Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старших классах

/>/>/>/>/>/>/> Развитие мыслительной деятельности учащихся на урокахлитературы в старших классах
/>/>/>/>/>

Содержание
Введение
1. Категориальный анализ мыслительной деятельности, её общая системнаяхарактеристика
1.1 Психологическая теориядеятельности
1.2 Категориальный анализ
1.3 Мыслительная деятельность каксоставляющая познавательной деятельности
2. Активизация мыслительнойдеятельности учащихся на уроках литературы в старшихклассах
2.1 Активная мыслительнаядеятельность учащихся как основа усвоения знаний
2.2 Методы и приёмы
2.3 Игра как форма урока,использование приёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во времяигры
Литература
/>/>Введение
«В деятельностичеловек раскрывает своё особенное место в мире и утверждает себя в нём каксущество общественное. Поэтому ответить на вопрос „Что такое человеческаядеятельность?“ — значит выяснить, что представляет собой сам человек».
Некотороевремя назад проблематика деятельности и деятельностного подхода в различныхнауках, в том числе и в педагогике и в психологии, была весьма популярна.Разные варианты этого подхода разрабатывались такими выдающимися философами,как М.К.Мамардашвили, Г.С.Батищев, Г.П.Щедровицкий, Э.Г.Юдин. Интенсивноизучались в эти годы проблемы общей структуры деятельности, предпринималисьпопытки представить её как систему (Каган М.С., Кветной М.С.), исследовалисьотдельные аспекты деятельности (Буева Л.П.). Много философских,социологических, психологических и педагогических исследований были посвященыразличным видам деятельности. Между тем в настоящее время деятельностнаятематика утратила былую популярность, в адрес деятельностного подходавыдвигается ряд обвинений, в частности, в пагубном антропоцентризме, «узости»теории деятельности. Но ведь можно и иное понимание деятельности. Взаимнаядеятельность, взаимодействие свободно участвующих в процессе участников,коллективная деятельность может дать новый толчок для развития деятельностногоподхода в разработке теорий различных наук.
Деятельностькак философская категория является «сквозной» для разных отраслейнаук, в том числе и для психологии. Психологическая теория деятельности,составной частью которой является и мыслительная деятельность, служит основойдля ряда теоретических и экспериментальных разработок в области педагогики, рядаеё концепций. Неслучайным является и тот факт, что выдающиеся психологи, такие,как С.Л.Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Л.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, занималисьизучением отдельных аспектов данной категории. В общей теорииучения (основы которой были заложены Я.А. Коменским, И.Г. Песталоцци, А.Диствервегом, в нашей стране — К.Д. Ушинским, П.Ф. Каптеревым, С.Т. Шацким,П.П. Нечаевым, М.Я. Басовым, П.П. Блонским, Л.С. Выготским, а также крупнейшимипредставителями отечественной и зарубежной педагогической психологии серединыXX столетия — Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, И. Лингартом, И. Ломпшером идругими учеными) сформировалась собственно психологическая теория учебнойдеятельности, приоритет в научной разработке которой принадлежит России. Ееразработчики — Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А.К. Маркова, П.Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина и др. В трудах этих учёных большое значение уделяется процессу учения,развития, который основывается на принципах единства психики и деятельности.
Ивсё же не все проблемы мыслительной деятельности, анализ её сущности иструктуры получили всестороннее раскрытие в научной психологической ипедагогической литературе: требуется внести ясность в определении мыслительнойдеятельности, нет системных теоретических трудов о развитии мыслительнойдеятельности учащихся на уроках филологического цикла, недостаточно полнопредставлены практические приёмы, формы и способы активизации мыслительнойдеятельности на уроках литературы./>/>/>/>/>/>/> 
1. Категориальный анализ мыслительной деятельности, еёобщая системная характеристика/>/>/>/>/>/>/>1.1 Психологическая теория деятельности
В настоящее времясуществует мнение о том, что в психологии обращение к проблеме деятельностибыло вынужденной формой приспособления к официальной идеологии, что всеинтересные результаты, полученные в рамках этого подхода, могут бытьинтерпретированы иначе, что современные науки о человеке должны искать другуюметодологию. В цели нашей работы не входит подробный анализ психологическойтеории деятельности, однако на некоторых моментах данной проблемы остановитьсявсё же следует в связи с тем, что педагогика и психология связаны теснейшимобразом, и говорить об активизации мыслительной деятельности учащихся, незатронув психологический аспект просто невозможно. Основоположникпсихологической теории деятельности С.Л.Рубинштейн и А.Н.Леонтьев, развившийэту теорию, считали, что деятельность субъекта — внешняя и внутренняя — опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что впредметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности,должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано ивоспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и ксамому себе — к его состояниям, свойствам, особенностям. Сознание естьоткрывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия исостояния. А.Н.Леонтьев писал: «Вступая в прямое соприкосновение спредметной действительностью и подчиняясь ей, деятельность видоизменяется,обогащается, в этой своей обогащённости она кристаллизируется в продукте.Осуществленная деятельность богаче, истиннее, чем предваряющее ее сознание».
 Новый же этап разработкипсихологической теории деятельности был намечен в последних работахВ.В.Давыдова, посвящённых коллективной деятельности. Он показал, чтоколлективная деятельность включает взаимную деятельность и взаимные действия;взаимодействие её участников может быть понято и как коммуникация. Л.Выготскийписал о том, что процессы, совершающиеся между индивидами, участвующими впроцессе речевого общения, становятся процессами «внутри»индивидуума, преобразуясь соответственным образом. Вслед за ним Давыдоврассматривает интериоризацию как способ индивидуального присвоения формколлективной деятельности. Действия, включённые во взаимодействия с действиямидругого человека, предполагают субъектно-субъектные отношения.
Здесь отчётливо виднасвязь с современными требованиями к организацииучебного процесса, в основу которых должны ложиться субъектно-субъектныеотношения между учителем и учеником.
Таким образом, мы видим,что обращение к проблеме активизации мыслительной деятельности учащихся науроках является не только теоретически оправданным, но и актуальным длясегодняшнего времени/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/>/> 1.2 Категориальный анализ
Как уже говорилось выше,понятие «деятельность» охватывает и биологическую жизнедеятельностьчеловека, и его социокультурный, и духовный уровень.
В общей психологиипредставлена своя модель действий, в которой они рассматриваются как процессы,подчинённые осознаваемой потребности и цели. Социология рассматривает действиякак социальные факты, в которых объективируются человеческие способности,система целей, потребностей и ценностей посредством которых осуществляетсяпроцесс включения деятельности индивидов в общественную практику.
Для того чтобы в полноймере выявить характеристику категории мыслительной деятельности, необходимосоотнести её с другими.
Схема, предложеннаяКаганом, с нашей точки зрения, наиболее полно раскрывает место категориидеятельности (в целом) в сопоставлении с другими категориями.
/>
Человеческаядеятельность, при рассмотрении её в развитии, предстаёт перед нами какдвухуровневая биосоциальная система, превращающаяся благодаря изменениям и вфилогенезе и онтогенезе из жизнедеятельности живых существ в социокультурнуюдеятельность человека как общественного существа. Деятельность человекавозникает, меняется и совершенствуется вместе с духовным развитием человека, сразвитием социальных отношений, которые она обслуживает и которые она постоянноизменяет.
Деятельность имеетразличные формы и виды. Способ производства людьми своей материальной жизни,являясь основой деятельности, обладает спецификой, подчиняется своим особымзаконам и осуществляется при различном соотношении стихийного и сознательного вобщественных субъектах. В зависимости от целей, которые преследует субъект,выделяют преобразовательную и познавательную деятельности
Мы в нашей работеостановимся на познавательной деятельности, а именно на мыслительнойдеятельности и её развитии, поэтому остановимся на нижеследующих определениях.
Деятельность — динамическая системавзаимодействий субъекта с миром, в процессе коих происходит возникновение ивоплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношенийсубъекта в предметной действительности.
Мышление — наиболее обобщенная иопосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношениямежду познаваемыми объектами. Мышление — высшая ступень человеческого познания.Позволяет получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реальногомира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступенипознания./>/>/>/>/>/>/> 1.3 Мыслительнаядеятельность как составляющая познавательной деятельности
«Если деятельность субъектане затрагивает реального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишьзатем, чтобы мысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в егоглубины, постичь его суть». Познавательной можно назвать такуюдеятельность, в которой активность субъекта, направленная на объект, неизменяет его, не разрушает и не реконструирует, а отражается им и возвращаетсяк субъекту в виде знания об этом объекте. «Познавательный образ являетсяактивным отражением окружающего мира в сознании человека». Любой объектпознания выступает в качестве системы определённой сложности, поэтому познаниепредполагает отражение его целостности, структуры.
Познавательная деятельностьимеет своими объектами природу, общество, человека и саму познающую личность.Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание (чувственно данное),повседневное познание (здравый смысл) и научное познание. Чувственные данныепервичны в смысле данности, очевидности, они выражают исходный контакт человекас реальностью. «Познавательная гипотеза… превращает „сырые“чувственные данные в материал, из которого строится образ действия».Практическое познание неотрывно от практической деятельности и сохраняет своирезультаты в обыденном сознании людей в виде их жизненной мудрости илипрактического опыта.
Что касается типологиипознавательной деятельности, связанной с тем, кто осуществляет функцию еёсубъекта, то очевидно наличие индивидуальной и коллективной познавательнойдеятельности, не только в форме самопознания, но и в различных областях науки,в том числе и в педагогике.
Познавательнаядеятельность имеет свои разновидности. В сфере познания мы встречаемся сдеятельностью производящей и потребляющей, одна из которых даёт новые знания,другая же потребляет их, т.е. усваивает новые знания; потребление ипроизводство имеют здесь, безусловно, духовный характер. Различие междупродуктивной и репродуктивной деятельностью проявляется как различие междуисследовательской, приводящей к открытию новых законов бытия, и деятельностью,которая «тиражирует», репродуцирует научные открытия, придавая имформу, доступную для массового восприятия. Безусловно, данная классификацияимеет условный характер, так как «присвоение» знаний может быть такжеи продуктивным.
Подводяитог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что мыслительнаядеятельность – это процесс решения проблем, выражающийся в переходе от условий,задающих проблему к получению её результата. Мыслительная деятельностьпредполагает активную конструктивную деятельность по переструктуированиюисходных данных, их расчленение, синтез и дополнение.

/>/>/>/>/>/>/>2.Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках литературы в старшихклассах/>/>/>/>/>/>2.1 Активная мыслительная деятельность учащихся как основаусвоения знаний
Знания составляют ядросодержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки. Вновой «Российской педагогической энциклопедии» (1993 г.) «знания» определяются следующим образом: "…проверенныйобщественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процессапознания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в видепредставлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаковестественного и искусственного языков". Знания и правильно избранный путьих усвоения — предпосылка умственного развития учащихся. Сами по себе знанияеще не обеспечивают полноты умственного развития, но без них последнееневозможно. Являясь составной частью мировоззрения человека, знания в большоймере определяют его отношение к действительности, моральные взгляды иубеждения, волевые черты личности и служат одним из источников склонностей иинтересов человека, необходимым условием развития его способностей. С учетомвышесказанного перед учителем стоит несколько задач:
А) перевести знание изего застывших фиксированных форм в процесс познавательной активности обучаемых;
Б) преобразовать знаниеиз плана его выражения в содержание мыслительной деятельности учащихся;
В) сделать знаниесредством формирования человека как личности и субъекта деятельности.
Основой усвоения знанийявляется активная мыслительная деятельность учащихся, направляемаяпреподавателем. Знание проходит путь от первичного осмысления и буквальноговоспроизведения, далее к пониманию, применению знаний в знакомых и новыхусловиях, творческой переработке усвоенных знаний, оценке самим ученикомполезности, новизны этого знания. Понятно, что если знания остаются на первомэтапе, то их роль для развития невелика, а если ученик применяет их внезнакомых условиях и оценивает, то это значительный шаг в сторону умственногоразвития. И.Я. Конфедератов и В.П. Симонов выделяют следующие уровни усвоениязнаний, соотносимые с соответствующими этапами их усвоения:
· уровеньразличения (или распознавания) предмета;
· уровень егозапоминания;
· уровеньпонимания;
· уровеньприменения.
Сходные уровни усвоениязнаний предлагаются и В.П. Беспалько. Разграничивая репродуктивный ипродуктивный виды деятельности и рассматривая их структуру с точки зрениясамостоятельности выполнения, ученый выделил следующие уровни усвоения учебнойинформации.
/>Характеристика уровней усвоения учебной информации (по В.П. Беспалько) Уровень усвоения Название уровня Характеристика уровня 0 (нулевой) Понимание Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости I Узнавание Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие) II Воспроизведение Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной III Применение Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное IV Творчество Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
Мы видим, что высшимуровнем усвоения учебной информации является творчество, которое невозможносформировать, не используя на уроках приёмы активизации мыслительной деятельности./>/>/>/>2.2 Методы и приёмы
Прежде, чем мыостановимся на определённых формах и приёмах активизации мыслительной деятельности,следует затронуть вопрос о методах преподавании литературы, т.к. данный вопросявляется общим по отношению к формам и приёмам работы на уроке.
Слово «метод»означает путь, способ познания, систему правил и подходов к изучению явлений изакономерностей развития природы, общества и мышления. «Метод обучения (впедагогике) – это способ совместной работы педагога и учащихся при овладениизнаниями в ходе учебного процесса». Другими словами, метод — способдостижения какой-либо учебной цели, решения конкретной задачи; совокупностьприемов или операций практического и теоретического освоения учебных знаний. Наиболееутвердившийся в методике литературы можно считать классификацию Н.И.Кудряшёва,разработанную на основе предложений М.Н.Скаткина и И.Я.Лернера с учётомсвоеобразия литературы как учебного предмета. Существует несколькоклассификаций в зависимости от её основы: по источникам передачи и характерувосприятия информации (С.И.Петровский), по дидактическим задачам (М.А.Данилов)и др. В зависимости от характера познавательной деятельности можно выделитьследующие методы. «Это методы: творческого чтения, эвристический,исследовательский (проблемно-поисковый) и репродуктивный». Рассмотрим врамках данных методов последовательно отдельные приёмы активизации мыслительнойдеятельности учащихся на уроках литературы в старших классах.
«Метод творческогочтения…наиболее специфичен для преподавания литературы как искусства; егоназначение – развитие художественного восприятия, эстетических переживаний,глубокого проникновения в мир художественных образов; это метод, особенноспособствующий развитию воображения учащихся, их образного мышления,стимулированию их художественного творчества». На тех уроках, когдашкольников надо ввести в мир художественных образов, вчувствоваться в них,метод творческого чтения в разных его приёмах формирует читателя, которыйсо-творит вместе с писателем. (Бахтин М.М.) Однако не всегда известные приёмы врамках данного метода (выразительное чтение учителя, учащихся, прослушиваниезаписи в исполнении актёров и др.) обеспечивают активизацию мыслительнойдеятельности. Необходим предварительный настрой ученика на восприятиехудожественного произведения, "…установление ассоциативной связи междумыслями и представлениями учащихся и образами поэта". Интерес и вниманиешкольников достигается сообщениями о биографии поэта, о истории созданияпроизведения, введение учащихся в те жизненные условия, в которых создавалосьпроизведение. Необходимым условием подлинно творческого восприятияхудожественного произведения является предварительно заданный учителем вопросили задание. Так, например, перед чтением поэмы А.Блока «Двенадцать» (11класс) уместным будет следующее задание:
1. Ответьте на вопросы:
- Что видит, слышити ощущает автор в данной главе?
- Как он относитсяк тому, о чём он рассказывает? Обоснуйте своё мнение.
- Какие ассоциации(с произведениями литературы, музыки, живописи) возникают у вас припрослушивании?
- Как выпредставляете то, что вы слышите? Какая цветовая гамма преобладает в данномотрывке?
2. Нарисуйте воображаемую(или действительную) иллюстрацию к данной главе. Если желаете, объясните свойрисунок.
Интерпретация сопряжена спереводом текста на другой язык, с его перекодировкой (если воспользоватьсятермином структурализма). Интерпретация – это избирательное и в то же времятворческое овладение художественным произведением. При этом деятельностьинтерпретатора связана с его духовной и мысленной активностью.
Стимулирует мыслительнуюактивность учащихся перед выразительным чтением и такой приём, как сравнение споследующим творческим заданием. Так, например, при изучении лирики в 10 классевозможно такое задание:
1. Послушайте песню«Вечерний звон».
- Какие чувствавызывает у Вас эта песня?
- Какие образывстают перед мысленным взором?
2. Рассмотритерепродукцию картины Левитана И.И. «Вечерний звон».
- Что связываеткартину и песню?
- Такой ли образ Выпредставляли себе при прослушивании песни? Объясните своё мнение.
3. Прочитайтевыразительно стихотворение Я.Полонского «Вечерний звон».
- Сделайте анализхудожественных особенностей стихотворения, обратите особое внимание на ритмику,сделайте выводы.
- Почему именно этостихотворение нашло своё отражение в живописи и музыке?
- Подумайте, естьли общее в этих произведениях искусства? Что именно?
- Возможно ливообще сопоставление разных видов искусства?
- Какой видискусства лично Вам ближе?
Напишите сочинение натему «Мои впечатления от „Вечернего звона“…» (илисформулируйте тему самостоятельно) или отразите свои впечатления в рисунке.
В монографии Н.И.Кудряшёва подробно разобран такой приём активизации художественного восприятияпроизведения, как сопоставление отдельных произведений Г.Р. Державина и А.С. Пушкина,Ф. Тютчева и Пушкина, Г.Гейне и М.Ю. Лермонтова. Различные формы использованияданного приёма мы можем увидеть в трудах Т.И. Богомоловой. При изучениисовременной поэзии в 11 классе нами в том числе сопоставляются следующиестихотворения:
Слово учителя, лекция науроке в рамках репродуктивного метода, безусловно, положительно воздействуетна восприятие школьниками произведений художественной литературы.
"…Духовное богатствои разнообразие талантов, самобытность, оригинальность каждого из деятелейлитературы и искусства должно войти в сознание, в духовную жизнь учащихся,обогащать их личные переживания, влиять на поступки".
В целях активизациимыслительной деятельности учащихся на уроке можно перед началом лекции ставитьпроблемный вопрос, на который школьники ответят в конце урока. Так, например,при изучении творчества Н.В.Гоголя (9 класс) можно задать следующий вопрос: «Почемупроизведения Н.В. Гоголя стали основой многих кинокартин?» Активизируетдеятельность учащихся на уроке и творческое задание: сформулируйте тему нашегосегодняшнего урока, подберите эпиграф к уроку, подберите стихотворение.
Метод проблемного вопроса"…содержит, как правило, сложность, иногда выступающую в формепротиворечия, но очевидно разрешаемого для учеников…" За последнее времявышло немало работ, специально посвящённых проблемным вопросам и заданиям политературе, наметилась их типология. В рамках нашей работы мы не будемостанавливаться на анализе данного метода, укажем лишь некоторые возможныепримеры его применения на уроках литературы.
Сущность эвристическогометода заключается в целенаправленном руководстве познавательной деятельностьюучащихся в процессе изучения ими литературного произведения, выяснения того илииного литературного понятия, постижения закономерностей литературного процесса;с помощью этого метода вопросы или задания учителя последовательно, логичноведут школьников к конкретным выводам индуктивным или дедуктивным путём. Здесьнемаловажную роль играет «Диалог учителя и ученика как равныхсобеседников, диалог ученика с учеником, внутренний диалог ученика с самимсобой». На уроках возможно, даже желательно сочетание данного метода сдругими.
Использование данногометода для активизации мыслительной деятельности учащихся возможно припроведении уроков по анализу того или иного произведения. (См. урок на тему «Образпоэта в русской классической поэзии (А.С.Пушкин и М.И.Цветаева)» 11 классв статье С.В. Рыжовой.)
«Исследовательскийметод выполняет весьма важные функции. Он призван, во-первых, обеспечитьовладение методами научного познания в процессе поиска этих методов иприменения их. Во-вторых, он формирует черты творческой деятельности.В-третьих, является условием формирования интереса, потребности в такого родадеятельности… В-четвёртых, исследовательский метод даёт полноценные, хорошоосознанные, оперативно и гибко используемые знания». Тематика семинаровможет быть разнообразна, может отражать разные аспекты литературы.
В рамках данного методапроводятся уроки-семинары, уроки-исследования, учащиеся готовят сообщения,доклады. Семинарские занятия организуются два-три раза в год, их необходимотщательно подготовить по содержанию и методике. Темы семинарских занятийобъявляются заранее. Так, например, в 11 классе проводится обобщающий семинар ссамостоятельным анализом нового материала «Тема Великой Отечественнойвойны в произведениях литературы сороковых-девяностых годов». Приводимплан проведения семинара:
1.1. Вопросы дляобсуждения.
А) Этапы развитиялитературы о Великой Отечественной войне. Охарактеризуйте каждый из них.
Б) Характеристикалитературных произведений о Великой Отечественной войне сороковых-пятидесятыхгодов.
1.2. Исследованияучащихся:
ü  Поэты сороковых-пятидесятых годов овойне.
ü  Анализ стихотворения К.Симонова «Ждименя»
ü  Реализм и романтизм в прозаическихпроизведениях о войне.
ü  Роман А.Фадеева «Молодая гвардия»как романтическое произведение.
ü  Суровая правда войны в повестиК.Симонова «Дни и ночи».
2.1. Вопросы дляобсуждения.
А) Что явилось причинойнового этапа в развитии литературы о войне в пятидесятых-семидесятых годах?
Б) Что является меройценностей человека на войне?
2.2. Исследованияучащихся:
ü  Подвиг главного героя рассказаМ.Шолохова «Судьба человека». Основные особенности жанра военнойповести пятидесятых-семидесятых годов.
3.1. Вопросы дляобсуждения.
А) Специфика произведенийсемидесятых-девяностых годов о Великой Отечественной войне.
Б) Какие приёмыиспользуются писателями для раскрытия характеров и душевных движений героев вусловиях фронтовой жизни?
В) Чем отличаются повестиВ.Быкова от других произведений о Великой Отечественной войне?
3.2. Исследованияучащихся:
ü  Повесть В.Быкова «Карьер»как произведение экзинстенционализма.
ü  Русский национальный характер вромане Г.Владимирова «Генерал и его армия».
Урок «Поэтическиетечения в русской литературе начала 20 века» (11 класс) можно построить изсообщений учащихся:
ü  Индивидуализм и эстетизм поэзииВалерия Яковлевича Брюсова.
ü  Противоречивость творчества ФёдораСологуба.
ü  Пессимизм и философские раздумья втворчестве Зинаиды Гиппиус.
ü  Своеобразие творчества Андрея белого.
ü  Камерность лирики ИннокентияАнненского.
ü  Мистические обобщения в творчествеМаксимилиана Волошина.
ü  Романтический герой лирики НиколаяГумилёва.
ü  Культурные ценности человечества, ихзначение в поэзии Осипа Мандельштама.
ü  Музыкальность стиха и ирония встихотворениях Игоря северянина.
ü  Художественное новаторствостихотворений Велимира Хлебникова.
В рамках данного урокавозможен и такой приём, как «защита» проекта обложки книгистихотворений того или иного поэта.
Возможен и такой приём,как творческий доклад:
ü  Любимые цвета в творчестве …
ü  Диалог о любви М.Цветаевой иА.Ахматовой.
ü  Опишите мечты «маленькогочеловека».
ü  Опишите свои десять вечеров идобавьте, какими бы Вы их хотели бы видеть.
ü  Придумайте интересные упражнения куроку.
Задача докладчика ивыступающего на уроке состоит в том, чтобы убедить слушателей, доказать своиосновные положения. Семинары, доклады, сообщения – это школа самостоятельноймысли, чёткости речи, школа общественных выступлений. Такие формы работы развиваютучащихся, формируют навыки, требующиеся для дальнейшего продолженияобразования./>/>2.3 Игра как форма урока, использованиеприёмов активизации мыслительной деятельности учащихся во время игры
Игровые формы обученияпозволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящейдеятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковойдеятельности. Творческо-поисковая деятельность оказывается более эффективной,если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходекоторой учащиеся усваивают приемы учения. Технология игровых методов обучениянацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своегоповедения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственнойсамостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Игра выступаетсамостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, она –самая свободная форма их деятельности, в которой осознается, изучаетсяокружающий мир, открывается широкий простор для личного творчества, активностисамопознания, самовыражения. Игра – главная сфера общения детей; в ней решаютсяпроблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.
Концептуальныеположения игровых форм обучения:
ü  Каждая игра имеет близкий результат(окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознаниюпути достижения цели (нужно знать больше других).
ü  В игре команды или отдельные ученикиизначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависитот самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений,характера.
ü  Обезличенный процесс обучения в игреприобретает личностные значения. Учащиеся примеряют социальные маски,погружаются в воображаемую обстановку и ощущают себя частью изучаемоголитературного процесса или произведения.
ü  Ситуация успеха создает благоприятныйэмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимаетсяне как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательнуюдеятельность (реванш).
ü  Состязательность – неотъемлемая частьигры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создаеткомфортное состояние на уроках литературы и усиливает желание изучать предмет.
ü  В игре всегда есть некое таинство –неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкаетне поиск ответа.
ü  В игровой деятельности в процесседостижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищетвыход, она устремлена на решения познавательных задач.
Существуетнесколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметныеигры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – детипознают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т.п.
II группа – игрытворческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальнойдеятельности. Так, например, при изучении романа Ф.М.Достоевского «Преступлениеи наказание» возможно использование такого приёма, как суд надРаскольниковым. Учащиеся заранее получают задания, распределяют роли. Ребятаучатся вживаться в заданный образ, учатся видеть в героях живых людей с ихчувствами и мыслями.
III группа игр, котораяиспользуется как средство развития познавательной активности детей – это игры сготовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Оперировать вложеннымив игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя. Науроках литературы можно использовать «литературное лото», «назовипроизведение на тему», «третий лишний» и др. Возможноиспользование «блиц-опроса», где первый ученик задаёт вопрос второму,второй – третьему и т.д. Время на ответ исчисляется в секундах, учитель имеетправо снять вопрос, если он не соответствует теме или некорректен. Каждыйученик имеет право отказаться от участия в блиц-опросе. Можно начинать урок спонятийной разминки, которая проводится следующим образом: на доске пишутсяслова, нужно объяснить их смысл; даны понятия, необходимо назвать слова.
IV группа игр –строительные, трудовые, технические, конструкторские. Такие приёмы работы, как «изданиесборника …», «защита макета обложки книги того или иногопроизведения, автора», «подбор иллюстраций», «изданиеиллюстраций к …» ставит учащихся на место людей творческих профессий,развивает их творческое воображение.
V группа игр,интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие напсихическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показываютиграющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказываютпути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, чтоони сами направляют учеников на овладение знаниями и умениями. Обучение, какправило, включают два компонента: сбор нужной информации и принятие правильногорешения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Сюдаследует отнести развивающие игры психологического характера: кроссворды,викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т.д./>/> 
Литература
1. Давыдов В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986г.
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Просвещение, 1991г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Немедленное исполнение решений судов по гражданским делам
Реферат Литература - Терапия ЖЕЛЕЗОДЕФИЦИТНЫЕ АНЕМИИ
Реферат Горячие точки планеты. Ангола
Реферат Рапсовая блошка
Реферат Учёт оплаты труда на предприятии 4
Реферат Денежная масса: регулирование в условиях инфляции
Реферат Iii научно-практическая конференция арбикон «Корпоративные библиотечные системы: технологии и инновации»
Реферат Экологическая экспертиза и аудит
Реферат Space Essay Research Paper Evolution a process
Реферат Решение систем линейных алгебраических уравнений
Реферат Элегазовый генераторный выключатель 10 кВ, 63 кА, 8000 А
Реферат Балада про соняшник
Реферат Отражение русской истории в творчестве древнерусских распевщиков
Реферат Совершенствование системы ипотечного жилищного кредитования
Реферат «Роль уроков русского языка и литературы в патриотическом воспитании школьников»