Речь, 2010.
4. Разенкова Ю.А.,Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста. – М.:Айрис-Пресс, 2006.
5. Смирнова Л.Н.,Овчинников С.Н. Малыш начинает говорить. Развитие речи ребенка от рождения дочетырех лет. – М.: АСТ, Астрель, 2009.
6. Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Владос,2007.
7. Яшина В.И.,Алексеева М.М., Макарова В.Н., Ставцева Е.А. Теория и методика развития речи удетей. – М.: Академия, 2009.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.