Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие мотивационных факторов учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровья как средство повышения ее продуктивности

Развитие мотивационныхфакторов учебной деятельности школьников с ограниченными возможностями здоровьякак средство повышения ее продуктивности


В настоящее время большинствопедагогов и психологов рассматривают мотив как высшую форму регуляции деятельности.Ученые, изучающие проблему мотивации учебной деятельности, все чаще говорят и пишуто том, что для более продуктивного обучения в школе важно не то, что знает и умеетребенок, а то, насколько он хочет овладеть этими знаниями и умениями. В связи сэтим вопрос о способах формирования мотивов учебной деятельности звучит в современнойпедагогике наиболее остро и актуально. На слайде: предлагались самые разные способыформирования мотивов учебной деятельности: путем особой организации уроков (МарковаА.К., Давыдов В.В., Эльконин Д.Б. и др.), путем использования коллективных формработы (Злочевский С.Е., Золотых Л.К., Матис Т.А. и др.), через определенную системуоценки деятельности учащихся (Амонашвили Ш.А., Лингарт И., Липкина А.И. и др.),через показ значимости знаний для детей (Добрынин Н.Ф.) и т.д.
Однако практическивсе указанные на слайде пути и средства формирования мотивов учебной деятельностикасались лишь нормально развивающихся детей. В отношении детей с интеллектуальныминарушениями лишь констатировался тот факт, что положительная мотивация их деятельностиспособствует более устойчивой и длительной их работоспособности, проявлению настойчивостии самостоятельности в работе, более успешному и эффективному их обучению, что приводитв целом к повышению продуктивности деятельности. Результаты исследований мотивационнойсферы воспитанников психологами нашего д/д показали:
/>высокий уровень мотивации — 10%
хороший — 10%
средний — 40%
41 воспитанник
низкий — 22%
дезадаптация — 18%

УД имеет определеннуюструктуру (см. схему), которая способствует эмоционально-положительному восприятиюучения, обеспечивает школьнику возможность свободно проявлять эмоции, делает егоистинным субъектом УД.
 
Учебная деятельность
Мотивационная основа учебнойдеятельности учащегося состоитиз следующих элементов:
· сосредоточение вниманияна учебной ситуации
· осознание смысла предстоящейдеятельности
· осознанный выбор мотива
· целеполагание
· стремление к цели(осуществление учебных действий)
· стремление к достижениюуспеха
· самооценка процессаи результатов деятельности (эмоциональное отношение к деятельности).
Можно выделить следующие функцииучебных мотивов:
а) побуждающую функцию,которая характеризует энергетику мотива, иными словами, мотив вызывает и обусловливаетактивность учащегося, его поведение и деятельность;
б) направляющую функцию,которая отражает направленность энергии мотива на определенный объект, т.е. выбори осуществление определенной линии поведения, поскольку личность учащегося всегдастремится к достижению конкретных познавательных целей. Направляющая функция тесносвязана с устойчивостью мотива;
в) регулирующую функцию,суть которой состоит в том, что мотив предопределяет характер поведения и деятельности,от чего, в свою очередь, зависит реализация в поведении и деятельности учащегосялибо узколичных (эгоистических), либо общественно значимых (альтруистических) потребностей.Реализация этой функции всегда связана с иерархией мотивов. Регуляция состоит втом, какие мотивы оказываются наиболее значимыми и, следовательно, в наибольшеймере обусловливают поведение личности.
Говоря об учебной деятельностии её успешности, прежде всего, нужно отметить, что «сильные» и «слабые» ученикивсё-таки отличаются друг от друга не только и не столько по уровню интеллекта, апо мотивации учебной деятельности. Для сильных характерна внутренняя мотивация.Что касается слабых, то их мотивы в основном внешние, ситуативные.
Многие специалисты приходятк мысли о необходимости целенаправленного формирования у учащихся мотивации учебнойдеятельности. При этом подчёркивается, что управлять формированием мотивов учебнойдеятельности ещё труднее, чем формировать действия и операции.
Л.М. Фридман выделяет дваосновных пути формирования у учащихся нужной мотивации (1997).
Первый путь, иногда называемый«снизу вверх» Этот путь означает, что педагог, опираясь на уже имеющиесяу учащихся потребности, так организует определенную деятельность, чтобы она вызвалау них положительные эмоции удовлетворения, радости. Если эти чувства учащиеся испытываютдостаточно долго, то у них возникает новая потребность — в самой этой деятельности,вызывающей у них приятные эмоциональные переживания. В общую мотивацию школьниковтем самым включается новый стойкий мотив к указанной деятельности.  Вот один измногих примеров формирования нужных мотивов с помощью этого пути. Допустим, мы хотимсформировать у учащихся стойкий мотив — интерес к решению задач, если такого мотивау них еще нет. Опираясь на имеющуюся у учащихся потребность выполнять требованиявзрослых, учитель организует самостоятельное решение задач так, чтобы гарантироватьполный успех каждого ученика в этом деле, например, учащимся даются заведомо легкиезадачи. При этом учитель хвалит учащихся за успешно выполненную работу и повторяетэто до тех пор, пока ученики не обретут полной уверенности в своих возможностяхв решении задач. Затем учитель, предупреждая, что теперь он даст им сложные задачи,дает опять достаточно легкие, посильные для каждого ученика. Тем самым у учащихсяпостепенно крепнет уверенность в своих силах и возможностях, они сами просят даватьим новые и новые задачи, причем повышенной трудности. Тогда учитель начинает увеличиватьстепень трудности задач, и таким образом у учащихся удается сформировать стойкуюположительную мотивацию к решению задач любой трудности.  Второй путь заключаетсяв усвоении воспитуемым предъявляемых ему в готовой «форме» побуждений,целей, идеалов, содержания направленности личности, которые по замыслу воспитателядолжны у него сформироваться и которые сам воспитуемый должен постепенно превратитьиз внешне понимаемых во внутренне принятые и реально действующие. Это механизм формирования«сверху вниз».  Такой путь связан с методами убеждения, разъяснения, внушения,информирования, примера. Особую роль здесь играет коллектив, социальная среда, вкоторой живет и действует ученик, взгляды, убеждения, традиции, принятые в этойсреде. Когда ученик видит, что окружающие его товарищи и взрослые относятся к томуили другому объекту (например, к знаниям по какому-то предмету, к какой-то работеи т.д.) как к особой ценности и направляют свою деятельность на овладение этим объектом,то и он перенимает этот взгляд на данный объект. Тем самым у ученика возникает особоеотношение к этому объекту как к некой ценности и потребность в овладении им, т.е.возникает новый стойкий мотив.
Как указывает Л.М. Фридман,учитель в своей воспитательной работе должен использовать для формирования у учащихсянужной мотивации оба этих пути.
Общий смысл формирования состоитв том, что педагогам желательно переводить детей с уровней отрицательного и безразличногоотношения к учению к зрелым формам положительного отношения к учению — действенномуосознанному и ответственному.
Работа педагога, прямо направленнаяна упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:
* актуализация уже сложившихсяранее мотивационных установок, которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.
* создание условий для появленияновых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств(устойчивости, осознанности, действенности и др.)
* коррекция дефектных мотивационныхустановок
* изменение внутреннего отношенияребенка как к наличному уровню своих возможностей, так и к перспективе их развития.
Формирование включает нескольконаправлений – работу с мотивами, целями, эмоциями, учебно-познавательной деятельностью.
В педагогической практикечасто работа по формированию мотивов деятельности детей проходит на каком-нибудьодном этапе занятия, преимущественно в его начале, что является не совсем правильным.Мотив должен быть построен самим ребенком в процессе его деятельности на протяжениивсего занятия. Поэтому сама формулировка “формирование мотивов у детей” кажетсяне вполне корректной. Педагог может лишь способствовать процессу, мотивообразованияучащихся, а не формировать за них мотив, как таковой.
Рассмотрим пути и методы повышениямотивации к учебной деятельности.
Важную роль в мотивации ученияиграет содержание учебного материала при разработке тематических планов, плановотдельных занятий, при подборе иллюстративного материала педагогу необходимо учитыватьхарактер потребностей своих воспитанников, знать наличный уровень этих потребностейи их возможное развитие, с тем чтобы содержание учебного материала удовлетворялоналичным потребностям детей и в наибольшей степени способствовало возникновениюи развитию нужных для дальнейшей учебной деятельности новых потребностей (учет «зоныближайшего развития»). Для этого содержание учебного материала должно быть вполнедоступно для их понимания, должно опираться на имеющиеся у них знания и на жизненныйопыт детей, но в то же время материал должен быть достаточно сложным, обязательнодолжен нести новую информацию, в свете которой могут быть осмыслены прошлые знанияи опыт. Нужно также учитывать возможности учащихся в усвоении научных понятий.
 
Организация учебной деятельности– один из путей формированиямотивации
Содержание учебного материалаусваивается учащимися в процессе учебной деятельности. От того какова структураучебной деятельности во многом зависит результат обучения, его развивающая и воспитывающаяроль.
Изучение каждого самостоятельногоэтапа или темы программы должно состоять из следующих трех основных этапов: мотивационного,операционально-познавательного и рефлексивно-оценочного.
Мотивационный этап.
На данном этапе ученики должныосознать, почему и для чего им нужно изучить данную тему. Что именно им придетсяизучить и освоить, какова основная учебная задача предстоящей работы. Мотивационныйэтап обычно состоит из следующих учебных действий:
1) Создание учебно-проблемнойситуации, вводящей учащихся в предмет изучения. Учебно-проблемная ситуация можетбыть создана разными приемами:
а) постановкой задачи, решениекоторой возможно лишь на основе изучения данной темы.
б) беседой (рассказом) педагогао теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программы.
в) рассказом педагога о том,как решалась проблема в истории.
2) Формулировка основной учебнойзадачи. Обсуждение основного противоречия (проблемы) в созданной учебно-проблемнойситуации завершается формулированием основной учебной задачи, которая должна бытьрешена в процессе изучения данной темы (раздела) программы. Формулировка основнойучебной задачи обычно производится учителем как итог обсуждения проблемной ситуации.Учебная задача показывает учащимся тот ориентир, на который они должны направлятьсвою деятельность в процессе изучения данной темы. Тем самым учебная задача создаетоснову для постановки каждым учащимся перед собой определенных целей, направленныхна изучение учебного материала.[14]
3) Самоконтроль и самооценкавозможностей предстоящей деятельности по изучению данной темы. После того как основнаяучебная задача сформулирована, понята и принята учащимися, намечают и обсуждаютплан предстоящей работы. Учитель сообщает время, опущенное на изучение темы, сообщает,что нужно знать и уметь для изучения темы, что у учащихся наличествует, а что требуетпополнения. Завершается обсуждение тем, что отдельные учащиеся дают самооценку своимвозможностям по изучению темы, указывают, какой материал они повторят, и что ещесделают для подготовки к предстоящим урокам.
Операционально-познавательныйэтап.
На этом этапе учащиеся усваиваютсодержание темы (раздела) программы и овладевают учебными действиями и операциями,входящими в его содержание. Роль данного этапа в становлении мотивации учебной деятельностизависит главным образом от того, будет ли ясна учащимся необходимость всего содержанияи отдельных его частей, всех учебных действий и операций для решения основной учебнойзадачи, поставленной на мотивационном этапе.
В осознании учащимися содержаниятемы призвано помочь моделирование. Оно должно вступать и как средство наглядногопредставления объектов и закономерностей (всеобщих отношений) изучаемого материала,и как средство наглядно-действенного представления тех действий и операций, которыенужно выполнить и освоить учащимся для выявления этих объектов и закономерностей,а также для решения широкого круга задач, основанных на этих закономерностях.
Рефлексивно-оценочныйэтап
Этот этап итоговый в процессеизучения темы, когда учащиеся учатся оценивать собственную учебную деятельность,сопоставляя результаты деятельности с поставленными основными и частными учебнымизадачами (целями). Качественное проведение этого этапа имеет огромное значение встановлении мотивации учебной деятельности.
Работу по подведению итоговизучения пройденного раздела (темы) необходимо организовать так, чтобы учащиесясмогли испытать чувство эмоционального удовлетворения от сделанного, радость победынад преодоленными трудностям, счастье познания нового, интересного. Тем самым будетформироваться у учащихся ориентация на переживание таких чувств в будущем, что приведетк возникновению потребности в творчестве, познании, в самостоятельной учебе, т.е. к появлению положительной устойчивой мотивации учебной деятельности.
Организация этого этапа должнабыть проведена так, чтобы учащиеся смогли обозреть пройденный ими путь познания,выделить в нем наиболее значимые вехи и дороги, оценить их с точки зрения будущихзадач обучения. целесообразно использовать не один и тот же постоянный прием подведенияитогов, например устный опрос и контрольную работу, а разнообразные методы и приемы,дающие возможность проявить учащимся самостоятельность и инициативу.

Влияние коллективных формучебной деятельности на мотивацию учения
Различные формы коллективнойдеятельности учащихся играют значительную роль в становлении мотивации учения, чтообъясняется несколькими обстоятельствами.
Большое значение имеет включениевсех детей в активную учебную работу, т.к. только в процессе деятельности можетформироваться нужная мотивация. Использование групповых форм обучения втягиваетдаже «глухих» воспитанников, так как, попав в группу детей, которые коллективновыполняют определенное задание, ученик не может отказаться выполнять свою частьработы, иначе подвергнется моральной критике своих одногруппников, а их мнением,уважением он, как правило, дорожит, зачастую даже больше, чем мнением педагога.Кроме того, работая в микроколлективе, каждый его член старается быть не хуже других,возникает здоровое соревнование, которое способствует интенсификации учебной работы,придает ей эмоциональную привлекательность, что также играет роль в становлениисоответствующей мотивации.
Когда ребенок, работая коллективно,находясь в тесном общении с другими детьми, наблюдает, какой большой интерес вызываетего деятельность у товарищей, какую ценность представляет для них эта работа, тоон сам начинает ее ценить, начинает понимать, что учебная работа может представлятьзначимость сама по себе. А это способствует включению в активную учебную работу,которая постепенно становиться его потребностью и приобретает для него признаваемуюим ценность, что приводит к мотивации учения.
Для формирования устойчивойположительной мотивации учебной деятельности очень важно, чтобы каждый ученик почувствовалсебя субъектом учебно-воспитательного процесса. Этому может способствовать личностно-ролеваяформа организации учебного процесса. При данной форме организации каждый учениквыполняет определенную роль в процессе обучения. Это способствует становлению мотивацииэтой деятельности, которая приобретает для школьников признаваемую ценность.
Таким образом, различные формыколлективной деятельности дают возможность дифференцировать эту деятельность дляразных категорий учащихся, дифференцировать задания так, чтобы сделать их посильнымидля каждого ученика. Это также важно для становления мотивации учения.
 
Значение оценки в становлении мотивации учебной деятельности
Для формирования положительнойустойчивой мотивации учебной деятельности важно, чтобы главным образом в оценкеработы ученика был качественный анализ этой работы, подчеркивание всех положительныхмоментов, продвижений в освоении учебного материала и выявление причин имеющихсянедостатков, а не только их констатация. Этот качественный анализ должен направлятьсяна формирование у учащихся адекватной самооценки работы, ее рефлексии. Балльнаяоценка должна занимать в оценочной деятельности учителя второстепенное место. Особенноосторожно надо использовать в текущем учете неудовлетворительные отметки, а на первыхпорах обучения, по-видимому, лучше вовсе их не использовать. Вместо этого надо простоуказывать на имеющиеся пробелы в работе. Такой анализ надо где-то фиксировать. Притематической форме учета и оценке работы учащихся это легко сделать.[14]
Другим правилом выставленияотметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравниваетуспехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.
Итак, мы рассмотрели разныепути формирования положительной устойчивой мотивации учебной деятельности учащихся.Для становления такой мотивации следует использовать не один путь, а все пути вопределенной системе, в комплексе, ибо не один из них, сам по себе, без других,не может играть решающей роли в становлении мотивации всех учащихся.
На каждом отдельномэтапе урока для развития того или иного мотивационного фактора деятельности необходимоиспользовать определенные педагогические приемы.
1. Приемы,способствующие актуализации у детей потребности, связанной с результатом их учебнойдеятельности.
• Создание интриги, загадочностиситуации — это формирование условий, вызывающих непроизвольный интерес. Добитьсяданного эффекта можно различными способами: необычно оформить группу, предложитьдетям интересную тему для беседы, ввести игровые моменты, пригласить на занятиегостей, смоделировать какую-либо ситуацию, другими словами, можно использовать всето, что привлекает непроизвольное внимание детей.
• Эмоциональное “заражение”учащихся — это передача положительного отношения к деятельности, радостного настроения,уверенности в успехе (по механизму подражания). Поведение педагога, желающего создатьу детей положительный эмоциональный настрой, должно отвечать ряду требований. Во-первых,его речь должна быть достаточно яркой и эмоциональной, но не слишком громкой и многословной,чтобы не вызвать чрезмерного возбуждения. Во-вторых, педагогу необходимо подчеркнутьвсе достоинства будущего результата, чтобы он стал по-настоящему привлекательнымдля воспитанников и связанным с их потребностями. В-третьих, поведение педагогадолжно отличаться высокой энергетикой, артистизмом, побуждать детей к деятельности,заставлять добиваться результата. Возникающее при этом состояние эмоциональногоподъема, воодушевления, вдохновения вызывает у детей желание непременно приступитьк работе.
• Возвращение к предыдущемуопыту учащихся — это установление связи между ранее переживаемыми ребенком положительнымиэмоциями по поводу достигнутого результата и новым предметом деятельности. Данныйприем особенно эффективен, когда задача кажется учащимся чрезмерно сложной, когдаони не уверены в своих силах.
• Разъяснение общественнойи личной значимости изучаемой темы
2. Приемы, способствующиеразвитию у воспитанников умений преодолевать препятствия, возникающие в процессеориентировки и исполнения деятельности.
• Упражнения на определениедля себя реалистичности поставленной цели — направлены на формирование у учащихсяумения различать степень затраченных усилий (старания) при выполнении деятельностии объективную сложность задания.
• Упражнения на устойчивостьцелей (в том числе, в условиях помех), на постановку близких и далеких целей, немедленноеи отсроченное их выполнение — направлены на развитие у учащихся умения подчинятьпромежуточные цели конечной и удерживать ее на протяжении всей деятельности.
• Формирование у школьниковумения предвидеть трудности еще до начала выполнения деятельности — способствуетпредупреждению учащимися возможных ошибок .
Кроме выше названных, в некоторыхслучаях бывает целесообразным применение таких приемов, как перенос индивидуальногоинструктажа на момент, когда учащийся пытается начать работу и сталкивается с первымитрудностями. Этот прием эффективен тогда, когда учащийся стремится приступить кработе, не дожидаясь объяснений учителя, а все попытки педагога заставить его выслушатьих и настоять на своевременном начале выполнения изделия приводят либо к потереинтереса, либо к негативным реакциям со стороны ребенка.
В тех случаях, когда непредвиденныетрудности все же привели к снижению работоспособности ученика, эмоциональному спаду,возникновению аффективных реакций, можно использовать такой прием, как временноепереключение учащегося на работу, которая ему более интересна и лучше получается.
3. Приемы, способствующиеформированию у воспитанников положительного отношения к результату своей деятельности.
• Организация выставки работучащихся — способствует удовлетворению у школьников потребности в самоутверждении,престиже, соревновательной потребности.
• Подкрепление даже маленькойудачи учеников — способствует укреплению силы и действенности возникшего у детеймотива. Имеет значение для тех детей, у которых преобладает потребность в одобрениии похвале со стороны учителя, а также для школьников, которые на протяжении длительноговремени находились в ситуации неуспеха.
• Постановка положительноймотивационной перспективы – это подкрепление мотива учащихся путем раскрытия передними ценности и значимости будущих результатов их деятельности на последующих занятиях.
Развитие внутренней мотивацииучения - это движение вверх. Гораздо проще двигаться вниз. Нередко в реальнойпедагогической практике используются такие «педагогические подкрепления»,которые приводят к регрессу мотивации учения у школьников. Ими могут быть: чрезмерноевнимание и неискренние похвалы, неоправданно завышенные оценки, материальное поощрениеи использование престижных ценностей, а также жесткие наказания, принижающая критикаили полное игнорирование, неоправданно заниженные оценки и лишение материальныхпоощрений и иных стимулов. Эти воздействия обусловливают ориентацию ученика на мотивысамосохранения, материального благополучия и комфорта.
Учебная деятельность всегдаполимотивирована. Мотивы учебной деятельности не существуют в изолированном виде.Чаще всего они выступают в сложном взаимопереплетении и взаимосвязи. Одни из нихимеют основное значение в стимулировании учебной деятельности, другие – дополнительное,что лишний раз убеждает в чрезвычайной сложности не только ее формирования, но иучета, и даже адекватного анализа.
А.Эйнштейн отмечал: “Большаяошибка думать, что чувство долга и принуждения могут способствовать ученику находитьрадость в том, чтобы смотреть и искать”. В связи с этим одним из эффективных мотивационныхмеханизмов повышения мотивации обучаемого является игровой характер учебно-познавательнойдеятельности. Обучающая игра имеет важную закономерность: первоначальная заинтересованностьвнешней стороной явлений постепенно перерастает в интерес к их внутренней сути.(останавливаться не буду)
Способствуют повышению мотивациик учению:
—  Дидактические игры(сюжетные, ролевые и т.д.).
—  Наглядность.
—  Творческие работыпо разным темам.
—  Участие в конкурсах.
—  Научно – исследовательскаядеятельность.
—  Проектная деятельностьучащихся.
—  Внеклассные мероприятия.
—  Индивидуализация.(Учёт не только способностей, но и интересов).
—  Дифференциация (разноуровневыезадания).
—  Использование различныхпедагогических технологий:  -игровые, -личностно- ориентированные, -развивающие,-проблемное обучение,  -компьютерные.
—  Интегрированные уроки.
Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяетуспешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит кснижению успеваемости, деградации личности, а в конечном счёте к совершению детьмиправонарушений.

Таблица 1.
Этапы организации учебной
деятельности Составляющие элементы повышения мотивации учебной деятельности
Цели применения
приемов Краткая характеристика приемов 1 2 3 4 Мотивационный Вызывание, возбуждение исходной мотивации Привлечение внимания к учебному материалу Создание проблемных ситуаций в начале урока; привлечение занимательного материала; применение наглядных и технических средств обучения; драматизация; использование неожиданной, неизвестной и противоречивой информации; эмоциональная насыщенность учебного содержания; создание эмоциональных ситуаций, использование техник эмоциональной разрядки, соревновательных и игровых моментов Формулировка и принятие учебной задачи Стимулирование учащихся на постановку определенных целей Разъяснение учащимся целей предстоящей деятельности; разработка совместно с нами плана предстоящих действий, плана урока; постановка целей на отдельных этапах урока; определение целей разрешения проблемных ситуаций
Операционно –
познавательный Самоконтроль и самооценка возможности предстоящей деятельности Выработка и обсуждение плана предстоящей деятельности Раскрытие значимости данной темы (раздела); создание ясной перспективы работы. Подкрепление. Усиление возникшей мотивации Сообщение информации о предмете знания Рассмотрение столкновения различных мнений; показ новизны фактов, достижений современной науки; эффект познавательного спора, интеллектуального конфликта во время усвоения учебного материала; сравнение различных точек зрения ученых на обсуждаемый вопрос; эффект удивления школьников занимательными фактами, парадоксальными опытами
Рефлексивно-
оценочный Создание положительной мотивационной перспективы Стимулирование положительной самооценки продвижений у учебной деятельности Создание ситуаций успеха; указание учащихся на удачные, рациональные моменты их деятельности; организация ситуаций коллективной мыследеятельности; оценочные, подбадривающие обращения учителя, поддержание начинаний, инициативы школьников. Создание положительной мотивационной перспективы последующей деятельности Самооценка, рефлексия, прием открытого конца урока.
 
Для того, чтобы работа поразвитию мотивационных факторов деятельности учащихся на уроке была более эффективной,необходимо, на наш взгляд, обеспечить для каждого ребенка условия, благоприятныедля актуализации их потребностей, для установления эмоционального контакта с учителем,условия, в которых каждый школьник мог бы оказаться в ситуации успеха. Созданиютаких условий на уроке способствуют такие методы педагогического взаимодействия,нашедшие широкое применение в теории и практике обучения и доказавшие свою высокуюэффективность, как метод педагогической суггестии, метод эмоционального взаимодействия,метод педагогической релаксации, метод антиципации ценностей, метод эмоциональногоподкрепления [1, 2, 5]. Рассмотрим их более подробно.
Метод эмоционального взаимодействия– это отношения между учителем и учащимися на основе доброжелательности, взаимоуваженияи взаимодоверия. Использование данного метода способствуют, в первую очередь, установлениюэмоционального контакта между участниками педагогического процесса (учителем и учащимися).В данных условиях у детей возникает состояние психологического комфорта, эмоциональногоудовлетворения. У педагога появляется возможность более глубокого понимания эмоциональногосостояния школьников, что помогает почувствовать переживания учащихся, их аффективныереакции в общении, тревожность, недоверие или открытость. Метод эмоционального взаимодействияпомогает школьникам раскрыть свои потребности, а педагогу, соответственно, их обнаружитьи с учетом этого способствовать дальнейшему процессу мотивообразования учащихся.Только в условиях эмоционального взаимодействия возможно так называемое эмоциональное«заражение учащихся», что, в свою очередь, способствует созданию потребностной ситуациина уроке.
Метод педагогической суггестии– это внушение учителем значимости собственной личности как самому субъекту обучения,так и окружающим его сверстникам. Данный метод незаменим по отношению к учащимсясо сниженной самооценкой, которая крайне неблагоприятна для мотивообразования. Сущностьэтого метода заключается в том, что педагогом перед всем классом или в присутствиидругих взрослых утверждаются положительные качества того или иного ребенка, еговозможности или способности. Даже если ребенок не всегда понимает значение характеристик,которые педагог высказывает для его оценки, он все равно чувствует их значимость.Этот метод способствует укреплению веры учащихся в себя, в свои возможности, верыв успех.
Метод педагогической релаксации– это снятие напряжения, чрезмерно повышенного мышечного тонуса, блокирующего нормальнуюдеятельность мозга учащихся. Постоянные требования учителя к осанке детей, к ихповедению на уроке, чтобы они сидели «как надо», вели себя «правильно», приводитк напряженности и скованности учащихся, боязни расслабиться. Метод педагогическойрелаксации позволяет уменьшить это напряжение, способствует возникновению состоянияэмоционального покоя и равновесия. Это, в свою очередь, помогает снять когнитивныеи эмоциональные барьеры между педагогом и учащимся. Авторитет взрослого способеннепроизвольно подавить ребенка, что может выразиться в затрудненности восприятия.Снятие дискомфорта перед взрослым – необходимое условие мобилизации ребенка на общениес учителем и как следствие — непринятие той учебной задачи, которую он перед нимставит.
Метод антиципации ценностей– это предвосхищение реакции учащихся на результат их деятельности. Проигрываниеситуации успеха еще до изготовления того или иного объекта приводит к внутреннейорганизации, мобилизации активности учащихся, что помогает удерживать первичныймотив на протяжении всей деятельности. Часто школьники, определив в начале уроказначимость для себя изготовляемого предмета, не могут сохранить ее до конца урока,тем более, если изготовление объекта занимает не один, а несколько уроков. В этомслучае метод антиципации ценностей способствует мотивационной регуляции деятельностиучащихся.
Метод эмоционального подкрепления– это формирование и укрепление положительных эмоций как в процессе деятельности,так и по достижении конечного результата. Ребенок, испытав однажды чувство эмоциональногоудовлетворения, стремится вновь пережить чувство эмоционального комфорта при взаимодействиис учителем по поводу новой задачи, которую тот перед ним ставит. Важно, чтобы этичувства ребенок испытал в ситуации, когда результат достижения либо соответствуетожиданию учащихся, либо превосходит его, или же когда успех отмечен окружающимии близкими людьми. Данный метод способствует закреплению возникшего мотива деятельности.
Использование данных методовпедагогического взаимодействия способствует лучшему проявлению индивидуальных особенностеймотивационных факторов деятельности учащихся, учитывая которые, педагогу будет легчепонять потребности каждого ребенка, помочь ему в преодолении возникающих в процесседеятельности препятствий, способствуя тем самым построению школьниками мотива. Однакона каждом отдельном этапе урока для развития того или иного мотивационного факторадеятельности необходимо использовать определенные педагогические приемы.
Работа учителя по развитиюмотивационных факторов деятельности чащихся должна проводиться дифференцированно,с учетом индивидуальных мотивационных проявлений умственно отсталых школьников.Для одних детей основное внимание необходимо сосредоточить на создании на урокеусловий, способствующих формированию потребностей, связанных с достижением результатадеятельности. В зависимости от причин, препятствующих актуализации необходимой потребности(отсутствие необходимых для успешной реализации
деятельности умений и навыков,неблагоприятные социальные отношения, отрицательное эмоционально-психологическоесостояние при выполнении данного вида деятельности), учитель должен строить индивидуальнуюработу с тем или иным учеником.
Для других учащихся важнонаучиться сохранять эмоциональную устойчивость и работоспособность при столкновениив процессе деятельности с препятствиями. Таким детям, как правило, необходима поддержкаучителя, вселяющая уверенность в собственных силах, в успех дела. Поэтому при работес этими учащимися необходимо акцентировать внимание на развитие у них умения преодолеватьпрепятствия, возникающие на пути к достижению цели.
У третьих мотив в процесседеятельности формируется. Однако и с ними необходимо проводить работу по развитиюи укреплению таких мотивационных качеств, как сила (действенность) мотива, его устойчивость,а также осознанность. Целесообразно также позаботиться о том, чтобы мотивообразованиепроисходило не только на уровне эмоционально-чувственных оценок, но и на уровнеоценок сознания.
Ситуация №1
Педагог: «Если ты не сядешьсейчас же делать уроки – гулять не пойдешь!»
Ситуация №2
Педагог: «Если ты плохо сделаешьуборку – телевизор смотреть не будешь!»
Ситуация №3
Педагог: «Иди на кружок, итакничего не делаешь!»
Ситуация №4
Педагог: «Я не разрешаю тебеиграть в компьютер, пока ты не постираешь свои вещи»
Ситуация №5
Педагог: «Будешь сидеть закнигой, пока не дочитаешь!»
Ситуация №6
Педагог: «Пока не переоденешься,на обед не пойдем!»


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Битва при Азенкуре 25 октября 1415 года
Реферат 3 Последовательность синтеза автоматов с памятью лгоритм работы автомата с памятью вначале задается в виде словесного описания
Реферат Macbeth Essay Research Paper EnglishA serialization of
Реферат Украинская культура развитие и современное состояние
Реферат 1. Сущность, цели и задачи менеджмента. Научные подходы. Основные категории менеджмента
Реферат Управление государственными и муниципальными предприятиями
Реферат Николай Семенович Лесков (1831—1895): очерк жизни и творчества
Реферат Узлы функциональной электроники
Реферат Анализ цены и структуры капитала ЗАО "Термотрон-завод"
Реферат Аллан и Барбара Пиз. Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина)
Реферат Клининг Машины для уборки помещений
Реферат Управление муниципальной собственностью 2
Реферат Чавес, Уго
Реферат Управление персоналом 33
Реферат Why Shouldn